Где хранятся мощи серафима саровского: 15 января – Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Разное

Содержание

15 января – Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

15 января – Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Сегодня православные христиане чтят память великого подвижника и чудотворца. Подробнее — в справке, подготовленной редакцией сайта телеканала «Санкт-Петербург».

Православные христиане сегодня, 15 января, отмечают День преставления, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. По случаю памятной даты редакция сайта телеканала «Санкт-Петербург» подготовила справку об истории праздника и деяниях великого подвижника и чудотворца. 

Серафим Саровский: чем знаменит преподобный

Серафим Саровский – в миру Прохор Исидорович Мошнин – родился 30 июля 1759 года в Курске в купеческой семье.

Его отец занимался строительством собора, однако не дожил до завершения работ, и возведение храма продолжила мать Серафима. Однажды она взяла мальчика на стройку, где он, оступившись, упал вниз с колокольни и чудом остался невредим. Это было своеобразным знаком Божией милости.

Когда Саровскому было 17 лет, он решил посвятить свою жизнь Господу и уйти в монастырь. Юношу постригли в монахи Саровской Успенской пустыни, а спустя два года он тяжело заболел. От лечения преподобный отказался, но через несколько лет ему явилась Божия Матерь и исцелила его. 

Спустя многие годы на Саровского напали разбойники и нанесли ему смертельные раны, однако Божия милость снизошла на него в третий раз – иеромонах был исцелен.

15 января 1833 года иеромонаха Саровского монастыря, основателя и покровителя Двинской женской обители нашли почившим, стоящим на коленях. Перед этим Серафим Саровский долго молился на месте, которое выбрал для своего захоронения – у алтаря Успенского собора.

1 августа 1903 года состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского, он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Сам Серафим Саровский предсказывал, что его мощи найдут, а затем снова утратят во время гонений за христианскую веру. Его предсказание сбылось.

Так, до декабря 1920 года мощи хранились в Дивеевском монастыре под Арзамасом, пока в августе 1921 года их не вывезли. При этом существуют свидетельства, что нетленные останки Саровского в конце 20-х годов прошлого века выставляли для обозрения в московском Страстном монастыре. Там они находились до 1934 года, но монастырь взорвали, и мощи вновь были утеряны.

В конце 1990 года, когда Ленинградский музей истории религии решили перевести из Казанского собора, сотрудники хранилища нашли зашитые в рогожу мощи, подписанные «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Специалисты провели масштабную работу с архивными документами, сопоставили найденные мощи с актом вскрытия мощей в 1903 году и установили, что данные совпадают.

11 января 1991 года в Казанском соборе в городе на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей преподобного Серафима Саровского РПЦ. Затем останки святого перевезли в Александро-Невскую Лавру, но и там они пробыли недолго: уже через месяц их отправили в Москву, а оттуда – в Дивеево.

1 августа 1991 года, в день памяти Серафима Саровского, его мощи поместили в раку в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области, где они находятся и сейчас. 

О чем молиться перед иконой Серафима Саровского

К Серафиму Саровскому можно обращаться с любыми просьбами и тревогами. Перед его иконой принято молиться о духовной помощи в моменты отчаяния и упадка сил. Святой считал, что самые тяжелые христианские грехи — скорбь и уныние, поэтому молитвы помогают побороть эти чувства.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото: wikipedia.com

краткая история обретения, где они находятся сейчас и как доехать до Дивеево, а также частицы в Москве

Полезные материалы


Как и когда читать акафист Сергию Радонежскому

В православной традиции акафист считается особым видом духовной поэзии . ..

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Сегодня, как и два столетия назад, не оскудевает людской поток в землю Нижегородскую на поклон к святому преподобному Серафиму Саровскому. Вновь и вновь верующие идут за духовной молитвенной помощью и утешением к любимому батюшке русского народа.

Рака с мощами св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца

Содержание страницы

  • Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи
    • Полезные материалы
    • Пророчества старца
    • Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров
  • Дивеевская обитель и Саровский монастырь
    • Как паломнику доехать до Дивеево
  • В чем помогает батюшка Серафим
  • Частицы мощей в Москве
  • Видеофильм
    • Похожие статьи

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.
В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.

На заметку: Хотим посетить в Дивеево монастырь — что нужно обязательно сделать

Полезные материалы

Интересный факт

В витринах этого же придела хранятся личные вещи отца Серафима, среди которых епитрахиль, нательный железный крест, бахилы и рукавицы из кожи, мотыжка.

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Пророчества старца

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.

«Не я избрал вас, – говорил отец Серафим, – а Сама Царица Небесная избрала и дала мне вас».

Однажды святой сказал духовным дочерям: ««…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется». Указывая на собор Святой Троицы, великий подвижник пророчествовал: «убогий Серафим упокоится здесь телом». Так и случилось спустя 150 лет.

Согласно дивеевскому преданию, прозорливый старец говорил, что «на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана… произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…». Эти слова начали сбываться после Октябрьской революции.

В 40-х гг прошлого века Дивеевский монастырь был закрыт и вновь открылся лишь в 1991 г. Саровский чудотворец пророчествовал о прославлении женской обители после упокоения там его мощей: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра».

Существовать будет лавра до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа: «Все пройдёт и кончится. И обители уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная Жертва». В монашеской обители сохранился схематичный план будущей Дивеевской лавры, нарисованный самим святым.

Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров

Дивеевскую летопись составляют воспоминания старицы Ирины Семеновны, лично общавшейся со святым отцом Серафимом. В одной из таких бесед преподобный поведал ей, что на Руси править будет царь, который прославит его и тогда «среди лета запоют Пасху» и будет «народу, как колосьев в поле», но путь будет лежать из Дивеева в Саров, а не наоборот, как происходило раньше. В 1903 году все так и произошло. Государь Николай II, глубоко почитавший великого старца, лично участвовал в прославлении его святых останков. Император приехал в Саров «среди лета» 20 июля. Он вместе с высшим церковным духовенством шествовал во главе крестного хода маршрутом из Дивеева в Саров. Во время шествия, в самом деле, «пели Пасху» — звучало песнопение «Христос воскрес из мертвых».

Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

Август

1903 года

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года –  канонизация преподобного Серафима Саровского

Сбылось пророчество саровского подвижника об обретении его мощей и их утрате в страшное время гонений за православную веру.
В 20 годах двадцатого столетия его честные останки были вывезены из Дивеевского монастыря, и долгое время считались пропавшими. Однако Божьим Промыслом они были найдены в начале 90-х гг в Ленинграде в хранилище Музея религии и атеизма при Казанском соборе. В 1991 году, пройдя воистину народным крестным ходом, святые останки батюшки Серафима были упокоены там, где он предсказывал: «воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния».

Дивеевская обитель и Саровский монастырь

Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки.
Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий.
Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой.
Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители.

Август

1991 года

Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.

Читайте также: Дни памяти Серафима Саровского

Как паломнику доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района.
Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

В чем помогает батюшка Серафим

Батюшка Серафим завещал: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами – все придите ко мне на гробик, да припав, как живому, и расскажите. И услышу, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду.»

Его молитвенно просят:

  • о стяжании христианской любви к своему ближнему;
  • о даровании постоянной молитвы;
  • о вспоможении в жизни духовной и крепкой вере;
  • об уврачевании душевных и телесных болезней, в особенности при заболеваниях ног.

Частицы мощей в Москве

В Москве можно приложиться к иконам преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, находящихся:

  • на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Адрес: Проспект Мира, д. 22-24;
  • в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Даниловский вал, д.22;
  • в Донском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Донской площади, 1-3;
  • в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Большая Лубянка, 19;
  • в Храме преподобного Серафима Саровского (Краснопресненской набережной, 14, территории выставочного центра «Экспоцентр»).

Во время пребывания в любимой старцем Серафимом Дивеевской обители и поклонения его святым мощам будто стирается грань времен и словно слышится приветствие: «Христос воскресе, радость моя!».

Автор: Екатерина Маликова

Видеофильм

«О подлинности мощей прп. Серафима Саровского»

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского (фото)

Келья, в которой мощи преподобного Серафима хранились в Сарове до 1903 года в 1833 году и через семьдесят лет он был канонизирован Русской Церковью. 18 июля 1903 года на улицах Сарова было от 200 до 300 тысяч паломников, когда мощи преподобного Серафима были перенесены в Успенский собор. Там с ночи 18 июля до следующего утра было всенощное бдение во всех храмах Святой Руси.

Крестный ход Российской Царской Семьи

Обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского, среди них 19 39 июля, среди них много тысяч духовенство и члены королевской семьи; святой царь Николай II (память 17 июля) был одним из носителей мощей в крестном ходе, а великая княгиня Елизавета (память 18 июля) написала свидетельство очевидца о многих происходивших чудесах. Мало того, что святитель предсказал пришествие царя на его прославление и что летом от радости будут воспевать «Христос Воскресе», но еще оставил грамоту «четвёртому государю, который приедет в Саров». Это был Николай II, которому передали письмо, когда он приехал в 1903; содержание письма неизвестно, но, прочитав его, царь и будущий мученик, хотя и не был человеком, чтобы показать свои чувства, заметно потрясся.

Аполитикион в гласе четвертом

Христа возлюбил еси от юности твоей, блаженная, и усердно желая трудиться для Него одного, подвизался еси в пустыне с непрестанною молитвою и трудом; и с умилением сердечным любовь ко Христу стяжав, возлюбленным угодником Богородицы явился еси. Темже вопием ти: Спаси нас молитвами твоими, Серафим, святый отче наш.

Кондак во Втором гласе

Оставив красоту мира и то, что в нем тленно, Святитель, поселился еси в Саровском монастыре. И прожив там жизнь ангельскую, ты был для многих путем ко спасению. Темже Христос прославил тя, отче Серафим, и обогатил тя даром исцелений и чудес. И так вопием ти: радуйся, Серафим, святой наш отче.

Мощи преподобного Серафима в Успенском соборе

В 1926 году большевики закрыли Саровский монастырь и забрали ларна с мощами преподобного Серафима. Привезли сначала в Арзамас, потом в Москву. Туда же привозили и многие другие святые реликвии со всей России, где специальная комиссия рассматривала, какие из них интересуют их больше всего. Когда подошли ко гробу преподобного Серафима и открыли его, святая реликвия чудесным образом не была найдена.

Патриарх Алексий в Казани 30 января 1991 года

Святые мощи обретены 11 января 1991 года в храме св. Казанской Богородицы. В ту ночь гром и молнии прорезали небо Петербурга, и все поняли, что что-то происходит.

Из Санкт-Петербурга святые мощи преподобного Серафима были перенесены в Дивеево во исполнение пророчества преподобного Серафима, который перед своей кончиной сказал, что найдет упокоение в Дивеево.

Мощи преподобного Серафима: путешествие по русскому православию

Сторонники умеренного ислама, включающего в себя толерантность, разнообразие и плюрализм, возможно, делают неверную ставку, поддерживая мусульманских ученых на жалованье самодержцев.

Опрос на Ближнем Востоке, кажется, подтверждает, что спонсируемые государством священнослужители не заслуживают доверия.

Недавние исследования, показывающие, что ненасильственные протесты становятся все менее эффективными, усугубляют проблемы, вызванные дефицитом легитимности священнослужителей.

Сочетание отстающего доверия и сниженной эффективности повышает риск насилия по политическим мотивам.

Добавьте к этому, что молодые мусульмане тяготеют к воинственности в мире предполагаемого преследования правоверных.

Там Хусейн, отмеченный наградами журналист-расследователь и писатель, который провел время с джихадистами в различных условиях, отметил в недавнем блоге и интервью, что часть мусульманской молодежи, которая видит, как западные военные действуют в мусульманском мире, часто принять аргумент джихадистов о том, что мусульмане не были бы жертвами, если бы у них было подлинно мусульманское государство с вооруженными силами и религиозными законами, которые бы пользовались благосклонностью Бога.

Достижение государства, говорят джихадисты, должно происходить «через кровь, (потому что) розу можно получить, лишь положив руку на шипы». бороться с банальностями, непродуманными программами дерадикализации и дурацкими веб-сайтами, созданными для борьбы с социальными сетями».

Проницательность г-на Хусейна касается сути соперничества за мягкую религиозную силу в мусульманском мире, которое по своей сути включает борьбу за определение концепций умеренного ислама.

По сути, г-н Хусейн утверждает, что заслуживающий доверия ответ на религиозно вдохновленную воинственность должен исходить от независимых исламских ученых, а не от священнослужителей, выполняющих приказы мусульманских автократов.

Утверждение журналиста подкрепляется примерно тремя четвертями арабской молодежи, ежегодно опрашиваемой базирующейся в Дубае фирмой по связям с общественностью ASDA’A BCW, которые в последние годы последовательно заявляют о необходимости реформирования религиозных институтов.

Комментируя опрос агентства 2020 года, ученый из Персидского залива Эман Альхуссейн сказал, что арабская молодежь обратила внимание на религиозных деятелей, одобряющих введенные правительством реформы, которые они отвергали в прошлом.

«Это не только подпитывает скептицизм арабской молодежи по отношению к религиозным институтам, но и еще больше подчеркивает непоследовательность религиозного дискурса и его неспособность дать своевременные объяснения или оправдания меняющейся реальности сегодняшнего дня», — написала г-жа Альхусейн.

Г-н Хусейн предупредил, что «многие… благонамеренные лидеры и имамы не осознают, и я видел это собственными глазами, что у радикальных проповедников… есть сторонники. Они задевают за живое, и за ними наблюдают», в отличие от «тех, кого они считают «учеными за доллары»… Между молодежью и имамами существует диссонанс. …

Когда, несомненно, эрудированные шейхи Азхари, такие как Али Гомаа, по-видимому, поддерживают убийство Сиси невинных людей, за которым последовала поддержка его учителя Хабибом Али Джифри, нельзя не понять их затруднительное положение и гнев», — сказал г-н Хусейн, имея в виду ученых из Аль-Азхар, цитадель исламского образования в Каире.

Г-н Хусейн указывал на Али Гомаа, который, как великий муфтий Египта, защищал убийство около 800 ненасильственных демонстрантов на площади Каира после военного переворота 2013 года под руководством генерала, ставшего президентом Абдулом Фатахом. ас-Сиси. В результате переворота был свергнут Мохамед Мурси, брат-мусульманин и единственный демократически избранный президент Египта.

Родившийся в Йемене священнослужитель, поддерживаемый ОАЭ, г-н Аль-Джифри, ученик г-на Гомы, входит в группу исламских ученых, которые помогают представить Эмираты как маяк авторитарной формы умеренного ислама, охватывающего социальные реформ и религиозного разнообразия, отвергает политический плюрализм и требует абсолютного подчинения правителю.

В группу входят бывший египетский муфтий Абдулла бин Байя, уважаемый мавританский богослов, и его ученик Хамза Юсуф, один из видных мусульманских деятелей Америки.

Г-н Хусейн мог бы включить Мохаммеда аль-Иссу, генерального секретаря Всемирной мусульманской лиги, основного средства, используемого наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом для мобилизации религиозной мягкой силы и распространения своей авторитарной версии ислама.

Авторитарные реформаторы, такие как президент ОАЭ Мохаммед бен Заид и г-н бин Салман, предлагают обновленную версию общественного договора 21-го века, который удерживал недемократические арабские режимы у власти на протяжении большей части периода после Второй мировой войны.

Контракт подразумевал отказ населения от политических прав в обмен на социальное государство в богатом нефтью Персидском заливе или адекватное предоставление общественных услуг и товаров в менее богатых арабских государствах.

Эта сделка сорвалась из-за народных арабских восстаний 2011 и 2019/2020 годов, которые не пощадили страны Персидского залива, такие как Бахрейн и Оман.

Распад был вызван не только неспособностью правительств выполнить поставленные задачи, но и тем, что правительства время от времени открывали политическое пространство исламистам, чтобы они могли противостоять левым силам.

Ученый Хешам Аллам резюмировал политику как «больше идентичности, меньше класса». По сути, ближневосточное правительство запрыгивало на подножку, которая во всем мире усиливала религиозные и националистические силы.

На примере Египта в только что опубликованной книге «Бесклассовая политика: исламистские движения, левые и авторитарное наследие в Египте». Г-н Саллам утверждал, что «в конечном итоге эта политика привела к раздробленности противников экономических реформ, усилению культурных конфликтов внутри левых и перестройке политической жизни вокруг вопросов национальной и религиозной идентичности».

Чтобы возродить основу общественного договора, господа бин Зайед и бин Салман объединили степени социальной либерализации и более широкие права женщин, необходимые для диверсификации их экономики и увеличения рабочих мест, а также возможностей для работы, развлечений и отдыха.

В то же время они подавляли инакомыслие дома и стремились помешать, хотя и не жестоко, повернуть вспять политические изменения в других частях региона.

Несмотря на это, исследователь Нора Дербал описывает в своей недавно опубликованной книге «Благотворительность в Саудовской Аравии: гражданское общество в условиях авторитаризма» несоответствия между интерпретациями исламского руководства со стороны государственных чиновников и поддерживаемых государством священнослужителей, благотворительных организаций и групп гражданского общества, имеющих свои собственное понимание.

В одном случае г-жа Дербал отметила, что правительство стремилось ограничить получателей благотворительной помощи владельцами национального удостоверения личности Саудовской Аравии. Она процитировала представителя одной группы, сказавшего, что «с точки зрения ислама любой человек, мусульманин или не мусульманин, заслуживает помощи в случае необходимости».

Тем не менее, идея авторитарного умеренного ислама, кажется, работает для ОАЭ и многообещающа для Саудовской Аравии, но находится на шатком основании в других странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Недавний опрос, проведенный ASDA’A BCW, показал, что из 3400 опрошенных молодых арабов в возрасте от 18 до 24 лет в 17 арабских странах пятьдесят семь процентов назвали ОАЭ страной, в которой они хотели бы жить. 37% хотели, чтобы их родная страна подражала ОАЭ.

Результаты опроса резко контрастируют с восприятием г-ном Хусейном недовольных, радикально настроенных мусульман и джихадистов, с которыми он столкнулся в Сирии и других местах.

Расходящиеся изображения могут быть двумя сторонами одной медали, а не взаимоисключающими. Опрос и другие опросы, а также г-н Хусейн, вероятно, затрагивают различные сегменты мусульманской молодежи.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук описал мужчин и женщин, о которых говорил г-н Хусейн, как имеющих «ощущение того, что они являются гражданами второго или третьего сорта, чувствуют себя невидимыми, непредставленными, незначительными, как будто человек ничего не значит — что может управлять людьми к экстремизму».

Некоторые из тех, кто отвечает на опросы, могут быть чуткими, но, вероятно, не станут повышать свои ставки, потому что им есть что терять.

Тем не менее, недавние исследования Вашингтонского института ближневосточной политики показали, что 59% опрошенных в ОАЭ, 58% в Саудовской Аравии и 74% в Египте не согласны с тем, что «мы должны прислушиваться к те из нас, кто пытается интерпретировать ислам более умеренным, терпимым и современным способом».

Учитывая, что в той среде, которую изображает г-н Хусейн, ОАЭ «многие считают, что они активно подрывают чаяния миллионов арабов и мусульман в своих собственных политических целях, можно понять, почему эти (разгневанные) молодые люди будут продолжать бороться», — сказал журналист.

«Когда ученые не выступают в роли громоотвода для своей паствы, или не доносят свои чувства до власти, или недостаточно самостоятельны, дело становится безнадежным, и молодые люди, будучи молодыми, ищут другие выходы», — сказал г. добавил Хусейн.

Пакистан — одно из мест, где разыгрываются сценарий г-на Хусейна и анализ г-на Памука. В июле в отчете Совета Безопасности ООН говорилось, что «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), также известная как пакистанские талибы, может похвастаться самым большим числом иностранных боевиков, действующих с афганской территории.

В отчете говорится, что многие из 3000–4000 бойцов ТТП были освобождены из афганских тюрем вскоре после прошлогоднего падения Кабула.

Недавнее академическое исследование, предполагающее, что ненасильственное инакомыслие демонстрирует самый низкий уровень успеха более чем за столетие, даже несмотря на то, что количество протестов не уменьшилось, увеличивает возникающую в результате угрозу воинственности.

Одно исследование пришло к выводу, что количество протестных движений во всем мире утроилось в период с 2006 по 2020 год, включая драматические народные арабские восстания 2011 года. Тем не менее, по сравнению с началом 2000-х годов, когда два из трех протестных движений, требующих системных изменений, добились успеха, сегодня это одно из шести, а это означает, что вероятность провала протестов выше, чем когда-либо с 1930-х годов, по словам гарвардского политолога Эрики Ченоуэт. Г-жа Ченоуэт предположила, что резкий спад был самым резким за последние два года.

Для сравнения, эффективность вооруженного восстания снижается медленнее, чем ненасильственного протеста, что делает две стратегии почти равными по шансам на успех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts