Грехи человека смертные: Семь смертных грехов Библия, 7 грехов, 7 смертных грехов

Разное

Содержание

Смертный грех: что такое и отличие от обычного греха

5 ступеней веры

  • Раздел «Грех. О грехах»
  • Смерт­ные грехи
  • 8 смерт­ных грехов и борьба с ними свящ. П. Гуме­ров
  • Смерт­ные грехи в Свя­щен­ном Писа­нии И.Я. Гриц
  • О смерт­ных и обы­ден­ных грехах. Свт. Феофан Затвор­ник
  • Смерт­ный грех свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Про­сти­тель­ных грехов нельзя нам забы­вать, а только смерт­ных не вспо­ми­нать преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин
  • Грехи святых не настолько тяжки, чтобы отни­мали у них имя свя­то­сти преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин
  • Учение Пра­во­слав­ной Церкви о грехе. Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние
  • О смерт­ных и обы­ден­ных грехах свт. Тихон Задон­ский
  • Пере­чень смерт­ных грехов
  • О про­сти­тель­ном и смерт­ном грехе Фома Аквин­ский

Грех сме́ртный – грех, чрез­вы­чайно пагубно отра­жа­ю­щийся на духовно-нрав­ствен­ном состо­я­нии чело­века, пре­пят­ству­ю­щий реа­ли­за­ции замысла Божия о чело­веке как о потен­ци­аль­ном наслед­нике Цар­ства Славы.
Согласно иному бого­слов­ском опре­де­ле­нию, смерт­ный грех есть хула на Духа Свя­того, поскольку из Еван­ге­лия мы знаем, что Сын Божий при­зна­вал такой грехом непро­ща­е­мым: «Всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему, если же кто скажет на Духа Свя­того, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» (Мф.12:31). Такой грех отде­ляет чело­века от Самой Жизни, и это делает его смерт­ным.

Какие грехи отно­сятся к смерт­ным?

  • В перечне основ­ных смерт­ных грехов обычно назы­ва­ется семь: гор­дость, любо­с­тя­жа­ние (коры­сто­лю­бие, алч­ность), блуд, зависть, чре­во­уго­жде­ние (обжор­ство), зло­па­мят­ство (зако­ре­не­лый гнев) и бес­печ­ность. Однако, встре­ча­ются и другие перечни.
  • Часто под смерт­ными гре­хами пони­мают восемь глав­ных стра­стей.
  • Исходя из сви­де­тель­ства Еван­ге­лия, что «всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему; если же кто скажет на Духа Свя­таго, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» (Мф. 12:30-31), тол­ку­е­мого в свете Пре­да­ния Церкви, пони­маем, что наи­бо­лее пагуб­ным для чело­века явля­ется упор­ное про­тив­ле­ние Богу, отвер­же­ние бла­го­дати Свя­того Духа. В прин­ципе, пере­чис­лен­ные выше виды смерт­ных грехов могут спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию в чело­веке такого про­ти­во­есте­ствен­ного упор­ства.
  • В аске­ти­че­ской лите­ра­туре можно встре­тить и такое настав­ле­ние: смерт­ный грех – нерас­ка­ян­ный грех.
  • Нередко назы­вают смерт­ным грехом любой грех, кото­рый пора­бо­тил волю чело­века (В послед­нем смысле пере­чень смерт­ных грехов очень велик, исходя из склон­но­сти кон­крет­ного чело­века к тому или иному греху).

Что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, совер­ша­ю­щим смерт­ный грех?

Совер­ше­ние смерт­ного греха – ещё не повод счи­тать, что в силу самого факта его совер­ше­ния чело­век неиз­бежно ока­жется в аду. Грехи, пере­чис­лен­ные в перечне смерт­ных (см. выше), отпус­ка­ются в Таин­стве Пока­я­ния (как и другие грехи).
Вра­че­ва­ние гре­хов­ных стра­стей, соот­вет­ству­ю­щих этим грехам, под­ра­зу­ме­вает ком­плекс оздо­ро­ви­тель­ных мер, в том числе аске­ти­че­ское дела­ние. Другое дело, что смерт­ный грех, ввиду его тяж­ко­сти, крайне пагубно влияет на чело­века, создает серьез­ное пре­пят­ствие на пути его вос­хож­де­ния к Богу, и послед­ствия от совер­ше­ния смерт­ных грехов могут быть самыми серьез­ными; как гово­рит апо­стол: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отда­ете себя в рабы для послу­ша­ния, того вы и рабы, кому пови­ну­е­тесь, или греха к смерти, или послу­ша­ния к пра­вед­но­сти?» (Рим.6:16).

По каким еще при­зна­кам можно опре­де­лить, что мы совер­шаем смерт­ный грех?

Одним из при­зна­ков нахож­де­ния чело­века в смерт­ном грехе явля­ется потеря рев­но­сти к испол­не­нию запо­ве­дей Божиих. Когда мы нахо­димся в таком состо­я­нии, нам трудно обра­щаться к Богу в молит­вах с искрен­но­стью и бла­го­че­сти­вым дерз­но­ве­нием Его детей.

Откуда берет начало раз­де­ле­ние грехов на смерт­ные и несмерт­ные?

Хотя всякий грех явля­ется без­за­ко­нием (1Ин. 3:4), осно­ва­ние для раз­ли­че­ния смерт­ных (тяжких) и несмерт­ных (менее тяжких) грехов дает Свя­щен­ное Писа­ние (1Ин.5:16-17). Это раз­ли­че­ние поз­во­ляет согла­со­вать слова апо­стола Иоанна о том, что рож­ден­ные от Бога не грешат (1Ин.3:9), с тем, что грешат все люди, живу­щие созна­тель­ной земной жизнью (1Ин.1:8; ср. Иак.3:2). Как заме­чает свт. Феофан Затвор­ник, знать это «не бес­по­лезно для нрав­ствен­ного внут­рен­него порядка, для изощ­ре­ния нрав­ствен­ного чув­ства, осо­бенно для избе­жа­ния смя­те­ний сове­сти или увра­че­ва­ния этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согре­шил. Такого реши­тель­ное, мирное, чис­лен­ное опре­де­ле­ние тяже­сти грехов очень вра­зу­мит. Но и для бес­печ­ного это может быть спа­си­тельно, чтобы потря­сти и устра­шить, если по само­заб­ве­нию слиш­ком лег­ко­мыс­ленно думает о своем грехе и пороч­ном пове­де­нии».

Что делать, если совер­шил смерт­ный грех?

Согласно Пра­во­слав­ному Испо­ве­да­нию, «сей грех очи­ща­ется пока­я­нием, по мило­сер­дию Божию, чрез Иисуса Христа Гос­пода нашего, когда Свя­щен­ник раз­ре­шает каю­ще­гося от грехов во время испо­веди».

В какой вза­и­мо­связи нахо­дятся смерт­ные и несмерт­ные грехи?

Цер­ковь предо­сте­ре­гает нас, чтобы мы не пре­не­бре­гали и обы­ден­ными гре­хами, так как они тоже вредят чело­веку и могут при­во­дить к тяже­лым послед­ствиям. Бла­жен­ный Авгу­стин пишет: «Эти грехи, кото­рые мы назы­ваем лег­кими, не пола­гай их без­обид­ными: если ты нахо­дишь их без­обид­ными, взве­ши­вая их, содрог­нись, их под­счи­ты­вая. Мно­же­ство легких пред­ме­тов состав­ляет боль­шой вес; мно­же­ство капель напол­няет реку; мно­же­ство зерен состав­ляет груду».

Почему смерт­ный грех носит именно такое назва­ние?

Всякий грех, будь он малым или вели­ким, пре­пят­ствует еди­не­нию чело­века с Богом, Источ­ни­ком жизни, но смерт­ные грехи могут повлечь за собой гораздо более печаль­ные, пагуб­ные послед­ствия. Соб­ственно говоря, раз­лу­че­ние души с Богом опре­де­ля­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии как духов­ная смерть. Между тем смерт­ные грехи могут при­ве­сти чело­века и к вечной поги­бели.

Но и незна­чи­тель­ные, мелкие, условно выра­жа­ясь, как бы «не смерт­ные» грехи могут умерт­вить душу греш­ника, лишить ее над­ле­жа­щего обще­ния с Богом, когда чело­век не кается в них, и они боль­шим грузом лежат на душе. К при­меру, одна пес­чинка нам не в тягость, а если их нако­пится целый мешок, то этот груз при­да­вит нас.

Цитаты о смерт­ном грехе

«Смерт­ный грех – это грех нерас­ка­ян­ный. Бог мило­стив и щедр, как никто другой. Но кто не кается, того даже Бог не про­щает».
авва Марк (Из Бла­го­лю­бия)

«Как болезни бывают обыч­ные и смер­тель­ные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смерт­ные… Смерт­ные грехи истреб­ляют в чело­веке любовь к Богу и делают чело­века мерт­вым для вос­при­я­тия Боже­ствен­ной бла­го­дати. Тяже­лый грех настолько трав­ми­рует душу, что ей потом очень сложно вер­нуться в нор­маль­ное свое состо­я­ние.
Выра­же­ние “смерт­ный грех” имеет осно­ва­ние в словах св. апо­стола Иоанна Бого­слова (1Ин. 5:16-17). В гре­че­ском тексте стоит прос фана­тон – грех, кото­рый идет к смерти. Под смер­тью име­ется ввиду духов­ная смерть, кото­рая лишает чело­века веч­ного бла­жен­ства в Цар­стве Небес­ном».
иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

«В Ветхом Завете ряд пре­ступ­ле­ний нака­зы­вался смерт­ной казнью. Отсюда и воз­никло поня­тие смерт­ного греха, т. е. такого поступка, след­ствием кото­рого явля­ется смерть. При этом ника­кое достой­ное смерти пре­ступ­ле­ние не может быть про­щено или заме­нено выку­пом (Чис.35:31), т. е. чело­век не может изме­нить своей участи даже пока­я­нием. Такой подход возник из убеж­де­ния, что ряд поступ­ков чело­век может совер­шить только в том случае, если он уже давно пре­бы­вает вне связи с Источ­ни­ком Жизни или, точнее, чер­пает вдох­но­ве­ние в источ­нике чуждом. Дру­гими сло­вами, если чело­век совер­шает смерт­ный грех, то это значит, что он нару­шил Завет и под­дер­жи­вает свою жизнь за счет раз­ру­ше­ния окру­жа­ю­щего мира и людей. Таким обра­зом, смерт­ный грех – это не просто пре­ступ­ле­ние, кото­рое, согласно зако­но­да­тель­ству, кара­ется смерт­ной казнью, но и некая кон­ста­та­ция того факта, что чело­век, совер­ша­ю­щий такое дело, внут­ренне уже мертв и должен быть упо­коен, чтобы от него не постра­дали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секу­ляр­ного гума­низма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и чело­века чужд биб­лей­скому созна­нию. Мы же не должны забы­вать, что в вет­хо­за­вет­ные вре­мена не суще­ство­вало иного спо­соба пре­рвать рас­про­стра­не­ние тяж­кого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носи­тель смерти под­вер­га­ется смерт­ной казни».
свя­щен­ник Геор­гий

«Когда чело­век про­из­но­сит такое сло­во­со­че­та­ние, как «смерт­ный грех», тогда сразу же по логике мыш­ле­ния хочется задать вопрос: а что такое несмерт­ный грех? Раз­де­ле­ние грехов на смерт­ные и несмерт­ные – лишь услов­ность. На самом деле любой грех смерт­ный, любой грех – это начало поги­бели. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов пере­чис­ляет восемь смерт­ных грехов (стра­стей, см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь клас­си­фи­ка­ция всех воз­мож­ных грехов, кото­рые может совер­шить чело­век; это как бы восемь групп, на кото­рые под­раз­де­ля­ются все они. Авва Доро­фей ука­зы­вает, что при­чина всех грехов и их источ­ник состоит в трех стра­стях: это сла­во­лю­бие, сла­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие. Но, однако, этими тремя поро­ками не охва­ты­ва­ется вся бездна грехов – это лишь началь­ные усло­вия гре­хов­но­сти. Так же и с теми вось­мью смерт­ными гре­хами – это клас­си­фи­ка­ция. Каждый грех должен быть увра­че­ван пока­я­нием. Если чело­век принес искрен­нее пока­я­ние в своих грехах, то, конечно, Бог ему про­стит испо­ве­дан­ные грехи. Именно для этого и суще­ствует испо­ведь. «Покай­тесь и веруйте в Еван­ге­лие», – гово­рится в начале Еван­ге­лия от Марка. За рас­ка­ян­ный грех чело­век не поне­сет осуж­де­ния. «Не бывает греха непро­ща­е­мого, кроме греха нерас­ка­ян­ного», – гово­рят Святые Отцы. Бог по своей неиз­ре­чен­ной любви к роду чело­ве­че­скому уста­но­вил таин­ство испо­веди. И при­сту­пая к таин­ству пока­я­ния, мы должны твердо верить, что Бог про­стит все наши грехи. Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский гово­рил: «Пока­яв­ши­еся блуд­ники вме­ня­ются с дев­ствен­ни­ками». Вот какова сила пока­я­ния!».
свя­щен­ник Дио­ни­сий Тол­стов

«Смерт­ные грехи для хри­сти­а­нина суть сле­ду­ю­щие: ересь, раскол, бого­хуль­ство, отступ­ни­че­ство, вол­шеб­ство, отча­я­ние, само­убий­ство, любо­де­я­ние, пре­лю­бо­де­я­ние, про­ти­во­есте­ствен­ные блуд­ные грехи, кро­во­сме­ше­ние, пьян­ство, свя­то­тат­ство, чело­ве­ко­убий­ство, грабеж, воров­ство и всякая жесто­кая, бес­че­ло­веч­ная обида.
Только один из этих грехов – само­убий­ство – не под­ле­жит вра­че­ва­нию пока­я­нием, но каждый из них умерщ­вляет душу и делает ее неспо­соб­ною для веч­ного бла­жен­ства, доколе она не очи­стит себя удо­вле­тво­ри­тель­ным пока­я­нием…
Впад­ший в смерт­ный грех да не впа­дает в отча­я­ние! Да при­бе­гает к вра­чев­ству пока­я­ния, к кото­рому при­зы­ва­ется до послед­ней минуты его жизни Спа­си­те­лем, воз­ве­стив­шим во Святом Еван­ге­лии: веру­ю­щий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25). Но бед­ственно пре­бы­вать в смерт­ном грехе, бед­ственно – когда смерт­ный грех обра­тится в навык!».
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

  • 30 тыс. 0