Духовное зрение в православии: Духовное зрение — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Как понимать зрение духовное? — Православный портал «Азбука веры»
Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.
Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия. Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.
Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.
Евангелие говорит: «Чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Чистое сердце — это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все. Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному. Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.
История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.
Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: «Корень всякому беззаконию — змий сребролюбия». Инок же не видел и не чувствовал своей беды.
Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость. И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.
Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это. С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца. Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: «Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят».
Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.
Но духовное прозрение имеет множество степеней.
Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым. И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. «Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави» (Утренние молитвы). «Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети» (Утренние молитвы). «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть» (Вечерние молитвы). «Иисусе, Свете мой, просвети мя» (Акафист Спасителю). «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека…» и т. д. (Молитва 1‑го часа).
Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения — попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни? Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.
«Когда кто хочет, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце… надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?»
Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.
«Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев. Сами оные божественные отцы наши, учительски… объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (VII Вселенский Собор, деяние 6‑е).
Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь «мрак», как говорят святые отцы. Есть такое выражение: «Он вошел во мрак видений». В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго…» Ум — это дух. Тина — здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт «темновидным» («Лествица»), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением, должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.
Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. «В душах смиренных — небесные видения», — говорит «Лествица». Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых. Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: «Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне…» ее горе (4Цар. 4:27).
К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.
Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.
Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.
монахиня Иулиания ( Соколова М. Н.) “Труд иконописца”
О духовном зрении / Православие.Ru
Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) «Глаголы жизни вечной», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.
Что в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но в то же самое время приходится порой слышать, — это приходилось слышать не раз и мне, и другим, — как иногда люди сами о себе говорят: «О, я очень религиозный, я глубоко верующий», и говорят это искренне, думая, что они в самом деле с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы — на это в большинстве случаев ответ будет такой: «Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие — там точно указаны признаки истинной веры». Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: «. ..именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17–18). Вот признаки истинной веры!
Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, то чем ты хвалишься?.. Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается парадокс — как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной живой веры, по существу, не имеет, тот думает, что он глубоко верует, и говорит о себе: мол, я очень религиозный и глубоко верующий…
Должно заметить, что подобный же парадокс мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, легко уразуметь из простых примеров.
Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом Божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит как должно своих грехов и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом Божественной благодати, тогда в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом посту: «Даруй ми зрети моя прегрешения», ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.
Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза; а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, — там все слилось. Вот так же в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует, не замечает и думает, что он не так уж плох и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он, быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох…
Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: «Отче, о чем ты так плачешь?!» — «О грехах моих, сын мой», — отвечал тот. «Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?» — «Сын мой, — отвечал подвижник, — если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной». Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности и не чувствуем ее тяжести. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: «Батюшка, я все забыла». А как вы думаете, если человек, у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи — все до одного, без всякого исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность, искренно сокрушался о ней.
Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты кажется самому себе чуть ли не праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом посту, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения — наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться не только в посту, а всегда — молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой праведности. Будем же помнить, что только милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние и этим поставить его на путь истинного покаяния. Аминь.
Воскресенье Православия: победа иконического видения
«Иди и смотри», приглашение Филиппа к Нафанаилу, так просто и в то же время так глубоко. Христианство — это движение и видение, но движение и видение в другой сфере, за пределами физического царства и даже господства ума, за пределами чувственного восприятия и рассуждения, но никогда полностью не отделяющихся от этих областей. По словам отцов, сердце, или ум, движется и правильно видит, когда осеняется благодатью Святого Духа. Это благословенное движение и видение есть победа истины над ложью, жизни над смертью и вечности над временем. Праздник восстановления святых икон, отмечаемый сегодня православными христианами, — это не искусство, а иконическое прехождение и запредельное, переводящие верующего из мира человеческого видения и человеческого мышления в божественную ясность зрения и мысль через погружение в самое Царство Божие, где Христос есть все во всем.
Как иконы Христа, Его Пречистой Матери и Святых могут повлиять на изменение нашего зрения, движений или поведения, мышления, молитвы и, в конечном счете, на то, кто мы есть? В Ancient Christian Wisdom (ACW) , отмечу: «В Православной Церкви святые иконы очищают духовное зрение тех, кто почитает их с верой и любовью». Когда мы кого-то любим, вид этого человека вызывает у нас чувства, мысли и реакции, которые нельзя объяснить изображением, формируемым на фоторецепторах сетчатки. То же самое верно, когда мы доверяем кому-то. Когда мы с верой и любовью прикладываемся к иконам, отклик, исходящий из сердца, происходит на духовном уровне, и то, как мы смотрим на нашего кроткого и миролюбивого Спасителя, чудесным образом влияет на то, как мы смотрим на всех Его чад.
В ACW я также наблюдаю, что то, как мыслительные процессы меняются с помощью икон, можно увидеть в том, как «отцы церкви также использовали словесные иконы или метафоры, чтобы изменить духовно нездоровые точки зрения и способствовать христианскому мировоззрению». . Эту практику можно проследить до высказываний и притч Христа, в которых он использовал метафоры и визуальные образы, чтобы вдохновить верующих соблюдать заповеди. Живущие по заповедям блаженства восхваляются не как «добрые люди», а как «соль земли» и «свет мира». Святитель Феофан Затворник рекомендовал: форму, но облачайте ее в какой-то образ, а затем носите в голове как постоянное напоминание». Эта практика согласуется с психологическим открытием, согласно которому образы могут напрямую вводить новые паттерны в сеть схем, направляющих человеческое мышление. реакции на различные ситуации». Когда мы смотрим на икону с верой и любовью, мы вносим в свое сознание совершенно иной образ, чем тот, который мы видим по телевизору или в СМИ. Мы вносим в свою душу тишину, спокойствие, свет и красоту. Здесь нет сарказма, нет презрения, а есть нежная любовь и нежное сострадание ко всем скорбящим. Впускание таких образов в нашу душу позволяет нам увидеть фальшь и поверхностность очень многих образов, которые яростно набрасываются на нас в повседневной жизни. И с осознанием этих очень разных образов также появляется возможность выбирать, куда мы направим наше внимание и кем мы хотим быть.
Когда умственная способность очищается и управляет другими низшими силами души, мистическим образом проявляется иконический характер всей земли и сияет красота творения. Псалмопевец с очищенным сердцем ликует: «Небеса возвещают славу Божию; и твердь показывает дело рук Его». Когда ум очищен, мы начинаем узнавать прекрасные тайны друг в друге и в окружающем нас мире. Благодарность, переполняющая наши сердца в такие моменты, может превратить нас, глиняных созданий, в земных ангелов, искренне любящих Бога и прославляющих Его всеми силами.
Когда присутствует этот культовый способ видения, небеса действительно открываются для верующих. Затем, когда священник кадит и лик поет: «Да возносится пред Тобою молитва моя, как фимиам, и вознесение рук моих, как жертва вечерняя», верующие ощущают духовное благоухание молитвы, переживают молитвы, возносящие их от землю к небу, и увидеть, как их молитвы возносятся выше, чем могут видеть глаза, к этой уникальной безопасной гавани за бушующим морем этой жизни. Когда присутствует этот иконический способ видения, невидимая сила и значение тайн становятся видимыми и ясными как день. Затем, когда священник выходит из алтаря, призывая верующих со страхом Божиим, верой и любовью приближаться, верующие видят не кого иного, как своего Спасителя, Царя царей и Господа господствующих, предлагающего им Свое Тело и Кровь. для их спасения.
Сегодняшнее празднование невозможно понять, просто взглянув на историю противоборства с иконоборцами и возможную реставрацию икон. Это можно понять, только обретя иконический взгляд на Церковь, таинства, наших попутчиков и весь мир. Нынешнее торжество есть победа духовного видения, победа сердца, информирующего разум, а не разума, ограничивающего сердце, чтобы мы могли не только поклоняться иконам, но и стать иконой Христовой в этом мире.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Введение в православную духовность — Введение в православие Статьи
Введение
Источниками православной духовности являются Священное Писание, Священное Предание, догматические определения Вселенских Соборов, и духовное учение греческих православных отцов. Православная духовность в основном выражается через молитву, повседневную христианскую жизнь и богослужение, что в конечном итоге приводит к соединению с божественным нетварным Светом.
Человек и его назначение как творения Божия
Прежде чем мы приступим к обсуждению духовности Православной Церкви, давайте посмотрим, каково назначение человека как творения Божия. Человек создан по образу и подобию Божию. Судьба человека не в том, чтобы достичь мистического единения с сущностью Божией, а в том, чтобы достичь нравственного и духовного совершенства через приобщение к божественным нетварным энергиям. Человек, по мнению православных отцов, изначально не был сотворен совершенным. Скорее, он был создан с возможностью достичь совершенства через благодать. Это, конечно, не было реализовано из-за падения. В полноту времени Бог послал нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа стать человеком и через его страдания и воскресение из мертвых вернул человека в его первоначальное состояние благодати и дал ему возможность достичь совершенства. Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Таким образом, конечная цель человека — стать совершенным в Боге через любовь. То есть достичь совершенной, бескорыстной любви к Богу и ближнему.
Христианское посвящение
Жизнь нравственного совершенства, согласно нашей Библии и Отцов Церкви, есть призыв к жизни во Христе, т. е. христоподобной жизни. Следовательно, духовность православного христианина изображается как жизнь во Христе, жизнь посвящения Господу и полного подчинения Его воле. Живут только для того, чтобы все делать ради Христа, как хочет Христос и как сделал бы это Христос.
Христианское посвящение Христу должно совершаться внутренним, свободным актом и не принуждается никакой внешней силой, даже Богом. «Человек свободен и способен вступать в отношения с обоими царствами — царством света и царством тьмы». Эти царства, духовное и сатанинское, сокрыты не в уме, а гораздо глубже в душе — «под умом, под поверхностью мыслей», как утверждает преподобный Макарий. Этот святой четвертого века уже имел понятие «сердце», которое поразительно близко к современной психологической концепции подсознания.
Нравственное совершенство есть жизнь во Христе
Православная духовность на протяжении веков описывалась как жизнь во Христе, стремление к нравственному и духовному совершенству. Мистический союз в православной духовности – это не «благочестивая жизнь», как утверждают некоторые секты, а общение человека с Богом. В сектантских учениях «благочестивая жизнь» — это сентиментальное и эмоциональное отношение к «божественности». Православная Церковь отвергает эту концепцию в пользу той, которая мистическим образом предусматривает встречу человека с Божественной Личностью. Православная духовность есть союз со Христом, с Богом. Духовный человек есть тот, кто очищает себя от всех мирских и нравственных недостатков, чтобы соединиться с любовью Христовой. Мистический опыт происходит в этом мире, но причина, Бог, находится за пределами материального мира. Православная духовность, как и вся мысль Церкви, основывается на откровении, находящемся в Ветхом и Новом Заветах. В этом можно убедиться, изучая святоотеческое толкование христианских истин. В мистическом видении божественных энергий продвинутый христианин переживает божественное присутствие внутри себя, как видение нетварного света и энергий Божиих. Именно через таинство святой Евхаристии мы переживаем мистическое единение с нашим Господом.
Философия и божественное знание
Важное православное учение о воплощении, то есть божественном Логосе, ставшем плотью, сделало философию и метафизику неуместными для нашего более глубокого познания божественной истины. Христианство предлагает доступ к божественной благодати для спасения человечества через воскресение Христа. Мы не можем рассуждать о Логосе после пришествия Христа, который есть божественный Логос во плоти, и который послал в мир Святого Духа и «научает нас всему». Мистический опыт, о котором говорили классические греки, абстрактен и концептуален. То есть в древнегреческом философском созерцании душа или дух выходит за пределы тела для освобождения. Философия играет в православии лишь языковую роль, предоставляя употребление своей терминологии после того, как термины были преобразованы и очищены от их светских значений, «христианизированной» философии и культуры, как говаривал о. Георгий Флоровский. Мастер духовности, монах с горы Афон, так описывает этот момент: «Многие из греков пытались философствовать, но только монахи нашли и познали истинную философию». Логос стал плотью и открыл человечеству божественное откровение. Он есть Истина, и через него мы можем познать божественную волю. Метафизические схемы философского умозрения христианского откровения искажают божественную миссию воплощенного Логоса.
Три пути вверх
Отцы нашей святой Церкви предлагают три пути для продвижения в духовной жизни и достижения духовного совершенства:
- Путь катарсиса или очищения
- Путь озарения и
- Путь совершенства через полное единение с Богом.
Эти пути могут привести к совершенству христианина, сотрудничающего с божественной благодатью. Синергия индивидуальных усилий с помощью благодати Божией приводит нас к нашей конечной судьбе совершенства. Смерть и воскресение нашего Господа достигают для нас нашей цели в достижении присутствия Святого Духа внутри нас.
В Добротолюбии говорится о том, что «возрастающее познание Бога уменьшает познание всего остального. Другими словами, чем больше человек знает Бога, тем меньше он знает о других вещах. Не только это, но он начинает осознавать все больше и больше ясно, что и он не знает Бога». Этот пункт имеет принципиальное значение для православия, провозглашающего тотальную тайну и непознаваемость божественной сущности.
Цель человека – достичь нравственного совершенства через обретение Святого Духа. В учении преподобного Серафима Саровского Святой Дух ведет человека через описанные выше ступени, чтобы достичь единения с Духом Истины.
Монастыри – духовные центры православной духовности
Духовность Православной Церкви лучше всего проявляется в ее духовных центрах – монастырях. Монах является «мучеником» или «свидетелем» Христа, Сына Бога живого. «» Достоевского «Братья Карамазовы » — прекрасный пример этой духовной модели в лице отца Зосимы. Эта монашеская модель красноречиво изображает духовность Православной Церкви. Достоевский различает мирскую свободу и духовную личность. Он говорит, что мирские или светские люди «утверждают, что мир становится все более и более объединенным, все более и более связанным братским сообществом, поскольку он преодолевает расстояние и заставляет мысли летать по воздуху». Но в действительности все обстоит наоборот, что проявляется в международных конфликтах и войнах. Этот знаменитый православный писатель красноречиво выразил православный взгляд на то, что в духовном подчинении, то есть в абсолютном послушании Христу, человек обретает безграничную свободу. Это особенно ярко проявляется в монастырях, где воспитывается духовность.
Божественные энергии
Одним из важнейших аспектов православной духовности является участие в Божественных энергиях. Короче говоря, это православное учение фундаментальной важности, которое очень часто игнорируется. В православном богословии проводится различие между «сущностью» и «энергиями» Бога. Те, кто достигают совершенства, делают это, соединяясь с божественными нетварными энергиями, а не с божественной сущностью. Греческие православные отцы всякий раз, когда они говорят о Боге, подчеркивают непознаваемость сущности Божией и подчеркивают видение божественных энергий, особенно божественного нетварного Света. Православная духовная традиция подчеркивает божественный Логос, обитающий в мире, и нашу способность достичь духовной жизни и мистического единения со Святым Духом в этом мире.
Христианское созерцание не «экстатично», т. е. вне нас самих, а происходит внутри христианской личности, которая есть «храм Святого Духа». Божественные энергии находятся «во всем и вне всего». Все творение есть проявление энергий Бога. Владимир Лосский говорит в «Мистическом богословии Восточной Церкви»: «Эти божественные лучи пронизывают всю сотворенную вселенную и являются причиной ее существования». Нетварный Свет и боговедение в православной традиции «освещает всякого человека, приходящего в мир сей». Это тот самый свет, который апостолы видели на горе Фавор, который пронизывает все творение и преображает его, создавая заново. Современный аскет говорит в Неискаженный Образ: «Свет Нетварный есть божественная энергия. Созерцание Света Нетварного порождает, прежде всего, всепоглощающее чувство живого Бога — невещественное чувство невещественного, интуитивное, а не разумное восприятие, — которое уносит человека с непреодолимой силой в другой мир, но так осторожно, что он не осознает, когда это происходит, и не знает, находится ли он в теле или вне его». Это не сентиментальное или эмоциональное чувство или романтическая фантазия. Это опыт божественного нетварного Света, описанный отцами-нептиками. Опять же, словами того же подвижника: «Это сверхразумное ощущение Бога Живого (которое переживается в созерцании) сопровождается видением света, света, существенно отличного от света физического. Сам человек пребывает в свете, потому что, уподобляясь Свет, который он созерцает и одухотворенный им, он тогда не видит и не чувствует ни своей материальной сущности, ни материальности мира».
Озарение
Действие Бога есть чистый свет, и когда Господь является нам, Он всегда является Светом. В Священном Писании мы читаем: «Во свете Твоем узрим свет». Только в состоянии озарения божественная благодать делает возможным созерцание божественного света. Сокровенные истины Священного Писания не всем открываются, ибо озарение приходит через особый божественный дар откровения. По этой причине в ранней Церкви святая Библия читалась только в Церкви и только харизматическим человеком. В Православной Церкви мы никогда не испытывали «библиолатрии» или «поклонения Книге», как в некоторых сектах. Церковь крепко держится чистого духа Библии в том виде, в каком она была передана Святым, а через них и нам.
Духовная война
Мы спасены Христом и во Христе. Однако мы по-прежнему подвержены искушениям и греху. Поэтому важно упомянуть о том, что для обретения духовности или нравственного совершенства мы должны вести войну против «врага», то есть греха и дьявола. Святой Макарий говорил: «Совершенного христианина, полностью свободного (от диавола и греха) я еще не видел». И «хотя кто-то покоится в благодати и входит в тайны и откровения и в сладость благодати, все же грех остается внутри». Следовательно, пока мы живы, мы должны быть готовы бороться с темными силами дьявола. И «сатана никогда не успокаивается в войне. Пока человек живет в этом мире и носит плоть, он должен воевать». Святая Библия — самое необходимое средство духовной войны против дьявола; это также главное средство познания божественной воли.
Роль таинств
Мы должны еще больше подчеркнуть роль и цель святых таинств в достижении духовности. В таинствах мы получаем божественную благодать, а в случае святой Евхаристии — Самого Христа, который помогает нам успешно вести войну против сатанинских сил. Как о. Сергий Булгаков говорит: «Сердце Православия — в его обрядах». Все православные обряды и таинства предназначены для борьбы с силами зла. Таинственная жизнь Церкви есть главное средство к достижению духовности и окончательного спасения.
Евхаристия как выражение духовности
Задается вопрос: Возможно ли без святой Евхаристии достичь духовного состояния совершенства? Ответ — нет, потому что Христос говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни». Частое участие в Святейшем Таинстве Святой Евхаристии есть первостепенное средство для нашего спасения и духовного совершенствования. Иисус сказал: «Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Таким образом, заявление Христа ясно показывает, что «тело и кровь» нашего Господа необходимы для нашего духовного совершенства. Таким образом, Евхаристия принимается не просто как акт послушания приказу Бога или Церкви; это особенно противоядие от греха и смерти. Это необходимая предпосылка для нашего совершенства в нашей жизни во Христе. Важное толкование святителя Иоанна Златоуста проясняет это.
Павел говорит не участие, а причастие, потому что хочет выразить более тесный союз. Ибо, причащаясь, мы не только причащаемся Христу, мы в Нем соединяемся. В самом деле, как это тело соединяется со Христом, так через хлеб мы соединяемся со Христом. Но почему я говорю о Причастии? Павел говорит, что мы тождественны этому телу. Для чего этот хлеб? То есть тело Христово. И кем мы становимся, получая этот хлеб? Тело Христово: не много тел, а только одно.
Святая Евхаристия служит узами единства в любви. Святая Евхаристия соединяет нас со Христом и друг с другом. Таков состав мистического тела Христова: Церкви. Это представление о Церкви как о мистическом теле Христовом очень дорого нашей православной традиции, потому что оно выражает реальность Христа в мире и единство Церкви, реальное только тогда, когда Христос является центральной фигурой. Православная Церковь отвергает заблуждение сектантского происхождения, что христианство есть только система морали. Это сильно подчеркивает тот факт, что мистический союз со Христом является реальностью в его Церкви. Вся жизнь святого Павла была «вечной системой нравов в действии». Только благодаря своему личному посвящению Христу и мистической встрече с божественным Господом святой Павел достиг духовного совершенства.
Отец Иоанн Кронштадтский об обучении молодежи духовному пути
В этом кратком изложении обширной темы православной духовности введение было дано только как начало вашего собственного исследования великих истин нашей веры. Кому-то это может показаться духовной беседой, не полезной обычному мирянину. Я убежден, однако, что все православные христиане должны овладеть православной духовной традицией, особенно те, кто обучает молодежь, а также родители. Отец Иоанн Кронштадтский обратился к священникам-учителям, христианским учителям и вождям со следующими проникновенными словами:
Не пренебрегай искоренить из сердец детей плевелы грехов, нечистых, злых и хульных помыслов, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть греховная не щадит и детей; семена всех грехов можно найти и в детях; показать им всю опасность греха на жизненном пути; не скрывайте от них греха, дабы по неведению и непониманию они не утвердились в греховных привычках и привязанностях, которые крепчают и крепнут и приносят соответствующие плоды, когда дети вырастают.
Эти слова изложили миссию и цель христианского священника, учителя и лидера.
Заключение
В заключение этой презентации можно сделать следующие предложения ответственным за развитие духовности в Церкви:
Для того чтобы передать православную духовность молодежи, учитель должен прежде всего познать ее на личном опыте и через изучение духовных писаний православных авторов.