День александра невского 2020: 12 сентября − День памяти святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли Русской
Содержание
12 сентября − День памяти святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли Русской
Вот уже 20 лет главным украшением центральной площади Каменска-Уральского, одной из достопримечательностей города является часовня-храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Часовня была построена на пожертвования благотворителей и освящена владыкой Екатеринбургским и Верхотурским Викентием 14 июля 2001 года – в год 300-летия Каменска. Но и сегодня многие горожане и гости города спрашивают: почему именно Александра Невского?
Ответ на этот вопрос, по мнению историков, очевиден. Великий князь Александр Невский почитаем особо как защитник земли Русской, сумевший в XIII веке победить тевтонских рыцарей и шведов на западных рубежах страны и удержать на почтительном расстоянии татаро-монгольские орды.
Историк-краевед Владислав Иванович Ермаков пишет: «…У города Каменска-Уральского… был свой святой, особо почитаемый среди прочих. (…) Им был Александр Невский. Ему… было установлено в центре Каменского завода памятное сооружение с иконой, созданное на средства мастеровых Каменского чугунолитейного завода… в память освобождения от крепостной зависимости». С 1883 года 1 марта ежегодно с участием большого числа жителей у иконы Александра Невского торжественно совершалась панихида по государю императору Александру II. Проходили и другие мероприятия, например, отправка на военную службу.
***
Бесценный подарок часовне Александра Невского сделал житель города Виктор Четыркин. Он подарил храму православный раритет − икону Александра Невского кисти Виктора Васнецова. По одной из версий, это творение было создано православным художником в Гусь-Хрустальном в 1899 году. Орнамент и детали фона Васнецову помогали расписывать ученики. Образ писал сам автор. После революции следы иконы затерялись. Вернулась она из небытия и, сменив нескольких владельцев, примерно 15 лет назад появилась в Каменске-Уральском.
Однако есть и другое предположение, что работа выполнена учениками школы художника-иконописца. В любом случае о почетном вековом возрасте иконы свидетельствует техника исполнения: роспись сделана на потемневших от времени мощных досках размером 100 на 60 см.
Летом 2020 года раритет был отреставрирован в мастерской Нижнего Тагила. Образ очистили от копоти, заделали трещину. И 12 сентября 2020 года обновленную икону водрузили на прежнее место. Об этом событии писала газета «Каменск православный».
Память святого благоверного князя Александра Невского в нашем городе неразрывно связана с именами каменцев, которые были удостоены ордена полководца в годы Великой Отечественной войны. С восточной стороны храма-часовни в честь 60-летия Победы установлена мемориальная доска с именами горожан − участников Великой Отечественной войны, награжденных орденом «Святого Александра Невского». Краткие биографические сведения о жителях города, награжденных орденом, можно найти в книге «Каменск-Уральский в годы Великой Отечественной войны», изданной к 70-летию Победы.
Пресс-служба администрации города.
‹
›
6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского
6 декабря Церковь празднует день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия.
Святой благоверный князь Александр Невский скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (под этим днем помещены о нем сведения) 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переславле-Залесском). Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом — «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.
Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.
К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский), составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Тропарь благоверного великого князя Александра Невского, глас 4:
«Яко благочестиваго корене/ пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,/ яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли,/ новаго чудотворца, преславна и богоприятна./ И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/ во псалмех и пениих радующеся славим Господа,/ давшаго тебе благодать исцелений,/ Егоже моли спасти град сей,/ и державе Российстей/ богоугодней быти,// и сыновом Российским спастися».
Кондак благоверного великого князя Александра Невского, глас 8:
«Яко звезду тя пресветлу, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши/ и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне./ Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии:/ моли спасти Отечество твое/ и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти:// радуйся, граду нашему утверждение».
Величание:
«Величаем тя,/ благоверный княже Александре,/ и чтим святое успение твое,/ и ныне молиши за нас// Христа, Бога нашего».
Поделиться:
Св. Александра Невского — День памяти: 23 ноября — св. Петропавловская Православная Церковь
Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесске. Его отец Ярослав II, Феодор в Крещении (+ 1246), «кроткий, добрый и радушный князь», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), брата святого князя Юрия Всеволодовича (память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княгиня, была третьей женой Ярослава. Их старший сын, святой князь Феодор (память 5 июня), отошел ко Господу в пятнадцатилетнем возрасте. Святой Александр был их вторым сыном.
Детство его прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем. Княжеский постриг отрока Александра (чин посвящения в солдаты) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским (память 10 мая), одним из составителей Киево-Печерского патерика (Жития преподобного). Отцы). От этого старца-святителя святой Александр получил первое благословение на воинскую службу во имя Божие, на защиту Русской Церкви и Русской Земли.
В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев был послан своим братом Юрием, великим князем владимирским, на княжение в Новгород Великий. Он взял с собой своих сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные владимирскими князьями, новгородцы вскоре пригласили святого Михаила Черниговского (память 20 сентября), а в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями отбыл в Переславль. Дело закончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями вернулся в Новгород, а дочь святого Михаила Феодосия была обручена со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княгиня ушла в монастырь и прославилась в иноческих подвигах как инокиня святая Евфросиния Суздальская (память 25 сентября).
Святой Александр с ранних лет сопровождал отца в походах. В 1235 году он участвовал в сражении на реке Эмайоги (в современной Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, на самостоятельное княжение в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. Некоторые истории рассказывают, что день крещения принцессы был днем именин ее святого супруга, и ее назвали Александрой. Его отец, Ярослав, благословил их при обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (отца в Крещении нарекли Феодором). После этого святой Александр постоянно молился перед этой иконой. Позже она была взята из Городецкого монастыря, где он умер, его братом Василием Костромским (+1276) и перенесена в Кострому.
В русской истории началось очень смутное время: с востока шла монгольская орда, сметая все на своем пути; с запада шли силы тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы называли себя «крестоносцами» по ношению Креста Господня. В этот страшный час Промысл Божий воздвиг для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и защитника Земли Российской. «Без повеления Божия не было бы его князя».
Подстрекаемые нашествием Батыя, разорением русских городов, смятением и горем народа, истреблением лучших его сыновей и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Царь римской веры из земли полуночи», Швеция, в 1240 г. собрал великое войско и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Надменный швед послал своих гонцов в Новгород сказать святому Александру: «Сражайся со мной, если у тебя есть мужество, ибо я уже здесь и беру в плен твою землю».
Святой Александр, которому тогда еще не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он читал псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, тех, кто причиняет мне вред, воюйте с теми, кто воюет против меня. Возьмитесь за щит и щит и встаньте на помощь мне» (Пс. 34/35). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из храма, святой Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшим отрядом, уповая на Святую Троицу, поспешил князь навстречу неприятелю ждать помощи от отца, не зная, нападет ли неприятель и когда.
Но было чудотворное предзнаменование: на рассвете 15 июля воин Пельгий, в Крещении Филиппе, увидел ладью, а на ней Святых мучеников Бориса и Глеба, в царских пурпурных одеждах. Борис сказал: «Брат Глеб, давайте поможем нашему родному Александру». Когда Пельгуй сообщил о видении князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде. Ободренный этим, он призвал армию доблестно сражаться против шведов.
«Было великое поражение латинян, и перебито было бесчисленное множество, а вождь их остался со следом от острого копья на лице своем». Ангел Божий невидимо помогал православному воинству: когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижоры, куда войско святого Александра не могло идти, было множество убитых врагов. За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александром Невским.
Тевтонские рыцари оставались опасным врагом. В молниеносном походе 1241 года святой Александр отбил старинную русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, древнюю обитель Святой Троицы, и весной 1242 года дал решительную битву с Тевтонским орденом. На льду Чудского озера сошлись оба войска 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и суди раздор мой с народом хвастливым, и подаждь мне на помощь, Боже, как Моисею древним на Амалика, и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка».
По его молитве, с помощью Божией и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Была страшная резня, и был такой грохот ударяющих копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, так как он был покрыт кровью. Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала и рубила врага, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они повели за святым князем множество пленников, шедших с позором.
Современники ясно понимали общеисторическое значение Великого Ледового побоища, и имя святого Александра прославлялось по всей Святой Руси, «по всем землям, от Египетского моря до горы Арарата, по обе стороны Варяжского моря в Великий Рим».
Западные рубежи Русской земли были надежно закреплены, и пришло время охранять Россию с Востока. В 1242 году святой Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на это новое служение многими тяготами: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в честных союзников, а для этого требовались «кротость ангельская и мудрость змеиная».
Господь увенчал успехом святую миссию защитников земли русской, но для этого потребовались годы лишений и жертв. Заключив союз с ханом Батыем, князь Ярослав был обязан отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, и он искал поддержки у русских князей, желающих порвать со своей Золотой Ордой из далекой Монголии. А там в свою очередь не доверяли ни Батыю, ни русским.
Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в муках, пережив священномученика Михаила Черниговского, родственником которого он едва не стал, всего на десять дней. Так как отец завещал ему союз с Золотой Ордой, святому Александру Невскому было необходимо крепко держаться его, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и ведал делами русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат ему. Поклявшись в своей поддержке, святой Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать верховной державой во всех Великих степях и возвести на престол в Монголия.
Не все русские князья обладали мудростью святого Александра Невского. Многие надеялись на европейскую помощь в борьбе с монгольским игом. Святитель Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий и Андрей, брат святого Александра, вели переговоры с римским папой. Но преподобный Александр хорошо знал судьбу Константинополя, взятого и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с папой, ничего ему не давший взамен, был изменой православию, унией с Римом. Святой Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.
Когда в 1248 году явились послы римского папы, чтобы соблазнить и его, он в ответ написал, что русские верны Церкви Христовой и вере семи Вселенских соборов: не принимать твоего учения». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, а уния означала отказ от православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предопределенного Богом исторического будущего и обрекание себя на духовную смерть.
В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Ситуация была очень рискованной. Снова возникла угроза самому существованию России. Святому Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы предотвратить карательное татарское нашествие на русские земли. Потерпев поражение, Андрей бежал к шведам, ища помощи у тех самых разбойников, которых великий брат его сокрушил с помощью Божией на Неве.
Святой Александр стал правящим великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода. На его плечи легла огромная ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое нашествие немцев на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финляндскую землю. Летописец назвал его «черным походом», потому что русское войско шло сквозь полярную ночь, «идя по местам непроходимым, не видя ни дня, ни ночи». Во мрак язычества святой Александр внес свет евангельской проповеди и православной культуры. Вся прибрежная область была освещена и открыта русскими.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, тот самый, что был Александру Невскому как брат. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы утвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя и принял ислам, союз с православной Русью ему был необходим. В 1261 году усердными усилиями святителя Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была основана епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и святой Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить начертанный ей крест. В 1262 г. его указом во многих городах были прекращены татарские сборы дани и набор воинов. Они ждали татарской расправы. Но великий заступник народа вновь отправился в Орду и мудро направил событие совсем в другое русло. Уволенный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным образованием, сделав ее настоящим щитом Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов вызревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позднее в пределах Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была его четвертой и последней. Будущее Руси спасено, долг его перед Богом исполнен. Но его власть была всецело отдана, а жизнь поставлена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не имея возможности добраться до Владимира, в городецком монастыре князь-подвижник предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь получением монашеской схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовник и сподвижник святого князя, сказал в надгробном слове: «Знай, чадо, что уже зашло солнце для земли Суздальской. Не будет больше князя в Русской земле». Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, и тело осталось нетленным.
23 ноября, перед его погребением в Рождественском монастыре во Владимире, явилось от Бога «чудо чудное и памятное». Когда тело святого Александра было положено в крипту, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели взять его за руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту (отпущенную грамоту). Святой князь, как живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. «Из-за их ужаса, и они едва могли споткнуться от его могилы. Кого бы это не удивило, так как он был мертв, а тело было привезено издалека в зимнее время».
Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Всеобщее церковное прославление святого Александра Невского произошло при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 году. Канон святому был составлен в это время преподобным Михаилом Владимирским. (С сайта ПЦА: https://www.oca.org/saints/lives/2007/11/23/103377-repose-of-saint-alexander-nevsky).
Подворье благоверного великого князя Александра Невского
В этом году Русская Православная Церковь отмечает 800-летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Многие русские храмы по всему миру, освященные в честь этого великого русского святого, праздновали этот Юбилей.
Церковь св. Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме, 1900 г. Справа виден Храм Гроба Господня. Первоначально Александровское подворье называлось Русским домом. Фото: Иллюстрированное приложение к газете «Московский листок»
В историческом центре Иерусалима, напротив храма Гроба Господня, находится Александровское подворье с храмом св. Александра Невского, находящееся в ведении Русской Духовной Миссия в Иерусалиме входит в состав Русской Православной Церкви Заграницей и по праву является одной из важнейших церквей Русского Зарубежья. На Александровском подворье, более 100 лет находящемся под омофором РПЦЗ, находится еще одна великая святыня, связанная с Крестным путем Спасителя, – Преддверие Судных врат, у которых, по преданию, установленное еще до русской революции, сохраняется непрерывное чтение Псалтири.
Александро-Невский храм в Иерусалиме освящен 22 мая 1896 года Патриархом Иерусалимским Герасимом I в сослужении главы Русской Духовной Миссии архимандрита Рафаила (Трухина). Еще в 1859 году первый русский консул в Иерусалиме В.И. Доргобуженов планировал построить на этом святом месте русский храм, но только после того, как архимандрит Антонин (Капустин) обрел в 1884 году великую реликвию времен Христовых — Порог Судных врат, председатель Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергий Александрович, решил построить на этом святом месте храм. В 1894 января скончался брат великого князя Сергея Александровича, император Александр III. Руководство ИППО решило увековечить память императора, построив на пороге Судных врат в Иерусалиме храм во имя Его небесного покровителя – святого Александра Невского. С того времени и по сей день этот храм имеет статус мемориального, а потому вот уже 125 лет Русская Духовная Миссия в Иерусалиме каждый четверг совершает заупокойную литургию, на которой поминается не только император Александр III, но и также умершие почетные члены ИППО.
Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю русского народа в ХХ веке; войны, революция, террор и изгнание, молитва о страждущей святорусской земле и русском народе в отечестве не умолкала в Александро-Невской церкви на пороге Судных врат. Поминаются и живущие в диаспоре, прошедшие свой «крестный путь».
После распада Российской империи и на протяжении всего ХХ века верные чада Русской Зарубежной Церкви молились и служили в Александро-Невском храме в Иерусалиме.
Последний генеральный консул России в Иерусалиме Алексей Федорович Круглов с супругой на Александровском подворье в Иерусалиме, 1920-е гг. А.Ф. Круглов был почетным членом ИППО с 1911 г. и жил с семьей на Александровском подворье с августа 1920 г. по май 1948 г. Чтец Михаил Георгиевич Хрипунов и монахини Вифанской общины во время литургии в храме св. Александра Невского. Генерал-майор М.Г. Хрипунов (1889-1983) стал членом Православного Палестинского общества, находясь в ссылке в Женеве. В 1959 он переехал в Иерусалим, где жил в Гефсиманском монастыре. В 1968 году возглавил ОПС в Иерусалиме У входа в Александровское подворье, Иерусалим, 1960-е гг. Первый ряд: председатель Православного Палестинского общества генерал М. Г. Хрипунов, член РДМ в Иерусалиме архимандрит Серафим (Седов), жена генерала Хрипунова Нина Георгиевна. Второй ряд: Ольга Асафовна Вахбе, князь Владимир Дмитриевич Голицын (Париж), инженер РЭМ в Иерусалиме — Тимофей Степанович ДенкеВ приемной РЭМ (РПЦЗ) на Александровском подворье в Иерусалиме, 1970. Сидят слева направо: Епископ Павел (Павлов), Первоиерарх РПЦЗ. Филарет (Вознесенский), Патриарх Иерусалимский Венедикт. Стоят: глава РЕМ (РПЦЗ) архим. Антония (Граббе) и секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерея Георгия (Граббе). Фото из архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Публикуется впервые. Глава РЕМ (РПЦЗ) в Иерусалиме архимандрит Антоний (Граббе) на Александровском подворье. 1970-е годы. На стене справа надпись: Православное Палестинское Общество. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Административный офис. Фото из архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Публикуется впервые Вручение почетной медали Православного палестинского общества королю Иордании Хусейну. Королевский дворец в Аммане, 16, 19 января.74. Знак вручил глава делегации ОПС, глава РДМ (РПЦЗ) архимандрит. Антония (Граббе) за покровительство русскому имуществу на Святой Земле в период правления Иордана до 1967 года. Награждение архимандрита Димитрия (Биакая) и игуменьи Тамары (Багратион) почетными членами Православного Палестинского общества. Иерусалим, Александровское подворье 1972. Глава РДМ РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Антоний (Граббе) вручает золотые медали. Фото из архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Публикуется впервые Награждение архимандрита Димитрия (Биакая) и игуменьи Тамары (Багратион) почетными членами Православного Палестинского общества. Иерусалим, Александровское подворье 1972. Глава РДМ РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Антоний (Граббе) вручает золотые медали. Фото из архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Публикуется впервыеПраздничный обед в приемных начальника РДМ на Александровском подворье. Иерусалим, 1974 г. Фото из архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Публикуется впервые Посол США в Израиле Сэм Луис и консул США в Иерусалиме Брэндон Гроув награждены почетными медалями ОПС. Александровское подворье в Иерусалиме, 9 февраля, 1982 г. Медали вручает глава РДМ (РПЦЗ) архимандрит Антоний (Граббе)
По согласованию с Палестинским Православным Обществом и постановлением Священного Синода храм находится в ведении Главы РДМ в Иерусалиме . Несмотря на войны, неоднократную смену государственной власти и другие перипетии, которые пережил Иерусалим в ХХ веке, духовенство РЕМ (РПЦЗ) и сотрудники ОПО в Иерусалиме ревностно несли свое служение в храме у Порога Пресвятой Богородицы. Судные врата. Это святое место посещали паломники из разных стран мира, которые приезжали поклониться Гробу Господню. В эпоху жесточайших гонений на христиан в Советском Союзе действующий русский храм, построенный в память об императоре Александре III в центре Иерусалима, был как бы символом Святой Православной Руси, которую Бог- борцы и осквернители русского православия не смогли уничтожить в 20 веке.
Божественная литургия в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в храме св. Александра Невского на Русских раскопках. Литургию возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Иларион (Капрал). Иерусалим, 12 сентября 2011 г. Божественная литургия в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в храме св. Александра Невского на Русских раскопках. Литургию возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Иларион (Капрал). Иерусалим, 12 сентября 2011 г. Престол в Александро-Невском храме в Иерусалиме. Александровское подворье, 6 декабря 2020 г. В этот день православные христиане отмечают день блаженной кончины великого князя Александра Невского. На Александровском подворье в Иерусалиме отслужили торжественную Божественную литургию и молебен по освящению воды. Богослужение возглавил глава РЕМ (РПЦЗ) архимандрит Роман (Красовский)
После восстановления канонического общения между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом в 2007 году имя Патриарха Московского возносится на каждой литургии, совершаемой в храме св. Александра Невского. Глава и духовенство РДП РПЦЗ продолжают регулярно совершать богослужения в этом храме у Порога Судных врат, священного для России и русского народа.
К сожалению, присутствие Русской Зарубежной Церкви и Православного Палестинского Общества на Александровском подворье в последнее время ставится под сомнение различными российскими общественными организациями.