Для чего создал аллах людей: А почему вообще Аллах создал человека?

Разное

А почему вообще Аллах создал человека?


Ас-Саляму алейкум! В свете последних двух постов возникает ещё один вопрос: а почему вообще Аллах создал людей? Ведь Он – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, в том числе и в поклонении.

— Ва алайкум ассалом! Когда человек узреет рай, он поймет, для чего Аллах создал его. До узрения он уверует в то, что изложено в аятах и хадисах и потдверждает их сердцем. 

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ۝ 

56. «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне!»
В этом коротеньком аяте отражена великая истина. Значит, единственной целью сотворения людей и джиннов является их поклонение — совершение ибадата Аллаху. Наряду со многими исламскими понятиями допускались ошибки и в отношении понятия «ибадат». В итоге, на сегодняшний день слово «ибадат» («поклонение») в сознании людей ассоциируется только с такими деяниями, как намаз, пост, тилават Куръана и зикр. Конечно, эти деяния относятся к числу величайших ибадатов, без них невозможно представить Ислам. Однако, если данное понятие применить к аяту, который мы сейчас толкуем, то окажется, что люди и джинны всю свою жизнь должны непрестанно совершать намазы и зикры. Потому что Всевышний Аллах сотворил людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Ему.
«И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне!»
А тот, кто занимается другими делами, кроме намаза, поста, зикра и тилавата Куръана, согласно упомянутому представлению об ибадате окажется ослушником, выступившим против воли Аллаха.
А между тем, в других аятах Всевышний Аллах повелевает Своим рабам благоустраивать землю, создавать семьи и совершать другие благие дела. Он объявил человека Своим халифом (наместником) на земле.
Стало быть, слово «ибадат» еще должно иметь и другое толкование.
Давайте, изучим лексическое и терминологическое значения слова «ибадат», которое мы перевели как «поклонение», и посмотрим, какого результата достигнем.
Слово «ибадат» в арабском языке имеет такие значения, как повиновение, смирение, покорность и выполнение повелений. Следовательно, повиновение в каждом деле Аллаху, проявление Ему покорности, выполнение приказов Аллаха, проявление смирения перед Ним, все это означает поклонение — ибадат Аллаху.
В терминлогии же исламских улемов, каждое деяние, которое совершается для того, чтобы стать ближе к Аллаху, это ибадат. Следует особо подчеркнуть, что такие ибадаты, как намаз, пост, хадж и закāт, являются великими ибадатами, составляющими основу Ислама. Без них человеку сложно стать мусульманином. Здесь ошибка заключается в том, что смысл «ибадата», то есть «поклонения» сужается только в рамках этих деяний. По этой причине, когда человек совершает намаз, он ощущает себя стоящим перед Аллахом, а когда занимается ремеслом, чувствует себя словно совершает нечто неугодное Аллаху. Если понимать значение слова «ибадат» правильным образом, то окажется, что у этого понятия более широкий и полный смысл, чем сейчас привыкло большинство людей. Если мы каждое свое действие будем осуществлять в соответствии с шариатом, согласно повелению Аллаха и сунне Пророка алайхиссалам, то каждое наше деяние станет поклонением, благим поступком. Для этого необходимо соблюдать два главных условия:
1. Каждое деяние должно быть в соответствии с Куръаном или сунной.
2. При совершении или воздержании от совершения каждого деяния нужно желать довольства Аллаха, вознамериться на это. Тогда каждое наше деяние станет ибадатом. Следовательно, необходимо иметь благие намерения. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своем знаменитом хадисе сказал: «Поистине, деяния — по намерениям. Поистине, каждому человеку будет воздано по его намерению».
Благородный хадис, переданный от Абу Зарра Гифари радияллаху анху, также является доказательством тому, что в Исламе понятие «ибадат» имеет широкое значение:
«Группа людей сказала:
— О Посланник Аллаха, богатые забрали благие воздаяния, ибо они подобно нам совершают намаз, соблюдают пост, а еще ко всему этому они раздают садаку  из своего имущества.
Он алайхиссалам сказал:
— Разве Всевышний Аллах не даровал и вам то, совершение чего считается садакой? Каждый ваш т асбих — садака, каждый такбир — тоже садака, каждый тахлил — тоже садака, амру бил маъруфи — тоже садака, нахйи анил мункар – тоже садака, и в (удовлетворении) похоти каждого из вас тоже есть садака.
Тогда люди спросили:
— Разве кто-то из нас получит воздаяние, даже если удовлетворяет свою похоть?
Пророк алайхиссалам сказал:
— Скажите-ка, если это дело человек совершал бы харамным путем, то был бы ему за это грех? Точно также, если это совершать халаным путем, ему за это будет благое воздаяние».
(из многотомника «Тафсир Хилал» сура «Зарийат»).  Валлоҳу аълам!

Для чего Всевышний создал людей?

В чем смысл нашей жизни?

В преддверии священного Рамадана – когда заканчивается еще один период нашей жизни, самое время остановиться и осмыслить свою жизнь, подумать над ее смыслом и целью.

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задает себе вопрос – а для чего, собственно, я живу, для чего я пришел в этот мир, что я должен здесь сделать, куда я потом уйду?

Следует отметить, что этим вопросом – смысла и цели жизни – не способно задаваться ни одно живое существо, кроме человека. Для всех остальных созданий – растений или животных, — смысл жизни заключается в самой их жизни.

Животные, к примеру, появляются на свет просто в силу естественного порядка вещей, вся их жизнь подчинена инстинкту – вложенной в них биологической программе, сами они сделать какой-то выбор не могут. В положенное время они рождаются, в положенное время оставляют родителей и начинают сами добывать себе пищу, в положенный срок заводят потомство и в положенный им срок умирают.

Многие люди – особенно те из людей, кто считает, что мир и все живое в нем появилось случайно, без участия Творца, тоже уверены в том, что смысл жизни – в том, чтобы жить. Получать удовольствие от работы или от семейной жизни, преодолевать какие-то трудности, добиваться успехов в любимом деле, заниматься спортом, путешествовать, растить детей и в положенный срок покинуть этот мир. Не говоря уж о таких людях, для которых смысл жизни заключается только в материальных приобретениях и достижениях – накоплении денег, разном имуществе, в карьере, в достижении славы и почета, знатности и богатстве, для них реальна только земная, материальная жизнь, видеть дальше нее они не способны.

Но с другой стороны, иногда даже убежденных атеистов не удовлетворяет такое примитивное объяснение смысла жизни человека. Как же так, ведь мы, люди – такие сложно устроенные существа, благодаря нашему уму и способностям мы смогли покорить космос, расщепить атом, подчинить себе многие природные явления – как ветер, воду или солнечную энергию, мы построили огромные дома и изобрели сложно устроенные станки и машины, и мы появляемся на свет только для того, чтобы есть, пить, произвести потомство и умереть?

А сколько миллионов людей положили жизни ради борьбы с тиранией или несправедливостью, боролись за человеческое счастье – всю жизнь занимаясь изобретениями, которые должны были облегчить труд человека, или открывая лекарства, которые помогли победить многие неизлечимые болезни – ради чего были все эти усилия, только ради того, чтобы немного продлить жизнь смертному человеку?

Часто на вопрос, в чем смысл жизни, приходится слышать такие ответы: «Смысл жизни у каждого человека свой. Для кого-то он заключается в детях и в заботах о семье. Для кого-то – в любимой работе, в том, чтобы принести пользу другим людям своим трудом. А для кого-то – просто в том, чтобы получать удовольствие от жизни всеми возможными средствами».

Это в какой-то мере может быть правильно – но только отчасти. Ведь в конце жизни нас всех ждет смерть – и уходя из этого мира, все материальные достижения нам придется оставить здесь. Семья, дети, накопленное имущество, любимая работа, научные достижения – все эти вещи останутся в этом мире, с собой ничего из этого мы в могилу не заберем.

Тогда возникает вопрос – а что же мы сможем забрать с собой из этого мира, что из совершенного нами сможет пережить смерть? В чем тогда цель и смысл жизни человека?

Все религии откровения говорят о том, что смысл жизни человека в приближении и в служении Тому, Кто создал этот мир – к Всевышнему Богу.

В Коране так говорится о цели, ради которой Господь создал человека:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).

В хадисе-кудси говорится:

«Я был сокрытым сокровищем, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали».

Иными словами, Всевышний хочет, чтобы человек познавал Его и поклонялся Ему.

Слово «поклонение» часто понимают неправильно – как некое буквальное действие, когда человек кланяется, склоняется перед Богом, таким образом выражая Ему покорность. Но в оригинальном арабском тексте вышеприведенного аята сказано «лийабудун»«для поклонения». Слово «ибада» означает преданное служение, предание себя кому-то – как слуга предан своему хозяину, для которого нет иной цели в жизни, кроме исполнения воли своего господина.

Служение Богу подразумевает не только исполнение религиозных обязанностей – хотя это тоже весьма немаловажная вещь для человека, но постоянное осознание того факта, что человек появился в этом мире не случайно и не напрасно – у него есть Создатель. Который вложил в человека понимание того, что есть добро и зло, что есть истина и ложь. Который сообщил человеку – какими его поступками будет доволен Творец, а какие дела Ему не угодны.

Часто приходится слышать от людей, что религия связывает их свободу, что она ограничивает жизнь человека, мешая ему в полном смысле реализовать свои таланты и возможности. Но так может говорить только человек невежественный. Наоборот, именно вера в Бога, именно жизнь, преданная Ему, дает человеку истинное счастье и истинный смысл жизни.

Верующий человек может жить такой же жизнью, что и другие люди – но при этом каждое его действие, даже самое обыденное, будет совершаться не только ради материальных, земных нужд и целей, но и ради Творца, ради приближения к Нему.

Мы уже говорили об этом в статье про намерение – когда любое наше повседневное действие может стать богослужением, посвящением себя Всевышнему: Как обыденное действие превратить в поклонение? 

Обычный человек ест и пьет, чтобы утолить свой голод и жажду, получить удовольствие от приема пищи, чтобы у него были силы для работы, но верующий человек при этом будет благодарить своего Создателя, который посылает ему земные блага. В пище и питье он не будет проявлять излишество – не предаваясь чревоугодию, поскольку знает, что «Аллах не любит расточительных».

Обычный человек вступает в брак и рождает детей, чтобы иметь помощников в старости и продолжение рода, но верующий человек создает семью, поскольку знает, что Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили во взаимной любви и гармонии:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30,21).

Обычный человек ходит на работу, чтобы заработать себе средства к существованию, но верующий человек делает это также ради довольства Создателя – который повелел людям заботиться о своих семьях. Верующий человек производит потомство не только чтобы иметь опору в старости, но чтобы увеличить общину верующих, чтобы иметь праведное потомство, которое будет молиться за него после смерти.

Обычный человек старается достичь успеха в своей профессии, поскольку хочет таким образом привнести в жизнь что-то полезное, поскольку получает удовольствие, реализуя свои таланты. Но верующий человек – помимо всего этого, будет таким образом проявлять признательность Творцу за те таланты, который Он ему дал, служа другим людям теми способностями, которыми его наделил Всевышний.

Обычный человек – если он человек добрый и порядочный, помогает другим людям, поскольку ему тяжело видеть человека, находящегося в беде, ему приятно делать добро – но верующий человек знает, что Всевышний любит делающих добро, поэтому ему особенно приятно делать добро другим людям:

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2, 195).

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».

Верующий человек знает, что Аллах любит щедрых, добрых, терпеливых – и наоборот, не любит скупых, гневливых, злопамятных и мстительных, и поэтому будет стараться воспитывать в себе эти качества ради Его довольства.

7 категорий людей, которых не любит Всевышний

Когда верующего человека постигают испытания – а никто в этом мире не застрахован от потери имущества, работы, близких людей, от болезней и несчастных случаев, он не впадает в отчаяние, не жалуется, но проявляет терпение – поскольку знает, что и эти беды постигли его по воле Бога, который посылает ему это ради его же пользы. Ведь мы не знаем, в чем сокрыто для нас истинное добро – может быть, в чем-то для нас неприятном?

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2, 216).

Как мы видим, вера в Бога – то есть, постоянная память о своем Создателе, благодарность Ему за дарованную нам жизнь и ее блага, совершение каждого дела с мыслью о Его довольстве, наполняет жизнь человека небывалым счастьем и смыслом.

При этом мы можем внешне вести жизнь обычного человека – но внутренняя наша жизнь, наш духовный мир будет необыкновенно богатым. Более того, когда придет время покинуть этот мир – мы, как и прочие люди, не сможем унести с собой наши материальные блага и достижения. Но мы возьмем с собой те благие намерения, которые у нас были при совершении этих поступков, нашу веру в Создателя, нашу надежду на Его любовь и милость к нам.

Смерть обесценивает все самые лучшие человеческие деяния – подвиги, самопожертвование, упорный труд, творчество, ведь их забрать с собой нельзя, а люди их постепенно забудут. Но человек верующий знает, что Всевышний на протяжении его земной жизни видит и знает обо всех его усилиях, — его труд, его старания (даже самые незначительные), если они были совершены с правильным намерением, не пропадут даром.

«Тот, кто совершил добро весом с пылинку, увидит его, и кто совершил зло весом с пылинку, увидит его» (99:7,8).

Так что вера оказывается сильнее смерти – поскольку перед Богом все наши деяния всегда будут ценными. Отсюда можно сделать вывод, что смысл жизни человека – именно в познании Всевышнего и в приближении к Нему.

Только такая жизнь способна дать человеку подлинное счастье, поскольку верующий человек будет жить, имея перед собой высшую цель — довольство Создателя, и смерть будет ему не страшна, поскольку умирать он будет с надеждой на хорошую участь в будущем мире.

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте:

Как наполнить свою жизнь светом истины?

Во Вселенной не может быть ничего важнее Аллаха…

Как верующему избавиться от грусти и начать радоваться жизни?

Зачем Аллах создал людей?

14 октября 2021 г.

В
Ас-саламу алейкум Дорогой брат/сестра, позвольте мне не тратить ваше драгоценное время и перейти к моему вопросу, который беспокоит меня, даже в моих молитвах. Для чего Аллах создал людей? Зачем Ему вообще нужно было создавать людей? Если Он совершенен, то зачем нужно создавать другое существо, эту вселенную, ангелов и т.д.? Если Он создал нас для поклонения Ему, то почему Он хочет, чтобы Ему поклонялись? Разве Он не совершенен?? Замечательный сайт, отличная работа, да будет доволен вами всеми Аллах.

Салам Уважаемый Имран,

Спасибо за ваш вопрос и за то, что связались с Ask About Islamic.

Аллах почтил людей, сотворив их Своими наместниками на земле. Он дал нам свободную волю, которая делает нас выше ангелов.

Но наш человеческий разум ограничен рамками человеческого восприятия. Мы должны помнить об этом и никогда не пытаться утруждать себя вещами, которые выходят за рамки нашего понимания. Аллах не нуждается в , чтобы создать нас, и поэтому мы можем никогда не понять , почему Он это сделал.

Аллах совершенен

Да, Аллах совершенен. Да, Он не нуждается в нас; скорее, мы нуждаемся в Нем. Когда Он сотворил нас, Он сотворил нас не для Своего блага, а для нашего. Он создал нас для нашей пользы, а не для Своей.

Объявления мусульманской рекламной сети

Аллаху не нужно поклоняться; скорее, нам нужно поклоняться Ему. Наша потребность в Боге проистекает из нашей врожденной потребности в ком-то, кто поможет нам и даст нам безопасность.

Цель нашего существования на земле более значима, чем быть рабами мирских благ. Не может быть осмысленной жизни лучше той, что предписана нашим Творцом, Аллахом. Каждое действие, совершенное на пути Аллаха, является актом поклонения. Благополучателем является человек, а Аллах ни в чем не нуждается. В Коране сказано, что означает:

{О люди! Это вы нуждаетесь в Аллахе, но Аллах Богат [Свободен от всех желаний и нужд], Достоин всякой хвалы.} (Фатир 35:15)

Нам нужен Аллах

Нам нужен Аллах, чтобы чувствовать себя и вкусить счастье жизни. Наша потребность в Нем подобна потребности младенца в поддерживающем отце и милосердной матери. Нам нужно признать свое бессилие перед Ним и довериться Ему, чтобы Он дал нам могущество и силу, поскольку Он является источником всей мощи и власти. Пророческое предание гласит:

«О Аллах, я прибегаю к Тебе для Твоего довольства и от Твоего гнева, и от Твоего прощения, и от Твоего наказания, и от Тебя у Тебя. Я не могу хвалить Тебя, как Ты можешь хвалить Себя». (Передано Муслимом, Абу Даудом, Ат-Тирмизи и Ибн Маджахом.)

Всемогущий Аллах говорит, что означает:

{Аллах есть Тот, кроме Которого нет бога, Вечно Живого, Самосущного, Которым все существует; Его не объяла дремота и не сон; что на небесах и что на земле, принадлежит Ему; кто может ходатайствовать перед Ним, кроме как с Его позволения? Он знает, что перед ними и что за ними, и они не могут понять ничего из Его знания, кроме того, что Ему угодно, Его знание простирается на небеса и землю, и сохранение их обоих не утомляет Его, и Он есть Всевышний, Великий.} (Аль-Бакара 2:255)

Надеюсь, это поможет вместе с предоставленными ссылками. Еще раз спасибо за ваш вопрос и, пожалуйста, оставайтесь на связи.

Салам

(из архива Ask About Islamic)

Какова цель нашего создания? — GainPeace

Неверующие не могут привести никаких убедительных объяснений существования этой вселенной или человеческой жизни. Люди, которые верят в существование Творца, предполагают, что сотворение произошло по Его воле. Но в мире, где показано, что все имеет цель, для человека естественно задаться вопросом о цели своего собственного творения. Безусловно, можно ожидать, что Создатель, поместивший нас на эту землю, сообщит нам, почему Он так поступил и чего Он ожидает от нас.

Коран сообщает нам, что Он сделал именно это. Там сказано, что Бог создал нас для испытания здесь, на земле, передавая Свои слова:

» Значит, вы думали, что Мы создали вас напрасно и что к Нам вы не вернетесь? «[23:115-116]

Неверующий может решить, что целью его жизни будет накопление богатства, получение положения или стремление к удовольствиям в максимально возможной степени. Но ничего из этого не принесет ему пользы в долгосрочной перспективе. Согласно Своему последнему писанию, Бог создал человека, чтобы испытать его определенными обязанностями [как сказано в 18:7, 67:2 и 76:2]. Он не хотел, чтобы жизнь на этой земле обязательно была удобной или удовлетворительной, а была просто испытанием ограниченной продолжительности, наказание и награда за которое будут в Последней жизни.

Как упоминалось ранее, большая часть творения является «мусульманской» в том смысле, что она запрограммирована подчиняться физическим законам, установленным Богом, и поэтому вселенная функционирует в сбалансированном равновесии. Однако человеку была дана свобода воли и возможность либо подчиняться, либо не подчиняться. Но Бог не допустит, чтобы Его вселенское равновесие бесконечно нарушалось дерзкими, испорченными и грешными людьми, поэтому Он дарует людям только меру свободы во временном мире. Схема рождения, развития, упадка и смерти предоставляет каждому возможность без сомнения доказать самому себе, чего он заслужит в Судный день, который Бог создал для проявления Своей высшей справедливости.

Эта жизнь очень значима и целеустремленна для верующего мусульманина, потому что он понимает, что она определит его исход и постоянное положение в следующей жизни. Он живет, чтобы заслужить одобрение своего Творца в подготовке к окончательному возвращению к Нему.

Все мы понимаем, что люди создают вещи для выполнения определенных функций, другими словами, чтобы служить им. Бог создал нас, чтобы служить Ему, но с одним важным отличием; это не на пользу Самому Творцу, а на пользу нам, Его творениям. Таким образом, цель нашего существования изложена в Коране:

» Я не сотворил джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне. » [51:56]

Но человек поклоняется Богу не автоматически, как подавляющее большинство сотворенных существ, а по его собственному выбору и усилию, и это то, что дает ему право на честь и награду.

«Как следует поклоняться Богу, чтобы выполнить эту цель?» На этот вопрос, несомненно, лучше всего может ответить Он. Бог дал руководство каждому элементу Своего творения, живому и неживому. Таким образом, мы можем ожидать, что Он также даст нам руководство. Его откровение указывает человечеству, что делать, чего избегать и почему. Он информирует человека о том, что от него ожидается, как этого добиться и о результатах постоянных позитивных усилий. Через Пророка Мухаммеда Бог открыл человеку способы поклонения, соответствующие его физической и психологической природе и индивидуальным талантам, и в гармонии с его особой ролью на земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts