Двунадесятые праздники православие: Двунадесятые праздники — Русская вера
Содержание
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Древо
- Статья
- Новости
- Обсуждение
- Предложения
- Версии
Изменить
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Двунадеся́тые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников.
Неподвижные (по хронологии церковного года, который начинается 1 сентября):
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н.ст.) — Богородичный
- Воздвижение Креста Господня (или Крестовоздвижение ) — 14 сентября (27 сентября н.ст.) — Господский
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н.ст.) — Богородичный
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января н.ст.) — Господский
- Крещение Господне — 6 января (19 января н.ст.) — Господский
- Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н.ст.) — Господский (с уставными элементами Богородичного, подробнее см. соотв. статью)
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля н.ст.) — Богородичный
- Преображение Господне — 6 августа (19 августа н.ст.) — Господский
- Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа (28 августа н.ст.) — Богородичный
Подвижные (по хронологии пасхального круга):
- Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресение» — за неделю до Пасхи) — Господский
- Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) — Господский
- Пятидесятница (или «Сошествие Святого Духа на апостолов», или «День Пресвятой Троицы) (50-й день после Пасхи) — Господский
Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство, отдание праздника.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях — Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
Редакция текста от: 21.02.2009 21:26:06
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана,
значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием.
Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста,
вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе:
Яндекс —
Google
в других энциклопедиях:
Яндекс —
Википедия —
Mail.ru —
в поисковых системах:
Искомое.ru —
Яндекс —
Google
Двунадесятые праздники | Св. Николай
Двунадесятые праздники делятся на Господские – посвященные Иисусу Христу и Богородичные. Среди Господских праздников пять неподвижных, дата которых ежегодно отмечается в один и тот же день – это Воздвижение Креста Господня, Рождество, Крещение, Сретение и Преображение. Есть также три переходящих торжества, празднование которых зависит от Пасхи – это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница. Богородичных праздников всего четыре – Введение во храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. Пасха, Воскресение Христово, не входит в число двенадцати, так как считается самым главным событием в истории человечества и по своей значимости превосходит все остальные праздники.
Рождество Пресвятой Богородицы
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю.
Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Когда празднуется Рождество Богородицы
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Православная Церковь отмечает 27 сентября.
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Православная Церковь отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).
В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.
Рождество Христово
Рождество Христово – особенный праздник среди двунадесятых (основных после Пасхи) православных праздников. Русская Православная Церковь отмечает Рождество 7 января по новому стилю (что соответствует 25 декабря по старому). В этот день верующие вспоминают, как Спаситель пришел в мир.
Это произошло около 2000 лет назад в небольшом иудейском городке Вифлеем.
Дева Мария жила в городе Назарете с Иосифом, пожилым овдовевшим мужчиной, который взял ее под опеку. Иосиф был обручен с Девой Марией, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником – он был избран первосвященниками для заботы о Деве Марии.
Ближе ко времени ожидаемых родов им пришлось отправиться в город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения – Иосиф был родом из этого города. Когда святое семейство оказалось в Вифлееме, им не нашлось места в гостиницах, все было переполнено. Начались роды и Младенец появился на свет в пещере, где прятался по ночам скот, а колыбель ему заменили ясли, то есть кормушка для животных. Встретить явившегося во плоти Бога пришли лишь пастухи, которым за простоту сердечную это чудо было открыто ангелом, и волхвы, мудрость которых подсказала им пойти за Вифлеемской звездой. Мир, спасти который пришел Христос, не заметил рождения своего Спасителя. И в этом смирении, с которым Бог вошел в мир, проявляется удивительная Его любовь и близость к человеку.
В Вифлееме хранят память о месте рождения Спасителя по сей день – теперь это место паломничества христиан со всего мира. А во многих православных храмах и домах к Рождеству воссоздают события той ночи, делая вертепы – изображения пещеры, в которой родился Христос.
В Рождественскую ночь в храмах служится богослужение, отличающаяся особым настроем, и верующие как будто бы вместе с пастухами и волхвами вновь становятся свидетелями воплощения Бога на земле и вместе празднуют событие, положившее начало нашему Спасению.
Крещение, Двенадцатая ночь и христианский календарь
Практически все помнят песню «Двенадцать дней Рождества». Многие забывают, что 12-й день — важная дата в христианском календаре. Это день, когда вспоминают посещение волхвами младенца Иисуса и откровение Сына Божьего человечеству. Считается, что Богоявление впервые праздновалось в четвертом веке. Волхвы принесли младенцу символические подарки. Ладан символизировал божественное рождение. Золото символизировало царственное положение Иисуса, а мирра символизировала его смертность. В средние века в Европе подарки чаще дарили на Крещение, чем на Рождество. Примерно до 196 января праздновалось почти так же, как Рождество.
Крещение — это день или время года?
Католические церкви отмечают праздник Богоявления как единый день. Обычно он отмечается в воскресенье после 6 января. Православные христиане празднуют Крещение 19 января, что соответствует 6 января по юлианскому календарю. Во многих протестантских церквях Богоявлением считается весь сезон с 6 января по Пепельную среду. Это время, когда вспоминают о жизни Христа на земле. Христиане помнят крещение Иисуса, свадьбу в Кане, где он совершил свое первое чудо, и события детства Христа.
Во многих испаноязычных странах этот день называется Диа-де-лос-Рейес. Пекари пекут хлеб Rosca de Reyes (Королевский хлеб) и прячут в буханке маленькую фигурку Иисуса. Тот, кто получит младенца Иисуса, получит награду. В некоторых европейских странах священник бросает в озеро деревянный крест. Пловцы соревнуются, чтобы увидеть, кто первым получит крест. Поскольку в этих странах, как правило, очень холодно, выплыть в ледяную воду, чтобы получить предмет, считается благородным поступком. Дети наряжаются волхвами и ходят от дома к дому за подарками и угощениями. Священники Коптской православной церкви Александрии в Египте освящают дома водой во время Богоявления как символ крещения Христа. Прихожане проводят день в посте и молитве, потому что этот день является одним из самых важных праздников в Православной Церкви.
В Финляндии Богоявление посвящено миссионерской работе. Люди едят имбирные пряники, сделанные в форме шестиконечной звезды, Вифлеемской звезды. Перед тем, как съесть печенье, традиционно пытаются разломить его, держа в одной руке, и загадывают желание. Если печенье разломится на три части, съешьте их, не говоря ни слова, чтобы желание исполнилось. Некоторые страны празднуют Крещение весь январь до вторника перед Пепельной средой в рамках «карнавального» сезона. В Польше проходят огромные парады. Волхвы раздают детям сладости. Семьи одеваются в костюмы эпохи Возрождения и поют гимны. Разыгрывается множество живых вертепов.
Пьеса, названная в честь дня
Шекспира «Двенадцатая ночь» была написана к празднованию Крещения Господня. В Англии этот день стал днем веселья и перемен. Слуги могут одеваться как их хозяева. Мужчины могут одеваться как женщины. Повелитель Беспорядка просил развлечений и песен в рамках празднования. Люди могут разыгрывать друг друга, как в День дурака. Англичане также пекут торт «Двенадцатая ночь» — фруктовый пирог с фасолью, запеченной в пироге. Тот, кто нашел боб, был королем дня. Многие пекари включают целую гвоздику, которая изображала злодея. Специи широко используются в пищу на празднике Богоявления, представляя собой дорогие специи, принесенные волхвами.
В большинстве культур праздничные украшения снимают на Крещение, так как это считается концом праздничного сезона. Здесь, в Соединенных Штатах, после того, как Крещение закончилось, вы можете купить King’s Cakes в Луизиане в рамках празднования, предшествующего Марди Гра. Наслаждайтесь сезоном Богоявления в этом году, даже если вы не празднуете Рождество и рождение Иисуса.
Когда православная Пасха и почему ее празднуют?
Когда православная Пасха и почему ее празднуют?
Православная Пасха — это праздник, посвященный воскресению Иисуса, которое произошло через три дня после Его распятия и смерти. Православные христиане всего мира считают этот день одним из величайших праздников в своем богослужебном календаре. Церемония проводится по юлианскому календарю и проходит после празднования еврейской Пасхи.
- Каково происхождение православной Пасхи?
- Давние традиции православной Пасхи
- Когда во всем мире отмечают православную Пасху?
Каково происхождение православной Пасхи?
Обычно празднование проводится в первое воскресенье после появления полной луны, после дня весеннего равноденствия и после праздника Пасхи. Пост и соблюдение некоторых обрядов являются синонимами застолья. Пост рассматривается как способ вспомнить 40 дней, которые Иисус провел с учениками перед вознесением на небо. Празднование также упоминается как Пасха в православной традиции. Иногда празднование православной Пасхи совпадает с Пасхой, празднуемой другими христианами. Этот период является синонимом серии празднований или передвижных праздников, посвященных воскресению Иисуса Христа.
Подобно празднику Пасхи, отмечаемому в других церквях, происхождение православной Пасхи восходит к античному периоду как празднику, посвященному воскресению Иисуса, которое, согласно Библии, произошло через три дня после его смерти. Сведения о соблюдении этого праздника относятся ко II веку. Однако в это время праздник отмечался в разное время года, это было связано с использованием двух разных календарей. С древних времен дата празднования этого праздника определялась путем исчисления солнечных циклов по лунно-солнечному календарю.
Однако в 325 году нашей эры Первый Никейский собор объявил, что праздник следует отмечать в одно и то же время по всему миру, независимо от еврейского календаря. В то время как некоторые историки считают, что этот праздник начался исключительно как христианский праздник, другие считают, что праздник может иметь некоторые языческие корни. Например, слово «Пасха», как утверждается, было заимствовано из языческого праздника Эостры, который отмечался в честь Истры, богини плодородия. Более того, большинство традиций, связанных с Пасхой, например, празднование воскресения Иисуса также отмечалось в Египте в честь бога Гора, восходит к языческим обычаям.
Давние традиции православной Пасхи
Во время празднования православной Пасхи люди приветствуют друг друга особым пасхальным приветствием. Наиболее распространенное приветствие в этот период включает фразу «Христос Воскресе», на которую обычно отвечают фразой «Воистину воскресе». Начальная фраза также используется как часть церемонии в православных церквях. Другой ритуал, который является общей традицией, связанной с праздником, включает использование яиц, которые символизируют новую жизнь. Кроме того, яйца символизируют воскресение Иисуса Христа и возрождение верующих. Более того, яйца, используемые во время православной Пасхи, обычно окрашивают в красный цвет, чтобы представить кровь Иисуса, пролитую на кресте, которая, как считается, принесла искупление всем людям.
Православные христиане соблюдают 40-дневный пост во время Великого поста. Отсюда они наблюдают за пиршеством, наполненным традиционными блюдами, такими как баранина и цуреки пасчалином (сладкий хлебный десерт). Среди сербских православных верующих обычные блюда включают копченое мясо и сыр, а также вареные яйца. Другие распространенные блюда среди сербов — это куриная лапша или овощные супы из баранины, которые сопровождаются жареным на вертеле ягненком. У русских посты нарушаются только после полуночи, но приготовление пищи обычно начинается раньше.
Когда во всем мире отмечают православную Пасху?
Православная Пасха отмечается в разные дни в зависимости от того, когда будет первое полнолуние. В 2019 году церемония состоялась 28 апреля. Это был первый раз, когда церемония совпала с Пасхой. Разница в датах между православной Пасхой и Пасхой связана с использованием юлианского календаря первым и григорианским календарем вторым. Фактически, такие страны, как Греция, Кипр и Румыния, основывают свое празднование праздника на юлианском, а не на григорианском календаре. Примечательно, что этот праздник обычно приходится на воскресенье и поэтому не считается официальным праздником. Также важно отметить, что церемония должна состояться после еврейского праздника Пасхи.
Православная Пасха имеет важное значение, поскольку она знаменует собой празднование воскресения Иисуса, которое создает основу христианства. Церемония также знаменует собой начало Великого поста и, следовательно, рассматривается как период, в течение которого следует очиститься и отойти от своей греховной природы.
Кроме того, молитвы в этот период — это способ стать ближе к Богу. Ритуал с яйцом важен, поскольку напоминает людям о смерти Христа и ее важности для всего мира. Более того, праздник рассматривается как способ собраться вместе, пообщаться и устроить праздник, отмечая сезон, в котором началась жизнь Христа. Кроме того, церемония также знаменует собой начало нового периода в качестве очищенного человека и того, кто стремится уйти от своих грехов.
У православных христиан подготовка к этому празднику начинается с Великого поста, который обычно длится 40 дней. Этот период начинается с поста Чистого понедельника, который завершается Лазаревой субботой. Чистый понедельник выпадает за семь недель до пасхального воскресенья. Церемония получила свое название от того факта, что Чистый понедельник — это день, когда люди обычно очищают себя от своей греховной природы и остаются таковыми на протяжении всего Великого поста. Лазарева суббота проходит за восемь дней до Пасхального воскресенья, чтобы обозначить конец Великого поста, за ней следует Вербное воскресенье (в память о входе Иисуса в Иерусалим), которое происходит за неделю до Пасхи.
Обычно этот праздник отмечается как государственный праздник в странах, где христианство является государственной религией или где проживает большое количество христиан. Например:
Страны Северной Европы
Пасхальный понедельник считается выходным днем, а Страстная пятница и Пасхальное воскресенье или понедельник отмечаются как государственные праздники. В других регионах, таких как Исландия, Норвегия и Дания, Великий четверг также отмечается как государственный праздник.