Где находятся мощи параскевы пятницы: где находится и в чем помогает, история и описание, значение

Разное

где находится и в чем помогает, история и описание, значение

  • История иконы
  • В чем помогает
  • Где находятся святые мощи и чудотворные иконы
  • Значение иконы

Икона Параскевы Пятницы — одна из самых почитаемых в русском народе святых женского пола. Со времен крещения Руси эта святая пользуется необычайным уважением и почтением людей, живущих в России. В честь нее освящают нередко храмы, а в дореволюционное время имя святой носили многие девочки, в особенности крестьянские.

История иконы

Параскева принадлежала к поколению тех христиан, которые родились в середине III века. Это время, когда христианскую веру исповедовало уже немало людей в разных частях Римской империи, но тайно. Вот и её родители были тайными христианами, строгими последователями Господа Иисуса Христа.

Икона святой Параскевы Пятницы

Они безукоризненно соблюдали постные дни в среду и пятницу, когда вспоминаются страдания Иисуса на кресте, отсюда и имя Параскева, т.  е. Пятница. О жизни Параскевы мы знаем немного.

  1. Святая была воспитана в строгом послушании Христу. Место её рождения г. Икония, территория современной Турции.
  2. Параскева принадлежала к знатной и богатой семье, но рано лишилась родителей, однако продолжила их дело — помогала бедным и обездоленным.
  3. Предание говорит о том, что Параскева была очень красивой девушкой, но решила избрать своим женихом Христа и жила девственной жизнью, не выходя замуж.
  4. Император Диоклетиан прислал в Иконию своего эпарха, который должен был выявлять христиан. Первой на суд эпарха попала Параскева. Она отказалась принести жертвы богам и была подвергнута пыткам: бичеванию, а также ее тело резали острыми ножами.
  5. Уже при смерти мученица была брошена в темницу, где ей Господь послал ангела, который исцелил ее раны и восстановил силы.

На следующее утро палачи застали святую совершенно здоровой и без всяких следов пыток. На этот раз ее повели в языческий храм, там она начала молиться Богу и статуи языческих богов разрушились. После этого эпарх приказал привязать ее к столбу и жечь тело с помощью факелов. Пламя чудесным образом не касалось её и не причиняло никакого вреда. Несмотря на мучения, Параскева осталась до конца верна Богу и погибла от рук палача, который отсек ей голову. Её мучитель-эпарх пожил недолго после смерти святой — он разбился насмерть, упав с лошади.

Икона святой Параскевы Пятницы одна из самых распространенных в православном мире. Обычно святая изображается в полный рост с крестом в одной руке и свитком в другом, над головой ее корона, которую держат два ангела. Она всегда облачена в красные одежды, так как это символ мученичества.

Интересно! Есть иной вариант иконы великомученицы Параскевы Пятницы: в руке она вместо свитка держит блюдо с человеческими глазами.

Эта икона напоминает еще об одном чуде, когда эпарх приказал бросить святую в чан с кипящей смолой, но мученице смола не навредила. Эпарх, желая увериться в том, что смола холодная, велел мученице плеснуть в него смолой, что святая и сделал. От ожогов мучитель ослеп, но Параскева Пятница его исцелила.

В чем помогает

Икона мученицы Параскевы Пятницы находится во многих храмах и чаще всего у великомученицы просят помощи в следующих случаях:

  • в исцелении болезней, особенно связанных с глазами;
  • в выборе жениха;
  • когда не удается зачать ребёнка;
  • просят мира и благополучия в семейной жизни.

Интересно! Святая является покровительницей торговли. Поэтому храмы, которые строили на торговых площадях нередко называли Пятницкими.

Мученица считается также хранительницей семейного очага и небесная помощница женщинам в домашнем труде.

Читайте о других святых женщинах:

  • Святая Валентина Минская
  • Святая Вероника
  • Святая Ангелина Сербская

Где находятся святые мощи и чудотворные иконы

У святых мощей мученицы сразу же начались исцеления. Со временем мощи были разделены на части и розданы по разным храмам. Самая крупная часть, ступни святой, находятся в храме в честь святых Константина и Елены в Стамбуле. Есть икона Параскевы с частицей мощей в румынском городе Яссы.

Икона святой мученицы Параскевы

И у нас в стране есть храмы, где пребывает чудотворная икона Параскевы Пятницы:

  • в часовне у святого источника недалеко от г. Городище Рязанской области;
  • в пос. Бутово расположенном в Подмосковье, есть храм в честь великомученицы и в нем чудотворная икона;
  • в Ярославльском храме, освященном в честь святой, а также в Суздале в одноименном храме;
  • икона с частицей мощей мученицы находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а также в московском Вознесенском храме;
  • в Русском Пантелеимоновском монастыре на св. горе Афон также есть икона святой с частицей ее мощей.

Рядом с Екатеринбургом находится с. Савино, расположенное на берегу р. Пышмы. В XIX веке, чудесным образом в реке найдена икона св. Параскевы Пятницы. В честь этого события был построен храм во имя святой, в нем и пребывал чудотворный образ.

На заметку!По одному из преданий, святая была казнена на территории полуострова Крым, в районе современного поселка Тополевка. Теперь на месте казни бьет источник, а в женском Параскевинском монастыре, расположенном недалеко от поселка, пребывает чудотворная икона мученицы.

Значение иконы

В дореволюционной России икона св. Параскевы Пятницы обязательно находилась почти в каждой избе крестьян. Так как именно земледельцы особенно чтили мученицу, к которой обращались во всяких своих нуждах, связанных с обработкой земли и уходом за скотом.

Но с разрушением традиционного православного быта крестьян почитание святой не утратило своего значения. Только теперь чаще к св. Параскеве перед её иконой обращаются за помощью в семейных делах и просят исцеления от болезней.

Великомученица Параскева Пятница

О святой великомученице Параскеве Пятнице

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со­и­мен­ных ей свя­тых же­нах.


Четыре святые Параскевы

Ес­ли мы отк­ро­ем пра­вос­лав­ный ка­лен­дарь, то уви­дим, что в свят­цах ука­за­ны че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы: пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (II век), пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (XI век), му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (I век) и ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца (III—IV ве­ка).
На­пом­ним, что в ли­ке пре­по­доб­ных прос­лав­ле­ны свя­тые мо­на­хи и мо­на­хи­ни, в ли­ке му­че­ни­ков — те, кто пре­тер­пел стра­да­ние и смерть за имя Хрис­то­во. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка­ми же на­зы­ва­ют­ся те свя­тые му­че­ни­ки, ко­то­рые, как и свя­тая Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца, ис­пы­та­ли осо­бен­но тяж­кие и про­дол­жи­тель­ные му­че­ния, про­я­вив при этом уди­ви­тель­ное му­же­ст­во и твер­дость в ве­ре. Их под­виг при­шел­ся на пер­вые ве­ка хрис­ти­а­н­ства, а это бы­ли вре­ме­на жес­то­ких го­не­ний на хрис­ти­ан им­пе­ра­то­ров-языч­ни­ков — пра­ви­те­лей Римс­кой им­пе­рии. Сре­ди ве­ли­ко­му­че­ни­ков нам из­ве­ст­ны свя­тые Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец, це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон, Фе­о­дор Стра­ти­лат, Ди­мит­рий Со­лу­нс­кий, свя­тые же­ны Вар­ва­ра, Ека­те­ри­на, Анас­та­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца и мно­гие дру­гие.
Ве­ли­ко­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву час­то пу­та­ют с ее свя­ты­ми «тез­ка­ми», да­же в цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ре фак­ты из жи­тия од­ной Па­рас­ке­вы иног­да при­пи­сы­ва­ют­ся дру­гой. По­э­то­му преж­де, чем на­чать рас­сказ о Па­рас­ке­ве Пят­ни­це, хо­те­лось бы посвятить нес­коль­ко слов и со­и­мен­ным ей свя­тым же­нам.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (26 ию­ля/8 ав­гус­та) жи­ла ве­ком рань­ше ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и так же по-апос­тольс­ки про­по­ве­до­ва­ла хрис­ти­а­н­ство языч­ни­кам. По ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на она бы­ла бро­ше­на в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но ос­та­лась нев­ре­ди­мой. Им­пе­ра­тор усом­нил­ся, действи­тель­но ли смо­ла в кот­ле расп­лав­ле­на, и не­ос­мот­ри­тель­но при­ка­зал плес­нуть в не­го жид­костью. Па­ла­чи ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние, но рас­ка­лен­ная смо­ла по­па­ла пра­ви­те­лю в гла­за, и он мгно­вен­но ос­леп. Им­пе­ра­тор стал умо­лять му­че­ни­цу об ис­це­ле­нии. По мо­лит­ве свя­той Па­рас­ке­вы к Ан­то­ни­ну вер­ну­лось зре­ние, он уве­ро­вал во Хрис­та и при­нял Кре­ще­ние (эту ис­то­рию оши­боч­но часто приписывают Па­рас­ке­ве Пят­ни­це).
Бо­лее все­го пре­по­доб­но­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву знают и по­чи­та­ют гре­ки. Час­ти­цы ее мо­щей на­хо­дят­ся на Афо­не, в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­нас­ты­ре. В Кры­му, у се­ла То­по­лев­ка, есть Тро­и­це-Па­рас­ке­ви­е­вс­кий женс­кий мо­нас­тырь, ко­то­рый ос­но­ван имен­но в честь пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. Су­ще­ст­ву­ет мест­ное пре­да­ние, что имен­но здесь свя­тая встре­ти­ла свою кон­чи­ну, а в том мес­те, где зем­ля обаг­ри­лась ее кровью, появился це­леб­ный род­ник.
Пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (14/27 ок­тяб­ря) осо­бо лю­би­ма в Сер­бии и Бол­га­рии. Ро­ди­лась она в бла­го­чес­ти­вой бол­га­рс­кой семье, пос­ле смер­ти ро­ди­те­лей пост­риг­лась в мо­на­ше­ст­во и уда­ли­лась в Иор­да­нс­кую до­ли­ну, где слав­но под­ви­за­лась до глу­бо­кой ста­рос­ти. Имен­но ее мо­щи, а не ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы (так оши­боч­но пи­шут в не­ко­то­рых кни­гах), по­ко­ят­ся те­перь в ста­рин­ном ру­мы­нс­ком го­ро­де Яс­сы. В Сер­бии свя­той Пет­ке пос­вя­ще­но мно­же­ст­во хра­мов.
Му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (20 мар­та/2 ап­ре­ля) бы­ла род­ной сест­рой Фо­ти­ны-са­ма­ря­ны­ни, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ков­ля. Вмес­те с Фо­ти­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми она при­ня­ла му­че­ни­чес­кий ве­нец, каз­нен­ная по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Не­ро­на — жес­то­ко­го го­ни­те­ля хрис­ти­ан.
Все че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы по­нес­ли ве­ли­кие под­ви­ги и стра­да­ния за имя Хрис­то­во, и все они рав­ны в сво­ей свя­тос­ти пе­ред Бо­гом, но имен­но ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца осо­бен­но приш­лась по серд­цу рус­ско­му на­ро­ду, имен­но ей уда­лось, по­доб­но свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю Чу­дот­вор­цу, стать поч­ти «рус­ской» свя­той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва всег­да поль­зо­ва­лась на Ру­си осо­бой лю­бовью и по­чи­та­ни­ем. Де­вуш­ки мо­ли­лись ей об удач­ном за­му­же­ст­ве, ма­те­ри — за сво­их де­тей. Во мно­гих де­рев­нях был обы­чай в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы (де­ся­тая пят­ни­ца по Пас­хе; 28 ок­тяб­ря/10 но­яб­ря) уст­ра­и­вать крест­ные хо­ды, мо­леб­ны, празд­нич­ные зас­толья. А име­нин­ниц в этот день бы­ло очень мно­го, пос­коль­ку поч­ти в каж­дой мно­го­дет­ной семье од­на из де­во­чек но­си­ла имя Прас­ковья (лас­ко­во Па­ра­шень­ка, Па­шень­ка, Па­рас­ка).
Счи­та­лось, что по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­цы сох­ра­ня­ет­ся се­мей­ное бла­го­по­лу­чие и счастье. До на­ча­ла XX ве­ка ико­ны свя­той Па­рас­ке­вы бы­ли поч­ти в каж­дом рус­ском до­ме. Кресть­я­не уби­ра­ли их лен­та­ми, цве­та­ми, вы­ши­ты­ми руш­ни­ка­ми, под­вес­ка­ми, ду­шис­ты­ми тра­ва­ми и так вы­но­си­ли на крест­ные хо­ды.
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­чи­та­лась так­же пок­ро­ви­тель­ни­цей тор­гов­ли: имен­но по пят­ни­цам уст­ра­и­ва­лись тор­ги и яр­мар­ки. На этих тор­жи­щах неп­ре­мен­но ус­та­нав­ли­ва­лась ико­на Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы.
В честь ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы на Ру­си стро­и­лись хра­мы и ча­сов­ни, ста­ви­лись до­рож­ные крес­ты с ее ико­ной, ко­то­рые так и на­зы­ва­лись «пят­ни­ца­ми». Да­же са­ми раз­вил­ки, пе­рек­ре­ст­ки до­рог то­же зва­лись «пят­ни­ца­ми». Бы­ло при­ня­то про­во­жать род­ных в даль­ний путь до «пят­ни­цы», или, на­о­бо­рот, встре­чать у «пят­ни­цы». У этих же «пят­ниц» де­ви­цы вы­ма­ли­ва­ли се­бе хо­ро­ших же­ни­хов.


Параскева — покровительница монашества

Хо­тя к свя­той Па­рас­ке­ве на Ру­си боль­ше об­ра­ща­лись как к пок­ро­ви­тель­ни­це семьи и бра­ка, ее мож­но счи­тать и пок­ро­ви­тель­ни­цей девства — са­ма свя­тая пред­поч­ла стать не­вес­той Хрис­то­вой, про­жив свою жизнь в чис­то­те и це­ло­муд­рии.
В жи­тии свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­гос­ло­ва (IV век) есть сло­ва о том, что ви­де­ние этой свя­той де­вы оз­на­ча­ет при­зыв к не­по­роч­ной и це­ло­муд­рен­ной жиз­ни. Вот что рас­ска­зы­вал о сво­ей встре­че с ве­ли­ко­му­че­ни­цей из­ве­ст­ный ста­рец, схи­игу­мен Пско­во-Пе­че­рс­ко­го мо­нас­ты­ря Сав­ва (Ос­та­пен­ко) (1898–1980): «Ночью мо­лил­ся я пе­ред сво­ей чу­дот­вор­ной ико­ной Ка­за­нс­кой Бо­жи­ей Ма­те­ри. В за­бытьи (на­я­ву или в тон­ком сне — Бог весть!) яви­лась вдруг свя­тая же­на не­о­бык­но­вен­ной чис­то­ты и кра­со­ты. Кто она, я не знал. Она раск­ры­ла пе­ре­до мной всю кра­со­ту мо­на­ше­ст­ва, по­яс­ни­ла раз­ни­цу меж­ду жизнью мо­на­шес­кой и се­мей­ной. Она ска­за­ла, что мож­но спас­тись и в се­мей­ной жиз­ни, но мо­на­ше­ст­во вы­ше».
Вско­ре пос­ле это­го ви­де­ния отец Сав­ва (а тог­да он был еще прос­то Ни­ко­лай) уви­дел в хра­ме ико­ну свя­тых ве­ли­ко­му­че­ниц Вар­ва­ры, Ека­те­ри­ны и Па­рас­ке­вы. В свя­той Па­рас­ке­ве он уз­нал ту са­мую чуд­ную де­ву, ко­то­рая яви­лась ему в ви­де­нии и ука­за­ла путь к мо­на­ше­ст­ву.
Те­перь нас­та­ла по­ра рас­ска­зать о том, кто же она та­кая — свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва, по­лу­чив­шая от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния ду­шев­ных и те­лес­ных не­ду­гов, хо­да­тай­ству­ю­щая за всех, кто об­ра­ща­ет­ся к ней с теп­лой мо­лит­вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя­тая Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ды царство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ди­ок­ле­ти­а­на (ко­нец III — на­ча­ло IV ве­ков) в го­ро­де Ико­ний (сов­ре­мен­ный Ко­ний, ны­не при­над­ле­жит Тур­ции) в семье бо­га­то­го се­на­то­ра. Ее ро­ди­те­ли бы­ли тай­ны­ми хрис­ти­а­на­ми и жи­ли в стра­хе Бо­жи­ем, стро­го соб­лю­дая за­по­ве­ди Гос­под­ни, но дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись без­дет­ны­ми. Суп­ру­ги осо­бо по­чи­та­ли день крест­ных стра­да­ний Хрис­то­вых — пят­ни­цу, и про­во­ди­ли его в пос­те и мо­лит­ве, щед­ро по­да­вая ми­лос­ты­ню. За их ве­ру и тер­пе­ние Бог пос­лал им дочь, ко­то­рая ро­ди­лась имен­но в пят­ни­цу. Они так и наз­ва­ли ее Па­рас­ке­ва, что по-гре­чес­ки зна­чит «пят­ни­ца».
Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли Па­рас­ке­ву в бла­го­чес­тии и чис­то­те. Бла­гос­ло­вен­ная че­та отош­ла ко Гос­по­ду, ког­да де­вуш­ка бы­ла еще весь­ма юной. С детства Па­рас­ке­ва всем серд­цем воз­лю­би­ла Хрис­та и, дос­тиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, ста­ла под­ра­жать ве­ре и де­лам сво­их ро­ди­те­лей. Она стро­го ис­пол­ня­ла за­по­ве­ди Гос­под­ни, всег­да бла­го­го­вей­но чти­ла пят­ни­цу и при­ни­ма­ла стран­ни­ков в сво­ем до­ме. Бла­жен­ная Па­рас­ке­ва щед­ро тра­ти­ла свое зна­чи­тель­ное сос­то­я­ние, унас­ле­до­ван­ное от ро­ди­те­лей, не на ук­ра­ше­ния и рос­кош­ную жизнь, а на про­пи­та­ние и одеж­ду для бед­ных.
Де­вуш­ка от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но не об­ра­ща­ла ни­ка­ко­го вни­ма­ния на юно­шей, до­мо­гав­ших­ся ее ру­ки: она уне­вес­ти­лась Бес­сме­рт­но­му Же­ни­ху, для Ко­то­ро­го и жи­ла в чис­то­те и це­ло­муд­рии. По­доб­но рав­но­а­пос­толь­ным же­нам, Па­рас­ке­ва ре­ши­ла пос­вя­тить свою жизнь расп­ро­ст­ра­не­нию хрис­ти­а­нс­кой ве­ры сре­ди сво­их сог­раж­данязыч­ни­ков и неп­рес­тан­но ис­по­ве­до­ва­ла пе­ред на­ро­дом имя Гос­по­да Ии­су­са Хрис­та. Всем, кто при­но­сил жерт­вы язы­чес­ким бо­гам, она го­во­ри­ла:
— Ва­ши бо­ги — бес­чу­в­ствен­ные и глу­хие идо­лы!
Часть го­ро­жан, слу­шая Па­рас­ке­ву, уве­ро­ва­ла во Хрис­та, од­на­ко мно­гие с не­го­до­ва­ни­ем опол­чи­лись про­тив нее, на­па­ли на ис­по­вед­ни­цу и ра­ни­ли ее. Но Па­рас­ке­ва про­дол­жа­ла сме­ло про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и воз­ве­щать ис­тин­ный путь.
Ког­да им­пе­ра­тор Ди­ок­ле­ти­ан на­чал жес­то­кое го­не­ние на хрис­ти­ан, он по­ве­лел пра­ви­те­лю Ли­ка­о­нии Аэ­цию в подв­ла­ст­ных ему го­ро­дах прес­ле­до­ва­ни­я­ми и му­че­ни­я­ми ист­ре­бить хрис­ти­а­нс­кую ве­ру. Аэ­ций отп­ра­вил­ся в Ико­ний. Го­ро­жа­не тор­же­ст­вен­но встре­ти­ли сво­е­го пра­ви­те­ля. Они по­ве­ли его в храм — при­нес­ти жерт­ву идо­лам и воз­дать хва­лу им­пе­ра­то­рам.
Ут­ром сле­ду­ю­ще­го дня Аэ­ций вос­сел на три­бу­на­ле. Он при­ка­зал про­честь им­пе­ра­то­рс­кий указ о го­не­нии на хрис­ти­ан. Языч­ни­ки слу­ша­ли гла­ша­тая и ра­до­ст­но воск­ли­ца­ли:
— Дос­той­но по­ве­ле­ние, и пра­ве­ден суд са­мо­де­рж­ца!
Тог­да пра­ви­тель про­из­нес:
— Будь­те друзь­я­ми им­пе­ра­то­ра и вы­дай­те нам всех так на­зы­ва­е­мых хрис­ти­ан, ко­то­рые не хо­тят при­но­сить жерт­ву бо­гам.
— Свет­лей­ший пра­ви­тель,— от­ве­ти­ли ему ста­рей­ши­ны,— в на­шем го­ро­де жи­вет дочь се­на­то­ра. Эта де­вуш­ка ис­по­ве­ду­ет Рас­пя­то­го Хрис­та. Она отв­ра­ти­ла не­ма­ло лю­дей от пок­ло­не­ния на­шим бо­гам и ху­лит са­мо­де­рж­ца. Как толь­ко до нас до­шел слух о тво­ем при­ез­де в Ико­ний для ис­ко­ре­не­ния хрис­ти­а­нс­кой ве­ры, мы по­са­ди­ли ее в тем­ни­цу.
Пра­ви­тель при­ка­зал при­вес­ти де­вуш­ку. Ког­да во­и­ны ве­ли Па­рас­ке­ву к Аэ­цию, Свя­той Дух осе­нил бла­жен­ную ис­по­вед­ни­цу. Ее ли­цо ста­ло та­ким свет­лым, что лю­ди с удив­ле­ни­ем го­во­ри­ли друг дру­гу:
— Пос­мот­ри­те! Де­ви­ца не бо­ит­ся су­да гроз­но­го пра­ви­те­ля. Она не уд­ру­че­на пе­чалью, а си­я­ет от ра­дос­ти.
— Та­ков род хрис­ти­а­нс­кий: он стре­мит­ся к смер­ти боль­ше, чем к жиз­ни,— про­из­нес один из жре­цов.
Аэ­ций, пос­мот­рев на де­вуш­ку, уди­вил­ся ее кра­со­те и ска­зал ста­рей­ши­нам:
— Не кле­ве­ще­те ли вы на эту де­ви­цу? Нель­зя гу­бить та­кую сол­неч­ную кра­со­ту!
За­тем он спро­сил Па­рас­ке­ву:
— Как твое имя, де­ви­ца?
— Я хрис­ти­ан­ка, ра­ба Ис­тин­но­го Бо­га,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Со­зер­ца­ние кра­со­ты тво­е­го ли­ца скло­ня­ет ме­ня к кро­тос­ти,— про­из­нес правитель,— а ис­хо­дя­щие из тво­их уст сло­ва воз­му­ща­ют до глу­би­ны ду­ши!
— Спра­вед­ли­вый судья рад ус­лы­шать прав­ду,— воз­ра­зи­ла Па­рас­ке­ва. — Ты же, уз­нав прав­ду, разг­не­вал­ся.
— Я спро­сил твое имя и не ус­лы­шал от­ве­та, по­э­то­му и гне­ва­юсь,— лу­ка­во ска­зал Аэ­ций.
— Преж­де все­го, я наз­ва­ла свое имя в веч­ной жиз­ни — хрис­ти­ан­ка. Мое имя в жиз­ни вре­мен­ной, зем­ной — Па­рас­ке­ва. Я ро­ди­лась в пят­ни­цу. Имен­но в честь это­го дня ме­ня наз­ва­ли Па­рас­ке­вой. Мои ро­ди­те­ли всег­да с ве­ли­ким стра­хом и лю­бовью по­чи­та­ли пят­ни­цу и про­во­ди­ли ее в пос­те и мо­лит­вах.
— Как мож­но од­нов­ре­мен­но ис­пы­ты­вать страх и лю­бовь?— спро­сил пра­ви­тель.
— Пят­ни­ца — день стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да на­ше­го Иисуса Хрис­та за род че­ло­ве­чес­кий. Стра­да­ния Хрис­та вы­зы­ва­ют бла­го­го­вей­ный страх, а Его Ис­ку­пи­тель­ная Жерт­ва все­ля­ет в на­ши серд­ца лю­бовь. Хрис­тос пост­ра­дал за нас, и я ра­ди Не­го го­то­ва уме­реть,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Пе­рес­тань го­во­рить как бе­зум­ная! При­не­си жерт­ву бо­гам, и тог­да за твою кра­со­ту я возь­му те­бя в же­ны. Ты ста­нешь об­ла­да­тель­ни­цей боль­шо­го бо­га­т­ства, мно­гие бу­дут те­бя ве­ли­чать и уб­ла­жать…
— У ме­ня есть на не­бе Же­них — Хрис­тос,— от­ве­ти­ла свя­тая Па­рас­ке­ва,— и в ином му­же я не нуж­да­юсь.
— Опом­нись, Па­рас­ке­ва, и от­ка­жись от сво­е­го Хрис­та! Я не хо­чу от­да­вать те­бя па­ла­чу для му­че­ний, ибо очень це­ню твою юность и кра­со­ту!— воск­лик­нул пра­ви­тель.
— Не жа­лей вре­мен­ной кра­со­ты. Се­год­ня она цве­тет, а завт­ра увя­нет. Луч­ше по­ду­май о сво­ей ду­ше: те­бя ждут веч­ные му­че­ния!
Пос­ле этих слов пра­ви­тель разг­не­вал­ся. Он по­ве­лел ра­зод­рать на де­вуш­ке одеж­ды и бить ее сы­ры­ми во­ловь­и­ми жи­ла­ми, а ра­ны рас­ти­рать вла­ся­ни­цей. По­ка па­ла­чи ис­тя­за­ли Па­рас­ке­ву, она не про­ро­ни­ла ни од­но­го зву­ка. Взи­рая на не­бо, свя­тая сла­ви­ла Гос­по­да и про­си­ла Его по­мочь пе­ре­нес­ти му­че­ния. Вско­ре Аэ­ций, ща­дя кра­со­ту де­вуш­ки, ос­та­но­вил па­ла­чей и лас­ко­во ска­зал:
— Уве­руй, де­ви­ца, в бо­гов, и я сох­ра­ню те­бе жизнь.
Но Па­рас­ке­ва мол­ча­ла.
— Мне ли ты не от­ве­ча­ешь, злое хрис­ти­а­нс­кое от­родье?— с гне­вом воск­лик­нул пра­ви­тель.
Вмес­то от­ве­та свя­тая плю­ну­ла ему в ли­цо.
Аэ­ций страш­но рас­сви­ре­пел. Он при­ка­зал под­ве­сить Па­рас­ке­ву на стол­бе и не­щад­но стро­гать ее бо­ка же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Кровь страс­то­тер­пи­цы обиль­но обаг­ри­ла зем­лю, а те­ло бы­ло изод­ра­но до кос­тей. Один из па­ла­чей, ду­мая, что му­че­ни­ца умер­ла, ска­зал пра­ви­те­лю:
— Гос­по­дин, де­ви­ца мерт­ва. За­чем ты зас­та­вил нас так силь­но ее тер­зать?
Од­на­ко Па­рас­ке­ва бы­ла жи­ва, хо­тя ед­ва ды­ша­ла. Пра­ви­тель ре­шил, что она ско­ро ум­рет. Он при­ка­зал снять из­ра­нен­ную де­вуш­ку со стол­ба, бро­сить в тем­ни­цу и дер­жать там, не ока­зы­вая ей ни­ка­кой по­мо­щи. Свя­тую от­нес­ли в тю­рем­ную ка­ме­ру. От по­те­ри кро­ви и жес­то­ких ран она бы­ла так сла­ба, что не мог­ла да­же сто­нать и ле­жа­ла как мерт­вая.
В тем­ни­це Гос­подь не ос­та­вил Свою изб­ран­ни­цу. В пол­ночь к ней явил­ся Ан­гел. Его пле­чи и грудь бы­ли крес­то­об­раз­но пре­по­я­са­ны зо­ло­тым по­я­сом. В ру­ках он дер­жал ору­дия му­че­ний Спа­си­те­ля: крест, тер­но­вый ве­нец, копье, трость и губ­ку.
— Встань, де­ви­ца, общ­ни­ца стра­да­ний Хрис­то­вых. Я пос­лан уте­шить те­бя! Взгля­ни на крест и тер­но­вый ве­нец Нет­лен­но­го Же­ни­ха; пос­мот­ри на копье, ра­нив­шее Жи­вот­во­ря­щие Реб­ра, на трость, на­пи­сав­шую про­ще­ние гре­хов все­го ми­ра, и на губ­ку, ко­то­рая стер­ла Ада­мов грех. Встань, Па­рас­ке­ва! Хрис­тос ис­це­ля­ет те­бя!— про­из­нес Ан­гел.
Му­че­ни­ца слов­но про­бу­ди­лась ото сна. Ан­гел отер губ­кой ра­ны свя­той. И, о чу­до! Те­ло де­вуш­ки сде­ла­лось креп­ким и здо­ро­вым, а кра­со­та ее ли­ца еще бо­лее по­ра­зи­тель­ной. Па­рас­ке­ва с бла­го­го­ве­ни­ем об­ло­бы­за­ла ору­дия Хрис­то­вых стра­да­ний и прос­ла­ви­ла Бо­га. Не­бо­жи­тель ис­пол­нил по­ве­ле­ние Гос­под­не и стал не­ви­дим.
Ут­ром тю­рем­ная стра­жа уви­де­ла, что на те­ле Па­рас­ке­вы нет ран. Свя­тая бы­ла со­вер­шен­но здо­ро­ва. Она сто­я­ла и пе­ла мо­лит­вы. Страж­ни­ки ис­пу­га­лись, отп­ра­ви­лись к пра­ви­те­лю и из­вес­ти­ли его о чу­де. Аэ­ций при­ка­зал не­мед­лен­но при­вес­ти Па­рас­ке­ву. Уви­дев де­вуш­ку здо­ро­вой, нев­ре­ди­мой и не­о­бы­чай­но кра­си­вой, он с удив­ле­ни­ем воск­лик­нул:
— Как тер­пе­ли­вы на­ши бо­ги! Они сми­лос­ти­ви­лись над тво­ей юностью и кра­со­той, Па­рас­ке­ва, и ис­це­ли­ли те­бя!
— По­ка­жи, Аэ­ций, бо­гов, спас­ших ме­ня от смер­ти,— поп­ро­си­ла му­че­ни­ца.
— Иди в храм и уви­дишь на­ших бо­гов,— от­ве­тил пра­ви­тель.
Свя­тая вош­ла в язы­чес­кий храм. За ней пос­ле­до­ва­ли жре­цы и боль­шая тол­па лю­дей. В хра­ме бы­ло мно­же­ст­во эллин­ских ста­туй. Все ду­ма­ли, что Па­рас­ке­ва хо­чет пок­ло­нить­ся бо­гам и при­нес­ти им жерт­ву. Но свя­тая об­ра­ти­лась с го­ря­чей мо­лит­вой к Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. При­кос­нув­шись к ста­туе Апол­ло­на, она про­из­нес­ла:
— Име­нем Ии­су­са Хрис­та по­ве­ле­ваю те­бе, льс­ти­во­му Апол­ло­ну, и всем на­хо­дя­щим­ся в этом хра­ме су­ет­ным бо­гам: пусть ва­ши ста­туи упа­дут на зем­лю и ра­зобь­ют­ся вдре­без­ги!
По сло­ву свя­той про­и­зош­ло силь­ное зем­лет­ря­се­ние. Все идо­лы упа­ли и рас­сы­па­лись в прах. Лю­ди вы­бе­жа­ли из хра­ма. Мно­гие, ви­дев­шие это чу­до, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и ста­ли воск­ли­цать:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий!
Не­чес­ти­вые жре­цы пош­ли к пра­ви­те­лю и пла­ча ска­за­ли ему:
— О пра­ви­тель! Мы го­во­ри­ли те­бе — каз­ни эту кол­дунью: она оболь­ща­ет го­ро­жан. Но ты не пос­лу­шал нас, и те­перь Па­рас­ке­ва сво­им ча­ро­дей­ством раз­ру­ши­ла все ста­туи в хра­ме! Убей эту вол­шеб­ни­цу!
Аэ­ций по­ве­лел сно­ва при­вес­ти Па­рас­ке­ву и с гне­вом на­чал доп­ра­ши­вать ее:
— Ска­жи мне, ка­ким волх­во­ва­ни­ем ты сок­ру­ши­ла на­ших бо­гов?
— Я низ­ве­рг­ла тво­их бо­гов не волх­во­ва­ни­ем, а име­нем Гос­по­да мо­е­го Ии­су­са Хрис­та. В хра­ме я об­ра­ти­лась к Не­му с мо­лит­вой: «Явись, Спа­си­тель, да­ро­вав­ший мне жизнь». И мой Гос­подь явил­ся, а твои бо­ги, лишь толь­ко уви­де­ли Его, зат­ре­пе­та­ли, упа­ли на зем­лю и рас­сы­па­лись. Ви­дишь, ва­ши бо­ги не мо­гут по­мочь да­же се­бе — как же они по­мо­гут дру­гим?
Что мог воз­ра­зить на этот до­вод Па­рас­ке­вы жес­то­кий язы­чес­кий пра­ви­тель? Вмес­то от­ве­та он при­ка­зал сно­ва по­ве­сить де­вуш­ку на стол­бе и жечь ее реб­ра го­ря­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми. Опа­ля­е­мая ог­нем, свя­тая об­ра­ти­ла свой взор к не­бу и ста­ла мо­лить­ся:
— Гос­подь и Бог мой, Соз­да­тель и Про­мыс­ли­тель вся­ко­го тво­ре­ния! Ты дал прох­ла­ду трем ва­ви­ло­нс­ким от­ро­кам в ог­нен­ной пе­чи и опа­лил хал­де­ев, Ты спас от ог­ня пер­во­му­че­ни­цу Фек­лу. Ны­не про­шу Те­бя, Гос­по­ди, да сни­зой­дет на ме­ня, не­дос­той­ную, Твоя ве­ли­кая си­ла и из­ба­вит от без­за­кон­ных рук му­чи­те­лей, ибо не­чес­ти­вые му­жи сжи­га­ют мое те­ло.
По мо­лит­ве свя­той язы­ки пла­ме­ни по­вер­ну­лись к му­чи­те­лям — огонь стал очень силь­ным и опа­лил па­ла­чей. Часть го­ро­жан ис­пу­га­лась и бро­си­лась бе­жать. Но мно­гие из тех, кто ви­дел чу­де­са Па­рас­ке­вы, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и воск­ли­ца­ли:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий! Мы ве­ру­ем те­перь в это­го Бо­га!
Аэ­ций бо­ял­ся, как бы на не­го не вос­стал весь го­род, и при­ка­зал не­мед­лен­но усечь ме­чем го­ло­ву Па­рас­ке­вы.
Ког­да свя­тую при­ве­ли на мес­то каз­ни, ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­вер­ну­лась ли­цом к вос­то­ку и об­ра­ти­лась к Бо­гу:
— Гос­по­ди, прос­лав­ляю мно­гох­валь­ное имя Твое! Ты, Гос­по­ди, не ос­та­вил ме­ня и дал мне, сла­бой, си­лы про­ти­вос­то­ять вра­гу. По­мя­ни ме­ня в этот час и бла­гос­ло­ви уме­реть за Те­бя. По­мо­ги всем лю­дям, пок­ло­ня­ю­щим­ся Тво­е­му крест­но­му под­ви­гу и стро­го пос­тя­щим­ся в день Тво­их стра­да­ний. По­мо­ги так­же при­зы­ва­ю­щим в по­мощь мое имя, из­бавь их ото всех бед и скор­бей и от­пус­ти им гре­хи, ибо Ты не хо­чешь смер­ти греш­ни­ка, но же­ла­ешь всем прий­ти к поз­на­нию ис­ти­ны и спас­тись. Ты Бог наш, и Те­бе по­до­ба­ет сла­ва во ве­ки. Аминь.
С не­ба из свет­ло­го об­ла­ка пос­лы­шал­ся Го­лос:
— Дер­зай, Па­рас­ке­ва! Я ис­пол­ню все, о чем ты про­сишь. Мно­гие име­нем тво­им спа­сут­ся от бед и скор­бей. Я ста­ну по­мо­гать всем, кто бу­дет бла­го­го­вей­но вспо­ми­нать твое му­че­ни­че­ст­во. У Мо­е­го От­ца те­бя ожи­да­ет оби­тель с муд­ры­ми де­ва­ми. Чер­тог Царства Не­бес­но­го при­го­тов­лен, рай отк­рыт для те­бя!
Страс­то­тер­пи­ца прос­ла­ви­ла Бо­га и ра­до­ст­но прек­ло­ни­ла го­ло­ву под меч. Ког­да па­лач от­сек го­ло­ву свя­той, воз­дух на­пол­нил­ся не­о­бык­но­вен­ным бла­го­у­ха­ни­ем, и Го­лос с не­ба воз­вес­тил:
— Ра­дуй­те­ся, пра­вед­ни­ки, ибо увен­ча­лась му­че­ни­ца Хрис­то­ва Па­рас­ке­ва!
Так за­вер­ши­лось мно­го­ст­ра­даль­ное жи­тие слав­ной Па­рас­ке­вы. Прек­рас­ней­шая не­вес­та Хрис­то­ва отош­ла к сво­е­му Не­бес­но­му Же­ни­ху.
Вско­ре не ста­ло и му­чи­те­ля пра­вед­ни­цы. На сле­ду­ю­щий день ут­ром пра­ви­тель Аэ­ций отп­ра­вил­ся на охо­ту. Вне­зап­но его конь взбе­сил­ся, встал на ды­бы и сбро­сил се­до­ка в за­рос­ли. Аэ­ций раз­бил­ся нас­мерть и так злос­ча­ст­но ис­пус­тил свою ока­ян­ную ду­шу.
Доб­ро­по­бед­ную му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву хрис­ти­а­не с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­ни­ли в ее до­мо­вом хра­ме. На мес­те ее пог­ре­бе­ния сра­зу же на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Мно­гие, кто при­хо­дил и ис­це­лял­ся, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Впос­ле­д­ствии мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­цы бы­ли роз­да­ны по мно­гим мо­нас­ты­рям и хра­мам, преж­де все­го тем, что на Святой Горе Афо­н.
Час­ти­цы ее свя­тых мо­щей хра­нят­ся и в Рос­сии: в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре, а также в мос­ко­вс­ком хра­ме Воск­ре­се­ния Гос­под­ня в Со­коль­ни­ках в лар­це, до­став­лен­ном с Афо­на в XIX ве­ке, и в дру­гих ме­с­тах. В Ка­за­ни (Чу­ваш­ская епар­хия) в хра­ме Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы есть ра­ка с ча­с­ти­цей мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­ра­ске­вы.

Параскева Новая — Православная Вики

Другие святые с именем «Параскева» см. на странице значений.

Преподобная Богородица Параскева Новая монашествовала в 11 веке. В Румынии она почитается как Parascheva , традиционно как Sfânta Vineri (букв. Saint Friday ), а в Сербии и Македонии как Petka . Она также отличается от других одноименных святых описаниями «Новая» или «Молодая». День ее памяти отмечается 14 октября. Она является покровительницей румынского региона Молдовы, и румыны в целом очень ее уважают.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Гимн
  • 3 чуда
  • 4 Паломничество
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь

Родившаяся в Эпивате (Фракия; Византия, близ Константинополя) в 11 веке, Параскева была знатного происхождения. Ее благочестивые родители научили ее в детстве словам Евангелия, в которых говорится, что каждый, кто хочет следовать за Господом Иисусом, должен оставить все. Когда ее родители умерли, она бросила мир ради «пустыни», будучи еще молодой. Сначала она всецело посвятила свою жизнь Богу через молитву и пост, а затем предприняла подвиги в Иорданской пустыне.

Особо любима православными народами Сербии, Болгарии, Румынии и Молдавии, где ее святые мощи хранятся в Митрополичьей кафедральной церкви, Яссы, Румыния.

Песнь

Тропарь (глас 4) [1]

Ты выбрал тихую и уединенную жизнь;
Ты последовал за Христом, своим Женихом.
В юности ты принял его легкое ярмо,
Вооружитесь крестным знамением.
Вы сражались с духовными врагами
Сквозь пост, слезы и труды,
О славная Параскева.
Теперь вы стоите перед Христом с Премудрыми Девами:
Заступись за нас, чтящих твою драгоценную память.

Чудеса

Многие чудеса упоминаются как совершенные Богом через святую Параскеву. Согласно описанным здесь чудесам, святая Параскева помогала людям:

—помощь в браке, поиск отличного супруга
— решение проблем, связанных со здоровьем
—поиск украденных предметов
— побег от силы больных ангелов
— хорошие оценки на экзаменах и получение дипломов
— найти работу
— поиск жилья
— поиск ресурсов и путей для паломничества к ее мощам
— защита города Яссы на войне
— остановить кражу
— строительство церкви
— защита церкви
— защита жизни даже нерожденного
—защита еды от жуков

Описанные чудеса произошли, потому что люди сделали одно или несколько из следующих действий:

—помолился Святой перед ее мощами с просьбой о помощи
— читать Ахатист святой перед ее мощами
— чтение Ахатиста и Утешителя перед святыми мощами
— оставил диптих для поминовения на Святой Литургии
— передал диптих храму, в котором находятся святые мощи, через другого человека, посетившего храм
—помолился святой на дому

Благодаря множеству чудес, совершенных святой Параскевой, в день ее празднования десятки тысяч человек приходят в паломничество к ее мощам. Не исключено, что в день празднования святого, святой сможет творить еще чудеса.

Наблюдение:

Молясь Богу или перед мощами святого, хорошо молиться как о проблемах, о которых вы знаете, так и о проблемах, о которых вы не знаете. О проблемах, о которых вы не знаете, вы можете молиться о том, что Богородица знает, что вам нужно.
Диптих – это список, в который вносятся имена живых или усопших людей для чтения за помощью на Святой Литургии пред Богом. Имена живых и усопших пишутся обычно в две разные колонки. На диптихе в конце можно упомянуть «со всеми своими родственниками», чтобы оказать помощь как можно большему количеству людей. Также принято писать людей, которых вы не знаете, как способ милосердия.
После молитвы или действий хорошо помолиться, чтобы они принесли пользу.
При посещении мощей святых можно положить на мощи святых кусок ткани, который не моется, например, салфетку или стаканы или другие предметы. От некоторых предметов, прикасавшихся к святым мощам, исходит благоухание мирры. Полезно потом время от времени касаться этими предметами головы или проблемных частей тела.
Для многих вещей, например, для решений, которые включают в себя знание того, что будущее хорошее, чтобы молиться Богу о хорошем исходе
Сила святых мощей упоминается в Ветхом Завете, и там мы видим, как над мощами Пророка бросают мертвеца, и этот человек оживает. Если мощи пророка могут превратить смерть в жизнь, то мощи новозаветного святого могут сделать, вероятно, больше, потому что Новый Закон сильнее Ветхого.
Даже если святыни почитались за первые 1500 лет христианства во всей Европе, некоторые конфессии могут быть с этим непросты, даже если евангелист Лука рисовал иконы, некоторые конфессии могут быть непросты с иконами, даже если ткань пророка Илии воды реки расступились, совершается чудо. Некоторые деноминации могут быть обеспокоены чудесами, совершаемыми через предметы, принадлежащие святым, даже если многие апостолы писали Святые литургии, начиная примерно с 60 года, некоторые деноминации могут быть обеспокоены Священной литургией. Такова жизнь.

Паломничество

Святые мощи Святой Параскевы находятся в Яссах, городе, в котором есть международный аэропорт меньшего масштаба, связанный с миром.
Мощи находятся в Митрополичьем соборе и могут приложиться в любое время, когда храм открыт. Столичный собор обычно открыт каждый день. Вот ролик на ютубе про Яссы http://www.youtube.com/watch?v=FkHujqDFaRk.

В день празднования Параскевы очередь к мощам может длиться 12 часов и достигать 2,5 км. Очень интересно, как святой может ходатайствовать перед Богом за такое множество людей, ведь с Богом все возможно.

О силе молитвы перед мощами святого можно говорить много, все равно ничто не сравнится с собственным опытом, поэтому при возникновении проблемы можно подумать о том, чтобы попросить у мощей или дома святого о заступничестве и помощь.

Внешние ссылки

  • Преподобная Параскева (Петка) (ПЦА)
  • Праведная Параскева Сербская (GOARCH)
  • Святая Петка (сербский)
  • Святая благочестивая Параскева (блог Православное Слово)
  • Святая Параскева Новая, у которой святые мощи в Яссах, Румыния
  • Святая Петка-Параскева Сербская Память 14 октября Православная Америка
  • Святая Петька Слава и Выставка в церкви Св. Саввы, Ванкувер, 14/27 октября 2005 г. (архив)

Святая Параскева Новая из Эпивато

Святая Параскева Новая из Эпивато (праздник — 14 октября)

Святая Параскева (также известная как Петька или Параскева) Новая родилась в благочестивой семье, жившей в одиннадцатом веке в деревне Эпивато, между Силистрой и Константинополем. Ее старший брат Евфимий стал монахом, а позже был рукоположен во епископа Матидийского. Однажды, когда она была на богослужении со своей десятилетней матерью, слова Господа, как стрела, пронзили ее сердце: «Если кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя» (Мф. 16:24). . С этого времени она стала раздавать свою одежду нуждающимся, по причине чего терпела много горя от своей семьи.

После смерти родителей Параскеви отправилась в Константинополь, город, полный церквей со множеством реликвий и чудотворных икон. Там она познакомилась с ревностными подвижниками, которые наставляли ее в духовной жизни. Она поселилась в храме Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской, где провела пять лет в сосредоточенной молитве и посте, прежде чем совершить паломничество в Святую Землю, где давно желала поклониться тем местам, где жил и ходил наш Спаситель. Она не вернулась в Константинополь, но, желая еще больше удалиться от мира и его развлечений, пересекла реку Иордан в пустыню. Там она вела подвижническую жизнь до двадцати пяти лет. Ангел Господень повелел ей вернуться на родину, сказав: «Оставь пустыню и вернись на родину свою; там надобно предать тело твое земле, а душу в жилище Господне». Святая Параскева послушалась и вернулась в Эпивато, в село Катикратия, где прожила два года в непрестанном посте и молитве.

Святая Параскева отошла ко Господу в возрасте двадцати семи лет и была погребена у моря. Ее похоронили по-христиански, но так как никто не знал, кто она и откуда, ее похоронили в безымянной могиле. Однако Богу было угодно открыть славу Своего святого. Спустя годы после ее кончины тело мертвого моряка выбросило на берег. Он уже начал разлагаться и испускать ужасное зловоние, прежде чем святой-столпник поблизости обнаружил его и попросил жителей деревни похоронить его. Они по незнанию вырыли могилу прямо над мощами святой Параскевы. В ту ночь одному из могильщиков, благочестивому человеку по имени Георгий, приснился сон. Он увидел королеву, восседающую на троне в окружении славной роты воинов. Один из них сказал ему: «Георгий, для чего ты пренебрег телом святой Параскевы и вместе с ним похоронил смрадный труп? Поспеши и перенеси тело святой в достойное место, ибо Бог желает прославить Своего раба на Земля.» Тогда сама святая Параскева сказала: «Георгий, выкопай сейчас же мои мощи. Я не выношу смрада от этого трупа». И она рассказала ему, кто она такая и что она родом из Эпивато. В ту же ночь подобный сон приснился набожной женщине Евфимии.

Узнав об этих снах на следующее утро, жители села взяли зажженные свечи и пошли на кладбище, где раскопали и обнаружили мощи святой Параскевы, благоухающие и нетленные. Мощи были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, где по молитвам святого подвижника многие люди исцелились от различных болезней и прозрели слепые. Она оставалась там около 175 лет.

Мощи святой Параскевы были перенесены в Трново, Болгария, в 1238 году и помещены в соборе. Патриарх Евфимий написал ее Житие и установил день ее памяти 14 октября. Турки заняли Болгарию в 139 г.1, а ее мощи были переданы Мирче Старшему, князю Румынской земли (одна из областей Румынии). В 1393 году мощи были переданы принцессе Ангелине Сербской (память 30 июля), которая привезла их в Белград в Ружицкую церковь. Когда в 1521 году Белград пал перед османскими войсками, мощи были перенесены в Константинополь и помещены в патриаршем соборе.

В 1641 году, при патриархе Константинопольском старце Парфении (1639-1644) и молдавском князе воеводе Василии, Константинопольский Патриархат оказался в большой финансовой нужде. Патриарх договорился с князем Василием о передаче ему мощей святой Параскевы в обмен на определенную сумму денег. Он спустил святые мощи над крепостной стеной Фанара и тайно перевез их в Яссы (Яссы).

13 июня 1641 года ее нетленные мощи были перенесены в монастырь Трех Святителей в Яссах в Румынии, где произошло много исцелений. 26 декабря 1888 года, после спасения из огня, мощи святой Параскевы были вновь перенесены. На этот раз они были помещены в Митрополичьем соборе в Яссах, где и находятся до наших дней.

Вода из источника Св. Параскевы в Белграде принесла много исцелений тем, кто с верой взывает к ее заступничеству.

Сильная засуха 1946-47 гг. поразила Молдавию, усугубив страдания, оставленные войной. Митрополит Юстиниан Марина разрешил первую процессию с гробом с мощами святой Параскевы, который с тех пор хранится в Яссах. Реликвии прошли через опустевшие от засухи деревни уездов Яссы, Васлуй, Роман, Бакэу, Путна, Нямц, Бая и Ботошань. Собранные по этому случаю пожертвования были розданы, на основании постановления митрополита Юстиниана, сиротам, вдовам, инвалидам, школьным столовым, строящимся церквям и монастырям для пропитания больных, старых или немощных монахов.

ХВАЛЬНАЯ ГИМНА: Преподобной Параскеве

Святителя Николая Велимировича

«Чистого сердца желает Господь»:
Так говорит Евангелие.
Девой чистой ты осталась,
И сердце чистое Богу отдала —
О пречуднейшая святая,
Святая Параскева, наш идеал!

Господь ищет пречистого ума,
Без фантазий и без лжи;
И ты представил Ему свой пречистый ум,
Подобно тому, что у ангела, того же рода.
Пречуднейшая святая,
Святая Параскева, внемли нашим мольбам!

Господь ищет чистую душу,
Как небесную святыню;
Такую душу ты усовершенствовал,
И теперь сияй на небесах.
Пречуднейшая святая,
Параскева, помоги нам!

Своими молитвами помоги нам
В невзгодах житейских.
Сквозь тучи земной печали
Свети нам, яко радугу,-
О целомудренная Дева, пречуднейшая,
Святая Мати Параскева!

Аполитикион в четвёртом гласе
Ты достойна похвалы, Параскеви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

История одного колокола: История одного колокола – Православный журнал «Фома»

История одного колокола – Православный журнал «Фома»Приблизительное время чтения: 10 мин.-100%+Код для вставкиКод скопирован
(правдивая сказка)На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла

Разное

Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМНам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они

Разное

Теории карл маркс: Марксизм как осмысление и практика современности – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Карл Маркс. Материализм и теория антропогенеза

Так называемое вульгарное представление

Разное

Повесть о житии и храбрости великого князя александра невского кратко: Краткое содержание “Жития Александра Невского” 👍

«Житие Александра Невского» краткое содержаниеСкачать: РаспечататьНастройкиРазмер шрифтаЦвет текстаЦвет фонаПовесть посвящена князю Александру Ярославовичу Невскому, великому полководцу и правителю. Его образ является настоящим примером