Доклад христианство в россии: Религии в России — христианство, ислам, буддизм и иудаизм
Содержание
Краткая история православия в России
Исторический путь проникновения христианства в отечественную культуру мы предлагаем кратко отследить по нескольким направлениям, наиболее раскрывающими как историю, так и особенности этого феномена русского православия.
- На уровне государства — или государственное, когда рассмотрению подлежит специфика отношений власти и церкви
- На уровне собственно религии, т.е. формирования, развития догматики, богословия, форм подвижничества и духовного опыта
- На уровне собственно культуры, т.е. анализ появления новой картины мира и образа жизни
Сразу отметим, что все эти направления осуществлялись в нашей истории продолжительное время, были растянуты на многие века и практически полностью совпадали с главными периодами становления самой русской культуры.
Православие 10 — 13 века
Известно, что проникновение христианства на Русь началось уже в 9 веке, тем не менее, официально Крещение страны датировано 988 г, когда и начинает формироваться новая церковная организация, а также активно идет распространение самой веры.
На этом этапе очевидно преобладание успехов первого – государственного – направления.
Аргументы:
- Само крещение осуществляется властным решением
- Христианству тотчас придается статус официальной религии
- Формируется церковная собственность – земля, храмы, резиденция митрополита и т.д.
- Оформляется церковная юрисдикция по ряду её полномочий
Церковь образует «тандем» с властью, участвует в политической жизни, поднимает «имидж» князей (освящение авторитета княжеского рода Ярослава и его потомков).
Положительное значение – укрепление закона, отвержение решения проблем престолонаследия путем насилия.
В таком варианте Русь полностью перенимает основные черты «византивизма», который явлен принципом единства христианской веры и императорской власти.
Религиозное направление этого периода не имеет быстрых внешних побед. Отечественная культура этих веков не могла соревноваться с расцветшей византийской мыслью, поскольку:
- Отсутствовало знание языка
- Затруднен был доступ к богословским источникам – сама Библия будет переведена лишь в 13 в.
- Специфика аскетического труда связана с внутренним «переустройством» и личностным постижением нового
Тем не менее, в России наблюдался всплеск эмоционально-религиозного приятия христианства, когда возникают многочисленные виды «строжайшего» монашества (столпничество, затворничество, пустынножительство и проч.). Отмечался и рост монастырей (11 век -20 обителей, 13 век – уже 70).
К расцвету русской аскетики этого исторического этапа православия относят также и такой вид благочестия как странничество или паломничество. Русские люди настолько активно посещают Палестину, Грецию, Афон, что в 12 веке странничество приходится официально ограничивать.
На уровне собственно культуры этап Крещения проходил особенно трудно, поскольку в нем подразумевалась смена ценностной и даже смысловой картины мира, новый вид которой был отчасти чужд языческому мироощущению славян. Общеизвестно, что внутренней потребности смены веры у самого народа на тот период не было, а Крещение реализовывалось исключительно сверху.
Как итог:
- Христианство обитало в стране в черте города или рядом с ним
- В крестьянской среде оставалась востребованной магическая стихия язычества
- В памятниках древнерусской культуры, относящихся к домонгольским временам, следы христианства почти не обнаруживаются
Также отметим, что вплоть до 16 века для русской культуры характерно существование «двоеверия», которое распространено было не только в мирской среде, но и среди монахов.
Вывод:
Период христианизации страны не проходил методом простой «пересадки» византийского православия на русскую почву. Он представлял собой синтез восточного христианства с уже имеющимися в культуре традициями язычества и этнических особенностей славян, происходящий путем адаптации догматов православия к местным представлениям и традициям. Таким образом:
- С одной стороны — это была христианизация «варваров»
- С другой – это был процесс варваризации самого христианства, закончившийся рождением русского православия.
[the_ad id=»12896″]
Период 13 — 15 века
Период татаро-монгольского господства вносит существенные изменения в роль и место православия в стране. Происходит резкое усиление государственного направления, рост авторитета самой церкви, которое связано:
- С ослаблением политической власти
- С усилением территориальной раздробленности
Иными словами, церковь начинает функционировать в какой-то степени по образцу государства, кафедра в 14 веке переносится в Москву, а церковная власть становится идеологической, экономической и политической силой. Причем, сами монгольские ханы, освободив русскую церкви от уплат дани, искренне надеялись на её лояльность…
Тем не менее, именно православие становится объединяющей силой в противостоянии монгольским ханам и освобождении Руси от ига. Это видно из «лозунга» воинства того времени –
«За землю русскую, веру православную, за обиду Великого князя»
Летописи повествуют о посещениях храмов накануне сражений, возрастает значение самих христианских символов, и даже само нашествие иноземцев воспринимается карой божьей за прошлые прегрешения. Очевидно более активное осознание христианства в качестве «своей», «родной» религии. Русское православие начинает проникать в народное творчество, когда переосмысливаются и образы святых (Илья-пророка, Флора и Лавра), и выдвигаются новые носители идеи – юродивые, впоследствии также причисленные к святым.
Религиозное и собственно культурное направления этого периода почти объединены. Особенное место здесь стали занимать монастыри с их основателями, отшельниками и странниками.
В представлениях мирян эти люди стали воплощать новый вид героя, сильного человека, который даже заслоняет собой прежних былинных богатырей. Что и приводит к началу формирования отечественного типа святости, русского духовного лидера и т.д., таким образом, подтверждая начало складывания русской христианской культуры.
15 — 17 век в русском православии
Данный период обозначен в истории обострением конфронтации между государственной и церковной властью. После татаро-монгольского нашествия русское православие, а с ним и русская церковь, получили в обществе грандиозную поддержку, обрели могущество и силу, авторитет в решении государственных вопросов и влияние в формировании идеологии.
Со стороны же государства все эти «достижения» русской церкви начинаются оспариваться, что выражается:
- В поднятии вопроса секуляризации
- В претензиях на её землю, доход и проч.
В конце же это противостояние выльется и вовсе в раскол и ослабление русской церкви, несмотря на то, что для нее государственная власть по-прежнему желательна как сила для поддержки христианства (см. идеи византивизма). Эта восточная идея об одном правителе для всего христианского мира слишком прочно поселилась на русской почве, всплеск её силы пришелся на время падения Константинополя, в результате которого Русь осталась единственной православной (т.е. правильно исповедающей) христианство. В это время возникает известная концепция «Москва – третий Рим», воплощающая страстное желание единства власти светской и церковной.
В 16 веке не без помощи государства русская церковь становится независимой от константинопольского патриарха и в 1589 году учреждает собственную патриархию.
Религиозное направление этого периода представлено фигурами Н.Сорского и И.Волоцкого и их спорами о сущности веры.
Культурное направление ознаменовано торжеством решение национально-государственных задач России, когда складываются основные «детали» российской официальной культуры, а именно:
- Православие – посредством учреждение патриаршества
- Самодержавие – посредством освящения императорской власти
- Народность – посредством регламентации повседневности
Тем не менее, строгая законность и догмат в ущерб живому духу веры привели к расколу русской церкви (сер. 17 в.)
[the_ad id=»12793″]
18 век — начало 20 века
Этот исторический отрезок демонстрирует продолжение огосударствления русской церкви и тенденции разрыва её официальных институтов с истинной религиозностью.
Начала «вражды» светской и церковной властей заложены реформами Петра. В 1701 году он создает Монастырский приказ, который должен управлять церковными землями и владениями. Затем следует «Духовный регламент», кардинально реформирующий саму церковь:
- Патриаршество заменено
- Права и обязанности всего духовенства строго регламентированы
- Сформирован Синод.
Ввиду чего вся русская церковь превращается в один из государственных департаментов под руководством госчиновника в чине обер-прокурора.
Религиозное направление развития православия в это время уходит из официальной церкви в провинциальные монастыри и имеет формы:
- Ересей
- Светского богословия
- Старообрядчества
«Живая» струя истинных поисков появляется в культуре лишь в 19 веке и связана она с подвижниками в лице старцев Оптиной Пустыни, С.Саровского, которые возрождают традиции христианского образа жизни и православного миропонимания. Тогда же и происходит попытка перевода на родной язык Библии, которая проводится под руководством Филарета, московского митрополита.
Качественный и существенный сдвиг в развитии православной мысли и формировании православного богословия приходится на середину 19 века. В нем определены сразу два течения
- Собственно религиозное (рост подвижничества; развитие богословской мысли, благодаря обучению священнослужителей в семинариях)
- Философское («русский духовный ренессанс»)
Петровские реформы положили начало школам, ставшими впоследствии семинариями, что повысило общеобразовательный уровень церковников. А в недрах философской мысли возникло так называемое «светское богословие», характеризующее особенное направление русской религиозной мысли, давшей нам идеи:
- Соборности –И.Хомяков
- Всеединства, учение о Богочеловечестве– В.Соловьев
- Общего дела — Федоров
- Религиозные концепции Бердяева, братьев Трубецких, Розанова, Мережковского
Из всех представителей русского ренессанса ближе к традиционной догматике были П.Флоренский и С.Булгаков, которые имели священнический сан. Однако, хлынувшая в народ религиозная мысль, начинает проникать все глубже в отечественную культуру, поселяясь в головах и сердцах людей пусть и не принципиальными ортодоксальными положениями, но желанием поиска Бога.
К этому развитию своевременно «подключается» и русская литература, в трудах Толстого и Достоевского являя миру идеи неохристианства.
Характерно проявляется православное устремление и в низовой культуре, оно, как и прежде, полагается не на теорию богословия, а на эмоциональную связь, на молитву, на сердечное знание Христа. Оно, по словам Достоевского, и передается у нас из поколения в поколение,
и единственной любовью народа есть и был Христос, который любим у нас по-своему, до страдания…
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы
https://ria.ru/20180330/1517559306.html
Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы
Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы — РИА Новости, 30. 03.2018
Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы
Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне… РИА Новости, 30.03.2018
2018-03-30T08:00
2018-03-30T08:00
2018-03-30T08:09
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151755/94/1517559413_0:219:4256:2613_1920x0_80_0_0_410d8a1264ff479e87fa04048c56d932.jpg
прага
великобритания
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151755/94/1517559413_241:0:4017:2832_1920x0_80_0_0_60e7930596dc3208c0e7b79dbbf9c3a1.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение, прага, великобритания, русская православная церковь, римско-католическая церковь, церковь англии
Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия, Прага, Великобритания, Русская православная церковь, Римско-католическая церковь, Церковь Англии
МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.
Европа: христианство «не в моде»
Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.
CC BY-SA 3.0 / Anton Fedorenko / Klášter kapucínů na HradčanechМонастырь ордена Капуцинов в Праге
CC BY-SA 3.0 / Anton Fedorenko / Klášter kapucínů na Hradčanech
А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.
«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.
Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.
18 мая 2017, 17:19
Число атеистов в мире намеренно занижается, выяснили психологи
Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.
«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.
Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».
12 января 2018, 08:00
«Полиция шариата»: как нормы ислама становятся законом для всей Европы
Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.
«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.
«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».
Россия: сколько атеистов
Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.
Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».
Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).
23 марта 2016, 15:57
В России среди христиан больше женщин, а среди мусульман — мужчинСогласно исследованию Pew Research Center, в России среди религиозных людей женщин на 3 % больше чем мужчин. Однако среди российских мусульман наблюдается обратное соотношение.
А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.
«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность. Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.
В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.
«Мерзость запустения»
Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.
23 ноября 2017, 08:00
Апокалипсис сегодня: во что европейцы и американцы превращают храмы
Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании. Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.
«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.
Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.
© Фото : Restaurant »Die Kirche»Ресторан «Церковь» в здании бывшего лютеранского храма
© Фото : Restaurant »Die Kirche»
Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.
Шанс для миссионеров
В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды. Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом. Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.
Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.
«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.
россиян возвращаются в религию, но не в церковь
За последние два десятилетия, после распада Советского Союза, в России наблюдается всплеск адептов православия. 1 В период с 1991 по 2008 год доля взрослых россиян, идентифицирующих себя как православных христиан, выросла с 31% до 72%, согласно новому анализу исследовательского центра Pew, основанному на трех волнах данных (1991, 1998 и 2008 гг.) Международного социального исследования. Программа (ISSP) – коллаборация с участием социологов примерно из 50 стран. За тот же период доля населения России, не идентифицирующего себя ни с какой религией, снизилась с 61% до 18%. Доля взрослых россиян, идентифицирующих себя с другими религиями, включая ислам, протестантское христианство и католицизм, выросла в XIX веке.90-х, а затем выровнялись. (Оценки численности мусульманского населения России различаются. Самый последний опрос ISSP показывает, что мусульмане составляют 5% населения России, но другие опросы и исследования дают несколько более высокие оценки. населения».)
Также наблюдается небольшой рост некоторых показателей религиозной приверженности. Например, доля взрослых россиян, заявивших, что они хотя бы «несколько» религиозны, выросла с 11% в 19с 91 до 54% в 2008 году. А доля взрослых, заявивших, что они верят в Бога, выросла с 38% до 56% за тот же период. 2
Но для большинства россиян возвращение к религии не соответствовало возвращению в церковь. По всем трем волнам данных ISSP не более чем каждый десятый россиянин заявил, что посещает религиозные службы не реже одного раза в месяц. Доля постоянных посетителей (ежемесячно или чаще) составляла 2 % в 1991 г., 9 % в 1998 г. и 7 % в 2008 г. Это говорит о том, что хотя гораздо больше россиян теперь свободно отождествляют себя с православной церковью или другими религиозными группами, они, возможно, не гораздо более религиозны, чем в недавнем прошлом, по крайней мере, в том, что касается посещения религиозных служб.
Изменение религиозного облика России
На протяжении веков православие было доминирующей религией в России. Это начало меняться в начале 20 века, после большевистской революции 1917 года и навязывания поддерживаемого государством атеизма как части коммунистической идеологии. В советский период многие священники были заключены в тюрьмы, многие храмы были переоборудованы для других целей или пришли в упадок, а людям, публично исповедовавшим религиозные убеждения, отказывали в престижных должностях и поступлении в университеты. Хотя вполне вероятно, что некоторая часть населения в частном порядке продолжала идентифицировать себя с православной церковью и другими религиозными группами, невозможно измерить, в какой степени эти привязанности сохранились в подполье в советский период и в какой степени они исчезли. .
Точно так же трудно понять, в какой степени рост православной принадлежности, обнаруженный в опросах, представляет собой выражение давней веры или действительно новую волну религиозной принадлежности. Возможно, после распада СССР в 1991 году россияне почувствовали себя более свободными в выражении религиозной идентичности, которую они спокойно сохраняли в советское время. 3 Однако, учитывая, что доля россиян, идентифицирующих себя с религией, выросла почти на столько же между 1998 и 2008 г., как и в период с 1991 по 1998 г., данные свидетельствуют о том, что это изменение является не только непосредственным последствием краха советской системы.
По данным ISSP, шесть из десяти взрослых россиян (61%), опрошенных в 1991 году, идентифицировали себя как нерелигиозные, а около трети сказали, что они православные христиане (31%). В течение следующих 17 лет эти проценты практически изменились. К 2008 году примерно семь из десяти россиян идентифицировали себя как православные христиане (72%), а примерно каждый пятый не принадлежал к какой-либо религии (18%). В тот же период также наблюдалось незначительное увеличение доли россиян, отождествляющих себя с религиями, отличными от православия, включая ислам, протестантское христианство и католицизм. 4
Растущая религиозная принадлежность в России наблюдается среди различных демографических групп. Например, доля русских женщин, идентифицирующих себя как православных, увеличилась на 38 процентных пунктов в период с 1991 по 2008 год, а доля женщин, не принадлежащих к какой-либо религии, снизилась на 36 процентных пунктов. Среди российских мужчин изменения были еще более выраженными; 63% российских мужчин идентифицировали себя как православных христиан в 2008 году, что на 46 процентных пунктов больше, чем в 1991 году, в то время как доля русских мужчин, не придерживающихся религиозной принадлежности, за тот же период снизилась на 52 пункта. 5
Аналогичным образом, опросы ISSP показывают рост идентификации с православием как среди более молодых россиян (рост на 43 процентных пункта среди россиян в возрасте 16-49 лет), так и среди россиян старшего возраста (рост на 39 пунктов среди россиян в возрасте 50 лет и старше). Принадлежность к православию существенно возросла среди россиян всех уровней образования, особенно среди выпускников российских вузов.
В оставшейся части этого анализа рассматривается религиозная принадлежность, а также религиозные верования и обычаи по демографическим группам в 2008 году, последнем году, за который имеются данные ISSP. В 2008 году российские женщины были более религиозны, чем российские мужчины, а россияне в возрасте 70 лет и старше по некоторым показателям были более религиозны, чем более молодые возрастные группы.
Различия в религиозной принадлежности и религиозной принадлежности россиян по демографическим группам
Пол
Русские женщины значительно чаще, чем мужчины, идентифицировали себя как православных христиан в 2008 г. При этом примерно восемь из десяти русских женщин (81%) были православными христианами, меньше русских мужчин (63%) заявили, что принадлежат к Русской православной церкви. В то же время примерно в два раза больше российских мужчин (24%), чем женщин (12%), заявили, что не имеют религиозной принадлежности.
По некоторым параметрам российские женщины также имели более высокий уровень религиозной приверженности, чем российские мужчины. Например, гораздо больше женщин заявили, что верят в Бога (63% женщин против 46% мужчин) и назвали себя в какой-то мере религиозными (63% женщин против 43% мужчин). Однако русские женщины ненамного чаще, чем русские мужчины, заявляли, что регулярно посещают религиозные службы (9% против 5%).
Возраст
В 2008 г. большинство всех возрастных групп в России идентифицировали себя как православных христиан. Однако россияне более старшего возраста чаще, чем представители более молодых возрастных групп, заявляли о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Более восьми из десяти (82%) россиян в возрасте 70 лет и старше идентифицируют себя как православные христиане, по сравнению с 62% россиян в возрасте 16-29 лет..
При этом идентификация с другими религиями, кроме православия, была более распространена среди более молодых россиян (13% в возрасте 16-29 лет, 7% в возрасте 30-49 лет), чем среди россиян старшего возраста (1% в возрасте 50-69 лет, 4% среди лиц в возрасте 70 лет и старше). По данным ISSP, мусульмане составляют 9% россиян в возрасте 16-29 лет, 6% россиян в возрасте 30-49 лет, 1% в возрасте 50-69 лет и 3% в возрасте 70 лет и старше.
За некоторыми исключениями, религиозные обычаи и верования в России в 2008 г. не сильно различались по возрастным группам. Однако россияне в возрасте 70 лет и старше чаще, чем молодые когорты, говорили, что верят в Бога, и описывали себя как хоть немного религиозен.
Образование
В 2008 г. религиозная принадлежность россиян по уровню образования существенно не различалась. Около трех четвертей людей с высшим образованием и тех, у кого меньше лет формального образования, идентифицировали себя как православные христиане, в то время как примерно каждый шестой в каждой группе заявил, что не имеет религиозной принадлежности.
Приверженность религии также не сильно различалась в зависимости от уровня образования, в соответствии с несколькими показателями, включая частоту посещения религиозных служб, веру в Бога и характеристику себя как минимум религиозной. Единственным критерием, по которому уровень образования имел существенное значение, была вера в жизнь после смерти; Россияне с высшим образованием несколько чаще, чем менее образованные, говорили, что верят в жизнь после смерти.
Методология
Данные, используемые в этом отчете, получены из Международной программы социальных исследований (ISSP), консорциума исследователей, которые проводят общественные опросы примерно в 50 странах в соответствии с международными стандартами выборки с сопоставимыми вопросниками в разных странах. В ISSP входят многие страны Северной Америки и Европы, а также несколько стран Южной Америки, Африки и Азии. Тенденции в этом отчете восходят к 1991 году, когда СССР был официально распущен, и ISSP провела свое первое исследование религиозных верований и практик в России. Религия также была в центре внимания опросов ISSP в 1998 и 2008. Этот отчет основан на данных совокупного файла ISSP Religion.
Обследования представляют собой вероятностные выборки, географически стратифицированные и репрезентативные в национальном масштабе для взрослого населения России в возрасте от 16 лет и старше. Данные были собраны путем самостоятельного заполнения анкеты с 15 мая по 6 июня 1991 г.; 5-26 сентября 1998 г.; и 2-26 января 2008 г. 6 Опросы проводились на русском языке. Во всех оценках опроса используются веса, предоставленные сотрудниками ISSP. Размеры выборки для общей выборки взрослых и подвыборок показаны в таблице выше. Исходя из размеров выборки и дизайна обследований, предел погрешности выборки для результатов, основанных на общей выборке, составляет примерно ±3,0% в 19 странах.91, ±3,3% в 1998 г. и ±4,4% в 2008 г., с большей погрешностью для подгрупп.
Полные результаты по вопросам, используемым в анализе
Россия ужесточает ограничения на церкви и миссионерскую деятельность
06/01/2021 Россия (Международное христианское дело) — по апреле 5, 06/021 Россия (Международное христианское дело) Президент России Владимир Путин подписал поправку к Закону страны о религии, инициирующую существенные изменения для министерств по всей России, согласно Форуму 18. Поправка, которая вступает в силу в октябре 2021 года, охватывает широкий круг религиозных вопросов под видом «защиты духовный суверенитет России».
Пожалуй, самым значительным изменением является новое требование о том, что все миссионеры, священнослужители и религиоведы, получившие образование за рубежом, должны получить «дополнительное профессиональное образование в области основ государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации». По сути, если миссионер или пастор получил религиозное образование за пределами России, он будет обязан получить дополнительное государственное образование. Хотя новый закон не распространяется на тех, кто уже занимается служением, он будет применяться к каждому новому пастору или миссионеру, независимо от того, являются ли они иностранными или российскими гражданами. В настоящее время нет информации о содержании или требованиях курсов, но эти детали, вероятно, будут раскрыты к моменту вступления закона в силу в октябре этого года.
Другие изменения, включая запрет группам или неправительственным организациям использовать любые религиозные идентификаторы в своем имени, если это не разрешено местной, утвержденной правительством централизованной религиозной организацией. Список лиц, которым теперь запрещено возглавлять религиозные группы или даже участвовать в них, также был значительно расширен
Неудивительно, что закон был негативно воспринят большинством религиозных организаций в стране, за заметным исключением Русской Православной Церкви, которая его поддержала, по словам Ольги Сибиревой, руководителя московского проекта «Религия в светском обществе».
» Представители других религиозных организаций , — заметила она, — считают законопроект угрозой свободе вероисповедания и ее нормам как попытку государства усилить свою способность вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных организаций ».
Но, пожалуй, самая большая проблема закона не в том, что он говорит, а в том, чего он не говорит.
Ольга сказала Форуму 18: «Основная проблема в том, что формулировка поправок очень неточная и оставляет место для интерпретации. Поэтому многое будет зависеть от того, как новые правила будут интерпретироваться в ходе правоприменительной практики».