Философия в 19 века в россии: Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
Содержание
Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
Определение 1
Русская философия первой половины $19$ века была представлена целой плеядой прогрессивных философов-мыслителей, писателей, публицистов, ученых.
Для философии данного периода было характерно заниматься вопросами, касающимися философии права. Русские просветители уделяли иэтим вопросам особое внимание, поскольку так требовал политический контекст России. Начало правления императора Александра $1$ ознаменовалось как эпоха реформаций и перемен, в ответ на стимул преобразований, которые прошли в общественной и политической жизни в Европы.
Перед философами и мыслителями становились задачи нравственного развития народа на пути преобразования страны, освобождения и просвещения крестьянства.
Идейные течения
Среди прочих направлений, выделялось крупное течение мистиков, идеологами которого были: А.Ф. Лабзин, М. М. Сперанский, с идеями реформирования христианства.
На основе активного изучения идей западной философии формируется один из известных кружков, члены которого именуют себя любомудрами. В $1823$ году в него входят: В. Ф. Одоевский, Д. В. Венивитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев. Основные идеи данного кружка оформлялись как оппозиционные к абсолютизму и официальной идеологии. Свои мысли они черпали из трансцендентальной идеологии Шеллинга. Резко критиковали материализм.
Движение Декабристов
Большое влияние на развитие философии первой половины $19$ века оказало движение декабристов.
Декабристы – революционеры-демократы дворянского происхождения, основной своей целью видящие отмену крепостного права в России. Особое впечатление на них оказала Отечественная война $1812$ года и революции в Европе, следствием чего было осознание отсталости России в социальном, политическом и экономическом развитии. Одно направление декабристов выступало за конституционную монархию, другое – за республиканское устройство.
Основные требования: предоставление свободы слова, вероисповедания, наделение крестьян землёй.
Декабристы создавали тайные общества, наиболее известные:
- «Общество истинных и верных сынов отечества»,
- «Союз благоденствия»,
- «Северное общество»,
- «Южное общество»,
- «Общество соединенных славян».
Представители декабристов: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, М. А. Фонвизин, П. И. Борисов.
Консервативная тенденция
Восстание декабристов вызвало волну консерватизма в России. Помещики-крепостники и царская власть нацелили усилия на укрепление своих идеологических основ. Особенно ярко это представлено теорией «официальной народности», которую сформулировал министр народного просвещения С. С. Уваров: «православие, самодержавие, народность».
Другой общественный деятель М. П. Погодин так же выступал в качестве теоретика официальной идеологии, который представил концепцию самобытного развития России.
Славянофилы и западники
К $40$м годам возникает течение, которое поддерживает идею уникального пути развития России – славянофильство. Крупные идеологи: А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский. Своё мнение они представляли в понимании того, что Россия не должна следовать западному образцу, а опираться на свой внутренний потенциал, культуру, быт и народ.
Противниками славянофилов выступали западники, ещё одно общественно-социальное движение, которое полагало, что Россия движется по заранее отсталому пути, чтобы исправить это, Россия должна ровняться на европейские страны, перенимая уже проверенные опытом идеи, концепции и теории.
Основные представители: П.Я. Чаадаев, В.С. Печерин, И.А, Гагарин, В. С. Соловьёв, Б. Н. Чечерин, И. С, Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Т. Н. Грановский, М. М. Бахтин, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, И. В. Вернадский.
Почвенничество
Почвенничество –общественно-литературное движение, сформировавшееся в $60$-е годы $19$ века.
Почвенничество характеризовало себя как ответвление европейского философского романтизма, с отсылкой к идеям славянофильства, но, не отождествляясь с ним. Истоки своего возникновения почвенничество берёт в поиске самобытного пути развития отечества в момент социального надлома, образовавшегося после реформы от $1861$ года (манифест об отмене крепостного права Александром II). Ведущими представителями почвенничества были выходцы из разночинной демократии, примыкавших к журналам братьев Достоевских: «Время» ($1861−1863$) и «Эпоха» $(1864−1865)$. Основоположники почвенничества: Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов. Достоевский выступал с критикой крепостного права и отчужденности образованного населения от народа. Он обосновывал в своём труде «Книжность и грамотность»:
«Русское общество должно соединится с народною почвой и принять в себя народный элемент».
В социально-экономической направленности почвенничество выражало свои стремления увести Россию с буржуазного пути развития, поскольку видело в нем антигуманистическую тенденцию, спасти Россию от революционной чумы.
Русская философия 19 века (славянофилы и западники, революционные демократы) — Мегаобучалка
Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России.
Русская философская мысль долгое время развивалась в рамках религиозных представлений. Первым известным памятником религиозно-философской мысли было «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (11-й век). Это произведение обращено к будущему Руси.
Собственно русская философия как явление культуры возникла и развилась лишь в XIX веке.
По сравнению с философией других стран Европы русская философия – более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и цивилизации позже других народов Европы.
Лишь в начале XVIII в. Петр I прорубил «окно» в Европу. Потом длительное время Россия переваривала разные влияния со стороны Голландии, Германии, Франции, Англии и лишь в XIX веке она стала освобождаться от иностранного влияния и заговорила своим голосом, стала вполне самостоятельной.
Появилась русская поэзия (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), проза (Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), музыка (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Скрябин), живопись (Репин, Суриков, Васнецов).
Появились великие ученые (Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев), изобретатели (Яблочков, А. С. Попов). И это все появилось в XIX веке.
Если взять конкретно философию России, то в этой области не было каких-то выдающихся успехов, как в науке или в искусстве. Почти весь XIX век русские философы говорили не своим голосом, а пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Гегеля, увлечение Шопенгауэром.
В общем и целом русской философии дооктябрьского периода был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен.
Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Становление и развитие самостоятельной философии в России включает множество направлений:
· Западническое (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н.Станкевич)
· Славянофильское (А. Хомяков, И. Киреевский. К. Аксаков, Ю. Самарин).
· революционно-демократическое (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты — М. Бакунин, П. Кропоткин)
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — идейное движение в России. Возникло в 30-х годах Х1Х в. и возглавлялось И.В. Киреевским, братьями К.С. и И.С. Аксаковыми и А.С. Хомяковым. Они старались определить миссию славянского миро- и жизнепонимания, заняли нетерпимую позицию к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодоксальному христианству. Усилия славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализировали прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблемв соответствии с христианскими принципами.
ЗАПАДНИЧЕСТВО — движение русской общественной мысли 40-50-х годов ХIХ в. , сторонники которого широко пропагандировали и защищали идеи «европеизации» России, начатую еще государственными, политическими и церковными реформами Петра I. На этом пути, как считали представители западничества, Россия должна в исторически короткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации. К середине 40-х годов западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). Западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую культуру и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.
Представителями РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ русской философии XIX в.были:
• Н.Г. Чернышевский;
• народники — Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев;
• анархист П. Кропоткин;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений — социально-политическая направленность.Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Русский материализм: «1860-е годы» — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержание заблокировано
1
Интеллектуальное происхождение
контент заблокирован
2
Философский контент
содержание закрыто
3
Социокультурное значение
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- По
- Скэнлан, Джеймс П.
DOI
10.4324/9780415249126-E050-1
DOI: 10.4324/9780415249126-E050-1
Версия: V1, Опубликовано в Интернете: 1998
. Получено 10 ноября. com/articles/thematic/russian-materialism-the-1860s/v-1
Никакой традиции философского материализма в России не существовало до лет, условно называемых «1860-ми годами» — примерно, периода от смерти царя Николая I в 1855 году до покушения на царя Александра II в 1866 году. под запоздалым влиянием французского Просвещения и одновременным влиянием постгегелевского немецкого материализма объединились с политическим радикализмом, чтобы создать крупное социальное и интеллектуальное движение с широкой материалистической философской основой.
Теоретические основы движения разрабатывались в России (насколько позволяла царская цензура) Николаем Чернышевским, Дмитрием Писаревым, Николаем Добролюбовым, Иваном Сеченовым и другими, а более свободно в эмиграции Михаилом Бакуниным. Их «материализм» был не столько четко сформулированной онтологической позицией, сколько грандиозным, преклоняющимся перед наукой мировоззрением, стремившимся подорвать как религию, так и государство; его элементы включали натурализм и универсальный каузальный детерминизм в метафизике, эмпиризм в эпистемологии, редукционизм в философии сознания, «рациональный эгоизм» в этике, революционный социализм в политической философии и реализм в эстетике. Из-за крайней оппозиции сложившейся власти и традиционным ценностям представителей этого движения стали называть «нигилистами», и под этим именем они изображались в популярных романах того времени Ивана Тургенева и Федора Достоевского.
Правительственные репрессии после 1866 г. положили конец открытому развитию этого материалистического движения, но труды его лидеров оказались источником вдохновения для Георгия Плеханова и Владимира Ленина, основоположников русского марксизма. При коммунизме материалисты «1860-х годов» почитались в России как великие философы и важные предшественники Маркса.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Сканлан, Джеймс П.. Русский материализм: «1860-е», 1998, doi:10.4324/9780415249126-E050-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/russian-materialism-the-1860s/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Похожие запросы
Регионы
- славянский
Связанные статьи
- нигилизм, русский
Ловелл, Стивен - Восприятие дарвинизма в имперской России
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group
Философия войны | Стратегия: основы русского искусства стратегии
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Керсновский Антон Антонович,
«Философия войны»
,
в Ofer Fridman (Ed. )
,
Стратегия: Фонды Российского искусства стратегии
(
2021;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 20 января.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197606162.003.0005,
, по состоянию на 10 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Антон Антонович Керсновский (1907–1944 гг. ) был русским военным историком, эмигрировавшим во Францию после поражения Белого движения в Гражданской войне в России. За свою короткую писательскую карьеру Керсновский написал сотни статей и множество книг, многие из которых были широко переизданы, проанализированы и прокомментированы в постсоветской России. Эта глава основана на переводе избранных глав из его Философия войны [Философия войны], которая сначала была опубликована в виде серии статей, а затем превратилась в книгу. В этой работе он сочетает стратегические прозрения и исторические комментарии с убеждением, что российская стратегия должна отражать ее национальные, христианские, духовные корни и избегать бездушного рационализма Ленина или бесполезных заимствований с Запада.
Ключевые слова:
Антон Керсновский, Стратегия, Русская стратегия, Российские военные, Большевистская революция, Имперская Россия, Белое движение, Российская история, Первая мировая война
Тема
Российская политика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.