Годы жизни владимир святой: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Содержание
Владимир Святославич – биография, фото, достижения, крещение Руси
Биография
Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.
Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 — 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.
Князь Владимир Святославович
Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.
Новгород
Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.
Святослав Игоревич, отец Владимира
В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.
Новгород в X столетии
Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.
Гибель Ярополка
Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.
Гибель Ярополка
Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.
Князь Киевский
Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.
Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи
Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).
Поход Владимира Святославича против печенегов
Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.
Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.
Карта Руси при Владимире Святославиче
Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.
Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.
Личная жизнь
Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру Анну Византийскую. Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.
Анна Византийская и Владимир Святославич
Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.
Крещение Руси
Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.
Крещение Владимира Святославича
Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.
При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.
Крещение Руси
Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.
Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.
Вражда между сыновьями
Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.
Князь Владимир Святославич с сыновьями
Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.
Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.
Святополк и Ярослав
Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.
Память
За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.
Памятник Владимиру Святославичу в Москве
4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.
Князь Владимир Великий Святой Равноапостольный
(около 960?- 15 (28) июля 1015)
День памяти — 15 (28) июля
Псковская земля — колыбель православия, ведь именно здесь на этой святой земле находили свою духовную родину многие исторические личности, которые впоследствие внесли неоценимый вклад в становление и укрепление христианской веры на Руси.
Владимир Святославович — Великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь. Именно он придал христианству на Руси статус государственной религии, и известен всему миру как Креститель Руси и за доброту и щедрость сердца своего нареченный в народе «Владимир Красное Солнышко». Именно через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.
История гласит, что родился Владимир около 960 года (по некоторым источникам — 962). Его матерью была ключница Малуша, верой и правдой служившая равноапостольной княгине Ольге, бабушке будущего князя.
Кто такая ключница? Это та, что имела ключи от всех дверей, то есть заведовала обширным хозяйством княгини и, конечно же, пользовалась огромным влиянием на княжеском дворе. В то же время она оставалась рабыней. Брак с ней князя хотя и был допустим по обычаям того времени, но никак не мог считаться равным.
Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино (Буденик, Будник) под Псковом. Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга; она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. Так или иначе, но судьбы Божии свершились, и именно в отдаленном урочище Будутине на Псковской земле, на берегу реки Кебь, впадающей в Черёху, родился будущий великий святой – князь Владимир Великий. Сегодня это место именуется как Будник.
Его отцом являлся воинственный князь Святослав – первый известный нам русский князь со славянским именем. Сын Игоря и Ольги, он являл собой пример доблести и отваги, проводил время в военных походах, думая об укреплении величия и славы Руси. К сожалению, при многих воинских и государственных заслугах Святослав настроен был против христианства.
Еще при жизни своего отца Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом. В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава.
В начале своего правления Владимир в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома — Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси.
Крещение князя и Руси
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина.
В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий в честь святителя Василия Великого как своего небесного покровителя. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Это, действительно, было прозрение — духовное, зримое: ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним. Узнав слова Священного писания «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), святой князь начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать всё, что только потребуется: еду, питье и даже деньги. Более того, услышав, что далеко не все больные и немощные могут добраться до его двора, равноапостольный Владимир повелел развозить им пропитание. Летопись приводит такое свидетельство: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать всё, что им нужно». За такую-то доброту и милость народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком.
Такого Русь не видела до времен святого Владимира. А причиной такого милосердия было то, что святой Владимир принял Христа искренним сердцем, всею душой. Вот что пишет монах Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру»: «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…». Он хотел, чтобы на Руси больше не было голодных и нищих, обездоленных и всеми покинутых больных.
Но самым значительным событием правления Великого князя стало Крещение Руси – переломный момент нашей истории. Священное желание святого князя исполнили беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом». Конечно, не все люди шли с твердым личным желанием, многие согласились из страха, не все понимали смысла Крещения, но со временем для всех Православие стало верой родной.
После Крещения на Руси по воле Владимира началось масштабное каменное строительство: заложены были города Владимир на Клязьме (990), Белгород Киевский (991), Переяславль Южный (992) и многие другие.
Также Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.
В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.
Во всех важнейших центрах Руси святой Владимир ставил на княжение своих сыновей. В Новгороде поставлен княжить старший сын Вышеслав, в Полоцке – Изяслав, в Турове на Припяти – Святополк (названный впоследствии Окаянным; он усыновлен был Владимиром, будучи сыном Ярополка Святославича), в Ростове – Ярослав Мудрый. После смерти Вышеслава около 1010 года Ярослав получил Новгород, а на его место, в Ростов, переведен святой Борис. Святой же Глеб был посажен в Муроме, Всеволод – во Владимире-на-Волыни, Святослав – в Древлянской земле, Мстислав – в Тьмуторокани, Станислав – в Смоленске, а Судислав – в Пскове.
Правление мудрого князя было превосходным: он учредил на Руси систематическое обучение грамоте. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
«Обучение книжное» стало предметом государственной заботы, хотя это было так непривычно и воспринималось кем-то как трагедия. Учение было нужно, чтобы возрастать в истинной вере, готовить пастырей Церкви и людей, способных нести весть о Христе.
При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.
Равноапостольный Владимир начал первый на Руси чеканить золотые и серебряные монеты – златники и сребреники. До этого обходились византийскими и арабскими золотыми и серебряными монетами, но теперь, при святом князе Владимире Русь стала крепкой и самодостаточной, собственная монета подчеркивала независимость и прочность равноапостольного князя как христианского государя.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года. Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.
Древнерусский писатель монах Иаков (XI в.) в сочинении «Память и похвала князю Владимиру» так описал кончину крестителя Руси: «Князь Владимир, покидая мир сей, молился, так говоря: “Господи Боже мой, не знал я Тебя, но помиловал Ты меня, и через святое крещение просветил меня, и познал я Тебя, Боже всех, святой Творец всего сотворенного, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня. А если хочешь казнить и мучить меня за грехи мои, казни меня Сам, Господи, а бесам не отдавай меня”. И так говоря и молясь Богу, предал душу свою с миром ангелам Господним и усоп. Души ведь праведников в руке Божией, и вознаграждение им от Господа, и устроение им от Всевышнего – то примут венец красоты от руки Господней».
Да, после смерти великого князя произошла на Руси немалая смута. Власть в Киеве захватил Святополк, проливший кровь трех своих братьев – святых Бориса и Глеба, а еще Святослава. Но Бог не дал Окаянному Святополку успеха, святая Русь невозвратно вступила на исторический путь, избранный святым князем Владимиром.
Известно, что Святополк пытался сохранить смерть отца в тайне, ему это было на руку, но долго скрывать преставление великого князя, сделавшего для своей страны чрезвычайно много, было невозможно. Святого Владимира похоронили в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Был он оплакан всеми киевлянами, богатыми и бедными, знатными и простыми: «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…».
Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом Крещении. Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного и хлебосольного князя, Красного Солнышка, которому служили русские былинные богатыри. При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Но самое главное: он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Будник — родина Великого князя Владимира
Деревня Будник расположена в Псковской области, в Псковском районе и Ядровской волости на берегу реки Черёха. Здесь, по местному преданию, жила княгиня Ольга, и здесь — как будто — родился князь Владимир, тот самый былинный Владимир Красное Солнышко, креститель Руси.
Тихое, умиротворенное место, овеянное святостью: «Здесь сердце замирает, а душа успокаивается. Это по истине святые земли, с которых, возможно, и начался промысел Божий о России…», — пишет В. О. Гусакова о родине княгини Ольге — Выбутах и о Буднике.
К Буднику ведет нелегкий и запутанный путь, отыскать который сложно даже с картой в руках. Из Пскова нужно выехать по Октябрьскому проспекту до трассы М 20. Далее следовать направо по М 20 до Черехи, где установлен памятник десантникам 6-й роты Псковской дивизии ВДВ. После него, напротив психиатрической больницы, нужно повернуть налево и ехать вдоль деревенек. Одна из них носит название Холстово, но оно нигде не фиксируется. За Холстово следует деревня Похвальщина. До указателя на Похвальщину слева будет дорожка, ведущая через поле в лес. По ней проехать поле и углубиться в лес. В лесу дорожка сужается и скоро превращается в тропу. На развилке опять нужно повернуть налево в Будник, иначе можно попасть в Кашеварово.
На подъезде слева видна главка часовни, поставленной в память о рождении здесь Святого Равноапостольного князя Владимира. На ее северном фасаде помещено изображение князя Владимира с крестом и свитком, на котором начертан текст: «Поправ идолы, познал истинного Бога Иисуса Христа», на южном – княгини Ольги с крестом и макетом храма, а над входом на западе – поясной образ князя с крестом и мечом в руках. По манере исполнения эти изображения напоминают фрески древнего Новгорода.
А на берегу Черёхи можно увидеть большой кованый крест, а рядом, на обрывистом берегу, — малоприметный камень, обозначающий место рождения князя Владимира (возможно, здесь была банька). Основание большого кованого креста собрано из камней, в нише находится барельеф святого Владимира.
Литература:
- Псковская энциклопедия: 903-2007. — Изд. 2-е, доп. — Псков : Псковская энциклопедия, 2007. — С. 259-260.
- Псковский биографический словарь / Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. — Псков : ПГПИ, 2002. — С. 152.
- Священник Духанин Валерий Святой равноапостольный князь Владимир Великий //Православие — [сайт] — // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/80933.html (Дата обращения: 15. 02. 18)
- Гусакова В. О. Псковская земля — родина Святых Равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира // Делорус. — — [сайт] — // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.delorus.com/predprinim/index.php?ELEMENT_I.. (Дата обращения: 15. 02. 18)
- Будник — родина князя Владимира// Псковиана — — [сайт] — // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pskoviana.ru/marshruty/211-pamyatnye-mesta/257.. (Дата обращения: 14. 02. 18)
Читайте в Электронной библиотеке «Псковиана»:
- Александров Анатолий Алексеевич. Во времена княгини Ольги : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле / Александров А. А. / [авт. вступ. ст. О. К. Волочкова] ; Адм. г. Пскова, Псков. гос. объедин. ист-архит. и худож. музей-заповедник, О-во Святой Равноап. княгини Ольги Рос.. — Псков : Псковское возрождение, 2001. — 279 с., 2 л. ил. -(1100 лет со дня упоминания города в летописи). — Юбилейн. изд. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — Список осн. использ. материалов: с. 259-274 . — Читать полный текст»>
- Богушевский Николай Казимирович. О селе Выбутах (Лыбутах), родине святой великой княгини Ольги Российской, Логазовской волости Псковского уезда / Богушевский Николай Казимирович / [Соч.] Чл. Псков. археол. комис. Н.К. Богушевского. — Псков, 1879. — 9 с.; 17 . — Читать полный текст»>
- Василев Иван Иванович. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей (с рис. и планами) / Василев Иван Иванович // Записки Императорского Русского археологического общества. Новая серия. — СПб., 1898. — (Труды отделения славянской и русской археологии, Кн. 3). — С. 211-309. – Читать полный текст»>
- Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837). Сокращенная Псковская летопись, избранная из разных Российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской / Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837) — Псков : Отчина, 1993. — 87 с. – Читать полный текст»>
Голубева А.
15.02.18
Псков
Владимир (великий князь)
Знаменитые люди на карте Псковской области
Житие святого Владимира Великого
Житие святого равноапостольного князя Владимира Великого есть истинное чудо Божие. Чудо видеть свет христианской веры, когда все шансы, казалось, были против этого. Чудо любви Божией, до основания преобразившей одного человека, людей его поколения и грядущих поколений. Чудо Божьей истины, которая открылась ему и сияет на всех нас по сей день.
До своего обращения князь Владимир жил, как и большинство людей в его окружении. Будучи язычником, у него было пять жен. Он вел ожесточенные распри со своими родственниками за власть и господство и редко упускал возможность вторгнуться и разграбить другие земли. Он устраивал дикие и шумные вечеринки в честь своих побед. Он поклонялся идолам и руководил принесением им человеческих жертв.
Мученичество двух северян-христиан, принесенных в жертву идолам в честь одной из своих побед, посеяло в князе Владимире семена сомнения. Он начал исследовать другие альтернативы язычеству. Его первоначальный подход был чисто практическим — он понимал, что любая вера, которую он может выбрать, ограничит свободу его политического и жизненного выбора. Он отверг ислам, потому что он не одобрял пьянство и вечеринки. Он отверг иудаизм, потому что у его последователей не было собственной родины. Кто знает, каким был бы выбор князя Владимира без вмешательства Промысла Божия. Его эмиссары в Константинополь были на Божественной литургии в Святой Софии и восклицали, возвращаясь: «Мы не знали, на небе мы или на земле, когда стояли там!»
Князь Владимир выбрал православие, веру, пожалуй, наименее удобную с практической точки зрения, но зато наиболее освобождающую духовно. Став христианином, он проделал тяжелую работу, отказавшись от своих прошлых путей и умерев за грех, но тем самым достиг подлинной свободы. Он бросил своих пятерых жен, чтобы жениться на Анне, сестре византийского императора. Вместо того, чтобы мстить своим обидчикам, он проявлял сдержанность, милосердие и прощение. Он перестал растрачивать свое богатство на вечеринки и вместо этого использовал свое богатство, чтобы раздавать милостыню бедным, сиротам и вдовам. Он правил уже не силой и жестокостью, а мудростью и добротой. Подданные ласково называли его «Владимир Лучистое Солнце».
Согласно легенде, князь Владимир ослеп незадолго до своего обращения. Когда он наконец принял крещение, к нему вернулось зрение, и он воскликнул, как в свое время апостол Павел: «Вижу свет, и Христа видел!» Он не только сам увидел свет, но и дал увидеть его другим, мирно распространяя христианство на землях нынешней России, Белоруссии и Украины.
Каждый раз, когда мы стоим за Божественной литургией, мы переживаем то же самое чудо, которое открывалось перед глазами князя Владимира и его посланников – мы видим отблеск Царства Небесного, обещанного нам Господом нашим. В связи с приближением праздника святого Владимира Великого мы готовимся прославить в храмах нашего монастыря его житие и апостольское служение:
Святой князь Владимир,
ты был как купец в поисках прекрасного жемчуга.
Посылая служителей в Константинополь за Православную Веру, ты нашел Христа, бесценную жемчужину.
Он назначил тебя другим Павлом,
смывая в крещении твою физическую и духовную слепоту.
Празднуем вашу память,
просим молиться за всех православных христиан и за нас, ваших духовных чад.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Св. Владимир Великий
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Сумму, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
(ВЛАДИМИР или ВОЛОДОМИР).
Великий князь Киевский и всея Руси, внук св. Ольги, первый русский правитель, принявший христианство, р. 956; д. в Берестове, 15 июля 1015 г. Святая Ольга не могла обратить своего сына и преемника Святослава, ибо он жил и умер язычником и воспитал своего сына Владимира языческим атаманом. У Святослава было два законных сына Ярополк и Олег, а третьего сына Владимира родила ему придворная фаворитка Ольга Малуша. Незадолго до смерти (972) пожаловал Ярополку великое княжество Киевское, а землю древлян (ныне Галицию) отдал Олегу. Древняя русская столица Новгород угрожала восстанием, и, поскольку оба князя отказались туда идти, Святослав даровал свою власть молодому Владимиру. Между тем между Ярополком и Олегом началась война, и первый завоевал древлянскую землю и свергнул Олега. Когда это известие дошло до Владимира, он, опасаясь подобной участи, бежал за помощью к варягам (варягам) Скандинавии, а Ярополк завоевал Новгород и соединил под своим скипетром всю Русь. Через несколько лет Владимир вернулся с большим войском и отвоевал Новгород. Осмелев, он повел войну против своего брата на юге, взял город Полоцк, убил его князя Рагвальда и женился на его дочери Рагнильде, невесте Ярополка. Затем он двинулся вперед и осадил Киева. Ярополк бежал в Родно, но не удержался там и был окончательно убит при сдаче победоносному Владимиру; последний после этого сделал себя правителем Киева и всей Руси в 9 г.80. Владимир, как языческий князь, имел, кроме Рагнильды, еще четырех жен, и от них имел десять сыновей и двух дочерей. Со времен святой Ольги христианство, первоначально установленное среди восточных славян свв. Кирилл и Мефодий тайно продвигались по земле Руси (теперь восточная Австрия и Россия) и начали значительно изменять языческие представления. Это был период, подобный эпохе обращения Константина.
Несмотря на эту скрытую христианскую идею, Владимир воздвиг в Киеве много статуй и святынь ( требища ) к славянским языческим богам Перуну, Даждьбогу, Симорглу, Макоши, Стрибогу и другим. В 981 г. он покорил червенские города (ныне Галицию), в 983 г. одолел диких ятвягов на берегах Балтийского моря, в 985 г. сразился с болгарами на низовьях Волги, а в 987 г. задумал поход против греко- Римской империи, в ходе которой он увлекся христианством. Летопись Нестора повествует, что он отправлял послов в соседние страны за сведениями об их религиях. Послы отрицательно отзывались о последовавших за ними болгарах (мусульманах), евреях Хазарии и германцах с их простыми миссионерскими латинскими церквами, но были в восторге от торжественного греческого ритуала Великой Церкви (Св. Софии) Константинопольской, и напомнил Владимиру, что его бабушка Ольга приняла эту Веру. В следующем году (988) он осадил Херсон в Крыму, город в границах восточной Римской империи, и, наконец, взял его, перекрыв его водоснабжение. Затем он отправил послов к императору Василию II в Константинополь, чтобы попросить его сестру Анну выйти замуж, добавив угрозу похода на Константинополь в случае отказа. Император ответил, что христианин не может жениться на язычнике, но если бы Владимир был князем-христианином, он санкционировал бы союз. На это Владимир ответил, что уже ознакомился с учениями христиан, склоняется к ним и готов креститься. Василий II отправил эту сестру со свитой чиновников и духовенства в Херсон, и там Владимир был крещен в том же году митрополитом Михаилом и принял также крестильное имя Василий. Ходящая легенда повествует, что Владимир ослеп перед приездом Анны и ее свиты и прозрел после крещения. Затем он женился на царевне Анне и после этого расстался со своими языческими женами. Он сдал город Херсон грекам и вернулся в Киев с невестой. Русский историк Карамсин (т. I, стр. 215) предполагает, что Владимир мог быть крещен задолго до этого в Киеве, так как там уже были христиане и их священники; но такой поступок унизил бы гордого вождя в глазах его народа, ибо он смиренно принял бы незаметный обряд рук тайной и презираемой секты. Поэтому он предпочел, чтобы оно исходило от посланников римского императора Константинополя, чтобы произвести впечатление на свой народ.
Вернувшись в Киев, Владимир взял на себя обращение своих подданных. Он приказал бросить статуи богов, разрубить на куски, а некоторые из них сжечь; главного бога Перуна протащили по грязи и бросили в реку Днепр. Эти действия произвели на людей впечатление беспомощности их богов, и когда им было сказано, что они должны последовать примеру Владимира и стать христианами, они охотно крестились, даже переходя вброд реку, чтобы священник мог скорее добраться до них для крещения. Зубрицкий считает, что эта готовность свидетельствует о том, что учения христианства уже были тайно распространены в Киеве и что народ только ждал случая публично признать их. Владимир призывал всех своих подданных стать христианами, основывал церкви и монастыри не только в Киеве, но и в Переяславе, Чернигове, Белгороде, Владимире на Волыни и многих других городах. В 9В 89 г. он воздвиг большую церковь св. Марии Приснодевы (обычно именуемую Десятинным собором , Десятинным собором), а в 996 г. — Преображенскую церковь, обе в городе Киеве. Он отказался от своей воинственной карьеры и посвятил себя главным образом управлению своим народом; он основал школы, ввел церковные суды и прославился своей кротостью и рвением в распространении христианской веры. Его жена умерла в 1011 году, родив ему двух сыновей, Бориса и Глеба (также известных как святые Роман и Давид, по именам при крещении). После этого его жизнь стала беспокоить поведение его старших детей. По обычаю предков, он поделил свое царство между своими детьми, отдав город Новгород в удел старшему сыну Ярославу; последний восстал против него и отказался платить ни услуги, ни дань. В 1014 г. Владимир готовился идти на север, к Новгороду, и отнять его у непослушного сына, а Ярослав призвал на помощь варягов против своего отца. Владимир заболел и умер в пути. Его праздник отмечается 15 июля по русскому православному и русинскому греко-католическому календарям, и он получил имя 9 июля.0035 Равноапостол (равноапостольный) в титле праздника и тропаре литургии. Русские добавили в свои богослужебные книги слова, относящиеся к его обращению и заступничеству в нынешней Российской империи ( российская земля ), но русины никогда не допускали этих вставок.
Источники
PELESZ, Gesch. der Union, I (Вена, 1878 г.), 79–127; НИЛЬ, Kalendarium Manuale, I (Инсбрук, 1896 г.), 212; Acta SS., IV, июль, с.4; Богословская энциклопедия, III (Санкт-Петербург, 1902), 564-67; ГОЛУБИНСКИЙ, История Русской Церкви, I (Москва, 1901), ч. я, 105-87; МАЛЬЦЕВ, Die Nachtwache (Берлин, 1892 г.), 724–27; АДЕНИ, Греческая и восточная церкви (Нью-Йорк, 1908 г.), 358–65; МУРАВЬЕВ, Hist. Русской Церкви (Оксфорд, 1842 г.), 10-18; ЗУБРИЦКИЙ, Гещ. des Fürstenthums Galicz (Лембург, 1852 г.).
Об этой странице
Цитата APA.