Церковный раскол в русской православной церкви: Раскол церковный
Содержание
Раскол русской православной церкви
Предыстория
Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол. В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы. Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.
Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.
Церковный раскол — причины, последствия
Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства. Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.
Основные даты
Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).
Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.
1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.
1652 год – Избрание Никона патриархом.
1653 год – Церковная реформа.
В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.
1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.
1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.
1658 год – Отречение Никона от патриаршества.
1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.
1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.
Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.
Избрание митрополита Никон в патриархи
1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.
У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона. Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством. Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.
Реформа Никона
1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы. Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене. В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви. Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию. Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии. Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.
Лишение Никона патриаршего сана
1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать. Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли». Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.
Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора. Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.
Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.
Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.
Раскол Русской православной церкви начался с реформы патриарха Никона
Церковный раскол в Русской православной церкви связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. Одним из основных противников реформ и сторонником сохранения старых церковных канонов был протопоп Аввакум, 25 мая 1666 года представший перед Большим Московским церковным собором и отказавшийся принести покаяние. Это событие поставило Русскую Церковь перед неизбежным расколом.
Аввакум был осужден и отправлен в ссылку в Пустозерский острог на Печоре. На соборе отказался принести покаяние и поп Лазарь, за что был сослан в тот же острог. На собор был приведен диакон Благовещенского собора Феодор, который на соборе не принес покаяние, был предан анафеме, и был сослан в Николо-Угрешский монастырь.
Вскоре он прислал свое письменное покаяние на собор, был прощен, но затем вернулся к своим прежним взглядам, за что ему вскоре отрежут язык и отправят в Пустозерский острог, в ссылку, а затем сожгут живьем в срубе вместе с протопопом Аввакумом.
На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666-1667 годов патриарху Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе Собора Паисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые сделали необратимым раскол в Русской Церкви.
Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
Реформа патриарха Никона осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650-1680-х годах.
Противники реформы, впоследствии получившие название старообрядцы, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666-1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
Сосланному в Пустозерск Аввакуму не вырезали языка, как сосланным вместе с ним Лазарю, Епифанию и Никифору, протопопу симбирскому. Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Федору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.
Связанные статьи
Дата события: 25 мая 1666 года (356 лет назад)
Категории
Религия, Политика, Государство
Регионы
Москва, Россия
Теги
#конфликт, #православие, #церковь
справочная информация
ЗАКРЫТЬ X
-
-
Дата события: 25 мая 1666 года (356 лет назад)
-
Категории
Религия, Политика, Государство
Регионы
Москва, Россия
Теги
#конфликт, #православие, #церковь
Война Путина порождает раскол в Русской Православной Церкви
Воскресное утро
/ Новости Си-Би-Эс
Лидер Русской Православной Церкви поддерживает войну, разделяющую церковь
Поддержка лидером Русской Православной войны войны разделяет церковь
05:21
В минувшие выходные на специальной полуночной службе в переполненной церкви в Удине, на северо-востоке Италии, священник провел свою паству иммигрантов из Украины, России и Восточной Европы через их обычные православные пасхальные традиции. Но в последнее время он также сопровождает их на гораздо менее знакомом пути, вызванном войной на Украине.
В марте этот приход решил отделиться от своей материнской церкви в Москве и вместо этого присоединиться к православной церкви в Стамбуле, лидер которой критиковал войну, что резко контрастирует с главой Русской православной церкви.
«Отделяясь от Москвы, — сказал «Воскресному утру» отец Владимир Мельничук, — мы придерживаемся христианского видения мира».
Пасхальное богослужение в православном храме города Удине, Италия. Приход отделился от Русской православной церкви, базирующейся в Москве, из-за поддержки церковным руководством войны на Украине.
Новости Си-Би-Эс
Около 100 миллионов русских православных – самая большая церковь в православии. Их лидером является патриарх Кирилл, который свято назвал вторжение России в Украину.
В проповеди в начале марта Кирилл выступил против влияний западного мира – его «избыточного потребления» и «гей-парадов». Он сказал о войне на Украине: «Мы говорим о спасении людей».
Андрей Синицын из Москвы согласен с разделом своего прихода. «Патриарх Кирилл фактически поддерживает войну», — сказал он. «Патриарх Кирилл слишком сблизился с правительством».
Корреспондент Сет Доан спросил: «Каково это быть прихожанином, верующим?»
— Недопустимо, — ответил Синицын. «Церковь должна быть независимой».
Отец Кирилл Ховорун был рукоположен Кириллом и был его советником по богословию до 2012 года. Он сказал: «Я считаю, что церковь является основным поставщиком идеологии, путинской идеологии. У этой войны простая формула: Война — это оружие плюс идеи. , а пушки, конечно, из Кремля, а идеи из церкви».
Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви. Критики говорят, что Кирилл продвигал доктрину, согласно которой Россия, Украина и Беларусь фактически являются одной нацией (основа для попытки Путина подчинить Украину власти Москвы), и призвал общественность поддержать Кремль против врагов «как внешних, так и внутренних». »
Новости Си-Би-Эс
И, считает отец Кирилл, Путин рассматривает эту войну как «священную операцию»: «Миссия от Бога очистить мир, знаете ли, от скверны западных идей и западных ценностей».
«Вы хотите сказать, что церковь создала идеологическую основу для войны?» — спросил Доан.
«Ну, вообще-то, когда я работал в Московской патриархии, я был свидетелем того, как зарождалась эта идеология, и протестовал против этого», — сказал он.
В советское время священников заставляли информировать спецслужбы, и широко распространено мнение, что Кирилл работал в КГБ. Но отец Кирилл считает, что Кирилл никогда не был в восторге от этого, что создавало трения с Путиным. «И именно поэтому мы говорим о браке по расчету, а не о браке по любви», — сказал Кирилл. «Они должны терпеть друг друга, потому что они используют свои навыки, свою харизму и, возможно, эти ресурсы друг друга — каждый в своих целях».
Эти ресурсы огромны, сказал другой бывший инсайдер, Сергей Чапнин, который также работал на Кирилла: «Есть приблизительные оценки, что он определенно миллиардер и, по сути, один из путинских олигархов — извините».
«Вы называете патриарха олигархом?» — спросил Доан.
«Ага», — ответил Чапнин. «У него есть финансовый интерес в сотрудничестве с государством, как и у других олигархов».
Чапнин рассматривает российскую церковь как государственную пропагандистскую машину, распространяющую идеи Путина как защитника консервативных ценностей от морально испорченного Запада.
Чапнин также считает, что экспансионистские амбиции Кирилла даже превышают путинские: «Главная мотивация патриарха Кирилла — это фактически власть и влияние», — сказал он. «Но из-за войны он фактически проигрывает».
До войны в Украине было много православных церквей, лояльных Москве. Теперь сотни украинских приходов откололись в знак протеста… что не так просто сделать в России.
Тем не менее, этот священник из подмосковного прихода сказал, что чувствует необходимость высказаться. Отец Иоанн Бурдин сказал нам: «Ответственность за то, что сейчас происходит, лежит на всех нас». Бурдин сказал, что все либо одобрили, либо промолчали.
Но когда он говорил в проповеди о том, что он назвал «братоубийственным конфликтом», он был допрошен российской полицией, оштрафован и предупрежден о возбуждении уголовного дела.
Доан спросил: «Вы видите, что люди в России уходят из церкви из-за этого?»
— Это не видимый процесс, они не уходят группами, — сказал Бурдин. «Но, без сомнения, это происходит».
И точно так же, как эта церковь в Удине, Италия, показывает, как Путин пытается изменить политические границы, религиозная карта региона также меняется.
Рассказ подготовила Анна Матранга. Монтажер: Эмануэле Секки.
Война в Украине
Более
Более
- В:
- Россия
- Владимир Путин
Впервые опубликовано 1 мая 2022 г. / 10:23
© 2022 CBS Interactive Inc. Все права защищены.
Спасибо, что читаете CBS NEWS.
Создайте бесплатную учетную запись или войдите в систему
, чтобы получить доступ к дополнительным функциям.
Пожалуйста, введите адрес электронной почты, чтобы продолжить
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты, чтобы продолжить
Раскол Русско-Украинской Православной Церкви продолжает злить Москву : NPR
Православная Церковь имеет долгую историю в Украине, которая связана с национальной идентичностью страны. Одни приходы идентифицируют себя исключительно с Украиной, другие – с Россией.
А МАРТИНЕС, ВЕДУЩИЙ:
Я Мартинес в Киеве, где, просто прогуливаясь по городу, вы заметите множество культовых сооружений — высокие сооружения рядом с большими площадями повсюду. Это богато украшенные исторические места с позолоченными куполами и окрашенными в пастельные тона фасадами, многие из которых также являются символами независимости Украины от России. Сент-Майклс — один из них. Это один из самых богатых православных храмов города. А вчера я стоял возле этой церкви и спрашивал посетителей, что это значит для них.
(ЗВУК КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНКА)
МАРТИНЕС: Лидия (тел.) из раздираемой войной восточной части Украины, которая сейчас контролируется пророссийскими сепаратистами. Хотя сейчас она живет во Франции, в Киеве она провела 15 лет и часто возвращается с детьми. Ее сын был крещен в церкви Святого Михаила.
ЛИДИЯ: А я говорю, что у меня две родины, восток Украины, Горловка и Киев. И я не могу отделить ту часть Украины, которую люблю. Для меня это две родины.
МАРТИНЕС: Долгое время Россия диктовала, как православная церковь действовала в Украине, во многом отражая борьбу страны за независимость от того же угнетателя. Другой посетитель, бизнесмен по имени Михаил (тел.), говорит, что ходит в церковь несколько раз в неделю и что для него важно, чтобы церковь св. Михаила больше не отождествлялась с Русской православной церковью.
МИХАИЛ: Эта церковь является частью Украинской Православной Церкви, и я верю, что все церкви в Украине будут частью Украинской Церкви, а не Русской Церкви. А для меня это идентичность Украины. Это объединяет людей в Украине.
МАРТИНЕС: Когда Россия вторглась в некоторые части востока Украины в 2014 году, это побудило украинцев публично разорвать культурные связи со своим бывшим имперским правителем и укрепить чувство национальной идентичности. Один из самых острых расколов произошел в религии. Украинская Православная Церковь теперь независима от могущественной Русской Православной Церкви. Джоанна Какиссис из NPR присоединяется ко мне, чтобы обсудить, как этот раскол продолжает сегодня злить Москву. Итак, Иоанна, в течение многих лет украинцы были частью Русской Православной Церкви. Что это значило для украинцев?
ИОАННА КАКИССИС, БАЙЛИН: Итак, в течение многих лет Русская Православная Церковь, которая и сегодня остается очень могущественной церковью, претендовала на Украину как на часть своей территории. А это значит, что Украинская Православная Церковь подчинялась Русской церкви. В результате многие священнослужители Украинской церкви также были лояльны к Москве. И это начало меняться, когда Украина начала сближаться с Западом и хотела освободиться от российского влияния.
МАРТИНЕС: Так как проевропейская революция 2014 года повлияла на Украинскую Православную Церковь?
КАКИССИС: Итак, церковь ответила своей собственной революцией. В 2014 году куча приходов по всей стране взбунтовалась. Прихожане были возмущены тем, что некоторые из их церковных лидеров не осудили Владимира Путина за вторжение в части Восточной Украины, поэтому они начали переходить на сторону Киевского патриархата. Раньше это была местная церковь, которая поддерживала уклон Украины в сторону Запада. И Владимир Путин, и Русская православная церковь ненавидели это. Они подвергли резкой критике создание этой новой независимой церкви.
Я говорил с профессором Тимофеем Бриком. Изучает религиозную жизнь в Украине. Он сказал мне, что утверждение Украинской церковью независимости идет вразрез с той идеей, которую продвигает Путин, что Украина и Россия, по сути, одна и та же нация.
ТИМОФИЙ БРИК: Я думаю, Путин считает, что, отвергая русское православие, Украина отвергает его нарратив о единстве и счастливой семье с Россией. И, конечно же, ему это не нравится.
КАКИССИС: Итак, украинцы выиграли эту битву. В 2019 году, Православная церковь Украины стала официальной. Глава православного мира, Вселенский Патриарх Варфоломей, проживающий в Стамбуле, даровал то, что называется автокефалией. А автокефалия — это греческое слово. По сути, это означает, что церковь является самоуправляемой.
МАРТИНЕС: Итак, теперь все православные приходы являются частью Православной церкви Украины?
КАКИССИС: Вообще-то нет. Профессор Брик рассказал мне, что в этой автокефальной Православной Церкви Украины насчитывается около 7000 приходов по всей Украине. Но еще 12 000 — примерно 12 000 — находятся в другой церкви, Украинской Православной Церкви, чтобы не было путаницы. Но для краткости здесь ее называют Московской церковью. Эта церковь сохранила связь с Русской Православной Церковью. Была даже попытка заставить эту церковь, имеющую связи с Москвой, изменить свое название на Русскую Православную Церковь, просто чтобы было понятно. Но суды отказались от этого. Приходы, тем не менее, постепенно переходят в независимую украинскую церковь. Профессор Брик сказал мне, что около 500 человек перешли на другую сторону с 2018 по 2019 год.. И сегодня приходы присоединяются к независимой Православной церкви Украины.
МАРТИНЕС: Так почему Православная церковь важна для украинцев?
КАКИССИС: Итак, при Советском Союзе существующая церковь не была уничтожена Кремлем, но Кремль строго контролировал и регулировал ее. Профессор Брик, религиовед, сказал, что, хотя украинцы не особо религиозны, все они ходят в церковь на Пасху и Рождество. Они крестят своих детей, потому что, понимаете, церковь — это просто часть их культуры.
БРИК: В этом отношении Украина очень похожа на другие восточноевропейские и посткоммунистические страны. В наших обществах религия очень тесно связана с чувством национальной идентичности. Поэтому очень важно думать о себе как о православном, если вы хотите сказать, что вы действительно украинец.
КАКИСИС: Он говорит, что около 60% украинцев являются частью этой церкви, идентифицируют себя как православные христиане.
МАРТИНЕС: Итак, Джоанна, похоже, что после распада Советского Союза был смысл восстановить независимое религиозное чувство.
КАКИССИС: Да, верно, А. Профессор Брик сказал мне, знаете, очевидно, что не обязательно быть православным, чтобы быть настоящим украинцем. Здесь есть и католики, и евреи, и атеисты. Но этот раскол в православной церкви подчеркивает, что все больше и больше украинцев, знаете ли, не хотят быть частью русского мира. Они не хотят ходить в церковь, где восхваляют московского патриарха, поддерживающего войну, и где священники отказываются восхвалять павших украинских воинов. Они рассматривают русскую церковь как еще одно средство контроля Кремля.
МАРТИНЕС: Это Джоанна Какиссис из NPR со мной перед монастырем Святого Михаила с золотыми куполами.