Есть ли в православии ад: Ад — что это? Представления об аде в Христианстве

Разное

Откуда взялся ад и какова природа адских мучений?

Оглав­ле­ние

  • «Я с веч­но­стью пре­буду наравне. Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нье…»
  • Духов­ная помойка язы­че­ства
  • Взбе­сив­шийся ротвей­лер
  • Испор­чен­ный дар
  • Огонь, страш­ней огня
  • Ложь ада
  • Спа­си­тель­ная сила «мело­чей»

Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко нака­зы­вает греш­ни­ков? Что такое – геенна огнен­ная? Откуда взялся ад и какова при­рода адских муче­ний? Святые Отцы отве­тили на такие вопросы еще пол­тора тыся­че­ле­тия назад, но знаем ли мы сего­дня эти ответы?

«Я с веч­но­стью пре­буду наравне. Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нье…»

«Я с веч­но­стью пре­буду наравне. Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нье…» В «Боже­ствен­ной коме­дии» Данте эти слова напи­саны над входом в ад. А само опи­са­ние ада, кото­рое ита­льян­ский автор эпохи Воз­рож­де­ния дал в своей поэме, на несколько веков стало хре­сто­ма­тий­ным для всей евро­пей­ской куль­туры. По Данте, ад – это обшир­ное про­стран­ство, спе­ци­ально обо­ру­до­ван­ное для муче­ния попав­ших туда греш­ни­ков. И чем тяже­лее грехи умер­шего чело­века, тем более ужас­ным стра­да­ниям под­вер­га­ется его душа в аду после смерти.

Вообще, идея посмерт­ного воз­да­я­ния за совер­шен­ное зло суще­ствует прак­ти­че­ски у всех наро­дов. Несмотря на мно­же­ство и раз­но­об­ра­зие рели­ги­оз­ных веро­ва­ний в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, кото­рое отри­цало бы мысль о нака­за­нии греш­ни­ков в загроб­ном мире. И хри­сти­ан­ская рели­гия не явля­ется исклю­че­нием из общего пра­вила, она тоже утвер­ждает, что совер­ша­ю­щие грех люди будут мучиться в аду.

Но здесь-то и воз­ни­кает про­блема. Дело в том, что хри­сти­ан­ство – един­ствен­ная рели­гия в миро­вой исто­рии, кото­рая утвер­ждает, что Бог есть – Любовь. Более того – Любовь жерт­вен­ная! Бог хри­стиан стал Чело­ве­ком, жил среди людей, терпел все­воз­мож­ные лише­ния, доб­ро­вольно принял мучи­тель­ную смерть на кресте… Бог, при­шед­ший постра­дать за грехи людей, Бог, зна­ю­щий, что такое стра­да­ние – ничего подоб­ного нет ни в одной рели­гии мира.

И вдруг этот добрый Бог обе­щает непо­ка­яв­шимся греш­ни­кам такие загроб­ные муки, о кото­рых в еврей­ском рели­ги­оз­ном созна­нии до Христа не было даже пред­став­ле­ния. В вет­хо­за­вет­ном пони­ма­нии, души умер­ших людей шли в шеол, место бес­со­зна­тель­ного пре­бы­ва­ния, страну веч­ного бес­про­буд­ного сна. Но Хри­стос совер­шенно опре­де­ленно гово­рит: души пра­вед­ни­ков идут в Цар­ство Божие, души греш­ни­ков – в геенну огнен­ную, где червь их не уми­рает и огонь не уга­сает. Образ ада как – огнен­ного нака­за­ния за грехи, места веч­ного муче­ния, геенны – появ­ля­ется именно в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии.

Как это пони­мать? Полу­ча­ется, что Хри­стос, Кото­рый плакал от состра­да­ния чужому горю, Кото­рый и на кресте молился о про­ще­нии Своих мучи­те­лей; Хри­стос, не осу­див­ший ни одного греш­ника (с огром­ным мно­же­ством кото­рых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отно­ше­ние к ним после их смерти? Неужели Хри­стос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любя­щего и забот­ли­вого Бога пре­вра­ща­ется для них в без­жа­лост­ного и неумо­ли­мого судью, более того – в палача и кара­теля? Конечно, можно ска­зать, что речь тут идет о греш­ни­ках, кото­рые сами заслу­жили свое нака­за­ние. Но Хри­стос учил своих уче­ни­ков не воз­да­вать злом за зло. Выхо­дит, что ска­зано это было лишь для людей, а сам Бог за соде­ян­ное зло воз­дает греш­ни­кам таким жутким стра­да­нием, что страшно об этом даже думать? За несколько деся­ти­ле­тий греш­ной жизни – вечное муче­ние… Но почему же тогда хри­сти­ане утвер­ждают, что Бог есть – Любовь?

Такие вопросы воз­ни­кают у многих. Но веру­ю­щим людям проще раз­ре­шить свои недо­уме­ния. Тому, кто обра­щался с молит­вой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответ­ное при­кос­но­ве­ние Руки Божией, больше не нужны ника­кие объ­яс­не­ния. Веру­ю­щий чело­век знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта обще­ния с этим Богом. А вот для нево­цер­ко­в­лен­ного чело­века вопрос о вечном нака­за­нии за грехи, име­ю­щие окон­ча­ние, нередко ста­но­вится серьез­ным пре­пят­ствием в пони­ма­нии хри­сти­ан­ства.

Хри­стос дей­стви­тельно гово­рил о геенне огнен­ной. Но что такое геенна и почему она – огнен­ная? Откуда взя­лось это слово и что оно озна­чает? Не разо­брав­шись в этом, просто невоз­можно пра­вильно понять слова Христа о посмерт­ной участи нерас­ка­яв­шихся греш­ни­ков.

Духов­ная помойка язы­че­ства

Читая Еван­ге­лие, нетрудно убе­диться в том, что Хри­стос не упо­треб­лял в своей про­по­веди бого­слов­ские и фило­соф­ские тер­мины. Говоря о Цар­стве Небес­ном с рыба­ками и вино­гра­да­рями, Он исполь­зо­вал образы, понят­ные и близ­кие про­стым людям, насе­ляв­шим тогда Иудею. Язык Еван­ге­лия – это ино­ска­за­ние, притча, за кото­рой стоит духов­ная реаль­ность. И отно­ситься к Еван­гель­ским мета­фо­рам как к пря­мому опи­са­нию этой реаль­но­сти было бы, по мень­шей мере, наивно. Читая притчу, в кото­рой Гос­подь упо­доб­ляет Цар­ство Божие гор­чич­ному зерну, из кото­рого вырас­тает дерево, вряд ли кто-нибудь все­рьез оза­да­чит себя про­бле­мой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Хри­стос? Но в рас­суж­де­ниях о геенне совре­мен­ный чита­тель Еван­ге­лия почему-то скло­нен пони­мать слова Христа бук­вально. А между тем, в Еван­гель­ские вре­мена любой иудей знал, что такое геенна и где она нахо­дится.

Ге-Еннон по-еврей­ски значит – долина Енно­мова. Она начи­на­лась прямо за город­ской стеной Иеру­са­лима. Это было мрач­ное место, свя­зан­ное для евреев с самыми ужас­ными и омер­зи­тель­ными вос­по­ми­на­ни­ями. Дело в том, что после заклю­че­ния Завета с Богом изра­иль­ский народ мно­го­кратно нару­шал этот Завет, укло­ня­ясь в язы­че­ство. И долина Енно­мова была местом покло­не­ния Молоху и Астарте, культы кото­рых сопро­вож­да­лись про­ти­во­есте­ствен­ными раз­врат­ными орги­ями с хра­мо­вой про­сти­ту­цией, жре­цами-кастра­тами и чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Там были соору­жены тофеты (с фини­кий­ского бук­вально: места сожже­ния людей) и совер­ша­лись самые отвра­ти­тель­ные и жесто­кие риту­алы, кото­рые только суще­ство­вали в древ­нем язы­че­стве. На рас­ка­лен­ные руки идола Молоха бро­сали мла­ден­цев, и они ска­ты­ва­лись в огнен­ное нутро исту­кана. А в капи­щах Астарты девы при­но­сили ей в жертву свою невин­ность. Из долины Енно­мо­вой этот ужас рас­пол­зался по всей Иудее. Даже в Иеру­са­лим­ском храме царь Манас­сия уста­но­вил идола Астарты. Такое без­за­ко­ние не могло про­дол­жаться бес­ко­нечно, и пророк Иере­мия, собрав вокруг себя иудей­ских ста­рей­шин, именно в Ге-Енноне пред­рек народу Изра­иля паде­ние Иеру­са­лим­ского цар­ства за отступ­ле­ние от Бога Истин­ного.

В VI веке до Рож­де­ства Хри­стова вави­лон­ский царь Наву­хо­до­но­сор заво­е­вал Иудею, раз­ру­шил Иеру­са­лим, раз­гра­бил и сжег Храм. Тогда же была навсе­гда утра­чена вели­чай­шая свя­тыня еврей­ского народа – ковчег Завета. Тысячи еврей­ских семей были угнаны в Вави­лон. Так духов­ный раз­врат, сре­до­то­чием кото­рого была долина Енно­мова, кон­чился для иудеев эпохой Вави­лон­ского пле­не­ния.

Когда евреи вер­ну­лись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызы­вав­шим ужас и отвра­ще­ние. Сюда начали сво­зить мусор и нечи­стоты со всего Иеру­са­лима, а для пре­ду­пре­жде­ния зара­же­ния здесь посто­янно под­дер­жи­вался огонь. Ге-Еннон пре­вра­тился в город­скую свалку, на кото­рую выбра­сы­вали также и трупы каз­нен­ных пре­ступ­ни­ков.

Долина Енно­мова стала у евреев сим­во­лом гибели язы­че­ства и раз­врата. Смрад и нико­гда не поту­ха­ю­щий на свалке огонь царили там, откуда неко­гда раз­ли­ва­лась духов­ная зараза, погу­бив­шая Изра­иль во вре­мена Наву­хо­до­но­сора.

Ге-енна была для иудеев частью их быта, такой же понят­ной, как и сжи­га­ние плевел после обмо­ла­чи­ва­ния зерна. Хри­стос упо­треб­лял эти образы, чтобы слу­ша­ю­щие Его люди как можно глубже про­ник­лись мыслью о гибель­но­сти греха. Слова же о неуга­са­ю­щем огне и неуми­ра­ю­щем черве – бук­валь­ная цитата послед­него стиха книги про­рока Исайи, также пре­красно зна­ко­мой иудеям. И там эти слова отно­сятся не к душам умер­ших греш­ни­ков, а к трупам врагов Божиих.

За всеми этими страш­ными сим­во­лами, без­условно, стоит не менее страш­ная духов­ная реаль­ность. Нам, к сча­стью, невоз­можно постичь ее до конца, поскольку пол­но­стью эта реаль­ность откры­ва­ется лишь нерас­ка­ян­ным греш­ни­кам после смерти. Но хотя бы отча­сти понять при­чины адских стра­да­ний можно, озна­ко­мив­шись с уче­нием о стра­стях, кото­рое было состав­лено Свя­тыми Отцами Восточ­ной Пра­во­слав­ной Церкви.

Взбе­сив­шийся ротвей­лер

Что же такое стра­сти? Пред­ставьте, что вам пода­рили щенка собаки бой­цов­ской или слу­жеб­ной породы, скажем – ротвей­лера. Пре­крас­ный пода­рок! Если собаку вос­пи­ты­вать как поло­жено, дрес­си­ро­вать ее, научить под­чи­няться коман­дам, то она станет для вас верным другом и надеж­ным защит­ни­ком. Но если такому щенку не дать над­ле­жа­щего вос­пи­та­ния, то через несколько меся­цев вы обна­ру­жите в своем доме мощное, клы­ка­стое чудо­вище, кото­рое начнет дик­то­вать вам усло­вия сов­мест­ного про­жи­ва­ния. Такая собака пре­вра­ща­ется в злоб­ного, неуправ­ля­е­мого зверя, спо­соб­ного поку­сать, иска­ле­чить и даже убить своего нера­ди­вого хозя­ина.

Подоб­ным обра­зом дей­ствует страсть – некое свой­ство чело­ве­че­ской души, кото­рое изна­чально было полез­ным и нужным. Но, непра­вильно упо­треб­ля­е­мое чело­ве­ком, это свой­ство изме­ни­лось, сде­лав­шись для него опас­ным и злым врагом.

Цер­ковь учит, что чело­век – уди­ви­тель­ное суще­ство, един­ствен­ное тво­ре­ние, кото­рое Бог создал по Образу и Подо­бию Своему, вложив в него разум и твор­че­ское начало. Но чело­век был создан не для бла­жен­ного без­де­лья. Смыс­лом его суще­ство­ва­ния должно было стать радост­ное сотвор­че­ство со своим Созда­те­лем. Полу­чив от Бога власть над мате­ри­аль­ным миром, он должен был хра­нить и воз­де­лы­вать Рай­ский сад, а впо­след­ствии, раз­мно­жа­ясь и напол­няя лицо Земли, пре­вра­тить в Рай всю Все­лен­ную. Для этой высо­кой цели Бог наде­лил чело­ве­че­скую при­роду колос­саль­ным твор­че­ским потен­ци­а­лом, огром­ным коли­че­ством раз­лич­ных сил, свойств и спо­соб­но­стей, упо­тре­бив кото­рые на испол­не­ние воли Божией о себе, чело­век стал бы насто­я­щим царем сотво­рен­ного мира. Но Бог создал его не подо­бием авто­мата, жестко запро­грам­ми­ро­ван­ного на выпол­не­ние этого плана. Такое сотвор­че­ство могло быть реа­ли­зо­вано лишь в сво­бод­ном союзе вза­им­ной любви и дове­рия двух лич­но­стей – Бога и чело­века. А где нет сво­боды, там не может быть и любви. Иначе говоря, чело­век был сво­бо­ден в выборе – сле­до­вать воле любя­щего его Бога, или нару­шить ее. И чело­век не устоял в этой сво­боде…

Испор­чен­ный дар

После гре­хо­па­де­ния он не утра­тил качеств и свойств, полу­чен­ных от Бога. Просто эти каче­ства вдруг пре­вра­ти­лись для него в ком­плект мин замед­лен­ного дей­ствия. Лишь выпол­няя Божий замы­сел о себе, чело­век мог исполь­зо­вать свои спо­соб­но­сти во благо. В любом другом случае они ста­но­ви­лись источ­ни­ком беды и раз­ру­ше­ния. Про­стая ана­ло­гия: топор при­ду­ман и сделан для плот­ниц­ких работ. Но, исполь­зуя его не по назна­че­нию, можно выру­бить пло­до­но­ся­щий сад, отру­бить себе ногу или убить ста­рушку-про­цент­щицу.

Так и грех извра­тил все свой­ства чело­ве­че­ской души. Вместо осо­зна­ния себя – обра­зом Божиим, чело­век при­об­рел само­лю­бо­ва­ние, гор­дыню и тще­сла­вие, любовь пре­вра­ти­лась в похот­ли­вость, спо­соб­ность вос­хи­щаться кра­со­той и вели­чием тво­ре­ния – в зависть и нена­висть… Все спо­соб­но­сти, кото­рыми Гос­подь так щедро одарил чело­века, тот стал исполь­зо­вать вопреки их пред­на­зна­че­нию. Так в мир вошло зло, так появи­лись стра­да­ния и болезни. Ведь болезнь – это нару­ше­ние нор­маль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния какого-либо органа. А в резуль­тате гре­хо­па­де­ния все чело­ве­че­ское есте­ство ока­за­лось рас­стро­ен­ным и начало жестоко стра­дать от этого рас­строй­ства.

Совер­шая любой грех, чело­век нару­шает волю Божию и застав­ляет свое есте­ство рабо­тать не так, как оно было заду­мано Богом. Если же этот грех ста­но­вится для чело­века источ­ни­ком удо­воль­ствия и он совер­шает его снова и снова, в нем про­ис­хо­дит пере­рож­де­ние есте­ствен­ных свойств, упо­треб­лен­ных для гре­хов­ных радо­стей. Эти свой­ства выхо­дят из-под кон­троля чело­ве­че­ской воли, ста­но­вятся неуправ­ля­е­мыми и тре­буют от несчаст­ного чело­века все новых и новых порций греха. И даже если потом, увидев, что это – путь к гибели, он захо­чет оста­но­виться, сде­лать это будет очень непро­сто. Страсть, как взбе­сив­шийся ротвей­лер, будет тащить его от греха к греху, а при попытке оста­но­виться пока­жет клыки и станет без­жа­лостно тер­зать свою жертву. Это дей­ствие стра­стей легко можно про­сле­дить в тра­ги­че­ской судьбе нар­ко­ма­нов и алко­го­ли­ков. Но наивно было бы думать, будто нена­висть, блуд, зависть, гнев, уныние и т.п. – менее раз­ру­ши­тельны для чело­века, чем непре­одо­ли­мая тяга к водке или геро­ину. Все стра­сти дей­ствуют оди­на­ково страшно, так как имеют общий источ­ник – иска­ле­чен­ную грехом чело­ве­че­скую при­роду.

Огонь, страш­ней огня

Стра­да­ния, кото­рые неудо­вле­тво­рен­ная страсть при­чи­няет чело­веку, очень напо­ми­нают дей­ствие огня на чело­ве­че­ское тело. Не слу­чайно Святые Отцы, говоря о стра­стях, посто­янно упо­треб­ляли образы пла­мени, жжения, горя­щих углей, и т.п. Да и в нецер­ков­ной, свет­ской куль­туре не нашлось луч­шего опре­де­ле­ния для стра­стей. Тут и «вос­пы­лать стра­стью», и «сжи­га­е­мый стра­стями», и зна­ме­ни­тое лер­мон­тов­ское: «…одна, но пла­мен­ная страсть», и попу­ляр­ный реклам­ный слоган: «Зажги огонь стра­сти…». Зажечь-то его легко, а вот поту­шить потом – неве­ро­ятно трудно. Но люди почему-то очень лег­ко­мыс­ленно отно­сятся к этому огню, хотя все мы на соб­ствен­ном опыте знаем его дей­ствие. В одних он – тлеет, в других – горит, а кого-то – сжег дотла на наших глазах. Чтобы в этом убе­диться, доста­точно посмот­реть хро­нику кри­ми­наль­ных про­ис­ше­ствий в любой газете.

…Муж­чина. Непью­щий. С высшим обра­зо­ва­нием. Во время семей­ного скан­дала ударил жену – и слу­чайно убил. Потом заду­шил мало­лет­нюю дочь, чтобы она его не выдала. Потом понял, что натво­рил, и – пове­сился.

…Жен­щина. Учи­тель­ница. Из рев­но­сти облила сопер­ницу серной кис­ло­той.

…Другая жен­щина. Решив покон­чить с собой, выпила флакон уксус­ной эссен­ции. Ей спасли жизнь, но на всю жизнь она оста­лась инва­ли­дом.

…Отец двоих детей. Дирек­тор учре­жде­ния. Очень доб­ро­со­вест­ный работ­ник. За несколько меся­цев про­са­дил на игро­вых авто­ма­тах огром­ную сумму казен­ных денег. На суде сказал: «Когда я играл, я не владел собой…».

Люди не вла­деют собой. Огонь стра­стей нестер­пимо жжет их, требуя совер­шать грех снова и снова. И в конце концов заго­няет их в тюрьму, на боль­нич­ную койку, в могилу… Это очень похоже на безу­мие, но подоб­ными исто­ри­ями наша жизнь бук­вально пере­пол­нена. И если бы смерть пре­кра­щала эти стра­да­ния, она была бы для чело­века вели­чай­шим благом. Но Цер­ковь прямо гово­рит об обрат­ном. Вот слова пре­по­доб­ного Аввы Доро­фея о стра­стях, дей­ству­ю­щих в душе чело­века после смерти тела: «…Душа, нахо­дясь в теле сем, хотя и ведет борьбу от стра­стей, но имеет и неко­то­рое уте­ше­ние оттого, что чело­век ест, пьет, спит, бесе­дует, ходит с любез­ными дру­зьями своими. Когда же выйдет из тела, она оста­ется одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; заня­тая ими, она опа­ля­ется их мяте­жом и тер­за­ется ими, так что она даже не может вспом­нить Бога; ибо самое памя­то­ва­ние о Боге уте­шает душу, как и в псалме ска­зано: «Помя­нух Бога и воз­ве­се­лихся», но и сего не поз­во­ляют ей стра­сти».

«Хотите ли, я объ­ясню вам при­ме­ром, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не бесе­дует, не поет псал­мов, не молится и отнюдь не вспо­ми­нает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать стра­сти. Однако он еще здесь нахо­дится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она пре­дастся стра­стям и оста­нется одна с ними, потер­пит тогда она, несчаст­ная?»

Стра­сти срав­ни­вают с огнем, но это не совсем пра­вильно. Потому что стра­сти гораздо страш­нее огня. Огонь может мучить чело­века лишь непро­дол­жи­тель­ное время, потом сра­ба­ты­вает защит­ная реак­ция орга­низма и чело­век теряет созна­ние. Потом уми­рает от боле­вого шока.

А вот когда огонь стра­сти тер­зает чело­века всю жизнь, а после смерти лишь мно­го­кратно уси­ли­ва­ется…

Тем и стра­шен грех, что рож­дает в душе чело­века стра­сти, кото­рые после смерти станут для него неуга­си­мым адским пла­ме­нем.

Ложь ада

«Был прав­дою мой Зодчий вдох­нов­лен:
Я высшей силой, пол­но­той все­зна­нья
И первою любо­вью сотво­рен…
…Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нья».

Так в поэме Данте ад заяв­ляет, что его сотво­рил Гос­подь. Но это наглая ложь. По пра­во­слав­ному веро­уче­нию, Бог не созда­вал ада, как не созда­вал греха, стра­стей, болез­ней, смерти и муче­ния. Зло, в пра­во­слав­ном пони­ма­нии, не имеет сущ­но­сти и явля­ется лишь спо­со­бом бытия сво­бод­ных лич­но­стей, неким обра­зом дей­ствия, пара­зи­ти­ру­ю­щем на тво­ре­нии Божием. Вот как пишет об этом один из самых авто­ри­тет­ных Cвятых Отцов пре­по­доб­ный Исаак Сирин: – «Грех, геенна и смерть вовсе не суще­ствуют у Бога, ибо они явля­ются дей­стви­ями а не сущ­но­стями». И гор­де­ли­вые слова над входом в ад, опи­сан­ный Данте, могли быть наца­ра­паны только самим дья­во­лом, для кото­рого кле­вета на Бога – при­выч­ное заня­тие. Бог есть – совер­шен­ная Любовь, и при­пи­сы­вать Ему созда­ние пыточ­ного ком­плекса для нака­за­ния греш­ни­ков – не что иное как бого­хуль­ство. Цер­ковь объ­яс­няет при­чину адских стра­да­ний совсем по-дру­гому.

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Бог и диа­волу всегда предо­став­ляет блага, но тот не хочет при­нять. И в буду­щем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источ­ник благ, на всех изли­ва­ю­щий бла­гость, каждый же при­ча­ща­ется ко благу, насколько сам при­уго­то­вил себя вос­при­ни­ма­ю­щим. Посему здесь, имея вле­че­ние к иным вещам и дости­гая их, мы хоть как-то насла­жда­емся, а там, когда Бог будет все и во всем (1Кор. 15:28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плот­ского насла­жде­ния, ни неспра­вед­ли­во­сти, те, кто уже не имеет обыч­ных удо­воль­ствий, но и к тем, что от Бога, уже не вос­при­им­чивы, муча­ются неиз­бывно, не потому, что Бог сотво­рил нака­за­ние, но потому, что мы сами устро­или себе нака­за­ние, так как и смерть Бог не сотво­рил, но мы сами навлекли ее на себя».

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «…Бог не раду­ется и не гне­ва­ется, ибо радость и гнев суть стра­сти. Нелепо думать, чтоб Боже­ству было хорошо или худо из-за дел чело­ве­че­ских. Бог благ и только благое творит, вре­дить же никому не вредит, пре­бы­вая всегда оди­на­ко­вым; а мы когда бываем добры, то всту­паем в обще­ние с Богом, по сход­ству с Ним, а когда ста­но­вимся злыми, то отде­ля­емся от Бога, по несход­ству с Ним. Живя доб­ро­де­тельно, мы бываем Божи­ими, дела­ясь злыми, ста­но­вимся отвер­жен­ными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попус­кают Богу вос­си­ять в нас, с демо­нами же мучи­те­лями соеди­няют. Если потом молит­вами и бла­го­тво­ре­ни­ями снис­ки­ваем мы раз­ре­ше­ние в грехах, то это не то значит, что Бога мы убла­жили и Его пере­ме­нили, но что посред­ством таких дей­ствий и обра­ще­ния нашего к Богу, увра­че­вав сущее в нас зло, опять соде­лы­ва­емся мы спо­соб­ными вку­шать Божию бла­гость; так что ска­зать: Бог отвра­ща­ется от злых, есть то же, что ска­зать – солнце скры­ва­ется от лишен­ных зрения».

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин: «Неуместна никому такая мысль, будто греш­ники лиша­ются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей дей­ствует двояко: она мучает греш­ни­ков и весе­лит собою испол­нив­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, геен­ское муче­ние: оно есть – рас­ка­я­ние».

«Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви! И как горько и жестоко это муче­ние любви! Ибо ощу­тив­шие, что погре­шили они против любви, терпят муче­ние боль­шее вся­кого при­во­дя­щего в страх муче­ния; печаль, пора­жа­ю­щая сердце за грех против любви, страш­нее вся­кого воз­мож­ного нака­за­ния».

Как может мучить любовь, пре­красно пока­зал Васи­лий Шукшин в своем зна­ме­ни­том фильме «Калина крас­ная». Когда «завя­зав­ший» вор под чужим именем, спря­тав глаза за солн­це­за­щит­ные очки, явился к своей матери, кото­рая не видела его больше два­дцати лет. Своим обра­зом жизни он ее просто предал, обрек на нищен­ское суще­ство­ва­ние, на голод­ную оди­но­кую ста­рость. И вот, этот сын-вор по кличке «Горе» вдруг увидал, что мать по-преж­нему любит его несмотря ни на что, и что она будет без­мерно рада встре­тить и при­нять его даже таким, каким он стал за деся­ти­ле­тия воров­ской и лагер­ной жизни… И он не нашел в себе сил открыться. Герой Шук­шина, рыда­ю­щий в голос и гры­зу­щий землю на бугре под берез­ками – одна из самых силь­ных сцен в нашем кине­ма­то­графе. Вот он – плач и скре­жет зубов!

Каково же будет греш­нику, всю жизнь своими гре­хами пре­да­вав­шему Христа, после смерти уви­деть и испы­тать все­про­ща­ю­щую любовь Спа­си­теля, пре­тер­пев­шего за него столько стра­да­ний…

Спа­си­тель­ная сила «мело­чей»

О посмерт­ной участи чело­века можно стро­ить пред­по­ло­же­ния и рас­суж­дать бес­ко­нечно. Нико­лай Бер­дяев прямо писал что это «…пре­дель­ная тайна, не под­да­ю­ща­яся раци­о­на­ли­за­ции». Но здесь есть очень важный момент, кото­рый не только воз­можно, но, навер­ное, просто необ­хо­димо понять любому чело­веку.

Бог есть – Любовь и Он не мстит греш­ни­кам. Это невоз­можно, так как, по слову Исаака Сирина, где любовь, там нет воз­мез­дия; а где воз­мез­дие, там нет любви. Стра­да­ния греш­ни­ков не резуль­тат воз­да­я­ния за злые дела. Бог любит греш­ни­ков всегда – и на земле, когда они кале­чат себя гре­хами; и в геенне, когда их иска­ле­чен­ные души муча­ются, не имея воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рить свои стра­сти. Но даже любя­щий и все­мо­гу­щий Бог не может спасти чело­века, кото­рый не желает этого спа­се­ния. Про­то­и­е­рей Сергий Бул­га­ков писал: адские муки про­ис­хо­дят от нехо­те­ния истины, став­шего уже зако­ном жизни. Чело­век сво­бо­ден в выборе – быть с Богом, или – быть без Бога. И Гос­подь не отни­мает у него этой сво­боды ни в земной жизни, ни после смерти.

И всем нам очень важно вовремя понять, что смысл нашего суще­ство­ва­ния не в сумме зара­бо­тан­ных денег, не в важ­но­сти сде­лан­ных изоб­ре­те­ний, не в кра­соте напи­сан­ных картин и не в коли­че­стве про­чи­тан­ных ака­фи­стов и поло­жен­ных покло­нов. Смысл в том, что всякий наш посту­пок, слово и даже всякая мысль остав­ляют следы в нашей душе, изме­няя ее каждое мгно­ве­ние нашей недол­гой, в общем-то, жизни. И что бы люди ни делали в этой жизни, любое заня­тие еже­се­кундно сво­дится для них к про­стому выбору: либо чело­век борется со своими стра­стями и ста­но­вится спо­соб­ным вос­при­ни­мать любовь Божию как высшее благо; либо эти стра­сти раз­ви­вает, взра­щи­вает, делает их глав­ным содер­жа­нием своей души.

И пускай мы немощны, пускай не нахо­дим в себе сил на вели­кие нрав­ствен­ные подвиги. Но мы должны хотя бы обо­зна­чить наше жела­ние бороться со стра­стями, хотя бы в мело­чах попы­таться пере­стать идти на поводу у своих боль­ных наклон­но­стей. Мы не можем тысячу ночей молиться на камне, как это делал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский. Но сдер­жаться и не наорать на жену, даже когда она этого заслу­жи­вает, мы вполне в состо­я­нии. И усту­пить место ста­рушке в метро не соста­вит осо­бого труда, если осо­знать, что ты в этот момент борешься со своей ленью и жале­ешь чужую ста­рость. Такие вещи кажутся нам мело­чами, но из мело­чей и состоит вся наша био­гра­фия. И если мы твердо решим бороться с какой-нибудь «мело­чью» – про­изой­дет малень­кое чудо. Мы увидим, как Гос­подь, видя наше доброе наме­ре­ние, помо­жет нам в этой борьбе. Мы увидим, как могу­ще­ственна эта помощь, и как дели­катно и тро­га­тельно любит нас Хри­стос. Воюя с гре­хов­ными «мело­чами» мы можем научиться видеть любовь Божию к людям еще здесь, в земной нашей жизни.

Тогда и после смерти огонь Боже­ствен­ной любви будет для нас источ­ни­ком вечной радо­сти, а не мучи­тель­ным пла­ме­нем геенны.

журнал «Фома»

Вопросы об аде и рае / Православие.Ru

На них отвечает кандидат богословия преподаватель
СПбДАиС иеромонах Кирилл (Зинковский)




90 процентов всех верующих представляют ад и рай
именно такими, как их описывал Данте: совершенно
материальными. Подобные представления нередко можно
встретить и в православной литературе,
предназначенной «для широкого читателя».
До какой степени такие представления допустимы?

— Прежде всего нужно сказать, что грубые
представления средневекового католического Запада ни в
коей мере не соответствуют святоотеческому православному
Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде,
всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости
Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы
находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и
ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не
случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит:
«Ад и тамошние муки всяк представляет так, как
желает, но каковы они, никто решительно не
знает»
. Точно так же, по мысли прп. Ефрема
Сирина
, «сокровенное лоно рая недоступно
созерцанию»
. Рассуждая о тайнах будущего века,
Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна
уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во
зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает
воспитательное значение, которое имеет ад для человека:
«Мы находимся в таком бедственном положении, что,
не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы
совершить что-нибудь доброе»
. Современный
греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще
говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде
— таким образом, он решительно отрицает те грубые
представления, которыми полно франко-латинское предание.
Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных,
«внешних» рае и аде, но основное внимание они
предлагают обратить на «внутреннее»
происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем
веке. Духовные рай и ад — это не награда и наказание
со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь
человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином
бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением
от страстей, испытывают на себе просвещающее действие
Божественной благодати, а души больные, то есть не
соизволившие подъять труд очищения, — действие
опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что,
кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на
совершенную невещественность: ангелы и души, конечно,
обладают качественно отличной от видимого мира природой,
но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным
Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя
представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным
строем или нестроением.

— Всё-таки есть ли какая-то разница между тем
раем, куда попадают праведники после смерти, Царствием
Божиим и будущей, вечной жизнью после всеобщего
воскресения?

— Очевидно, разница есть, так как, по мысли Святых
Отцов, и блаженство, и мучение увеличатся после всеобщего
воскресения, когда души праведников и грешников
воссоединятся с их восстановленными из праха телами.
Согласно Писанию, полноценный человек есть Богом созданное
единство души и тела, поэтому разлучение их
противоестественно: оно является одним из «оброков
греха» и должно быть преодолено. Святые Отцы
рассуждали, что само соединение, вхождение души в
воскрешённое Богом тело будет уже началом усугублённых
радости или страдания. Душа, соединяясь со своими
телесными членами, которыми она когда-то творила добро или
зло, будет сразу испытывать особые отраду или скорбь и
даже отвращение.

— Об аде. Понятно, почему его называют
«вечной мукой», но встречается и такое
выражение, как «вечная смерть»… Что
это? Небытие? Вообще, если всякая жизнь от Бога, то как
могут существовать (пусть даже в вечной муке) те, кто
отвергнут Богом?

— Вообще-то в Священном Писании нет выражения
«вечная смерть», встречается сочетание
«вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Зато
постоянно говорится о тайне «вечной
жизни»
, «вечной славе»
спасённых. Понятие «второй» или
«вечной» смерти разъясняется у Святых Отцов.
Так, поясняя её тайну, свт. Игнатий Брянчанинов
отмечал, что «преисподние темницы представляют
странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении
жизни»
. Это вечное прекращение личного общения с
Богом будет главным страданием осуждённых. Свт.
Григорий Палама
так поясняет соединение внешних и
внутренних мук: «при отъятии всякой благой
надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и
грызение совести плачем будет безмерно увеличивать
надлежащую муку»
.

Даже в аду нельзя говорить о совершенном отсутствии Бога,
Который наполняет Собой весь тварный мир, в то же время не
смешиваясь с ним. «Аще сниду во ад, Ты тамо
еси»
, — возглашает богодухновенный Давид.
Однако прп. Максим Исповедник говорит о различии
благодати бытия и благобытия. Очевидно, что в аду бытие
сохраняется, а благобытия быть не может. Происходит
таинственное истощание всякого блага, что и может быть
названо духовной смертью. Самого дара бытия не может
отречься созданное Богом творение, а присутствие Творца
становится мучительным для отрекшихся от бытия с Ним, в
Нём и по Его законам.

— Почему Церковь говорит о двух судах: частном,
случающемся с человеком непосредственно после смерти, и
всеобщем, Страшном? Разве не достаточно одного?

— Душа, попадая в загробный мир, понимает со всей
отчётливостью, что не может быть согласия между добром и
злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного
Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт
соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало так
называемого частного суда, в котором, можно сказать,
человек сам себя судит и оценивает. А окончательный,
последний, Страшный суд связан уже со Вторым пришествием
Спасителя и окончательными судьбами мира и человека. Этот
суд более таинственен, он учитывает как ходатайство Церкви
о своих чадах, особенно через безкровную литургическую
жертву, приносимую в ходе истории, так и глубинное
всеведение Божие о каждом из Его творений и окончательное
определение всякой свободной личности в своём отношении к
Богу, когда Он явится перед лицом всех и каждого.

— В нашей жизни люди, отрицающие чью-то любовь
— Божескую ли, человеческую ли, — живут очень
хорошо: они, как говорится, не грузят себя лишними
проблемами. Почему же после смерти, отрицая Божескую
любовь, они будут мучиться? Другими словами: если человек
сам, по своей воле, по своему вкусу выбрал путь
противления Богу, почему он от этого будет страдать?

— Страдание человека, отвергшего Бога и Божественную
любовь, отвергшего христианское самопожертвование, будет
заключаться в том, что ему откроется вся бесконечная
красота Бога, который есть Любовь. Откроется ему и
уродство собственного эгоистического бытия. До конца
осознав истинное положение вещей, человек-эгоист неизбежно
ощутит страдание — так страдает уродец и предатель,
оказавшийся в обществе благородных и прекрасных героев.
«Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как
горько и жёстко это мучение любви!»
— так
зрит адское мучение бесплодного раскаяния прп. Исаак
Сирин
. При этом надо подчеркнуть, что самолюбивая
гордость, в которой закоснеют обитатели ада, не позволит
им признать свою неправоту и уродливость выбранного ими
пути, несмотря на его абсурдность. Цель и смысл всякого
пути более всего очевидны в его конце, как качество плода
понятно при его созревании, а так как ад есть конец и
результат богоборческого выбора, то в нём и станут ясны
как бытийные основы, так и горькие последствия гордого и
нераскаянного противления Творцу.

— Рассуждая по-человечески, не все люди
замечательно хороши и не все беспросветно злы. Святых и
злодеев мало, основная масса — серая: и добрая, и
злая (а может быть, вернее: ни добрая, ни злая). Такое
впечатление, что мы не дотягиваем до рая, но и адские
мучения — это в нашем случае слишком жестоко. Почему
Церковь не говорит ни о каком промежуточном состоянии?

— Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого
лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо
напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен
духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и
аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе
на Суде Божием, которого никому не избежать. Наверное,
многие грехи земной жизни человеческой условно можно
назвать «малыми», оправдать слабостью людской.
Тем не менее тайна Божиего суда состоит в том, что этот
суд всё-таки будет, хотя единственным желанием Бога
является общее спасение. Господь «хочет, чтобы
все люди спаслись и достигли познания истины»

(1Тим.2:4). Строго говоря, мы должны бояться не столько
наказания внешнего, сколько наказания внутреннего, не ада
как окончательного осуждения, а даже малого оскорбления
благости Божией. У старца Паисия Афонского есть
мысль, что не многие попадут в ад, но даже если мы избежим
его, каково будет нам предстать перед Лицом Божиим с
неочищенной совестью? Вот в чём должна быть главная
обеспокоенность христианина.

Кроме того, важно понимать, что при вступлении в духовный
мир в душе человека происходит молниеносная борьба между
живущими в ней тьмой и светом. И непонятно, каков будет
результат этой схватки несовместимых сил, обнаживших свою
суть, скрытую до смертного исхода под «завесой
плоти». Само это внутреннее противостояние уже
мучительно для их носителя, а насколько удушлива победа
внутренней тьмы над светом, вообще трудно говорить.

— И ещё о «малом грехе». Неужели
можно попасть в ад за то, что съел котлету в пост? За то,
что курил? За то, что изредка позволял себе некие не
вполне пристойные мысли (не дела)? Словом, за то, что не
был затянут в струнку каждую секунду своей жизни, а порой
позволял себе «немного расслабиться» —
по человеческим меркам вполне простительно?

— Дело не в кажущейся жестокости Бога, Который якобы
готов послать в геенну за малую человеческую слабость, а в
таинственном накоплении силы греха в душе. Ведь
«малый» грех хоть и «мал», но
совершается, как правило, многократно. Как песок,
состоящий из мелких песчинок, может весить не менее
большого камня, так и маленький грех набирает силу и вес с
течением времени и может тяготить душу не менее
«большого» греха, совершённого один раз. Кроме
того, очень часто в нашей жизни расслабление «в
малом» незаметно подводит к большим и очень
серьёзным грехам. Не случайно ведь и Господь сказал:
«…верный в малом и во многом верен»
(Лк.16:10). Излишние напряжённость и мелочность зачастую
даже вредят нашей духовной жизни и к Богу не приближают,
но требовательность в отношении к себе, к нашей духовной
жизни, в нашем отношении к ближним и к Самому Господу для
христианина естественны и обязательны.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

Рай и ад: другой взгляд

Если вы новичок в православном богословии, пристегните ремень безопасности и приготовьтесь к чему-то совершенно другому. Это спорная тема в христианском мире, и я не хочу начинать никаких споров, а скорее предлагаю свое понимание истины относительно рая и ада.

У каждой секты христианства есть свои стихи из священных писаний, которые они цитируют в поддержку своих мнений. На самом деле не отсутствие Писания удерживает нас от познания истины, а скорее недостаток понимания и правильного толкования Писания. По этой причине я собираюсь более глубоко погрузиться в православные толкования, а не перечислять кучу священных писаний, чтобы оправдать то, что я пишу.

НЕТ МЕСТА, НАЗЫВАЕМОГО АДОМ… ИЛИ РАЙЕМ

Небеса и ад не понимаются как физические места, в которых мы осуждены на всю вечность. Вместо этого они представляют собой 90 009 реальных состояний бытия 90 010, когда мы встречаемся со Всемогущим Богом Пожирающего Огня. Божье любящее и огненное присутствие заставляет нас либо уйти в себя, либо протянуть руку, поглотиться и исцелиться.

Состояния, называемые «небесами» и «адом», начинаются здесь, в этой жизни, и полностью завершаются в грядущем веке.

Если мы позволили нашим сердцам очиститься, то Божье присутствие будет исцеляющим, радостным и животворящим. Если мы откажемся от исцеляющих объятий Бога, то Его любовь будет гореть, как огонь, «ибо Бог наш есть огнь поядающий» (Втор. 4:24, 9:3, Ис. 33:14, Евр. 12:23).

Более кратко:

«[Святой Григорий Нисский] учит, что Рай и Ад существуют не с точки зрения Бога, а с точки зрения человека. Это предмет выбора и состояния человека». ~ Митрополит Иерофей Навпактский

 

КАК ЛЮБОВЬ МОЖЕТ БОЛЬНУТЬ?

Старший сын

Трудно представить, чтобы кто-то отверг Существо чистой любви или пострадал от любви к Богу. Кто мог это сделать?

У Луки есть знакомая притча «Блудный сын». У этого печально известного сына был старший брат, который завидовал тому, что его младший брат был благосклонно принят их Отцом. По сути, он отрекается от своего брата и отказывается разделять и радоваться любви, радости и празднованиям своего удивительного Отца.

Для старшего брата совершенная любовь Отца была болезненной, потому что она была несовместима с нечистотой в его сердце.

Убитая любовь

Чудеса, совершенные Иисусом в четырех Евангелиях, вызвали две реакции. Либо люди радовались любви и милости Божией, либо впадали в темное ожесточение и ненависть ко Христу. Эта тьма погнала целую толпу людей распять Самого Любви .

Христос — это разделительная линия, потому что Он — воплощенный Бог, и Он — любовь. Он приходит, чтобы соединить и исцелить человеческую природу до Своей собственной природы, но делает это не силой. В этом смысле Он действует как разделительная линия; тот, который настолько силен, настолько чист, что заставляет всех либо двигаться к Нему в любви, либо пренебрегать Его чистой любовью, которая не соответствует их собственным желаниям.

ТАК ПОЧЕМУ В БИБЛИИ ОПИСЫВАЕТСЯ РЕАЛЬНЫЕ МЕСТА?

Те, кто отказался от любви к Богу, испытают чувство отделения от Бога, от любви и от всего хорошего и прекрасного. Они будут пребывать во внутренней тьме, и им непременно будет казаться, что они находятся в совершенно ином месте, чем те, кто наслаждается присутствием Бога.

К.С. Льюис прекрасно иллюстрирует эту относительную концепцию рая и ада в последней книге «Хроники Нарнии: Последняя битва 9».0010 . В нем несколько гномов с нечистым сердцем сидят вместе в раю. Однако они слепы к красоте. Небесные цветы пахнут навозом, а пища тухлая.

О них Аслан заявляет: «Они не позволят нам помочь им… Их тюрьма только в их собственных умах, но они в этой тюрьме; и так боятся быть пойманными, что их невозможно вытащить.

Иисус учил, что чистые сердцем Бога узрят. Чистота — это не то, на что можно наткнуться или достичь, читая «молитву грешника». Скорее, это синергия отношений между Богом и человечеством и полное высвобождение мира в сердце человека.

ВСЕМ СПАСЕТСЯ?

Несколько лет назад популярный христианский писатель-евангелист Роб Белл вызвал споры своей книгой Любовь побеждает . В ней он по существу поставил вопрос: все ли в итоге будут спасены? Он, конечно, был не первым, кто задавал такие вопросы. В Православной Церкви было несколько святых, которые в своих писаниях, похоже, склонялись к этому направлению.

В православии есть две точки зрения на эту тему:

МЫСЛЬ #1

Безусловно, наиболее известным верованием является представление о том, что Бог является вечным наслаждением или мукой для каждой души, которая встречается с Ним. Идея не в том, что Бог вдруг теряет милость, когда кто-то умирает, а в том, что мы не меняемся внезапно и не становимся другими людьми. Ты — тот, кто ты есть. И то, кем вы являетесь сейчас, влияет на то, кем вы будете.

Если кто-то закрыт для Божьей любви и благодати — какими бы большими или малыми способами Бог ни манил их на протяжении всей их жизни в этом веке — вряд ли они решат, что им нужен Бог, когда они полностью встретятся с Ним. Они могут желать, чтобы темнота и боль прекратились. Но если они не хотят Бога, то они просто просят «неба» на своих условиях. Такого места не существует.

Относительно такого мышления митрополит Каллистос Уэйр говорит: «Если двери ада заперты, то они заперты изнутри».

МЫСЛЬ #2

Вторая линия мышления начинается почти так же, как изложенная выше начальная. За исключением того, что сторонники утверждают, что пламенная любовь Бога настолько всепоглощающа, что в конце концов никто не сможет ей противостоять. Страдающие в аду в конце концов откроют глаза на Христа. Внезапно врата ада в их сердцах распахнутся. И Бог, будучи милосердным человеколюбцем, примет их кающиеся сердца и примет их в Свое Царство.

Тем не менее, я считаю неразумным полагаться на эту идею, учитывая простое прочтение священных писаний, и большинство святых открыто выступают против нее в своих писаниях. В частности, в нашей культуре релятивизма мы можем подсознательно принимать желаемое за действительное вместо того, чтобы разумно подходить к библейским текстам.

ПРОБЛЕМЫ С «ЗАПАДНЫМ» АДОМ

Многие протестанты учат концепции ада как камеры вечных пыток, лишенной присутствия Бога, куда отправляются «плохие» души, которые не «приняли Иисуса в свое сердце». Эта концепция порождает множество неверных представлений о Боге, но я коснусь только двух из них.

Во-первых, все существующее поддерживается Самим Христом. Это включает в себя каждое место и каждого человека (Кол. 1:17). Нигде не существует того, в чем в какой-то степени не присутствовал бы Бог. Псалмопевец пишет, что даже если бы он постелил себе постель в аду, там был бы и Бог.

Возможно, что можно быть в присутствии Бога и быть слепым к нему; но вина в глазах сердца человека, а не в Боге. И это действительно ад.

Во-вторых, хотя мы, православные, твердо верим, что Бог есть судья, мы сами определяем наше вечное состояние бытия той жизнью, которую мы живем сейчас. Мы либо работаем над своим спасением с Богом через благодать Святого Духа, либо мы живем для себя, ищем первое место и отодвигаем Бога на задний план нашей жизни.

РЕЗЮМЕ

Ни рай, ни ад не сотворены. В конце концов, мы все почувствуем присутствие Бога. Наслаждаемся ли мы этим присутствием или нет, зависит от состояния наших сердец.

Бог любит всех и хочет, чтобы все были спасены, и работает в жизни каждого человека, чтобы заставить их по крайней мере повернуться к Нему любым способом, на который мы способны. Но если мы проигнорируем Его, если мы зароем свое сокровище (сердце) в землю (то есть в мирских занятиях и страстях), то, когда мы встретимся с Ним, мы не узнаем Его, и в каком-то смысле Он не узнает нас, потому что Его образ любви не будет отражаться внутри нас.

Я искренне верю, что Бог любит всех нас и прямо сейчас так или иначе протягивает руку каждому. Он более чем готов принять даже самые маленькие акты любви и покаяния. Итак, бежим в объятия нашего любящего Отца!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Православная вера — Том IV — Духовность — Царство Небесное — Рай и Ад

Том IV — Духовность

Царство Небесное

Лестница Божественного Восхождения

Царство Небесное уже среди тех, кто живет духовной жизнью. То, что духовный человек знает в Святом Духе, во Христе и в Церкви, придет с силой и славой для всех людей, чтобы увидеть их в конце веков.

Последнее пришествие Христа будет судом над всеми людьми. Само его присутствие будет судом. Теперь люди могут жить без любви Христовой в своей жизни. Они могут существовать так, как если бы не было ни Бога, ни Христа, ни Духа, ни Церкви, ни духовной жизни. В конце веков это будет уже невозможно. Все люди должны будут узреть Лик Того, Кто «ради нас, человеков, и нашего спасения сошел с неба и воплотился». . . распятого при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. . ». (Никейский символ веры). Всем придется взирать на Того, Кого они распяли своими грехами: на Того, «кто был мертв и ожил опять» (Откр. 1:17–18).

Для тех, кто любит Господа, Его Присутствие будет бесконечной радостью, раем и вечной жизнью. Для ненавидящих Господа то же Присутствие будет бесконечной мукой, адом и вечной смертью. Реальность как для спасенных, так и для осужденных будет совершенно одинаковой, когда Христос «приидет во славе, и все Ангелы с Ним», чтобы «Бог был все во всем» (1 Кор. 15–28). Те, у кого Бог есть «все» в этой жизни, наконец обретут божественное исполнение и жизнь. Для тех, чье «все» — это они сами и этот мир, «все» Бога будет их пыткой, их наказанием и их смертью. А у них будет «плач и скрежет зубов» (Мф 8, 21 и др.).

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они соберут из Его Царства все причины греха и всех злодеев и бросят их в огненную печь; там люди будут плакать и скрежетать зубами. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф 13.41–43).

Согласно святым, «огонь», который пожрет грешников при наступлении Царства Божия, — это тот самый «огонь», который будет сиять великолепием в святых. Это «огонь» любви Бога; «огонь» Самого Бога, который есть Любовь. «Ибо Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29).), который «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16). Для тех, кто любит Бога и любит все творение в Нем, «поядающий огонь» Божий будет лучезарным блаженством и неизреченным наслаждением. Для тех, кто не любит Бога и не любит вовсе, тот же самый «поядающий огонь» будет причиной их «плача» и «скрежета зубов».

Таким образом, духовное учение Церкви состоит в том, что Бог не наказывает человека каким-либо материальным огнем или телесными мучениями. Бог просто открывает Себя в воскресшем Господе Иисусе таким славным образом, что ни один человек не может не видеть Его славы. Именно присутствие великолепной славы и любви Бога является бичом тех, кто отвергает его сияющую силу и свет.

. . . те, кто окажется в аду, будут наказаны бичом любви. Как жестока и горька будет эта мука любви! Ибо те, которые понимают, что согрешили против любви, не претерпевают больших страданий, чем самые страшные муки. Скорбь, овладевающая сердцем, согрешившим против любви, пронзительнее всякой другой боли. Неправильно говорить, что грешники в аду лишены любви Божией. . . Но любовь действует двояко, как страдание обличаемого и как радость блаженного! (Святой Исаак Сирин, Мистические трактаты ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts