Духовно нравственное развитие это: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier

Разное

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Библиографическое описание:


Добровольский, Ю. А. Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46452/ (дата обращения: 28.12.2022).



Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности. Образовательная парадигма претерпевает существенные изменения, ее содержание, цели и задачи подвергаются основательному переосмыслению, возникают и прочно утверждаются новые процессы и явления. Одним из главенствующих процессов в современном мире можно назвать процесс духовно-нравственного развития и воспитания, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях. [1]

Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;

Упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию: материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены узколичными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества. [2,12]

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в следующем:

‒ воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

‒ способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

‒ оказывать положительное влияние на формирование морально-этических, духовных и нравственных качеств ребенка, посредством установления позитивных межличностных отношений.

‒ воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

‒ приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитание всесторонне развитой и гармонически сформированной личности, необходимой составляющей которой является духовно-нравственный аспект, является важнейшей задачей в рамках развития современного общества. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования.

Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания.

Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества.

Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок. Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. [3, 140]

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще.

Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс положительного влияния на нравственные аспекты личности человека:

‒ воспитание духовно-нравственных чувств и морально-этических установок;

‒ формированию нравственного облика;

‒ возникновению и развитию нравственной позиции;

‒ проявлению нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом.

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Литература:

  1. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной школы: категории, содержание, критерии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. verav.ru/common/mpublic.php?num=18.
  2. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, дошкольное учреждение, духовно-нравственное воспитание, воспитание ребенка, главная задача, дошкольный возраст, нравственное поведение, положительное влияние, развитая личность, современное общество.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

  • Главная→
  • Новости→
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ключевую задачу современной государственной политики нашей страны. Правопорядок, законопослушность, доверие, развитие социальной сферы и экономики – все это имеет непосредственную зависимость от принятия гражданином России общечеловеческих и общенациональных ценностей, следования им как в личной, так и в общественной жизни. 

Важнейшей целью современного российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина. 

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание обучающихся должно обеспечить: 

— готовность и способность к осуществлению творческого потенциала в предметно-продуктивной и духовной деятельности, профессиональной и социальной мобильности на основе моральных норм и непрерывного образования; 

— готовность и способность духовно развиваться, нравственно самосовершенствоваться, понимать смысл своей жизни, нести ответственность за свое поведение; 

— формирование морали как необходимости определенного поведения, которое основано на представлениях о зле и добре, принятых в обществе; 

— укрепление нравственности, основанной на воле, свободе, духовных отечественных традициях; 

— принятие личностью основных национальных ценностей, национальных духовных традиций; 

— развитие совести, способности формулировать свои нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль; 

— способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои мысли, намерения и поступки; 

— трудолюбие, жизненный оптимизм, бережливость и способность к преодолению трудностей; 

— способность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты, настойчивость и целеустремленность в достижении результата; 

— свободолюбие; 

— осознание ценности других людей и человеческой жизни, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью личности; 

— укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед настоящими, прошлыми и будущими поколениями.  

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом, неотделимым от жизни человека, семьи, культуры, общества, человечества, страны, культурно-исторической эпохи. 

Духовно-нравственное развитие в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей: семейной жизни, культуры своего народа, культурно-регионального сообщества, мирового сообщества, российской гражданской нации. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие человеком ценностей, традиций, особых форм социальной, культурно-исторической и духовной жизни его родного города, области, республики. Более высокая ступень духовно-нравственного развития – это принятие духовных традиций и культуры многонационального народа Российской Федерации. 

Высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности, его патриотического и гражданского воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится тот человек, который осваивает культурные богатства своей страны и народа Российской Федерации, осознает их особенности, значимость, единство и солидарность в судьбе нашей страны. Важнейшим свойством духовно-нравственного развития является открытость миру и диалогичность с другими национальными культурами. 

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников должны обеспечивать полноценную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, а также с многонациональным народом нашей страны. 

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются Россия, народ Российской Федерации, труд, гражданское общество, семья, наука, искусство, религия, человечество, природа. 

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Интересная статья? Поделитесь ей с другими:

  • 03.03.2017

    Чему учат детей Филиппа Киркорова?

  • 21.12.2016

    Как воспитать успешную личность?

  • 29.11.2014

    Стратегия развития воспитания детей

  • 11.11.2013

    Как привить ребенку чувство ответственности?

  • 04.11.2013

    Современные методики воспитания детей

  • 31.01.2022

    Как выбрать репетитора для дистанционного обучения

  • 24.01.2022

    Где получить достойное музыкальное образование в Москве

  • 17. 01.2022

    Почему школьники списывают

  • 10.01.2022

    Какие преимущества дают школьникам олимпиады

  • 03.01.2022

    Куда поступать после окончания медицинского колледжа

  • 27.08.2021

    Вычисление количества дней для посева

  • 27.08.2021

    Разность между наибольшей и наименьшей температурой

  • 27.08.2021

    Вычисление периода времени для посева

  • 27.08.2021

    Задача на процентное соотношение

  • 27. 08.2021

    Определение количества выпавших осадков

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования.

Горячая линия

8 (800) 100-52-31

Духовно-нравственное развитие — Кармель Монтессори Академия и Детский Дом

«Нравственное воспитание является источником того духовного равновесия, от которого зависит все остальное и которое можно сравнить с физическим равновесием или чувством равновесия, без которого невозможно стоять прямо или двигаться в какое-либо другое положение».

— Мария Монтессори, От детства к юности, с. 116.

Развитие внутреннего мира ребенка как является важным аспектом Монтессори-метода. Ребенок — духовное существо; духовное развитие, однако, не обязательно означает религиозное развитие, хотя оно может иметь место и имеет место для отдельных детей и их семей. Дети узнают о пяти основных религиях мира — христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме — изучая их священные писания, узнавая об их праздниках и обсуждая их основные принципы и обычаи.

Духовное развитие в среде Монтессори начинается в классах Toddler и Preprimary с естественными и логическими последствиями, развитием самодисциплины с использованием принципов уважительного участия, свободы в пределах и взрослых моделей стремления к внутренней силе характера.

По мере того, как ребенок взрослеет в начальных и начальных классах, изучение мировых религий в учебной программе по общественным наукам, линия текущих событий, сократовские нравственные дискуссионные группы, экуменический опыт и философские/психологические исследования дают ребенку опыт, формирующий его или ее собственной личности, души и бытия.

Духовному развитию учащегося Erdkinder (12–18 лет) способствуют директор/директор и семья, но оно также расширяется за счет независимости, уверенности и компетентности в его или ее собственном духовном сознании, личных решениях и социальных обязанностях. присуще мировому гражданству. Уроки морали и этики (включая вечерние занятия, которые родители посещают раз в месяц в течение трехлетнего цикла) и развитие личной философии являются неотъемлемой частью уровня Erdkinder.

Окружающая среда устроена так, чтобы направлять ребенка к позитивным моделям поведения. Ребенок свободен двигаться лично, социально и академически в пределах окружающей среды. «Ребенок имеет право (свободу) поступать правильно». Ребенок, нарушающий эти права, может быть перенаправлен, отделен от ситуации или, что еще лучше, сама среда предложит логические последствия. Ребенок, который пролил воду, вытирает ее шваброй.

Духовное развитие связывает все дисциплины в значимое целое. Это сосредотачивает ребенка, давая ему или ей место, чтобы найти отдельные понятия и навыки в космическом представлении. Духовность не может быть «предписана»; это можно только прожить. Дети, родители и преподаватели Академии Кармель Монтессори продолжают стремиться к индивидуальному и коллективному духовному совершенству.

НКЦ Духовно-нравственное развитие (1993)

Духовно-нравственное развитие (NCC 1993)

Фоновые примечания

Текст Духовно-нравственное развитие был подготовлен Дереком Гиллардом и загружен 16 августа 2011 года.


Духовно-нравственное развитие

дискуссионный документ

Национальный совет по учебным программам

Йорк: 1993


[титульный лист]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

— ДОКУМЕНТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

АПРЕЛЬ 1993 ГОДА


[страница 1]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Едва ли нужно подчеркивать ту важную роль, которую образование в партнерстве с семьей может и должно играть в духовно-нравственном развитии наших детей. Эти аспекты являются жизненно важными опорами всех аспектов школьной жизни и должны стать основой для взрослой жизни и нашего общества в будущем. Этот дискуссионный документ предназначен для того, чтобы помочь школам выполнить свои сложные обязанности в этих областях, и мы надеемся, что вы найдете его полезным.

Дэвид Л. Паскалл

Председатель Национального учебного совета

апрель 1993 г.


[страница 2]

ВВЕДЕНИЕ

Закон о реформе образования ( 1988 ) (ERA) ставит образование в контекст духовного, нравственного, культурного, умственного и физического развития учеников и общества. Эти параметры лежат в основе учебной программы и духа школы. Их важность подкрепляется их местом в новой системе инспекции школ, полномочия которой основаны на Закон об образовании (школах) 1992 года . Этот закон требует, чтобы главный инспектор школ Ее Величества информировал государственного секретаря о духовном, нравственном, социальном и культурном развитии учеников. Зарегистрированные инспекторы также обязаны давать комментарии по этим вопросам.

В последние годы школы сосредоточили свое внимание на реализации национальной учебной программы, что повысило осведомленность об умственных и физических аспектах образования. Несмотря на то, что многие школы всегда признавали важность духовных и нравственных аспектов, теперь, когда нормативные рамки Национальной учебной программы действуют, появилась возможность уделить этим вопросам более пристальное внимание.

Этот документ предназначен для того, чтобы направить школы в их понимании духовного и нравственного развития и продемонстрировать, что эти аспекты применимы не только к религиозному образованию (РЕ) и коллективному богослужению, но и ко всем областям учебной программы и ко всем аспектам школьной жизни. Этот документ был написан специально для использования в школах без религиозной основы, хотя конфессиональные школы также могут найти его полезным.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

Закон о реформе образования относится к измерению человеческого существования, которое называется «духовным» и относится ко всем учащимся. Потенциал духовного развития открыт для всех и не ограничивается развитием религиозных верований или обращением в ту или иную веру. Ограничить духовное развитие таким образом значило бы исключить из его сферы охвата большинство учеников наших школ, не принадлежащих к явно религиозному происхождению. Этот термин следует рассматривать как относящийся к чему-то фундаментальному в человеческом состоянии, что не обязательно ощущается через физические чувства и/или выражается через повседневный язык. Это связано с отношениями с другими людьми и, для верующих, с Богом. Это связано с универсальным поиском индивидуальной идентичности — с нашими реакциями на сложные переживания, такие как смерть, страдание, красота и встречи с добром и злом. Это связано с поиском смысла и цели жизни, а также ценностей, по которым следует жить.

Есть много аспектов духовного развития.

  • Убеждения — Развитие личных убеждений, в том числе религиозных убеждений; осознание того, что у людей есть индивидуальные и общие убеждения, на которых они строят свою жизнь; развивающееся понимание того, как убеждения способствуют личностной идентичности.
  • Чувство благоговения, удивления и тайны — Вдохновение миром природы, тайной или человеческими достижениями.
  • Ощущение превосходства — Чувства, которые могут породить веру в существование божественного существа или веру в то, что внутренние ресурсы дают возможность подняться над повседневным опытом.

[страница 3]

  • Поиск смысла и цели — Вопрос «почему я?» во время трудностей или страданий; размышления о происхождении и цели жизни; отвечая на сложные жизненные переживания, такие как красота, страдание и смерть.
  • Самопознание — Осознание себя с точки зрения мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее понимание и принятие индивидуальной идентичности; развитие чувства собственного достоинства.
  • Отношения — Признание и оценка ценности каждого человека; развитие чувства общности; умение строить отношения с другими.
  • Творчество — Выражение сокровенных мыслей и чувств через, например, искусство, музыку, литературу и ремесла; тренировка воображения, вдохновения, интуиции и проницательности.
  • Чувства и эмоции — Ощущение, что движимы красотой или добротой; задет несправедливостью или агрессией; растущее осознание того, когда важно контролировать эмоции и чувства, и как научиться использовать такие чувства как источник роста.

Большинство людей могут иметь отношение к этим вещам, но они различаются в своей интерпретации их и в том значении, которое они им приписывают. Некоторые люди приписывают эти переживания и чувства физическим, социологическим или психологическим причинам. Другие находят им объяснение в учениях своей религии, и действительно есть основания полагать, что большинство людей в Британии в той или иной степени верят в Бога.

Духовное развитие в образовательном контексте

Духовное развитие является важным элементом образования ребенка и основой для других областей обучения. Без любознательности, без склонности задавать вопросы, без проявления воображения, проницательности и интуиции у молодых людей не будет мотивации к обучению, и их интеллектуальное развитие будет нарушено. Лишенные самопонимания и потенциально способности понимать других, они могут испытывать трудности в сосуществовании с соседями и коллегами в ущерб своему социальному развитию. Если бы они не были движимы чувством благоговения и восхищения красотой мира, в котором мы живем, или способностью художников, музыкантов и писателей манипулировать пространством, звуком и языком, они жили бы во внутренней духовной и культурной пустыне. .

Представление о том, что ученики будут развиваться духовно, вызывает надежду, что это та область, в которой ученики могут добиться прогресса. Не защищая модель линейной прогрессии, шаги к духовному развитию могут включать:

  • признание существования других независимым от себя;
  • осознание и осмысление опыта;
  • вопрошание и исследование значения опыта;
  • понимание и оценка ряда возможных ответов и интерпретаций;
  • развитие личных взглядов и идей;
  • применение прозрений, полученных с повышением степени восприятия, к собственной жизни.

[страница 4]

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Нравственное развитие, как и духовное развитие, не может быть определено одним простым утверждением. Он включает в себя несколько элементов.

  • Воля к нравственному поведению как принцип — Это отношение имеет основополагающее значение для нравственного развития.
  • Знание кодексов и правил поведения, принятых обществом — как неуставных, так и предписанных законом.
  • Знание и понимание критериев, выдвинутых в качестве основы для принятия ответственных суждений по моральным вопросам.
  • Способность выносить суждения по моральным вопросам — по мере их возникновения путем применения моральных принципов, прозрений и рассуждений.

Моральная проблема — это проблема, которая вовлекает людей в принятие решения на основе того, что правильно и что неправильно. Решение часто требует действий, которые, как мы надеемся, будут способствовать добру и сводить к минимуму зло. Детям необходимо знать разницу между правильным и неправильным, хотя очень маленькие дети часто не различают контексты, в которых используются такие слова, как «правильный» и «неправильный». Иногда, например, слово «неправильный» будет относиться только к социально неприемлемому поведению (неправильно высовывать язык), а в других случаях речь идет о моральном абсолюте. Тем не менее детей необходимо с раннего возраста знакомить с понятиями правильного и неправильного, чтобы нравственное поведение стало инстинктивной привычкой.

Личная мораль сочетает в себе убеждения и ценности отдельных лиц, социальных, культурных и религиозных групп, к которым они принадлежат, а также законы и обычаи общества в целом. Ожидается, что школы будут поддерживать те ценности, которые содержат моральные абсолюты.

Школьные значения должны включать:

  • говорить правду;
  • выполнение обещаний;
  • уважение прав и собственности других лиц;
  • уважительное отношение к другим;
  • помощь тем, кому повезло меньше и слабее нас;
  • принятие личной ответственности за свои действия;
  • самодисциплина.

Школьные ценности следует отклонить:

  • запугивание;
  • мошенничество;
  • обман;
  • жестокость;
  • безответственность;
  • нечестность.

Маленькие дети редко обладают способностью или опытом самостоятельно принимать решения о том, что правильно, а что нет. Поэтому они должны расти, зная, какие из этих вещей приемлемы, а какие нет. Молодые люди неизбежно зададутся вопросом, почему все так, а не иначе, и будут проверять границы, как это делали предыдущие поколения. Но должны быть границы — некая форма системы ценностей, которая обеспечивает помощь и поддержку, чтобы дети могли прийти к своим собственным суждениям.

В дополнение к абсолютным ценностям, подобным этим, дети по мере взросления осознают, что жизнь постоянно подбрасывает ситуации, в которых нет единого мнения о том, что правильно, а что нет. Общество допускает, даже если не поощряет, диапазон поведения, который


[стр. 5]

считается неправильным некоторыми, часто многими его членами. Примеры включают употребление алкоголя, курение и азартные игры, а также развод, аборты и так называемые кровавые виды спорта. По этим и другим вопросам учащиеся должны решить сами, некоторые из них возникнут в рамках запланированной учебной программы, а некоторые — в результате непосредственных событий. Задача школы в партнерстве с семьей состоит в том, чтобы снабдить учеников знаниями и способностью задавать вопросы и рассуждать, что позволит им выработать свою собственную систему ценностей и принимать ответственные решения по таким вопросам.

Нравственное развитие в образовательном контексте

Нравственное развитие в школе основывается на опыте ребенка дома. Необходимо настаивать на том, чтобы ученики вели себя приемлемым образом по отношению к персоналу и друг к другу. Во всех школах есть правила по этим вопросам с санкциями для обеспечения их соблюдения. Эти правила дают учащимся раннюю возможность осознать и принять, что эффективное и справедливое общество основано на предположении, что определенные правила приемлемы для широкого круга людей. Ученики узнают, что нарушение правил сообщества чревато последствиями для них самих и других. По мере взросления ученики должны прийти к пониманию важности правил и действовать в соответствии с ними из убеждения, а не просто из страха попасть в беду. Ученики также усваивают более сложные уроки: что правила интерпретируются разными людьми по-разному, что иногда делаются скидки для людей, которые нарушают правила, а иногда нет.

Нравственно воспитанные выпускники школ должны уметь:

  • различать правильное и неправильное;
  • формулировать свои взгляды и ценности;
  • нести ответственность за свои действия;
  • признают моральный аспект ситуаций;
  • понимать долгосрочные и краткосрочные последствия своих действий для себя и других;
  • разработать для себя набор социально приемлемых ценностей и принципов и установить правила поведения;
  • осознают, что их ценности и взгляды могут со временем измениться;
  • ведут себя последовательно в соответствии со своими принципами.

[стр. 6]

КАК ШКОЛА МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ДУХОВНО-МОРАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ?

Есть три области школьной жизни, в которых возникают возможности для духовного и нравственного развития. Они являются духом школы, всех предметов учебной программы и коллективного богослужения.

Этос школы отражает ценности и отношения, которые характеризуют сообщество, атмосферу школы, качество взаимоотношений и то, как школа помогает ученикам справляться с конфликтами, потерями, горем или трудностями. Дух школы отражает ценности, которые сообщество намеревается продвигать. Эти ценности определяют поведение в школе и особенно в классе. Каждая школа утверждает, что ценит академические успехи и раскрытие потенциала. Поэтому ожидания, определяющие поведение в классе, должны быть направлены на обеспечение позитивной рабочей среды. Вероятно, все школы заявляют, что их целью является воспитание у молодых людей чувства уважения к другим, независимо от расы или вероисповедания. Поэтому они должны чутко относиться к взглядам людей в школе, которые выражают свою духовность в терминах различных религиозных традиций. Школы также должны знать о религиозном происхождении своих учеников и должны быть деликатными в своем ответе ученикам, которые исповедуют религиозную веру.

Знания и понимание, необходимые как для духовного, так и для нравственного развития, а также способность делать ответственные и обоснованные суждения, следует развивать в рамках всех предметов учебной программы . В большинстве аспектов учебной программы учащиеся должны столкнуться с вопросами о происхождении Вселенной, цели жизни, природе доказательства, уникальности человечества и значении истины. Их следует поощрять к размышлениям о возможности уверенности и подвергать сомнению часто преувеличенный взгляд на непогрешимость науки как единственного средства познания мира, а также столь же преувеличенный взгляд на неадекватность религии и философии. Моральные проблемы возникнут, например, в науке (вопросы жизни и смерти), географии (вопросы экологии) и истории (развитие толерантности). В частности, школы должны обеспечить, чтобы все ученики получали религиозное образование, которое способствует духовному и нравственному развитию в свете учений великих мировых религий. В школах, обучающих по согласованной программе в соответствии с ERA, наибольшее внимание следует уделять христианству, которое внесло столь значительный вклад в духовные и нравственные ценности этой страны, а также познакомить учащихся с другими основными религиями нашего сообщества.

Религиозное образование играет особенно важную роль в духовном и нравственном развитии учащихся. Большинство согласованных учебных программ требуют, чтобы ученики задавались главными вопросами жизни и смерти, такими как «Кто я?», «Что не так?» «Какое лекарство?», «Существуют ли абсолюты правильного и неправильного?» Учащихся следует поощрять к тому, чтобы они задавали такие вопросы в другом месте учебной программы, но именно в религиозном образовании от них следует прямо требовать этого. Они должны иметь право отвечать на такие вопросы или нет, и их ответ не может быть предопределен заранее. Однако информированные ответы на такие вопросы могут быть даны только в свете знаний и понимания мудрости других. Ученикам следует бросить вызов, услышав утверждения об истине, выдвигаемые людьми с другим религиозным или философским взглядом на жизнь.


[страница 7]

Духовное и нравственное развитие учащихся подразумевает потребность в разнообразном учебном опыте, который дает учащимся возможность:

  • обсуждать вопросы личного характера;
  • развивать отношения со взрослыми и сверстниками;
  • развивать чувство принадлежности к сообществу;
  • бросать вызов, исследуя убеждения и ценности других, углубляя свои знания и понимание своей собственной веры или убеждений;
  • обсудить религиозные и философские вопросы;
  • понимать, почему люди принимают определенные решения по духовным и моральным вопросам и как эти решения влияют на их жизнь;
  • испытать то, что эстетически сложно;
  • испытайте тишину и размышление.

Коллективное богослужение должно предлагать учащимся возможность исследовать и делиться верованиями; подумайте о важности молитвы, медитации и тишины; рассмотреть актуальность идей и убеждений для их собственной жизни; думать о потребностях других и развивать чувство общности; и оценить важность религиозных верований для тех, кто их придерживается. Коллективное богослужение также дает возможность подтвердить, интерпретировать и претворить в жизнь ценности школы. Это дает время, чтобы отпраздновать различные достижения членов сообщества, которые считаются достойными.

Если коллективное богослужение действительно должно стимулировать размышления и рост, в него должны быть вовлечены все члены сообщества. Это участие требует планирования, и важно, чтобы школы могли точно продемонстрировать, как запланировано коллективное богослужение для содействия духовному и нравственному развитию в рамках закона.

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В ближайшее время правительство проведет консультации по правилам, которые потребуют от всех школ четкого изложения своей политики в отношении духовного и нравственного развития учеников. Отдельные учителя и другие взрослые в школах сознательно или бессознательно передают ценности ученикам, и важно, чтобы эти ценности соответствовали тем, которые школа пропагандирует. Родители имеют право знать и обеспокоены сообщениями, которые получают их дети, особенно от учителей, которых часто считают образцами для подражания. Школы и руководящие органы, которые еще не сделали этого, должны уточнить политику школы в этих областях и набор основных ценностей, определяющих подход школы.

Заявление о ценностях

Дух школы может быть очевиден через заявление, в котором излагаются ценности, которые школа намеревается продвигать и которые она намерена демонстрировать во всех аспектах своей жизни. Для школы создание такого заявления дает возможность всем участникам принять участие в духовных и моральных дебатах и ​​согласиться с основными ценностями, приемлемыми для всех. Это означает, что все сотрудники и управляющие должны согласиться поддерживать эти ценности и использовать свои полномочия, когда согласованные ценности игнорируются. Родители и дети должны согласиться с тем, что, выбрав школу в полном знании этих ценностей, они готовы их соблюдать. Важно помнить, что дети, особенно старшеклассники, чаще чувствуют себя


[страница 8]

обязательство придерживаться ценностей школы, если эти ценности открыто и открыто обсуждаются с ними.

Ценности и поведение

Стандарты поведения, ожидаемые школой, отражают ее ценности. Важно, чтобы школа установила те ценности, которые определяют поведение в школе и особенно в классе. «Похоже, что наиболее эффективными школами являются те, в которых создана позитивная атмосфера, основанная на чувстве общности и общих ценностях» («Дисциплина в школах» — «Отчет Элтона» 19).89).

Дети с большей вероятностью будут вести себя ответственно, если на них будет возложена ответственность. Но это может быть действительно эффективным только в сообществе, которое возлагает эту ответственность на четко установленные рамки допустимого поведения, и где учителя твердо и незамедлительно реагируют на учеников, выходящих за эти рамки.

Ценности присущи обучению . Учителя по природе своей профессии являются «моральными агентами», которые подразумевают ценности тем, как они обращаются к ученикам и друг к другу, одеваются, используют язык и усилия, которые они вкладывают в свою работу.

Ценности лежат в основе видения школы как сообщества . Процедуры похвалы, назначения офицеров, награждения и наказания — все это дает информацию о том, какие качества ценятся. Политика приема, особенно в отношении детей с особыми потребностями, в равной степени свидетельствует о ценностях.

Разработка заявления о ценностях — это не просто процесс, направленный на создание глянцевой документации. Это существенное и честное заявление о школе и о том, что она представляет. Хотя многие школы разделяют общие ценности, в других они будут отличаться, и эти различия имеют решающее значение для выбора родителей.

Наиболее важным моментом в заявлении о ценностях является то, что оно должно быть реализовано, то есть его нужно не только видеть, но и считать эффективным. Возможно, самая трудная задача для школы — убедиться, что ее ценности действительно лежат в основе ожиданий и правил и что к ним серьезно относятся все члены сообщества. Тот факт, что некоторые аспекты заявления должны постоянно находиться в поле зрения, автоматически вовлечет в обсуждение новых членов.


[страница 9]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ – КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ

Порядок проведения инспекций различается в разных типах школ с учетом статуса школ с добровольной помощью, школ по специальному соглашению и других.

Школам настоятельно рекомендуется не пытаться оценивать духовное и нравственное развитие учеников. Такая деятельность может быть расценена как навязчивая, а любые суждения будут весьма субъективными. Однако школам следует оценивать учебную программу и другие области школьной жизни, чтобы обеспечить предоставление соответствующих возможностей для духовного и нравственного развития.

С 1993 г. OFSTED будет проверять и оценивать школьное обеспечение духовно-нравственного развития и реакцию учащихся на это обеспечение. Доказательства такого положения будут собраны посредством:

  • обсуждения с руководителем, другими сотрудниками и, по возможности, с Председателем управляющих;
  • наблюдение за уроками и другими аспектами работы школы;
  • наблюдение за ежедневными коллективными богослужениями.

Эти обсуждения и наблюдения должны указать, например, что школа:

  • имеет согласованный подход к решению духовных и нравственных проблем в школе;
  • пропагандирует идеал, который ценит воображение, вдохновение, созерцание и четкое понимание того, что правильно, а что нет;
  • предлагает в учебной программе возможности для рефлексивного и эстетического опыта и обсуждения вопросов о значении и цели;
  • обеспечивает адекватное религиозное образование и коллективное богослужение.

[стр. 10]

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Школы должны оценивать учебную программу и другие аспекты школьной жизни, чтобы обеспечить возможности для духовного и нравственного развития учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts