Флора и лавра на зацепе: Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Содержание
Храм мучеников Флора и Лавра на Зацепе (XVIII век)
Главная > Храмы > Реставрация > Храм мучеников Флора и Лавра на Зацепе (XVIII век)
И.о. настоятеля храма: протоиерей Григорий Григорьевич Белоус
Адрес: г. Москва, улица Дубининская, д.9/3, стр. 1
Подрядчик: ООО «ЭШЕЛЪ» (2015)
Технический и авторский надзор: «Моспроект-2» (2016)
Сайт храма: hram-flora-lavra.ru
РЕСТАВРАЦИЯ
В 2016 году завершена реставрация храма. По Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в 2016 году выполнялись работы на четверике и апсиде: реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).
В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери.
История
Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) году. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 году слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.
Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 года — как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».
Выбор посвящения неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.
После пожара 4 ноября 1738 года, который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешение на строительство каменной.
Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 году. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 году.
Около 1909 года для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в храм мучеников Флора и Лавра попала икона великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.
В 1922 году приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.
Сохранившийся документ:
Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.
«№16 после 8 апреля 1922 г.
Замоскворецкий район.
Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.
К работам приступлено (стиль сохранен – Ред.) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района — Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.
Изъято:
Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт.
Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников.
Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов.
Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич.
(лл. 32,33)»
В 1933 году арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 году расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 года, причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1938 году церковь передали обновленцам. Однако в 1940 году все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.
Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.
В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.
Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.
К 1997 году силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.
AllХрам Флора и Лавра на Зацепе
DCF 1.0
Храм Святых Флора и Лавра / Православие.Ru
Церковь св. муч. Флора и Лавра у Мясницкихъ воротъ. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг. |
Праздник святых Флора и Лавра, на Руси
почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и
домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа
по старому стилю).
Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не
позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив
современного здания Почтамта – там, где сейчас
асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова
переулка (ныне Бобров пер. ). Она была возведена в слободе
мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву
столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и
сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и
назывались Фроловскими – по церкви, давшей название
всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве
искаженно: Фрол). Есть легенда, будто саму церковь
свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от
Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла.
Только в середине XVII века, когда над воротами поместили
образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович
повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в
Спасские, а в честь знаменитой церкви назвать
Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако
новое название, как это часто бывало в Москве, не
прижилось у горожан.
Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре
1547 года.
До XVII века вновь отстроенная церковь также была
деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная,
дожившая до советских времен. Интересно и то, что в
росписях этой московской церкви были изображены
древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках
– Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано
только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви
московских великих князей и царей.
Раньше существовал старинный московский обычай, связанный
с этой церковью, – освящение лошадей, происходившее
в праздник свв. Флора и Лавра.
В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей,
нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами,
вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные
ризы, окроплял их святой водой. «Умолил Фрола и Лавра
– жди лошадям добра», – учило московское
поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно,
что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности
И.М.Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.
Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории
русской культуры и тем, что в начале XX века ее
отреставрировал выдающийся московский архитектор
К. М.Быковский. В числе его творений в Москве, можно
назвать, например, здание Зоологического музея на
Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой.
От древней церкви произошло название близлежащего Фролова
переулка – единственное, что осталось от нее в
Москве.
Первые попытки сноса этого храма после революции относятся
к 1925 году, когда на ее месте хотели построить
промышленное учреждение. Эта идея была тогда отклонена, и
церковь просуществовала еще около десяти лет.
В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось
строительство первой очереди московского метрополитена,
церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя.
Тогда там обнаружили подземный ход и возникло
предположение, в духе старинных московских легенд, о том,
что этот ход ведет к тайникам, где лежат клады, спрятанные
москвичами на тяжелые времена.
Однако проверено это не было, а в 1935 году при
строительстве станции метро «Чистые пруды»
церковь снесли и площадку, где она стояла,
заасфальтировали.
Церковь св. муч. Флора и Лавра на Зацепе. Фото конца XIXв. (hram.codis.ru) |
И все же в Москве ныне существует
действующая церковь, в которой есть придел, освященный
в честь свв. Флора и Лавра. По своему главному престолу
эта церковь называется «Всех скорбящих
радость» и находится на Зацепе, неподалеку от
Павелецкого вокзала, на современной Дубининской улице
(бывшая Коломенская-Ямская ул.)
Однако возведенная здесь еще в XVI веке, до начала
правления династии Романовых, церковь первоначально вся
означалась как церковь Флора и Лавра. И не случайно. После
строительства крепостных стен Скородома (или Земляного
города) в 1593 году сюда были переселены ямщики из района
современной Полянки, и на Зацепе была устроена новая
ямская гонная слобода. Ее жители исполняли свою
«государеву повинность» – возили грузы и
седоков в Коломну тогда, когда это требовалось власти.
Ямщики, на прежнем месте имевшие свою Фроловскую церковь,
немедленно выстроили такую же и здесь. Но в 1628 году
главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и
Павла, а позднее он стал во имя иконы Богородицы
«Всех скорбящих радость».
Церковь св. муч. Флора и Лавра на Зацепе. Фото: hram.codis.ru |
После революции и вплоть до закрытия
церкви в 1938 году сюда привозили иконы из других
церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так,
сюда попала икона св. Екатерины из знаменитой
Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда
стекались женщины со всей Москвы, а может быть и России
– молиться о помощи в родах. Однако ничего нельзя
было переносить из зацепского храма после того, как и
его закрыли.
В 1957 году во время проведения фестиваля молодежи и
студентов толченым красным кирпичом церковной колокольни
«празднично» усыпали московские дорожки. Уже
через три года после этого храм признали памятником
архитектуры и поставили на государственный учет.
В 1991 году эта церковь была официально передана верующим,
и в том же году к Пасхе был освящен придел свв. Флора и
Лавра. В газетах появились публикации о том, что в этом
храме многие москвичи молятся святым о здоровье своих
домашних питомцев и о помощи им.
Umbellularia californica (Hook. & Arn.) Nutt.
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4. 0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
Деревянные крючки Laurel Streamline
Перейти к информации о продукте
- Обычная цена
€16,95 евро
- Обычная цена
-
- Цена продажи
€16,95 евро
- Цена за единицу
/
за
Распродажа
Распроданный
Размер
3,25 мм (Д)
3,50 мм (Е)
3,75 мм (Ф)
4,00 мм (Г)
4,50 мм (G+)
5,00 мм (В)
5,50 мм (я)
6,00 мм (Дж)
6,50 мм (К)
7,00 мм (Д)
8,00 мм (М)
90,00 мм (Н)
10,00 мм (П)
отсутствует перевод: en. product.variants
3,25 мм (Д)
— Распроданный
— €16,95
3,50 мм (Е)
— Распроданный
— €16,95
3,75 мм (Ф)
— Распроданный
— €16,95
4,00 мм (Г)
— €16,95
4,50 мм (G+)
— €16,95
5,00 мм (В)
— Распроданный
— €16,95
5,50 мм (я)
— Распроданный
— €16,95
6,00 мм (Дж)
— €16,95
6,50 мм (К)
— €16,95
7,00 мм (Д)
— €16,95
8,00 мм (М)
— €17,95
9,00 мм (Н)
— €17,95
10,00 мм (П)
— €17,95
Количество
Laurel Streamline Wood имеет цвет от светлого до темно-коричневого с высококонтрастным древесным рисунком по всей поверхности.
Каждый крючок Laurel Streamline Wood уникален и уникален, поэтому невозможно сказать, что вы получите, пока не распакуете коробку (о, какое предвкушение)! Витрины продаются отдельно.
Не уверены, подходит ли вам этот крючок? Ознакомьтесь с нашим Руководством по сравнению крючков. Все еще не уверены? Ознакомьтесь с обещанием Furls. Удовлетворение гарантировано.
Лорел Стримлайн Вуд присоединилась к семье Ферлс в сентябре 2022 года.
Делиться
Ссылка
Ссылка скопирована в буфер обмена!
1
/
из
3
Крючки для вязания Laurel Streamline Wood
Удлиненный крючок
Мы увеличили как общую длину корпуса, так и длину рабочего стержня наших самых длинных крючков; Streamlines имеет длину целых 7 дюймов.