Дата рождения сергия радонежского дата: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Разное

К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru

В историографии и агиографии присутствуют разные версии
даты рождения преподобного Сергия, основанные на
по-разному интерпретируемых косвенных данных, имеющихся на
сей счет в источниках. Актуальность опыта выяснения
наиболее вероятной даты обусловлена приближением юбилейных
торжеств, посвященных 700-летию рождения «игумена
Русской земли».

Преподобный Сергий Радонежский

Житие преподобного Сергия в своих главных
событиях известно всякому сознательному православному
русскому человеку. Основным и почти единственным
источником этих сведений является для своей эпохи
исключительно обстоятельное агиографическое
повествование, написанное насельником основанного им
Троице-Сергиева монастыря и учеником преподобного
Епифанием Премудрым. По словам самого автора
«Жития», впервые он приступил к его
составлению «по лете убо единем или по двою по
преставлении старцеве»[1]. Но это были лишь предварительные
записи о подвигах и поучениях святого, которые
делались, что называется, для себя самого, а не для
обнародования: «По себе пишу, а запаса ради и
памяти ради и ползы ради»[2]. В течение 20 лет Епифаний вносил
такие записи в «свитки, в них же беху написаны
некыя главизны еже о житии старцеве памяти
ради»[3]. И лишь на закате своей жизни,
убедившись, что никто другой не взял на себя труд
составления жития великого старца, агиограф приступил к
написанию подобного сочинения, опираясь при этом как на
собственные ранее сделанные записи, так и на
воспоминания престарелых монастырских насельников
— «древних старцев» — о
преподобном. Как пишет Епифаний в предисловии к своему
сочинению, к написанию «жития» он приступил
через 26 лет после преставления святого —
«отнеле же преставися 26 лет преиде»[4]. Если исходить из почти общепризнанной
даты кончины преподобного Сергия — 1392 г. от Р.
Х., «Житие» начато было около 1418 г., и
очевидно, вскоре завершено. В 1422 г. были обретены
мощи святого, а по прошествии еще трех десятилетий
состоялось его прославление.

«Житие», написанное Епифанием, как известно,
дошло до нас не в оригинальном виде. Примерно через два
десятилетия после обретения мощей преподобного Сергия оно
было переработано знаменитым агиографом Пахомием
Логофетом, афонским монахом сербского происхождения,
который прибыл на Русь около 1440 г. и вступил в число
братии Троицкого монастыря. Пахомий, литературная задача
которого связана была с предстоявшей канонизацией великого
подвижника, сократил труд Епифания, добавил к нему
рассказы о чудесах, свершившихся после обретения мощей
святого, и стилистически переработал сочинение своего
предшественника в направлении большей торжественности,
создаваемой искусством «плетения словес», и
соответствия выработанному в поздней Византии
агиографическому канону. «Житие преподобного
Сергия» к тому же существует в нескольких редакциях,
различающихся не только в малозначащих деталях, но и
документально, в частности в датировке тех или иных
событий. В этих редакциях в разной мере сказалась правка
первоначального Епифаниева оригинала, произведенная
Пахомием.

При столь сложной истории текста «Жития»
присутствие в нем разночтений фактически неизбежно. Самое
существенное из них относится к дате рождения преподобного
Сергия. В отличие от некоторых других событий из жития
святого, соприкосновенных с его участием в политической
истории Руси, которые отражены и в иных документах, так
что, если так можно выразиться, поддаются проверке при
сличении разных свидетельств, по подобию перекрестного
допроса свидетелей в судебном процессе, о времени рождения
святого Сергия мы знаем лишь из его «Жития»,
составленного Епифанием и переработанного Пахомием.

Но относительно этой даты мы как раз и сталкиваемся в
«Житии» с противоречивыми данными. Автор
«Житии» (Епифаний или Пахомий), не указывая
эту дату по летосчислению от сотворения мира, привязывает
ее к гирлянде других дат, которые, казалось бы, должны
разрешить вопрос: «в лета благочестиваго преславнаго
державнаго царя Андроника, самодержца греческаго, иже в
Цариграде царьствовавшего, при архиепископе Коньстянтина
града Калисте, патриарсе вселеньском; в земли же Русстей в
княжение великое Тферьское при великом князи Димитрии
Михайловиче, при архиепископе пресвященнем Петре,
митрополите всея Руси, егда рать Ахмулова»[5].

Практически все указанные здесь даты, с одной стороны,
хорошо известны, но с другой, за одним исключением,
— они обозначают не прямую дату рождения, а лишь ее
хронологические рамки, но что хуже того, эти даты
несовместимы, так что быть корректными все сразу они не
могут. Император Андроник II Палеолог правил с 1282 по
1328 г., а Андроник III с 1328 по 1341 г., Каллист I
Святогорец занимал Патриарший престол дважды: с 1350 по
1354 и затем еще с 1355 по 1362 г. Тверской князь Дмитрий
Михайлович Грозные Очи получил из Орды от хана Узбека
ярлык на великое княжение Владимирское в 1322 г., а в 1325
г. был убит в Орде. Святитель Петр возглавлял Русскую
Церковь с 1308 по 1326 г. Наконец, под ратью Ахмыловой
подразумевается, очевидно, бедствие, обрушившееся на Русь
в 1322 г., когда ордынский посол Ахмыл, цитирую близкий к
летописной записи пересказ ее С. М. Соловьева,
«наделал много зла низовым городам, Ярославль взял и
повел много пленников в Орду»[6].

Как уже было сказано, совместить все эти даты невозможно.
Но одна из них выпадает очевидным образом как явно не
относящаяся к делу. Это указание агиографа на рождение
преподобного Сергия при Патриархе Каллисте. Предположение
о рождении святого в 1350 г. или в более позднее время
безусловно противоречит всем имеющимся у нас сведениям о
времени его жизни. Из двух императоров с именем Андроник
временем своего правления с остальными датами согласуется
правление Андроника II, продолжавшееся c 1282 по 1328 г.
При сопоставлении оставшихся хронологических рамок:
1282–1328, 1322–1325, 1308-1326 выявляется,
что, если доверять в этом тексту жития, святой родился в
великое княжение Дмитрия Тверского — от 1322 до
1325, а с учетом упоминания «рати Ахмыловой»
еще определеннее, в 1322 г.

Твердость этого вывода, однако, имеет ограниченный кредит
ввиду того, что хотя бы одна ошибка в сообщаемых
агиографом сведениях, о Патриархе Каллисте, есть
бесспорно, а значит, не исключены и другие ошибки. И все
же если бы мы располагали только этими данными о времени
рождения преподобного Сергия, нам, безусловно, следовало
бы исходить из 1322 г. как наиболее вероятной даты. Но в
прямой конкуренции с ней находятся другие хронологические
данные, почерпаемые из «Жития» Епифания
Премудрого и Пахомия Логофета. Прежде всего речь идет о
житийном указании на время его преставления и
продолжительность его земной жизни: «Воздвиже на
небо руце, молитву сотворив, чистую свою и священную душу
с молитвою Господеви предаст, в лето 6900-е месяца
септеврия 25; жив же преподобный лет 70 и 8»[7]. И затем в другом месте — во
включенном в «Житие» «Слове
похвальном», надписанном именем первого автора
«Жития» — «сотворено бысть
учеником его, священноиноком Епифанием»[8]: «Успе же старец о Господе в
старости глубоце, добре пожив, в преподобии, в правде и
целомудрии, в смиренномудрии, во всякой чистоте и
святыни… преставися от жития сего лет
седмидесяти и осми. Чернечествова же лет 55 со всяким
прилежанием и воздержанием»[9]. 6900 г. от сотворения мира —
это 1392 г. от Р. Х. Итак, преподобный Сергий скончался
25 сентября 1392 г., прожив 78 лет. Следовательно,
родился он в 1314 г. или в конце 1313 г., а монашеский
постриг принял в 1337 г.

Таким образом, опираясь на данные одного и того же
источника, приходится выбирать между двумя датами: 1314
или 1322 г. Какой из них отдать предпочтение? Относительно
второй даты, 1322 г., мы уже отметили, что в комплекс
косвенных указаний на нее, из которых она и вычисляется,
вкралась бесспорная ошибка, связанная с именем Патриарха
Каллиста, позволяющая предполагать возможность и иных
ошибок. Кому собственно из двух авторов
«Жития» принадлежат приводимые там даты, или
лучше сказать, имена правителей и первосвятителей, бывших
при рождении святого?

Несомненно, что, по преимуществу Пахомию, во всяком случае
они прошли чрез его редакторскую правку, а некоторые
детали с большой определенностью заставляют предположить и
его авторство. Это относится к упоминанию имен Императора
и Патриарха, и еще к употреблении по отношению к святителю
Петру не только митрополичьего титула, но также и титула
архиепископа, причем на первом месте. Подобная титулатура
относительно редка в оригинальных русских текстах, где
употребление архиепископского титула по отношению к
некоторым епархиальным архиереям делало не совсем удобным
и естественным прилагать его и к митрополитам — к
тому же сан русских митрополитов был ниже архиепископского
в том значении, которое придавалось ему в Византии, однако
употребление этого титула по отношению к предстоятелям
Церквей, не обладавших полной автокефалией или стоявших
ниже по диптиху, чем Патриархаты, весьма характерно как
раз для византийской титулатуры. Несомненно, что для
выходца с Балкан и афонского монаха Пахомия особенности
византийской титулатуры были привычнее, чем для Епифания,
и ради особого уважения к Русской Церкви он наделяет ее
Предстоятеля высоким титулом Архиепископа. Пахомий, также,
вероятно, и внес в текст «Жития» указания на
правление Андроника и Патриаршество Каллиста, допустив в
последнем случае очевидный промах. Слова «в земле же
Русстей в княжение великое Тферское при великом князе
Димитрии Михайловиче», содержащие в себе, с одной
стороны, некую отстраненность — для русского
Епифания, пищущего о русском Сергии, было бы менее
естественно обозначать страну, в которой родился святой,
чем для иностранца Пахомия. К тому же в титуле великого
князя, как он приводится в тексте «Жития»,
есть некая неуклюжесть: вместо «когда великое
княжение принадлежало Тверскому князю Дмитрию», само
Тверское княжение обозначается как великое, хотя, когда в
ту эпоху попеременно Московские и Тверские князья владели
великим княжением, оно именовалось Владимирским или
Русским, но не Московским или Тверским. Подобная
некорректность в княжеской титулатуре также более вероятна
у серба Пахомия, чем у, естественно, лучше осведомленного
в русской княжеской номенклатуре Епифания. Приведенная
здесь критика хронологической привязки рождения
преподобного Сергия позволяет с известной вероятностью
предположить, что принадлежит она по преимуществу или
исключительно редактору «Жития» Пахомию, а не
автору его первоначального текста. И все же это только
предположение.

Что же касается упоминания «рати Ахмуловой»,
то, признаем, более вероятно, что оно вышло из-под пера
самого Епифания, чем его позднейшего редактора и соавтора.
Но здесь возможна ошибка памяти, которую мог допустить
Епифаний, подобная менее извинительному с точки зрения
исторической осведомленности промаху Пахомия относительно
Патриарха Каллиста. Можно предположить, что из бесед с
преподобным учителем Епифаний не раз слышал о «рати
Ахмыловой», относящейся к воспоминаниям его детства,
и включил упоминание о ней в то место «Жития»,
где говорится о рождении святого. А вот ошибка в
обозначении возраста преподобного на целых восемь лет у
агиографа, общавшегося с благоговейно чтимым им старцем
как раз в годы его старости, была бы менее извинительна, и
главное, менее вероятна. Приведенные здесь аргументы в
пользу 1314 г., признаем, носят гипотетический и
спекулятивный характер, но известную основательность они
все же имеют.

Но есть еще одно косвенное, однако, как кажется, веское
соображение в обоснование этой даты, почерпаемое из текста
«Жития». В том месте, которое относится к
отрочеству святого, когда он предавался суровому
постничеству, обеспокоившему его мать, преподобная Мария
говорит сыну, который с ранних лет вел борьбу с грехом:
«И двою на десять не имаше лет, грехы
поминаеши»[10]. В ту пору семья преподобных
проживала еще под Ростовом, а ее переселение в Радонеж
относится ко времени, когда великий князь Иван
Данилович Калита, овладев Ростовским княжением,
направил туда своего наместника Василия Колчева и с ним
некоего Мину, и как рассказывает «Житие»,
эти вельможи, «егда внидоста в град Ростов, тогда
возложиста велику нужю на град да и на вся живуща в
нем, и гонение много умножися. И не мало их от ростовец
москвичем имениа своа с нуждею отдаваху, а сами противу
того раны на телеси своем с укоризною вземлюще и тщима
рукама отхождаху… И таковыя ради нужа раб Божий
Кирилл воздвижеся из веси оноя предреченная
Ростовскыя… и преселися от Ростова в
Радонеж»[11].

Между тем, эта опала на ростовцев, вынудившая отца святого
Сергия преподобного Кирилла переселиться в Радонеж,
относится к началу великого княжения Ивана Калиты, а ярлык
на великое княжение Московский князь получил после
убийства Дмитрия Грозные Очи в 1328 г., и наиболее
вероятно, описанное в «Житии» разорение
Ростова приходится на 1331 г. Таким образом, преподобному
Сергию, если он родился в 1314 г., было 17, а если в 1322
г. — 9 лет, но его разговор с матерью о посте и
грехах имел место до переселения в Радонеж. Естественно ли
мальчику, которому 9 лет или меньше того, говорить: тебе
нет еще и 12. Но поскольку нам неизвестно, сколько времени
прошло от этого разговора святого отрока со своей матерью
до выселения из Ростовской земли, мы можем предположить,
что такой разговор состоялся в 1325 или 1326 г. , когда
преподобному шел 12-й год. И такому нашему предположению
никакие другие сведения не противоречат.

Но есть в «Житии» преподобного Сергия одно
место с хронологическими данными, которые ставят под
вопрос датировку рождения святого 1314 г. Это
повествование о том, как освящена была в честь Святой
Троицы церковь, выстроенная на Маковце преподобным Сергием
и его старшим братом Стефаном: «И тогда священна
бысть церкви во имя святыа Троицы от преосвященнаго
архиепископа Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси,
при великом князе Симеоне Ивановиче; мню убо, еже рещи в
начяло княжениа его»[12]. Святитель Феогност занимал
митрополичий престол с 1328 по 1353 г., а Симеон Гордый
держал великое княжение с 1340 по 1353 г. Получается,
что если даже храм в честь Пресвятой Троицы был освящен
в первый год правления Симеона, преподобному было
тогда, при предположении о его рождении в 1314 г., 26
лет. Между тем, о его монашеском постриге агиограф
рассказывает после сообщения об освящении Троицкого
храма, и точно указывает при этом его возраст —
23 года: «Игумен…постриже и в аггельский
образ, месяца октовриа в 7 день, на память святых
мучеников Сергиа и Вакха… Бе же святый тогда
возрастом 23 лета, егда прият иноческий
образ»[13]. Если держаться за эти данные —
постриг в 23 года и его совершение после освящения
Троицкого храма при князе Симеоне, то святой Сергий не
мог родиться ранее 1317 г. Но в таком случае ошибочно
либо указание на его преставление в 1392 г., либо
сообщение о том, что скончался он в возрасте 78 лет.

Нами уже приводилась аргументация в пользу исключительно
высокой достоверности сообщения агиографа о 78-летней
продолжительности жизни святого, и следовательно, о 1314
годе его рождения. Настаивая на сделанных ранее выводах,
мы вынуждены поставить под вопрос достоверность всех или
некоторых сведений, относящихся либо к освящению Троицкой
церкви, либо к возрасту постриженика. Скажем сразу, что
поскольку указание на 23-летний возраст святого при его
постриге совпадает с приведенными в «Похвальном
слове» сообщением о его 78-летней жизни и о
пребывнии в иноческом чине в течение 55 лет, то у нас нет
разумных оснований ставить под вопрос 23-летний возраст
пострига святого угодника. Остается однако возможность
поставить под вопрос одно из двух обстоятельств: либо что
освящение церкви на Маковце произошло при князе Симеоне,
либо, что оно имело место до пострига. О последней
возможности скажем, что подобному предположению
противоречит лишь последовательность в изложении событий,
но не прямым образом обозначенная в «Житии»
последовательность самих событий. Иными словами, из того
обстоятельства, что агиограф вначале рассказывает об
освящении храма, а потом о постриге, еще не следует, что
постриг не мог состояться до освящения. Не менее вероятным
представляется нам, однако, и другое предположение.
Процитируем еще раз то место «Жития», где
упоминается великий князь Симеон: «И тогда священна
бысть церкви во имя святыа Троицы от преосвященнаго
архиепископа Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси,
при великом князе Симеоне Ивановиче; мню убо, еже рещи в
начяло княжениа его»[14]. Участником события был митрополит
Феогност, поэтому упоминание его имени здесь вызывает
полное доверие; что же касается имени князя Симеона
Гордого, то оно упомянуто не потому, что он имел прямое
отношение к освящению храма, а только ради принятого
литературного этикета. И если агиограф пишет о времени
освящения церкви с некоторым сомнением:
«при… князе Симеоне, мню убо, еже рещи в
начяло княжениа его», то ведь допускаемая им
неточность («мню», а не знаю твердо), могла
обозначать как ошибку в сторону более ранней датировки
— мню, что в начале княжения Симеона, а может
быть, и не в начале, так и в сторону более поздней
— «мню», что при Симеоне, а возможно,
что и до него, еще при его отце Иване Калите, то есть,
скажем уже мы от себя, не в 1340 г., а тремя годами
раньше, когда родившемуся в 1314 г. Сергию исполнилось
23 года.

Упоминание о князе Симеоне имеет более определенный и
потому вполне достоверный характер там, где агиограф пишет
о посвящении брата преподобного Сергия Стефана в
пресвитеры, затем о назначннии его игуменом московского
Богоявленского монастыря и поставлении его своим
духовником: «Уведав же князь великый Симеон яже о
Стефане и добром житии его, и повеле Феогносту митрополиту
поставити его в прозвитеры, в священный сан, таче потом
игуменьство ему приказати в том монстыри, и приа его в
отечестьво себе в духовничестьво»[15]. Обо всем этом написано в
«Житии» до сообщения о постриге
преподобного Сергия, но очевидно, что не все эти
назначения предшествовали пострижению святого во
времени. Агиограф, заканчивая рассказ о Стефане,
возвращается к повествованию о святом старце, так что
весь он, включая, возможно, и повествование об
освящении Троицкого храма, представляет собой экскурс,
относящийся к событиям, происходившим после тех, на
которых остановился автор, прежде чем перейти к
рассказу о постриге святого.

Понятно, что приведенные нами соображения не устраняют
всех трудностей, связанных с выявлением времени рождения
преподобного Сергия, но, как нам представляется, гипотеза
о 1314 г. вызывает меньше затруднений, чем предположение о
1322 г. Само собой разумеется, что обсуждаемая проблема и
ранее была предметом анализа историков. Не входя в
обсуждение их аргументов, укажем лишь на позицию самых
авторитетных из них. Версии о 1314 г. придерживаются
святитель Филарет Московский, церковные историки П. С.
Казанский, Е. Е. Голубинский. Иной версии —
митрополит Макарий (Булгаков), В. О. Ключевский, из
современных историков — Б. М. Клоос. Но эта иная
версия — не только 1322, но также и 1319 или 1320 г.
Откуда взята еще и эта дата?

Cамым экономным образом представления соответствующей
аргументации будет пространная цитата из самого
авторитетного из сторонников именно этой даты —
митрополита Макария: «Во-вторых сказано, что святой
Сергий скончался 78-ми лет от роду в лето 6900
(1392)… или, как по другим спискам, в лето 6905
(1397) сентября 25… Это заставляет заключить, что
он родился или в 1314, или в 1319 г. … В-третьих
замечено, что святой Сергий принял монашеское пострижение,
будучи двадцати трех лет, и принял уже после того, как
освящена была построенная им церковь Святой Троицы при
митрополите Феогносте, в начале великого княжения Симеона
Иоанновича… Но княжение Симеона Иоанновича началось
к концу 1340 г. …

Следовательно, если святой Сергий в 1341 или 1342 г. имел
23 года, то он родился в 1318 или 1319 г., но отнюдь не в
1314 г. По всем этим данным полагаем время рождения
святого Сергия приблизительно около 1320 г., между 1318
— 1322 г. Отсюда само собою следует, что если святой
Сергий прожил 78 лет, то он скончался около 1397 г. или в
этом самом году, как и свидетельствуют некоторые списки
жития его, а не в 1391–1392г., как гласят другие
списки и некоторые жития… Принять последнее
показание значит допустить одно из двух: или то, что
святой Сергий родился в 1314 г., а не около 1320г., иди
то, что он скончался только 72 лет, а не
78-ми»[16].

Итак, встречая самое решительное затруднение для датировки
рождения святого 1314 годом в освящении Троицкого храма
при князе Симеоне, митрополит Макарий ставит под вопрос
традиционно признаваемую и присутствующую в большинстве
редакций «Жития» дату смерти преподобного,
относя ее к 1397 г. Таким образом, у него это уже вопрос
не о дате рождения, а о дате преставления святого,
пересмотр относительно общепринятой версии которого
опирается при этом на текстологически сомнительные
основания: редакции текста, признаваемые специалистами
менее авторитетными, и еще на позднюю Никонову Летопись. К
тому же, предположение о смерти святого в 1397 г. не
согласуется с приблизительно известным временем кончины
автора его жития Епифания, которое историки древнерусской
агиографии и литературы относят к промежутку между 1418 и
1422 г.[17] Между тем, по собственным словам
Епифания, к написанию «Жития» он приступил
через 26 лет после кончины своего учителя:
«Отнеле же преставися 26 лет преиде»[18]. Простейшие выкладки показывают
— через 26 лет после 1397 г. шел уже 1423 год.
Даже если Епифаний написал о 26 годах не когда
приступил к составлению целостного текста
«Жития», а при завершения своего труда, то
все равно это бы относилось ко времени, на один год
более позднему, чем самая поздняя из предполагаемых дат
его кончины — 1422 г. Напротив, если исходить из
фактически общепринятой даты преставления святого
Сергия — 1392 г., то 26 лет спустя шел 1418 г., и
эта дата приходится как раз на последние годы жизни
Епифания, не выступая за их предел.

Перенося кончину преподобного Сергия с 1392 на 1397 г.,
маститый церковный историк все равно не устраняет одно из
самых трудных возражений против 1314 г., —
упоминания об «Ахмыловой рати», которая
обрушилась на русское Понизовье не в 1319, а в 1322 г. Не
вполне полагаясь на свою версию, искушенный ученый
благоразумно допускает и ту дату, которая нам
представляется наиболее вероятной, — 1314 год от
Рождества Христова.

Сергий Радонежский (3 мая 1314

Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучался грамоте вместе с братьями: он существенно отставал в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимался, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель.

В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона.

Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).

Статьи:
«Если бы у стен были глаза и уши: концентрированная история в стенах Троице-Сергиевой Лавры»
«Сергий Радонежский: дарящий помощь, творящий чудеса. О чем просить святого?»

Начались торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве открылись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

26 января 2014. ПРАВМИР. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. Этой службой открылись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

26 января 2014 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. Этим богослужением открылись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, сообщает Патриархия.ру.

После предпричастных стихов пастырское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архиереям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви на 700-летие годовщина рождения преподобного Сергия была прочитана вслух.

После службы был отслужен молебен преподобному Сергию Радонежскому, после чего были освящены хоругви, изготовленные специально к юбилейным торжествам преподобного Сергия. Эти знамена будут разосланы в каждую епархию, так как, по словам Святейшего Патриарха, они олицетворяют юбилейный год; все богослужения, крестные ходы и другие знаменательные события будут проходить при хоругвях, которые зримо будут напоминать нам о преподобном Сергии, игумене земли русской. Освящение этих знамен возрождает дореволюционную традицию освящения знамен перед знаменательными датами.

В своей проповеди по окончании Литургии Патриарх Кирилл отметил:

«Нынешние Рождественские чтения посвящены одному из величайших подвижников Русской Православной Церкви: преподобному Сергию Радонежскому. Свой путь к святости он начал с подвигов молитвы и покаяния, продолжил его обильными дарами Святого Духа, а закончил благодатным служением Церкви и своему народу. Все мы знаем, как многообразна была благодать Божия, явленная преподобному Сергию во время его земной жизни и после его блаженной кончины. Дар чудес и исцелений; дар быть пастырем и наставником для многочисленной братии и всех посещавших его; дар духовного совета и глубокое понимание государства — все эти духовные богатства соединялись в одном человеке, и в нем все они служили общему благу. Нынешние Рождественские чтения мы посвящаем преподобному Сергию.

«Каждый из нас призван Богом служить Церкви; каждый делает это по силе своей и для общей цели сохранения Тела Христова. Ради этого мы здесь; ради этого мы сегодня совершили соборную Божественную литургию. Хочется пожелать каждому участнику Рождественских чтений подвизаться добрым подвигом (2 Тимофею 4:7), и пусть дела каждого будут благословлены присутствием и благодатью Святого Духа, собравшего нас сегодня в этом храме. ”

Крест Акимов Свято-Троицкий. Преподобный Сергий Радонежский Sterling

Средний вес: 18 грамм.
Размеры: 53 x 31 x 3 мм. Двусторонний нательный крест посвящен Троице-Сергиевой Лавре, духовному центру Русской Православной Церкви, и ее основателю – преподобному Сергию Радонежскому. Ни одна из сторон креста не может быть названа «обратной» потому, что в центре каждой из них находится образ Господа Бога. С одной стороны Он представлен как Святая Троица, явившаяся праотцу Аврааму, с другой — как Господь Вседержитель. Бога предвосхищают преподобный Сергий Радонежский и святые, ставшие Его духовными наследниками.

Крупнейший в России монастырь вырос из крохотной деревянной церкви, построенной во имя Святой Троицы преподобным Сергием и его братом преп. Стефана в непроходимой Радонежской пуще в 1337 г. Но сгорела и в 1422 г. стараниями преп. Никона Радонежского, ученика преподобного Сергия, старую деревянную церковь заменили новой каменной. Именно для иконостаса этого нового собора преп. Андрей Рублев написал икону Пресвятой Троицы – высшее произведение русской духовности и шедевр мирового искусства. Центральное изображение на одной стороне креста повторяет иконографию великой святыни. Сам иконописец, также прославленный в лике святых, изображен справа от своей иконы.

Наверху помещена икона Преподобного Сергия Радонежского. Именно в «хвалу» ему дост. Андрей Рублев написал этот великий образ как воплощение своего духовного завета. Преподобный Сергий учил, что святой образ Триединого Бога заключает в себе неизреченную благость и образец человеческой жизни, духовный идеал, к которому следует стремиться. «Взглядом» на любовную манеру, соединяющую Божественные Лики, преодолевается «страх перед ненавистью, разногласием мира сего» и смягчаются злоба и гордыня. Слева от образа Троицы мы видим Дост. Никон Радонежский – любимый ученик преподобного Сергия. Именно его святитель оставил для духовного руководства свой монастырь и своих учеников и повелел нести в мир слово Триединого Бога как образ совершенной любви.

Учение преподобного Сергия изменило Древнюю Русь, помогло преодолеть феодальную раздробленность, губившую страну. По свидетельству современников, преподобный Сергий в «тихих и кротких словах» мог воздействовать на самое огрубевшее и очерствевшее сердце и улаживать враждующих князей друг с другом. В 1356 г. посетил князей Ростовских и Нижегородских, затем св. блаженного Олега Рязанского; и многие другие местные князья разрозненной Руси. Благодаря его деятельности многие русские князья заключили соглашение с московским великим князем Дмитрием Донским и признали его главенство к 1380 году – времени Куликовской битвы. За эту деятельность историки назвали преподобного Сергия духовным собирателем Руси. У подножия иконы Троицы мы видим преподобного Сергия Радонежского, благословляющего святого князя Дмитрия Донского на бой с Мамаем в Куликовской битве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts