Эпикурейство в философии это: Эпикурейство. Четыре принципа эпикурейства

Разное

Эпикурейство. Четыре принципа эпикурейства

Самое ценное в учении Эпикура — «тетрафармакон», что можно перевести как «четверолекарствие» или «лекарство из четырех компонентов». Обсудим каждый из четырех.

💁🏻‍♂️ Тетрафармакон — четыре принципа эпикурейской философии, которые были записаны Филодемом. Он жил примерно на 200 лет позже Эпикура и был учеником его учеников. Рассмотрим первый принцип.

❇️ Не бойся Богов

🏛 Религия Древней Греции — олимпийская. 12 богов во главе с Зевсом составляли основу поклонения древних греков. Существовало представление о том, что боги постоянно следят за людьми, подвергают их испытаниям. Одни боги могут помогать людям, другие мешать. У богов есть свои интересы, конфликты и интриги, а люди всего лишь игрушки в их руках.

😧 Эпикур высмеивает страх перед богами. Он считает, что боги, возможно, существуют, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. Эпикур спрашивает: если бы вы были бессмертным и блаженным существом, которое не испытывает страдания, а каждый день только пьет амброзию и ест нектар, зачем вам смотреть за людьми и вмешиваться в их дела?

🍇 Боги — тоже эпикурейцы. Они бессмертные и блаженные, заняты только наслаждениями, они не заботятся о мире и людях. Боги живут в пространстве между мирами («междумириях», метакосмиях), а миры их не волнуют.

⚡️ Эпикур выступает критиком обыденной религии. Он не отрицает богов, но критикует представление о них. Эпикур, вероятно, был первым философом, изложившим проблему зла. Как согласуется наличие зла в мире с существованием всезнающего, всемогущего и всеблагого бога?

Он сформулировал следующую трилемму 👇

1️⃣ Бог не знает про наличие зла? Тогда он не всезнающ.

2️⃣ Бог знает про наличие зла, но не может его исправить? Тогда он не всемогущ.

3️⃣ Бог может исправить зло, но не желает? Тогда он не всеблаг.

✝️ Позднее христианские богословы назвали Эпикура еретиком именно из-за формулировки этой трилеммы, которая отрицает утверждение о том, что бог может быть одновременно всеблагим, всемогущим и всезнающим.

🗣 «Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, — ибо высказывания толпы о богах — это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим — пользу: ведь люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым». (Письмо к Менекею).

Философия Эпикура – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Теория познания Эпикура — кратко

Физика Эпикура, его атомизм — кратко

Представления Эпикура о богах — кратко

Этическая концепция Эпикура и его учение о счастье

Значение Эпикура в истории античной философии

Читайте также статьи Демокрит – кратко, Философия Платона — кратко, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии, Философия Канта — кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко

Читайте также статьи Высказывания Эпикура, Жизнь Эпикура, Стоики и эпикурейцы

Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) был основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель философии эпикурейство видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.

Эпикур

 

Теория познания Эпикура – кратко

В теории познания Эпикур призывал доверять чувственным восприятиям, так как иного критерия истины мы всё равно не имеем. Он считал, что критика сенсуализма скептиками имеет чисто теоретический интерес, практически же она совершенно бесплодна. Главный вывод, к которому Эпикур подводит слушателя этими рассуждениями – нет ничего сверхчувственного. Если бы даже оно и было, мы бы не могли его воспринять, так как ничего кроме чувств нам не дано. Это умозаключение очень важно для теории Эпикура: именно отсюда следуют её материализм и атеизм.

 

Физика Эпикура, его атомизм – кратко

В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.

 

 

Но в подробностях своего атомизма Эпикур сильно отходит от первоначального учения Левкиппа и Демокрита. Два этих философа признавали изначальное движение атомов в пустоте, а Эпикур сводит такое движение единственно к падению вниз, которое, согласно его представлению, есть извечное свойство материи (о законе притяжения, порождаемого массой тел, античность ничего не знала). Демокрит же, в противоположность этому, полагал, что в бесконечности нет ни верха, ни низа. Кроме этого, Эпикур, в отличие от Демокрита, утверждает, что атомы в своем падении совершают минимальное самопроизвольное (спонтанное) отклонение от прямой линии – как если бы атом обладал некоторой свободой воли. Иначе все тела постоянно опускались бы вниз в одном и том же неизменном виде, и было бы нельзя объяснить столкновений атомов и образования из них всё новых и новых масс. В этом пункте Эпикур уклоняется от строгого механического детерминизма ранних атомистов. Он горячо восстаёт их против строго механицизма, говоря, что такой подход хуже любой ложной веры в богов: тех ещё можно смягчить мольбами, а механистическая физика – неумолимый тиран, обрекающий человека на полное рабство.

Эпикур заимствует у первых атомистов и учение о душе, состоящей из мелких, подвижных атомов. Эпикур с ударение утверждает, что после смерти душа рассеивается, и никаких посмертных ощущений быть не может. Чувственные восприятия Эпикур, по примеру Демокрита, объясняет атомными истечениями, идущими от телесных предметов.

 

Представления Эпикура о богах – кратко

Общая уверенность всех народов насчёт существования богов, по мнению Эпикура, свидетельствует о том, что боги действительно есть. Но людские суждения о богах ложны и превратны. На самом деле, эти существа живут в далёких промежутках между мирами и отчуждены от них. Свободные от страхов и забот, они и сами никому их не причиняют. Неподвластные ни страстям, ни гневу, боги пребывают в блаженном покое, не вмешиваясь в человеческие и мирские дела.

«Общая уверенность всех народов» – весьма слабое доказательство существования богов. Сам Эпикур не мог этого не понимать. Нельзя отделаться от впечатления, что существования богов он сам не признавал вообще, и все его рассуждения о них – сделка с официальными верованиями толпы, которые философ просто считал опасным явно оскорблять. В одном из фрагментов, Эпикур говорит, что если бы боги существовали, то они хотели бы и могли истребить в мире зло. Если же они не желают или не могут сделать этого, то, являясь, немощными и злыми, они не могут считаться богами.

 

Этическая концепция Эпикура и его учение о счастье

Физика, теория познания и учение о богах Эпикура служат лишь служебным обоснованием для главной части его философии – этики. Признание достоверности за одними чувствами и отрицание всякой руководящей миром силы должны, по мысли Эпикура, освободить человека от пагубнейших заблуждений – веры в сверхъестественное и страха смерти. Нет сверхъестественных сил, которых мы могли бы бояться, и, следовательно, ничто не способно помешать человеку в его естественной цели – стремлении к удовольствию. Смерти не нужно бояться, ибо с ней прекращаются все ощущения, и, значит, она не может принести нам ни хорошего, ни дурного. Пока есть мы – нет смерти; если пришла смерть – нас нет. Естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия, и в зловредности страдания. Следовательно, истинная цель человека – в том, чтобы стремиться к первому и избегать второго. Нет даже и нужды доказывать, почему надо стремиться к удовольствию или избегать страдания: это чувствуется непосредственно, как то, что огонь жжет, снег бел, мед сладок. Люди добровольно избегают удовольствия лишь в случае, если оно влечет за собой бóльшие страдания – и соглашаются на страдание лишь в надежде посредством него получить бóльшие удовольствия или избавиться от бóльших страданий.

 

 

Значит, наша цель есть удовольствие и избавление от страданий. Но как именно надо её достигать? Философия Эпикура представляет собой развитие гедонизма киренской школы. Но понимание удовольствия у Эпикура иное, чем у родоначальника этой школы, философа Аристиппа. Аристипп учил ловить наслаждения минуты, дорожа настоящим и не смущаясь заботами о будущем. Но, по Эпикуру (который здесь сходится с Платоном), ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание. «Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия; там же, где мы не испытываем такого страдания, там мы не нуждаемся в нём». Мимолетные наслаждения, вопреки мнению Аристиппа, не могут служить целью жизни: погоня за ними только нарушает покой души. «Устойчивое удовольствие» (равносильное удалению страданий) представляется Эпикуру целью вполне достижимой при помощи разумной жизни. Верный путь к «устойчивому удовольствию» – сознательное освобождение от потребностей, страхов и забот, достижение тишины и спокойствия души. Резко расходясь в большинстве положений с учениями киников и стоиков, Эпикур в итоге приходит к одной с ними конечной жизненной цели – «невозмутимости» (атараксии), так же призывает добиваться господства над страстями и суетой.

Философия освобождает нас от страха смерти и богов, отравляющего нашу жизнь. Истинный мудрец, считает Эпикур, способен избавиться также и от страха страданий и бедствий. Сильное страдание либо скоро проходит, либо влечет за собой смерть. Страдания либо кратковременны, либо выносимы – тот, кто приучит себя к этой мысли, говорит Эпикур, обретёт мужество и спокойствие духа. Человеческие потребности делятся на такие, без удовлетворения которых можно, и такие, без удовлетворения которых нельзя обойтись. Голод и жажду не утолять нельзя. Но без потребности, к примеру, в половой жизни или в приправленной пище обойтись можно, а без удовлетворения большинства прочих потребностей – роскоши, корыстолюбия, тщеславия – обойтись ещё легче. Погоня за почестями есть величайшее безумие. Скрывайся, живи в неизвестности, «проживи незаметно» (λάθε βιωσας) – вот золотое правило Эпикура. Надо уметь довольствоваться лишь крайне необходимым. Ложные и неестественные потребности ненасытимы. Все несчастия и скорби человеческие вытекают из них и из неразумных страхов, а счастье дается покоем и довольством. Все наши заботы, полагает Эпикур, должны быть направлены на сохранение душевного и телесного здоровья и невозмутимости духа, которая достигается философской мудростью, основанной на голосе природы и отречении от суеты. Голос природы требует немногого: не голодать, не жаждать, не мерзнут – и все это нетрудно исполнить. Ото всех остальных удовольствий можно отказаться. Умение довольствоваться малым является великим благом. Чем меньшим мы довольствуемся, тем меньше зависим от судьбы. «Не попойки, не непрерывные кутежи, не любовные наслаждения или пышный стол рождают приятную жизнь, а трезвое рассуждение… изгоняющее те мнения, которые порождают наибольшее смятение души».

Освобождая нас от страха и ложных мнений, философская мудрость, по Эпикуру, внушает нам мужество, умеренность и справедливость. Люди нуждаются во взаимопомощи и дружбе, которые доставляют нам большое удовольствие и нужны для того, чтобы жить безопасно. В знаменитом «Саду Эпикура» (его философской школе) люди соединялись солидарностью в одном и том же жизненном идеале, возвышая духовные удовольствия над телесными. Несмотря на свой материализм и сенсуализм, Эпикур превозносит господство духа над страстями, ибо хотя ничего сверхчувственного нет, спокойствие и невозмутимость души – это тоже особое физическое состояние. Философ может побеждать телесные скорби и страдания, перенося их мужественно и с невозмутимой ясностью. Даже стоики не высказывали в столь решительной форме убеждение в бессилии страдания над истинным мудрецом. Хотя учения Эпикура и стоиков считались противоположными по смыслу, эпикурейский идеал мудреца близко подходит к стоическому. За проповедником удовольствия Эпикуром скрывался глубокий моралист, проникнутый верой в единство добродетели и счастья

 

Значение Эпикура в истории античной философии

Ни одному из философов античности, за исключением Пифагора, не удалось создать такой прочный и тесный союз, каким была школа Эпикура. Верность последователей Эпикура заветам своего учителя является беспримерной в древности. Шесть веков, до торжества христианства, они хранили их без изменений. Школа Эпикура стала своеобразным философским орденом или сектой без таинств и мистики – кроме культа памяти учителя. В философском обществе эпикурейцев даже имущества были общими, хотя обязательный коммунизм отвергался, ибо любые правила относительно распоряжения личной собственностью казались Эпикуру излишними и оскорбительными для истинной дружбы.

Однако заметно, что на мудрости Эпикура лежит печать утомления. Его учение можно считать философией безмятежного, безбоязненного и, по возможности безболезненного конца эллинской цивилизации – без веры в будущее и без страха перед будущим. Такая философия соответствовала духу эпохи, в которой жил Эпикур, духу утонченной культуры пережившей своих богов и утратившей в эпоху эллинизма ту свободную политическую атмосферу, среди которой она расцвела.

Римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар

 

Популярность Эпикура была необыкновенно велика и в Риме. Величественное изложение его философии дал в своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар. В период упадка империи общества последователей Эпикура казались тихими убежищами от политических бурь. При Адриане, при династии Антонинов количество эпикурейцев возросло. Но с середины IV века нашей эры влияние философии Эпикура падает: она умерла вместе со всем античным миром, не пережив торжество христианства.

 

Эпикуреизм | Определение, история, примеры и факты

Эпикур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лукреций
Похожие темы:
философия
удовольствие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Эпикуреизм , строго говоря, философия, которой учил Эпикур (341–270 до н. э.). В широком смысле это система этики, охватывающая все концепции и формы жизни, восходящие к принципам его философии. В античной полемике, как часто с тех пор, этот термин употреблялся в еще более общем (и явно ошибочном) значении как эквивалент гедонизма, учения о том, что удовольствие или счастье есть главное благо. Таким образом, на популярном языке эпикуреизм означает преданность удовольствиям, комфорту и роскошной жизни с определенной тонкостью стиля.

Природа эпикуреизма

Несколько основных понятий характеризуют философию Эпикура. В физике это атомизм, механическое понимание причинности, ограниченное, однако, идеей самопроизвольного движения или «отклонения» атомов, которое прерывает необходимое действие причины; бесконечность вселенной и равновесие всех сил, которые окружают ее явления; и существование богов, рассматриваемых как блаженные и бессмертные существа, совершенно чуждые происходящему в мире. В этике основными понятиями являются отождествление добра с удовольствием и высшего блага и конечной цели с отсутствием боли в теле и душе — предел, за которым удовольствие не растет, а изменяется; сведение всякого человеческого отношения к принципу полезности, который находит свое высшее выражение в дружбе, в которой он в то же время преодолевается; и, в соответствии с этой целью, ограничение всякого желания и практики добродетелей, от которых удовольствие неотделимо, и замкнутая и спокойная жизнь.

В принципе, этика удовольствия Эпикура является полной противоположностью стоической этике долга. Последствия, однако, те же: в конце концов эпикурейец вынужден жить с той же умеренностью и справедливостью, что и стоик. Однако чрезвычайно важно одно расхождение: стены стоического города — это стены мира, а его закон — закон разума; Границы эпикурейского города — границы сада, а закон — закон дружбы. Хотя этот сад может достигать границ земли, его центром всегда является человек.

История эпикуреизма

Предшественниками Эпикура были в физике Левкипп и Демокрит, в этике Антифон Софиста, Аристипп из Кирены и Евдокс из Книда, геометр и астроном. Эпикур отличался от них всех своим систематическим духом и тем единством, которое он пытался придать каждой части философии. В этом отношении на него большое влияние оказала философия и учение Аристотеля, взяв за основу его доктрины и решая поставленные им проблемы.

Учение Эпикура

В 306 г. до н. э. Эпикур основал свою школу в Афинах в своем саду, откуда он стал известен как Сад.

Его работы

В соответствии с целью, которую он ставил перед философией, учение Эпикура носило догматический характер, если не по форме, то по существу. Он называл свои трактаты dialogismoi , или «беседы». Поскольку полезность доктрин заключалась в их применении, он резюмировал их в stoicheia 9.0046 , или «элементарные предложения», которые нужно запомнить. В этом отношении Эпикур был изобретателем катехизического метода. Количество работ, созданных Эпикуром и его учениками, свидетельствует о впечатляющей теоретической деятельности. Но не менее важным было и практическое действие в жизни по ученным им добродетелям и в соблюдении обязательств взаимной помощи во имя дружбы. В этих начинаниях постоянную помощь оказывал сам Эпикур, который, даже в старости и болезни, писал письма увещевания, наставления и утешения, всюду возвещая свое евангелие мира и под именем наслаждения призывая к любви. .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Эпикуреизм | Определение, история, примеры и факты

Эпикур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лукреций
Похожие темы:
философия
удовольствие

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Эпикуреизм , строго говоря, философия, которой учил Эпикур (341–270 до н. э.). В широком смысле это система этики, охватывающая все концепции и формы жизни, восходящие к принципам его философии. В античной полемике, как часто с тех пор, этот термин употреблялся в еще более общем (и явно ошибочном) значении как эквивалент гедонизма, учения о том, что удовольствие или счастье есть главное благо. Таким образом, на популярном языке эпикуреизм означает преданность удовольствиям, комфорту и роскошной жизни с определенной тонкостью стиля.

Природа эпикуреизма

Несколько основных понятий характеризуют философию Эпикура. В физике это атомизм, механическое понимание причинности, ограниченное, однако, идеей самопроизвольного движения или «отклонения» атомов, которое прерывает необходимое действие причины; бесконечность вселенной и равновесие всех сил, которые окружают ее явления; и существование богов, рассматриваемых как блаженные и бессмертные существа, совершенно чуждые происходящему в мире. В этике основными понятиями являются отождествление добра с удовольствием и высшего блага и конечной цели с отсутствием боли в теле и душе — предел, за которым удовольствие не растет, а изменяется; сведение всякого человеческого отношения к принципу полезности, который находит свое высшее выражение в дружбе, в которой он в то же время преодолевается; и, в соответствии с этой целью, ограничение всякого желания и практики добродетелей, от которых удовольствие неотделимо, и замкнутая и спокойная жизнь.

В принципе, этика удовольствия Эпикура является полной противоположностью стоической этике долга. Последствия, однако, те же: в конце концов эпикурейец вынужден жить с той же умеренностью и справедливостью, что и стоик. Однако чрезвычайно важно одно расхождение: стены стоического города — это стены мира, а его закон — закон разума; Границы эпикурейского города — границы сада, а закон — закон дружбы. Хотя этот сад может достигать границ земли, его центром всегда является человек.

История эпикуреизма

Предшественниками Эпикура были в физике Левкипп и Демокрит, в этике Антифон Софиста, Аристипп из Кирены и Евдокс из Книда, геометр и астроном. Эпикур отличался от них всех своим систематическим духом и тем единством, которое он пытался придать каждой части философии. В этом отношении на него большое влияние оказала философия и учение Аристотеля, взяв за основу его доктрины и решая поставленные им проблемы.

Учение Эпикура

В 306 г. до н. э. Эпикур основал свою школу в Афинах в своем саду, откуда он стал известен как Сад.

Его работы

В соответствии с целью, которую он ставил перед философией, учение Эпикура носило догматический характер, если не по форме, то по существу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts