Где находится икона курская коренная: Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Разное

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Справка

https://ria.ru/20090912/184629398.html

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Справка

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Справка — РИА Новости, 11.09.2009

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Справка

12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет доставит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Это одна из древнейших икон Русской Церкви, обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия.

2009-09-12T09:00

2009-09-12T09:00

2009-09-11T16:51

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/184629398.jpg?1842625221252673482

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2009

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество

Общество, Религия

12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет доставит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» – одна из древнейших икон Русской Церкви, обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из города Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, благочестивый мужчина, нашел в лесу небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону.

Жители города Рыльска, узнав о новоявленной Иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед иконой, он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день Икона была обретена. Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из города, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления. Поэтому в Коренной пустыни была специально построена часовня, в которой отныне икона и находилась.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник объяснил им, что причина этого чуда – в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, и возвратился к месту, где была часовня.

После долгих поисков с постом и молитвою, священник нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения  и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, похожее на росу.

Почти триста лет пребывала чудотворная икона в часовне на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем излечение и укрепляя их в православии. Молва народная об ее чудесах достигла и царского престола.

В 1597 году по велению царя Федора Иоанновича чудотворную икону перевезли в Москву и украсили изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В 1615 году по просьбе курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить икону в Курск и поставить в Курском соборе. Царица Ирина Федоровна украсила образ богатой ризой. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Курской Коренной пустынью (в память явления иконы у корня дерева).

В XVII веке икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со святой иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1689 году списки «Знамения» были даны полкам в Крымский поход, в Отечественную войну 1812 года список Курской Коренной иконы Божией Матери был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Перед Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение» молился и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

Во время гражданской войны духовенство приняло решение о вывозе Иконы из Курска. Начался трудный путь иконы за рубеж: 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбыла в Константинополь; потом были Греция и Сербия.

В 1920 году по просьбе генерала Врангеля икона была доставлена в Крым и покинула Россию с последними полками уходящей Белой армии. В первых числах ноября 1920 года икона была возвращена в Сербию, где и пребывала до 1944 года. В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен. С 1957 года икона пребывает  в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» является главной святыней Русской Зарубежной Церкви.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

КУРСКАЯ КОРЕННАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

(Курской и Рыльской епархии Курской митрополии) находится в мест. Свобода Золотухинского р-на Курской обл., в 30 км севернее г. Курска, на правом берегу р. Тускарь. Основана в 1597 г. по указу царя Феодора Иоанновича на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери. Главный источником сведений по истории основания К. п.- «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, иже нарицается Курския» (XVII в.). При составлении «Сказания…» использовались документы, хранившиеся в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре, и устные предания. Вероятно, в XIII в. неким охотником из Рыльска в 27 верстах от Курска, на берегу р. Тускари, «при корени древа», была найдена икона. Когда ее подняли, из земли забил источник воды. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню и поместил в нее икону. Мн. окрестные жители исцелялись по молитвам на источнике.

В 1597 г. царь Феодор Иоаннович повелел на месте обретения иконы устроить мужской мон-рь; 1-м настоятелем стал рыльский свящ. Георгий, принявший постриг с именем Евфимий. В 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов решил перевести «царское иждивение» из К. п. в Курск «ввиду опасной близости крымских татар», напавших на Белгород. По той же причине икону перенесли в городской Воскресенский собор и поместили в придел в честь Рождества Пресв. Богородицы, устроенный стараниями настоятеля К. п. игум. Евфимия. Царь Борис прислал в К. п. «денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, пелены и церковные украшения». Но «для безопасности» дары оставили в Курске. Доходы от своих служб у Коренной иконы в Воскресенском храме игум. Евфимий направлял на содержание К. п. Соборяне жаловались на это царю, но он поддержал игум. Евфимия, разрешив братии К. п. пользоваться всеми пожертвованиями от служб в приделе Рождества Богородицы. В 1600 г. грамотой царя к К. п. были приписаны в Обмяцком стану деревни Тазово и Жерновец, слободы Служня и Долгая (Леонид (Кавелин). 1865. С. 32). Обитель также владела т. н. Святым Городищем на р. Рати.

Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Нач. XXI в.

Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Нач. XXI в.

В 1611 г. деревянные постройки К. п. были сожжены ордами крымских, ногайских и казанских татар, «погорели все грамоты и выписи» пустыни. Монахи разоренной обители во главе с игум. Иосифом стали первыми насельниками новоустроенного курского Знаменского мон-ря, к к-рому в 1617 (1615?) г. была приписана и пустынь с владениями. Несмотря на скудное материальное положение и пребывание главной святыни — Коренной иконы в Курске, в К. п. приходило много паломников. В 1618 г. в обители при принесении чудотворного образа крестным ходом из Курска была освящена деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1625 г. строитель Варлаам (Чаплыгин) безуспешно испрашивал у патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) благословение окончательно перенести Коренную икону в пустынь, на место ее обретения.

Согласно выписи (1617) Ивана Васильевича Волынского, в К. п. стояло 4 кельи, проживали старец Иов (Тебышев), «да вкладчик поп вдовый Михайла, да вкладчик Кирсан Уколов, да вкладчик Сергей Константинов, да вкладчик Филипп Овчинов» (Там же. С. 35). В 1621 г. упомянуты старцы Илия, Феодосий, Иринарх и Лупа, а на монастырском дворе — белый свящ. Михаил, в 1630 г.- 10 старцев в 3 кельях, в 1667 г.- 4 монаха. В «Пустынском монастырьке» хранились древний список Курской-Коренной иконы в сребропозлащенном окладе, кресты с мощами. Согласно «Сказанию о граде Курске…», в 1642 г. кн. П. Д. Пожарский, проезжавший в Москву через Курск, почувствовал в К. п. дивное благоухание.

По описи, составленной в 1667 г., при игум. Никодиме, в «Пустынском монастырьке» стояла Богородице-Рождественская ц. «клецки», крытая тесом. В убранстве упомянуты Деисус из 7 икон «на празелени», местный образ Божией Матери «Знамение» в киоте, «осьмилистовой… поля обложены серебром басманным, у того Богородицы образа венец, да гривна басманная же, у гривны на медном тягле крест серебряный позолоченный, 256 копеек позлачены, два алтынника литовских деньга татарская позлачены же». Среди др. построек имелись кельи, в т. ч. гостиная у ворот, хлебня, крытая соломой, погреб, житница, конюшня. На месте явления чудотворной иконы был устроен колодец, «обруб дубовый с мостом, на нем решетка, покрыт лубьем, все ветхо» (Там же. С. 41, 44). При игум. Никодиме Коренную икону посылали на Дон для благословения донских казачьих войск и сбора милостыни в пользу строительства в пустыни каменного храма. В 1684 г. от царей Иоанна и Петра Алексеевичей в К. п. был прислан список Коренной иконы в серебряном позолоченном окладе. В переписных книгах 1701 г. стольника М. Т. Тулубьева перечислены насельники К. п. строитель иером. Рувим, монахи Карион, Феофан, Варлаам, Зосима, «хлебенный Иосиф, чашник Андроник, ключник Иона». Т. о., устав К. п. был, видимо, близок к общежительному (Там же. С. 41-42). Братию возглавляли в основном иеромонахи-строители.

В 1703 г. на средства состоятельного (из дворян) мон. Боголепа (Сухочева) на месте деревянной была возведена каменная Богородице-Рождественская ц. («подобием шатра об одной деревянной крашенной ярью главе, на которой утвержден железный, позлащенный променистый [с сиянием] с железными цепями крест»). В трапезе был освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи. С запада к церкви примыкала паперть «о четырех каменных столбах». Церковь украшали резной позолоченный 4-ярусный иконостас, паникадило «о 16 люстрах, при нем яблоки в серебряной оправе и кисть большая шелковая с золотом и серебром». На колокольне при трапезной висели 9 колоколов, часы. В 1708 г. на средства мон. Иоанна (Алаторцова) в К. п. построены каменные врата и надвратная 2-престольная ц. в честь Преображения Господня и во имя арх. Михаила. По обеим сторонам св. врат располагались 2 крыла 2-этажного корпуса с погребами.

Часовня на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в.

Часовня на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в.

Строительство каменной ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1713-1714) над колодцем — местом обретения Коренной иконы — связано с именем полководца гр. Б. П. Шереметева. По дороге из Малороссии в Москву Шереметев посетил К. п. и пожелал воздвигнуть над источником храм, выделив необходимые средства и поставив своего смотрителя для наблюдения за работами. Храм имел «шатровый верх об одной главе», один из антиминсов освятил 3 мая 1752 г. еп. Белгородский свт. Иоасаф (Горленко). От храма до верхней площадки обители к Богородице-Рождественскому собору протянули крытый ход с тесовой крышей и дубовой лестницей (длиной 68 м), «украшенный живописными изображениями разных обстоятельств, сопровождавших явление чудотворной иконы Божией Матери». К тому же времени относятся упоминания об иконописцах «для церковной работы» и о 2 гончарных избах на территории мон-ря. В обители имелись братские келии, ледники, каменные хлебня и поварня, амбары, конюшенные дворы и др. хозяйственные службы, большой монастырский сад рядом с обителью.

По описи 1765 г., составленной игум. Исаией (Илляшевичем), в ризнице К. п. хранилось неск. серебряных крестов, в т. ч. чеканный («с рукоятием восточнаго хрусталя шлифованным») с вложенными частицами мощей ап. Андрея Первозванного, прав. Лазаря Четверодневного, первомч. архидиак. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Прокопия, Меркурия, преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, и наперсный крест с частицами мощей апостолов Марка, Андрея Первозванного, Варнавы, равноап. царя Константина, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Пантелеимона, Евстафия Плакиды, Феодора Стратилата, первомч. архидиак. Стефана и др., неск. серебряных чеканных потиров XVII-XVIII вв. , 2 серебряные кадильницы, богато украшенные Евангелия (1697, 1717, 1759, 1760), 2 Апостола (1684 и 1719), 3 Часослова, в т. ч. 1658 г. (Там же. С. 54-69).

По указу 1764 г. еп. Белгородского и Обоянского Порфирия (Крайского) К. п. была исключена из ведения курского Знаменского мон-ря и стала самостоятельной заштатной с 7 монашествующими. В 1765 г. в обители проживало 12 чел. При этом у К. п. были отобраны Богородицкая роща, луга, сады, огороды, мельница, пчельник, все постройки, примыкавшие к ограде, в т. ч. гостиные дома. Об упадке монастырского хозяйства свидетельствует опись, составленная в 1765 г. настоятелем (1765-1771) игум. Исаией (Илляшевичем), пострижеником свт. Иоасафа: храмы обветшали, в хозяйстве «домашнего скота, езжих три лошади, все престарелые. Примечание: две пали в трудах, одна продана. Рогатого скота, старых и молодых коров, быков двухлетних и подтелков малых всех 11. Примечание: по приговору братскому, за неимением, чем кормить, 5 — проданы. Денег в казне не имеется». Игум. Исаия осуществил ремонт построек, в т. ч. Преображенской ц., трапезной, келий, рассадил сад, пополнил ризницу, добился, чтобы с 1765 г. срок пребывания Коренной иконы в К. п. был увеличен до 2 недель. В нояб. 1767 г. игум. Исаия подал в Синод прошение: «В 1765 году на конюшенном дворе осталась всего одна рабочая лошадь: рогатый скот, за неимением чем кормить его, с отобранием пастбищ, был продан, в монастыре не было ни одного послушника и некому было сторожить церковного имущества, тогда как вокруг монастыря не существовало никакой ограды» (Лебедев. 1902. С. 197). Когда между Знаменским мон-рем и К. п. возникли разногласия о доходах с кружечных и иных сборов от молебнов перед Коренной иконой, еп. Порфирий (Крайский) распорядился делить доходы пополам. В 1767 г., во время традиц. крестного хода, вновь произошла ссора из-за этих пожертвований. Последовал Высочайший указ о запрещении крестных ходов в К. п., инициированный, вероятно, обер-прокурором Синода гр. И. И. Мелиссино. Лишь в 1791 г. , при строителе (1780-1792) иером. Авдии (Туранском; † 1807), крестные ходы возобновились: в 1790 г. курские граждане во главе с городским головой купцом И. И. Голиковым обратились к имп. Екатерине II Алексеевне с прошением о возобновлении крестных ходов и получили Высочайшее разрешение.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в.

В июне 1791 г. состоялся первый после возобновления крестный ход в К. п. В апр. 1792 г. в Синод поступило еще одно прошение. Отмечая, что в торжестве участвовало неск. тысяч паломников, не только местных, но и «из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска жаловались: соборные богослужения, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». Горожане просили «учредить общежительство» в К. п. по подобию «Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной» иером. Никандра. 20 окт. 1792 г. Синод назначил настоятелем К. п. саровского иером. Илария, с ним в обитель прибыли иеродиак. Парфений и 2 послушника. Но из 5 насельников К. п. лишь иером. Протерий пожелал остаться в общежительном мон-ре, все другие выпросили разрешение о переводе в Белгород. По инициативе старца Илария в Богородице-Рождественском соборе был упразднен ветхий трапезный придел св. Иоанна Предтечи, в котором устроены хлебня и квасоварня, а под бывш. трапезной 18 нояб. 1793 г. освящена зимняя ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; при св. вратах за оградой возведены 2 гостиных двора (1793) и новый конюшенный двор (1793), устроена пасека. В кон. 1795 г. иером. Иларий «по крайнему с преклонностию лет изнеможению» вернулся в Саровскую пуст. В 1795-1799 гг. в К. п. настоятельствовал иером. Софроний.

С 1799 г. К. п. возглавлял иером. (с 1806 игумен) Макарий (Каменецкий; † 1815), прежде служивший трапезарием в с.-петербургской Александро-Невской в честь Св. Троицы лавре. Личные связи в столице, в т. ч. с С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким), помогли ему в деле возрождения пустыни. В кон. 1797 г. иером. Макарию удалось добиться возвращения К. п. земель и угодий, отнятых в 1764 г., в т. ч. леса, лугов по обеим сторонам р. Тускари и рыбных ловель, мельницы напротив с. Долгого, 34 дес. земли в т. н. Богородицкой роще и др. Указом Синода от 15 янв. 1806 г. Коренная икона должна была оставаться в К. п. с 9-й пятницы по Пасхе до 12 сент., с тем чтобы все церковные сборы в течение этого времени шли в пользу пустыни. В июне 1809 г. при содействии обер-прокурора А. Н. Голицына в обитель была прислана богатая ризница «из Кабинета Его Величества». Вскоре были обновлены иконостасы, построен 3-этажный каменный корпус для 28 насельников (1806-1814). По ходатайству игум. Макария указом Синода от 9 февр. 1804 г. штат К. п. был увеличен до 30 монашествующих. В 1811 г. в К. п. проживали 9 иеромонахов, 5 иеродиаконов, диакон, 4 монаха и 25 послушников. С 1799 г. ближайшим помощником игум. Макария был саровский постриженик духовник братии иером. Парфений, в 1809 г. переведенный настоятелем в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. С 1814 г. в пустыни подвизался схим. Иоаким (Даньшин), бывш. курский купец, постриженик Св. Горы Афон, «замечательный своими похождениями» (см. подробнее: Леонид (Кавелин). 1865. С. 125-138).

После кончины игум. Макария (погребен под папертью Богородице-Рождественского собора) настоятелем служил игум. Палладий (Белевцев), при к-ром в 1816 г. К. п. была возведена в степень 3-го класса с управлением архимандритами. 4 янв. 1819 г. в сев.-вост. части К. п. была освящена 4-я церковь во имя Всех святых с братской трапезной и кельями, заложенная еще в 1797 г. К 30-м гг. XIX в. заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тыс. кирпичей в год. Мельница у с. Долгого обеспечивала братию мукой. В 1825 г. мон-рю отошел по завещанию двор купца Гладкова в г. Курске, который стал подворьем. В 1832-1835 гг., при архим. Паисии, были построены крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки мон-ря к ц. «Живоносного Источника»; в храме в 1839 г. поставлен новый иконостас. По свидетельству очевидцев, каменные сходы придавали К. п. необычайно красивый вид, напоминая галереи афонских монастырей и Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

1 июля 1852 г. по проекту, выбранному курским помещиком гр. П. А. Клейнмихелем, был заложен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы; 15 мая 1860 г. архиеп. Курским и Белгородским Илиодором (Чистяковым) освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи, а 5 июля — весь храм. Шатровый центральный купол окружали 4 шатровые главки. Из прежнего храма в собор был перенесен резной 2-ярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Слева и справа от царских врат были поставлены 2 золоченые резные сени — для Коренной иконы и местночтимого Казанского образа Божией Матери, прославившегося чудотворениями. Позже в К. п. была возведена шатровая колокольня с часами, составившая с храмом единый архитектурный ансамбль. Была обновлена ц. «Живоносного Источника», в центре к-рой перед алтарем находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие бросали деньги.

Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в.

Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в.

8 мая 1862 г. К. п. возглавил постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. архим. Иувеналий (Половцев), при к-ром в обители были построены различные корпуса. По приглашению архим. Иувеналия летом 1862 г. К. п. посетил архим. Леонид (Кавелин), составивший историческое описание пустыни. В К. п. за архим. Иувеналием последовали 9 оптинских иноков, в т. ч. иером. Христофор (Яновский), впосл. служивший в Иерусалиме. Среди др. оптинских насельников, во 2-й пол. XIX в. подвизавшихся в К. п.,- монастырский духовник иеросхим. Александр (Яновский; 1817-1876), иеромонахи Каллист (Сергиев; 1825 — ?), Акакий (Сергиев; 1826 — ?) и Иероним (Пузанов; 1828 — ?), мон. Никодим (Скрипкин; 1831-1900), рясофорные иноки Михаил Пожидаев (1829 — ?), Василий Гревцов (1830 — ?), Николай Соболев (1832 — ?), Даниил Сухачёв (1845-?) и Матфей Попов. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 г. еп. Сергий (Ляпидевский) писал, что архим. Иувеналий «с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие». В дек. 1867 г. архим. Иувеналия назначили наместником Александро-Невской лавры.

К 70-м гг. XIX в. в К. п. находились холодный Богородице-Рождественский собор с приделом св. Иоанна Предтечи, теплая домовая Всехсвятская ц. с правым приделом Св. Троицы в 3-этажном корпусе, ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник», ограда со св. вратами, с колокольней и каменными келейными корпусами по обе стороны от нее, каменные 3-этажный корпус с архиерейскими покоями (1828), 2-этажный корпус для рухлядной и келий (1862), одноэтажный корпус (бывш. трапезная) с хлебопекарней, просфорней, со свечницей и с 7 кельями (1765; отремонтирован в 1823), больничный корпус (1837), 2-этажный деревянный келейный флигель. В 1875 г. на др. холме обители, через овраг, была построена кладбищенская монастырская ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Рядом с кладбищем, в скиту, уединялись монахи-затворники. За оградой К. п. были каменные 3- и 2-этажные гостиницы, каменная баня с 3 отд-ниями, конный двор с 2 каменными 2-этажными флигелями, сараем, 2 каменными конюшнями, кузницей, амбарами, квасоварня, сад из плодовых деревьев, огород, пруд, пасека с постройками, часовня близ Московской дороги, кирпичный завод с 2 печами, монастырская мельница на р. Тускари, напротив с. Долгого. К 1914 г. в штате обители числились архим. Нестор и 177 насельников (71 монах и 106 послушников). В 1915-1918 гг. К. п. возглавлял архим. Палладий. В монастырской казне на 1 янв. 1914 г. было 175 318 р. Во время русско-япон. войны монастырь пожертвовал на нужды армии 2,5 млн р. Братия занималась благотворительной деятельностью: кормила богомольцев и беженцев во время первой мировой войны, лечила раненых, содержала больницу, открыла телеграф в Коренной слободе.

На кладбище К. п. были погребены помимо настоятелей и братии статский советник В. С. Денисьев († 1811) с супругой, статский советник Д. Г. Репяхов († 1819), действительный статский советник кн. Д. А. Прозоровский, кнг. А. И. Прозоровская (урожд. Волконская; † 1809), штабс-капитан В. А. Маков († 1810), майор В. А. Головин († 1813), харьковский купец И. И. Скрыжев († 1845) и др.

В Богородице-Рождественской ц. для временного пребывания в пустыни Коренной иконы имелись сребропозлащенный чеканный оклад «с травами», украшенный аметистами и венцом с бриллиантами, изумрудами и рубинами; др. сребропозлащенный оклад с короной из стразов, ризой и убрусом (Леонид (Кавелин). 1865. С. 144-145). В храме находились 2 копии с чудотворной Коренной иконы, в т. ч. образ XVII в. с вызолоченной серебряной чеканной ризой, украшенной жемчугом, бриллиантами, аметистами. В ц. иконы «Живоносный Источник» имелась одноименная «древняя» икона, «поправлена» в 1765 г. иконописцем Т. Мизиновским. В обители хранились Евангелие (М., 1697) — вклад гр. Б. П. Шереметева; серебряный ковш, к-рым, согласно надписи, 5 февр. 1763 г. имп. Екатерина II «пожаловала» старшину и атамана Войска Донского А. Г. Луковкина «за многия и верныя службы»; риза, подаренная в 1814 г. имп. Александром I (Златоверховников. 1902. С. 32-33).

В ежегодных крестных ходах с Коренной иконой в К. п. из Знаменского монастыря принимало участие более 60 тыс. чел., иногда процессия растягивалась на все 27 верст: когда первые богомольцы входили в обитель, последние еще двигались по Красной пл. Курска. Ежегодная Коренная ярмарка, с нач. XVIII в. проходившая рядом с К. п., в XIX в. называлась в числе 3 главных ярмарок России (наряду с Нижегородской и Ирбитской), на к-рые иностранцам разрешалось высылать свои товары. Иногда оборот ярмарки доходил до 7 млн р. На площади в 64 дес. располагались более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту архит. Джакомо Кваренги. Воспоминания о посещении К. п. в нач. XX в. оставили мн. паломники, в т. ч. архиеп. Чикагский и Детройтский Серафим (Иванов) (см. подробнее: Лысых. 2007. С. 267-280).

В нояб. 1918 г. на «сходе бедноты» было принято решение переименовать мест. Коренная пустынь в мест. Свобода. Одновременно монастырь лишался права юридического лица. 31 окт. 1919 г. настоятель архим. Варнава (1918-1919) вместе с архиеп. Курским и Обоянским Феофаном (Гавриловым) покинул Курск для сопровождения Коренной иконы в Королевство сербов, хорватов и словенцев (скончался в Сербии). Обитель возглавил иером. (с 1922 архимандрит) Иннокентий (Гришин; † 4 июня 1928).

9 мая 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей из К. п. вывезли 110 драгоценных предметов общим весом более 6 пудов, в т. ч. напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, крышки с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы. В окт. 1923 г. К. п. была закрыта, братия изгнана. Некоторые из насельников подвизались в землянках невдалеке от обители, в окрестностях храма святых Иоакима и Анны с. Долгого. Здесь были похоронены архим. Иннокентий (Гришин) и нек-рые иноки.

В кон. 20-х гг. XX в. на территории монастыря располагалась воинская часть; братские корпуса, гостиницы переоборудовали под казармы, столовую и клуб. Были разрушены и разобраны на кирпичи все монастырские храмы, крытые сходы к источнику, 2 яруса и шатровый верх колокольни, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобраны часовня на месте обретения чудотворного образа и др. строения. В 30-х гг. XX в. там, где ранее возвышался храм Рождества Пресв. Богородицы, установили фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К 30-м гг. XX в. в К. п. устроили санаторий «Свобода» для туберкулезных больных, после Великой Отечественной войны — ремесленное уч-ще. В 1943 г. в уцелевших зданиях располагался госпиталь, а в монастырском саду оборудовали командный пункт Центрального фронта. После освобождения Курской обл. от фашистов в монастырских постройках располагались спецучилище, затем профтехучилище. Но паломничества к источнику при К. п. не прекращались: в 1951 г. приходило 8 тыс., а в 1958 г.- уже 20 тыс. чел. в год. 20 янв. 1959 г. исполком Свободинского райсовета принял решение «О запрещении доступа населения к родникам в бывшей Коренной пустыни». Источник засыпали бульдозерами, территорию обнесли каменной стеной.

7 авг. 1989 г. К. п. была возвращена Курской епархии, 15 авг. состоялась 1-я служба (после 66 лет) на месте, где стоял Богородице-Рождественский храм. В 1991 г. К. п. посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 2007 г.- первоиерарх РПЦЗ митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), в 2009 г.- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в 2014 г.- Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев. К маю 2015 г. в обители проживали 43 насельника. Священноархимандрит — митр. Курский и Рыльский , наместник — игум. Серафим (Котельников).

11 дек. 2004 г. состоялось 1-е заседание Попечительского совета по возрождению муж. мон-ря «Коренная пустынь». К 2015 г. построены Богородице-Рождественский собор (освящен 24 сент. 2009 Патриархом Кириллом) с правым приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящен 22 дек. 2011), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 1991), устроен больничный корпус с ц. во имя вмч. Пантелеимона, восстановлены колокольня, св. врата, здания архиерейской гостиницы, игуменского корпуса, крытая галерея со сходами к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (освящен 24 сент. 2012), келейный корпус. На площади перед К. п. поставлен памятник, посвященный обретению иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной (скульптор В. М. Клыков). Устроен скит с домовой ц. во имя прп. Серафима Саровского.

В К. п. находятся список чудотворной Коренной иконы (XIX в.; Афон), иконы Божией Матери «Избавительница» (1863; Афон) и «Скоропослушница» (кон. XIX в.), икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, ковчеги с частицами мощей преподобных Киево-Печерских, Оптинских старцев и др. святых. Возрождена традиция совершения крестных ходов в 9-ю пятницу по Пасхе и в день отдания праздника Рождества Пресв. Богородицы (25 сент.). В обители имеется неск. св. источников: на месте явления чудотворной иконы; во имя свт. Николая Чудотворца; прп. Серафима Саровского; вмч. Пантелеимона; Казанской иконы Божией Матери.

Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконы… сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших, такожде и из рукописного летописца в курском Знаменском мон-ре находящихся. Курск, 1792.

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 640-646; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Коренной Рождество-Богородицкой пуст. СПб., 1865. М., 18894; Лебедев А. С. Эпизод из истории борьбы духовной власти в России с народно-религ. обычаями // ЧОИДР. 1884. Т. 2. Смесь. С. 21-28; он же. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902; Багалей Д. И. Повесть о граде Курске и Курской иконе Знамения Божией Матери // Календарь и памятная книжка Курской губ. на 1888 г. Курск, 1887. С. 258-271; Вержбицкий Т. И. Курская (Коренная) святыня — чудотв. икона, именуемая «Знамение Пресв. Богородицы». М., 18952; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 32-43; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997; Нечаева Т. Н. Сказания об иконе Богоматери Курской-Коренной // Филевские чт.: Тез. 5-й науч. конф. М., 1997. С. 38-39; Плаксин И. М., Склярук В. И., сост. Коренной пустыни — 4 века: (1597-1997). Курск, 1997; Раздорский А. И. Повесть о граде Курске — Сказание о Курской иконе Знамения Божией Матери, Курский летописец // Курск: Краевед. словарь-справ. Курск, 1997. С. 298-299; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004. С. 41; Кулагин В., Рындин Н., сост. Курская Коренская ярмарка: На рубеже веков. Курск, 2005; Антошечкина О. А. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пуст. // Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 150-194; Лысых В., сост. Коренная пуст., 1295-2007 гг.: Фотоматериалы, арх. док-ты, ист. сведения. Тула, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Ист. и геогр. путеводитель по Курской губ., сост. В. Н. Левашевым в 1837 г. СПб., 2010. С. 171-174; Курские святыни: Утерянные и сохраненные. Курск, 2011.

Д. Б. Кочетов

Почему религиозная икона 13 века путешествует по окрестностям Сент-Луиса?

Несколько православных церквей в районе Сент-Луиса в ближайшие несколько дней перенесут икону с многовековой историей.

Курская Коренная икона — это икона с изображением Девы Марии, известной как Богородица, которая, как говорят, датируется 13 веком в одноименном городе в России. Икона, связанная с чудесными исцелениями и событиями, ежегодно путешествует по североамериканским приходам, входящим в состав Русской Зарубежной Церкви (ныне примиренной части Русской Православной Церкви).

Недавно он посетил Успенскую греческую православную церковь в городе и деревне и церковь Св. Иоанна Златоуста в Хаус-Спрингс. В субботу утром он пройдет в храме Успения Пресвятой Богородицы в Бендле, штат Иллинойс. Затем до утра воскресенья он останется в храме св. Василия Великого в Де-Пере.

Отец Мартин Свонсон из храма Василия Блаженного сказал, что с иконой связано так много чудес и исцелений, «что их почти слишком много, чтобы упоминать их в какой-либо книге разумного размера».

Он описал несколько для Общественного радио Сент-Луиса: 

Его открытие

После того, как деревня Курск была разрушена вторжением, два охотника заметили что-то странное у основания дерева. Это была картина с изображением матери Иисуса, Богородицы, также известной как Дева Мария. Охотники отнесли икону в ближайший собор, но к утру следующего дня она исчезла. Позже они нашли его сидящим у подножия того же дерева, где и нашли.

Охотники снова убрали его, но снова нашли у основания дерева. Когда икону подняли, из земли пошла струя. Это было воспринято как знак того, что на этом месте должна быть построена часовня, и со временем люди стали приходить в часовню, чтобы поклониться иконе, и «начали происходить более чудесные события, такие как исцеления», — сказал Суонсон.

Разрубленный надвое

Вокруг часовни, где хранилась икона, вырос город, но снова на него напали оккупанты, которые сожгли храм и взяли икону, разрубив надвое и бросив в канавы по обе стороны дорога. Священник часовни, которому удалось избежать вторжения, вернулся искать остатки иконы. Найдя, он соединил их вместе, и они мгновенно соединились в одно целое.

«До сих пор, если вы посмотрите на икону, вы можете увидеть — я бы так назвал — шрам, где икона была разрезана надвое», — сказал Суонсон.

Чуть не взорван

За несколько лет до русской революции Суонсон сказал, что группа большевиков и коммунистов атаковала Знаменский собор Курста, где хранилась икона. Группа заложила динамит в соборе, пытаясь уничтожить икону, и взорвала храм ранним утром. Все окна Собора были выбиты, а его металлические двери приземлились более чем в сотне футов от святыни, слетев с петель.

Но икона осталась невредимой.

Икона путешествует

После революции тогдашний глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский Тихон приказал епископам бежать от преследований большевиков. В диаспоре русские ездили в Германию, Шанхай, Константинополь, Сербию и другие места. Но все это время икона путешествовала с ними и считалась «защитой бежавших русских людей», сказал Суонсон.

В 1952 году Русская Зарубежная Церковь отделилась от патриаршества в Москве из-за контроля над ней коммунистов. РПЦЗ обосновалась в Нью-Йорке, где икона находится по сей день.

В 2007 году РПЦЗ примирилась с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви. Через два года икона вернулась в Курский собор, и поклониться ей пришло почти 300 тысяч человек. Теперь он ежегодно возвращается в Курск, каждый раз собирая все больше людей. Он также ежегодно посещает православные приходы Северной Америки.

Современный опыт

Суонсон сказал, что пару лет назад он слышал, что молодая женщина, которая была парализована, молилась перед иконой, когда она находилась в Успенской греческой православной церкви, и она «получила исцеление».

Суонсон также рассказал о случае, когда он наблюдал за иконой в своем доме. Курская Коренная икона не считается «мироносицей» — или классом икон, которые источают благоухание мирра «по необъяснимым причинам», сказал он. Тем не менее, когда икона находилась в его доме, он и его жена однажды ночью проснулись рано утром от «очень сильного, очень ароматного и вкусного» запаха, который пропитал весь их дом.

«Икона как раз изливала все это благоухание», — сказал он. «На следующее утро его не стало».

Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы этим летом посетила Западно-Американскую епархию

Судя по интенсивному графику путешествий иконы по всей нашей епархии, Святой Образ почитался во множестве храмов и дома в июле и августе. Собранные средства на содержание и транспортировку Курской иконы переданы в епархиальную канцелярию и ведутся записи посещений домов.

Блуждая по приходам и домам верующих, Икона несла благословение и утешение нуждающимся в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Мы благодарны Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии за Ее любовь к духовенству и верующим Западно-Американской епархии.

 В качестве примеров путешествий приводим отчет о посещении иконой Курской-Коренной Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе и видеосюжет Ее посещения приходов в Сакраменто, Калифорния, и Рино, Невада.

Икона Курская-Коренная посещает праздник

Спасо-Преображенский в Лос-Анджелесе

19 августа в Западно-Американской епархии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Лос-Анджелес, Калифорния, был совершен великий праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник начался накануне Всенощным бдением, за которым последовала Божественная литургия. Возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл в сослужении епископа Манхэттенского Николая и епископа Наро-Фоминского Иоанна Московской Патриархии. Среди священников, принимавших участие в Богослужениях, был настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Александр Лебедев. Среди других клириков Спасо-Преображенского монастыря были иерей Алексей Поляков, иерей Роман Катышев, иерей Христофор Хорсли, протодиакон Андрей Каробков. Было немало приглашенных священников, в том числе протоиерей Николай Болдырев из храма Пресвятой Богородицы Американской Православной Церкви в Лос-Анджелесе, игумен Никодим, помощник епископа, протоиерей Серафим Ган из Восточно-Американской епархии, протоиерей Георгий Гулин из св. Варвары в округе Ориндж (РПЦЗ) и протоиерея Виктора Цешковского из Покровского храма в Лос-Анджелесе (РПЦЗ). Перед началом богослужений была встречена Чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. Участвовал соборный хор под управлением Алексея Соколова, который руководит хором в этот праздник уже 56 лет. За Литургией священник Алексий Поляков был награжден золотым Наперсным крестом. После Святого Причастия епископ Николай совершил традиционное «Освящение начатков». Затем епископ Иоанн произнес трогательную проповедь к верующим, подчеркнув, что «Бог с нами, разумейте, все народы, и покоряйтесь, ибо Бог с нами (Ис. 8:9).)». После этого вокруг храма состоялось грандиозное шествие, в котором приняли участие более 200 прихожан. Духовенство окропило верующих святой водой, а Высокопреосвященнейший Архиепископ Кирилл благословил все корзины с фруктами. В конце Сестричество устроило праздничную трапезу.

Пока Курская-Коренная икона Божией Матери находилась в Лос-Анджелесе, Она посетила местные дома и другие поместные православные храмы. Торжества завершились акафистом в Ее честь 20 августа. Его возглавили епископ Манхэттенский Николай, настоятель протоиерей Александр Лебедев и другие местные священники Лос-Анджелеса. Храм был переполнен, и верующие получили последний шанс приложиться к Иконе перед тем, как Она улетела «домой» в Синодальный собор «Знамения Божией Матери» в Нью-Йорке после пребывания в Западной епархии с июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts