Григорий журавлев иконы: ЖУРАВЛЕВ ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ — Древо

Разное

нерукотворные иконы и истинная вера

Журавлев Григорий Николаевич – художник-иконописец конца 19 – начала 20 века. Его иконы называют «нерукотворными», и известность пришла к нему не только благодаря таланту. Художник появился на свет калекой: руки росли только до локтевых суставов, а ноги до колен. Телесные недуги не помешали ему творить, и Григорий Журавлев вошел в историю как пример того, что человек, сильный духом и верой, способен преодолеть многие невзгоды.

Содержание

  1. Рождение и юность
  2. Григорий Журавлев: обучение мастерству и творчество иконописца
  3. Последние годы жизни
  4. Фотогалерея работ и видеосюжет о жизни художника

Рождение и юность

Григорий Журавлев — редкий снимок

Особенный мальчик родился в простой крестьянкой семье села Утевка Самарской губернии в 1860 году. Мать от горя хотела наложить руки на себя и новорожденного, но дед художника настоял на том, что сам воспитает мальчика. Так Гриша остался жить. С девяти лет стал обучаться грамоте в местной гимназии, куда дедушка и брат носили его на закорках, а зимой возили в санях. Поначалу одноклассники сторонились Гришу, но потом полюбили за веселый нрав и светлую голову. Научившись писать и рисовать с помощью зажатого в зубах карандаша, мальчик поставил себе новую цель – обучиться писать маслом.

Григорий Журавлев: обучение мастерству и творчество иконописца
Художник Травкин из Самары, к которому приехал подрастающий Коля, научил его основам. Вернувшись в село, парень с помощью бабушки и мастеров местного собора стал совершенствоваться в ремесле. Все больше набивая руку, брался рисовать не только святые образы, но и портреты односельчан, писал по их просьбе письма безупречным почерком.

Когда прошло несколько лет после встречи с Травкиным, Журавлеву удалось привлечь внимание чиновников города Самары, преподнеся с их помощью священный подарок цесаревичу Николаю. Заметив художника-калеку, власти вскоре выписали жалованье, тем самым несколько облегчив ему жизнь.

Один из набросков Григория Журавлева

В 1885 году в селе началось масштабное возведение храма Святой Троицы, расписывать который доверили Григорию Николаевичу. Под куполом специально сконструировали некое подобие деревянной люльки, которая поддерживала его и позволяла работать. Однако, от многочасового нахождения в одном положении, тело художника покрывалось кровоточащими язвами, а вернувшись вечером домой, он не мог принимать пищу – так болел рот от постоянно вставленной в него кисти.

По окончании работы над росписью собора, весть о невероятном таланте художника долетела до Петербурга.
Получив приглашение в столицу, Гриша отправился туда вместе с сестрой и братом. В Петербурге его окружили поклонники таланта, ученики, сам граф Строганов предлагал денежный контракт на несколько икон, а позже Журавлева представили ставшему государем Николаю II и императрице.

Побеседовав с иконописцем и понаблюдав за работой, чета осталась довольна, а Григорию была назначена пенсия пожизненно. Также император оказал особую милость – подарил свои часы из чистого золота.

Оказавшись в родных краях, Журавлев продолжил свой быт. Но, имея необходимые средства, мастерскую открывать не стал. Люди со всей Российской Империи приезжали к Григорию ради этих икон. В селе Утевка даже у самой бедной семьи в доме висел нерукотворный образ. Для таких покупателей мастер работал с деревом и не украшал их позолотой.

Набросок Спасителя, иконописец Григорий Журавлев

Сегодня нерукотворные иконы Журавлева можно увидеть в краеведческом музее города Самары, в храме Святой Троицы, во многих церквях Самарской губернии, а также в домах простых жителей, которые передавали святые образы по наследству.
Среди всех работ особенно выделяется так называемая «Утевская Мадонна», интересная тем, что при работе над ней художник наконец отошел от каноничности. Мадонна, изображенная Журавлевым, на самом деле обычная крестьянка. В настоящее время судьба холста неизвестна.
Последние годы жизни
Современники вспоминали, что для Гриши не существовало плохого настроения, открытая и добрая улыбка часто мелькала на открытом лице. Этот человек был огоньком веры, примером чистой души для многих людей, освещал путь в темные времена.

В 1916 году художник затосковал и заболел, словно ощущая надвигающуюся на Россию бурю и собственную кончину. Ходит легенда, что было ему видение о том, что наступит кровавый период, и вера, и иконы потеряют свою силу.
Григорий Николаевич ушел из жизни 16 февраля 1916 года по новому стилю, не сумев побороть туберкулез. Хоронили его с почестями, всем селом. Художник нашел покой под стенами того самого собора, который некогда сам расписал, превозмогая боль и нечеловеческую усталость. На могиле установили православный крест и надпись: «Се, человек».
Народ любил творчество Журавлева, излучающее свет и благодать. Многие считали калеку избранником божьим и даже предлагали канонизировать. Сколько работ выполнено мастером — доподлинно неизвестно. С уверенностью можно сказать одно: человек подарил веру и безусловную любовь этому миру, и мир ответил ему взаимностью.

Вот всего несколько икон, принадлежащих кисти мастера:

В заключении предлагаем вам видеосюжет об этом замечательном человеке:

Поделитесь своим впечатлением от полученной информации в своих комментариях!

Вышел фильм о самарском иконописце Григории Журавлёве. Премьера на ДГ | Другой город

В исторических парках «Россия – моя история» 23 российских городов открылась мультимедийная выставка, посвященная безрукому и безногому иконописцу из села Утевка Самарской области Григорию Журавлеву. Спустя почти 110 лет к нему вернулась российская известность и слава.

ДГ публикует фильм, созданный командой «ТВпортала» к выставке о Григории Журавлеве, по разрешению правообладателя — музея Алабина.

Корреспондент ДГ Анастасия Кнор рассказывает, как команда «ТВпортала» и сотрудники музея Алабина вместе провели работу по оцифровке икон и документов, относящихся к личности Журавлева. А также побывали в Санкт-Петербурге, в запасниках Эрмитажа, в Троице-Сергиевой лавре, в десятке храмов и музеев, где хранятся иконы, предположительно или точно принадлежащие кисти Григория Журавлева.

Самую большую благодарность необходимо адресовать Ларисе Петровне и Юлии Малиновским, вдове и дочери главного исследователя жизни и творчества Журавлева – Александра Станиславовича Малиновского. Два года назад они пришли на встречу к депутату Александру Хинштейну с предложением организовать выставку, посвященную Журавлеву.

Александр Хинштейн добился включения мероприятия в федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». За этим последовал более чем полугодовой период кропотливого поиска информации, переговоров, съемок и знакомств с разными интересными людьми.

Одним из самых увлекательных эпизодов съемки стал приезд в Утевку реставратора икон из музея Андрея Рублева. В его задачу входило освободить от окладов иконы Журавлева, находящиеся в храме, для качественной съемки. Настоятель храма Святой Троицы села Утевка отец Анатолий категорически отказывался снимать иконы со стен и тем более доставать их из-под стекла. И поставил условие, что даст это сделать только специалисту.

Мы встретили московского реставратора Максима Демина в Утевке в самый грозный ноябрьский мороз. На улице минус 20, в храме примерно плюс 10-12 градусов. Вчетвером (хорошо, что в съемочной бригаде сильные парни) снимаем с трехметровой высоты иконы, и одну за другой укладываем их на специально постеленные ковры. Максим достает свой инструмент.

Глядим во все глаза — он почти как у хирурга: скальпели, пинцеты, крошечные сверла, зажимы, пластыри. Реставратор начинает осторожно освобождать иконы от окладов. Потом недовольно цокает языком, разглядывая доски: «Смотрите, краска отходит, надо лечить». Затем переходит к другим работам: «Вот эта написана на холсте, редкое явление для иконописи, остальные на жести. Тут, видно, пытались подкрасить старую икону, и получилось плоховато». И действительно, крылья ангелов замалеваны однородной серой краской, как будто забор решили подновить.

«Раздетые» иконы лежат на ковре рядком. И видно, как прошлось по ним время и небрежное отношение людей. В Утевке рассказывают, что во время войны из расписанных по жести журавлевских икон делали трубы для печей, паяли кастрюли. Словом, всё пускали на бытовые нужды. Много тогда сгинуло работ. У кого-то рука не поднималась уничтожить, кто-то с легкостью гнул, ломал и жег.

Максим как будто чувствует каждую икону. «Это явно фрагмент, — показывает он на изображение Спасителя, — икона была значительно больше». Наконец, все иконы отсняты, снова одеты в оклады и повешены на стены. Максим Демин с интересом рассматривает фрески. По преданию, весь храм Святой Троицы расписывал Григорий Журавлев со своими учениками. Причем безногого и безрукого художника в специальной люльке поднимали под купол, чтобы он выполнял самую сложную роспись по церковному своду. Мы спрашиваем, можно ли восстановить  фрески. «Разумеется, — отвечает Максим. — Все, что не погибло вместе со штукатуркой, можно восстановить».

Кажется, что реставрация храма в Утевке и фресок, писанных Григорием Журавлевым, могла бы стать самым логичным завершением проекта по увековечению памяти уникального живописца.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте

«Вот человек» – Часть I – Жизнь в России

Накануне революции 1916 года Григорий Журавлев лежал на смертном одре, лицо его было спокойным и, как добровольный солдат, он встречал смерть прямо на глазах. У изножья его кровати его сестра плакала от горя, когда он испустил последний вздох. На его груди была его последняя икона, которая в то время еще не была завершена. К слезам сестры присоединились слезы не только их деревни, но и сел близлежащих и далеких, вплоть до Самары.

Несколькими годами раньше Гриша, любивший рыбачить, был на берегу ближайшей реки, когда заснул и увидел видение. Он уже то и дело боролся с болезнью еще до своего видения, в котором видел тяжелые времена, время, когда его труды и иконы уже не будут нужны. Это было совсем на него не похоже, потому что он всегда был весел, остроумен и полон жизни. Его иконы рассылались повсюду, в дальние уголки России и даже за ее пределы, в другие страны, в которых исповедовалась православная религия.

Преосвященный епископ приказал похоронить Гришу на церковном дворе, у алтаря. Когда гроб опускали в землю, находившиеся там пели «Вечную память» и «Свят Боже, Свят Крепкий». Монахи читали псалмы и делились воспоминаниями об усопших. Многие проходили мимо, чтобы отдать дань уважения, неся желтые свечи и совершая обряды перед иконами. На самом могиле был установлен простой православный крест с надписью «Се, Человек».

На момент его смерти Россия находилась в эпицентре войны с Германией, Родина потерпела великое поражение. Это было время, когда многие умрут, количество раненых будет трудно сосчитать, а число отравленных газом невозможно будет назвать. Когда на базаре многие попрошайничали, безногие в кожаных мешках с протянутыми руками искали подачки. Это было началом приближающегося времени, когда все станет еще хуже, намного хуже. Гражданская война принесла голод, тиф и разрушение православного быта, она возвестила семидесятилетие царства Хама.

Кто был этот человек, которого похоронили? Какова была его история?

В селе Утевке в 1858 году раздался крик не только новорожденного, но и Даши, невестки рожавшей матери. Мария в полумраке избы, освещенной лишь мерцающим факелом, родила третьего ребенка. Отца этого ребенка увезли воевать на Кавказ, где он участвовал в подавлении восставших в Чечне и Дагестане. В ожидании были акушерка, невестка и бабушка, готовые принести эту новую жизнь в мир. Но никто из них не был готов к тому, что было получено. Гриша родился без рук, ног и члена. Те, кто ждали, подошли к столу после получения новости, чтобы посмотреть на этот воображаемый ужас. Ребенок родился уродом! Когда Отец Церкви прибыл, он стоял, совершая ритуалы с открытым ртом от удивления. Через несколько минут присутствующие спросили священнослужителя, почему это произошло. Его ответ «только докторская наука способна ответить», а что касается моего мнения «я считаю, что виноват сам сатана», то сам дьявол самовольно отнял руки и ноги у этого младенца. Может быть, Господь поставил его генералом или даже епископом.

В течение восьми дней ребенка принесли в церковь. Крестился Гриша раб Божий, Во Имя Отца, И Сына, И Святаго Духа. Аминь. Поскольку у ребенка не было конечностей и ему не за что было держаться, он чуть не утонул в купели. Дядя, взяв Гришу в сухую тряпку, проворчал: А что это за бесполезный сам по себе, только один рот. Отец Василий, укоризненно взглянув на крестного, сказал: Мы, еще не знаем, какое дело Божие для этого младенца. Что касается матери этого ребенка, то ей самой был дан сон от Бога о нем.

Спустя сто лет, в 1963 году, серб по имени Здравко Кайманович, искусствовед, занимался поиском документов и произведений искусства Сербской православной церкви. Именно в селе Пурачин, близ Тузлы, была сделана находка Иконы. На оборотной стороне иконы было сообщение: «Сия икона написана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утев-ции местечка, того же села, крестьянскими зубами, неким Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885, 2 июля». Государственный архив Советского Союза дал подтверждение этой информации.

Сам Гриша рос смышленым мальчиком, смотрел на мир глазами Бога, ясными и вдумчивыми. Поскольку у него не было ни рук, ни ног, ему приходилось обращаться к своим старшим брату и сестре, которые постоянно были рядом, чтобы помочь ему. Его сопровождали не только брат и сестра, но и целая деревня. Даже дети, которые могли быть безжалостны к его состоянию, никогда не причиняли Грише зла и не дразнили его. Интересно отметить, что его отец пострадал от пули, но его семья никогда не пострадала. О них позаботились жители села.

У Гриши рано проявились способности к рисованию, его детский ум умел проникать в суть вещей, событий, а иногда его рассуждения удивляли даже стариков. Его хорошо учил учитель, но особенно его привлекала церковь. Он постоянно просил отвести его в храм Божий, это делали его всегда терпеливые брат и сестра. Это оказало на него большое влияние, и в более позднем возрасте он попросил у своей матери согласия пойти учиться в школу в Самаре. Пришлось идти к самарскому губернатору, который все устроил. Во время учебы в школе его сестра и брат заботились обо всем, от готовки до покупок, и даже оставались с ним в классе. На удивление для всех, Гриша хорошо учился. Он всегда был веселого нрава, обладал незаурядным умом и способностями, особенно любил петь народные песни, которые пел сильным красивым голосом.

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Фирс Сергеевич Журавлев (22.12.1836 — 17.09.1901) — Биография художника, наиболее известные работы и выставки

Фирс Журавлев родился в Саратове. Живописи обучался в Петербургской Академии художеств, где получил золотую медаль. Его семейная живопись — домашняя живопись; он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческой жизни. «Купеческие поминки» — многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876), «Благословение невесты» — сцена почти драматического содержания, с большими художественными достоинствами (1878), тоже из купеческой жизни. Журавлев писал отдельные фигуры, прямо из реальности, например, «Официант». Также писал портреты (например, отца Иоанна Кронштадтского). Рисунок Журавлева правильный, живопись тонкая и цвета соответствуют действительности.

Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье простолюдинов. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19 лет будущий художник обучался портновскому ремеслу.

В 1855 году Журавлев отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

 

В 1858 году он получил свою «первую» серебряную медаль. Фирс подружился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Собрались на квартире археолога, где кто-то читал вслух любую литературу, а остальные либо закончили академические работы, либо нарисовали с натуры.

 

В 1861 году Журавлёв представляет на академической выставке картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярных в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни творческой личности – художника, музыканта, поэта. Журавлев одним из первых обратился к этой теме, получившей свое развитие на протяжении всей второй половины XIX века.

 

В следующем 1862 году Журавлёв получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, а точнее к судьбе вдов и сирот.

 

Осенью 1863 г. Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «безвозмездном разрешении» написать программу на золотую медаль на выбранном вами сюжете. Но ответ был отрицательным, и в знак протеста студенты покинули Академию художеств. Выйдя из Академии, художники образовали Санкт-Петербургское художественное объединение. Вместе с другими грузчиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручка от продажи дворников делилась поровну.

 

В 1860-1870-х годах художник выставлял свои работы на академических ярмарках, выставках Общества Поощрения Художеств. Он по-прежнему оставался верен жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».

 

В кустарный период Журавлев создал картину «Дети бедные», которая внесла новые акценты в широко разрабатываемую в живописи этого времени детскую тему.

 

Женская тема в творчестве Журавлева проявляется наиболее значительно. С композиционной стороны интересна картина «Возвращение с бала». В нем поднимается тема неравного брака. Открытого конфликта нет, художнику никто не предъявил обвинений, он просто констатировал обычное явление современной жизни.

 

За две картины «Возвращение с бала» и «Прибытие извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев получил звание классного художника первой степени.

 

Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «За живопись народных сцен» от Общества поощрения художеств. Картина буквально произвела фурор: ею восторгались критики, зрители долго обсуждали картину. Это было огромным успехом. Позднее художнику пришлось выполнить несколько повторений этой картины.

 

В 1880 году он создал картину «Неравный брак». На картине в полубессознательном состоянии изображена невеста в богатом интерьере дорогого свадебного платья.

 

В1876 году Журавлёв представил свой программный труд «Купеческие поминки».

 

Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» ознаменовали высший этап в творческой биографии Журавлева. Есть скрытый и новый художественный смысл. В картинах чувствуется глубина проникновения в проблемы человеческой жизни.

 

В период с 1880 по 1890 год художник писал портреты. Среди них автопортрет художника, на котором он предстает перед публикой в ​​ермолке, рубашке и пальто.

 

В картине «Девичник в бане», посвященной старинному обычаю перед свадьбой, впервые в искусстве второй половины XIX века предстает обнаженное женское тело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts