Домницкая икона божией матери: Икона Божьей Матери Домницкая

Разное

ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Домницкая икона Божией Матери

Домницкая икона Божией Матери.

Память 8 сентября и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе.

Явилась в лесной глуши на дереве на берегу реки Домницы (Думницы, ныне иссякла), впадавшей в Десну, недалеко от города Березны. На месте явления иконы был основан Домницкий монастырь Рождества Богородицы, в котором находился чудотворный образ. По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела. До 1798 пень от дерева, на котором была обретена икона, сохранялся невредимым в алтаре церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря).

Время явления Домницкой иконы доподлинно неизвестно. В 1630-40-х гг., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой православной иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять православные общины. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни.

Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Домницкой иконы встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления».

В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком монастыре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тогда же и установлено празднование Домницкой иконе в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование монастыря и храма в 1690-х гг., а также почитание в этот период Домницкой иконы чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Домницкую икону в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает другую дату празднования — 8 августа [1].

В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского района Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Домницкой иконы. Игум. Домницкого монастыря Иерофей (Малицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Домницкой иконы в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с иконой прошли от Рождественского Домницкого монастыря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.

Известны и другие случаи чудесной помощи по молитвам перед Домницкой иконой, сохранились свидетельства об исцелениях.

Указом от 26 сентября 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сентября (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в журнале «Русский паломник» (1908).

В настоящее время Домницкая икона пребывает в церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря. До открытия монастыря икона находилась в селе на хранении у двух благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника монастыря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.

Иконография

Иконография Домницкой иконы относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода иконы можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца — перед грудью, а не отведена, в левой ручке — свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись: Изо…ние Чудотворной иконы Пресвятыя Б… Домницкой.

Сравнение живописи Домницкой иконы, особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим [2] и, очевидно, имело целью указать на древность иконы.

Литература

  • Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1993р. С. 315;
  • Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 586-587;
  • Чудотворные и местночтимые иконы Cв. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2005. Ч. 2. С. 234-237.

Использованные материалы

  • Э. В. Ш. Домницкая икона Божией Матери, т. 15, с. 639-640
    • http://www.pravenc.ru/text/178892.html


[1]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659

[2]  Поселянин. С. 587

ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ к-рой в лесной глуши на дереве явилась Д. и. (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре ц. вмц. Параскевы Рождественского Домницкого мон-ря). По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела.

Домницкая икона Божией Матери

Домницкая икона Божией Матери

Время явления Д. и. доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой правосл. иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять правосл. общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать мон-ри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Д. и. встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком мон-ре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование мон-ря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Д. и. чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Д. и. в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования — 8 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).

В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Д. и. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Д. и. в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Д. и. прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.

Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)

Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)

В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Д. и. крестным ходом к Воскресенской ц., где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Д. и. в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары.

Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908).

В наст. время Д. и. пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.

В 2007 г., в дни Великого поста (с 31 марта), на праздник Пасхи и в Светлую седмицу, Д. и. пребывала в Киеве: в Свято-Владимирском духовно-просветительском центре, в церквах во имя равноап. вел. кн. Владимира и прп. Евфросинии Полоцкой.

Иконография Д. и. относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Д. и. можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца — перед грудью, а не отведена, в левой ручке — свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись:  ( )     ( )  . Сравнение живописи Д. и., особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим (Поселянин. С. 587) и, очевидно, имело целью указать на древность иконы. Гравированное изображение чудотворной иконы работы Г. П. Тепчегорского содержится в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ НБ. Ф. 293. № 10536-22-71), и в его варианте, переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 148 об.).

Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1993р. С. 315; Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 586-587; Чудотворные и местночтимые иконы Cв. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2005. Ч. 2. С. 234-237.

Э. В. Ш.

12-ОКТЯБРЯ — Православная река

  • #святые

    ,
    #календарь

    ,
    #октябрь

  • 8 минут чтения

25 октября 2020 г. — 12 октября 2020 г.

Мучеников Пробоса, Тараха и Андроника (+ 304). Преподобный Косма, епископ Маиумский, автор канонов (+ ок. 787).

Иноки Амфилохий (+ 1452), Макарий (+ 1462), Тарасий (+ 1440) и Феодосий Глушецкие.

Мученица Домника (+ 286). Жены-мученицы Анфея и Малфета. Мучеников Андромаха и Диодора. Святители Иасон, епископ Дамаскин, и Феодот, епископ Эфесский. Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский (+ ок. 400). Празднование святому Иоанну Креста Господня в память перенесения с Мальты в Гатчину Частицы Дерева Животворящего Креста Господня с Филермийской иконой Божией Матери и Десницей святого Иоанн Креститель (179 г.9).

Иерусалимская (48), Ярослав-Смоленская (1642), Руденская (1687) и Калужская (1748) иконы Божией Матери.

Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам старый воин Тарахос ответил, что приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их мучениям. «Когда тело мое страдает, — говорил святой Пробос идолопоклонникам, — тогда исцеляется и укрепляется душа моя». Мучители изощряли свои пытки, какие только могла изобрести их ярость, и тогда растерзали тела святых. Христиане тайно подобрали останки святых и похоронили их.

Преподобный Косма, епископ Маиумский, автор канонов, был родом из Иерусалима. Воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря) вместе с сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, он отправился в один из монастырей Палестины, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма вместе с преподобным Иоанном выступил на защиту Православия. В 743 году Косма был поставлен епископом Майумским. Он умер в старости (+ ок. 787), оставив после себя множество канонов на праздники и триод на четыре дня Страстной седмицы.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушецкий, уже инок иеромонаха, прибыл из Устюга к преподобному Дионисию Глушецкому (память 1 июля) в 1417 году. Святитель Дионисий, узнав о желании Амфилохия стать подвижником, рассказал ему о тяжести и суровости жизни в его монастыре, но это не остановило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: «Если хочешь жить здесь, то составим завещание — не отделяться друг от друга, пока живем на земле». Амфилохий радостно согласился и поклялся исполнить устав обители.

Преподобный Амфилохий двадцать лет провел в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и содействуя делу устроения обители. После кончины святителя Дионисия преподобный Амфилохий в течение 15 лет был настоятелем Глушецкой обители. Преподобный мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим наставником.

Преподобный Тарасий Глушецкий был игуменом обители, устроенной святителем Стефаном Пермским (память 26 апреля), и ревностно распространял и утверждал православную веру среди зырянского народа.

В 1427 году при преемнике святителя Стефана епископе Герасиме (память 29 января) преподобный Тарасий добровольно оставил настояние обители и ушел в Глушецкий монастырь под руководством преподобного Дионисия.

Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, принял его. Бывший игумен Тарасий наравне с послушниками подвизался в монастыре и вел строгую подвижническую жизнь. Похоронен преподобный в Дионисиевом монастыре (+ 1440).

Преподобный Макарий, Глушецкий игумен (в миру Матфей), родился в Ростове. Двенадцатилетним мальчиком он был отдан на воспитание преподобному Дионисию. Воспитываясь под руководством великого старца, святитель отличался редкой чистотой души. Преподобный Макарий, уже в сане иеромонаха, был избран братией настоятелем обители после кончины преподобного Амфилохия. Преставился преподобный Макарий ко Господу 13 мая (не ранее 1462 года).

Святая мученица Домника пострадала за исповедание христианства в 286 году. Домника жила в районе Киликии. По приказу правителя Лиция ее долго били и сожгли огнем. Вся истерзанная, святая Домника была брошена в темницу, где и скончалась.

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, жил во Франции. Его называют милостивым за щедрость и заботу о бедных. До принятия монашества Мартин был военачальником при императоре Юлиане Отступнике (361-363) и отличался храбростью. Когда варвары вторглись в империю, по приказу императора святой Мартин вышел из города со своим войском, чтобы сразиться с ними. Встретив на дороге нищего, он отдал ему свой плащ. Ночью святому явился Господь Иисус Христос и пообещал победу над врагом, что вскоре и произошло. Император торжественно встретил победителя и предложил ему принести жертву в благодарность за одержанную победу. Но святой Мартин сказал, что хотел принести жертву Христу, с помощью Которого он победил врага, актом монашества. Император изгнал святого. После семи лет подвижнической жизни святой Мартин был возведен во епископа Турского. Святой Мартин обладал дарами прозорливости и чудотворения. Он умер в конце IV века.

Перенесение с Мальты в Гатчину Части Дерева Животворящего Креста Господня вместе с Филермийской иконой Божией Матери и Десницы Иоанна Предтечи совершено в 1799 году. святыни хранились на острове Мальта рыцарями католического ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда остров захватили французы, мальтийские рыцари обратились за защитой и защитой к России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Осенью 179 г.9 святыни были перевезены в Петербург и поставлены в Зимнем дворце внутри храма в честь Образа Спаса Нерукотворного. Праздник к этому событию был установлен в 1800 году.

По древнему преданию Филермийская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке его оттуда вывезли крестоносцы и с тех пор хранят рыцари ордена Святого Иоанна.

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой на 15-м году после Вознесения Господня в Гефсимании (48).

В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийское войско отразило нашествие скифов. В 988 году икона была перенесена в Корсунь и передана святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир послал им этот образ. Иван Грозный в 1571 году перенес икону в московский Успенский собор. Во время наполеоновского вторжения 1812 года оригинал исчез и был заменен точной копией.

Ярослав-Смоленская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы – Смоленской Одигитрии – голос: «Иди, иди в пределы города Ярославля, в новоустроенный монастырь во имя Мое». Эту икону архимандрит Антоний отправил с преподобным Герсаимом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена ​​в монастырской церкви в алтарной части.

Руденская икона Божией Матери явилась в 1687 году в местечке Рудненской Могилевской епархии. В 1712 году икона была перенесена во Флоровский Вознесенский монастырь в Киеве, где и находится сейчас.

Калужская икона Божией Матери явилась в 1748 году (учетная запись находится под 2 сентября). В 1812 году многие русские и французские воины видели образ Калужской Божией Матери, стоявший на воздухе. Так было и вокруг Калуги и Малоярославля. Во время таких выступлений всегда побеждали русские войска. Это видение было даровано и крестьянке Параскеве Алексеевой.

© 1999 переводчик Фр. С. Янош

Святая Домника Карфагенская | ORTHODOX CHRISTIANITY THEN AND NOW

St. Domnica (Feast Day — January 8)

Verses

Fleeing the earth heavenly-minded Domnica,

You were raised up to небеса к любимой.

Домника получила свой жребий темной ночью восьмого числа.

Пресвятая Богородица Домника процветала во времена правления императора Феодосия I Великого (379-395) и происходила из Карфагена в Африке. Приняв в юности христианскую веру, она бежала с родины и села на корабль в Александрию. Там она поселилась с четырьмя другими языческими девушками. Домника добродетельно жила среди них и использовала любую возможность, чтобы наставлять их в Евангелии. Преисполненные восхищения таким образцом христианского совершенства, четыре девушки решили отказаться от своих языческих верований и принять веру во Христа. Затем пять девиц решили отправиться в Константинополь, чтобы поступить там в монастырь.

Прибыв в Константинополь на корабле, Патриарх Нектарий (память 11 октября), извещенный об их прибытии ангелом, ждал их встречи со своим духовенством. Затем он крестил всех пятерых девушек, дав спутницам Домники следующие имена: Доротея, Эвантия, Нонна и Тимофей. Затем Патриарх поселил их в монастыре.

В монашестве Домника вела строгую подвижническую жизнь и со временем получила благодать творить чудеса. Благодаря этому слава о ней распространилась по всему Константинополю, и к ней даже приезжал император Феодосий Великий с императрицей и императорским двором. Это привело к тому, что ее слава распространилась еще больше, привлекая в монастырь множество посетителей. Поскольку в монастыре больше не было мира и тишины, способствующих молитвенной жизни, Бог повелел Домнике отправиться в отдаленное, населенное бесами место — когда-то место казни, — которого все избегали. Она просила Патриарха Нектария основать там монастырь, но Патриарх не сразу разрешил это, пока ему не подтвердилось, что она действительно была вдохновлена ​​Богом на это. Поэтому он обратился с этой просьбой к императору, который немедленно взял на себя финансирование строительства монастыря вместе с часовней, посвященной пророку Захарии.

После завершения строительства монастыря патриарх Нектарий решил освятить его 26 января 388 года. Однако Домника настаивала на том, чтобы церемония состоялась двумя днями раньше. Патриарх подчинился и совершил освящение 24 января, тогда же рукоположил ее в диаконисы и назначил игуменьей. Предвидение святого проявилось через два дня, когда ариане произвели в Городе большой переполох и пролили много крови. Позже она также предсказала смерть императора в 39 г.5 и последовавшие за этим несчастья.

В старости Домника заболела и доверила свою духовную паству Доротее. Усердно помолившись Господу о сохранении ее монастыря и о том, чтобы Бог защитил Город, она ушла с миром. Она продолжала творить чудеса и после упокоения из гроба. Однажды, когда монастырю угрожал пожар, святая Домника и пророк Захария отгоняли пламя от храма.

Аполитикион в четвертом гласе

Любовью ко Христу озарил твой ум, и в подвижничестве, как лучезарный светильник, просияла еси, Домника. Потому и явил тебя Владыка светоносным наставником монашествующих в жизни и слове. Заступись пред Ним, Богоносец, да спасутся все.

Кондак в Первом гласе

Собрал еси сонм дев своими святыми делами и мудрыми учениями. Ты привел их в брачный чертог, в котором находится древо жизни. Молитвами твоими оживотвори умерщвленную душу мою, Богодухновенная Мати Домника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts