Девушка взяла икону и окаменела: как в 1956 году жительница Самары окаменела, станцевав с иконой Николая Угодника
Содержание
как в 1956 году жительница Самары окаменела, станцевав с иконой Николая Угодника
ХХ век стал одним из самых мрачных в тысячелетней истории православия на Руси. Прогремели революции, начался период борьбы с религией длиной в 70 лет. Образовалась Антирелигиозная комиссия, занимавшаяся отделением церкви от государства, собрался Союз воинствующих безбожников, с молодецкой удалью революционеры принялись громить храмы, а священники подверглись репрессиям. Великая Отечественная война затормозила борьбу с Богом и церковью – на первый план вышли другие проблемы. Одним из главных борцов с религией в советской истории остался пришедший к власти после Сталина Никита Хрущев. И вот на фоне начинающейся Хрущевской антирелигиозной кампании в городе Куйбышеве (ныне Самара) произошло странное событие, которое одни считают православным чудом, а другие – образцом городского фольклора. Сегодня оно известно, как «стояние Зои».
Дело было в 1956-м, во время празднования Нового года в доме № 84 по улице Чкалова. Работница трубного завода Зоя Карнаухова ждала молодого человека по имени Николай. Все девушки уже танцевали со своими кавалерами, а Николай задерживался. Тогда Карнаухова заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!». На замечание, что это грех, она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» – взяла икону и закружилась в танце. И вдруг Зоя застыла на месте, как будто вросла в землю. Девушка будто окаменела, хотя ее сердце продолжало биться. Не ожила она ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю… Рассказывали, что вынуть икону из рук было невозможно, а об окаменевшую кожу ломались иглы шприцов. В разных версиях этого рассказа всплывают разные подробности, например, что перед тем, как девушка окаменела, комнату вдруг наполнил шум, поднялся вихрь и блеснула молния. Все в страхе выбежали, а Зоя осталась на месте, как вкопанная.
Так или иначе, известие о чуде молниеносно разнеслось по городу. К дому № 84 начали стекаться толпы людей. Обнаружив странный ажиотаж, власти перекрыли подходы к дому и выставили наряд дежурных милиционеров. По легенде, приходили к Зое священники, но не могли ей помочь, пока на Рождество не появился иеромонах Серафим – распространена версия, что это был отец Серафим Тяпочкин. Он освятил комнату и взял из рук девушки икону. Иеромонах предрек, что стояние Зои кончится в день Пасхи. «Очевидцы» рассказывали, что по ночам девушка кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Так и простояла она 128 дней, пока не умерла на третий день Пасхи.
Миф о Зое связывают с вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал тот самый дом № 84. Сохранилась стенограмма 13-й областной конференции КПСС от 20 января 1956 года, на которой первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС Михаил Ефремов рассказывал о странных событиях тех дней:
«Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так, – все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять… А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха».
Исследователи утверждают, что сюжет легенды о стоянии Зои очень напоминает фольклорный сюжет о плясуне-святотатце, известном с XIX века. Устные рассказы об окаменении девушки, танцевавшей с иконой, и окаменении человека, танцевавшего в церкви, с 1960-го по 1990 год в разных версиях ходили по всей России. Любопытно перекликается этот миф и с событиями февраля 2012 года, когда группа Pussi Riot устроила знаменитый «панк-молебен» в храме Христа Спасителя.
Так или иначе легенда разошлась, и дом стал настоящим местом паломничества. На улице Чкалова появились памятник Николаю Чудотворцу и часовня. По мотивам истории о «стоянии Зои» в 2000 году был снят короткометражный фильм «Стояние Зои», а в 2009-м вышел полнометражный художественный фильм «Чудо», в котором снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова. В 2015 году вышел трехсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои». Про «стояние Зои» написано немало статей и книг, и однозначной точки в этой истории не поставлено.
Автор :
Мария Санникова
ОКАМЕНЕВШАЯ ДЕВУШКА |
Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться. Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», — не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила она. Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, — окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось — Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать. «Мама! Молись! — кричала Зоя. — Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует». Из посетителей к Зое были допущены следующие лица: 1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость. 2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать. 3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». 4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха. 5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай. Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!» Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!» С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. — Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил? — Голуби, голуби меня кормили, — был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут». На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь». ПОСЛЕСЛОВИЕ Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи. Поместные Церкви | Встреча с Православием | Вопросы священнику | Новости | Аналитическое обозрение | Пресса | Интернет-журнал | Гость сайта | Документы истории | Полемика | English Edition | Cретенский монастырь |
Зоя, окаменевшая девушка – чудо святителя Николая Чудотворца 1956 г. Biserica Ortodoxa Romana «Sfantul Ioan Evanghelistul» Toronto
Изображение Антонель Думитру
В 1986 году в Париже я впервые прочитал самиздатское житие старца Себастьяна Карагандинского (1884-1966) и наткнулся на дело Зои. С этого времени старец Севастьян канонизирован, а его житие опубликовано на английском языке в серии «Оптинские старцы» журнала «Платина». Однако Зоя там упоминается лишь кратко. В пятидесятую годовщину этого события представляется уместным рассказать об этом необычайном происшествии подробнее.
Таинственное событие произошло 31 декабря 1956 года на улице Чкалова, 84, в городе Самаре, далеко на востоке Москвы. В доме жила самая обыкновенная женщина Клавдия Болонкина, чей сын Николай пригласил друзей на новогодний утренник. Среди них была восемнадцатилетняя девушка по имени Зоя, с которой Николай недавно начал встречаться.
На вечеринке у всех девушек были компаньоны, кроме Зои, которая сидела одна. Николай был занят. Когда начались танцы, Зоя заявила: «Если я не могу танцевать с моим Николаем, то я буду танцевать со святым Николаем!» На это она пошла в угол, чтобы взять икону святого. Ее друзья были в ужасе. «Зоя, это грех», — говорили они. «Если Бог существует, то пусть Он накажет меня!» — ответила она.
Она взяла икону Николая Чудотворца, прижала к груди и пошла танцевать с остальными.
Внезапно она замерла, как вкопанная. Ее невозможно было сдвинуть с места и взять икону из рук. Он как будто приклеился к ней. Зоя внешне не подавала признаков жизни, но вокруг ее сердца чувствовался очень слабый пульс. Вызванный врач скорой помощи Анна Павловна Калашникова попыталась оживить Зою. Сестра доктора, Нина, которая все еще жива, недавно дала интервью и рассказала следующее:
Анна побежала домой в очень взволнованном состоянии. Несмотря на то, что милиция взяла у нее заявление о молчании, она не смогла сдержаться. Она рассказала, как пыталась делать Зое уколы, но это оказалось невозможным. Тело Зои как будто затвердело, иглы шприца не пробивали кожу, обламывались. Об этом говорил весь город. «Ты сидишь, а перед тобой стоит девушка, которая замерла, держит в руках икону, как вкопанная. Говорят, что Бог наказал ее».
Об этом событии вскоре стало известно властям Самары. Поскольку дело было связано с религией, оно получило приоритет. К дому был направлен отряд милиции, чтобы остановить экскурсантов. Власти были правы в своем беспокойстве. Ко 2 января все близлежащие улицы были заполнены тысячами людей, прозвавших девушку «каменной Зоей». В дом и к «каменной Зое» были приглашены разные священники, так как ополченцы боялись подойти к Зое и иконе.
Никто из священников ничего не мог сделать, пока не приехал иеромонах Серафим (Полоз). Говорили, что он был такой лучезарной душой и таким хорошим человеком, что даже обладал даром пророчества. Ему удалось взять икону из рук Зои. Затем он предсказал, что «стояние» Зои закончится только на Пасху, что и произошло. Говорят, что тогда власти пытались заставить отца Серафима заявить, что он ничего не знает о Зое. Он отказался это сделать, после чего власти предъявили ему сфабрикованное обвинение и приговорили к лагерным срокам. После освобождения отец Серафим в Самару уже не вернулся.
Так случилось, что в день Пасхи, 21 апреля 1957 года, после почти четырех месяцев без еды и питья тело Зои ожило. Первые дни она все время только кричала: «Мир умирает от своих грехов! Молитесь, имейте веру!» Ее разум, однако, уже никогда не был прежним. С научной и медицинской точки зрения нет объяснения тому, как молодая девушка выжила более 100 дней без еды и питья. В то время профессора из Москвы ездили в Самару для расследования сверхъестественного явления, но не могли дать никакого объяснения, которое они сначала приняли за форму «столбняка».
После того, что случилось с Зоей, люди потянулись в храмы. Скупали кресты, свечи и иконы. Кто не крестился, тот крестился. Нет сомнений, что все это действительно имело место. Девушка действительно «превратилась в камень». Есть свидетельства очевидцев, некоторые из которых живы до сих пор, и документы партийных собраний того времени. «Это не какая-то сказка или нескончаемая небылица», — сказал Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты «Благовест» и соавтор книги о Зое, много лет изучавший кейс. Из исследований видно, что это был не единственный случай «окаменения» в советское время. Например, рядом был случай Марины Ильиничны Курбатовой в селе Зуевка под Тольятти в 1932. В возрасте пятнадцати лет она «застыла» почти на шесть месяцев, умерла совсем недавно, снова ее разум слегка помутился после этого события.
Сегодня дом по улице Чкалова, 84, где все это происходило пятьдесят лет назад, сохранился и стал местом паломничества со всех уголков России. Клавдия Болонкина давно продана. Совпадение или нет, но сейчас его занимает человек по имени Николай, который и собственного сына назвал Николаем в честь великого святого. Однако сейчас дом подлежит сносу, и Самарская епархия желает построить на этом месте небольшую часовню.
(Переведено и отредактировано о. Андреем из статьи Ольги Рябининой в российской газете «Аргументы и факты» (Международная), № 32, август 2006 г.
Медуза учит женщин, как превратить патриархат в камень
Форма поиска
Поиск
История культуры Медуза
Маккензи Шварк |
Иллюстрация Джеки Окли
Опубликовано 23 апреля 2019 г.
Иллюстрация Джеки Окли
Эта статья была опубликована в Revenge
Выпуск №78 | Весна 2018
Подписаться »
Прошлой весной года у меня на предплечье был вытатуирован минималистичный портрет Медузы. Это моя любимая и самая заметная татуировка, постоянное напоминание о том, что нельзя безжалостно бросать суровый взгляд на патриархат. Но история Медузы часто рассматривается как трагедия: она известна тем, что бессильна против Афины и Посейдона, обречена на одинокую жизнь чудовищной Горгоны, что в большинстве интерпретаций описывается как наказание. Многие считают ее историю историей мести и мучений, но, перечитывая миф о Медузе и Афине, новый мифологический мир, в котором женщины защищают друг друга в патриархальном обществе, а их отношения должны служить уроком для других. раскрывает себя. Будь то борьба за любовь или власть, женщины в патриархатах постоянно противопоставляются друг другу, но феминистский анализ мифа о Медузе возвращает ее проклятие как мощную защиту от мужского взгляда.
Хотя существуют разные версии мифа о Медузе, Медуза древнеримского поэта Овидия была смертной женщиной, поклявшейся хранить целомудрие. У нее были длинные золотые пряди волос, и ее описывают как исключительно красивую. Посейдон, бог моря, возжелал Медузу и изнасиловал ее в храме Афины. Узнав о нападении Посейдона на Медузу, якобы ревнивая Афина превратила прекрасные волосы Медузы в змей и прокляла ее способностью превращать мужчин, которые смотрели на нее, в камень.
Медуза вместе со своими двумя бессмертными сестрами была одной из трех Горгон, происходящих от греческого слова gorgos, означающего «свирепый, ужасный и мрачный». Все три сестры считались чудовищами из-за способности убивать мужчин. Однако Медуза была единственной смертной и самой привлекательной из троих. Она также была самой могущественной, убивая больше мужчин, чем любая из ее сестер, что также делало ее самой угрожающей и самой страшной. Поскольку миф о Медузе пересказывается в патриархальном обществе, где доминируют мужчины, тот факт, что она стала жертвой изнасилования, затмевается ее ужасающей внешностью и способностью превращать мужчин в камень. В этом пересказе изначальное насилие над Медузой заметается под ковер, чтобы сосредоточиться на насилии, которое она совершает против мужчин.
Афина, превращающая волосы Медузы в змей, почти всегда воспринимается как наказание, а тема мести подчеркивается в разных версиях мифа. Но изнасилование Медузы замалчивается, упоминается лишь однажды в начале сказки, если вообще упоминается. Изображение Медузы в виде чудовища становится центральным сексистским приемом мифа, используемым для того, чтобы отпугнуть женщин от того, чтобы они бросали суровый взгляд на своих угнетателей из страха показаться чудовищными.
также кажется наводящей на размышления басней, лукаво обучающей женщин тому, как присматривать и защищать друг друга в обществе, где доминируют мужчины, где изнасилование является постоянной угрозой. Афина знала о жажде Посейдона Медузы и знала об обете Медузы безбрачия. Что, если проклятие Афины Медузы было вовсе не наказанием, а актом доброты и защиты?
Имя Медузы происходит от древнегреческого глагола, означающего «защищать и оберегать», что может быть намеком на попытку Афины охранять и защищать Медузу от дальнейшего насилия со стороны Посейдона и других мужчин. Проклятие Афины было наказанием не для Медузы, а для богов и людей, которые намеревались причинить ей вред. В конце концов, Афина дала Медузе высшую власть над мужчинами: силу как наказывать, так и избегать мужского взгляда независимо от ранга или статуса мужчины, осмеливающегося взглянуть на нее.
Если мы сосредоточимся на уродливой чудовищной внешности Медузы, мы упустим возможность изучить роль мужчин и культуру изнасилования в ее истории. Важно помнить о патриархальном контексте, в котором пересказываются эти мифы, потому что патриархальное общество частично зависит от недоверия женщин и соперничества друг с другом, чтобы не продвинуться по служебной лестнице к мужским авторитетам общества. Постоянно исследовать эти идеи, в которых доминируют мужчины, утомительно, но эти мифы гораздо более увлекательны, когда мы можем. Есть и другие греческие мифы, в которых женщины тайно помогают друг другу защищаться, и почти во всех из них это происходит после того, как женщину изнасиловали.
Есть и другие греческие мифы, в которых женщины тайно помогают друг другу защищаться, и почти во всех из них это происходит после того, как женщину изнасиловали.
Например, Филомела известна тем, что была вынуждена жить в тишине после того, как бросила вызов королю Терею. В истории Филомелы и ее сестры Прокны, Филомела была изнасилована, угрожала и приказала молчать Терею, мужу Прокны. Когда она бросила ему вызов, Терей отрезал ей язык, чтобы убедиться, что она подчинится его приказу. Итак, Филомела соткала гобелен, чтобы рассказать своей сестре эту историю, и когда Прокна увидела это, она тоже замолчала. Прокна отомстил Терею, тайно скормив ему тело их сына. В конце концов боги превратили Прокну и Филомелу в ласточку и соловья соответственно, чтобы помочь им сбежать от Терея, заставив их замолчать с помощью песни.
Как и другие женщины в этих мифах, Сирены со временем демонизировались. Сирен часто называют искусительницами, которые своей песней заманивали моряков на верную смерть, но на самом деле они были группой девушек, потерявших свою спутницу Персефону после того, как она была похищена и изнасилована Аидом. Фактически, группе были предоставлены птичьи черты, чтобы путешествовать по миру, распевая свою горестную песню в поисках ее. Моряки нашли жалобную песню сирен соблазнительной и предупредили своих товарищей, но сирены не обратили внимания на моряков. Многие мужчины умерли, ожидая, пока незнакомые женщины начнут петь и заметят их. Пересказанная в патриархате, история сирен меняется, чтобы соответствовать своим ценностям — вместо того, чтобы иллюстрировать потери и горе в женской дружбе, история становится поучительной историей об опасных, соблазнительных уловках женского соблазнения.
Убив Медузу, Персей отдал Афине ее голову, которую Афина поместила на свой щит в качестве защиты для себя. Повествование о женщинах, конкурирующих друг с другом или завидующих друг другу, настолько укоренилось в нашем повествовании, что может быть трудно не заметить его и увидеть потенциальное товарищество между женщинами в мифологии. Но когда мы исследуем эти истории и посмотрим на отношения женщин по отношению к мужчинам, мы сможем начать деконструировать патриархальную линзу, через которую эти истории часто рассматриваются.