Господи иисусе христе сыне и слове божий богородицы ради помилуй мя: Иисусова молитва

Разное

Отец Олег Моленко. Православие в вопросах и ответах. Вопросы личного спасения. Церковь. Семья. Дети

Сколько времени выделять для занятия Иисусовой молитвой?

   Здравствуйте, батюшка Олег! Мой вопрос касается научению г» 1 Иисусовой молитве. Батюшка, недавно я понял (не без Вашей помощи, конечно), что для таких людей, как я (современных), невозможно стоять твердо в вере и уж тем более очистить сердце от помыслов (или очень сложно), если только молиться общепринятыми молитвами и живя в миру. Если я правильно понял, то единственной СПАСИТЕЛЬНОЙ, МОСТОВОЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ СПАСЕНИЯ является ИИСУСОВА МОЛИТВА. Так как мы живем в мире страстей, то и защита нам нужна постоянная от этих страстей и помыслов. Эту защиту человек должен находить в ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ (не забывая и другие молитвы, естественно). Но, прочитав 6-й урок, у меня возникло смущение по поводу следующих фраз: «5) Должно, насколько то, возможно, оградить себя от влияния и воздействия Mipa сего, презирать плотские услаждения, как можно меньше сообщаться с Мiром и людьми чуждого духа, стяжать мiроотречное настроение… 8) По важности этого дела в нашей жизни, мы должны и выделять ей соответствующее господствующее место и количество времени (не менее 7-ми часов в день), постепенно наращивая это количество, доводя до непрестанного моления… ИТАК, ЕСЛИ НЕ НАХОДИТСЯ В ТЕБЕ ДОЛЖНОГО ОГНЯ РЕВНОСТИ, ТО И НЕ БЕРИСЬ ЗА ЭТО ДЕЛО, которое требует многого приготовления. Во-первых, надо быть, по возможности, свободным от суеты, всяких дел и попечений; во-вторых, надо отсечь всякие ненужные беседы (с людьми, с газетами, телевидением, новостями и т. п.) и сократить до необходимого минимума выходы в Mip (сообщение с мiром)».
 
   Ты правильно рассуждаешь. А смущение твое происходит от неправильного восприятия данных слов. Ты по своему уму и опыту соизмерил требуемое и возможное для тебя, увидел большое несоответствие своих возможностей и требований для молитвы делания и от этого допустил смущение. Мол, чего же от меня требуют невозможного? Ты поставил для себя знак равенства между невозможным = необходимым для спасения, от чего и смутился.
   На самом деле, ключевым словом в данных фразах является «по возможности». То есть это не приказ, а призыв и совет к максимально полезному, насколько только позволяют это совершить твои возможности. В этом смысле один известный старец и успешный делатель Иисусовой молитвы говорил, что хоть три раза в день произнеси Иисусовую молитву, и то спасительно! Я же, из любви и крайнего желания преуспеяния, присовокупил для ревностного делателя указание о не менее 7-ми часах моления, полагая, что возлюбивший Господа не насытится и не утомится таким малым числом часов моления. А когда кто вкусит сладости молитвенной, так сам без всякого подталкивания будет бежать от оплетений и сует мира сего в молитву именем Иисуса, понимая, что мир препятствует этому блаженному единению со Христом.

Можно ли и как заниматься Иисусовой молитвой в миру?

   Батюшка, я нахожусь на перепутье. Все, что я написал ниже, – в) не знаю, верно или не верно. Вразумите меня, окаянного. Уже год я не могу настроиться на… на что? Понахватался всякого рода знаний поверхностно, но так и не смог покаяться (каялся, конечно, но все это, видимо, поверхностно), исповедаться, настроиться на учебу, работу, хотя много полезного узнал от Вас. Последнее, что – иной раз – оставалось, так это вера, что Бог есть. На том, может, лишь и «существовал». Видимо, эти, как Вы и учите, искушения были за мою гордость, самонадеянность… да много еще за что.
   1. Батюшка, где тот базис, то первое, то основное СПАСИТЕЛЬНОЕ И БОГОУГОДНОЕ делание, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ, ЕСЛИ УПАЛ, ВСТАТЬ ИЛИ НЕ ПАДАТЬ НИЖЕ И НИЖЕ? Я совсем, видимо, запутался в своих мечтаниях.
   2. Можно ли и как заниматься ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ в миру, хотя бы дойти до первой ступени. Ведь бесы начнут донимать и говорить вроде того, что зачем молишься, если большего не достигнешь? Простите окаянного, но довели уже «до ручки», самому-то не справиться.
 
   1. Базис или, лучше сказать, Камень, полагаемый в основание, есть Сам Христос. Полагается Он заповеданным Им покаянием и покаянным призыванием Его всемогущего имени. Дело не в «отмахивании» от Бога отмаливанием положенного и требуемого, и не в отдании должного, а в том, чтобы как можно частым призыванием Его имени и сокрушением по поводу своей глобальной беды и мрачных перспектив постоянно с верой и надеждой цепляться призыванием Его имени и участием в таинствах за Него Самого. Весь этот процесс называется стремлением к Богу! Отцы говорили в этом смысле, что стяжем стремление к Богу – и этого довлеет для нас. Если ты от всей души и всего убеждения устремишься к Богу заповеданным святоотеческим путем, то к этому приложится все остальное, в т.  ч. и способность не смущаться от падений и вставать всякий раз, как споткнешься. Речь идет именно о спотыкании по немощи и невежеству, а не об осознанном выборе греховной жизни, лицемерно прикрываемой подчас видом благочестия.
   2. И можно, и нужно, и необходимо, и должно, и обязательно. До первой ступени не надо доходить, так как она сразу начинается от первого твоего произношения устами и голосом: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя многогрешного». А бесов не должно слушать, но возражать их внушениям тем, что ты не ставишь себе целью достигать нечто в молении именем Иисуса Христа, но просто хочешь пребывать в этом молении, как нуждающийся в воздухе и жизни. Если человек просто дышит воздухом, разве можно говорить о каких-то достижениях в этом? Или если человек вынужден питаться пищей и питием, разве думает он о достижениях? Так разумей и о молении именем Иисуса Христа. Христос для тебя – и дыхание, и пища, и питие, и одежда, и защита, и укрепление и многое другое, без чего ты просто не можешь жить. А усилия бесов остановить тебя в делании Иисусовой молитвы должны служить для тебя свидетельством от противного – о верности и правильности выбранного тобой пути. Сам рассуди, стали бы они отводить тебя от чего-то погибельного и душевредного? А если ты уже дошел «до ручки», значит, скоро и дверь может открыться. Ибо без такой смиряющей «ручки» дверь в царство благодати не откроешь!

Как правильно молиться Богу?

   Здравствуйте, дорогой батюшка. Я хочу спросить Вас, как правильно молиться Богу и сколько раз в день? Иногда, когда я молюсь Богу, мои молитвы сопровождаются плачем, то есть я начинаю плакать, а иногда такого не происходит – почему? Я очень боюсь неприлежной молитвы, например, когда ты молишься, и в голову лезут другие мысли, или когда из-за усталости не можешь сконцентрироваться на том, о чем ты молишься. После таких молитв я чувствую неприлежность и то, что Бог меня не услышал. Еще я хотела спросить: какие молитвы помогают в исцелении души? Спасибо Вам большое!!!
 
   Здравствуй. Молитва – это наша связь с Богом. Связь эта должна быть неразрывной и постоянной. Вот почему и молитва наша должна быть непрестанной. Новоначальному в покаянии это не только невозможно иметь, но и недомыслимо. Поэтому его дело – молиться как можно чаще в течение дня. Обрамляется день утренними и вечерними (перед сном) молитвами. Образец этих молитв приводится в православном молитвослове. Эти молитвы именуются утренним и вечерним правилом. Они выправляют мысли и чувства человека в богоугодном направлении. Предлагаемые Церковью молитвы, которые были составлены Святыми Отцами для своего личного употребления, являются именно образцами, а не пожизненными прошениями с чужих слов. Жизнь течет, мы меняемся, меняется наше состояние, условия и обстоятельства. Вместе с этим должны меняться и наши молитвы, и их содержание. В отношении подбора молитв для себя нам заповедан поиск. Есть молитвы, дарованные нам Самим Господом Иисусом Христом. Это молитва Господня «Отче наш» и молитва именем Иисуса Христа – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Эти молитвы неизменно должны употребляться нами. Молитва «Отче наш» должна составлять основу нашего утреннего и вечернего правила, а также прочитываться перед обедом. Иисусовая молитва должна стать нашим постоянным деланием. К этим молитвам следует обязательно добавить молитвы, принесенные с Неба: «Богородице Дево радуйся», «Трисвятое», «Достойно есть» и «Символ Веры». Хорошо и полезно знать наизусть и читать 50-й псалом, 90-й псалом, молитву «Да воскреснет Бог», молитву Честному и Животворящему Кресту Господнему, молитву Ангелу-хранителю, тропарь Иоанну Богослову.
   Правильность молитвы новоначального делателя состоит из следующих элементов:
   1) в понуждении себя к вниманию к словам молитвы, так, чтобы ум заключался в эти слова и не допускал бы посторонних помыслов;
   2) в покаянном чувстве нашего сердца, которым оно сочувствует содержанию молитв и сопровождает каждое слово молитвы; от грешного человека Бог принимает только одно чувство – покаянное;
   3) в изведении во время молитвы ума из головы в сердечное место – поверхность левой груди на два пальца выше сосца – и навыкновении его пребывания там, а не в голове;
   4) поставлении себя пред Богом, присутствующим в молитвенном месте; должно уверить себя в присутствии Бога и обращать слова своей молитвы так, как бы ты обращалась к присутствующему человеку, помня, однако, что Он Бог;
   5) в понуждении себя к плачу во время всякой молитвы; дух наш, именуемый сердцем, молится плачем, а ум – словами; вот почему нельзя разлучать то, что Бог сочетал, т.  е. ум + сердце = слова молитвы + плач; понуждение – это не притворство, не лицемерие, не актерская игра, а именно реальное действие, пытающееся вызвать плач (сокрушение) из нашего изсохшего сердца; этому понуждению должно соответствовать настроение сердца, голос, взгляд, поза и содержание молитв.
   Без этой пятерицы наша молитва не может иметь плода, пользы и преуспеяния. Эту пятерицу основных частей молитвы можно условно уподобить пяти нашим чувствам:
   1) вниманием видим Бога;
   2) покаянным чувством слышим Его;
   3) навыкновением сердечному месту осязаем Бога;
   4) ощущением Его присутствия обоняем Его;
   5) плачем (горьким или сладким) ощущаем вкус Его.
   Если ты будешь соблюдать всю эту пятерицу, то будешь молиться прилежно и богоугодно. Для исцеления души помогают все вышеуказанные молитвы и прочие покаянные молитвы. Но непременно должна быть молитва собственно об исцелении души. Люди, увы, не молятся об этом – и не получают исцеления. Молиться об исцелении души должно до получения просимого. Делать это можно такими словами: «Господи, Иисусе Христе, Спасителю мой! умилосердись обо мне, грешном, и призри на меня, погибающего! Сжалься надо мною и пошли мне ради Твоих заслуг и ради Тебя Самого благодать Святого Духа, и этой благодатью совершенно исцели душу мою! Да прославлю тебя за это во веки веков, аминь».

Что значит «пребывать в покаянии»?

   Здравствуйте, отец Олег! Что именно значит пребывать в покаянии, заниматься деланием покаяния? Покаянным трудничеством? Не могу четко для себя уяснить, а ведь если я не узнаю самого главного… Спасибо Вам большое за Ваши ответы, теперь стараюсь больше не «отчаиваться». Ваше толкование этого слова отбивает всякое желание.
 
   Если ты внимательно изучишь материалы нашего сайта, то уразумеешь все необходимое о покаянии.
   Покаяние, как делание с нашей человеческой стороны, состоит из трех основных частей: непрестанной молитвы (разумей молитву Иисусовую) + очищение помыслов (трезвение или контроль над умом и приходящими в него помыслами) + терпение находящих за эти делания искушений. Молитва неразрывно связана с плачем и памятью Божией. Вот почему ею и израбатываем покаяние свое, т. е. изменяем себя трудническим привлечением благодати и преобразующим ее действием. Пребывать – значит никогда не оставлять этого спасительного делания (триделания). Трудничеством и подвигом делание покаяния называется потому, что мы много трудимся над его возделыванием, понуждаем себя и подвигаем к необходимым деланиям, терпению и неисходному пребыванию в нем. Иногда это пребывание достигает состояния самораспятия. Чем больше человек претерпит в делании покаяния болей, скорбей и трудов, тем больше получит благодати и милостей от Бога.

О вариантах или формах Иисусовой молитвы

   Здравствуйте, дорогой батюшка Олег!
   В проповеди я слышал, что Иоанн Кронштадтский молился так: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Все дни я молился как у Вас написано в школе, но, когда вчера попробовал молиться как отец Иоанн, то почувствовал, что чего-то не хватает, особенно «Христе». Конечно, в том случае нет ни буквы «р», ни «г», ни «д». Ее легче произносить. Но так молился сам Иоанн Кронштадтский!
   1. Может, до этого он иначе молился или для его духовного совершенства этого было вполне достаточно?
   2. Каковы возможные варианты произнесения молитвы и есть ли среди них менее или более (особенно по защите от бесов) действенные, сильные в слове?
   3. Можно ли вместо слова «помилуй» в некоторых случаях употреблять слово «прости»! И можно ли так: «Господи [Иисусе Христе – 3 раза], Сыне Божий, помилуй мя»!
   Благословите меня! Мир Вам и благодать обильная от Господа да будут!
 
   Мы, ради заповеданного Богом поиска, можем пробовать различные святоотеческие делания и молитвы. Те из них, которые подойдут именно тебе и будут работать у тебя, и приносить плод, должно брать. Остальные – оставлять. Святость и авторитет отца при этом не должны иметь для нас значения. Для него эта молитва работала, а для меня – нет. Вообще-то, чем молитва короче, тем лучше. Но только не в ущерб силе ее слов и содержания. Например, самая короткая молитва «Господи помилуй» не может своей краткостью компенсировать отсутствие в ней имени Иисуса Христа Сына Божиего.
   1. Насколько я знаю и разумею, отец Иоанн сразу был вразумлен Богом молиться именно этой формой Иисусовой молитвы и никогда ее не менял. При его горячей вере и чистоте этой молитвы было более чем достаточно для достижения духовного совершенства. Все, что он имел, он имел благодаря этой молитве.
   2. Варианты или формы Иисусовой молитвы могут быть разными. Различия эти касаются или имени Господа, или просительной части.
   В отношении имени Господа есть такие варианты:
   «Господи, Иисусе Христе…»;
   «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…»;
   «Иисусе Христе…»;
   «Иисусе Христе, Сыне Божий…»;
   «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий…»;
   «Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий…»;
   «Иисусе, Сыне Божий…»;
   «Иисусе, Сыне и Слове Божий…».
   В отношении просительной части могут быть такие варианты:
   «помилуй мя»,
   «спаси мя»,
   «помилуй мя грешного»,
   «помилуй мя многогрешного»,
   «помилуй нас»,
   «будь многомилостив мне многогрешному»,
   «избави от такой-то (назвать страсть) страсти»,
   «защити от враг видимых и невидимых»,
   «защити меня от бесов»,
   «сохрани от сетей и козней бесовских»,
   «помоги в том-то (назвать конкретно)»,
   «исцели душу мою» и т. д.
   При упоминании Богородицы могут быть такие варианты:
   «Богородицею помилуй мя»,
   «молитв ради Богородицы помилуй мя»,
   «Богородицы ради помилуй мя».
   3. Употребление слова «прости» в Иисусовой молитве не возбранено, но оно нецелесообразно, ибо слово «помилуй» включает в себя и прощение грехов. Повторять само имя «Иисусе Христе» два или три раза за молитву можно, если это тебе помогает.

Что такое «молитвенная тишина»?

   Вам, отец Олег! Что такое молитвенная тишина, о которой предупреждает святитель Игнатий Брянчанинов?
   Молитвенная тишина имеет несколько уровней. Первый – когда на молитве перестают приражаться посторонние помыслы и ум полностью сосредотачивается на словах молитвы. Это тишина от помыслов.
   Именно об этой тишине писал святитель Игнатий.
   Второй – когда ум наш успокаивается от самих слов молитвы и всяких представлений так, что лишь всецело зрит имя Бога, которое растягивается на всю безпредельность Вселенной.
   Третий – когда ум наш умолкает от любой мысли вовсе и изступает из своего естества и полностью упраздняется, как бы не сущий. Тогда дух наш становится единым с Духом Божиим и все осознание, жизнь и восчуствование имеет лишь от сего Духа.
   Вообще же тишина молитвенная начинается тогда, когда человек в своей молитве выходит из обычного состояния, в котором он обыкновенным образом читает святые слова молитвы и имя Бога и воспринимает их обычным для всех людей образом. Он переходит из обычного состояния в ранее неизведанное духовное состояние. Это совершенно другой, качественно другой мир. Этот мир совершенно неизведанный для плотского человека.

Я хочу быть ближе к Богу – как мне продержаться в этом мире?

   Здравствуйте, о. Олег! МИР ВАМ! Мне нужен Ваш совет. Я верю в Бога и почему-то не просто верю, а знаю, что Он есть. Когда я Его просил о чем-нибудь, практически всегда Он помогал, и я просто удивлялся. Но это было лет 5–6 назад, а теперь, прочитав достаточно литературы, я понял, что не так все просто. Я смотрю на мир другими глазами и хочу дальше постигать истину, чтобы быть ближе к Богу. Но тут обстоятельства такие: мне 16 лет, я учусь в 11-м классе; я не знаю, как Вам сказать, но я внутренне чувствую, что мир как бы в яме сидит и люди даже не пытаются оттуда выбраться. Когда я читаю Ваше писание или других Святых Отцов, то мне становится легче, я как бы возвышаюсь и не вижу этой грязи. Но, как только я начинаю общаться с миром, я опять падаю и не знаю, что делать. У меня просто мечта: уединиться где-нибудь, изучать книги, быть ближе к Богу, но не могу этого сделать из-за возраста. Я даже хочу стать священником, но мир меня понижает морально, давит… и не знаю, как продержаться. ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙТЕ СОВЕТ!
 
   Мир тебе. Благодари Бога за Его милость к тебе и благодать.
   Твое видение и понимание окружающей действительности – это Его дар. Редко кто сейчас так видит и чувствует. Этим даром тебе должно воспользоваться во спасение. Но не спеши искать выхода в чем-то внешнем – в бегстве в пустыню и т. п. Тем более не помышляй даже о священстве. Опуская вопрос о невозможности в наше время рукоположения, замечу тебе, что священный сан сам по себе ничего не добавляет ко спасению, но много отягчает его и осложняет своей величайшей ответственностью. Ныне даже помысел о священстве есть грех. Кого надо, того Сам Господь Бог отыщет и соделает священником. Я не искал священства и не помышлял о нем. Прочитав слово святителя Иоанна Златоуста о священстве, я испугался и более не смотрел в эту сторону, занимаясь только своим внутренним человеком. Бог Сам решил и соделал меня пастырем, проповедником и священником, наделив для этого высокого служения соответствующими дарами. Общение с отступившим от Бога миром вредно и опасно, и его должно сократить всячески, но уйти из мира в крайнее уединение нельзя без особого откровения и благоволения Божиего. Отцы предупреждают, что пустыня без правильного внутреннего делания лишь растит и тучнит страсти. Демоны там люто свирепствуют и легко ввергают неопытного и незащищенного особой благодатью человека в прелесть. И выходит, что, убегая от одного вида погибели, человек попадает в другой, более страшный, ибо выход из него куда трудней. Вот почему должно всецело отдаться святоотеческому покаянию и уединиться во внутреннем своем человеке. Внутри себя надо обустроить пустыню, обнищав прежде всего на помыслы мира сего и пристрастия к нему. Тогда покаяние, само действующее в тебе благодатью, управит твое жительство и все его внешние проявления, обстоятелства и условия. В этом смысле отцами сказано, что плач (как голос и выражение истинного покаяния) делает и хранит, и всему научает. Убегай от мира внутрь себя – и он не будет на тебя так сильно давить. Убегай от него в помыслах своих, заменяя их именем Спасителя Иисуса Христа – и мир не будет влиять на тебя. Тогда не только сам продержишься, но будешь хоть малым светом для некоторых людей во мраке и тьме мира сего.

Место встречи – т. е. Иисусовую молитву – изменить нельзя…

   Здравствуйте, батюшка! Спасибо за ответ.
   У меня вопрос об Иисусовой молитве. Прочитал, что читать ее надо не менее 1000 раз в сутки. В общем, вопрос, что надо делать, чтобы спастись и попасть в жизнь вечную? Как Вы говорили, покаяние и непрестанная молитва о грехах. А если не делать такую молитву, т. е. не читать, вообще можно спастись? Если не имеешь должного рвения к деланию, не берись? И как можно читать молитву столько раз, занимаясь умственной работой? Получается, я как бы сразу неправильно делаю на выгоду бесам. Святые Отцы говорили, что кто делает не умную молитву, тот умрет страшной смертью.
   Можно ли читать меньшее количество или заменить на другие? И как быть с деланием Иисусовой молитвы, например, когда находишься в общественных местах, так как читать молитву надо ни в коем случае не про себя?
   Когда прослушал Ваши проповеди и читал материалы на эту тему, стало страшно, что ее не делаю. Ночь плохо спал.
   Пожалуйста, напишите по этому вопросу, который очень мучает.
 
   Тысяча раз в сутки – это рекомендательное число, а не обязательное. Спастись можно и без делания Иисусовой молитвы: пример – благоразумный разбойник. Но для этого все равно надо обратиться с покаянной молитвой и осуждением себя ко Христу и пострадать мучительно до смерти. Но такое спасение (мученической смертью, растворенной покаянием) есть удел немногих сильных личностей и является спасением паче чаяния. Законным спасением является покаянное изменение себя исполнением всех Христовых заповедей.
   Основным видом покаяния и исполнения всех заповедей Господа и является покаянная Иисусовая молитва. На исполнение 1000-и Иисусовых молитв со вниманием уходит примерно один час или час с небольшим. Любой человек может позволить себе уделить это время из 24-х часов в сутки, если он действительно хочет спастись. В это время надо только сосредоточенно молиться, отбрасывая все прочие помыслы. Не надо в это время заниматься умственной деятельностью.
   Во время вынужденного занятия умственной деятельностью не удастся держать Иисусовую молитву со вниманием. В это время важно не забывать о Боге и произносить молитву в паузах при первом воспоминании о Боге или спасении.
   Можно уменьшить количество и заменить молитву, но это не будет содействовать успеху и цели.
   В общественных местах или в присутствии других людей, когда нет возможности произносить молитву гласно, ее надо произносить устно (беззвучно для других) в гортани, или гортанным почувением и проговариванием. «Про себя» же означает только мысленное произношение молитвы, что по Святым Отцам очень опасно для новоначального.
   Вопрос: Как выйти из этого мира, если нет возможности покинуть его телесно?
   Ответ: Для этого должно творить Иисусовую молитву со вниманием, ибо она и есть самое неотмирное место, как соединяющая нас со Христом.
   Иисусовой молитвой мы выражаем свою любовь ко Христу Спасителю и Богу нашему. Он заповедал возлюбить Бога от всего сердца, всего помышления, от всей души и всей крепости своей. Этого мы и достигаем при упражнении Иисусовой молитвой. Призывая имя Иисуса, мы как бы памятью о Нем пробиваемся через забвение, неведение, разленение, самость и прочие безчисленные страсти наши и полки бесовские. Господь приходит к нам на встречу в имени Своем, и, наконец, происходит личная встреча плачущего о грехах грешника и милующего его Бога.
   Место встречи – т. е. Иисусовую молитву – изменить нельзя. Можно еще обрести Христа на кресте своих мучений, если только не впадешь в самооправдание и ропот, от которых хула. Но на этот крест мучений нас должен возвести Сам Господь Бог.

Не нарушает ли чтение иисусовой молитвы 1000 раз заповедь НЕ МНОГОСЛОВИТЬ?

   Здравствуйте, отец Олег. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
   1. Как согласуются слова Господа Иисуса Христа: «не говорите много молясь, так как делают фарисеи (точно не помню их название), которые хотят в многословии своем быть услышанными», с чтением Иисусовой молитвы 1000 раз? Не нарушает ли такое чтение заповедь НЕ МНОГОСЛОВИТЬ?
   2. Есть ли еще сайты священников, которые Вы могли бы порекомендовать?
   Если привести стих из Мф. 6: «7А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны», то становится очевидным, что Господь назвал многословием не повторение краткой молитвы с Его именем, а говорение лишнего, как язычники. Язычники в своих молитвах опирались не на веру и смирение, а на словесное украшательство, велеречие, пафос и высокопарность слов и словесных выражений. На это лишнее, которое говорилось от гордости сердца, самонадеянности и тщеславия, и уповали молящиеся язычники. Это была ложная форма психологической молитвы, когда Бог воспринимается как субъект психологического внушения, подобный человеку. От этого лишнего, которое оформлялось многими словами, и предупреждает верных Своих Господь Иисус Христос.

О молитве Иисусовой

Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы.


Досточтимый инок о. N!


Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы.


Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния. О молитве хорошо бы лично поговорить, так как всего не напишешь. Все же постараюсь написать кратко, как умею.


Духовная жизнь — наука из наук, или иначе — духовная философия. Конечно, не многим эта философия понятна. Вообще, почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни. Но к сожалению, останавливаются на букве, убивающей дух, а о внутренней духовной жизни даже и понятия не имеют.


Преподобный Филофей сказал: «О таких монахах, которые не знают о внутренней трезвенной духовной жизни, но проходят только внешнее подвижничество, — о таких должно молиться». А святой Иоанн Златоуст сказал, что одного умного боговедения достаточно, чтобы истребить лукавых.


Бесы искушают нас разными помыслами. Святые Отцы первую мысль назвали прилогом. Если примем эту мысль, тогда бес влагает нам греховные мысли: подозрение, зависть, злопамятство, любопрение, сварливость, лукавство, тщеславие. Глаза разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста выбрасывают неудержимо то, что есть на сердце. И Господь сказал, что от избытка сердца говорят уста.


Вот против всех таких мысленных бесовских искушений Святые Отцы изобрели молитву Иисусову, — ибо мы, грешные, без Божией помощи не можем избежать бесовских козней. Вот так говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Внимание держи в верхней части груди, ум заключай в слова молитвы, а внимание — душа молитвы. Сперва будет тяжело — сухость, леность и наплыв разных мыслей, ибо враг очень не любит молитвы и восстает разными помыслами. Но ты не смущайся, продолжай молитву, и Господь восстанет: как ради апостолов повелел престать волнам и ветру, так и в тебе прекратит все твои мысленные волнения.


Конечно, рановато тебе писать, но все же сообщу: если будешь трудиться в молитве, Господь милостив, будет давать утешение. Тогда сам узнаешь, как благ Господь. Но предостерегаю: к умилению и слезам не стремись. Если будет приготовлено в сердце место смирением, тогда Господь даст Свою благодатную милость без нашего желания и ожидания.


А чтобы в молитве был успех, старайся, насколько хватит твоих сил, стяжать свой внутренний мир. Не вмешивайся в чужие дела, не осуждай, имей смирение, ибо смирение важнее всего — без смирения никакая добродетель не может быть. Святой Лествичник удивлялся одному действию, но не объяснил его: почему мы, имея помощниками на совершение добродетели и Всесильного Бога, и Ангелов, и святых человеков, а на грех — одного беса лукавого, скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Не хотел преподобный объяснить, и вопрос остался открытым.


Но я полагаю, что сильные помощники бесу — наше падшее естество и мир со своими соблазнами.


Написал кратко, если будет какое недоумение, пиши.


Прошу святых молитв Ваших.


Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 23 апреля 1956 г.

Малый повечерие

Малый
Повечерие

Читательская служба

 


о. Лоуренса Джорданвилля. Получатель чего-то
Служба основана, прежде всего, на «Читательском типиконе» епископа Даниила (императора
старообрядческий епископ РПЦЗ) и в переводе
о. Джордж Лардас.
Все псалмы взяты из Псалтири По Семидесяти,
Copyright Спасо-Преображенский монастырь, Бруклин, Массачусетс, используется с разрешения.
Некоторые другие материалы, такие как молитвы и гимны, также защищены авторским правом HTM и используются
разрешение. Все права защищены. Эти работы не могут быть воспроизведены в дальнейшем,
кроме распечатки в единственном экземпляре для личного некоммерческого использования, без
предварительное письменное разрешение Спасо-Преображенского монастыря.

 

Старший читатель: Через
молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй
нас.

 

Читатель: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава
Тебя.

 

О Царь Небесный, Утешитель, Дух
Истины, Который везде присутствует и наполняет все
вещей, Сокровищницу благ и Подателя жизни: Приди и вселись в нас, и
очисти нас от всякой скверны и спаси души наши, Благий.

 

Святой Бог, Святой Могущественный, Святой
Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

 

Слава Отцу и
Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.

 

Пресвятая Троица, помилуй
нас. Господи, очисти наши грехи. О Владыка, прости наши беззакония. О Святой,
посети и исцели немощи наши ради имени Твоего.

 

Господи помилуй. (Трижды)

 

Слава Отцу и Сыну
и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Отец наш, сущий на небесах,
да святится имя Твое. Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и в
Небеса. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как мы
прости наших должников; и не введи нас в искушение, но избавь нас от
злой.

 

Старший читатель:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

 

Читатель: Аминь.

 

Господи помилуй. (12
раз)

 

Слава Отцу и Сыну
и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Приидите, поклонимся Богу нашему
Король.

Приди, поклонимся и падем
перед Христом, нашим Царем и Богом.

Приди, поклонимся и падем
перед Самим Христом, нашим Царем и Богом.

 

Псалом 50

 

Помилуй меня, Боже, согласно
к Твоей великой милости; и по множеству щедрот Твоих изгладь
мой проступок. Тщательно омой меня от беззакония моего и очисти меня от
грех. Ибо я знаю беззаконие мое, и грех мой всегда предо мною. Только против Тебя
согрешил ли я и сделал это зло пред Тобою, чтобы Ты оправдался в
Твои слова, и превозмогай, когда Тебя судят. Ибо вот, я был зачат в
беззакония, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты возлюбил
правда; сокровенное и тайное мудрости Твоей явил Ты
меня. окропи меня иссопом, и очищусь; Ты будешь
омой меня, и я стану белее снега. Ты заставишь меня услышать радость
и радость; кости смиренные, возрадуются. Отверни лицо Твое
от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, о
Боже, и обнови во мне дух правый. Не отвергни меня от Твоего присутствия,
и не отними от меня Твоего Святого Духа. Возврати мне радость спасения Твоего,
и управляющим Твоим Духом утверди меня. Я научу преступников Твоих
путями, и нечестивые обратятся к Тебе. Избавь меня от
пролития крови, Боже, Ты Боже спасения моего; мой язык будет радоваться
Твоя праведность. Господи, Ты откроешь уста мои, и возвестит уста мои
Твоя похвала. Ибо, если бы Ты желал жертвы, я дал ее; с
всесожжения не одобряйте. Жертва Богу – это
сломленный дух; сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит. Делать
благо, Господи, по благоволению Твоему к Сиону,
и пусть стены Иерусалима
быть построен. Тогда благоволишь к жертве праведности,
приношение и всесожжения. Тогда они принесут тельцов в жертву Твоей
алтарь.

 

Псалом 69

 

Боже, будь внимателен к помощи
меня; Господи, поспеши мне на помощь. Да постыдятся и посрамятся ищущие
после моей души. Да обратятся назад и посрамятся желающие зла
против меня. Да возвратятся тотчас со стыдом те, которые говорят мне: хорошо
сделано! Отличная работа! Да радуются и радуются о Тебе все ищущие Тебя,
Боже, и да говорят непрестанно любящие спасение Твое: Господь да будет
увеличенный. А я беден и нуждаюсь; О Боже, приди на помощь мне. Мой
помощник и избавитель мой Ты, Господи; не медлить долго.

 

Псалом 142

 

Господи, услышь молитву мою; дать ухо
к молению моему в истине Твоей; услышь меня в правде Твоей. И
не вступай в суд с рабом Твоим, ибо в глазах Твоих никто из живущих
быть оправданным. ибо враг преследовал душу мою; он смирил мою жизнь
вниз к земле. Он посадил меня во тьму, как те, что давно
умер, и дух мой во мне уныл; внутри меня мое сердце
беспокойный. Я вспомнил дни старые, я размышлял о всех делах Твоих, я размышлял о
творения рук Твоих. я простирал к Тебе руки мои; моя душа
жаждет Тебя, как безводная земля. Услышь меня скорее, Господи; мой дух
потерял сознание. Не отвращай лица Твоего от меня, чтобы мне не быть подобным им
которые спускаются в яму. Дай мне услышать Твою милость утром; для в
На тебя я возлагаю надежду. Дай мне знать, Господи, путь, которым я должен
ходить; ибо к Тебе вознес я душу мою. Избавь меня от врагов моих, о
Господин; к Тебе прибежал я в поисках убежища. Научи меня исполнять Твою волю, ибо Ты
о Господи. Твой добрый Дух поведет меня в землю праведности; для Твоего
имени ради, Господи, оживи меня. По правде Твоей будешь
изведи душу мою от скорби и по милости Твоей совершенно истребишь
мои враги. И истребишь всех, угнетающих душу мою, ибо я
Твой слуга.

 

Славословие

 

Слава Богу в вышних, и на
земля, мир и благоволение среди людей. Мы славим Тебя, мы благословляем Тебя, мы поклоняемся
Тебя, славим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою. О, лорд,
небесный Царь, Бог Отец Всемогущий; Господи, Единородный Сын, Иисус
Христос; и о Святой Дух. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, что
снимает грех мира; помилуй нас; Ты, который берет на себя грехи
мира, прими нашу молитву; Ты, сидящий одесную
Отец, помилуй нас. Ибо Ты один свят; Ты только Господь, о
Иисуса Христа, во славу Бога Отца. Аминь.

Каждую ночь я буду благословлять Тебя и
Я буду славить Имя Твое во веки веков, да, во веки веков.

Господь, ты был нашим прибежищем в
поколение и поколение. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо
Я согрешил против Тебя. Господи, к Тебе я прибежал, научи меня
исполнить волю Твою, ибо Ты мой Бог. Ибо в Тебе источник жизни, в
Твой свет мы увидим свет. О продолжай милость Твою к знающим Тебя.

Соблаговоли, Господи, сохранить нам это
ночь без греха. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших и
восхвалено и прославлено имя Твое во веки. Аминь.

Да пребудет с нами милость Твоя, Господи,
как мы на Тебя надеялись. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня
уставов Твоих. Благословен Ты, Святый, просвети меня уставами Твоими.

Господи, вовек милость Твоя;
не пренебрегай делами рук Твоих. Тебе подобает хвала, Тебе подобает
песнь, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому
Дух, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Символ Веры

 

Верую во Единого Бога Отца
Вседержитель, Творец неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от
Отец прежде всех веков; Свет Света, истинный Бог истинного Бога; рожденный, не
сделанный; одной сущности с Отцом, Которым все сотворено; Кто для нас
человеков и для нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от
Святого Духа и Девы Марии, и стал человеком; И был распят за нас под
Понтий Пилат, и пострадал, и был погребен; И воскрес на третий день
по Писанию; И вознесся на небеса, и воссел на
правая рука Отца; И снова придет со славою, чтобы судить обоих
живые и мертвые; Чьему царству не будет конца. И в Святом Духе,
Господь, Податель жизни; Который исходит от Отца; Кто с
Отец и Сын вместе почитаются и прославляются; Кто говорил по
пророки. В Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Я исповедую одно крещение
для отпущения грехов. Жду воскресения мертвых, И
жизнь будущего века. Аминь.

 

В этот момент канон
читай, будучи для Богородицы, из Октоиха или из Минеи. И
после канона стихиры с вечерни, или с похвалы утрени, если
быть назначенным для святого.
Также акафист может
петь в этот момент вместо канона, или можно просто продолжить
службу, не совершая ни канона, ни акафиста.

 

Тогда:

 

Воистину достойно благословить тебя,
Богородица, присноблаженная и пренепорочная, и Матерь Бога нашего. Более
славнее херувимов и без сравнения славнее
Серафима, непорочно родившего Бога Слова, самого
Богородица, Тебя величаем.

 

Святый Боже, Святый Могучий, Святый
Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

 

Слава Отцу и
Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.

 

Пресвятая Троица, помилуй
нас. Господи, очисти наши грехи. О Владыка, прости наши беззакония. О Святой,
посети и исцели немощи наши ради имени Твоего.

 

Господи помилуй. (Трижды)

 

Слава Отцу и
Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.

 

Отец наш, сущий на небесах,
да святится имя Твое. Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и в
Небеса. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как мы
прости наших должников. И не введи нас в искушение, но избавь нас от
злой.

 

Старший читатель: О Господь,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

 

Читатель: Аминь.

 

Если храм посвящен Господу или Богородице,
сначала произносится тропарь храма, затем тропарь дня (см.
ниже), затем «Боже отцов наших…» и т. д. Если храм посвящен святому,
сначала произносится тропарь дня, затем тропарь храма, затем
«
Боже отцов наших…» ,
и т.д. См. вопрос о покровителях,
если вы не уверены, какой тропарь использовать здесь. При необходимости вы можете просто опустить
тропарь для храма, а пользуйтесь только тропарями, данными здесь.

 

В воскресенье вечером:

Верховные Главнокомандующие Небесного
Хозяева, мы, недостойные, умоляем вас мольбами вашими окружить
нас приютом крыльев Твоей невещественной славы, и сохрани нас, кто
падать пред тобою и пламенно восклицать: избавь нас от опасностей, яко ты
Маршалы Воинств на высоте.

 

В понедельник вечером:

Память праведников
славится хвалебными гимнами, но Господнего свидетельства достаточно, чтобы
тебя, о Предтеча; ибо ты оказался даже более почтенным, чем
пророков с тех пор, как тебе было дано крестить в проточных водах Того, Кого они
провозгласил. Посему, споря за истину, ты радовался
возвестить благую весть даже тем, кто в Аиде; что Бог явился в
плоть, берущая на себя грех мира и дарующая нам великую милость.

 

Во вторник вечером:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови
Твое наследство; даруй православным христианам победу над врагами;
и силою Креста Твоего сохрани Твое общество.

 

В среду вечером:

милостивый Боже, да дарует душам нашим прощение
правонарушений.

 

И святителю Николаю, четвертый тон:

Истина вещей явлена
тебя стаду твоему как правило веры, икона кротости и учитель
умеренность; посему достиг высот смирением, богатства –
бедность. Отче и святителю Николае, моли Христа Бога, чтобы наш
души спасутся.

 

В четверг вечером:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови
Твое наследство; даруй православным христианам победу над врагами;
и силою Креста Твоего сохрани Твое общество.

 

Затем, в ночь с воскресенья на
Вечер четверга (для простого служения):

О Боже отцов наших, Кто когда-либо имел дело
с нами по милости Твоей, не лиши нас милости Твоей, но
через их заступничество направь нашу жизнь в мир.

 

Украшенный кровью мучеников Твоих
по всему миру, как в порфире и виссоне, Твоя Церковь, чрез
их, взывает к Тебе, Христе Боже: ниспошли милости Твои на
люди; даруй общине Твоей и душам нашим великие
милосердие.

 

Слава Отцу и
Сын, и Святому Духу.

 

Со святыми покойся, о
Христе, к душам рабов Твоих, где нет ни болезни, ни
печаль, ни воздыхание, но жизнь вечная.

 

И ныне, и присно, и во веки веков
века веков. Аминь.

 

По ходатайствам, Господи,
все святые и Богородица, даруй нам мир Твой и помилуй нас, яко
Ты один сострадателен.

 

В пятницу вечером:

О апостолы, мученики и пророки!
Достопочтенные и Праведники; вы, которые совершили доброе дело и сохранили
Вера, имеющая дерзновение перед Спасителем; О Добрые, заступитесь за нас,
мы молимся, чтобы наши души были спасены.

 

Слава Отцу и
Сын, и Святому Духу.

 

Со святыми покойся, о
Христе, к душам рабов Твоих, где нет ни болезни, ни
печаль, ни воздыхание, но жизнь вечная.

 

И ныне, и присно, и во веки веков
века веков. Аминь.

 

Тебе, о Господь, Плантатор
творения, мир приносит мучеников-богоносцев как начатки
природа. Их заступничеством сохрани Твою Церковь, Твое общество, в
глубочайший мир, через Богородицу, Многомилостивая.

 

Тропарь покровителю храма по субботам не читается. На
Суббота на повечерие, тропарь и кондак Воскресения в
возникающий тон читается.

 

ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗВЕСТНО: что с воскресенья мытаря и
фарисея, а во время всего Великого поста, во все субботы на повечерии
Кондак Воскресения не читается, а тот, что из
Триоди (кроме пятой недели Великого поста), а также во время Святой Пятидесятницы
сезона во все дни читается Кондак от Пятидесятницы, до
Воскресенье Всех Святых. Если случится в воскресенье праздник Господень, то только
Читается кондак праздника. А если будет праздник Богородицы, или
один из святых, у которых есть Полиелей, или великое славословие, Кондак
Читается Воскресение, но праздник происходящего или святой опускается.

 

Читатель: Господи, помилуй. (сорок раз)

 

Ты, Кто всегда и во всякое время
час, на небе и на земле искусство поклоняемое и прославляемое, Христе Боже, Который
искусство долготерпеливый, многомилостивый, сострадательный, любящий
праведный и милующий грешников, призывающий всех ко спасению чрез
обещание будущих благ: Прими, Господи, молитвы наши в час сей и
направь нашу жизнь к заповедям Твоим. Освяти наши души, сделай целомудренными наши
тела, исправь наши мысли, очисти наши намерения и избавь нас от всякого
печаль, зло и боль. Окружи нас святыми ангелами Твоими, охраняемыми и
руководствуясь их набором, мы можем достичь единства веры и
познание Твоей неприступной славы; ибо благословен Ты во веки
возраст. Аминь.

 

Господи помилуй. (Трижды)

 

Слава Отцу и
Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.

 

Честнее Херувимов,
и несравненно славнее Серафимов; кто без коррупции
Бога Слова родила, Самую Богородицу, Тя величаем.

Старший читатель: Молитвами святых отцов наших, Господи
Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Читатель: Аминь.

 

В воскресные вечера Великого поста совершается молитва св.
Здесь говорится о Ефреме.

 

Просьбная молитва
Пресвятой Богородице

 

О непорочная, незапятнанная,
непорочная, пречистая, целомудренная Дева, Ты, Невеста Божия и Владычица,
кто соединил Слово Божье с человечеством через свое славное рождение
дающий, и связал отступническую природу нашего рода с небесной; кто
искусство единственная надежда отчаявшихся и помощник борющихся,
всегда готовая защита для тех, кто спешит к тебе, и прибежище всех
Христиане: Не уклоняйся от отвращения ко мне, грешному, оскверненному,
оскверненные мысли, слова и дела сделали меня совершенно бесполезным, и
из-за лености ума сделались рабами удовольствий жизни. Но
яко Матерь Божия Человеколюбца, яви человеколюбие Твое и
милостиво помилуй меня, грешного и блудного, и прими мое
моление, которое возносится к тебе из моих нечистых уст; и использование
от твоей материнской смелости, умоли своего Сына и нашего Учителя и Господа, чтобы Он мог
благоволи открыть мне недра Своей милости и милости к
человечеству, и, пренебрегая моими бесчисленными прегрешениями, вернет меня к
покаяние и покажи мне быть испытанным исполнителем Его заповедей. И будь ты когда-нибудь
предстань передо мной милостивым, сострадательным и благожелательным; в настоящей жизни
будь усердным заступником и помощником, отражающим нападки супостатов
и ведя меня ко спасению, и во время моего отъезда заботясь о моем
несчастную душу и отгоняя от нее темные лики злых
демоны; наконец, в страшный судный день, избавляющий меня от мучений
вечного и показывая мне, что я наследник невыразимой славы Сына Твоего и нашего
Бог; всего того да достигну, Владычица моя, Пресвятая Богородица, во
благодаря твоему заступничеству и защите, через благодать и любовь к
человечество Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
Кому принадлежит вся слава, честь и поклонение вместе с Его безначальным
Отца, и Его Пресвятого и Благого и Животворящего Духа, ныне и присно, и
во веки веков. Аминь.

 

Молитва Господу нашему Иисусу
Христос, монахом Антиохом

 

И даруй нам, Владыка, в
грядущий сон, покой для тела и души, и сохрани нас от хмурого сна
греха и всякой темной и ночной чувственности. Сдерживать импульсы
страсти, угаси раскаленные стрелы лукавого, коварно метаемые
против нас, утолит бунты плоти нашей и всякого земного и плотского
тонкость наша убаюкивает. И даруй нам, Боже, зоркий ум,
целомудренная мысль, трезвое сердце, сон нежный и свободный от всякого сатанинского
иллюзия. Подними нас во время молитвы твердо укоренившимися в Твоих заповедях и
храня в нас память о судах Твоих. Всю ночь даруй нам славословие, да воспоем, и благословим, и прославим
Честнейшее и величественное имя Твое: Отца, и Сына, и
Святый Дух, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Преславная, Приснодево, Матерь Христова
Боже, представи нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет через Тебя
наши души.

 

Надежда моя — Отец, прибежище мое — Сын,
Покровительство мое есть Дух Святой: Святая Троица, слава Тебе.

 

Хор: Слава Отцу, и Сыну, и
Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Господи, помилуй. (Трижды)

 

Господи, благослови.

 

Старший
Читатель (лицом на восток, а не лицом к людям):
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ибо
ради молитв Пречистой Твоей Матери, святой и богоносной нашей
отцы и все святые, помилуй нас и спаси нас, ибо Ты благ
и Человеколюбец.

Хор:
Аминь.

Старший читатель: Комм.
прости, прости, Боже, наши обиды, и вольные и невольные, делом
и слово, в знании и неведении, днем ​​и ночью, в уме и мысли;
прости нам всё, ибо Ты Благ и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Старший читатель: О Господь, Любящий
человечества, прости тех, кто ненавидит и обижает нас. Делай добро тем, кто делает добро. Даруй нашим братьям и родным их спасение
прошения и жизнь вечная; посещай немощных и даруй им исцеление. Направляйте тех, кто в море. Путешествуйте с теми, кто путешествует. Помогите православным христианам бороться. Служащим и добрым к нам даруй
отпущения грехов. На них, у которых
повелел нам, недостойным, молиться о них, помилуй по великой Твоей
милосердие. Помяни, Господи, отцов наших и
братья ушли раньше нас, и даруй им покой там, где свет Твой
лицо посетит их. Помните,
Господи, братьев наших в плену, и избавь их от всякой напасти. Помяни, Господи, приносящих плод и
твори добрые дела в святых Твоих церквах и исполняй их спасительные прошения и
жизнь вечная. Помяни и нас, Господи,
Низких и грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети умы наши с
свет знания Твоего и направь нас на путь заповедей Твоих; через
предстательства Пречистой Владычицы нашей, Богородицы и Приснодевы Марии,
и всех святых Твоих, ибо благословен Ты во веки веков. Аминь.

Хор: Господи, есть
милосердие. (Трижды)

Молитвы перед сном | Православная Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских

МОЛИТВЫ ПЕРЕД СОНОМ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери и святых и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Везде сущий и все исполняющий, Сокровище благих даров и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благий, души наши. .

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, смой наши грехи. О Учитель, прости наши прегрешения. Святый, посети и исцели немощи наши, ради имени Твоего.

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отец наш, Сущий на небесах, да святится Имя Твое. Да придет Царствие Твое. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе. Дай нам на сей день хлеб наш насущный. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение; но избавь нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О, давай поклонимся Богу, нашему Царю.
Приидите поклонимся и припадем пред Христом, нашим Царем и Богом.
Приидите поклонимся и припадем пред Самим Христом, Царем и Богом нашим.

Тропари.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Ибо в недоумении мы, грешные, возносим к Тебе, Владыке нашему, моление сие: помилуй нас.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Господи, помилуй нас, ибо наше упование на Тебя. Не сердись на нас сильно, грехов наших не вспоминай; но и теперь призри на нас с Твоим нежным состраданием и избавь нас от врагов наших. Ибо Ты наш Бог, и мы Твой народ; мы все произведение Рук Твоих, и мы призываем Имя Твое.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отвори двери милосердия Твоего, Пресвятая Богородица, да не погибнем нам, возлагающим на Тебя надежду. Через тебя да избавимся мы от напастей, ибо ты спасение христианских людей.

Господи, помилуй. (12 раз)

Затем следующие молитвы по порядку, со вниманием и умилением.

Молитва преподобного Макария Великого
к Богу Отцу

О Вечный Боже и Царь всего творения, даровавший мне прийти в этот час, прости мне грехи, которые я совершил сегодня помыслом, словом и делом и очисти, Господи, смиренную душу мою от всякой скверны плоти и духа. И даруй мне, Господи, провести в мире сон этой ночи, дабы, когда я встану с постели моей, я мог угодить пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и победить мою плоть и бесплотных врагов, воюющих со мною. И избавь меня, Господи, от мыслей суетных и легкомысленных, и от злых желаний, оскверняющих меня. Ибо Твое есть Царство, сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Антиохии
Господу нашему Иисусу Христу

О Всеправитель, Слово Отца, Иисусе Христе, Совершенный, никогда по великой милости Твоей не оставляй меня, но всегда пребывай во мне, рабе Твоей. Иисусе, Добрый Пастырь овец Твоих, не предай меня восстанию змия и не оставь меня на волю сатаны, ибо семя тления во мне. Господи, обожаемый Боже, Святый Царь, Иисусе Христе, храни меня уснувшим светом немеркнущим, Твоего Святого Духа, которым Ты освятил Своих учеников. Господи, даруй мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложе моем. Просвети ум мой светом понимания Твоего Святого Евангелия. Просвети душу мою любовью Креста Твоего. Просвети мое сердце чистотой Твоего Слова. Просвети мое тело Твоей бесстрастной Страстью. Содержи мои мысли в Твоем смирении. И побуди меня во время прославить Тебя, ибо Ты прославлен превыше, с Твоим вечным Отцом и Твоим Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва преподобного Ефрема Сирина
Пресвятому Духу

Господи, Царю Небесный, Утешитель, Дух Истины, помилуй и помилуй грешного раба Твоего и прости мое недостоинство, и прости мне все грехи, которые я по-человечески совершил сегодня, и не только по-человечески, но и хуже зверя, — грехи мои вольные, ведомые и неведомые, от юности моей и от злых внушений, и от наглости моей, и от скуки. Если я именем Твоим клялся, или хулил в мыслях, кого порицал, или укорял, или в гневе моем кого-нибудь умалял, или клеветал, или кого-то огорчал, или если я на что-нибудь рассердился, или сказал неправду, если я спал напрасно, или если ко мне пришел нищий, а я презирал или пренебрегал им, или если я беспокоил моего брата, или ссорился с ним, или если я осуждал кого-либо, или хвастался, или возгордился, или вышел из себя с кем-либо, или если, стоя в молитве, ум мой отвлекся на прелесть мира сего, или если бы я имел развратные мысли, или объелся, или напился, или смеялся легкомысленно, или мыслил злое, или видел чье-то влечение и ранила от него в сердце своем, или говорила неприличные вещи, или смеялась над грехом брата, когда моих собственных грехов не счесть, или пренебрегала молитвой, или делала какую-нибудь другую обиду, которой не помню, — ибо Я сделал все это и многое другое — помилуй, мой Господь и Творец, на мне, убогом и недостойном рабе Твоем, и разреши, и прости, и избавь меня по Твоей благости и человеколюбию, чтобы я, похотливый, грешный и несчастный, мог лечь и уснуть и упокоиться с миром. И поклонюсь, восхвалю и прославлю пречестное Имя Твое, со Отцем и Единородным Сыном Его, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

Господи, Боже наш, по Твоей благости и человеколюбию прости мне все грехи, которые я совершил сегодня словом, делом или мыслью. Даруй мне мирный и безмятежный сон. Пошли Ангела-Хранителя Твоего охранять и защищать меня от всякого зла. Яко Ты хранитель душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

Господи Боже наш, в Которого веруем и Имя Которого превыше всякого имени призываем, даруй нам готовящее ко сну расслабление души и тела и сохрани нас от всяких искушений и темных наслаждений. Останови порыв страстей и угаси жжение телесных напряжений. Даруй нам жить целомудренно в словах и делах, чтобы мы могли жить жизнью героической добродетели и не отпасть от обещанных Твоих благословений. Ибо Ты благословен навеки. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоуста
(Просительные молитвы, соответствующие 24 часам дня.)
День

Господи, не лиши мя Твоих небесных радостей. Господи, избавь меня от вечных мук. Господи, если я согрешил умом или мыслью, словом или делом, прости меня. Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и каменного бесчувствия. Господи, избавь меня от всякого искушения. Господи, просвети сердце мое, омраченное злыми желаниями. Господи, я, как человек, согрешил, но Ты, Боже щедрый, помилуй меня, зная болезнь души моей. Господи, пошли мне на помощь благодать Твою, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, запиши меня, раба Твоего, в книгу жизни и даруй мне конец добрый. Господи Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго в Твоих очах, но даруй мне по Твоей благодати хорошее начало. Господи, окропи мое сердце росою благодати Твоей. Господи неба и земли помяни меня, грешного раба Твоего, срамного и нечистого, в Царствии Твоем. Аминь.

Ночь

Господи, прими меня в покаянии. Господи, не оставляй меня. Господи, не введи меня в искушение. Господи, даруй мне добрые мысли. Господи, даруй мне слезы и память о смерти и умилении. Господи, даруй мне мысль покаяться в своих грехах. Господи, даруй мне смирение, целомудрие и послушание. Господи, даруй мне терпение, мужество и кротость. Господи, посади во мне корень всех благ, страх пред Тобою в сердце моем. Господи, дай мне любить Тебя всем разумом и душой и всегда исполнять волю Твою. Господи, защити меня от некоторых людей, и бесов, и страстей, и от всякого другого вредного. Господи, Ты знаешь, что действуешь, как хочешь; да будет воля Твоя и во мне грешном, ибо благословен Ты вовеки. Аминь.

Молитва
Господь наш Иисус Христос

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Пречестнейшей Матери Твоей, бесплотных Ангелов Твоих, Твоего Пророка и Предтечи и Крестителя, всех боговдохновенных Апостолов , лучезарные и победоносные мученики, святые и богоносные отцы, и молитвами всех святых избавь меня от притесняющего присутствия диавола. Господи мой и Творец, не желающий смерти грешнику, но чтобы он обратился и жил, даруй и мне, окаянному и недостойному, обращение, исторгни меня из пасти змия губительного, жаждущего пожрать меня и затащите меня в ад живым. Господи мой, Утешитель мой, облекшийся в тленную плоть ради моего убогого, избавь меня от беды и даруй утешение убогой душе моей. Вложи в сердце мое исполнить заповеди Твои, и оставить злые дела мои, и получить радости Твои. Спаси меня, ибо я надеюсь на Тебя, Господи. Аминь.

Молитва Покровская
Пресвятой Богородице

Благая Мати благого Царя, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, излей милость Сына Твоего и Бога нашего на страстную душу мою и Твоими молитвами направь меня на добрые дела, чтобы остаток жизни моей прожить непорочно и рай обрести чрез Тебя, Дево, Богородица, Единая чистая и благословенная.

Покровская молитва
святому Ангелу-Хранителю

Ангеле Христов, святой мой Хранитель и Защитник души и тела моего, прости мне все грехи мои нынешние. Избавь меня от всех козней вражьих, да никаким грехом не прогневлю Бога моего. Умоли меня, грешного и недостойного раба, представить меня достойным благости и милости Пресвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

(Здесь произносится молитва своему святому покровителю.)

Царица Сонма Небесного, Защитница душ наших, мы, рабы Твои, возносим Тебе песни победы и благодарения, ибо Ты, Богородица, избавила нас от опасностей. Но яко имеешь еси непобедимую силу, избавь нас от всяких столкновений, да вопием ти: Радуйся, невенчанная Невесто.

Преславная, Приснодево, блаженная, Матерь Христа Бога нашего, представи молитву нашу Сыну Твоему и Богу нашему, и моли, да спасет Он чрез Тебя души наши.

Всю надежду возлагаю на Тебя, Богородица. Храни меня под своей защитой. Дево Богородица, не презри меня, грешного, нуждающегося в Твоей помощи и защите, и помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя.

Молитва

(Не имея возможности просить прощения у каждого человека. )

О Боже, отпусти, отпусти и прости наши вольные и невольные грехи, словом и делом, известные и неизвестные, днем ​​и ночью, в уме и мысли; прости нас всех, в Твоей благости и человеколюбии.

Заступническая молитва

Господи, Человеколюбец, прости ненавидящих и обижающих нас. Делай добро тем, кто делает добро. Даруй нашим братьям и родственникам их спасительные прошения и вечную жизнь. Посещайте больных и даруйте им исцеление. Направляйте тех, кто в море. Путешествуйте с путешественниками. Бороться вместе с православными. Служащим и добрым к нам даруй отпущение грехов. Поручивших нам, недостойным, молиться о них, помилуй по великой милости Твоей. Помяни, Господи, отцов и братьев наших, усопших, и даруй им покой там, где сияет свет лица Твоего. Помяни, Господи, плодоносящих и благотворящих во святых Твоих храмах, и даруй им спасительные прошения и жизнь вечную. Помяни и нас, Господи, смиренных, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети ум наш светом познания о Тебе, и настави нас на путь заповедей Твоих, молитвами непорочной Владычицы нашей, Богородицы и Приснодево Мария, и всех святых Твоих, яко Ты благословенна во веки веков. Аминь.

Ежедневная Исповедь Грехов

Исповедаю Тебе, Господи мой, Бог и Творец, Единому прославляемому и почитаемому во Святой Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил все дни моей жизни, в каждый час, в настоящем и в прошлом, день и ночь, в мыслях, словах и делах; чревоугодием, пьянством, тайным поеданием, празднословием, унынием, леностью, противоречием, небрежением, агрессивностью, себялюбием, накопительством, воровством, ложью, нечестностью, любопытством, ревностью, завистью, гневом, обидчивостью и памятью обид, ненавистью, корыстолюбием; и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием; и все прочие грехи, душевные и телесные, которыми я прогневал Тебя, Бога и Творца моего, и причинил несправедливость ближним моим. Скорбя об этом, но решив покаяться, я виновен пред Тобою, Боже мой. Только помоги мне, Господи и Боже мой, со слезами смиренно молю Тебя. Прости прежние грехи мои по милости Твоей и от всего, в чем я исповедался пред Тобою, разреши мне, ибо Ты Благ и Человеколюбец. Аминь.

Молитва св. Иоанна Дамаскина.
(Сказать, указывая на ложе.)

О Господи, Человеколюбец, это ложе должно быть моим гробом, или Ты просветишь мою несчастную душу другим днем? Здесь гроб лежит передо мной, и здесь смерть стоит передо мной. Боюсь, Господи, суда Твоего и мучений бесконечных, но не перестаю делать зло. Господи Боже мой, непрестанно гневаю Тебя, и Твою непорочную Матерь, и все Небесные Силы, и святого Ангела-Хранителя моего. Знаю, Господи, что я недостоин любви Твоей, но достоин осуждения и всякой муки. Но, хочу я того или не хочу, спаси меня, Господи. Ибо спасти доброго человека невеликое дело, а помиловать чистых нет ничего чудесного, ибо они достойны Твоей милости. Но яви ко мне, грешному, чудо милости Твоей. В сем яви Твою любовь к людям, да не возобладает злоба моя над Твоей невыразимой благостью и милосердием. И устрой мою жизнь, как Ты желаешь.

(Как сон образ смерти, Ночью об усопших молимся. )

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, где нет ни боли, ни печали, ни воздыхания , но жизнь вечная.

(Собираясь лечь в постель, скажи:)

Просвети очи мои, Христе Боже, да не усну я смертью, и да не скажет враг мой: я победил его.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Будь Защитником моей души, Боже, ибо я переступаю через многие сети. Избавь меня от них и спаси меня, Благой, человеколюбием Твоим.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Не будем молча воспевать преславную Богородицу, святейшую из святых Ангелов, но исповедуем ее сердцем и устами Богородицею, ибо Она воистину родила за нас Бога воплотившегося и непрестанно молится о душах наших. Аминь.

Поцелуйте свой крест и сделайте крестное знамение с головы до ног кровати и с двух сторон, а затем скажите:

Молитва Честному Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его; и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и пусть исчезают; и как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и крестным знамением знаменующихся и в радости говорящих: радуйся, Честнейший и Животворящий Крест Господень. , ибо Ты прогоняешь бесов силою распятого на тебе Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего во ад и поправшего силу диавольскую, и давшего нам Тебя, Честный Свой Крест, для прогнания всех врагов. Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помоги мне со святой Владычицей нашей, Девою Богородицей, и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

(Прежде чем лечь в постель сказать:)

Сохрани меня, Господи, силою Креста Твоего Святого и Животворящего, и сохрани меня от всякого зла.

(Прежде чем отдаться сну, сказать:)

В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух и тело мое; благослови меня, спаси меня и даруй мне вечную жизнь. Аминь.

Перед тем, как лечь спать (или, если хотите, перед началом молитвы) пройдите в уме и памяти все пункты, предложенные ниже.

1. Поблагодарите Всемогущего Бога за то, что Он даровал вам в течение минувшего дня по Своей милости Свои дары жизни и здоровья.

2. Исследуйте свою совесть, просматривая каждый час дня, начиная с того времени, как вы встали с постели, и вспомните: куда вы ходили, как действовали и реагировали на всех людей и других существ, и что вы говорил о. Вспоминай и обдумывай со всем вниманием свои мысли, слова и дела с утра до вечера.

3. Если сделал что доброе, то не себе приписывай, а Богу, дающему нам все блага, и благодари Его. Молитесь, чтобы Он утвердил вас в этом добре и дал вам возможность совершать другие добрые дела.

4. Но если ты сделал что-нибудь дурное, то сознайся, что это от тебя самого и твоей собственной слабости, от дурных привычек или слабоволия. Покайся и молись Человеколюбцу, чтобы Он простил тебя, и твердо обещай Ему никогда больше не делать этого зла.

5. Со слезами умоляй своего Творца даровать тебе тихую, безмятежную, чистую и безгрешную ночь и дать тебе возможность в грядущий день всецело посвятить себя славе Его святого Имени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы