Формы правления таблица монархия и республика: Форма правления — урок. Обществознание, 9 класс.
Содержание
Формы государства – что такое в обществознании, краткая таблица для 9 класса
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 78.
Обновлено 18 Октября, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 78.
Обновлено 18 Октября, 2021
За время существования государств были выработаны механизмы, обеспечивающие наиболее продуктивное их развитие. Формы государства — это модели политического устройства, предназначенные для обеспечения стабильности и процветания. Исследователи выделяют три их проявления: форму правления, территориального устройства и политический режим. Кратко познакомимся с этими понятиями.
Форма правления
Форма правления подразумевает определение системы органов государственной власти, порядок их образования, сроки службы, полномочия, способы взаимодействия с населением и друг с другом.
В обществознании выделяется две основных формы правления — монархия и республика. Они имеют свои характерные черты.
- Монархия — это такая форма правления, при которой власть в государстве сосредоточена в руках одного правителя. Им может быть, к примеру, король, князь, султан, царь, император, фараон. Чаще всего такая власть передаётся по наследству по мужской линии. Монарх наделяется ею бессрочно, не может быть смещён.
При рассмотрении данного термина следует знать, что такое ограниченная и неограниченная монархия. Неограниченная монархия (абсолютная) подразумевает всевластие правителя. При ограниченной (конституционной) монархии полномочия правителя определены конституцией страны. Законодательная власть при этом принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Рис. 1. Монарх.
- Республика — форма правления, при которой органы власти выбираются населением на ограниченный срок. Она может быть президентской, когда глава государства выбирается народом, и парламентской.
Рис. 2. Политические выборы.
Форма государственно-территориального устройства
Это понятие отражает способ распределения власти по всей территории страны.
- В унитарном государстве все административные единицы (области, губернии, районы) подчиняются единому закону.
- Федерация состоит из относительно самостоятельных единиц (штаты, республики), которые имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. При этом деятельность субъектов не должна противоречить конституции страны.
- Конфедерация — объединение самостоятельных государств с целью создания единой системы обороны, внешней политики, экономической выгоды.
Политический режим
Под политическим режимом подразумевается совокупность средств и способов осуществления государственной власти.
- Авторитаризм — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного правителя или группировки, права и свободы граждан ограничены. Сферы жизни, не связанные с политикой, контролируются государством опосредованно.
- Тоталитаризм — политический режим, заключающийся в тотальном контроле со стороны государства над всеми сферами жизни общества.
- Демократия — режим, при котором органы власти избираются народом, провозглашаются права и свободы, приветствуется наличие оппозиции.
Рис. 3. Таблица «Формы государства».
Российская Федерация по форме правления является президентской республикой, по форме государственно-территориального устройства — федерацией. В нашей стране установлен демократический режим.
Что мы узнали?
Для того чтобы обеспечить стабильность и развитие общества, существуют формы государства, знакомство с которыми происходит в 9 классе. Они включают в себя формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Настя Соловьева
5/5
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 78.
А какая ваша оценка?
Школа 3 г.
Нарьян-Мар — Школа 3 г.Нарьян-Мар
С 12 по 16 марта в школе прошла предметная неделя в начальных классах «Хочу всё знать!» Всю неделю в начальной школе все дети были заняты делом: учились, творили, играли, соревновались, обсуждали, переживали. Каждый ребенок являлся активным участником всех событий недели.
Каждый день недели был посвящен одному из школьных предметов. Выявлялись лучшие ученики по отдельным учебным дисциплинам.
В первый день на втором этаже школы был оформлен стенд «Предметная неделя в начальных классах», где размещалось название каждого дня и те мероприятия, которые проводились в течение дня. Также на стенде размещалась информация о победителях каждого конкурса по классам.
Первый день, День русского языка, прошёл под девизом «Думай, проверяй, пиши!». В этот день учителя провели в классах внеклассные мероприятия по русскому языку. Учащиеся 3 «б» класса с азартом отгадывали загадки, шарады, ребусы, находили ошибки в тексте, работали с фразеологизмами на занятии «В мире русского языка». Победителем стал Канев Константин, призёрами – Банин Павел и Габрилёва Виктория. Команды учащихся 3 «а» класса бились за победу в КВНе «Ты наш друг, родной язык!». Победила команда «Грамотеи». Проверили свои знания по русскому языку учащиеся 4 «а» класса, соревнуясь в игре «Слабое звено». Игра прошла очень эмоционально, каждый из детей хотел одержать победу!! В результате упорной борьбы лучшим знатоком русского языка стала Шутова Татьяна! В 4 «б» классе ребята написали каллиграфический диктант.
Учитель – логопед Кечко М. Ю. подготовила и провела во всех классах викторину «Знаешь ли ты русский язык?». Так же среди учащихся был проведён конкурс «Лучший каллиграф».
Второй день, День математики, прошёл под девизом «Считай, смекай, отгадывай!».
В этот день учителя подготовили для учащихся математические газеты. Дети с удовольствием решали логические задачки, математические ребусы, шарады, соревновались в быстром счёте. Во 2 «б» классе в конкурсе «Призадумайся» победу одержал Солопов Пётр, решивший больше всех заданий на смекалку.
В первых классах прошли конкурсы «Лучший счётчик» и «Оживи цифру». Цифры у первоклассников превращались в лебедей, принцесс, снеговиков. А лучшими счётчиками стали ученица 1 «а» класса Коткина Полина и ученик 1 «б» класса Кириллов Игорь. В конкурсе «Лучшая тетрадь по математике» выявлены победители и призёры в каждом классе.
«Читай, думай, рассказывай!» — девиз третьего дня, Дня читателя. Хозяйками этого дня стали библиотекарь школы Рочева Г.Г. и педагог – организатор Мустафаева Т. А.
Для учащихся 1-х классов была проведена викторина «Весёлый день с Сергеем Михалковым». Первоклассники путешествовали по станциям под весёлую песенку «Мы едем, едем, едем…». Оформлена выставка рисунков по произведениям С. Михалкова.
Учащиеся 2-3 классов читали рассказы М.М. Пришвина на мероприятии «Лесной писатель», угадывали голоса птиц, разгадывали кроссворд. Победителями стали Ляпунов Иван и Хозяинов Михаил, учащиеся 3 «б» класса.
Учащиеся 4 — х классов на литературном часе «Читаем сказки Горького» отвечали на вопросы викторины, по результатам которой определились победители: Шицова Милолина, ученица 4 «а» класса, Сухопаров Артём, Боброва Елизавета и Миклин Александр, учащиеся 4 «б» класса.
Четвёртый день, День краеведения, прошёл под девизом «Хочу всё знать!». Это день развития любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру. Все учащиеся написали олимпиаду «Знатоки природы», в каждом классе определены победители и призёры.
Учащиеся 3 «а» класса посетили мероприятие «Погостите в тёплом чуме». Хозяйка чума рассказала ребятам, что такое «дом» оленевода, как его строить и почему важно, чтобы чум был мобильным сооружением. Учащиеся охотно слушали рассказ о традиционной ненецкой одежде и детских игрушках в тундре, угощались вкусным чаем.
Пятый день посвящён Дню искусства, девизом которого были слова «Мастери, рисуй, твори!».
2018 год в НАО объявлен Годом оленеводства. Учащимся предлагалось поучаствовать в конкурсе поделок и рисунков, сочинений и стихов «Родина…Родина… Тропы оленьи».
В течение всей недели пополнялась выставка рисунков, поделок, стихов и сочинений, которая была оформлена на 2 этаже школы. Она явилась логическим завершением предметной недели.
Неделя начальных классов прошла успешно. Все проведённые мероприятия были хорошо подготовлены и с интересом восприняты детьми. Победители и призёры всех конкурсов получили свои заслуженные грамоты. Огромное спасибо всем педагогам и учащимся начальной школы!
Руководитель МО начальных классов Безумова О. Б.
Демократия, монархия и диктатура: типы государственных систем
Блог — Последние новости
Демократия, диктатура, правительство
Аристотель первым определил три основных типа государственных систем в четвертом веке до нашей эры. Они состояли из монархии, аристократии и государства. С тех пор было сформулировано еще много, но основные темы и идеи остались. Сегодня пять наиболее распространенных систем правления включают демократию, республику, монархию, коммунизм и диктатуру. В этом списке подробно описано, что нужно знать о каждом из них.
Пять типов государственных систем
- Демократия
Демократию можно определить как систему государственного управления, в которой высшая власть находится в руках народа. Его можно проследить еще в пятом веке до нашей эры. На самом деле слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». В то время как большинство использует Соединенные Штаты в качестве примера демократической системы правления, в Соединенных Штатах на самом деле существует то, что называется представительной демократией. Разница заключается в способе гражданского участия. При прямой демократии каждому гражданину предоставляется равное право голоса в правительстве. В представительной демократии граждане избирают представителей, которые принимают законы. Разница заметна при использовании. Другие примеры демократических государств включают Арубу, Болгарию, Канаду, Коста-Рику и Доминиканскую Республику. - Республика
В системе республиканского правления власть также принадлежит народу, так как он отвечает за избрание или выбор лидера страны, вместо того, чтобы лидер назначался или наследовал власть. В широком смысле республика — это система правления без монарха. Республикой может управлять группа дворян, если нет ни одного монарха. Некоторые примеры стран с республиканской системой правления включают Аргентину, Боливию, Чехию и Францию. - Монархия
В монархии государственная власть принадлежит одной семье, которая наследует правление от одного поколения к другому. В монархии человек из королевской семьи удерживает власть до своей смерти. Сегодня большинство монархических правительств перешли к конституционным монархиям, где монарх является главой государства, но выполняет только церемониальные роли и не имеет государственной власти. Только в нескольких странах все еще есть системы, в которых монарх сохраняет контроль; к ним относятся Бруней, Оман, Саудовская Аравия и Свазиленд. - Коммунизм
Коммунистическая система правления обычно основана на определенной идеологии коммунизма, которой учили Карл Маркс или Владимир Ленин. Коммунистическими государствами обычно управляет одна партия или группа людей. В некоторых случаях гражданам коммунистического государства поручается определенная работа или жизненные обязанности, чтобы получить коллективное гражданство для государства. Примеры коммунистических государств включают Китай, Кубу и Вьетнам. - Диктатура
При диктатуре один человек, диктатор, имеет абсолютную власть над государством. Это не обязательно управляется теологией или верой. Это авторитарная форма правления, при которой один человек отвечает за обеспечение соблюдения и принятие закона. Аспекты часто включают военную организационную поддержку, несправедливые выборы (если таковые имеются) и различные нарушения прав человека. Диктатор обычно не наследует их власть, как монарх; они либо захватывают контроль над государством силой, либо путем (как правило, нечестных) выборов. Диктаторы не несут ответственности за свои действия и поэтому вольны делать все, что им заблагорассудится, в том числе ограничивать права граждан. Бурунди, Чад, Экваториальная Гвинея и Северная Корея — современные примеры стран, управляемых диктатором.
Хотя все эти типы государственных систем различаются, у них есть по крайней мере одно сходство: распределение власти. Будь то передача власти одному человеку, группе людей или равномерное распределение власти между всеми, власть является общей темой всех типов государственных систем.
– Хейли Хайн
Фото: Flickr
https://borgenproject.org/wp-content/uploads/logo.jpg
0
0
Проект Боргена
https://borgenproject.org/wp-content/uploads/logo. jpg
Борген Проект2018-05-20 07:30:312019-12-16 13:36:45Демократия, монархия и диктатура: типы государственных систем
«Проект Боргена — невероятная некоммерческая организация, которая борется с бедностью и голодом и работает над тем, чтобы положить им конец».
10 типов правительства
Когда экономическая политика, политические структуры и философские идеологии начинают пересекаться, все становится сложнее.
Если вам нужна помощь в понимании того, что такое правительства и как они работают, мы вам поможем. Читайте дальше, чтобы узнать о 10 наиболее распространенных формах правления, а также о реальных примерах каждой из них.
Содержание
- Демократия
- Коммунизм
- Социализм
- Олигархия
- Аристократия
- Монархия
- Теократия
- Колониализм
- Тоталитаризм
- Военная диктатура
10 Общие формы правления
—
Демократия
Демократия — это форма правления, которая позволяет людям выбирать лидерство. Основная цель состоит в том, чтобы управлять посредством справедливого представительства и предотвращать злоупотребления властью. Результатом является система, которая требует дискурса, дебатов и компромисса для удовлетворения максимально широкого круга общественных интересов, что приводит к правлению большинства. Демократии выступают за честные и свободные выборы, гражданское участие, защиту прав человека и правопорядок.
Реальный пример
После заселения в 874 году нашей эры в Исландии существовало множество форм правления. Независимое содружество, монархи и колониальные правительства управляли островом на протяжении тысячелетий. После подписания договора с Данией в 1918 году Исландия стала полностью независимым и суверенным государством. Графство основало свою республику в 1944 году и с тех пор стало одной из самых высокопоставленных демократий в мире благодаря системам социального обеспечения, всеобщего здравоохранения и высшего образования.
—
Коммунизм
Коммунизм — это централизованная форма правления во главе с одной партией, которая часто является авторитарной в своем правлении. Вдохновленные немецким философом Карлом Марксом, коммунистические государства заменяют частную собственность и экономику, основанную на прибыли, общественной собственностью и общественным контролем над экономическим производством, таким как рабочая сила, капитальные блага и природные ресурсы. Граждане являются частью бесклассового общества, которое распределяет товары и услуги по мере необходимости.
Пример из реальной жизни
Советский Союз был однопартийным коммунистическим государством в Северной Евразии с 1922 по 1991 год. Большинство современных коммунистических государств придерживаются марксизма-ленинизма, коммунистической идеологии, основанной на доктринах Маркса и русского революционера и политика Владимира Ленина. Страны, сохранившие однопартийное марксистско-ленинское правление, включают Кубу, Лаос, Вьетнам и Китайскую Народную Республику.
Социализм — это система, которая поощряет сотрудничество, а не конкуренцию между гражданами. Граждане совместно владеют средствами производства и распределения товаров и услуг, а централизованное правительство управляет ими. Каждый человек получает пользу от системы и вносит в нее свой вклад в соответствии со своими потребностями и способностями.
Пример из реальной жизни
Социализм является краеугольным камнем скандинавских народов Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Все они придерживаются социалистической политики, сочетающей свободный рыночный капитализм с обширными общественными работами, включая бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, всеобъемлющее государство всеобщего благосостояния и высокий процент объединенных в профсоюзы рабочих. Этот подход по существу сочетает в себе коллективную природу коммунизма с частной собственностью и конкурентоспособностью капитализма.
—
Олигархия
Олигархии — это правительства, в которых группа людей правит нацией. Определенный набор качеств, таких как богатство, наследственность и раса, используется для наделения небольшой группы людей властью. Олигархии часто имеют авторитетных правителей и отсутствие демократических практик или прав личности.
Пример из реальной жизни
Правительство, правившее ЮАР с 1948 по 1999 гг.1 была расово сконструированной олигархией. Белое меньшинство населения осуществляло господство и навязывало сегрегацию чернокожему населению, составляющему большинство страны, контролируя политику, государственное управление и правоохранительные органы. После движения против апартеида в стране была принята либеральная демократия, которая в конечном итоге обеспечила политическое представительство всех этнических и языковых групп в Южной Африке.
—
Аристократия
Аристократия относится к форме правления, при которой небольшой элитный правящий класс — аристократы — имеет власть над теми, кто находится в низших социально-экономических слоях. Членов аристократии обычно выбирают на основе их образования, воспитания, генетической или семейной истории. Аристократы часто связывают богатство и этническую принадлежность как со способностью, так и с правом править.
Пример из реальной жизни
Аристократия возникла в Древней Греции; этот термин происходит от греческого слова aristokratia, что означает «правление лучших». Аристократы были доминирующими правительствами в большинстве средневековых и современных периодов по всей Европе. Аристократы возглавляли крупные страны, включая Великобританию, Германию и Россию, до Первой мировой войны, когда стали популярными другие формы правления.
—
Монархия
Монархия — это система власти, которая назначает человека главой государства пожизненно или до отречения от престола. Власть традиционно передается по линии преемственности, связанной с родословной и порядком рождения в правящей королевской семье, часто ограниченной полом. Существует два типа монархий: конституционная и абсолютная. Конституционные монархии ограничивают власть монарха, как указано в конституции, в то время как абсолютные монархии дают монарху неограниченную власть.
Пример из реальной жизни
Сегодня 45 наций имеют ту или иную форму монархии, хотя с развитием демократических принципов эта концепция становится все более размытой. В Соединенном Королевстве роль королевы Елизаветы II как монарха во многом символична. Но монархи в других странах, включая Марокко, Оман и Саудовскую Аравию, по-прежнему обладают далеко идущей политической властью.
—
Теократия
Теократия относится к форме правления, при которой определенная религиозная идеология определяет руководство, законы и обычаи. Во многих случаях различия между библейскими законами и юридическими кодексами практически отсутствуют. Точно так же религиозное духовенство обычно занимает руководящие должности, иногда включая высший пост в стране.
Пример из реальной жизни
Иран, пожалуй, самое важное и могущественное теократическое государство в современном мире. Страной правят аятоллы — шиитские религиозные лидеры. Среди них есть «верховный лидер», который является главой государства, делегирует полномочия другим религиозным лидерам и председательствует на избранном президенте. Шариат — основная правовая доктрина исламской веры — определяет правовые, судебные и административные кодексы страны.
—
Колониализм
Колониализм — это форма правления, при которой нация распространяет свой суверенитет на другие территории. Другими словами, это предполагает расширение власти нации за ее пределы. Колониализм часто приводит к господству над коренным населением и эксплуатации ресурсов. Колонизатор обычно устанавливает свою экономику, культуру, религиозный порядок и форму правления, чтобы укрепить свою власть.
Пример из реальной жизни
В 15 веке европейские монархии начали эпоху морских исследований, которая привела к появлению нескольких известных колониальных правительств. Британские, французские, испанские и голландские колонисты распространяли свое влияние и власть по всему Новому Свету, демонтируя, а иногда и уничтожая целые культуры и народы. Одним из наиболее известных случаев являются тринадцать колоний, основанных после колонизации Северной Америки Великобританией в 1587 году и позже основанных как Соединенные Штаты Америки.
—
Тоталитаризм
Тоталитаризм — авторитарная форма правления, при которой правящая партия не признает никаких ограничений своей власти, в том числе в отношении жизни или прав своих граждан. Одна фигура часто удерживает власть и поддерживает власть посредством повсеместной слежки, контроля над средствами массовой информации, запугивания демонстраций военизированных формирований или полиции и подавления протестов, активности или политической оппозиции.
Пример из реальной жизни
Хотя Северная Корея называет себя Корейской Народно-Демократической Республикой, она действует как тоталитарное государство. Ким Чен Ын, третий «верховный лидер» в династии Кимов, правит страной с исключительной и неоспоримой властью, управляя своим народом без политической оппозиции. Критика верховного лидера или протест против его политики являются преступлениями, наказуемыми смертной казнью, как и бесчисленное множество других преступлений, в отношении которых не применяется надлежащая правовая процедура.
—
Военная диктатура
Военная диктатура — это нация, управляемая одной властью с абсолютной властью и без демократического процесса. Глава государства обычно приходит к власти во время потрясений, таких как высокий уровень безработицы или гражданские беспорядки. Обычно они возглавляют вооруженные силы страны, используя их для установления своего бренда закона и порядка и подавления прав людей. Диктаторы отвергают надлежащую правовую процедуру, гражданские свободы или политические свободы. Несогласие или политическая оппозиция могут быть опасными или даже смертельными для граждан страны.
Пример из реальной жизни
В мире около 50 наций с диктатором. Одним из них является Таиланд, где генерал Прают Чан-Оча пришел к власти в 2014 году после массовых протестов против правительства. Чан-о-ча объявил военное положение, распустил национальный сенат и взял на себя управление. С тех пор Таиланд находится под диктаторским военным правлением.