Да имеющий уши слышит: Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 13:9
Содержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 13:9
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:3
Кто имеет уши слышать, да слышит
Не в том смысле, что не все люди имеют уши, но в том смысле, что не все имеют их для слышания спасительного слова. Поскольку же и «ум видит и ум слышит», по выражению уважаемого Пифагора, то внимающие с умом и сознанием, это – те, «которые имеют уши, чтобы слышать». Если же и «разум благ творящим и» (Пс.110:10), и слово познается по делам (Мф.7:20), то, следовательно, тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело.
Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).
Сокровище духовное, от мира собираемое.
Примечай, что Господь говорит во Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и «уши», чтобы «слышать».
Все люди имеют уши, но не все имеют «уши», чтобы «слышать». Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухого человека.
Отсюда бывает, что слышит человек проповедь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное видит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевными очами видит Его и уши души отверстыми имеет?
Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который «глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк 7:32–35), – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя.
Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс 118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс 118:72). Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает человек, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хотя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Самого Христа говорящего, ибо те же слова читаются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил.
Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится.
Письма келейные. Письмо 102.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Он призывает нас к пониманию сказанного каждый раз, как только нас убеждают этими словами.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: «Кто имеет уши слышать, да слышит.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Имеяй ушы слышати да слышит
Это сказал и в одиннадцатой главе; найди там и объяснение.
Толкование Евангелия от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:8
Кто имеет уши слышать, да слышит
Эти слова нередко присоединял к Своему учению Иисус Христос. Они указывали на то, чтобы слышащие особенно обратили свое внимание на известное учение (см. объясн. 15 ст. 11 гл.). Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
(Мк. 4:9; Лк. 8:8). Так же, как и в 11:15, у Матфея пропущено (по некоторым чтениям) “слышать”, которое встречается у Марка и Луки. Таким образом, буквальный перевод: “кто имеет уши, пусть слышит” (Тертуллиан: qui habet aures audiat).
Толковая Библия.
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:1
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 13:9
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:3
Кто имеет уши слышать, да слышит
Не в том смысле, что не все люди имеют уши, но в том смысле, что не все имеют их для слышания спасительного слова. Поскольку же и «ум видит и ум слышит», по выражению уважаемого Пифагора, то внимающие с умом и сознанием, это – те, «которые имеют уши, чтобы слышать». Если же и «разум благ творящим и» (Пс.110:10), и слово познается по делам (Мф.7:20), то, следовательно, тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело.
Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр. 3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк. 7:34).
Сокровище духовное, от мира собираемое.
Примечай, что Господь говорит во Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и «уши», чтобы «слышать».
Все люди имеют уши, но не все имеют «уши», чтобы «слышать». Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухого человека.
Отсюда бывает, что слышит человек проповедь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное видит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевными очами видит Его и уши души отверстыми имеет?
Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который «глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк 7:32–35), – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя.
Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс 118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс 118:72). Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает человек, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хотя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Самого Христа говорящего, ибо те же слова читаются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил.
Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится.
Письма келейные. Письмо 102.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Он призывает нас к пониманию сказанного каждый раз, как только нас убеждают этими словами.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: «Кто имеет уши слышать, да слышит.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Имеяй ушы слышати да слышит
Это сказал и в одиннадцатой главе; найди там и объяснение.
Толкование Евангелия от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:8
Кто имеет уши слышать, да слышит
Эти слова нередко присоединял к Своему учению Иисус Христос. Они указывали на то, чтобы слышащие особенно обратили свое внимание на известное учение (см. объясн. 15 ст. 11 гл.). Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Кто имеет уши слышать, да слышит
(Мк. 4:9; Лк. 8:8). Так же, как и в 11:15, у Матфея пропущено (по некоторым чтениям) “слышать”, которое встречается у Марка и Луки. Таким образом, буквальный перевод: “кто имеет уши, пусть слышит” (Тертуллиан: qui habet aures audiat).
Толковая Библия.
Кто имеет уши слышать, да слышит
См. Толкование на Мф. 13:1
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Матфея 13:14-38 Таким образом, они показывают, что Исаия сказал о них правду: «Вы будете слушать и слушать,
но ты не поймешь.
Ты будешь смотреть и смотреть,
но вы действительно не увидите.
Да, умы этих pe | Святая Библия: легкая для чтения версия (ERV)
Итак, они показывают, что Исаия сказал о них правду:
«Вы, люди, будете слушать и слушать,
но ты не поймешь.
Ты будешь смотреть и смотреть,
но вы действительно не увидите.
Да, умы этих людей сейчас закрыты.
У них есть уши, но они не слушают.
У них есть глаза, но они отказываются видеть.
Если бы их умы не были закрыты,
они могли видеть своими глазами;
они могли слышать своими ушами;
они могли бы понять своим умом.
Тогда они могут вернуться ко мне и исцелиться».
Но Бог благословил тебя. Вы понимаете, что видите своими глазами. И вы понимаете, что вы слышите своими ушами. Уверяю вас, многие пророки и благочестивые люди хотели видеть то, что вы сейчас видите. Но они этого не видели. И многие пророки и благочестивые люди хотели услышать то, что вы сейчас слышите. Но они этого не слышали.
«Послушайте же, что означает та история о крестьянине:
«А как насчет семени, упавшего при дороге? Это подобно людям, которые слышат учение о Царстве Божием, но не понимают его. Лукавый приходит и забирает то, что было посажено в их сердцах.
«А как же семя, упавшее на каменистую почву? Это подобно людям, которые слышат учение и быстро и с радостью принимают его. Но они не позволяют учению проникнуть глубоко в их жизнь. Они держат его только короткое время. Как только приходят неприятности или гонения из-за принятого ими учения, они сдаются.
«А что насчет семени, которое упало среди колючих сорняков? Это похоже на людей, которые слушают учение, но позволяют заботам об этой жизни и любви к деньгам мешать ему расти. Так что это не дает урожая в их жизни.
«А как же семя, упавшее на добрую землю? Это подобно людям, которые слышат учение и понимают его. Они растут и дают хороший урожай, иногда в 100 раз больше, иногда в 60 раз больше, а иногда и в 30 раз больше».
Затем Иисус использовал другую историю, чтобы научить их. Иисус сказал: «Царство Бога подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле. В ту ночь, когда все спали, пришел враг этого человека, посеял сорняки среди пшеницы и ушел. Позже выросла пшеница, и на растениях выросли колосья. Но в то же время росли и сорняки. И подошли к нему слуги человека и сказали: доброе семя ты посадил на своем поле. Откуда взялись сорняки?
«Человек ответил: «Враг посадил сорняки».
«Слуги спросили: «Вы хотите, чтобы мы пошли выдергивать сорняки?»
Он ответил: «Нет, потому что, когда вы выдергиваете сорняки, вы также можете выдергивать пшеницу. Пусть сорняки и пшеница растут вместе до времени сбора урожая. Во время жатвы я скажу рабочим следующее: сначала соберите сорняки и свяжите их вместе, чтобы сжечь. Тогда собери пшеницу и принеси ее в мой амбар».
Тогда Иисус рассказал людям другую историю: «Царство Божие подобно горчичному зерну, которое человек сажает на поле своем. Это самое маленькое из всех семян. Но когда оно вырастает, оно становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится достаточно большим деревом, чтобы птицы могли прилететь и вить гнезда на его ветвях».
Затем Иисус рассказал им другую историю: «Царство Бога подобно закваске, которую женщина подмешивает в большую миску муки, чтобы испечь хлеб. Благодаря дрожжам все тесто поднимается».
Иисус использовал истории, чтобы рассказать обо всем этом людям. Он всегда использовал истории, чтобы учить их. Это должно было прояснить полное значение того, что сказал пророк:
«Я буду говорить рассказами;
Я расскажу то, что было тайной с тех пор, как был сотворен мир».
Тогда Иисус оставил людей и вошел в дом. Его последователи подошли к нему и сказали: «Объясни нам смысл истории о сорняках в поле».
Он ответил: «Человек, посадивший доброе семя в поле, есть Сын Человеческий. Поле — это мир. Доброе семя – это люди в Божьем Царстве. Сорняки — это люди, принадлежащие Злому.
ERV: Библия: Легкая для чтения версия
Прочитать главу полностью
Щедрое благовестие
Побеждает лучший робот
Почему Иисус проповедовал притчами?
Евангелие от Марка. Вегетационный период
Евангелия и Деяния
Сущность Иисуса (часть 11): Другие притчи об Иисусе
Жить свободно и легко
Дэш: взгляд на жизнь через призму вечности Для тех, кто ненавидит это здесь
Бросьте это
Искоренение убийц отношений
Рок-н-ролл и Библия
Меньше большего Крис Най
Вы не случайность
Бесстрашно заводите учеников
Воспитание ученика — 7 дней наставничества
Бесстрашное воспитание учеников
«Имеющий уши слышать, да слышит».
– Покрова Пресвятой Богородицы
ОДИННАДЦАТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ЭОТИНОНА
Чтение Святого Евангелия от Иоанна 21:14-25
В это время явился Иисус ученикам Своим после воскресения из мертвых. Когда они закончили завтракать, Иисус сказал Симону Петру: «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня больше их?» Он сказал Ему: «Да, Господи; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Он сказал ему: «Паси агнцев Моих». Во второй раз Он сказал ему: «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» Он сказал Ему: «Да, Господи; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Он сказал ему: «Паси Моих овец». Он сказал ему в третий раз: «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, потому что Он сказал ему в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» И он сказал Ему: «Господи, Ты знаешь все; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: «Паси овец Моих. Истинно, истинно говорю вам, когда вы были молоды, то препоясывались и ходили, где хотели; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». (Он сказал это, чтобы показать, какой смертью он должен был прославить Бога.) И после этого Он сказал ему: «Следуй за Мною». Петр обернулся и увидел вслед за ними ученика, которого любил Иисус, который на вечере припал к Его груди и сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Увидев его, Петр сказал Иисусу: «Господи, что с этим человеком?» Иисус сказал ему: «Если есть воля Моя, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Подписывайтесь на меня!» Среди братьев распространилась молва, что этому ученику не суждено умереть; однако Иисус не сказал ему, что он не должен умереть, но: «Если Моя воля, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе до того?» Это ученик, свидетельствующий об этих вещах и написавший эти вещи; и мы знаем, что его свидетельство истинно. Но есть и многое другое, что сделал Иисус; если бы каждая из них была написана, я полагаю, что сам мир не мог бы вместить книги, которые были бы написаны. Аминь.
ПОСЛАНИЕ
Чтение Послания св. Павла к Евреям 7:26-8:2
Братья, было уместно иметь нам такого Первосвященника, святого, непорочного, незапятнанного, отделенного от грешников , возвышающийся над небесами. Ему нет нужды, подобно тем первосвященникам, ежедневно приносить жертвы сначала за свои грехи, а потом за грехи народа; Он сделал это раз и навсегда, когда принес Себя в жертву.
Действительно, закон ставит людей в их немощи первосвященниками, но слово клятвы, пришедшее позже закона, назначает Сына, Который навеки сделался совершенным. А смысл того, о чем мы говорим, таков: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах, служитель во святилище и шатер истинный, который поставлен не от человеком, но Господом.
ЕВАНГЕЛИЕ
Чтение Святого Евангелия от св. Луки 10:25-37
В то время встал законник, чтобы испытать Иисуса, говоря: «Учитель, что мне делать, чтобы унаследовать вечная жизнь?» Иисус сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?» И законник ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим; и ближний твой, как ты сам». И Иисус сказал ему: «Правильно ты ответил; сделай это, и ты будешь жить». Но законник, желая оправдаться, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» Иисус ответил: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду и избили его, и ушли, оставив его полумертвым. Случайно по той дороге шел священник; и когда он увидел его, он прошел с другой стороны. Так и левит, придя на место и увидев его, прошел с другой стороны. Но один самаритянин, путешествуя, пришел туда, где был; и увидев его, сжалился, и подошел к нему, и перевязал ему раны, возливая масло и вино; затем он посадил его на своего собственного зверя и привел его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день вынул два динария и отдал трактирщику, говоря: позаботься о нем; а что больше издержишь, отдам тебе, когда возвращусь». Как ты думаешь, кто из этих троих оказался ближним попавшемуся разбойникам? Законник сказал: «Тот, кто оказал ему милость». И Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».
ОРФРОС
ВОСКРЕСИТЕЛЬНАЯ АПОЛИТИКИЯ
Давайте, верующие, славить и поклоняться Слову; совечный Отцу и Духу, рожденный от Девы во спасение наше. Ибо Ему доставило удовольствие взойти на Крест во плоти, чтобы претерпеть смерть; и воскрешать мертвых Своим славным Воскресением.
АПОЛИТИКОН СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Благодать, воссиявшая из уст твоих, как огонь, просветила вселенную, и открыла миру сокровища нестяжательства, и показала нам высоты смирения. Но яко словесами твоими наставляешь нас, отче Иоанне Златоусте, моли Словом, Христе Боже наш, спасти души наши.
ВОСКРЕСИТЕЛЬНАЯ БОГОРОДИЦА
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Ты, ради нас родившийся от Девы, и распятие претерпевший, Благая, и смертью смерть разрушивший, и воскресение яко Бог явивший. Не презирай тех, Кого Ты сотворил Своею рукою, яви Свою человеколюбие, Милостивый. Прими за нас молитвы Матери Твоей Богородицы и спаси отчаявшихся людей Твоих, Спасе наш.
НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
ВОСКРЕСИТЕЛЬНАЯ АПОЛИТИКИЯ
Давайте, верующие, славить и поклоняться Слову; совечный Отцу и Духу, рожденный от Девы во спасение наше. Ибо Ему доставило удовольствие взойти на Крест во плоти, чтобы претерпеть смерть; и воскрешать мертвых Своим славным Воскресением.
АПОЛИТИКОН СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Благодать, воссиявшая из уст твоих, как огонь, просветила вселенную, и открыла миру сокровища нестяжательства, и показала нам высоты смирения. Но яко словесами твоими наставляешь нас, отче Иоанне Златоусте, моли Словом, Христе Боже наш, спасти души наши.
АПОЛИТИКОН ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Ныне Богородица стоит посреди Церкви, и с ликами святых невидимо молит Бога о нас. Ей поклоняются Ангелы и Епископы, вместе радуются Апостолы и пророки, ибо ради нас Она молится Вечному Богу!
КОНТАКТ ВХОДА БОЖИЕЙ
Священная сокровищница святой славы Божией, многочестный чертог и Богородица, пречистый храм Спасителя, непорочный и непорочный, в Дом Господень в сей день выносится вперед и несет с собою благодать Всебожественного Духа; воспевают ее Ангелы Божии с хвалебными песнями, ибо она поистине небесная скиния.
Двадцать пятое воскресенье по Пятидесятнице
Притча о добром самаритянине Луки 10:25-37
Из Толкования Евангелия от Луки блаженным Феофилактом, архиепископом Охридским и Болгарским
2
, вот, один законник встал и искушал Его, говоря: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он сказал ему: в законе что написано? Как ты читаешь? Он же сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим; и ближний твой как ты сам. И Он сказал ему: правильно ты ответил: это делай, и будешь жить. Этот законник был не только высокомерным и гордым, но и лживым, как показывает дальнейшее. Он приходит, чтобы испытать Господа, и он вообразил, что споткнет Господа тем ответом, который Он дал. Но Господь приводит его к тому самому закону, которым законник хвастался столь великим знанием. Посмотрите, как точно закон повелевает нам любить Бога. Человек совершеннее всех прочих сотворенных вещей, будучи в некотором отношении подобен всем сотворенным вещам, но, кроме того, обладая чем-то исключительным. Например, есть часть человека, подобная камню, потому что у него волосы и ногти бесчувственные, как камень. И он также частично подобен растению, в том, что он растет, питается и порождает себе подобных, как это делают растения. Отчасти он подобен неразумным животным в том, что испытывает эмоции, гневается и желает. Но в отличие от всех других животных, он также отчасти подобен Богу, в том, что у него есть разум. Поэтому закон учит, что человек должен всецело отдавать Богу каждую часть себя и должен расходовать все силы своей жизни на любовь к Богу. Когда закон говорит от всего сердца, он говорит о той силе человеческой жизни, которая является чисто физической и органической, силе, также присутствующей в растительной жизни. Когда закон говорит от всей души, он говорит о той силе человеческой жизни, которая ощущается, о силе, которая есть и у животных. Когда закон говорит всем своим разумом, он говорит о той силе, которая присуща только человеку, — об интеллекте. Со всей твоей силой означает, что мы должны использовать все эти силы, чтобы тянуть [наши упрямые личности к Богу]. Мы должны использовать даже органическую, растительную силу нашей души для любви Христовой. Как? Силой, а не малодушием. Мы также должны с силой подчинить силу всех наших чувств любви Христовой. Что касается силы нашей разумной души, то и ее мы должны всеми силами подчинить любви Христовой. Итак, мы должны отдать всего себя Богу, и мы должны подчинить наши биологические, сенсорные и интеллектуальные силы любви к Богу. И ближний твой, как ты сам. Закон еще не мог учить совершенству из-за духовной незрелости его слушателей. Поэтому закон призывал человека только любить своего ближнего, как самого себя. Но Христос учил человека любить ближнего больше, чем самого себя. Ибо Он говорит: нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. [Ин. 15:13]. Поэтому Он говорит законнику: правильно ты ответил. Поскольку вы все еще подчиняетесь закону, вы ответили правильно, ибо мысли ваши соответствуют старому закону.
Но он, желая показать себя праведным, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Иисус сказал в ответ: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случилось так, что некоторый священник шел той дорогой и, увидев его, прошел с другой стороны. Также и левит, когда он был на том месте, подошел и посмотрел на него, и прошел с другой стороны. Но некоторый самаритянин отправился и пришел к нему; и, увидев его, сжалился над ним, и подошел к нему, и перевязал ему раны, возливая масло и вино, и посадил его на скот свой, и привел его в гостиницу и позаботился о нем. И на другой день, когда он ушел, он вынул два динара, и дал их хозяину гостиницы, и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, когда приду опять, воздам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. После того, как Спаситель похвалил его, гордости и высокомерию законников не было предела. Поэтому он сказал: а кто мой ближний? то есть «Кто мне близок?» (Он воображал себя праведником и думал, что нет подобного ему и что никто не может приблизиться к нему в добродетели. Он воображал, что праведник может иметь «ближним» только другого праведника. Поэтому, желая показать себя чтобы быть праведным и выше всех людей, говорит надменно: «А кто мой ближний?» Но Спаситель, как Творец всего, зная, что все люди суть одно творение, определяет ближнего не по делам или заслугам, а по человеческой природе. «Не думай, — говорит Он, — что только потому, что ты праведник, нет подобного тебе. Все люди имеют одну и ту же природу, и поэтому все люди являются твоими ближними. Поэтому и ты должен быть им ближним и близким». всем не по расположению, а по расположению сердца твоего и по заботе о ближних.Поэтому я привожу тебе в пример самарянина, чтобы показать тебе, что каким бы иным и чуждым он ни казался, он был ближний нуждающегося в милосердии. будь ближним по состраданию твоему, и даже без просьбы ты должен идти на помощь другим». Так мы учимся из этой притчи быть всегда готовыми оказать милосердие и поспешить быть рядом с теми, кто нуждается в нашей помощи. Но эта притча также учит нас благости Бога к человеку. Это была наша человеческая природа, которая спускалась из Иерусалима, то есть спускалась из покоя и мира, ибо Иерусалим означает видение мира. Куда спускался человек? В Иерихон, место низкое и удушающее зноем, то есть к жизни страстей. Обратите внимание, что Он не сказал «сошел», но «сходил». Ибо падшее человеческое естество всегда клонится вниз, не раз в древности, а постоянно нисходя к страстной жизни. И человек попал в разбойников, то есть в бесов. Ибо если бы человек не сошел с того высокого места, где владычествует духовный разум, то он не попал бы среди бесов, которые обнажают человека, лишая его одежды добродетели, а затем наносят раны греха. Они лишают нас всякой доброй мысли и защиты Божией, и когда мы таким образом обнажены, они ложатся на раны греха. Они оставляют человеческую природу полумертвой, то есть с смертным телом и бессмертной душой. И природа человеческая осталась лишь наполовину мертвой в том смысле, что человек не лежал совсем в отчаянии, а надеялся найти спасение во Христе. Человеческая природа еще не была убита начисто; хотя смерть вошла в мир через преступление Адама, вскоре смерть должна была быть упразднена праведностью Христа. Священник и левит означают закон и пророков, которые желали сделать человеческую природу праведной, но не могли этого сделать. Ибо невозможно, говорит Павел, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грех. [Евр. 10:4]. Закон и пророки сжалились над человеком и стремились исцелить его. Но они были побеждены тяжестью ран греха и ушли в прошлое. Вот что значит, что они прошли мимо. Закон пришел и стал над падшим человеком, но так как он не мог исцелить его, то с отвращением отвернулся и пошел на другую сторону. Обратите внимание, что слова, как это произошло, также имеют определенный духовный смысл. Ибо на самом деле закон не был дан для конкретной цели [исцеления ран греха, ибо Христос, а не закон, должен был исцелить рану Адама]. Вместо этого закон был дан [в качестве временной меры] из-за человеческой слабости, которая не могла сразу принять тайну Христа. Вот почему Он говорит, что случилось так, или, как мы говорим, «случайно», а не намеренно, что священник, означая закон, пришел исцелить человека. Но наш Господь и Бог, сделавшийся за нас клятвою [Гал. 3:13] и назывался самаритянином [Ин. 8:48], путешествовал к нам, то есть Его путешествие имело своей целью и целью наше исцеление. Он не просто мельком увидел нас, когда Он проходил мимо: Он действительно пришел к нам, жил вместе с нами и говорил с нами. Поэтому Он сразу же перевязал наши раны. Он уже не позволял злу действовать в нас свободно и по своей воле, но связывал и удерживал нашу греховность и возливал масло и вино. Елей есть слово учения, которое побуждает нас к добродетели через обещание благ; вино есть слово учения, ведущее нас к добродетели через страх перед наказанием. Например, когда вы слышите, как Господь говорит: «Придите ко Мне, и Я успокою вас» [Мф. 11:28], это елей радости и покоя. И то же самое, когда Он говорит: «Придите и наследуйте уготованное вам Царство» (Мф. 25:34]. Но когда Он говорит: «Идите во тьму» [Мф. 25:30], это вино острого учения, которое обжигает и очищает наши раны. Вы также можете понять это так: масло представляет человеческие действия Христа, а вино представляет Его божественные действия, ибо я могу сказать, что Господь действовал то как человек, то как Бог. Когда Он ел и пил и расслаблялся, не проявляя аскетизма и аскетизма Иоанна Предтечи, это и есть елей. Но Его необыкновенный пост, Его хождение по воде и все Его могущественные дела божественной силы — это вино. Божество Христа можно сравнить с вином, которого никто не мог бы терпеть, если бы его изливали на рану, если бы оно не было смягчено елеем, то есть сопровождалось Его человечеством. Поэтому, поскольку Христос спас нас и Своим Божеством, и Своим человечеством, поэтому и сказано, что излились елей и вино. И при всяком крещении крестящиеся избавляются от душевных ран миропомазанием мироточивым и затем тотчас же причащаются Божественной Крови. Господь вознес наше израненное естество на Своем вьючном животном, а именно на Своем Теле. Ибо Он сделал нас членами Себя и причастниками Своего Тела; и когда мы лежали израненные, Он возвысил нас до Своего достоинства, соделав с Собою одно Тело. Постоялый двор – это Церковь, принимающая всех. Но закон получили не все.
Ибо закон говорит: амманитяне и моавитяне не должны входить в Церковь Божию [Втор. 23:3] Но теперь, из всякого племени и народа, Бог принимает боящихся Его и желающих уверовать и стать членами Тела Христова, Церкви. Бог принимает всех, даже грешников и мытарей. Посмотрите, как точно Он выразился, как Он говорит, что самаритянин привел его в гостиницу и позаботился о нем. Прежде чем привести его в гостиницу, он только перевязал ему раны. Что же я говорю? Что когда Церковь утвердилась, став постоялым двором, принимающим всех, и умножилась верой почти всех народов, тогда были дары Святого Духа, и благодать Божия распространилась повсюду.