Геноцид греков: АКТЫ ГЕНОЦИДА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Содержание
День памяти геноцида греков Малой Азии
Греция всегда будет помнить погибших соотечественников (Фото: Grisha Bruev, Shutterstock)
19 мая греческий народ отмечает трагическую дату в своей истории — День памяти геноцида греков Малой Азии. В этот день греки скорбят и оплакивают своих соотечественников, ставших жертвами беспощадного истребления, совершенного турками-османами в 1916-1923 годах.
В начале первого тысячелетия до нашей эры уровень жизни и культуры греков были развиты настолько, что возникла естественная необходимость в расширении своего влияния. Греки охотно принялись путешествовать по миру, и на южном побережье Черного моря вскоре появился первый греческий город — Синоп. Следом были основаны Трапезунд, Кромна, Птерий, Китор… Вскоре все южное и северное Черноморье стали почти полностью греческими (территория современной Турции и Кавказа, от города Батуми на востоке до Инеполи на западе, то есть примерно 140 тысяч квадратных километров).
Начался расцвет торговли, науки и культуры. Греческое население бережно хранило традиции, нравы и обычаи. Один город помогал другому, способствуя тем самым росту новых колоний, создававшихся не только в прибрежной полосе, но и в глубине материка. Со временем Понтийское государство стало развиваться независимо от остальных греческих земель. Чеканилась собственная монета, обосабливался язык…
В 1461 году государство было захвачено турками-османами. В тяжелые годы турецкого ига понтийские греки всеми силами старались сохранить свою веру, свой язык и культуру, открывали в своих городах греческие школы и даже высшие учебные заведения.
Таким образом, к началу 20 века история понтийских греков насчитывала уже около 3 тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации. Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику.
Поэтому Турцией были подготовлены «решительные меры» по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия «младотурок», провозгласивших лозунг: «Турция — для турок!». В сентябре 1911 года был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне.
Немногие знают о геноциде греков. Но это — исторический факт, свидетельства о котором зафиксированы в архивах многих стран мира. История репрессий против греческого населения в Турции, начавшаяся в 1453 году с падением Византийской империи, насчитывает пятьсот лет. До начала греческой освободительной войны 1821 года жестокие меры против мирного населения применялись в основном в карательных целях (например, подавление Пелопоннесского восстания 1770 года). Но, по мере усиления политического и экономического кризиса в Османской империи, погромы и массовое уничтожение христиан приобретали все больший масштаб и характер.
Младотурецкая революция 1908 года ввела в обиход турецкой политической элиты идеологию «пантюркизма», создавшей базу для тотального истребления христианских народов Турции. Голод и холод, болезни и смерть, годы скитаний и лишений — все это выпало на долю греческого народа.
Количество убитых и замученных исчисляется официальной цифрой в 353 тысячи человек, что больше 50% всего населения до начала казней и принудительного переселения, целью которых было не перемещение людей из одной точки в другую, а смерть в пути.
24 февраля 1994 года Единогласным решением Греческий парламент постановил считать 19 мая Днем памяти геноцида малоазийских греков турками.
Малоазиатская катастрофа. 100 лет назад греки Понта пережили геноцид | ОБЩЕСТВО:История | ОБЩЕСТВО
У понтийских греков — трагическая судьба. Понт был родиной эллинизма, здесь бурно расцветала экономика и пробуждалось национальное самосознание. Этот дух эллинизма не сломили даже 400 лет турецкого ига. В суровые времена понтийские греки уходили в горные районы Халдеи, оказывая сопротивление угнетателям, а позже, при благоприятных условиях, занимались экономикой, жертвовали большие деньги на развитие культуры и просвещения. Были периоды, когда греческие школы Понта переживали подъём, процветала греческая литература.
Бурным развитием промышленности и торговли Османская империя в XIX — начале XX века обязана, прежде всего, грекам и армянам, которые и были родоначальниками буржуазных отношений внутри одряхлевшей феодальной Оттоманской империи. Греки вместе с армянами представляли экономическое будущее Турции, поскольку в руках греков находилась практически вся внешняя торговля, банки, морской транспорт, а в руках армян — большая часть розничной торговли и мелких лавок. Тогда греки надеялись на мирную трансформацию империи в буржуазную республику и, вполне резонно, на достойное место в будущем этого государства. Но разве могли они предполагать, что в начале XX века переживут страшный геноцид, который войдёт в историю под названием «Малоазиатская катастрофа».
С чего всё началось?
Сегодня понтийские греки, которые ещё живут на просторах бывшего Советского Союза, практически не знают истории малоазийского эллинизма.
Колыбелью греческой цивилизации является территория современной Турции и Кавказа. Об этом говорит и выходец из этих мест великий географ и историк Страбон. Задолго до того, как образовалась Византийская империи, в IV веке до нашей эры на южном побережье Черного моря сформировалось мощное независимое Понтийское царство, которое в 301 году до нашей эры возглавил царь Митридат I. Позже царство стали кратко обозначать «Понт». Последним царём, который упорно сопротивлялся римским завоевателям, был Митридат VI Эвпатор, но долго он противостоять не смог.
Новый расцвет греков связан с эпохой христианизации. Именно святой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Понте и на Кавказе христианскую веру.
Появилось много святынь, но самым почитаемым для каждого грека-понтийца был монастырь Богородицы Сумельской — Панагия Сумела, на горе Мелас, в котором пребывала чудотворная икона Богоматери Афинской, написанная по преданию самим апостолом Лукой.
Икона разделила судьбу своего народа в XX веке, став изгнанницей, как и народ Понта.
Константин Великий, создатель Византийской империи, заложил тысячелетнюю историю развития православия и православной культуры. Последним императором, по иронии судьбы павшим в рукопашном бою с турками в 1453 г., был также Константин.
Так как Понт от материковой Греции находился далеко, понтийцы развивались независимо от остальных частей эллинского мира. В результате у ромеев, как сами себя они называли, сформировались определённые отличия. Во-первых, язык. Сегодня в нём так много архаичной лексики, что грек из Греции понимает его с трудом. Он ближе к древнегреческому языку, чем к новогреческому. В понтийском диалекте много заимствований из турецкого, персидского и кавказских языков.
Создатель грамматики понтийского языка и понтийского словаря Костас Топхарас вообще считал понтийский язык самостоятельным, входящим в греческую группу.
Герб с полумесяцем
Дочь великого Ф.М. Достоевского писала: «На Украине всё — поэзия: одежда крестьян, их песни, пляски, а в особенности театр. .. С древнейших времен Украина тесно связана с греческими колониями на побережье Чёрного моря. Греческая кровь течёт в жилах украинцев, проступая на их красивых загорелых лицах, сказываясь в их грациозных движениях. Совсем не исключено, что украинский театр — далекое эхо того театра, который был столь любим древними греками».
Православная Грузия с любовью обозначает греков словом «бердзени», что значит мудрый. Известный немецкий историк Я.Ф. Фальмерайр в своей монографии «История Трапезундского царства» подчеркивает, что «древнейшие греческие города нужно искать не на Пелопоннесе, в Аттике или в Дориде, а в долинах Кавказа и на восточном берегу Понта Эвксинского».
Первым национальным государством на Востоке было Понтийское царство 363-63 гг. до н.э. При Митридате VI Евпаторе оно борется с римлянами за всемирное господство. Гербом понтийских царей был полумесяц со звездой за 14 веков до появления турок. Древняя Византия тоже использовала его в качестве герба. Христианская Византия вплоть до XIV века также сохраняет рядом с крестом полумесяц.
Преследования понтийских греков со стороны мусульман привели к тому, что они предали забвению само название «эллин» как символ национальной идентичности и заменили его на иные антонимы. В эпоху Римской империи греки стали называть себя «ромеи», т.е. римляне, а в период исламского давления с XVIII века по настоящее время — «лазы».
В XI веке Понт в результате восстания гавров получил автономию в Византии. В 1204 году была основана Трапезундская империя. Одновременно возникли и другие греческие государства. Первым государственным образованием, которое называлось Эллада, было Никейское царство. С начала XIV века императоры Понта величали себя «Царь и самодержец всего Востока. Иберов и Ператии Великий Комнин», их гербом был одноглавый орел, смотрящий в сторону Азии. Трапезундская империя просуществовала 257 лет, пока её не завоевали турки.
Битва с угнетателем
Период турецкого порабощения нанёс непоправимый и невосполнимый ущерб христианским народам Малой Азии, и в первую очередь грекам.
Коран и основанное на нём мусульманское законодательство делят всех людей на верных и неверных. С XVII века начинается период добровольной и принудительной исламизации греков. В районе Офи, восточнее Трапезунда, ислам приняли все вместе со своим владыкой Александром. Люди делали это, чтобы улучшить социальное положение. Самое интересное в том, что именно в этом районе были основаны лучшие теологические и духовные школы мусульман Оттоманской империи. Некоторые понтийские греки формально становились мусульманами, но втайне оставались христианами, сохраняя своих святых и церкви. Духовная раздвоенность — величайшая трагедия, не имеющая прецедента в мире.
XIX век характеризуется системным распадом Оттоманской империи. Первой нацией, которая вступила в смертельную схватку со своим угнетателем и добилась освобождения и независимости, были греки в 1829 г. Великие державы пытались извлечь выгоду из распада империи. Многочисленные этносы, населяющие её, начали движение за национальное самоопределение. Вмешательство великих держав стало определяющим в судьбе народов Турции. Британия стремилась обеспечить экономический контроль над Востоком и безопасностью морских путей, т.е. поддерживала доктрину обеспечения целостности Турции.
Ситуация изменилась после того, как подписали берлинский договор 1875 г. и Германия включилась в восточный вопрос. Крепкие немецко-турецкие отношения подтолкнули Англию к тому, чтобы пересмотреть свои позиции о целостности Турции. С этого момента в восточном вопросе возрастает роль греческого государства, греческая политика не вступает в противоречие с английскими притязаниями. На Востоке греческий фактор выражается в развитии идеологии освобождения, предусматривающей включение в греческое государство всего греческого населения с поэтапным расширением его границ.
Защитники интересов
Из трёх стран-гарантов, взявших на себя защиту Греции после освобождения, главенствовала, бесспорно, Англия. Она полностью контролировала греческую экономику и определяла внешнюю политику. Но кроме интересов великих держав существовали народные движения. В Малой Азии появилась тенденция к автономизации сначала армян и греков, а затем курдов.
В Греции же формировались два противостоящих лагеря — сторонники Э. Венизелоса и сторонники короля. Их столкновение и определило будущее греков Востока. Партия Венизелоса выражала позиции буржуазного национализма и выступала за национальную интеграцию путём расширения государства. Стремление понтийских греков создать Понтийскую греческую республику угрожало монополии Афин.
В противоположность национально-освободительным движениям греков и армян, направленным против феодализма и османского деспотизма, движение младотурков в 1908 г. стало контрреволюцией против прогрессивных буржуазно-демократических движений греков, армян и других христианских народов. Главной причиной, усилившей контрреволюционный характер младотурков, был полный контроль над торговой деятельностью христианского населения.
К этому времени Османская империя потеряла многие бывшие владения. Стали государствами Греция, Сербия и Болгария. Младотурки страшно боялись дальнейшего распада государства. «Турция для турок!» — был их главный лозунг. Они открыто провозгласили 1911 год годом уничтожения других этносов, населявших Турцию, и в первую очередь греков, армян, ассирийцев как носителей христианства.
Один из авторитетных исследователей понтийской трагедии В. Агдзидис приводит в своей книге «Одиссея понтийских греков» выдержку из константинопольской газеты «Народ» за 1909 г., в которой разоблачаются властно-ассимиляторские намерения младотурков. В статье говорится: «Есть греки, армяне, албанцы, арабы, которые, хотя они и мусульмане, не являются турками. Чтобы поработить их ум и душу, вы всех хотите отуречить… Для каждого у вас свой метод. У одних вы затрагиваете религию, у других язык, у третьих обычаи. За это вы боретесь уже более пятисот лет. Именно поэтому вы год от года идете к своей гибели. Народы империи не потеряли свои национальные черты пять веков назад, несмотря на рабство и муки, навязанные вами. В настоящее время, с принятием турецкой конституции, если у вас на уме то же самое, если вы попытаетесь своим фанатизмом и отуречиванием задушить всякую отдельную национальную жизнь, будет пролито много крови с обеих сторон и Европа сядет вам на шею. Вы, турки, господствующие над всеми народам империи, узнаете, что ни один народ не является настолько низким и жалким, чтобы согласиться с господством чужеземного тирана, недруга. И тогда, если вы не образумитесь, распадётся Оттоманская империя и Турция погибнет».
Младотурки категорически отрицали, что в Турции есть национальный вопрос. И выбрали политику национальной ассимиляции национальных меньшинств. На одном из тайных заседаний под председательством Таалат-паши доктор Бехаэддин Шакир, один из лидеров младотурок, сказал: «Нации, которые остались на территории нашей империи, похожи на вредные сорняки, которые надо вырвать с корнем. Очистить нашу землю — такова ведь цель нашей революции» (из книги Мелвад Заде Рафат «Желтые грани турецкой революции», Халепи, 1929 г. , стр. 159).
На том же совещании другой лидер младотурок, доктор Назим, говорил: «… Я хочу только, чтобы жил турок. И хочу, чтобы он жил на этой земле и был независимым. Кроме турок, все другие будут уничтожены, независимо от того, к какой религии или вере принадлежат. Эта страна должна очиститься от чуждых элементов. В Турции должны провести эту чистку. Моя религия — это Туран» (см. В. Агдзидис «Одиссея понтийских греков», Салоники, 1991 г., стр.21).
Война — мать родна…
Прекрасную возможность турецкие националисты получили с началом Первой мировой войны. Идеология пантюркизма в сочетании с интересами Германии, которая стремилась получить сырьё и рынки Малой Азии и доступ к ближневосточной нефти, создали самую подходящую среду, чтобы мечты младотурок о геноциде осуществились. Молодой германский империализм, лишенный колоний, стремился использовать Турцию для своих экономических и политических интересов, в том числе как противовес Великобритании. Поэтому кайзеровская Германия разработала план, как обеспечить целостность Турции, который можно было выполнить, только уничтожив часть населения, усиливавшую центробежные тенденции внутри Оттоманской империи. После балканских войн Германия пыталась всячески посеять у турок нетерпимость по отношению к христианам. В одной из листовок, которые распространял Германский Банк в Палестине, говорилось: «Если мы, турки, голодаем и страдаем, то причиной тому являются гяуры, держащие в своих руках наше богатство и нашу торговлю. До каких пор мы будем терпеть их вызов? Бойкотируйте их товары. Прекратите все торговые сделки с ними. Зачем вам их дружба? Какая польза вам от того, что вы с ними братаетесь и с такой искренностью предлагаете нашу любовь и богатство…»
Вильгельм II решил не только укрепить политические и экономические отношения с турецкой верхушкой, но и усилить их своей женитьбой на сестре султана Абдул Гамида. Подготовка к великой резне шла быстро. Берлинская военная академия занялась подготовкой и переподготовкой турецких офицеров. Немецкому офицеру генштаба фон Гольцу Вильгельм поручил формировать турецкую армию. Немецкие консульства в Константинополе и Анатолии превратились в центры шпионажа и провокаций. Сотни учёных посещали Турцию, изучая политическую, экономическую, общественную, военную, религиозную и культурную ситуации в империи. Все отчёты были радужными для Германии. Препятствием её интересам в Турции были англичане и французы, а также греки и армяне — христианские меньшинства Оттоманской империи. Случись военный конфликт, они, по заключению немцев, стали бы естественными союзниками Англии и Франции. Поэтому Германия, чтобы добиться успеха в своих амбициозных планах, не остановилась перед прямой клеветой султану на греков. Развитие национальных движений и поиски народом путей национальной самобытности преподносились султану как смертоносное оружие, которое неизбежно приведёт к распаду империи. Германия предложила султану планы, как подавить эти движения, султан их одобрил, а позднее их взяли на вооружение младотурки. Гонения усилились. Турки раздавали оружие мусульманскому населению. Положение понтийских греков всё больше осложнялось. Младотурки запретили все виды сделок с недвижимостью, принадлежащей христианам. Совершалось всё больше убийств отдельных граждан. По ночам организованные банды грабили города и сёла. Патриархия обратилась за помощью к европейским державам, но ответа не последовало — началась Первая мировая война, которая создала турецким националистам идеальные условия, чтобы добиться целей. Турция приняла участие в войне на стороне Германии. План по уничтожению христианского населения начал осуществляться.
Зачистка
Младотурки извлекли из балканских войн урок о том, что они смогут сделать Малую Азию своей родиной, только истребив греков и армян. Германия, стремясь к собственным целям, не остановилась перед тем, чтобы принести христианские народы в жертву пантюркизму. Поэтому, что бы ни говорили политики сегодня, ясно одно: ответственность за геноцид греков и армян несёт не только Турецкое государство, но и современная Германия. Именно по дьявольскому плану немецкого фельдмаршала Лимана фон Сандерса началось массовое переселение греков с побережья в глубинные и высокогорные районы Турции. Не давая им возможности брать с собой еду, одежду, греков доводили до истощения, по ночам большую часть физически истребляли. Оставленные дома грабили и сжигали.
В 1915 г. — геноцид армянского народа. Уничтожили более 1,5 млн. человек. Мир промолчал. Одурманенные кровью турки приступили к полномасштабному уничтожению греков Понта, прежде всего западного. Единственное спасение греки видели в вооружённом сопротивлении. Спешно создавались партизанские отряды. Понтийское партизанское движение с самого начала и до конца было автономным. Вот как оно было организовано в округе Санта. Из-за нападения на греков турецких банд 15 декабря 1917 года созвали общее собрание жителей Санты. Главный лозунг — «Грабить грабителей». Жители избрали исполнительный комитет с абсолютной властью. Исполком назначил командира, который в свою очередь назначил еще 9 других командиров. Все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет были записаны в народную милицию, и начались повседневные учения. Сёла Санты превратились в осаждённые лагеря. В каждом районе Понта создаются независимые тайные организации. Понтийские металлурги пытаются делать сами маленькие орудия. Понтийское движение приобретает такой размах, что центральные турецкие власти посылают Кемаля на его подавление. Мустафа Кемаль-паша, генерал оттоманской армии, отбыл в Понт, чтобы подавить партизанское движение, султан разрешил, англичане одобрили.
19 мая 1919 г. он прибыл в г. Самсунт, а на следующий день турецкие банды в составе двух армий начали подавлять понтийское сопротивление. После Октябрьской революции в России большевики во главе с В. Лениным поддержали национальное движение младотурок во главе с Кемалем Мустафой. Есть свидетельства передачи большевиками туркам понтийских партизан, арестованных в России. Такие же факты имелись со стороны американских военных, которые также передавали понтийских партизан турецким жандармам.
Советское правительство отказалось признать подпись Временного правительства о согласии на создание Греческой Понтийской республики. Мало того, оно вошло в контакт с кемалистским режимом и оказало ему военную и экономическую помощь, которая изменила соотношение сил в пользу Турецкого государства.
26 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль обратился к советскому правительству с просьбой о помощи, ссылаясь на то, что Советскую Россию и Турцию объединяет общая борьба против империализма за освобождение своих народов от гнёта. Для начала он просил в виде первой помощи
5 млн турецких лир золотом, оружие и боеприпасы.
Летом 1920 г. в Анкару поступило 5 тонн золота из Советской России. Позже турки получили ещё несколько таких посылок. Троцкий поставил кемалистам 40 тыс. винтовок, 257 пулемётов, 54 орудия, а также направил войска во главе с М. Фрунзе. Уж не за эти ли заслуги через 6 лет Кемаль предоставит убежище Троцкому, когда ему откажут другие страны?
Греческие войска, которые фактически оккупировали Турцию и оказали помощь понтийцам, потерпели тяжёлое поражение.
Народ-изгнанник
Первые декларации большевиков за подписями Ленина и Сталина чётко обозначили ориентиры внешней политики нового государства: «Константинополь должен остаться в руках турок, а договор о разделе Турции и аннексии Армении должен быть разорван и аннулирован» (И. Дойчер «Сталин. Политическая биография», изд. «Вече», стр. 329).
Изменение позиции Англии и России после поражения Германии и Турции в Первой мировой войне на противоположную стало главной причиной поражения национально-освободительного движения греков и армян. Общее число убитых турками греков к марту 1924 г. составило, по подсчетам историка Г. Валаваниса, 353 тыс. человек. Если к этому добавить еще 700 тыс. греков Ионии, которых убила турецкая армия, то потери греков Турции составили 1,05 млн. человек. Более
1 млн. уцелевших понтийцев после 1923 года покинули свою родину, где их предки жили тысячелетиями. Они переселялись в Россию, Северную и Латинскую Америку, Средний Восток, Европу и, конечно, Грецию.
Ответственность за тягчайшее международное преступление, каковым является геноцид понтийского греческого народа, целиком и полностью лежит на кемалистском Турецком государстве. Ответственность Германии как прямого соучастника данного преступления должна определить ООН. Это преступление не подлежит историческому списанию, забвению и тем более прощению или оправданию. Турция должна признать факт геноцида, искренне покаяться в содеянном. Прав публицист и общественный деятель Михалис Харалампидис, который пишет: «Элементарный политический, юридический характер международного сообщества, других, в особенности тех, которые покровительствовали и продолжают поддерживать повинное в геноциде расистское Турецкое государство — это признание геноцида и оказание поддержки понтийскому народу».
Фалес Куцурадис,
историк, г. Ессентуки
На правах рекламы
Обзор
После пожара в Смирне в сентябре 1922 года мужчин призывного возраста отрывали от жен и детей и группами уводили для депортации в глубь страны. Журнал National Geographic, ноябрь 1925 г., с. 562.
Геноцид греков (или Геноцид османских греков) относится к систематическому истреблению коренных греческих (ром) подданных Османской империи до, во время и после Первой мировой войны (1914–1923). Это было спровоцировано двумя последовательными правительствами Османской империи; Иттихад ве Теракки Джемиети (Комитет Союза и Прогресса или CUP), также известный как младотурки и турецкое националистическое движение под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка. Она включала массовые убийства, насильственные депортации и марши смерти, суммарные изгнания, бойкоты, изнасилования, насильственное обращение в ислам, призыв в трудовые батальоны, произвольные казни и уничтожение христианских православных культурных, исторических и религиозных памятников. Вполне вероятно, что число жертв геноцида греков было где-то в районе 1–1,5 миллиона человек.
The New York Times, 13 января 1915 г.
Первая фаза геноцида греков началась в 1914 г. в Восточной Фракии, где греческие общины были насильственно изгнаны из страны или депортированы во внутренние районы Малой Азии. Другими мерами, используемыми для преследования греков в этом регионе, были бойкот греческих предприятий, убийства, высокие налоги, конфискация собственности и запрет на работу на их землях. Весной и летом 1914 г. была проведена этническая чистка греков вдоль западного побережья Малой Азии. Эти операции, в том числе в Восточной Фракии, были спланированы и проведены КЕП с использованием регулярных и нерегулярных сил, включая членов полувоенного формирования КЕП, Специальная организация ( Teşkilât-ı Mahsusa ).
Бендиго Индепендент, 19 мая 1914 г.
После начала Первой мировой войны греческие мужчины в возрасте от 21 до 45 лет были насильно призваны в трудовые батальоны (Амеле Табурлары), где большинство из них погибли в ужасающих условиях, тяжелый труд с небольшим количеством еды и воды. Начиная с 1915 года под руководством немецких военнослужащих КЕП депортировала многие греческие общины под предлогом военной необходимости. Депортированным не разрешалось ничего брать с собой, а товары в их магазинах часто позже продавались османскими властями. Их депортировали вглубь страны и в мусульманские деревни, где их часто заставляли выбирать между исламом и смертью. В большинстве случаев — до депортации — Османская жандармов (полиция) и çetes (вооруженные отряды) захватывали деньги и ценности у греческих общин, совершали массовые убийства и сжигали церкви и школы. Согласно данным, собранным Вселенским Патриархатом, к 1918 году 774 235 греков были депортированы из своих домов, многие из них — во внутренние районы Турции, и их больше никогда не видели.
Греки, живущие в других частях Империи, таких как Левант, также стали мишенью. В период с 1915 по 1918 год большая часть христианских общин, живших на Горном Ливане, умерла от голода. Голод был вызван продовольственной блокадой, организованной Джемалем-пашой.
The New York Times, 10 июля 1921 г.
После поражения Османской империи в Первой мировой войне видные лидеры КЕП были вынесены смертные приговоры военными судами Османской империи за их роль в организации зверств во время войны. . Но послевоенное формирование Турецкого националистического движения под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка прервало разбирательство по привлечению виновных к ответственности. Период 1919-1922 гг., часто называемый кемалистской фазой, стал свидетелем продолжения политики истребления КЕП. В районе Понта кемалисты сожгли бесчисленное количество греческих деревень и отправили мужчин, женщин и детей вглубь страны, где погибло большое количество людей. Во многих случаях греческие церкви были сожжены, а греки были заперты внутри. Только в районе Измита кемалистские силы сожгли более 30 греческих деревень и убили более 12 000 греков, а 19 сентября22 декабря, по завершении военных действий после Первой мировой войны между Греческой Республикой и Османской империей, кемалистские националисты отметили свой триумф, сожгнув город Смирна (сегодня Измир) дотла и совершив широкомасштабную резню городских греков и армян. Население.
Дни памяти
6 апреля | Восточная Фракия |
19 мая | Понт |
14 сентября | Малая Азия в целом |
Просмотреть признания
Жители деревень Малой Азии, которые были изгнаны в горы вскоре после пожара в Смирне. В течение трех с половиной месяцев они питались травой, корнями и подобной пищей, время от времени совершая по ночам набеги на оливковую рощу. В конце концов два смелых участника украли небольшую лодку и скрылись. Затем всю группу накормил и одел Американский Красный Крест. Иконы и другие обычно приносимые вещи показаны на снимке. Фото: Библиотека Конгресса.
Библиография
В дополнение к приведенной ниже библиографии вы также можете просматривать и загружать материалы для чтения здесь.
Ало, Луи-Поль и Пуо, Рене. Le déclin de l’hellénisme . Париж, Payot & Cie, 1916.
Анжелу, Михаил. Трагедия в Малой Азии: свидетельство очевидца . Трити Опси, Афины, 2013 г.
Англо-греческая лига, Обращение с греческими заключенными в Турции: отчет Международной комиссии по расследованию, назначенной по запросу Греческого Красного Креста . London, 1923.
Baltazzi, G. Турецкие зверства в Малой Азии и в Понте: Речь, произнесенная перед Третьим греческим национальным собранием . Афины, 1922 г.
Бартон, Джеймс Леви. Турецкие зверства: заявления американских миссионеров об уничтожении христианских общин в Османской Турции, 1915-1917 гг. Гомидас, 1998.
Бартон, Джеймс Леви. История помощи Ближнему Востоку (1915-1930 гг.): интерпретация . Нью-Йорк, компания Macmillan, 19 лет.30.
Баум, Вильгельм. Христианские меньшинства в Турции . Kitab-Verlag Klagenfurt-Wien, 2006.
Бирштадт, Эдвард Х. Великое предательство: обзор ближневосточной проблемы . Нью-Йорк: Р. М. Макбрайд и компания, 1924.
Браун, Кэрролл Н. и Ион, Теодор П. Гонения на греков в Турции с начала европейской войны. Издательство Оксфордского университета, 1918 г.
Центральный совет Понта, Черная книга: Трагедия Понта 1914-1922 . Афины, 1922 г.
Комптон, Карл К. Утро грядет . Нью-Йорк: Издательство Karatzas, 1986.
Кузинос, Эфтимиос Н. Двадцать три года в Малой Азии . Издательство Графика, ООО, Иллинойс.
Делегация Панпонтийского Конгресса, Турецкие зверства в Причерноморье: копия письма Его Преосвященства Германа, владыки архиепископа Амасии и Самсуна . Норбери, Нацио и Ко, Манчестер, 1919 г.
Диамантопулос Василис, Турецкий пленник (1922-1923) , Афины, 1977.
Добкин, Марджори Х. Смирна 1922: Разрушение города . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Newmark Press, 1998.
Дукас, Стратис. История военнопленного . Университет Бирмингема, Институт археологии и Античный центр византийских, османских и новогреческих исследований, 1999 г.
Вселенский Патриархат, Гонения на греков в Турции 1914-1918 гг. Константинопольская, 1919. Гесперия Пресс.
Вселенский Патриархат. Черная книга: Изгнание и мученичество греков Турции, 1914-1918 . Константинополь, 1919 г.
Вселенский Патриархат, Черная книга страданий греческого народа в Турции от перемирия до конца 1920 г. Константинопольская пресса Патриархата, 1920 г.
Эйнштейн, Льюис. Внутри Константинополя: дневник дипломата во время Дарданелльской экспедиции, апрель – 19 декабря15. Напечатано Уильямом Клоусом и сыновьями, Лондон, 1917 г.
Eliou et al. Преследование и истребление общин Макри и Ливисси (1914-1918) . Imprimerie Chaix, Rue Bergère, Paris 1919.
Эммануэлидис, Эммануэль. Последние годы Османской империи . Афины, 1924 г.
Энепекидес, Полихронис. Oi Diogmoi ton Ellinon tou Pontou (1908-1918). Basei ton anekdoton eggrafon ton kratikon archeion tis Austro-Ouggarias. Силлогос Понтион Аргонавтай Комниной, 1962.
Фальтайтс, Костас. Геноцид греков в Турции: свидетельства выживших после Никомидийской (Измитской) резни 1920-1921 гг. . Космос, 2016.
Фотиадис, Константинос, изд. Геноцид понтийских греков . 14 тт. Геродот, 2004.
Гонт, Дэвид. Резня , Сопротивление, Защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны , Gorgias Press, 2006.
Джорджлен, Эрве. La fin de Smyrne: Du космополитизм с национализмом. CNRS Éditions, Париж, 2005 г.
Halo, Thea. Даже не моё имя . Нью-Йорк: Picador USA, 2000.
Hatzidimitriou , Константин Г . Американские отчеты, документирующие разрушение Смирны кемалистскими турецкими войсками, сентябрь 1922 г. Аристид д Карацас, 2005 г.
Хацигеоргиу, Христос. В Ортакой Вифинии: Ай Сфагес каи и Ксетемелиосис Афтон (Ортакой, Вифиния: Резня и Искоренение), Афины, 1965 г.
Хинтон, Александр Л., Ла Пуэнт, Томас и Ирвин-Эриксон , Дуглас. Скрытые геноциды: сила, знание, память. Rutgers University Press, 2013.
Хофманн, Тесса, изд. и Бьорнлунд, Матиас, изд. и Meichenetsidis , Vasileios, изд. Геноцид османских греков. Аристид Карацас, 2012 г.
Хофманн, Тесса, изд. Verfolgung, Vertreibung und Vernichtung der Christen im Osmanischen Reich 1912-191922 . Мюнстер: LIT, 2004. (стр. 177–221 о понтийских греках)
Хортон, Джордж. Упадок Азии: отчет о систематическом истреблении христианского населения мусульманами и о виновности некоторых великих держав; С правдивой историей о сожжении Смирны . Индианополис: Bobbs-Merrill, 1926.
Ихриг, Стефан. Ататюрк в нацистском воображении . Belknap Press, 2014.
Капси, Янни. 1922 Эй Маври Вивлос (1922 Черная Библия) , Издательство Ливани, 1992.
Казань, Элия. Америка Америка , Stein and Day, 1962.
Кинг, Уильям Х. Турецкие зверства в Малой Азии: речь достопочтенного. Уильям Х. Кинг штата Юта в Сенате Соединенных Штатов, 22 декабря 1921 г. . Вашингтон, 1922 г.
Контогеорге-Костос, София. Перед молчанием: Архивные сводки новостей о Холокосте христиан, которые нужно помнить. Gorgias Press, 2010.
Кириакидес, Н.Г. Трагедия Мраморного моря . Комитет помощи грекам Малой Азии, Нью-Йорк, 1918 г.?
Лепсиус, Йоханнес. Архив геноцида армян . Paris: Fayard, 1986.
Льюис, Бернар. Создание современной Турции . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1961.
Лиман фон Сандерс, Отто. Пять лет в Турке г. Военно-морской институт США, 1927 г.
Ллевелин Смит, Майкл. Ионическое видение: Греция в Малой Азии, 1919-1922 гг. . Лондон: Аллен Лейн, 19.73.
Лондонский комитет неискупленных греков, Освобождение греческого народа в Турции. Norbury, Natzio & Co Ltd, Манчестер, Лондон, 1919 г.
Лавджой, Эстер Пол. Некоторые самаритяне. Компания Macmillan, 1933.
Манчестерская лига неискупленных эллинов, Преступления Турции: эллинизм в Турции . Манчестер: Norbury, Natzio & Co., 1919.
Marriott, JAR Восточный вопрос: исследование европейской дипломатии . Oxford: Clarendon Press, 1940.
Мидларски, Манус И. Смертельная ловушка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
Милтон, Джайлз. Потерянный рай: Смирна 1922. Разрушение исламского города толерантности . Sceptre, 2009.
Моргентау, Генри-старший История посла Моргентау . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Page & Company, 1918 г. Также опубликовано Армянским всеобщим благотворительным союзом Америки, 1974 г.
Моргентау, Генри-старший Меня отправили в Афины . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Co, 1929.
Моргентау, Генри-старший Международная драма . Лондон: Jarrolds Ltd., 1930.
Де Мюрат. Жан. Великое искоренение эллинизма и христианства в Малой Азии: исторический и систематический обман мирового мнения по поводу гнусного искоренения христианства в 1922 году . Майами, Флорида: [sn], (Афины [Греция]: A. Triantafillis) 1999.
Мюррей, Артур Д. Черное море: ближневосточный опыт морского офицера . Под редакцией Рене Хайдеман. Kindle Digital, 2014.
Oeconomos, Lysimachos. Мученичество Смирны и восточное христианство: Подшивка неопровержимых доказательств, разоблачающих злодеяния турок в Малой Азии и показывающих их ответственность за ужасы Смирны . Лондон: G. Allen & Unwin, 1922.
Oeconomos Lysimachos. Трагедия христианского Ближнего Востока . Англо-греческая лига, Лондон, 1923.
Истребление христиан Востока: факты, документы и témoignages anglais et americains. Издательство Тевоз, 1922 г.
Пападопулос, Александр. Гонения на греков в Турции перед европейской войной: на основании официальных документов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1919.
Павлидес, Иоаннис. Страницы истории Понта и Малой Азии . Салоники, Греция, 1980 г.
Писсанос Антониос. Узники Кемаля . Prodos 1978.
Псомиадес, Гарри Дж. Восточный вопрос: последняя фаза, 2-е изд. Издательство Пелла, 2000 г.
Пуо, Рене. Les derniers Jours de Smyrne . Париж, 1923 год.
Пуо , Рене. Ла-Морт-де-Смирн. Édition de la revue des Balkans. Paris, 1922.
Рендель, Джордж У. Меморандум г-на Ренделя о турецких массовых убийствах и преследованиях меньшинств после перемирия. Отчет министерства иностранных дел Великобритании, 1922. ФО 371/7876. Х/PO9194.
Руммель, Рудольф Дж. Смерть по вине правительства . Transaction Publishers, 1997.
Руммель, Рудольф Дж. Статистика o f Демоцид, Глава 5, «Статистика демоцида в Турции — оценки, расчеты и источники».
Sartiaux, Félix. Le Sac de Phocée: изгнание греков-османов D’Asie-Mineure en Juin 191 Le Sac de Phocée: и l’вытеснение греков-османов D’Asie-Mineure en Juin 1914. Париж. 1914.
Сартьо, Феликс. Фокея 1913-1920 гг. Аккаунт Феликса Сартьо . Ризарио Идрима, 2008 г.
Шаллер, Доминик Дж., изд. Zimmerer , Юрген, изд. Поздний османский геноцид: распад Османской империи, молодое турецкое население и политика истребления. Routledge, 2009.
Шоу, С.Дж. и Шоу, Э.К. История Османской империи и современной Турции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1977.
Шенк, Роберт. Черноморский флот Америки . Издательство военно-морского института, 2012.
Шенк Р., изд. и Кокцоглу С., изд. Геноцид греков в американских военно-морских дневниках , University of New Orleans Press, 2020.
Ширинян, Джордж Н., изд. Катастрофа в Малой Азии и геноцид османских греков . Греческий исследовательский центр Малой Азии и Понта, 2012 г.
Ширинян, Джордж Н., изд. Геноцид в Османской империи: армян, ассирийцев и греков, 1913-1923 . Berghahn Books, 2017.
Ширинян, Джордж Н., изд. Геноцид греков 1913-1923 гг.: новые перспективы. Греческий исследовательский центр Малой Азии и Понта, 2019 г.
Соломонидис, Виктория. Греция в Малой Азии, 1919-1922 гг. C. Hurst and Co. Publishers, 2010.
Soteriou, Dido. Прощай Анатолия . Перевод Фреда А. Рида. Афины: Кедрос, 1991.
Штюрмер, Гарри. Два года войны в Константинополе: очерки немецкой и младотурецкой этики и политики . Hodder & Stoughton, London, 1917.
Suny, Ronald G, изд. и Гечек, Фатьма М., изд. и Наймарк, Норман М., изд. Вопрос о f Геноцид: армяне и турки в конце Османской империи. Издательство Оксфордского университета, США. 2011.
Делегация Понта , Понтийский вопрос: Меморандум представлен на мирную конференцию 10 марта 1920 года. The Hesperia Press, Лондон, 1920.
Трэвис, Ганнибал. Геноцид на Ближнем Востоке: Османская империя, Ирак и Судан . Carolina Academic Press, 1 st издание, 2010 г.
Циркинидис, Гарри. Наконец мы их искоренили: Геноцид греков Понта, Фракии и Малой Азии, через французские архивы . Салоники: Kyriakidis Bros, 1999.
Цукалас К. Греческая трагедия . Harmondsworth: Penguin, 1969.
Тусан, Мишель. Прах Смирны: гуманизм, геноцид и рождение Ближнего Востока . Издательство Калифорнийского университета, 2012.
Уренек, Лу. Великий пожар: Миссия одного американца по спасению жертв первого геноцида в двадцатом веке . Ecco, 2015.
Вакалопулос, Константинос. Διωγμοί και Γενοκτονία του Θρακικού Ελληνισμού. Ο Πρώτος Ξεριζωμός (1908–1917). [Преследование и геноцид эллинизма во Фракии. Первое выкорчевывание (1908-1917)] . Муравей. Stamoulis Editions, 2007 г.
Венезис, Элиас. В Noumero 31328: В Biblio tis Sklavias . Н. Теофанидис и С. Лампадаридис, Митилини 1931.
Уорд, Марк Х. Депортации в Малой Азии, 1921-1922 . Лондон: Англо-греческая лига, 1922 г.
Уильямс, Джон. Германия убер Аллах! Германия, Галлиполи и Великая война , Австралийское научное издательство, 2016 г.
Вуарин, Альберт. Понтийское мученичество и международное общественное мнение , Женева 1922.
Егиаян , Варткес . Британские отчеты об этнических чистках в Анатолии 1919-1922 гг.: Армяно-греческий раздел. Центр армянской памяти (ЦАР), 2007 г.
Les Persécution Antihelléniques en Turquie Depuis le Début de la Guerre Européenne.