Дочери лота: Дети Лота: библейский урок / Православие.Ru
Содержание
Лот в Библии. Жена и дочери Лота.
Лот – послепотопный патриарх, о жизни которого повествуется в библейской Книге Бытия, в главах 11-14 и 19. Заметными эпизодами его жизни являются его путешествия с дядей Авраамом, его бегство от разрушения Содома и Гоморры, во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.
История Лота.
Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился
… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).
В Харране Фарра умер. Здесь же дяде Лота, Аврааму, впервые явился Господь и велел идти в землю обетованную. Лот последовал за Авраамом. Странствования Авраама и Лота были долгими. Подробно они описаны в этой статье.
Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.
Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.
Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.
Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье Разрушение Содома и Гоморры. Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.
Жена Лота.
Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.
Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.
Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.
В Новом Завете, в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
Вспоминайте жену Лотову.
Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.
Город Сигор, где жил Лот.
Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор — единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.
Лот и его дочери.
История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.
У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.
История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами, так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.
Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге Левит целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:
Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.
Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.
Отражение истории в живописи.
История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.
Персонаж Лота в разных религиях.
В иудаизме.
Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,
В христианстве
В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.
Исламский взгляд
Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.
Лот и его дочери — толкование странной истории из Библии
Загрузка. ..
Библейские вопросы и ответы
Опубликовано
Меня интересует история из Библии, где описывается Лот и его дочери. В Библии, книге Бытие 19 главе ангелы пришли к Лоту домой. Будучи атакован жителями города, Лот предложил отдать нападавшим мужчинам своих дочерей для изнасилования. Мне это трудно понять. Почему Лот предложил им своих дочерей? Есть ли какое-то объяснение этому?
В тот же вечер, перед тем, как они легли спать, жители Содома, от молодого до старого, пришли к дому Лота со всех концов города и окружили дом. Они стали кричать: «Где те двое мужчин, что пришли к тебе сегодня вечером? Выведи их к нам, чтобы мы познали их». Лот вышел наружу, прикрыл за собой дверь и сказал жителям города: «Братья, прошу вас, не делайте зла! Послушайте, у меня есть две дочери, не знавшие мужчины, я отдам вам своих дочерей, делайте с ними, что хотите, только, прошу вас, не причиняйте зла этим двоим! Они пришли в мой дом, и я обязан защитить их!» (Бытие 19:4-8)
Ответ:
Как можно толковать данную историю про Лота и его дочерей в Библии? Я должен сказать, что сцена про Лота из Библии очень тревожная. На древнем Ближнем Востоке наихудшим грехом было не проявить гостеприимство. Сегодня, как я слышал, и как многие свидетельствуют, это по-прежнему актуально для ближневосточных культур. Это может объяснить то, что сделал Лот.
Тем не менее тот факт, что для того, чтобы защитить своих гостей от сексуального домогательства и убийства от рук жителей Содома, Лот был готов предложить нападающим своих дочерей, действительно шокирует нас, даже если мы примем во внимание культурные различия. Библия не объясняет, почему был сделан этот ужасный выбор. Возможно, Лот обезумел от стресса в этой ситуации. Может быть, с его точки зрения, это было меньшее из двух страшных зол.
Конечно, мы не должны принимать этот выбор как одобрение Богом действий Лота. На самом деле, здесь Лот открыл свою очень плохую сторону. Тем не менее он был более праведным, чем окружающие. Вот что говорит Библия:
и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) — (Библия, 2-е Петра 2:6-8)
У нас нет точного ответа на вопрос, почему Лот предложил своих дочерей тем мужчинам. Но в чем мы можем быть уверены, так это в том, что жители Содома показали яркий пример того, как могут деградировать люди, когда они обращаются к идолам и дают полный выход своим похотям.
Страшная атмосфера в Содоме имела разлагающее воздействие даже на Лота. Безусловно можно сказать, что Лот должен был оставить Содом задолго до того, как он отдал своих дочерей на поругание.
Давайте учиться на примере Лота и на неудачном решении его жены оглянуться назад (Библия, Евангелие от Луки 17:32). Как христиане, мы всегда должны оставаться в стороне от греховных влияний этого мира. Нам нужно бежать от коррозии греха, чтобы отвести взгляд от Содома, и через веру, для нашей праведности, полагаться на Бога.
Перевод: Сергей Дяченко
Лот в Библии Сексуальные грехи Толкование Библии
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Последние новости
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
Дочери Лота: Мидраш и Агада
К дочерям Лота, напротив, относятся сочувственно. В мидраше отмечается, что по строгому закону дочери заслуживают сожжения в огне за то, что они спали со своим отцом ( Аггадат Берешит [ред. Бубер] 25:1), но Святой, да будет благословен Тот, кто знает человеческие мысли, судит о них по их мыслям, а не по их делам. Истинное намерение дочерей состояло не в том, чтобы лечь с отцом, к которому у них не было никаких сексуальных намерений, а в том, чтобы спасти мир от полного опустошения. Дочери думали, что весь мир опустел, как это случилось во время потопа, так как они не видели живых душ, куда бы они ни пошли; они не знали, что только Содом был разрушен. Они сказали: «Святой, благословен Он, спас нас, чтобы через нас существовал мир, чтобы продолжался род человеческий». Святой, благословен Он, знал их честные умы и добрые мысли и вознаградил их за их действия. Соответственно, когда он повелел «ни один аммонитянин или моавитянин не должен допускаться в общество Господне» (Втор. 23:4), этот запрет на смешанные браки распространяется только на мужчин, а не на женщин ( Pesikta Rabbati 42).
Основная причина сочувственного отношения к дочерям Лота, по-видимому, связана с тем, что моавитянка Руфь прослеживает свое происхождение от них, а также с последующим происхождением царя Давида и, в конечном счете, Мессии от брака Руфи с Воозом. Согласно мидрашу, когда Лоту было велено спасти двух своих дочерей от гибели, ангелы уже предвидели, что от них произойдут Руфь Моавитянка и Наама Аммонитянка ( Быт. Рабба 50:10). Кроме того, когда Писание говорит о кровосмесительном акте дочерей Лота, которые говорят: «чтобы сохранить нам семя от отца нашего» (Быт. 19:34), оно использует слово zera («семя» или «потомство» в более общем смысле), а не «сын», поскольку намерение Святого, благословен Он, было связано с Мессией ( Быт. Рабба 51:8). Таким образом, с исторической точки зрения этот акт был необходим для будущего пришествия Мессии.
Это действие также объясняет мидраш ( Генерал Рабба , лок. cit.), что у дочерей Лота не было вина; для них совершилось чудо, и пещера, в которой они жили, стала предзнаменованием Мира Грядущего, источая вино, как в изображении Мира Грядущего: «И в тот день горы будут капать вином» (Иоиль 4:18). Еще одно чудо: девственница не забеременела от первого полового акта, в то время как дочери Лота, которые были девственницами, забеременели от этого начального акта ( Быт. Рабба 51:9).). Этот мидраш подтверждает чистоту их намерений, поскольку они легли со своим отцом только один раз, чтобы обеспечить непрерывность мира. Подобно тому, как Руфь действовала во имя идеала, когда ночью сошла на гумно Вооза, дочери Лота поступали альтруистически ( Быт. Рабба 51:10).
Лот и его дочери: тревожная история о грехе и совращении
Ветхий Завет полон драматических и часто тревожных историй, но мало что может быть более шокирующим и нравственно заряженным, чем история Лота и его дочерей.
История описана в Бытие 19:1–38. Лота, его жену и двух дочерей посетили два ангела, которые призвали их бежать из города Содом до его неминуемого разрушения Богом. Когда они бежали, жена Лота не послушалась ангельского приказа не оглядываться и превратилась в соляной столб.
Лот и его дочери укрылись в пещере недалеко от горного города Сигор. Полагая, что в живых не осталось мужчин, две целомудренные дочери сговорились напоить отца вином и каждая зачать от него ребенка, чтобы продолжить род. Кровосмесительные отношения привели к рождению Моава и Бен-Амми, основателей моавитян и аммонитян.
Возникает очевидный вопрос: почему художников на протяжении веков привлекал этот мрачный и тревожный эпизод? Как предостерегающий рассказ об опасностях похоти и алкоголя, библейское повествование явно привлекало художников прошлых веков, но оно также поднимало более сложные вопросы о долге, жертве, свободе воли и обстоятельствах. История уже давно открыта для различных интерпретаций, многие из которых нашли отражение в искусстве.
Ранний образец этого предмета в западной живописи можно найти у Лукаса Кранаха старшего, сейчас он находится в коллекции Комптона Верни, Уорикшир.
Кранах объединил ключевые моменты эпизода, чтобы создать описательное визуальное повествование. Что характерно, Кранах использовал большую часть композиции, чтобы изобразить двуличное поведение дочерей Лота. Пока одна дочь наливает вино, другая гладит голову Лота и притягивает его к себе, тем самым стирая грань между привязанностью и обманом.
Во времена Кранаха многие считали эту историю предупреждением о коварстве женщин. В этом отношении картина относится к более широким темам, известным как Weibermacht и Weiberlisten (власть женщин, женские уловки), которые были популярны в декоративно-прикладном искусстве и литературе периода позднего средневековья.
В семнадцатом веке история Лота и его дочерей достигла пика своей популярности, особенно в Италии, где весьма морализирующие рассказы заказывались государственными учреждениями и частными лицами. В отличие от более ранних художников, художники эпохи барокко стали более разборчивы в том, какую часть повествования изображать. Гвидо Рени, например, сосредоточился на бегстве Лота и его дочерей из Содома.
Показана беседа троицы, спешащей в безопасное место. Интересно, что Рени решил изобразить Лота трезвым патриархом, а не сбитым с толку старцем с затуманенными глазами, как это любят другие художники. Кроме того, нет никаких предположений, что дочери являются соблазнительными соблазнительницами. Они полностью одеты и кажутся разумными, но опасаются, что делать дальше. Рени напоминает нам, что это молодые женщины, оказавшиеся в суматохе не по своей вине.
В отличие от сдержанной картины Рени, Джованни Франческо Герьери не мог удержаться от того, чтобы проиллюстрировать чувственный эротизм, заложенный в рассказе. Он изобразил дочерей Лота, одетых в платья с глубоким вырезом и обтягивающие корсажи, верхняя часть их тел ярко освещена масляной лампой. Лот тем временем частично одет и беспомощно смотрит на разлитое вино, словно на грани пьяного унижения. Умело Герьери использовал новый модный стиль светотени, чтобы создать повышенное чувство драмы и передать обстановку пещеры, в которой разворачивается повествование.
Что, пожалуй, наиболее интересно в полотне Герьери, так это намек на то, что дочери Лота выполняют необходимый, хотя и тревожный долг, продолжая род своего отца и, следовательно, человеческий род. И хотя тема женского обмана все еще актуальна — обратите внимание на успокаивающую, но убедительную руку на обнаженном плече Лота — обе дочери сосредоточены на выполнении своего плана с бесстрастной эффективностью.
Художник предполагает, что все трое являются жертвами обстоятельств, а не намеренно совершают греховные действия? Также стоит помнить, что в контексте морали Ветхого Завета бездетность сама по себе была социальным клеймом, которого следует по возможности избегать. Какими бы ни были намерения Герьери, его картина эффективно отражает как моральные дилеммы, так и двусмысленность истории.
Сюжет продолжал изображаться художниками на протяжении семнадцатого века, но часто без той высокой степени драматизма, которая была в предыдущих художественных изображениях. Версия этого предмета Маркантонио Франческини проникнута почти изящным классицизмом.
Расслабленные позы, развевающиеся одежды и мягкие цвета в сочетании уменьшают эмоциональную напряженность сцены. И все же есть один примечательный и тревожный аспект картины. Здесь Лот предстает более активным участником событий, а не обычно наблюдаемым отстраненным персонажем. Он смотрит на свою сидящую дочь, пока его правая рука беспокойно держится на ее верхней части тела.
Виновность Лота в этой истории часто оправдывалась его пьяным состоянием, но представление о том, что он не знал о своих действиях, ставится под сомнение в полотне Франческини. Он также кажется гораздо физически более сильным и крепким человеком, чем обычно изображается как слабая и немощная фигура.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках было относительно мало художественных изображений этой истории. Редкий пример этого предмета в викторианском искусстве можно увидеть в дизайне Эдварда Бёрн-Джонса для витража.
Разделение между молодостью и старостью, по-видимому, было главным в сознании Бёрн-Джонса. Лот выглядит пожилым и слабым, сгорбленным вперед и изо всех сил пытающимся не отставать от своих дочерей. Однако наиболее поразительна стилизованная трактовка предмета. Над главными героями нависла широкая ритмичная масса пламенных изгибов и завихрений, предполагающая разрушение Содома и Гоморры и передающая поспешное ощущение безотлагательности.
Вряд ли можно найти много примеров истории Лота в искусстве двадцатого века, и меньше всего в скульптуре, и тем не менее есть два очень своеобразных произведения искусства в трехмерной форме, которые, возможно, более бескомпромиссны и тревожны, чем любые предыдущие версии. предмет. Первый принадлежит малоизвестному русско-канадскому скульптору Аврааму (также известному как Абраша) Лозову.
Сочетая двойное влияние Поля Гогена и резьбы по африканским племенам, Лозофф изобразил Лота и его дочерей в чувственно вытянутых позах. Запутанная группировка трио не только передает имевшие место физические действия, но и моральную сложность их взаимодействия.
Подобный подход очевиден в скульптуре Артура Уильяма Генри Пирса.