Годеново животворящий крест официальный сайт требы: Русская православная Церковь — Сайт godenovo!
Содержание
Село Годеново (Ярославская область) — Святые места Паломнического центра
Обычная версия
Версия для слабовидящих
AAA
Обычный
Черный
Село Годеново (Ярославская область)
Годеново: Чудотворный Крест
Мощи святых
Фото №1
Фото №2
Фото №3
Фото №4
Фото №1 — Годеново.
Фото №2 — Годеново.
Фото №3 — Годеново.
Фото №4 — Село Годеново (Ярославская область).
Крест пришел с неба, «со стороны греческой», и возможно является константинопольской святыней, чудесным образом перенесенной в Россию за 30 лет до падения христианского царства Византии. «Москва – Третий Рим, и Четвертому не бывать!», – прорек некогда в псковской глубинке инок Филофей. Как в те далекие времена еще полная грубых языческих обычаев Русь могла стать святой и нести всемирное служение Православия? Человеческому уму непостижимы пути судеб Божиих. Но, бросая взгляд через века, изумляешься, как претворялся Божий Промысл в судьбу России через реальные события истории. Одним из таких событий и стало явление в глуши Ростовских болот Креста, названного по своему первообразу – Животворящим, и вместе с ним – образа святого Николая, покровителя этих мест. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни – 29/11 июня 1423 года. Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста,* увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но завороженные неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».
Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовскую кафедру, благословил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм.
В начале XVIII века священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – здравие».
Координаты места
Видео c YouTube
Дополнительные ссылки
Расписание поездок
<span>Русская православная Церковь — Сайт godenovo!</span>
Никольский Годеново — VK
- Описание
- Отзывы 0
В селе Годеново Ярославской области находится Животворящий Крест, от которого происходят чудеса и исцеления. Хотя святыня была широко известна и раньше, но в связи с событиями на Украине Крест прославился с новой силой.
Годеновский Животворящий Крест – уникальное явление в нашей жизни, заслуживающее отдельного внимания. Его происхождение и связанные с ним исторические явления сопровождаются удивительными и необъяснимыми событиями.
Село
ГОДЕНОВО – АНТУШКОВО – ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ
Переславский Свято Никольский женский монастырь и подворье: храм Иоанна Златоустого в селе Годеново
История монастыря начинает свое летоисчисление с 1350 года. Это было тяжелое и мрачное время для Руси. Изнуряющее монгольское завоевание усиливалось эпидемией чумы и доводило людей до отчаяния, появлялась необходимость в духовной поддержке. Именно в это время Господь дарует земле русской множество святых угодников, которые беспрестанно молились о мире, уединившись в созданных ими монастырях. Основателем Свято Никольского монастыря, тогда еще мужского, является Дмитрий Прилуцкий – удивительный святой, духовный друг и ученик Преподобного Сергия Радонежского, создатель общежительного устава.
Первая церковь, появившаяся на выбранных под монастырь болотистых землях, получила свое название в честь Святителя Николая Чудотворца.
Судьба обители не была легкой. Несколько раз, словно птица феникс, она восставала из пепла.С 16 века монастырь переживает свой расцвет.
Смутное время летопись монастыря не отразила, но, как известно, прорвавшееся в это время западное влияние сильно пошатнуло православную Русь. В 1609 году польско-литовские завоеватели опустошили обитель. В 1613 году в разоренный монастырь приходит старец Дионисий, которому было видение Николая Чудотворца, велевшего ему возобновить обитель его имени.
В 1898 году Синод принимает решение о переименование Никольского мужского монастыря в женский. До 1903 года обитель реставрировалась, строилась и благоукрашалась.
Нелегкое время революций и безбожных лет легло тяжким грузом на настоятельниц и монахинь в 1917 году. По итогам революции соборный храм Святителя Николая взорвали, многие постройки использовались под склады, общежития и школы.
В современное время, с Божьей помощью монастырь восстановлен и отреставрирован.
Многие святыни удалось сохранить. В 1997 году обитель получила надел пахотной земли в селе Годеново. Вместе с землей в распоряжения монастыря перешел храм Святителя Иоанна Златоуста, ставший подворьем Никольского монастыря. В храме хранится великая святыня – Небоявленный Годеновский Крест.
Свято Никольский монастырь – уникальный памятник архитектуры и духовной жизни, насчитывающий более чем семи вековую историю. Несмотря на частые разорения и потери, в монастыре и на его подворье сохранилось множество чудотворных святынь. Самой большой общенародной славой пользуются знаменитые кресты Никольской обители: Корсунский драгоценный Крест с частицами мощей, привезенный равноапостольным князем Владимиром из Византии в 10 веке, а также чудотворный Небоявленный Животворящий Крест, больше известный как Годеновский.
К Годеновскому кресту каждый день притекают толпы паломников. Каждое чудо, совершенное по молитвам у Креста, записывается в специальную книгу, хранящуюся в храме святителя Иоанна Златоуста. Ежегодно на территории монастыря и его подворья проходят крестные ходы с вынесением чудотворного Креста.
Обретение креста было чудотворным (Небоявленным). Предание гласит, что 29 июня 1943 года некие пастухи, пасшие свои стада недалеко от Сахотского болота, были удостоены видения дивного света, исходящего с востока. Поначалу пастухи испугались, но все же решили пойти и увидеть своими глазами, что же является источником столь прекрасного света. Дойдя до места свечения, пастухи упали на колени, так как узрели настоящее чудо: Крест с Распятием стоял в воздухе, освященный золотым свечением. Возле креста стоял Святитель Николай Чудотворец с Евангелием. Он смотрел на пастухов, когда они услышали глас свыше, призывающий их построить на этом Богом избранном месте храм.
Антушково. Монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.
Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня.
В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами – во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни – Животворящего Креста Господня – совершались ежедневно.
Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.
Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь, где и погиб в 1931 году. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен, и стоял заброшенный посреди деревни. Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата – 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом». Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Много натерпелся Крест за это время от новой власти – и жгли его, и пилили, и поливали кислотой, и топором рубили. Но Крест так и не поддался мучителям, лишь остались незначительные повреждения и царапины в назидание потомкам.
Никольский погост в безбожные годы был полностью разорен. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, скотный двор, выгорел внутри братский корпус, но церковь осталась цела. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно–тракторную станцию, но она по каким-то причинам не заработала, и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился в Сахотское болото. Но ненадолго. В середине 1990 годов на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.
Воздвижение Креста Господня
Тропарь — Глас 1
Господи, спаси людей Твоих,
И благослови Твое наследие.
Даровать победы православным христианам
Над их противниками.
И в силу Креста Твоего,
Сохрани Твое жилище.
Кондак — Глас 4
Яко ради нас добровольно на кресте вознесся еси,
Даруй милость тем, кто Именем Твоим зовется, Христе Боже;
Радуй всех православных христиан Силой Твоей,
Даруй им победы над врагами,
Даруя им Непобедимый трофей, Твое оружие Мира.
Наш приход посвящен Святому Кресту Господа нашего Иисуса Христа, а именно историческому событию Воздвижения (воздвижения, вознесения на высоту) Святого Креста Иисуса Христа, Господа нашего. Многие христиане не знают о чудесной истории обретения Животворящего Креста в 326 году нашей эры. С веб-сайта Православной Церкви в Америке:
Римские императоры-язычники пытались полностью стереть из человеческой памяти святые места, где пострадал и воскрес за человечество Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землю Голгофы и Гроба Господня, построить храм языческой богини Венеры и статую Юпитера.
В этом месте собрались язычники и принесли там жертвы идолам. В конце концов, через 300 лет Промыслом Божиим вновь были обнаружены и открыты для почитания великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест. Это произошло при императоре Константине Великом (306–337) после его победы в 312 году над Максенцием, правителем западной части Римской империи, и над Лицинием, правителем ее восточной части. В 323 году Константин стал единоличным правителем огромной Римской империи.
В 313 г. он издал Миланский эдикт, которым была легализована христианская религия и прекращены гонения на христиан в западной половине империи. Правитель Лициний, хотя и подписал Миланский эдикт в угоду Константину, все же фанатично продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения эдикт о веротерпимости 313 г. распространился и на восточную часть империи. Святой равноапостольный император Константин, одержав победу над врагами в трех войнах с помощью Божией, увидел на небе Крестное знамение и написал под ним: «Сим победишь».
Горячо желая найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, святой Константин послал свою мать, благочестивую императрицу Елену (память 21 мая), в Иерусалим, снабдив ее письмом к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.
Хотя святая царица Елена была уже на склоне лет, она с энтузиазмом взялась за выполнение задания. Императрица приказала разрушить языческий храм и статуи в Иерусалиме. В поисках Животворящего Креста она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными.
Наконец, ее направили к некоему пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест зарыт там, где стоял храм Венеры. Они разрушили языческое капище и, помолившись, стали копать землю. Вскоре Гробница Господня была раскрыта. Недалеко от него находились три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзивших Тело Господне (6 марта).
Чтобы различить, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий попеременно прикасался крестами к трупу. Когда Крест Господень коснулся умершего, он ожил. Увидев воскрешение покойника, все убедились, что Животворящий Крест обретен.
Христиане огромной толпой пришли поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария воздвигнуть Крест, чтобы даже далекие могли благоговейно созерцать его. Затем Патриарх и другие духовные лидеры воздвигли Святой Крест, и народ, говоря: «Господи, помилуй», благоговейно преклонился перед Честным Древом. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо: тяжелобольная женщина под сенью Животворящего Креста мгновенно исцелилась. Там старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
При Юлиане Отступнике (361-363) принял мученическую смерть за Христа (см. 28 окт.). Святая царица Елена путешествовала по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более 80 храмов, в Вифлееме, месте рождения Христа, и на Елеонской горе, где Господь вознесся на небо, и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Его страданиями и где была погребена Богородица после смерти.
Святая Елена взяла с собой в Константинополь часть Животворящего Дерева и гвоздей. Святой император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив в его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Храм был построен примерно за десять лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. Кросс был установлен.
В этот день вспоминается и другое событие, связанное с Крестом Господним: его возвращение в Иерусалим из Персии после четырнадцатилетнего плена. В царствование византийского императора Фоки (602-610) персидский император Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и взял в плен и Животворящий Крест Господень, и святого патриарха Захарию (609-610). 633).
Крест оставался в Персии четырнадцать лет и только при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир со своим преемником и сыном Сироем, Крест Господень был возвращен христианам .
С большой торжественностью Животворящий Крест был перенесен в Иерусалим. Император Ираклий в царской короне и царской пурпуре внёс Крест Христов в храм Воскресения. С императором отправился Патриарх Захарий. У ворот, через которые они поднялись на Голгофу, император вдруг остановился и не мог идти дальше. Святой Патриарх объяснил императору, что ангел Господень преграждает ему путь. Императору было велено снять с себя царские одежды и ходить босиком, так как Тот, Кто нес Крест за спасение мира от греха, во всяком смирении шел на Голгофу. Тогда Ираклий облачился в простое платье и беспрепятственно внес в храм Крест Христов.
В проповеди на Крестовоздвижение святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все истинное собирается, Крест воздвигается, и град торжествует, и народ празднует праздник».
ПОЧИТАНИЕ ДРАГОЦЕННОМУ и ЖИВОТВОРИТЕЛЬНОМУ КРЕСТУ ПО ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
Для иудеев крест был древом позора, а для римлян — орудием казни. Но для христиан крест стал символом победы и спасения, предметом особого почитания. Первобытная Церковь дает нам достаточное и определенное свидетельство почитания Святого Креста. С дарованием мира Константином I и обретением истинного Креста Христова (около 326 г. н.э.) почитание Святого Креста стало публичным и очень популярным.
1. Истинный Крест Христов был обнаружен при раскопках под руководством архиепископа Иерусалимского Макария (314-335) святых мест, выбранных для возведения двух базилик.
Эти величественные сооружения были построены по заказу императора Константина Великого (306-337). Один, названный Мартирион, должен был быть построен на холме Голгофы, а другой, известный как Церковь Воскресения или Анастасия, должен был быть построен над Гробом Господним. В это время мать императора, святая Елена, гостила в Святом городе. Таким образом, традиция приписывает ей открытие и первое почитание истинного Креста Христова. (ср. Св. Амвросий, Слово на Феодосия, 43-46 ) После обретения Святого Креста святая Елена отправила значительную часть Святого Дерева своему сыну, императору Константину Великому, в Константинополь.
Очередная часть Святых Мощей была отправлена в Рим, которая впоследствии была помещена в базилику Святого Креста в Иерусалиме. Но большая часть Животворящего Креста была заключена в серебряный футляр и помещена в Крестовоздвиженской часовне, специально воздвигнутой для этой цели между Мартирионом и Анастасием.
Нет сомнений, что Животворящий Крест Христов был обнаружен в начале четвертого века. Двадцатью годами позже, в 348 году н.э., святитель Кирилл Иерусалимский (313-386), служивший проповедником Храма Гроба Господня (Анастасий), несколько раз упомянул Святые Мощи в своих знаменитых Катехизациях. (ср. Катехизация IV, 10; X, 14; XIII, 4 ) После рукоположения во епископа Иерусалимского он сообщил императору Констанцию II в своем письме от 7 мая 351 г. , что «целительное древо Креста было обнаружено в Иерусалиме в царствование своего благочестивого отца Константина бл. м.». (ср. Минье, PG, том. 33, кол. 1168 ) Подробное описание обретения Животворящего Креста Христова дает нам преподобный Критский Александр (VI век) в своем панегирике «О обретении Честного Креста». (ср. P.G., 87, 4015-4074 ) А св. Софроний, Патриарх Иерусалимский (ум. 638) воскликнул во время одной из своих проповедей: «Се гроб — ясное доказательство воскресения Христова; созерцайте, как поклоняются Его Кресту! И то, и другое — трофеи нашего собственного спасения!» (ср. P.G., 87, 3305 )
2. После отделения исторических фактов от легендарных элементов наиболее вероятно, что первое публичное поклонение Святому Кресту состоялось в Иерусалиме 14 сентября 335 г., в то время торжественного освящения двух Константиновских базилик, Мученичества на Голгофе и Анастасии над Гробом Господним. Благочестивая паломница Этерия, посетившая святые места в 380 году н. э., писала в своем «Дневнике паломничества»: «Освящение этих церквей совершается с великими торжествами, так как в этот день был обретен и Крест Господень». (ср. Древние христианские писатели, том. 38, гл. 48 )
Ежегодное празднование Освящения базилик вместе с экспозицией Святого Креста привлекло большое количество паломников.
Из-за большого количества людей не все смогли приложиться к мощам Животворящего Креста в отдельности. Это побудило их обратиться к епископу с просьбой поднять святые мощи, чтобы они могли хотя бы увидеть их, если они не могут лично поклониться им. (ср. свт. Софроний, Житие святой Марии Египетской, гл. 21-24 )
Именно тогда владыка решил поднять мощи Животворящего Креста Господня на благо паломников, которые стихийно падали на колени и с умилением в сердце восклицали: «Господи, помилуй!» постоянно. (ср. Греческий Менологион в Migne, P.G., 117, кол. 48 )
Это было началом праздника Воздвижения Креста Господня, который «Отцы по повелению Императора установили праздновать четырнадцатого числа Сентябрь. » (ср. Преподобный Александр, в Мине, П.Г., 87, 4072 )
3. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста (Гр. Гипсоз ; SI. Воздвижение – возвышение, подъем вверх) вскоре после этого был завезен в Константинополь, откуда св. Григорий Великий (ум. 604) привез его в Рим. Таким образом, в конце VI века праздник стал «Всемирным», отмечаемым и на Востоке, и на Западе. (ср. Там же, кол. 4072)
В 614 г. персидский царь Хосров II разграбил Иерусалим и вместе с добычей забрал мощи Животворящего Креста, заключенные в позолоченный ларец. Однако вскоре они были возвращены императором Ираклием II (610–641), разгромившим персов, и весной 629 г.лично отвез их обратно в Иерусалим. Возвращение Животворящего Креста Иерусалимской церкви Императором значительно усилило почитание Святого Креста.
Примерно в это же время в Иерусалиме неделя Третьего воскресенья Великого поста была посвящена Крестовоздвижению.
Об этом свидетельствовал в проповеди, произнесенной в Храме Гроба Господня, святитель Софроний (ум. 638), святитель Патриарх Иерусалимский. Он привел следующие причины, которые вдохновили это поклонение Святому Кресту в середине поста: 1. Чтобы ободрить верующих в их духовных усилиях во время Великого поста; 2. Чтобы заверить их в прощении их грехов; 3. Соединить свои страдания с искупительными страданиями Иисуса Христа, чтобы и они стали причастниками Его славного воскресения. (ср. Минье, P.G., 87, 3309-3316 )
После VII Вселенского Собора, созванного в Никее в 787 г. н.э. и утвердившего почитание икон и, в частности, почитание распятия, возведение Креста Господня на Третьем Воскресенье Великого поста было введено в Константинополе. Он был литургически обогащен сочинениями св. Феодора Студита (ум. 826) и его брата Иосифа Студита (ум. 833). В «Книге обрядов», составленной по указу императора Константина VII в середине X века, описывается порядок выставления Святых Мощей Креста на Среднепостное воскресенье, именуемое «воскресеньем». о почитании Креста». (ср. Минье, P. G., 112,1017-1020 )
4 . В 637 году арабы во главе с Халифом Омаром оккупировали Иерусалим, в результате чего он потерял свое значение как литургического центра. Следовательно, дальнейшее развитие византийского обряда и почитания Святого Креста зависело от Константинополя.
Арабская экспансия и мусульманская угроза Византийской империи в то время действительно сильно усилили почитание Святого Креста, ибо он стал для христиан символом победы и защиты.
До XIII века Воздвижение Креста Господня было зарезервировано для соборных церквей, так как в них обычно находились мощи Животворящего Креста. Только в 1276 году было разрешено ввести Ритуал Воздвижения во всех церквях, даже в небольших деревнях.
Таким образом, в силу естественного развития, в тех храмах, где не было реликвий Животворящего Креста, для обряда использовали обычный деревянный крест, распятие. Являясь символом победы-победы Христа над дьяволом, над грехом и смертью, крест во время экспозиции увенчивался или украшался лаврами, гирляндами и цветами и сопровождался зажженными свечами.
Согласно литургическому обычаю, Крест, используемый для почитания в наших церквях, должен быть деревянным крестом, так как он является символом «животворящего древа». В украшениях должны быть веточки базилика или каких-либо других душистых трав, символизирующих сладостное благоухание духовной жизни, обеспеченной нам Крестом. В тех случаях, когда используется венок из барвинка, в барвинок следует вставить несколько живых цветов, чтобы придать сладкий аромат. Покрытие тетрапода или стола, где будет проходить экспозиция, красным воздухом или воздух , Крест помещен на золотую пластину, которая символизирует высокую духовную ценность Креста, именуемого по-гречески timios – Драгоценный Крест. Зажигание свечей у креста напоминает верующим о том, что Крест Христов скорее «просвещает, чем затемняет» жизнь христиан на пути к спасению. (ср. Св. Феодор Студит, P.G., 88, 691 ) Используемые красные литургические облачения символизируют драгоценную кровь Христа, уплаченную как выкуп за наше искупление. (сост. Я Пет. 1:18-19 ) В честь страстей Христовых отцы предписывали строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня, даже если праздник совпадал с воскресеньем.
5. Церемония возложения Креста Господня происходит во время Великого славословия Утрени. Служитель, облаченный в полные священнические облачения, кадит Крест, ранее возложенный на алтарь, и затем, подняв его над головой, несет его крестным ходом вокруг алтаря к Царским вратам. Когда верующие завершают пение Великое Славословие и Трисвятое, он возносит Крест и возглашает: «Премудрость, внимай!» на что народ отвечает пением тропаря Крестовоздвиженскому:
«Спаси Свой народ, Господи». . . Затем служащий подходит к приготовленному четвероногу, куда кладет Крест и кадит его со всех четырех сторон.
После каждения священнослужитель, стоя перед четвероногим, возносит над головой Крест и произносит первое прошение молительной ектении: «Помилуй нас, Господи . .. »
Как ответят верующие пением двенадцати «Господи помилуй!» по нисходящей шкале священнослужитель глубоко кланяется Святому Кресту; когда они начинают петь то же самое на восходящей тональности, он поднимается в вертикальное положение и трижды благословляет поднятым крестом на восток.