Гипатия это: ГИПАТИЯ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание
Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии
Женщина-философ – явление экзотическое. Так считали во времена Гипатии, в 300-400 годах нашей эры. Она выросла в семье одного из крупнейших учёных Александрии и превзошла своего отца; преподавала математику, астрономию и философию, была веротерпимой, чем привлекала студентов язычников, иудеев и христиан; выступала доверенным советником городских правителей и вошла в историю как величайший учёный древней Александрии. TED-Ed выпустил видеолекцию о Гипатии, о том, как её обвинили в чародействе и сделали учёного жертвой христианского фанатизма и изуверства.
История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.
С прицелом на достоверность TED-Ed выпустил анимированную видеолекцию «Убийство величайшего учёного древней Александрии» по тексту Сорайи Филд Фиорио (Soraya Field Fiorio). Создатели придерживаются версии, в которой ответственность за чудовищную смерть учёного, возлагается на Отца Церкви, святого Кирилла, якобы ставшего идейным вдохновителем христианских фанатиков. Расшифровка на русском языке ниже под видео.
В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.
Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.
Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.
Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.
Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».
Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.
Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.
Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.
Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.
Смотрите также:
- Просто о сложном: многовековая история Древнего Рима за 20 минут
- «Искусство смотреть на искусство»: 10 правил монахини Венди Беккет
- Пёстрое великолепие античности: как изначально были раскрашены древнегреческие статуи
- Добро пожаловать в матрицу: лекции Татьяны Черниговской о мозге, его способностях и загадках
- Философия буддизма: 4 интереснейшие лекции Александра Пятигорского о причинах страдания, тройной бухгалтерии кармы и Дхарме
Телеграм
Гипатия | это.
.. Что такое Гипатия?
Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; 370(?)—415) — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
Содержание
|
Биография
Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.
Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом:
Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей.[1]
Смерть
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан — парабаланов[2], сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её[3].
Христианский историк Сократ Схоластик вину в смерти Гипатии возлагает на «некоего Петра»:[1][4]
Оригинал | Перевод, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии | |||
---|---|---|---|---|
ἐπεὶ γὰρ συνετύγχανε συχνότερον τῷ Ὀρέστῃ͵ διαβολὴν τοῦτ΄ ἐκίνησε κατ΄ αὐτῆς παρὰ τῷ τῆς ἐκκλησίας λαῷ͵ ὡς ἄρα εἴη αὕτη ἡ μὴ συγχωροῦσα τὸν Ὀρέστην εἰς φιλίαν τῷ ἐπισκόπῳ συμβῆναι. Καὶ δὴ συμφρονήσαντες ἄνδρες τὸ φρόνημα ἔνθερμοι͵ ὧν ἡγεῖτο Πέτρος τις ἀναγνώστης͵ ἐπιτηροῦσι τὴν ἄνθρωπον ἐπανιοῦσαν ἐπὶ οἰκίαν ποθέν• καὶ ἐκ τοῦ δίφρου ἐκβαλόντες͵ ἐπὶ τὴν ἐκκλησίαν ᾗ ἐπώνυμον Καισάριον συνέλκουσιν͵ ἀποδύσαντές τε τὴν ἐσθῆτα ὀστράκοις ἀνεῖλον• καὶ μεληδὸν διασπάσαντες͵ ἐπὶ τὸν καλούμενον Κιναρῶνα τὰ μέλη συνάραντες πυρὶ κατηνάλωσαν. Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο• ἀλλότριον γὰρ παντελῶς τῶν φρονούντων τὰ Χριστοῦ φόνοι καὶ μάχαι καὶ τὰ τούτοις παραπλήσια. Καὶ ταῦτα πέπρακται τῷ τετάρτῳ ἔτει τῆς Κυρίλλου ἐπισκοπῆς͵ ἐν ὑπατείᾳ Ὁνωρίου τὸ δέκατον͵ καὶ Θεοδοσίου τὸ ἕκτον͵ ἐν μηνὶ Μαρτίῳ͵ νηστειῶν οὐσῶν | Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе][5], будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца][6] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части][7], а [куски][8] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби [позора][9] и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста. |
Несмотря на слова Сократа Схоластика об ответственности чтеца Петра, позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на Кирилла Александрийского (Отца Церкви, канонизированного святого). Так, в сборнике «Реформаторы церкви» (1970), наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, отмечается: «Он, по крайней мере морально, ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Ф. Тиннефельд замечает: «Можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа».[10] Такую же версию поддерживают разные авторы.[11][12][13][14][15]
С. С. Аверинцев отмечает, что Гипатия могла быть принята за мага, что и стало причиной её смерти: «Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли учёных за магов. Учёные сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии»..[16]
П. Ф. Преображенский отмечает: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской Богоматери, как Девы и Матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…».[11] По мнению Преображенского, образцовая жизнь и мученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века н. э. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую».[11]
В наше время представители Церкви отрицают вину еп. Кирилла в трагической гибели Гипатии[17]. А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Гипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы»[18].
Александр Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственным виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет»[19].
Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.
Философская и научная деятельность
Рафаэль Санти. Гипатия (деталь Афинской школы).
«Моё сердце томится по присутствию вашего божественного духа, которое более чем что-либо другое могло бы смягчить горечь моей судьбы». «О, моя мать, моя сестра, мой учитель, мой благодетель! Моя душа очень опечалена. Воспоминания о моих детях, которых я потерял, убивают меня… Когда я слышу вести о вас и узнаю, как я надеялся, что вы более счастливы, чем я сам, тогда я, по меньшей мере, только наполовину несчастен».[20]
Из писем епископа Синезия к Гипатии
В прежние времена Гипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.
Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.
Гипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».[21]
Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:
- комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
- редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
- редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
- комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
- «Астрономический канон».
Память о Гипатии
- Имя Гипатии занесено на карту Луны.[22]
- в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия. открытый в 1884 году.
- В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Клайв Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».[11]
- О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.[11]
- Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты». [11]
- Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман.
- Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
- Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
- Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.[23]
- В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после ее смерти бежали из Александрии.
- В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.
Примечания
- ↑ 1 2 Сократ Схоластик. Церковная история, 7, 15.
- ↑ Гипатия. // Энциклопедия «Религия».
- ↑ Edward Jay Watts, (2006), City and School in Late Antique Athens and Alexandria. pages 197—198. University of California Press
- ↑ См. перев. с греческого, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии.
- ↑ ἐκκλησίας λαῷ — упущено в переводе
- ↑ τις ἀναγνώστης — слово упущено в переводе. Чтец, читающий в богослужениях тексты Священного Писания
- ↑ Διασπάσαντες — упущено в переводе
- ↑ μέλη — слово упущено в переводе
- ↑ «Скорбь» здесь — некорректный перевод греческого слова μῶμος, «хула, порицание, позор». У Сократа Схоластика фраза звучит так: Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο; «Это навлекло немалую хулу не только на Кирилла, но и на Александрийскую церковь [в целом]», то есть убийство Ипатии создало повод для порицания александрийских христиан. См. также англоязычный перевод оригинального текста.
- ↑ Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства; в 4 кн. Кн. 2. — М., 1999. — С. 178. // Цит. по: Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, 2002. — С. 173.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Преображенский П. Ф. Вступление. // Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия. — Харьков: ИКП «Паритет» ЛТД, 1994.
- ↑ Соловьёв В. С. Гипатия. // Толковый словарь по философии.
- ↑ Гипатия. // Большая советская энциклопедия.
- ↑ Гипатия, Ипатия. // Атеистический словарь. Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986.
- ↑ Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М.: «Молодая гвардия», 1971.
- ↑ Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. IV — первая половина VII века. — М., 1984, с. 59
- ↑ ПРАВДА И ЛОЖЬ «АГОРЫ»
- ↑ Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 928 с.
- ↑ А. Мень. Кирилл Александрийский // Библиологический словарь
- ↑ Цит. по: Блаватская Е. Разоблаченная Изида. // Е. Блаватская; пер. А. Хейдока. — М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2007. С. 719; См. также: Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.
- ↑ Sineseios. Epistulae, 137, 1525 A.
- ↑ Гипатия. // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ Карл Саган. Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. — СПб.: Амфора, 2005. — С. 481—482.
Литература
- Еремеева А. И. Гипатия — дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.
- Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия // Вступ. ст. П. Ф. Преображенского.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII. — М., 1988.
- Полисфен. Под звёздами Александрии. — Киев: Содружество «Сердце», 1990. — 40 с. [1]
- Соловьёв В. С. Гипатия: Толковый словарь по философии.
- Сорокина И. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте.
- Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром: / Вопросы истории естествознания и техники, 2002, № 2.
- Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М., 1971.
- J. J. O’Connor, E. F. Robertson Hypatia of Alexandria (англ.)
Ссылки
- Гипатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Hypatia of Alexandria, internet-resources; на англ. яз.
- Источники о жизни Гипатии: «Суда» (перевод с древнегреческого)
- Agora: the «Reel» vs. the «Real» Hypatia
- Hypatia, the flower of learning in Ancient Alexandria
Гипатия и астролябия (свидетельства)
- The Letters of Synesius
- Did Hypatia invent the Astrolabe?
- Synesius, Catastasis
Гипатия | Смерть, факты и биография
Гипатия
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- около 355
Александрия
Египет
- Умер:
- 415 марта
Александрия
Египет
- Механизм/стиль:
- Неоплатонизм
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда родилась Гипатия?
Гипатия родилась около 355 г. н.э.
Когда умерла Гипатия?
Гипатия умерла в марте 415 года.
Чем знаменита Гипатия?
Гипатия известна как величайший математик и астроном своего времени, как лидер неоплатонической школы философии в Александрии, как эффектно преодолела глубокий сексизм своего общества и как перенесла насильственную смерть от рук невежественные фанатики.
Как умерла Гипатия?
Гипатия была зверски убита толпой христианских фанатиков. Они вытащили ее из кареты на улице в Александрии, притащили в церковь, раздели догола, избили до смерти и/или содрали с нее кожу, оторвали конечности и сожгли останки.
Гипатия (род. ок. 355 г. н. э. — умерла в марте 415 г., Александрия), математик, астроном и философ, жившая в очень неспокойную эпоху в истории Александрии. Она первая женщина-математик, о жизни и работе которой существуют достаточно подробные сведения.
Гипатия была дочерью Теона Александрийского, математика и астронома и последнего аттестованного члена Александрийского музея ( см. Примечание исследователя: дата рождения Гипатии). Теона лучше всего помнят за роль, которую он сыграл в сохранении Элементов Евклида, но он также много писал, комментируя Альмагест Птолемея и Удобные Таблицы . Гипатия продолжил его программу, которая, по сути, представляла собой решительную попытку сохранить греческое математическое и астрономическое наследие в чрезвычайно трудные времена. Ей приписывают комментарии к 9-й книге Аполлония Пергского.0057 Коники (геометрия) и Диофанта Александрийского Арифметика (теория чисел), а также астрономическая таблица (возможно, исправленная версия Книги III комментария ее отца к Альмагесту ). Эти работы, единственные, написанные ею, были утеряны, хотя были попытки реконструировать их аспекты. Создавая свои комментарии к Аполлонию и Диофанту, она продвигала программу, начатую ее отцом, в более свежие и более сложные области.
В свое время она была ведущим математиком и астрономом мира, единственной женщиной, к которой можно было бы предъявить такое требование. Она также была популярным учителем и лектором по философским темам менее специализированного характера, привлекая множество преданных студентов и большую аудиторию. Ее философия была неоплатонической и поэтому считалась «языческой» во времена ожесточенного религиозного конфликта между христианами (как ортодоксальными, так и «еретиками»), евреями и язычниками. Ее неоплатонизм был связан с подходом к Единому, лежащей в основе реальности, частично доступной через человеческую способность абстрагироваться от платонических форм, которые сами являются абстракциями от мира повседневной реальности. Ее философия также привела ее к жизни посвященной девственности.
Ранним проявлением религиозного разделения того времени было разрушение Серапеума, храма греко-египетского бога Сераписа, Феофилом, епископом Александрии до своей смерти в 412 г. н.э. Это событие, возможно, стало окончательным концом великой Александрийской библиотеки, поскольку в Серапеуме могли храниться некоторые книги библиотеки. Феофил, однако, был дружен с Синезием, горячим поклонником и учеником Гипатии, поэтому она сама не была затронута этим развитием, но ей было разрешено беспрепятственно заниматься своими интеллектуальными усилиями. Однако со смертью Синезия и Феофила и воцарением Кирилла на Александрийском епископстве эта атмосфера терпимости исчезла, и вскоре после этого Гипатия стала жертвой особенно жестокого убийства, совершенного бандой христианских фанатиков. До сих пор ведутся бурные споры о том, насколько виновен в этом злодеянии Кирилл, но это дело сделало Гипатию мощным феминистским символом и фигурой утверждения интеллектуальных усилий перед лицом невежественных предрассудков. Одних ее интеллектуальных достижений было вполне достаточно, чтобы заслужить сохранение и уважение ее имени, но, к сожалению, манера ее смерти придавала ему еще большее значение.
Майкл Дикин
Неоплатонизм | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Демистифицированные видео
В «Демистификате» у «Британники» есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.