День рождения николая второго: 19 мая — день рождения царя-страстотерпца Николая II
Содержание
19 мая — день рождения царя-страстотерпца Николая II
Император Всероссийский Николай II родился 19 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального.
Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.
Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей.
В 1894 году, непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания.
Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья отца — Императора Александра III. Поездка в Крым осенью 1894 года не принесла ему облегчения, тяжелый недуг неумолимо уносил силы… 20 октября Император Александр III скончался.
Характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились. Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум — он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу.
Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.
Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия.
Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей. Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах.
Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.), возобновлено почитание Свята княгини Анны Кашинской (1909 г.).
Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней.
Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили своего значения и до наших дней.
Но, несмотря на искреннее стремление Государя к I миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам. В 1904 году без объявления войны начала военные действия против России Япония — следствием этой тяжелой для России войны стала революционная смута 1905 года. Как великую личную скорбь воспринимал Государь происходившие в стране беспорядки…
В 1913 году вся Россия торжественно праздновала трехсотлетие Дома Романовых. После февральских торжеств в Петербурге и Москве, весной, Царская семья довершает поездку по древним среднерусским городам, история которых связана с событиями начала XVII века. На Государя произвели большое впечатление искренние проявления народной преданности. Россия находилась в это время на вершине славы и могущества: невиданными темпами развивалась промышленность, все более могущественными становились армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа. Казалось, что все внутренние проблемы в недалеком будущем благополучно разрешатся.
Но этому не суждено было осуществиться: назревала первая мировая война. Использовав как предлог убийство террористом наследника австро-венгерского престола, Австрия напала на Сербию. Император Николай II посчитал своим христианским долгом вступиться за православных сербских братьев…
19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну, которая вскоре стала общеевропейской.
Кампания 1914 года была, в целом, успешной. Успешное наступление в Восточной Пруссии, правда, было прервано в результате поражения 2-й армии Самсонова. Но на фронте против Австро-Венгрии была достигнута решительная победа. В результате Галицийской битвы австро-венгерские войска более не могли совершать самостоятельных стратегических и тактических операций без поддержки немецких войск.
В ноябре 1914 г. в войну на стороне Центральных держав выступила Османская Империя. К счастью для
России в Закавказье у неё был талантливейший полководец Николай Николаевич Юденич, который нанёс туркам под Сарыкамышем такое поражение, что турецкая армия более на закавказском фронте на наступление не решалась.
В 1915 г. был наиболее тяжелым для России: именно она вынесла на себе основную тяжесть военного противостояния с германским блоком, который именно в этот период решил вывести Россию из войны, в то время как на Западном фронте союзники проводили ограниченные операции.
Осенью 1915 года Верховное Главнокомандование Русской Армией и флотом взял на себя сам Государь Император Николай II. Он обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения при любых обстоятельствах. Это событие имело большие последствия: вырос моральный дух, прекратилась паника и закончилось «Великое отступление» Русской Армии. Фронт стабилизировался.
Кампания же 1916 года была одной из самых успешных. С 22 мая по 31 июля 1916 года под высшим руководством Императора Николая II была проведена знаменитая наступательная операция, известная как «Брусиловский прорыв». На Кавказском фронте Н.Н.Юденичем была блестяще проведена Эрзерумская операция и взят древний город Трабзон (Трапезунд).
В 1917 г. Император был свергнут с Престола в результате государственного переворота (в котором участвовали часть членов государственной Думы, лица из торгово-промышленных кругов, часть генералитета). Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, Государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота.
Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней Императора. Свергнутый Император был арестован и вместе с семьёй содержался в Царском Селе. Затем последовала ссылка в Тобольск, и после этого – в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. мученически погиб вместе с супругой, сыном, дочерями, свитой в возрасте 50 лет.
Использованы материалы сайта: царская-семья.рф
Больше видео на YouTube-канале Екатеринбургской епархии
Поделиться:
День рождения государя императора Николая II Александровича
Сегодня, 19 мая, молитвенно вспоминаем день рождения Государя Императора Николая II Александровича (6/19 мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург).
Священный дар Царства
Не прикасайтесь к помазанным Моим
(Пс. 104, 15)
Вера есть откровение Божие, и потому она недоказуема, а показуема, ибо живой пример во сто крат убедительней любых слов. Священное Писание и Церковное Предание является откровением всем людям, чья жизнь должна быть подвигом веры, примером святости, живым Евангелием. Только чистому сердцу открываются тайны Господни, только праведникам, преисполненным жертвенной любви, Благодать Святого Духа дает разумение постигать Божественные глаголы. «Дивен Бог во святых Своих», их слово возвещает народу волю Божию. Так Господь устами святых Отцов Церкви открывает нам сущность самодержавной монархии, верность которой, по слову великого русского святого преподобного Серафима Саровского, есть второй после Православия священный долг русского народа. Прежде чем начать рассказ о крестном подвиге Венценосной Семьи и святых Царских местах приведем изречения о природе царской власти некоторых Угодников Божиих – духовных столпов Вселенской Православной Церкви. Внемлем же слову святых.
Преподобный Феодор Студит: «Един есть Господь и законоположник. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния. Отсюда – учреждение между людьми всякой власти. Один Патриарх в Патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре. И в мирской жизни – один царь, один полководец, один капитан на корабле. Бог даровал христианам два высших дара – священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным».
Святой Антоний, Патриарх Константинопольский: «Святой царь занимает высокое место в Церкви; он не то, что другие, поместные князья и государи. Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою и невозможно отделить их друг от друга. Послушай вер-ховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17)».
Преподобный Максим Грек: «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».
Преподобный Исидор Пелусиот: «Поэтому вправе мы сказать, что самое дело, разумею, власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой-нибудь злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство как фараону и в таком случае понести крайнее наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто посаждает на престолы царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на Престоле огнезрачном, – Царям земным от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою».
В конце 1612 года после Великой Смуты Земский Собор, собранный «изо всяких чинов», из городов Земли Русской, постановил избрать «государем и великим князем всея Руси» Михаила Феодоровича Романова. В марте 1613 года посольство прибыло в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где находились Михаил и мать его Марфа Иоанновна. Вначале послы получили полный отказ, и лишь после долгих просьб Марфа Иоанновна решилась благословить своего сына на царство.
Так, не по собственному желанию, но по Воле Божией и по зову народа начал царствовать в России благословенный Род Романовых.
«Торжественная и вместе страшная грамота, – пишет современный нам русский афонский подвижник о. Феодосий (Кашин), – ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века». Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же.
Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить как святыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество.
В июле 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Феодоровича, первого государя из Рода Романовых. Полно и ясно раскрыл мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности великий молитвенник и чудотворец святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Он поучал: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою Своею и владычеством над племенами – правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род по милости Божией царствует. А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России».
Три столетия хранили русские люди священный, выстраданный и вымоленный у Бога дар Православного Царства, но, усомнившись в Божественном Промысле, послушав лукавых соблазнителей, народ-богоносец отступил от святой веры. Предав земного царя в руки злодеев, предки наши нарушили Соборную клятву 1613 года и тем самым навлекли на Россию праведный гнев Царя Небесного. И если бы не добровольная жертва Государя, то страшное проклятие свершилось бы над нами в полной мере, ибо преступивший священный обет 1613 года «извержен будет и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения. И не буди на нем благословения от ныне и до века». Из Соборной клятвы следует, что, восстав против Помазанника Божия в феврале 1917 года, весь русский православный народ лишился благодати Святого Духа. Но Русская Православная Церковь в XX столетии просияла великим сонмом своих святых: мучеников, исповедников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых, что свидетельствует о милости Божией к тяжко согрешившему народу русскому, не погибшему до конца лишь только потому, что он имел своими молитвенными предстателями у Престола Вседержителя умученную Царскую Семью, которую сам же предал в руки нечестивых убийц. В покаянии и молитве к нашему Государю поклонимся святым местам, где пролилась мученическая кровь и уничтожались честные останки невинно убиенных Августейших Страдальцев. Подвиг Царской Семьи и всех Новомучеников Церкви Русской исходатайствовал милость у Бога и спас Россию от окончательной погибели.
Источник: Един от Царей. Жизнеописание Святых Царственных страстотерпцев. Земля их мученического подвига. — Екатеринбург, 2010.
* * *
Широко распространенная легенда о слабоволии Государя Императора Николая Александровича уже давно не только встретила общее признание, но стала общепринятой аксиомой, несмотря на то, что она совершенно не соответствует и прямо противоречит истине. Это ложное мнение утвердилось настолько прочно, что вот уже много десятилетий оно повторяется, не встречая ниоткуда опровержения, даже благонамеренной прессой, русской и иностранной, добросовестными историками и мемуаристами, а также людьми, казалось бы, хорошо осведомленными и свято чтущими память Царя-мученика. Между тем, достаточно вспомнить общеизвестные факты, сопоставить достоверные показания и задуматься над непомерной тяжестью монаршего служения, огромной ответственностью, нравственными испытаниями, мучительной душевной трагедией Государя, вызванной болезнью Наследника и, наконец, всеми переживаниями в годы войны и революции, закончившимися мученическим восходом на Голгофу, чтобы понять, что пройти этот тягостный жизненный путь с таким достоинством и смирением, как прошел его Государь Император Николай Александрович, мог лишь человек, обладавшей не только исключительно сильной волей, но и несравненно более ценным Божиим даром – необыкновенной духовной силой, возвысившейся до святости. Вот почему теперь, когда Царь-мученик причислен Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых, вопрос о мнимом слабоволии Императора Николая II сам по себе теряет смысл и заслуживаете изучения лишь в интересах восстановления исторической истины для правдивого изложения жития святого благочестивого Царя-мученика Николая.
Уже с ранних лет детства Великий князь Николай Александрович, как свидетельствует о том его первая воспитательница А.П. Олленгрэн, проявлял черты сильного характера; Он знал, чего Он хотел и к чему Он стремился.
Он получил прекрасное, но суровое воспитание под самым бдительным наблюдением Своего Августейшего Отца. Приведем несколько примеров инструкций, данных Императором Александром III первой учительнице Своих сыновей. «Ни я, ни Великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру». «Учите хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко Mне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся, – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут. Это – самое мое первое требование».
Наследник Цесаревич Николай Александрович получил прекрасное среднее и высшее образование – и то, и другое в расширенном объеме – под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. Он блестяще закончил высший курс общеобразовательных, юридических и военных наук и, помимо прочего, в совершенстве владел четырьмя языками: русским, французским, английским и немецким. Так же блестяще Он прошел доступную только Наследнику Престола всестороннюю военную подготовку, теоретическую и строевую, по всем родам оружия – пехоте, кавалерии и артиллерии, а также во флоте. Как известно из его 6иoграфии, к Своим служебным обязанностям Он относился исключительно добросовестно и был во во всех отношениях образцовым офицером, не пользовавшимся никакими привилегиями.
Молодой человек, вступающий в жизнь с таким запасом знаний и обладающий столькими качествами, заслуживает, конечно, всеобщего признания как человек выдающийся, одаренный исключительными природными способностями и сумевший упорным трудом развивать свои таланты благодаря наличию целеустремленной воли. Для бесхарактерных людей подобный уровень недоступен. Таким образом, уже с ранних лет детства, отрочества и юности, а затем молодости, будущий Император Николай II проявил себя как человек сильного характера.
Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли.
STSL.Ru
Теги: Св. Царь-Страстотерпец Николай II
19 мая 2017
Поделиться
Какая правильная дата рождения Николая II?
Российский историк Петр Валентинович Мультатули
В последние годы инославные христиане и жители Запада сильно путаются в правильности дат важных событий (рождений, смертей, браков и т. д.) среди представителей русской Императорская семья, согласно календарю Нового стиля.
Например, годовщина со дня рождения Николая II широко отмечается 18 мая по григорианскому календарю. Это, однако, неверно, на самом деле это 19мая, ошибка, в которой повинны многие историки (включая меня).
С прохождением каждого високосного дня по юлианскому (старому стилю), но не по григорианскому календарю, разница между двумя календарями увеличивается еще на один день. В настоящее время григорианский календарь опережает юлианский на тринадцать дней. Начиная с 14 марта 2100 года (29 февраля 2100 года по юлианскому календарю) разница составит четырнадцать дней.
Григорианский календарь введен в России 14 февраля 1918 во исполнение декрета, подписанного 24 января 1918 года (юлианского) лидером большевиков Владимиром Лениным. Несмотря на это, Русская Православная Церковь продолжает использовать юлианский календарь.
Весьма уважаемый и видный знаток жизни и царствования последнего российского императора и царя Петр Валентинович Мультатули напоминает нам о истинных датах истории России и ее царей!
«День рождения Государя Императора Николая Александровича надо праздновать 19 мая, — говорит Мультатули, — а не 18-го, как отмечают многие англоязычные книги и сайты». Далее он добавляет: «а день восшествия Николая II на престол 2-го ноября. Если не соблюдаются правильные даты в Новом Стиле, то эти и другие исторические события искажаются».
«Всем известно, что Император Николай II родился на св. Иова Многострадального. Церковь отмечает этот день 6 мая по юлианскому календарю. По григорианскому календарю в 19 в. это число соответствовало 18 мая, но в 20 и 21 вв. эта дата приходится на 19 мая. Отмечая день рождения Императора 18 мая, мы не празднуем день рождения святого Иова! Это грех!»
«То же самое и со смертью Александра III и восшествием на престол Николая II. Случилось это в день преподобных великомученика Артемия и праведного отрока Артемия, 20 октября (2 ноября). И если этот день отмечается 1 или 3 ноября, то мы не празднуем память этих святых. Не полагайтесь на какие-либо даты в Википедии, которые часто указывают неправильные даты григорианского календаря для 19-го числа.век».
Петр Валентинович Мультатули родился 17 ноября 1969 года в Ленинграде. Российский журналист, историк и биограф. Мультатули — автор многочисленных книг и статей о царствовании императора Николая II.
Правнук Ивана Харитонова (1872-1918), главного повара Императорской семьи. Он последовал за царем и его семьей в ссылку и был убит вместе с ними в Ипатьевском доме 17 июля 19 г.18.
© Пол Гилберт. 7 августа, 2020
Нравится:
Нравится Загрузка…
Окопы в Интернете — Биография: Царь Николай II
Николай II родился 6 мая 1868 года в Царском Селе. Его родила его мать Мария Федоровна Романова, бывшая Дагмар, принцесса Датская. Его отец Александр Романов был важным членом российского правительства.
В отличие от остальных мужчин Романовых Николай не был очень крупным мужчиной. Другие мужчины всегда были очень устрашающими; Однако рост Николая был всего 5 футов 6 дюймов. Чтобы компенсировать недостаток роста, Николас занимался с гирями и другим различным спортивным инвентарем.
Николас был известен своей царственной внешностью. У него были живые голубые глаза, которые люди всегда считали источником его души. У него были каштановые волосы, разделенные на левый пробор, и густая борода. У него были золотые блики повсюду. Эти золотые блики остались с ним на всю жизнь и стали его визитной карточкой.
У Николаса была нервная привычка всегда приглаживать свои густые усы тыльной стороной ладони. Николас унаследовал курносый нос от своего отца. Ему это очень не нравилось, потому что оно напоминало ему Павла I, которого он считал самым непривлекательным из своих родственников.
Николас был очень умным и образованным человеком. Он был лучшим в своем классе и был самым умным из европейских монархов своего времени. Его родители подготовили его к задаче быть царем 20-го века, зная, что это будет сильно отличаться от предыдущих лет.
Семью охраняла тайная полиция и военная охрана. Это означало, что Николай рос практически в полном уединении от внешнего мира. Это не помогло его процессу взросления или пониманию того, как жили его будущие подданные. Из-за того, что он был таким уединенным, Николас никогда не понимал, как живут люди, и его взгляды на важные вопросы были очень ограниченными. Его незрелость и непонимание помешают ему в будущем управлять Россией.
Будучи наследником престола, Николас дослужился до звания полковника лейб-гвардии. Он любил армию и всегда считал себя военным. На его личность и социальные привычки большое влияние оказали годы, когда он был молодым офицером. Среди своих товарищей-офицеров он завязал самые длительные дружеские отношения. Это были самые счастливые годы, когда он не беспокоился о своем будущем царствовании в России.
Николай отдал свое сердце юной немецкой принцессе по имени Алекс Гесс. Считалось, что они не подходят друг другу. Она не считалась женщиной с сильными качествами, необходимыми императрице. Тем не менее, формально они были помолвлены 1893.
Николай чувствовал, что ему не под силу управлять Россией. Ему казалось, что у него нет ни способностей, ни опыта. Тем не менее, он очень серьезно отнесся к своей коронационной присяге. Поняв, что его окружают бюрократы, он быстро понял, что мало кому может доверять. Он повернулся к жене, зная, что она была единственным верным человеком, на которого он мог положиться в плане поддержки. Одиночество стало его образом жизни.
Николай всегда ставил свою страну превыше всего в жизни. Он думал, что судьба его семьи и его страны неразделимы. Он слишком хорошо знал недостатки своей семейной династии. Только он мог удержать его от распада. Будучи очень умным человеком, он понял, что стал мишенью для убийства. Любовью и преданностью жены он дорожил всю свою жизнь.
Хотя его хвалили за прекрасные качества, он изображался как неудачник. Ему было очень трудно различать собственные взгляды на то, что правильно и что неправильно для России. Хотя он не был неразумным человеком, он не решался делать собственные выводы. Он часто размышлял над важными вопросами. Не имея политических знаний и чутья, он редко был уверен, как вести государственные дела. Его считали слабым и очень противоречивым.