Епископ гермоген: Гермоген, епископ Мичуринский и Моршанский (Серый Владимир Иванович) / Персоналии / Патриархия.ru
|
|
Родился епископ Тобольский и Сибирский, святой новомученник и исповедник российский Гермоген
25 апреля 1858 г. в семье священника Херсонской епархии родился епископ Гермоген (в миру Долганёв Георгий Ефремович).
Среднее образование Георгий получил в духовной семинарии, выдержав аттестат зрелости при классической гимназии, что позволило ему поступить в Новороссийский университет на юридический факультет. После окончания университета в 1889 г. будущий епископ Гермоген поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где принял монашеский постриг в сане инока с именем Гермоген.
По окончании курса семинарии в 1893 г. молодого инока Гермогена назначили инспектором Тифлисской духовной семинарии. Быстро овладев грузинским языком, в 1898 г. Гермоген занял там пост ректора. Во время недолгого периода ректорства им проводились миссионерские беседы среди населения окраин, были созданы церковные школы.
Святейший Синод, обратив внимание на инока Гермогена, в 1901 г. в Москве рукоположил его в епископа Вольского, викария Саратовской епархии.
За десять лет служения епископа Гермогена на Саратовской кафедре было построено свыше пятидесяти храмов, открыт детский приют, в котором воспитывалось пятьдесят мальчиков-сирот.
Епископ Гермоген преобразовал и расширил епархиальный печатный орган — «Саратовский духовный вестник» и создал еженедельный «Братский листок».
Отстаивая незыблемость Церковных канонов, епископ Гермоген вошёл в конфликт со Святейшим Синодом, что привело к его увольнению из Саратовской епархии. Гермоген был отправлен на жительство в Белоруссию, в Жировицкий Успенский монастырь под город Гродно.
После Февральской революции в 1917 г. он был назначен епископом Тобольским. Епископ Гермоген создал «Православно-церковное общество единения клира и мирян»; почти ежедневно участвовал в соборных Богослужениях. Его помощником был давний друг по Тифлису и Саратову викарный епископ Березовский Иринарх.
Тобольский период жизни епископа Гермогена совпал с пребыванием в Тобольской ссылке российского императора Николая II Романова и его семьи. В защиту императорской семьи в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 г. епископ организовал крестный ход. Власти побоялись прилюдно арестовать епископа Гермогена, и арест провели на следующий день. Арестованного епископа привезли в Екатеринбург 18 апреля 1918 г. и поместили в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. В тюрьме святитель или читал, или писал, но больше молился и пел церковные песнопения. Читал он по преимуществу Новый Завет и жития святых.
12 июня 1918 г. еписком Гермоген был отправлен в Тюмень, а оттуда — в Тобольск по реке Туре на суднах. В районе с. Покровское большевики вступили в бой с белогвардейцами. В ходе боя, по приказу командующего, все узники, в том числе и епископ Гермоген были заживо сброшены с камнем на шее в реку.
Ученик епископа Гермогена епископ Иринарх опознал тело учителя и организовал захоронение останков в Северном приделе кафедрального Софийско-Успенского собора города Тобольска.
Русская Православная Церковь в 2000 г. причислила преосвященного Гермогена к лику святых.
В ходе реставрационных работ на территории Тобольского Кремля в 2005 г. было обретено место захоронения и нетленные останки епископа Гермогена. Специальная церковная комиссия из преосвященных архиреев русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II освидетельствовала святые мощи новомученника и исповедника российского.
Лит: Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1. А-З. Тюмень, 2004. С. 314; Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский. Архипастырь — мученик // Сибирский листок. 1912-1919. Тюмень, 2003. С. 512-514; Петрушин А. Возвращение Святого Гермогена // Родина. 2005. № 12. С. 77; Петрушин А. Тайны епископа Гермогена // Мир Севера. 2004. № 1. С. 17-24; О канонизации Священномученика Гермогена Долганева (1858-1918) Епископа Тобольского и Сибирского [Электронный ресурс] // Сибирская православная газета. 2015. URL: http://www.ihtus.ru/sm5.shtml; Тобольский биографический словарь / авт.-сост.: В. Ю. Софронов, Ю. П. Прибыльский. Екатеринбур, 2004. С. 114-116; Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский [Электронный ресурс] // Тобольско-Тюменская епархия. 2007-2015. URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t04_3.
См. также в Президентской библиотеке:
Илиодор (Труфанов, Сергей Михайлович; 1880-1958). Его преосвященству, преосвященнейшему Гермогену, епископу Саратовскому и Царицынскому: Иеромонаха Илиодора доклад. М., 1908;
Мраморнов А. И. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX-начала XX вв. : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2008;
Столыпин П. А. Копия шифрованной телеграммы из Царицына Губернатора Стремоухова Столыпину П. А. о необходимости принять меры против Гермогена и Илиодора [Дело] : 22 марта 1911 г. 1 л.
Материал предоставлен филиалом ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина» в Тюменской области
Георгий Ефремович Долганёв Гермоген (1858-1919)
Епископ Георгий Ефремович Долганёв (Ермоген), позже известный как епископ Тобольский, был канонизированным русским православным религиозным деятелем.
Родился 25 марта 1858 г. в Херсонской губернии (на юге Украины) и умер, с. 15 июня 1918 года утонул в реке Туре в Ярковском районе.
Георгий был сыном священника и посещал школу в Ананьеве, расположенном в Одесской области, Украина, городе с богатым еврейским наследием и культурой.
Изучал право, математику и филологию (изучение языка по письменным историческим источникам) в Новороссийском университете, который впоследствии стал известным Одесским национальным университетом Украины.
В 1892 году Долганев принял имя Гермоген после учебы в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
В 1893 году он стал инспектором, а затем деканом Тифлисской духовной семинарии в Тбилиси, Грузия, а в 1898 году стал ее деканом.
В 1899 году Гермоген был ответственен за исключение одного из самых известных студентов семинарии, Иосифа Сталина, политический шаг, который будет преследовать его последователей в будущем.
В 1903 году он стал епископом портового города Саратова и промышленного города Царицына и получил место в Священном Синоде, собрании лидеров русской православной церкви, первоначально учрежденном Петром Великим.
Епископ Гермоген, к 1905 г. стал одним из самых уважаемых деятелей Русской Православной Церкви. мужчины превратились в заклятых врагов.
декабря 1911 года епископ Гермоген вступил в серьезный политический и физический конфликт с Распутиным, любимым «мистическим целителем» царской семьи.
Через несколько недель без официального слушания дела Гермоген был сослан властями в Жировичский монастырь в Белоруссии. В ответ Гермоген пустил слухи, предупреждая людей, что Распутин вступил в радикальную сибирскую христианскую секту.
В 1917 году епископ Гермоген был назначен архиепископом Тобольским и Сибирским и установил официальные контакты с императорской семьей царя Николая II незадолго до русской революции во главе с Владимиром Лениным.
В апреле 1918 года Гермоген был арестован большевиками и утоплен в реке Туре, недалеко от места рождения заклятого врага Распутина.
3 июля 1918 г. тело епископа Гермогена было найдено и погребено в соседней деревне, а затем перезахоронено в Софийском соборе Тобольска.
Источник: Гермоген (Долганёв). (2014, 21 ноября). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено 17:19, 3 декабря 2014 г., с http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Hermogenes_(Dolganyov)&oldid=63479.5248
Епископ Георгий Ефремович Долганёв (Гермоген), позже известный как епископ Тобольский, был канонизированным русским православным религиозным деятелем.
Родился 25 марта 1858 г. в Херсонской губернии (на юге Украины) и умер, с. 15 июня 1918 года утонул в реке Туре в Ярковском районе.
Георгий был сыном священника и посещал школу в Ананьеве, расположенном в Одесской области, Украина, городе с богатым еврейским наследием и культурой.
Изучал право, математику и филологию (изучение языка по письменным историческим источникам) в Новороссийском университете, который впоследствии стал известным Одесским национальным университетом Украины.
В 1892 году Долганев принял имя Гермоген после учебы в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
В 1893 году он стал инспектором, а затем деканом Тифлисской духовной семинарии в Тбилиси, Грузия, а в 1898 году стал ее деканом.
В 1899 году Гермоген был ответственен за исключение одного из самых известных студентов семинарии, Иосифа Сталина, политический шаг, который будет преследовать его последователей в будущем.
В 1903 году он стал епископом портового города Саратова и промышленного города Царицына и получил место в Священном Синоде, собрании лидеров русской православной церкви, первоначально учрежденном Петром Великим.
Епископ Гермоген, к 1905 г. стал одним из самых уважаемых деятелей Русской Православной Церкви. мужчины превратились в заклятых врагов.
декабря 1911 года епископ Гермоген вступил в серьезный политический и физический конфликт с Распутиным, любимым «мистическим целителем» царской семьи.
Через несколько недель без официального слушания дела Гермоген был сослан властями в Жировичский монастырь в Белоруссии. В ответ Гермоген пустил слухи, предупреждая людей, что Распутин вступил в радикальную сибирскую христианскую секту.
В 1917 году епископ Гермоген был назначен архиепископом Тобольским и Сибирским и установил официальные контакты с императорской семьей царя Николая II незадолго до русской революции во главе с Владимиром Лениным.
В апреле 1918 года Гермоген был арестован большевиками и утоплен в реке Туре, недалеко от места рождения заклятого врага Распутина.
3 июля 1918 г. тело епископа Гермогена было найдено и погребено в соседней деревне, а затем перезахоронено в Софийском соборе Тобольска.
Источник: Гермоген (Долганёв). (2014, 21 ноября). В Википедии, свободной энциклопедии. Получено 17:19, 3 декабря 2014 г., с http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Hermogenes_(Dolganyov)&oldid=63479.5248
Читать далее
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский, чудотворец всея Руси
Тропарь и кондак
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, родился в Казани около 1530 года, происходил из казаков Донских. По собственному свидетельству Патриарха, он служил священником в Казани в храме во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). ), возле Казанского базара. Вскоре он стал монахом, а с 1582 года архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским.
В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери (8 Июля). По благословению архиепископа Казанского Иеремии он перенес новоявленную икону с места его открытия церкви Святого Николая. Обладая незаурядным литературным талантом, святитель в 159 г.4 составил повествование, описывающее явление чудотворной иконы и совершенные через нее чудеса. В 1591 году святитель собрал в соборной церкви новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.
Мощи святителя Германа, второго архиепископа Казанского (память 25 сентября, 6 ноября и 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время чумы, перенесены и погребены в Никольской церкви в 1592 году. по благословению патриарха Иова (1589 г. -1605), святой Ермоген перезахоронил мощи в Свияжском Успенском монастыре.
9 января 1592 года святитель Ермоген обратился с письмом к Патриарху Иову, в котором просил разрешения увековечить в его Казанском престоле тех православных воинов, которые отдали свои жизни за Веру и народ в битве с татарами. В прошлом было принято вносить в диптихи имена всех павших в боях православных воинов и поминать их.
При этом он упомянул о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру во Христа, одним из которых был русский по имени Иоанн (память 24 января), родившийся в Нижнем Новгороде и плененный татарами. Двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), были новообращенными татарами.
Святитель выразил сожаление, что эти мученики не вставлены в диптихи, читаемые в Неделю Православия, и что им не пропета «Вечная память». В ответ святителю Ермогену Патриарх издал указ от 25 февраля, в котором говорилось: «Совершить в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду по всем православным воинам, убиенным в Казани и окрестностях Казани, в субботу после праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и вписать их в великий Синодик, читаемый в Неделю Православия», а также повелел вписать трех казанских мучеников в Синодик, предоставив святителю Ермогену установить день их памяти. Святитель Ермоген распространил Патриарший указ по всей своей епархии и обязал все храмы и монастыри совершать литургии, панихиды и литии о трех казанских мучениках 24 января.0003
Святитель Ермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.
В 1595 году, при деятельном участии святителя Ермогена, мощи казанских чудотворцев преподобных Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, апр. 11) были обнаружены и раскрыты. Царь Феодор Иоаннович (1584-159 гг.)8) повелел воздвигнуть в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте первой, где были погребены святые.
Когда были обнаружены гробницы святых, приехал святой Ермоген с собранием духовенства. Он повелел вскрыть могилы и, увидев нетленные мощи и одежды святых, известил патриарха и царя. По благословению патриарха Иова и по повелению царя в новом храме были помещены мощи новоявленных чудотворцев. Сам святой Ермоген составил жития святителей Гурия и Варсонофия.
Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольный престол и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху жезл святителя Петра, Московского чудотворца (5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и жезл . По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.
Деятельность Патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы первоиерарх посвятил служению Церкви и народу.
Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему. С особым вдохновением Святейший Патриарх выступил против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить Православие, поработив русский народ.
Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, Патриарх Гермоген послал два письма русским предателям. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскормлены и воспитаны. Ты нарушил клятву свою и крестное целование стоять насмерть за дом Пресвятой Богородицы и за Московское царство, но пал за своего ложного горе-царевича… Душа моя болит, сердце мое тошнит, все во мне агонизирует, и все мое тело содрогается; Плачу и рыдая плачу: Помилуй, помилуй, братия и чада, души свои и родителей своих усопших и живых… Подумайте, как опустошается и разоряется народ наш иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам. и церкви, и как проливается невинная кровь, вопиющая к Богу. Считать! Против кого вы вооружитесь: не против ли Бога, сотворившего вас? Разве это не против ваших собственных братьев? Разве ты не опустошаешь свою страну?.. Заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце». Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей, жен и детей; и мы стоим, чтобы молить Бога о вас…»
Вскоре на Тушинского разбойника пал праведный суд Божий: он был убит своими приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как поляки и предатели, верные Сигизмунду III, оставались в город. Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.
Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле. Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки часто отправляли к патриарху гонцов с требованием, чтобы он приказал русскому ополчению покинуть город, угрожая ему казнью в случае отказа.