Экзистенциализм что это такое кратко: это гуманизм»: Жан-Поль Сартр о свободе и ответственности — Моноклер
Содержание
Экзистенциализм | это… Что такое Экзистенциализм?
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. [1][2]
Содержание
|
История термина
Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер).
Содержание учения
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]
Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Понимание человека
В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]
Значение страха для экзистенциальной философии
На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.
Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.
Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.
В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивный окрас. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.
Кьеркегор утверждает:
страх — это головокружение свободы[10]
Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.
Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].
История и представители
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
- Л. Шестов
- Н. А. Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:
- К. Ясперс
- М. Хайдеггер
- М. Бубер
Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:
- Ж.-П. Сартр
- Г. Марсель
- М. Мерло-Понти
- А. Камю
- С. де Бовуар
В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:
Австрия:
- В. Франкл (логотерапия)
Италия:
- Э. Кастелли (it)
- Н. Аббаньяно
- Э. Пачи (it)
Испания:
- Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)
В США идеи экзистенциализма популяризировали:
- У. Лоури (en)
- У. Баррет (en)
- Дж. Эди (en)
- И. Ялом (экзистенциальная психология)
Великобритания:
- Айрис Мёрдок
Польша:
- Витольд Гомбрович
Родственные направления
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:
Французский персонализм:
- Э. Мунье
- М. Недонсель
- Ж. Лакруа (fr)
В немецком протестантизме — диалектическая теология:
- К. Барт
- П. Тиллих
- Р. Бультман
Предшественники
Своими предшественниками экзистенциалисты считают:
- Блеза Паскаля,
- Сёрена Кьеркегора,
- Франца Кафку,
- Мигеля де Унамуно,
- Ф. М. Достоевского,
- Л. Н. Толстого,
- Фридриха Ницше
- Генрика И́бсена
Примечания
- ↑ Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 49.
- ↑ Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113.
- ↑ Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.304
- ↑ Лев Шестов
- ↑ Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.): Монография. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006.
- ↑ Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.379
- ↑ Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
- ↑ Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
- ↑ Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
- ↑ 1 2 Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования
Ссылки
- Гайденко П.П.Экзистенциализм (Новая философская энциклопедия)
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм
- Лукач Д. Экзистенциализм
- Трыков В. П. Экзистенциализм. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 29 января 2012.
Современная философия
Аналитическая философия | Герменевтика | Марксизм | Структурализм | Постмодернизм | Психоанализ | Феноменология | Экзистенциализм
Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно
Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. По-другому просто бы не получилось.
Содержание:
- 1 Причины возникновения
- 2 Сущность философии
- 2.1 Смысл понятия
- 2.2 Основные идеи
- 3 Направления
- 4 Проблемы и темы
- 5 Основоположник
- 6 Основные представители
- 7 Современные экзистенциалисты
- 8 Экзистенциализм в литературе
Причины возникновения
Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.
Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.
Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.
Сущность философии
Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.
Смысл понятия
Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.
Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.
Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).
Основные идеи
Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.
- Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
- Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
- У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.
Направления
По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.
- Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
- Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:
Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.
Характеристика экзистенциализма не заканчивается делением на направления. У каждого основоположника, писателя и мыслителя он имеет свои индивидуальные свойства. Так, Альбер Камю пишет об этой философии весьма резко, его манифест экзистенциализма – книга «Посторонний», где главный герой – не человек, а идея. Мерсо подчиняется инстинктам и трактует знаки и символы природы, полностью отвергает мораль и традиционные ценности, в его сердце нет типичных для людей чувств. В то же время Жан Поль Сартр более сухо и научно трактует данное понятие, в его исполнении (роман «Тошнота») герой, наделенный новым мировоззрением, лишь смутно осознает свое отчуждение от общества, свою непонятную тоску. Он все еще находится в социуме, влачит такую же, как у всех, жизнь, и доходит до сути самокопанием, анализом, словом, разумом, а не инстинктом, как Мерсо.
Проблемы и темы
Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.
- уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
- общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
- внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
- проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
- проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
- одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
- проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).
Основоположник
Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.
Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)
Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая. Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.
Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.
Основные представители
Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества. Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.
У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.
- Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
- Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.
Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.
Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.
Современные экзистенциалисты
Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный. Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:
- Умберто Эко
- Жак Деррида
- Мишель Фуко
- Ролан Барт
- Андре Глюксманн
- Виктор Пелевин
Экзистенциализм в литературе
- Жан-Поль Сартр, «Тошнота». Культовое произведение, показывающее нам экзистенциальную «тошноту» через дневник молодого Антуана Рокантена. Все абсурдистко-экзистенциальные темы там подняты — свобода, поиск смысла, судьба, хаос и все прочие экзистенциальные приемчики. А термин «тошнота» даже стал одним из основных понятий философии экзистенциализма наряду с экзистенцией и абсурдом.
- Альбер Камю, «Посторонний». Это манифест о свободе героя Мерсо. Там и смертная казнь, и призывы священника прийти к Богу и иллюзии загробной жизни. Экзистенциализм во всей красе.
- Федор Михайлович Достоевский. «Если Бога нет, то все дозволено» — фраза из «Братьев Карамазовых», которая нравится всем экзистенциалистам. Творчеству Достоевского свойственен мотив «переступания», трансцендентальности. Сонечка Мармеладова переступает через себя, Раскольников через гуманность, Свидригайлов через всех.
Автор: Анастасия Чернышева
Экзистенциализм — это философия , которая подчеркивает индивидуальное существование , свободу и выбор . Это точка зрения, согласно которой люди определяют свой собственный смысл жизни и пытаются сделать рациональные решения несмотря на существование в иррациональной вселенной . Он фокусируется на вопросе человеческого существования и ощущении, что в основе существования нет цели или объяснения . Он утверждает, что, поскольку не существует никакого Бога или любой другой трансцендентной силы , единственный способ противостоять этому ничто (и, следовательно, найти значение в жизни) состоит в том, чтобы охватить существование. Таким образом, экзистенциализм полагает, что люди полностью свободны и должны взять на себя личную ответственность за себя (хотя с этой ответственностью приходит тревога , глубокая боль или страх). Поэтому он подчеркивает действие , свободу и решение как фундаментальные и считает, что единственный способ подняться над по существу абсурдным состоянием человечества (которое характеризуется страданием и неизбежная смерть ) через осуществление нашей личной свободы и выбора (полный отказ от детерминизма). Часто экзистенциализм как движение используется для описания тех, кто отказывается принадлежать к какой-либо школе мысли, отвергая адекватность какой-либо совокупности верований или систем, утверждая, что они поверхностны, академичны и далеки от жизни. . Хотя экзистенциализм имеет много общего с нигилизмом, экзистенциализм более 0011 реакция против традиционных философий, таких как рационализм, эмпиризм и позитивизм, которые стремятся открыть окончательный порядок и универсальное значение в метафизических принципах или в структуре наблюдаемого мира. Он утверждает, что люди на самом деле принимают решения, основываясь на том, что имеет для них значение , а не на том, что является рациональным . Экзистенциализм возник у философов XIX века Срена Кьеркегора и Фридриха Ницше, хотя ни один из них не использовал термин в своей работе. В 1940-х и 1950-х годах французские экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю (1913–1960) и Симона де Бовуар (1908–1986), написали научные и художественные работы, популяризировавшие экзистенциальные темы , такие как страх, скука, отчуждение, абсурд, свобода, приверженность и ничто.
В отличие от Рена Декарта, верившего в первенство сознание , Экзистенциалисты утверждают, что человек «заброшен» в конкретную, застарелую вселенную, которую нельзя «мыслить», и поэтому существование («бытие в мире») предшествует сознанию , и это окончательная реальность . Существование, таким образом, есть до сущности (сущность есть , означающая , которая может быть приписана жизни), вопреки традиционным философским воззрениям, восходящим к древним грекам. Как выразился Сартр: «Сначала [Человек] ничто. Только потом он будет чем-то, и он сам сделает то, чем он будет». Кьеркегор рассматривал рациональность как механизм, который люди используют для противодействия своей экзистенциальной тревоге , своему страху пребывания в мире. Сартр рассматривал рациональность как форму «недобросовестности», попытку «я» наложить структуру на фундаментально иррациональный и случайный мир явлений ( «другой» ). Эта недобросовестность мешает нам найти смысл свободы, и ограничивает нас повседневным опытом. Кьеркегор также подчеркивал, что люди должны выбирать свой собственный путь без помощи всеобщих, объективных стандартов . Далее Фридрих Ницше утверждал, что индивидуум должен решить, какие ситуации следует считать моральными ситуациями . Таким образом, большинство экзистенциалистов считают, что личный опыт и действие на основе собственных убеждений необходимы для достижения истины , и что истина 0011 понимание ситуации кем-то вовлеченным в этой ситуации превосходит понимание отстраненного, объективного наблюдателя (аналогично концепции субъективизма). Согласно Камю, когда стремление человека к порядку сталкивается с отсутствием порядка в реальном мире, результатом становится абсурд . Таким образом, люди являются субъектами безразличной, двусмысленной и абсурдной вселенной , смысл которой не определяется .0011 естественный порядок , а может быть создан (пусть и временно и неустойчиво) человеческими действиями и интерпретациями . Экзистенциализм может быть атеистическим, теологическим (или теистическим) или агностическим. Некоторые экзистенциалисты, такие как Ницше, провозгласили, что «Бог умер» и что концепция Бога устарела . Другие, как Кьеркегор, были глубоко религиозны, даже если не чувствовали себя способными оправдать это. Важным фактором для экзистенциалистов является свобода выбора верить или не верить.
Темы экзистенциалистского типа появляются в ранних буддийских и христианских сочинениях (включая работы св. Августина и св. Фомы Аквинского). В 17 веке Блез Паскаль предположил, что без Бога жизнь была бы бессмысленной, скучной и несчастной, как считали более поздние экзистенциалисты, хотя, в отличие от них, Паскаль видел в этом 0011 причина существования Бога. Его почти современник, Джон Локк, защищал индивидуальную автономию и самоопределение , но в позитивном стремлении к либерализму и индивидуализму, а не в ответ на экзистенциалистский опыт. Экзистенциализм в его ныне узнаваемой форме был вдохновлен датским философом XIX века Среном Кьеркегором, немецкими философами Фридрихом Ницше, Мартином Хайдеггером, Карл Ясперс (1883 — 1969) и Эдмунд Гуссерль, а также такие писатели, как русский Федор Достоевский (1821 — 1881) и чешский Франц Кафка (1883 — 1924). Можно утверждать, что Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Артур Шопенгауэр также оказали важное влияние на развитие экзистенциализма, потому что философии Кьеркегора и Ницше были написаны в ответ или в оппозицию к ним. Кьеркегор и Ницше, как и Паскаль до них, интересовались человеческими сокрытие бессмысленность жизни и их использование для отвлечения от скуки . Однако, в отличие от Паскаля, они считали свободный выбор фундаментальных ценностей и убеждений важной в попытке изменить природу и идентичность выбирающего. В случае Кьеркегора это приводит к «рыцарю веры» , который возлагает полную веру на себя и на Бога, как описано в его работе 1843 года 9.0011 «Страх и трепет» . В случае Ницше, «берменш» (или «Сверхчеловек» ) достигает превосходства и трансцендентности , не прибегая к «потусторонности» христианства, в его книгах «Таким образом, 902 Говорит Заратустра» (1885) и «По ту сторону добра и зла» (1887). Мартин Хайдеггер был важным ранним философом движения, особенно его влиятельный 1927 работа «Бытие и время» , хотя сам он яростно отрицал, что является экзистенциалистом в сартровском смысле. Его обсуждение онтологии уходит корнями в анализ способа существования отдельных людей, а его анализ подлинности и беспокойства в современной культуре делает его во многом экзистенциалистом в обычном современном понимании. Экзистенциализм достиг зрелости в середине 20 века , в основном в научных и вымышленных произведений французских экзистенциалистов Жана-Поля Сартра, Альбера Камю (1913 — 1960) и Симоны де Бовуар (1908 — 1986). Морис Мерло-Понти (1908–1961) — еще один влиятельный и часто упускаемый из виду французский экзистенциалист того периода. Сартр, пожалуй, самый известный , а также один из немногих, кто действительно принял как «экзистенциалиста». «Бытие и ничто» (1943) является его самым важным произведением, а его романы и пьесы, в том числе «Тошнота» (1938) и «Выхода нет (1944), помогли популяризировать механизм В «Миф о Сизифе» (1942) Альбер Камю использует аналогию греческого мифа о Сизифе (который обречен на вечность катить камень в гору только для того, чтобы тот катился к земле). внизу снова каждый раз), чтобы проиллюстрировать бессмысленность существования, но показывает, что Сизиф в конце концов находит значение и цель в своей задаче, просто постоянно прилагая к ней себя. Симона де Бовуар, видный экзистенциалист, проведшая большую часть жизни рядом с Сартром, писала о феминистской и экзистенциальной этике в своих работах, в том числе «Второй пол», (1949) и «Этика двусмысленности». (1947). Несмотря на то, что большинство считает Сартра выдающимся экзистенциалистом, важным и самостоятельным философом-новатором, другие менее впечатлены его вкладом. Сам Хайдеггер думал, что Сартр просто взял свою собственную работу и регрессировал ее обратно к субъектно-объектной философии Декарта и Гуссерля, которую Хайдеггер пытался освободить .0012 философия с. Некоторые считают Мориса Мерло-Понти (1908–1961) лучшим экзистенциалистским философом, особенно за то, что он включил тело как наш способ существования в мире, а также за его более полный анализ восприятия (две области). в котором работа Хайдеггера часто рассматривается как несовершенная ).
Герберт Маркузе (1898 — 1979) критиковал экзистенциализм, особенно «Бытие и ничто» Сартра, за то, что проецирует некоторые черты жизни в современном репрессивном обществе (такие черты, как тревога и бессмысленность) на природу самого существования . Роджер Скратон (1944 — ) утверждал, что и хайдеггеровская концепция недобросовестности , и сартровская концепция недобросовестности являются самопротиворечивыми , в том, что они отрицают какое-либо универсальное моральное кредо, но говорят об этих концепциях так, как будто все обязаны их соблюдать . Логические позитивисты, такие как А. Дж. Айер и Рудольф Карнап (1891–1970), утверждают, что экзистенциалисты часто путаются из-за глагола «быть» (который бессмысленен, если используется без сказуемого) и из-за слова «ничто» (которое является отрицанием существования и, следовательно, не может считаться относящимся к что-то ). Марксисты, особенно в послевоенной Франции, обнаружили, что экзистенциализм противоречит их солидарности человеческих существ и их теории экономического детерминизма . Далее они утверждали, что акцент экзистенциализма на индивидуальном выборе ведет к созерцанию , а не к действию, и что только буржуазия имеет роскошь сделать себя такими, какие они есть, посредством своего выбора, поэтому они считали экзистенциализм роскошью .0011 буржуазная философия . Христианские критики жалуются , что экзистенциализм изображает человечество в наихудшем свете , упуская из виду достоинство и благодать , происходящие от того, что они созданы по образу Бога . Кроме того, согласно христианским критикам, экзистенциалисты не могут объяснить моральное измерение человеческой жизни и не имеют основы этической теории, если они отрицают, что люди связаны 0011 повелений Бога . С другой стороны, некоторые комментаторы возражали против продолжающейся поддержки Кьеркегором христианства , несмотря на его неспособность эффективно оправдать его. В более общих чертах, обычное использование псевдонимов в экзистенциалистских произведениях может создать впечатление, что авторы не желают владеть своими идеями и путают философию с литературой . |
Что такое экзистенциализм? Объяснение этики От The Ethics Center
Если вы когда-либо размышляли о смысле существования или ставили под сомнение свою цель в жизни, вы принимали участие в экзистенциалистской философии.
Трудно найти человека, который не задавал бы себе важные вопросы. В чем смысл жизни? Какова моя цель? Почему я существую? На протяжении тысячелетий на эти вопросы с радостью отвечала вера в то, что цель вашей жизни была определена до вашего сотворения. Однако экзистенциалисты с этим не согласились.
Экзистенциализм — это философское убеждение , что каждый из нас несет ответственность за создание цели или смысла в нашей собственной жизни . Наша индивидуальная цель и смысл не даны нам богами, правительствами, учителями или другими авторитетами.
Чтобы полностью понять мышление, лежащее в основе экзистенциализма, мы должны сначала изучить идею, которой оно противоречит, — эссенциализм.
Эссенциализм
Эссенциализм был основан греческим философом Аристотелем, который утверждал, что все имеет сущность, включая нас. Сущность — это «определенный набор основных свойств, которые необходимы или существенны для того, чтобы вещь была тем, чем она является». Суть книги, например, в ее страницах. Он может содержать изображения или слова или быть пустым, быть в мягкой или твердой обложке, рассказывать вымышленную историю или предоставлять фактическую информацию. Однако без страниц она перестала бы быть книгой. Аристотель утверждал, что сущность была создана до существования. Для людей это означает, что мы рождаемся с предопределенной целью.
Эта идея, кажется, подразумевает, знаете ли вы об этом или нет, что цель вашей жизни была определена до вашего рождения. И по мере того, как вы живете своей жизнью, решения, которые вы принимаете ежедневно, способствуют достижению вашей конечной цели, какой бы она ни была.
Это было чрезвычайно популярным верованием на протяжении тысячелетий и придавало значительный вес религиозной мысли, которая делала акцент на всемогущем Боге, сотворившем каждое существо с предопределенным планом.
Если вы согласились с этим мышлением, то вам действительно не нужно было бросать вызов смыслу жизни или искать свое предназначение. Ваш Бог уже обеспечил это для вас.
Существование предшествует сущности
В то время как философы, в том числе Сёрен Кьеркегор, Федор Достоевский и Фридрих Ницше, подвергали сомнению эссенциализм в 19 веке, экзистенциализм популяризировал Жан-Поль Сартр в середине 20 века после ужасных событий Второй мировой войны.
Когда люди задавались вопросом, как нечто столь катастрофически ужасное, как Холокост, могло иметь предопределенную цель, экзистенциализм дал возможный ответ, что, возможно, их сущность определяет личность, а не всемогущее существо.
Экзистенциалистское движение задалось вопросом: «А что, если сначала мы существуем?»
В то время это была революционная мысль. Вы были созданы как чистый лист, tabula rasa , и только вам предстоит открыть для себя цель или смысл своей жизни.
Хотя экзистенциалисты не обязательно атеисты, они верят, что божественное вмешательство, судьба или внешние силы не подталкивают вас в определенном направлении. Каждое решение, которое вы принимаете, принадлежит вам. Вы создаете свою собственную цель своими действиями.
Бремя слишком большой свободы
Эта личная ответственность за формирование смысла собственной жизни имеет значительный вес, вызывающий тревогу. Многие из нас переживают так называемый экзистенциальный кризис, когда мы сомневаемся в своем выборе, карьере, отношениях и смысле всего этого. У нас так много вариантов. Как выбрать правильные, чтобы создать осмысленную и полноценную жизнь?
«Человек обречен быть свободным; потому что однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает» — Джон-Поль Сартр
Свобода обычно представляется положительно, но Сартр утверждал, что ваш уровень свободы настолько велик, что это «болезненно». Чтобы полностью осознать свою свободу, вы должны признать, что только вы несете ответственность за создание или неспособность создать свою личную цель. Без правил или порядка, которыми вы руководствуетесь, у вас так много выбора, что свобода подавляет.
Абсурд
Жизнь может быть глупой. Но это не совсем то, что имеют в виду экзистенциалисты, когда говорят об абсурде. Они определяют абсурд как поиск ответов в безответном мире. Это идея родиться в бессмысленном месте, которое затем требует от вас создания смысла.
Абсурд утверждает, что не существует единой истины, неотъемлемых правил или указаний.