Домницкая икона божией матери: Икона Божьей Матери Домницкая
Содержание
ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо
Домницкая икона Божией Матери |
Домницкая икона Божией Матери.
Память 8 сентября и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе.
Явилась в лесной глуши на дереве на берегу реки Домницы (Думницы, ныне иссякла), впадавшей в Десну, недалеко от города Березны. На месте явления иконы был основан Домницкий монастырь Рождества Богородицы, в котором находился чудотворный образ. По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела. До 1798 пень от дерева, на котором была обретена икона, сохранялся невредимым в алтаре церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря).
Время явления Домницкой иконы доподлинно неизвестно. В 1630-40-х гг., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой православной иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять православные общины. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни.
Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Домницкой иконы встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления».
В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком монастыре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тогда же и установлено празднование Домницкой иконе в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование монастыря и храма в 1690-х гг., а также почитание в этот период Домницкой иконы чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Домницкую икону в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает другую дату празднования — 8 августа [1].
В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского района Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Домницкой иконы. Игум. Домницкого монастыря Иерофей (Малицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Домницкой иконы в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с иконой прошли от Рождественского Домницкого монастыря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.
Известны и другие случаи чудесной помощи по молитвам перед Домницкой иконой, сохранились свидетельства об исцелениях.
Указом от 26 сентября 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сентября (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в журнале «Русский паломник» (1908).
В настоящее время Домницкая икона пребывает в церкви вмц. Параскевы Домницкого монастыря. До открытия монастыря икона находилась в селе на хранении у двух благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника монастыря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.
Иконография
Иконография Домницкой иконы относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода иконы можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца — перед грудью, а не отведена, в левой ручке — свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись: Изо…ние Чудотворной иконы Пресвятыя Б… Домницкой.
Сравнение живописи Домницкой иконы, особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим [2] и, очевидно, имело целью указать на древность иконы.
Литература
- Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1993р. С. 315;
- Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 586-587;
- Чудотворные и местночтимые иконы Cв. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2005. Ч. 2. С. 234-237.
Использованные материалы
- Э. В. Ш. Домницкая икона Божией Матери, т. 15, с. 639-640
- http://www.pravenc.ru/text/178892.html
[1] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659
[2] Поселянин. С. 587
ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ к-рой в лесной глуши на дереве явилась Д. и. (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре ц. вмц. Параскевы Рождественского Домницкого мон-ря). По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела.
Домницкая икона Божией Матери
Домницкая икона Божией Матери
Время явления Д. и. доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой правосл. иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять правосл. общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать мон-ри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Д. и. встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком мон-ре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование мон-ря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Д. и. чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Д. и. в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования — 8 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).
В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Д. и. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Д. и. в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Д. и. прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.
Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)
Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)
В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Д. и. крестным ходом к Воскресенской ц., где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Д. и. в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары.
Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908).
В наст. время Д. и. пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.
В 2007 г., в дни Великого поста (с 31 марта), на праздник Пасхи и в Светлую седмицу, Д. и. пребывала в Киеве: в Свято-Владимирском духовно-просветительском центре, в церквах во имя равноап. вел. кн. Владимира и прп. Евфросинии Полоцкой.
Иконография Д. и. относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Д. и. можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца — перед грудью, а не отведена, в левой ручке — свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись: ( ) ( ) . Сравнение живописи Д. и., особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим (Поселянин. С. 587) и, очевидно, имело целью указать на древность иконы. Гравированное изображение чудотворной иконы работы Г. П. Тепчегорского содержится в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ НБ. Ф. 293. № 10536-22-71), и в его варианте, переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 148 об.).
Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1993р. С. 315; Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 586-587; Чудотворные и местночтимые иконы Cв. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2005. Ч. 2. С. 234-237.
Э. В. Ш.
12-ОКТЯБРЯ — Православная река
-
#святые
,
#календарь,
#октябрь - 8 минут чтения
25 октября 2020 г. — 12 октября 2020 г.
Мучеников Пробоса, Тараха и Андроника (+ 304). Преподобный Косма, епископ Маиумский, автор канонов (+ ок. 787).
Иноки Амфилохий (+ 1452), Макарий (+ 1462), Тарасий (+ 1440) и Феодосий Глушецкие.
Мученица Домника (+ 286). Жены-мученицы Анфея и Малфета. Мучеников Андромаха и Диодора. Святители Иасон, епископ Дамаскин, и Феодот, епископ Эфесский. Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский (+ ок. 400). Празднование святому Иоанну Креста Господня в память перенесения с Мальты в Гатчину Частицы Дерева Животворящего Креста Господня с Филермийской иконой Божией Матери и Десницей святого Иоанн Креститель (179 г.9).
Иерусалимская (48), Ярослав-Смоленская (1642), Руденская (1687) и Калужская (1748) иконы Божией Матери.
Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам старый воин Тарахос ответил, что приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их мучениям. «Когда тело мое страдает, — говорил святой Пробос идолопоклонникам, — тогда исцеляется и укрепляется душа моя». Мучители изощряли свои пытки, какие только могла изобрести их ярость, и тогда растерзали тела святых. Христиане тайно подобрали останки святых и похоронили их.
Преподобный Косма, епископ Маиумский, автор канонов, был родом из Иерусалима. Воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря) вместе с сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, он отправился в один из монастырей Палестины, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма вместе с преподобным Иоанном выступил на защиту Православия. В 743 году Косма был поставлен епископом Майумским. Он умер в старости (+ ок. 787), оставив после себя множество канонов на праздники и триод на четыре дня Страстной седмицы.
Преподобный Амфилохий, игумен Глушецкий, уже инок иеромонаха, прибыл из Устюга к преподобному Дионисию Глушецкому (память 1 июля) в 1417 году. Святитель Дионисий, узнав о желании Амфилохия стать подвижником, рассказал ему о тяжести и суровости жизни в его монастыре, но это не остановило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: «Если хочешь жить здесь, то составим завещание — не отделяться друг от друга, пока живем на земле». Амфилохий радостно согласился и поклялся исполнить устав обители.
Преподобный Амфилохий двадцать лет провел в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и содействуя делу устроения обители. После кончины святителя Дионисия преподобный Амфилохий в течение 15 лет был настоятелем Глушецкой обители. Преподобный мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим наставником.
Преподобный Тарасий Глушецкий был игуменом обители, устроенной святителем Стефаном Пермским (память 26 апреля), и ревностно распространял и утверждал православную веру среди зырянского народа.
В 1427 году при преемнике святителя Стефана епископе Герасиме (память 29 января) преподобный Тарасий добровольно оставил настояние обители и ушел в Глушецкий монастырь под руководством преподобного Дионисия.
Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, принял его. Бывший игумен Тарасий наравне с послушниками подвизался в монастыре и вел строгую подвижническую жизнь. Похоронен преподобный в Дионисиевом монастыре (+ 1440).
Преподобный Макарий, Глушецкий игумен (в миру Матфей), родился в Ростове. Двенадцатилетним мальчиком он был отдан на воспитание преподобному Дионисию. Воспитываясь под руководством великого старца, святитель отличался редкой чистотой души. Преподобный Макарий, уже в сане иеромонаха, был избран братией настоятелем обители после кончины преподобного Амфилохия. Преставился преподобный Макарий ко Господу 13 мая (не ранее 1462 года).
Святая мученица Домника пострадала за исповедание христианства в 286 году. Домника жила в районе Киликии. По приказу правителя Лиция ее долго били и сожгли огнем. Вся истерзанная, святая Домника была брошена в темницу, где и скончалась.
Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, жил во Франции. Его называют милостивым за щедрость и заботу о бедных. До принятия монашества Мартин был военачальником при императоре Юлиане Отступнике (361-363) и отличался храбростью. Когда варвары вторглись в империю, по приказу императора святой Мартин вышел из города со своим войском, чтобы сразиться с ними. Встретив на дороге нищего, он отдал ему свой плащ. Ночью святому явился Господь Иисус Христос и пообещал победу над врагом, что вскоре и произошло. Император торжественно встретил победителя и предложил ему принести жертву в благодарность за одержанную победу. Но святой Мартин сказал, что хотел принести жертву Христу, с помощью Которого он победил врага, актом монашества. Император изгнал святого. После семи лет подвижнической жизни святой Мартин был возведен во епископа Турского. Святой Мартин обладал дарами прозорливости и чудотворения. Он умер в конце IV века.
Перенесение с Мальты в Гатчину Части Дерева Животворящего Креста Господня вместе с Филермийской иконой Божией Матери и Десницы Иоанна Предтечи совершено в 1799 году. святыни хранились на острове Мальта рыцарями католического ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда остров захватили французы, мальтийские рыцари обратились за защитой и защитой к России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Осенью 179 г.9 святыни были перевезены в Петербург и поставлены в Зимнем дворце внутри храма в честь Образа Спаса Нерукотворного. Праздник к этому событию был установлен в 1800 году.
По древнему преданию Филермийская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке его оттуда вывезли крестоносцы и с тех пор хранят рыцари ордена Святого Иоанна.
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой на 15-м году после Вознесения Господня в Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийское войско отразило нашествие скифов. В 988 году икона была перенесена в Корсунь и передана святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир послал им этот образ. Иван Грозный в 1571 году перенес икону в московский Успенский собор. Во время наполеоновского вторжения 1812 года оригинал исчез и был заменен точной копией.
Ярослав-Смоленская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы – Смоленской Одигитрии – голос: «Иди, иди в пределы города Ярославля, в новоустроенный монастырь во имя Мое». Эту икону архимандрит Антоний отправил с преподобным Герсаимом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырской церкви в алтарной части.
Руденская икона Божией Матери явилась в 1687 году в местечке Рудненской Могилевской епархии. В 1712 году икона была перенесена во Флоровский Вознесенский монастырь в Киеве, где и находится сейчас.
Калужская икона Божией Матери явилась в 1748 году (учетная запись находится под 2 сентября). В 1812 году многие русские и французские воины видели образ Калужской Божией Матери, стоявший на воздухе. Так было и вокруг Калуги и Малоярославля. Во время таких выступлений всегда побеждали русские войска. Это видение было даровано и крестьянке Параскеве Алексеевой.
© 1999 переводчик Фр. С. Янош
Святая Домника Карфагенская | ORTHODOX CHRISTIANITY THEN AND NOW
St. Domnica (Feast Day — January 8) |
Verses
Fleeing the earth heavenly-minded Domnica,
You were raised up to небеса к любимой.
Домника получила свой жребий темной ночью восьмого числа.
Пресвятая Богородица Домника процветала во времена правления императора Феодосия I Великого (379-395) и происходила из Карфагена в Африке. Приняв в юности христианскую веру, она бежала с родины и села на корабль в Александрию. Там она поселилась с четырьмя другими языческими девушками. Домника добродетельно жила среди них и использовала любую возможность, чтобы наставлять их в Евангелии. Преисполненные восхищения таким образцом христианского совершенства, четыре девушки решили отказаться от своих языческих верований и принять веру во Христа. Затем пять девиц решили отправиться в Константинополь, чтобы поступить там в монастырь.
Прибыв в Константинополь на корабле, Патриарх Нектарий (память 11 октября), извещенный об их прибытии ангелом, ждал их встречи со своим духовенством. Затем он крестил всех пятерых девушек, дав спутницам Домники следующие имена: Доротея, Эвантия, Нонна и Тимофей. Затем Патриарх поселил их в монастыре.
В монашестве Домника вела строгую подвижническую жизнь и со временем получила благодать творить чудеса. Благодаря этому слава о ней распространилась по всему Константинополю, и к ней даже приезжал император Феодосий Великий с императрицей и императорским двором. Это привело к тому, что ее слава распространилась еще больше, привлекая в монастырь множество посетителей. Поскольку в монастыре больше не было мира и тишины, способствующих молитвенной жизни, Бог повелел Домнике отправиться в отдаленное, населенное бесами место — когда-то место казни, — которого все избегали. Она просила Патриарха Нектария основать там монастырь, но Патриарх не сразу разрешил это, пока ему не подтвердилось, что она действительно была вдохновлена Богом на это. Поэтому он обратился с этой просьбой к императору, который немедленно взял на себя финансирование строительства монастыря вместе с часовней, посвященной пророку Захарии.
После завершения строительства монастыря патриарх Нектарий решил освятить его 26 января 388 года. Однако Домника настаивала на том, чтобы церемония состоялась двумя днями раньше. Патриарх подчинился и совершил освящение 24 января, тогда же рукоположил ее в диаконисы и назначил игуменьей. Предвидение святого проявилось через два дня, когда ариане произвели в Городе большой переполох и пролили много крови. Позже она также предсказала смерть императора в 39 г.5 и последовавшие за этим несчастья.
В старости Домника заболела и доверила свою духовную паству Доротее. Усердно помолившись Господу о сохранении ее монастыря и о том, чтобы Бог защитил Город, она ушла с миром. Она продолжала творить чудеса и после упокоения из гроба. Однажды, когда монастырю угрожал пожар, святая Домника и пророк Захария отгоняли пламя от храма.
Аполитикион в четвертом гласе
Любовью ко Христу озарил твой ум, и в подвижничестве, как лучезарный светильник, просияла еси, Домника. Потому и явил тебя Владыка светоносным наставником монашествующих в жизни и слове. Заступись пред Ним, Богоносец, да спасутся все.
Кондак в Первом гласе
Собрал еси сонм дев своими святыми делами и мудрыми учениями. Ты привел их в брачный чертог, в котором находится древо жизни. Молитвами твоими оживотвори умерщвленную душу мою, Богодухновенная Мати Домника.