Древнерусская живопись: Древнерусская живопись
Содержание
2.2. Древнерусская живопись
В изобразительном
искусстве Древней Руси своеобразие
проявилось с не меньшей силой. Живописи
как таковой в дохристианской Руси не
существовало. Она пришла вместе с
византийскими иконами и византийскими
художниками. Уже в 11-12 вв. в древнерусской
иконописи появились образы и связанные
с ними сюжеты, характерные только для
России, в
частности, широкое
распространение получил культ
великомучеников Бориса и Глеба.
Греческие мастера
находили себе учеников среди русских
людей. Первый русский художник, о котором
мы знаем, — монах Киево-Печерского
монастыря Алимпий, живший на рубеже
ХI-ХII
вв. Однако письменные источники донесли
до нас только имя живописца, поэтому
неизвестно, какие работы создал Алимпий
и есть ли они среди сохранившихся
произведений искусства. Про Алимпия
рассказывали, что иконописание было
главным средством его существования.
Но заработанное он тратил весьма
своеобразно: на одну часть покупал все,
что было необходимо для его ремесла,
другую отдавал беднякам, а третью
жертвовал в Печерский монастырь.
Живопись древней
Руси была представлена фресками и
мозаикой, а также иконописью.
Фреска
– это живописное изображение по сырой
штукатурке. В основном ей пользовались
для росписи интерьеров храмов и церквей.
Замечательный памятник фресковой
живописи — роспись Софийского собора
в Киеве.
Кроме фресковой
живописи, Софийский собор в Киеве был
украшен мозаикой.
Так называется изображение, выполненное
из мелких кусочков цветных камней,
смальты, керамических плиток. В Киевской
Руси основным материалом для мозаичных
полотен служила смальта. Великолепно
исполнено мозаичное изображение
Богоматери Оранты, находящееся в апсиде
главного алтаря Софии Киевской.
Замечательны мозаики и в соборе Михаила
Архангела Златоверхого монастыря в
Киеве. После распада Киевской Руси
мозаика многие столетия не будет
использоваться в русском искусстве.
Совершенно другая
судьба ждала русскую иконопись.
Ей предстояло сыграть особую роль в
истории отечественной культуры. Икона
— изображение
ликов Иисуса Христа, Богоматери, святых,
сцен из Священного Писания. Этому
изображению церковь приписывала
священный характер, потому икона
выполняла функцию религиозного культа
– ей поклонялись, на нее молились.
А писание икон –
иконопись – была главным видом живописи
того времени. Даже в Византии иконопись
никогда не играла такой важной роли,
как на Руси, где она стала одной из
основных, общераспространенных форм
изобразительного искусства, соперницей
монументальной живописи. Именно иконы
являются основным жанром древнерусской
живописи. Иконопись, в отличие от светской
живописи, осуществлялась по определенным
канонам.
Эстетика иконописи
требовала воплощения «божественного»,
сверхчувственного содержания в зримых,
чувственно воспринимаемых, но идеально
возвышенных образах, призванных
передавать внутреннюю духовную сущность
реального мира. Икона – это, как правило,
плоскостное изображение с преимущественно
однородным колоритом и стандартной
композицией.
Уже в XI в. строгая
аскетическая манера византийской
иконописи превращалась под кистью
русских художников в портреты, близкие
к натуре, хотя русские иконы и несли в
себе все черты условного иконописного
лика.
Первые архитекторы
и иконописцы в Древней Руси были греки,
которые обучали русских. Но где бы ни
обучались русские художники, они
перенимали лишь технику, интересовались
стилем.
И уже в 11-12 вв. в
древнерусском искусстве появляются
оригинальные художественные композиции
и образы, которых византийское искусство
не знало. Древнерусский художник выполнял
предписания церкви, но вносил в свои
произведения и новшества, которые
показались бы еретическими в
Константинополе. Церковь была вынуждена
санкционировать эти новшества. В пределах
твердо установившихся правил (плоскостность
изображения, условность передачи фигуры,
лица, архитектурного и природного фона)
художники достигали огромной
выразительности линейного ритма,
силуэта, красочного пятна.
Простыми средствами
они создавали образы глубокого внутреннего
содержания, не
обычайной
эмоциональности и силы. Это дает право
считать икону одним из важнейших вкладов
древнерусского искусства в мировую
художественную культуру.
На Руси существовали
различные школы живописи, каждая из
которых отличалась своей особой
стилистикой: новгородская, псковская,
владимиро-суздальская, московская.
Внутри Софийского
собора все стены, своды, абсиды, столбы
и купол покрыты мозаиками и фресками.
Одним из центральных изображений Софии
является образ Богоматери-оранты,
которой русские люди дали наименование
«Нерушимой стены». Грандиозному,
монументальному образу Богоматери-оранты
в центральной абсиде, олицетворяющему
«земную церковь», свойственна высокая
одухотворенность, вызывающая душевный
подъем, возвышающая зрителя.
Украшением храма
руководили византийские мастера, и,
наверное, им принадлежат центральные
композиции, но, несомненно также, что в
процессе грандиозной работы к ним
присоединились и русские художники. В
частности, об этом свидетельствуют
характерные русские черты многих лиц.
Тематика фресок, сохранившихся на его
стенах, поражает своим разнообразием.
Здесь представлены не только сцены из
Евангелия, но и сюжеты из светской жизни.
Художники изобразили дочерей Ярослава
Мудрого, игры на константинопольском
ипподроме, охоту на медведя и даже
поединок ряженых. /слайды
14,15,16/
Известны своей
большой художественной силой мозаики
Михайловского Златоверхого монастыря
в Киеве (вторая половина 11 в.) с их
изображением апостолов, святых, которые
потеряли свою византийскую суровость:
лики их стали более мягкими, округлыми.
Величественные и суровые образы были
созданы в этих мозаиках, дошедших до
нас во фрагментах. Среди последних
хорошо сохранилась «Евхаристия»
(причащение Христом апостолов) и фигуры
архидиакона Стефана и Дмитрия Солунского.
Особенностями этих мозаик является
гораздо большая, чем в Софии, свобода
композиции, искусная передача движения
(полотна выполнены с эффектом световой
подвижности рисунка. Знаменитое
изображение святого Дмитрия Солунского,
составленное из кубиков смальты, то
мягко мерцает неярким светом, то
ослепительно вспыхивает), а главное —
яркая индивидуализация лиц и всего
облика апостолов и святых. /слайд
18/
Позднее складывалась
новгородская школа живописи. Ее
характерными чертами стали ясность
идеи, реальность изображения, доступность.
От XII в. до нас дошли замечательные
творения новгородских живописцев: икона
«Ангел Златые власы» /слайд
19/ , где при
всей византийской условности облика
Ангела чувствуется трепетная и красивая
человеческая душа. Или икона «Спас
Нерукотворный» (также XII в.) /слайд
20/, на которой
Христос со своим выразительным изломом
бровей предстает грозным, все понимающим
судьей человеческого рода. В иконе
«Успение Богородицы» в лицах апостолов
запечатлена вся скорбь утраты. И таких
шедевров Новгородская земля дала немало.
Достаточно
вспомнить, например, знаменитые фрески
церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
(конец XII в.). Церковь Спаса Нередицы
также была расписана от основания до
купола, но в росписях уже наметились
расхождения с византийскими традициями.
Так, по сторонам от Богоматери-оранты
располагались процессии святых во главе
с Борисом и Глебом, на западной стене
церкви изображена композиция «Страшный
суд», а в куполе – «Вознесение Христа»,
в различные традиционные сцены введены
бытовые детали, изменился характер
некоторых библейских сцен. Но благодаря
общности стилистических приемов, цвета
и композиции роспись выглядит единым
целым. /слайды
21-24/
Самой почитаемой
на Руси иконой было изображение Богоматери
с младенцем на руках, выполненное
неизвестным греческим живописцем в XI
веке. Эта икона получила название
«Владимирской Богоматери» и стала
своеобразным символом Руси. /слайд
25/.
Культ Бориса и
Глеба вызвал к жизни новые иконографические
сюжеты, написанные не по византийскому
образцу. Возникла композиция «Покров
Богоматери» и ряд других.
Широко распространилось
в Киевской Руси и искусство миниатюры.
Самый значительный памятник — Остромирово
евангелие, исполненное дьяконом Григорием
для новгородского посадника Остромира
в 1056-1057 гг. Миниатюры евангелия содержат
много черт, несвойственных собственно
византийскому искусству. Более плоскостная
трактовка фигур евангелистов, склонность
к чистым локальным краскам, употребление
золота в контурах — все говорит о
формировании нового, более декоративного
живописного стиля, о сложении особых
живописных традиций.
Пластика занимала
в древнерусском искусстве подчиненное
положение. Как и в Византии, православная
церковь видела в круглой скульптуре
наследие «идольских», языческих времен
и относилась к ней неодобрительно. Хотя
этот взгляд с течением времени изменился,
круглая скульптура так и не получила
на Руси большого развития.
Зато процветало
прикладное искусство: резьба по дереву
и камню, литье, чеканка, эмальерное дело,
вышивка, керамика и др. Среди ремесел
следует указать художественное литье,
сложную технику черни, филиграни и
зерни, поливную керамику и особенно
эмальерное дело. В качестве примера —
великолепный оклад Мстиславова евангелия
(начало 12 в.) — подлинное чудо прикладного
искусства.
Следует отметить,
что говорить об авторстве икон, фресок
или зодчества этого периода практически
невозможно, они до нас не дошли.
Древнерусская живопись
Тема:
Отечественная живопись в допетровскую
эпоху
Особенности
древнерусской живописи
1.
Наличие многочисленных религиозных
символов,
т.е. условных знаков или образов, за
которыми скрываются сложные религиозные
идеи. Например, самый распространённый
символ – нимб – сияющий круг вокруг
головы, символизирующий святость, или
крест – символ мученической смерти
распятого Иисуса Христа и др.
2.
Наличие
многочисленных религиозных атрибутов,
т.е. предметов, принадлежащих какому-либо
святому. Например, крест – атрибут
мученика, свиток – пророка, связка
ключей – атрибут апостола Петра,
которому, согласно Священному писанию,
Иисус Христос, по вознесению на небо
оставил ключи от небесного царства –
рая и др.
3.
Яркий чистый
свет и его определённая символика.
Ещё византийцы разработали учение о
цвете: белый цвет – символизирует
нравственную чистоту и святость; чёрный
– смерть, загробное царство, силы зла;
зелёный – молодость, юность, надежду;
голубой – небесность, божественность;
червлёно –красный – мученически
пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь;
золотой – вечность, божественность,
это как бы даже не цвет, а свет, исходивший
от Бога и заполняющий весь мир.
4.
Своеобразная, специфическая форма
изображения.
Во-первых, вместо «линейной» перспективы
существует «обратная». Если на привычных
картинах мысленно провести линии,
продолжающие линии предметов, то они
должны сойтись в точке на линии горизонта.
При помощи такой «прямой» перспективы
достигается ощущение глубины картины,
которой на самом деле нет, ведь картина
плоская. В иконе, фреске – наоборот.
Линии, если их продолжить, сходятся
впереди, на молящемся. Это и есть
«обратная» перспектива. Средневековый
живописец словно пытается увидеть
предметы не с одной, а с нескольких точек
зрения. Такое изображение не просто
неумение живописца или неправильность.
Икона, фреска будто открываются навстречу
человеку, помогают ему войти в свой,
особый мир.
Во-вторых,
отсутствует трёхмерность пространства,
объём в изображении, т.к. не используется
светотень, т.е. характерна своеобразная
передача объёма и пространства. Персонажи
средневековой живописи кажутся
помещёнными в плоскую среду, где нет ни
глубины, ни линии горизонта, ни теней,
отбрасываемых предметами. Изображение
фигур и предметов также остаётся
плоскими. Это объясняется тем, что
объектом изображения в средневековой
живописи является не реальный, а небесный,
божественный мир.
В-третьих,
характерна своеобразная передача
времени – одновременная передача разных
событий.
В-четвёртых,
статичность, неподвижность изображения.
На иконах и фресках фигуры, как правило,
лишены какого-либо движения, т.к.
изображённые
святые, чаще всего пребывают в состоянии
религиозного самоуглубления, мистического
созерцания. Общение с Богом не терпит
суеты и непоседливости, присущих
движению. Поэтому и кажутся святые
мёртвенно застывшими.
В-пятых,
для средневековой живописи характерна
условность в изображении. Наиболее
значимые персонажи – Христос, Богоматерь
– всегда изображались крупно, независимо
от их местоположения, на переднем плане
композиции или в глубине. Как правило,
условен пейзаж, это, скорее всего, некие
знаки, которые указывают, где и при каких
обстоятельствах происходит то или иное
событие Священного писания. Такая
особенность опять же объясняется тем,
что средневековая живопись глубоко
религиозна по своему характеру, изображает
мир не земной, а божественный, где
господствуют свои законы времени,
пространства, движения. В нём многое
условно и понятно только для посвящённых.
5.
Строгое
следование канону,
т.е. определённым строгим правилам
изображения святых в средневековой
живописи. Эти правила освящались церковью
и были обязательны для исполнения всеми
художниками. И церковь строго следила
за этим. Создавались специальные прориси
или подлинники – контурные рисунки с
короткой подписью. В них подробно
объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды
святых, содержались отрывки богословских
произведений, приводились цитаты,
которые художники должны были
воспроизводить в своих работах.
Но
по этой «канве» каждый художник «вышивает»
свой узор, в каждое изображение он
вкладывает свои переживания, мысли,
представления. Поэтому, несмотря на
строгую каноничность средневековой
живописи, большие мастера умели, не
отступая от правил, создавать уникальные,
совершенные произведения. Свобода
средневекового живописца проявлялась
в выборе композиции, ритма. В зависимости
от этого икона или фреска получалась
драматически напряжённой или спокойной,
радостной.
Русская
средневековая живопись позаимствовала
канон из Византии.
Согласно
канону, каждый святой наделялся только
ему присущими чертами и деталями. Так,
Илья Пророк всегда изображался суровым
старцем со строгим взглядом, длинными
и прямыми космами и бородой. А Николай
Чудотворец наоборот – с добродушным
выражением лица, высоким лбом с глубокими
залысинами и небольшой курчавой бородой.
Богоматерь (Богородица) – всегда
изображалась молодой женщиной с огромными
миндалевидными глазами, тонким носом,
едва обозначенными красными губами,
узким, округлым подбородком.
Согласно
канону, имя автора того или иного
творения, не принято было указывать,
поэтому искусство древней Руси было
анонимным.
6.
Русская средневековая живопись имела
специфическое
содержание.
Она была религиозная по своему характеру,
главным образом изображались: Иисус
Христос, многочисленные святые и
различные сюжеты из Ветхого и Нового
Заветов, составляющих Библию. Прежде
всего, это «двунадесятые праздники»,
т.е. 12 самых важных событий, связанных
с жизнью Иисуса Христа и Богоматери,
которые отмечают
ежегодно и
в определённые дни.
Наиболее
распространёнными на Руси были изображения
Иисуса Христа (Спас в силах, Спас
Вседержатель, Спас Нерукотворный),
Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения,
Богоматерь Одигитрия, Богоматерь
Элеуса-Умиления), Святого Николая
Угодника, Святого Георгия, Святой
Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых
складывался
на Руси
постепенно заметно
расширялся и
в тоже время унифицировался для всей
страны во времена Ивана Грозного.
Таблица
«Виды древнерусской живописи»
Вид | Определение | Характерные |
Мозаика | Вид | Мозаика |
Фрескас | Вид | Фреска |
ИконаС | Произведение | Это как бы окно, |
Старинная русская живопись — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(556 релевантных результатов)
Старинная русская картина маслом — 7 Продается на 1stDibs
Старинная русская картина маслом Продается на 1stDibs
Найдите именно ту русскую старинную картину маслом, которую вы покупаете, в ассортименте, доступном на 1stDibs. Вы можете легко найти пример, выполненный в стиле Contemporary, в то время как у нас также есть 3 версии Contemporary на выбор. Если вы ищете старинную русскую картину, написанную маслом определенного периода времени, наша коллекция разнообразна и обширна, и вы найдете по крайней мере одну картину, датируемую 18 веком, в то время как другая версия могла быть выпущена совсем недавно. как 21 век. Добавление старинной русской картины маслом в комнату, которая в основном оформлена в теплых нейтральных тонах, может принести долгожданное изменение — найдите на 1stDibs картину, которая включает в себя элементы коричневого, черного, серого, оранжевого и других цветов. Найти привлекательную русскую старинную картину маслом — независимо от происхождения — несложно, но Юрий Демьянов, Марина Григорян и Адольф Константин Баумгартнер-Стойофф создали популярные версии, на которые стоит обратить внимание. Подобные произведения искусства любой эпохи и стиля могут стать продуманным декором в любом пространстве, но выбор из нашего разнообразия произведений, выполненных масляными красками, красками и холстом, может добавить особенно запоминающийся штрих. Если место ограничено, вы можете найти небольшую русскую старинную картину маслом размером 5,12 в высоту и 4,34 в ширину, в то время как наш ассортимент также включает работы до 40,56 в поперечнике, чтобы лучше удовлетворить тех, кто ищет на рынке большую русскую старинную картину маслом.
Сколько стоит старая русская картина маслом?
Русская старинная картина маслом может различаться по цене из-за различных характеристик — средняя цена продажи предметов в нашем ассортименте составляет 5750 долларов, в то время как самая низкая цена продается за 300 долларов, а самая высокая может стоить до 32000 долларов.
В поисках подходящих картин
Живопись — это форма искусства, охватывающая бесчисленное множество культур, где художники используют этот вид искусства, чтобы рассказывать истории, исследовать и передавать идеи, а также выражать себя. Принести абстрактные картины, пейзажи и натюрморты в свой дом — значит отпраздновать и разделить давнюю традицию этой дисциплины.
Глядя на картины, особенно созданные в прошлом, мы узнаем об истории, других культурах и странах мира. Как и любое другое произведение искусства, картины — будь то современные творения или произведения, созданные в 19 веке, — часто могут помочь нам ясно увидеть и понять окружающий мир осмысленно и интересно.
Стены пещеры были холстами для того, что, возможно, было первыми в мире пейзажными картинами, которые изображали природные пейзажи через искусство. Портретные картины и рисунки, которые, наряду со скульптурой, фиксировали чью-то внешность до появления фотографии, по крайней мере так же стары, как Древний Египет. В Нидерландах пейзажи были основной темой для художников еще в 1500-х годах. Позже художники в Греции, Риме и других странах создавали огромные настенные росписи для украшения величественных домов, церквей и гробниц. Сегодня создание стены искусства — это прекрасный способ улучшить ваше пространство, продемонстрировать красивые предметы и связать воедино дизайн интерьера.