Федоровская икона божьей матери фото и описание: Чудотворная икона Божьей Матери Феодоровская (Федоровская)
Содержание
Чудотворная икона Божьей Матери Феодоровская (Федоровская)
27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.
Содержание статьи
- Икона Божьей Матери «Феодоровская». История
- Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо
- Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».
Икона Божьей Матери «Феодоровская».
История
У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.
Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.
Читайте также: Икона. Как создается чудо
Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.
Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.
Читайте также: Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?
Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо
Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.
Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.
Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:
- покровительница невест, семейного благополучия;
- рождения детей у бездетных пар;
- помогающая в трудных родах.
Читайте также:
- Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
- Как разобраться в изображениях креста?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Икона Божьей Матери Фео́доровская
Празднование
29 августа
27 марта
История
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре.
Храмы, освящённые в честь иконы:
- Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
- Феодоровская церковь села Ново-Архангельского Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Построена в память бракосочетания их императорских величеств в 1896 году.
- Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
- Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
- Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
- Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
- Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.
Развернуть
Случайный тест
Икона «Богоматерь Федорова»
Икона «Богоматерь Федорова» — Art Christiana
Этот сайт использует файлы cookie для предоставления услуг в соответствии с Политикой использования файлов cookie. Вы можете установить условия хранения и доступа к файлам cookie в настройках вашего браузера.
Корзина:
(пустой)
на кассу
общий:
$0,00
Выберите язык
Выберите язык
Вертеп, алебастр
14,29 $
13,57 $
Икона блаженного кардинала Стефана Вышинского (1)
35,36 $
24,75 $
Христос с апостолами, икона Древо Жизни
119,29 $
Икона Святой Евстафий Римлянин
35,36 $
Керамическая картина Святого Семейства
25,00 $
Святое Сердце Иисуса керамическая картина
25,00 $
Керамическая картина Непорочное Сердце Марии
25,00 $
Религиозное изображение Леди всех наций
19,64 $
Богоматерь с младенцем Иисусом религиозный образ
19,64 $
Богоматерь с младенцем Иисусом религиозный образ
19,64 $
Керамическая картина «Богоматерь доброго совета»
25,00 $
Икона ангела-хранителя для взрослых
46,07 $
Ангел-хранитель с мальчиком Икона
46,07 $
Ангел-хранитель с девушкой Icon
46,07 $
Икона Богоматери Неустанной Помощи
35,36 $
Картина Богоматери Ченстоховской, печать на липовой доске
32,14 $
Тайная вечеря, печать на холсте, настенная живопись (1) (1) (1) (1) (1) (1)
31,79 $
Икона Святой Максимилиан Мария Кольбе
35,36 $
Икона Святого Антония Падуанского
35,36 $
Икона Святой Елены
35,36 $
Святое Семейство, Домашняя Церковь Икона
35,36 $
Богоматерь Помпейская, печать на холсте, настенное искусство (1)
21,07 $
Икона Богоматери Неустанной Помощи
35,36 $
Ангел-хранитель с детской картиной, печать на липовой доске
32,14 $
Икона Святого Апостола Петра
35,36 $
Икона Святого Анджея Бобола, покровителя Польши
35,36 $
Наличие:
большое количество
Отправлено в пределах:
4 дня
Доставка:
Цена не включает возможные платежные расходы
проверить способы доставки
Описание
Икона изготовлена на липовой доске, дважды загрунтована и облагорожена чешуйками золотого металла. Изображение было нанесено с помощью специальной техники печати непосредственно на плату, что сделало ее устойчивой к повреждениям.
Иконка на обороте сертифицирована годом выпуска и биркой.
Все изображения адаптированы к форматам наших деревянных досок, которые могут немного отличаться от фото продукта. Доступно в размерах:
10 x 15 см — 3,93 «x 5,90»
15 x 20 см — 5,90 «x 7,87»
20 x 25 см — 7,87 «x 9,84»
30 x 40 см — 11,81 «x 15,74» 90 x 50 см 4 — 15,74 «х 19,68»
Мы не используем серийное производство. Наши иконки создаются при размещении заказа, и мы подходим к каждому клиенту индивидуально. Это обеспечивается высочайшим качеством продукции и отличным качеством обслуживания. Мы прилагаем все усилия, чтобы фотографии, представленные на экране, максимально точно отражали оригинальные цвета наших иконок, хотя они могут очень сильно зависеть от настроек экрана.
Вся графика, используемая для наших иконок, получена только из легальных источников и была куплена; после подготовки они являются художественной собственностью Art Christiana. Использование нашей графики без согласия запрещено. У нас есть собственные технологии подготовки деревянных досок, грунтовки и золочения.
Стоимость доставки
Цена не включает возможные платежные расходы
Страна доставки:
вверх
Магазин в режиме просмотра
Посмотреть полную версию сайта
;
Порт-Артурская икона Божией Матери
Из жизни епархии
Порт-Артурская икона Божией Матери
Эту рубрику мы посвящаем удивительному событию в жизни нашей Церкви – чудесному обретению Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы. Совсем недавно, в мае этого года, она вернулась во Владивостокскую епархию. В истории этой иконы много пробелов, которые предстоит заполнить благочестивым исследователям, но возвращение иконы в Россию – несомненное знамение милости Божией.
Ровно за два месяца до русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Печерскую Киево-Печерскую Лавру приехал поговет из Бессарабии старый матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к морю Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатую доску с пурпурным ободком, на которой был изображен лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синего цвета, а верхняя одежда — коричневой. Обе ее ноги босые и растоптаны отточенными обоюдоострыми мечами. По правую сторону от лика Пречистой Богородицы находился архангел Михаил, по левую — архангел Гавриил. Над Ней ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную крестом, пересекающим вверху радуги. Еще выше бесплотные силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф: а над ними была надпись на сиянии: «Да будет одно стадо и один пастырь».
Святая Богородица успокоила охваченного страхом моряка и сказала ему, что скоро начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Неба повелела сделать образ, точно отражающий ваше видение, и икону в порт-артурской церкви, обещающую помощь, защиту и победу русского войска сразу после прибытия образа в указанное место.
Видение старого матроса-севастопольца стало известно поклонникам Киево-Печерской Лавры. Когда пришло первое известие о начале русско-японской войны, десять тысяч молящихся у Пятачка (более одного человека не приняли) собрали необходимое количество материалов для иконы. За мастера ничего не взял.
Изображение было сделано точно по указанию моряка. Эмалированной вязью на нем было написано: «В благословение и в знамение торжества Христова воинства дальних русских святых обителей Киева и 10000 молящихся и друзей».
Изображение с резной рамой было 2 ярда 1 1/2 дюйма (около 149 см) в высоту и 1 1/2 ярда (около 107 см) в ширину. Размер иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 дюйма (около 77 см).
Летом 1904 г. прибыла икона на Дальний Восток, о чем подробно рассказали «Владивостокские епархиальные ведомости» (№ 16-17. 1 сентября 1904 г.; № 2. 15 января 1905 г.; № 10. 15 мая 1905 г.). .
В начале августа во Владивосток была доставлена икона «Торжество Богородицы». 2 августа Преосвященнейший епископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский, ? 1922) в Соборе принял святую икону «Торжество Богородицы», предназначенную в Порт-Артур для Собора и временно находящегося во главе Тихоокеанской эскадры. вице-адмирала Н. Скрыдлова.
Вице-адмирал Н. Скрыдлов, которому этот приказ был отдан императрице Марии Федоровне, по прибытии во Владивосток испросил у нее разрешения временно поставить икону во Владивостокском соборе. Ее Величество согласилась в телеграмме, которая была получена во Владивостоке 2 августа.
Многие верующие выражали недоумение и недовольство тем, что икона Порт-Артура не доставлена по назначению. Однако задержка с отправкой была связана с отсутствием кораблей, способных благополучно доставить икону, и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре.
С иконы «Торжество Богородицы» было снято несколько копий. Изначально существовало несколько экземпляров фотографического метода. С ксерокопии владивостокский живописец снял еще одну копию (на дереве было написано масляными красками в уменьшенном размере). Предполагалось, что несколько экземпляров иконы будут отправлены по почте сухопутным путем на имя Чефу, русский консул просил при первой же возможности отправить их в Порт-Артур.
Копию иконы на дереве было решено отправить в Порт-Артур первым транспортом. Доставить копию с иконы в живописный Порт-Артур предприняли волонтеры-моряки Кино, это было в октябре. Но транспорт попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. Второй раз на том же транспорте значок был отправлен 16 ноября. О результатах этой поездки ничего не известно.
Окончательно доставить истинную икону в Порт-Артур взялся Николай Федоров — 50-летний отставной капитан Лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. , в 1904 г. — писарь Императорской охоты. . Он узнал из газет о судьбе Порт-Артурской иконы и решился на трудный и опасный подвиг — доставить Артуру Ссылочную икону. Благословил его духовник отец Иоанн Кронштадтский.
В начале октября Н. Федоров выехал из Петербурга во Владивосток, куда прибыл 7 ноября 1904 . 21 ноября (4 декабря), в праздник Сретения Пресвятой Богородицы, после Литургии в Соборе при большом стечении народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» было совершено торжественное Деум. После богослужения икону вложили в специально приготовленный для нее киот и отправили на норвежский пароход, доставивший икону из Владивостока.
Владивостокцы имеют копию иконы в натуральную величину, написанную на медных пластинах масляными красками.
Первое донесение Н. Федорова было получено 7 января 1905 г. Это была телеграмма, поданная им 4 января со станции «Первая застава» на реке Ляохэ. В этой телеграмме Федоров просил прислать его вещи в Харбин до востребования. Об иконе Федорова говорится в письме, пришедшем 11 января. Стало известно, что икона «Торжество Богородицы» в Порт-Артур не доставлена. В город уже доставлена. Попросив разрешения в Петербурге, Федоров отправил его в армию, к генералу Куропаткину.
Судьба Порт-Артурской иконы беспокоила многих владивостокцев, которые обращались с несколькими просьбами к владыке Евсевию. Выражая всеобщую озабоченность, Господь просил обер-армейского обер-иерея протоиерея Сергия Голубева, который в телеграмме от 28 апреля 1905 г. гласил: «Икона «Торжество Богородицы» после неудачной попытки официально передать ее Федорову в Порт-Артур была доставлена в бет — главнокомандующий и с этого времени находится в полевой церкви в главнокомандующем».
О дальнейших событиях, связанных с иконой, можно только догадываться. Есть письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Предводитель войск наших А.Н.Куропаткин оставил все принесенное ему икону японского язычника, а мирские вещи захватил. Какая связь веры и святости Церкви! Для Господа не благословит наше оружие, и враги победят нас.