Характеристика павла 1: Личность Павла 1
Содержание
Личность Павла 1
Личность Павла 1 характеризуется противоречивостью, но ее важно понимать, поскольку павловское правление закладывало основы отношений между Россией и наполеоновской Францией. Павел 1 был благородным, воспитанным, образованным человеком. Ему были свойственны рыцарские понятия о чести и морали. Однако, при этом в Павле 1 сидела сильнейшая обида на свою мать (Екатерина 2), что выразилось в отторжении от светской жизни и пристрастии к армии.
В воспитании личности будущего императора, Павла 1, значительную роль сыграли:
- бригадир Бехтеев — первый воспитатель Павла, бывший при ребенке до 6 лет. Это военный человек, который прививал ребенку любовь к армии, дисциплине, муштре.
- граф Никита Панин — воспитатель Павле с 1760 года. Панин был известным дипломатом своего времени, прекрасно образован и питал симпатии к идеям либерализма.
- отец Платон — законоучитель Павла. Личность отца Платона редко изучается историками, но это был очень образованный человек, с великолепными способностями оратора. Вот, например, что о нем говорила Екатерина 2: «Отец Платон решает все за нас. Если он хочет, чтобы мы плакали, — мы плачем. Если он хочет, чтобы мы смеялись, — мы смеемся».
- Семен Порошин — учитель геометрии и арифметики. Павел очень любил этого человека, называя его «Сенюшка» или «братец».
Павел 1 в юности
Все это разносторонние личности. Каждый из этих людей оказал влияние на формирование личности Павла 1, сформировав ту противоречивость и непоследовательность, которую часто отмечают историки.
Основные факторы формирования личности Павла
Ключевыми моментами, которые заложили основу формирования личности будущего императора Павла 1: отношения с матерью (Екатериной 2), прекрасное теоретическое образование, любовь к армии.
Отношения с Екатериной 2
Павлу 1 по праву рождения было суждено стать императором. при этом отношения Екатерины 2 и Павла 1 всегда были холодными. Ребенок редко видел мать, в основном обучаясь и занимаясь военной муштрой, к которой у него была тяга с раннего возраста. Павле был гораздо ближе с бабушкой, чем с мамой. Библиографы как Павла, так и Екатерины, сходятся во мнении, что сын не мог простить матери убийства отца и захвата трона. Екатерина же чужалась сына, который внешностью и манерами был очень похож на своего отца, Петра 3.
Окончательный разлад наступил в мае 1783 года. Павле 1 был приглашен на заседание, где обсуждалась внешняя политика в отношении Крыма и Польши. Мнения Павла и Екатерины разошлись. После этого императрица вообще не подпускала сына к вопросам управления государством. Примерно в это же время у Екатерины зародилась идея передать трон не сыну, а внуку. При дворе об этом знали многие, включая графа Александра Безбородко. Это заложило в личность Павла неуверенность в себе, подозрительность и неприязнь к Екатерине 2 и ее ближайшему окружению.
Павел 1 и Екатерина 2
Удаленность от власти
Павла 1 всегда держали в стороне от государственных дел. Это стало наиболее заметным в 1783 году. когда Екатерина 2 подарила сыну Гатчинскую мзду. В Гатчине Павле 1 получил возможность реализовать свои мечты стремления сердца: он уделял все свое время армии, военным парадам, построениям, разводов караулов и так далее. Будущий император полностью был удален от управления государством. Поэтому, когда в 1796 году Екатерина 2 умерла, Павел 1 был абсолютно не готов к правлению страной.
Вся внутренняя политика Павла 1 характеризовалась нестабильностью и непредсказуемостью. Это связано с тем, что вся его личность стремилась к муштре, а не к управлению государством. Например, за 4 года царствования Павла, на посту генерал-прокурора Сената сменилось 4 человека (А,Куракин, П,Лопухин, А.Беклешов, П.Обольянинов). Во многом это связано еще и с тем, что Павел пытал во всем противопоставить себя Екатерине 2. Библиографы отмечают, что личность Павла 1 была крайне переменчивой и зависимой от настроения. Он был капризным, переменчивым и очень деспотичным человеком. Очень важно отметить — Павел 1 получил блестящее образование, был хорошо воспитан и стремился к порядку во всех сферах. Все эти добродетели могли сделать из Павла достойнейшего императора, но отсутствие даже минимального опыта в управлении государством этому помешало. В результате Павел 1 на протяжении всего периода царствования характеризуется противоречивостью и непоследовательностью.
Любовь к армии
Главная страсть в жизни Павла 1 — армия. Он обожал военные парады, муштру, военную дисциплину. Не случайно в первый год правления Павел 1 издал множество указов, но большая половина из них касалась армии. Особенно сильно любовь к армии укрепилась после 1783 года, когда Павлу подарили Гатчинскую мзду. историки отмечают, что после этого Павле пристрастился к 2-м вещам, без которых не мог ни дня: муштра солдат и выпивка.
Павел 1 Екатерина 2
Рыцарь на престоле
Личность императора Павла 1 это не история отрицательных характеристик. Она стала следствием непростых отношений с Екатериной 2 и отдаленности Павла от двора. При этом даже критики императора отмечают, что ему были свойственны высокие морально-нравственные устои. Это был справедливый человек, во всем стремящийся к соблюдению закона. Он всегда был честен и придерживался высоких норм морали. Поэтому историки и отмечают, что Павлу 1 были характерны понятия о чести как у средневековых рыцарей.
При своем рыцарском характере, в управлении страной Павел был крайне противоречивым. Историки выдвигают несколько мотивов, проводимой внутренней политики:
- Вся деятельность Павла была вредна. Эту теорию олицетворяет Ключевский, который писал, что вся внутренняя политика Павла носила патологический характер. К свидетельствам этого историка нужно относиться осторожно, поскольку свои должности и чины он получил от Александра 1, то есть от человека, причастного к гибели Павла.
- Вся деятельность Павла была хаотичной. Эту теорию олицетворяет барон Шильдер.
При этом все историки сходятся во мнении, что главная черта характера Павла 1 — делать все противоположное действиям Екатерины 2.
Павел I | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Биография
О появлении на свет Павла I ходит много различных слухов, которые родились в дворцовых коридорах. Официальная версия гласит, что его родителями были Петр III и Екатерина II. Будущего императора с самого рождения опекала императрица Елизавета Петровна. Она сама определяла ему нянек, учителей и наставников. Под ее неусыпным взором он изучал историю, математику, иностранные языки и географию. Все учителя отмечали, что наследник был прекрасно одарен от природы, являлся очень сообразительным.
В 19 лет Павла женили в первый раз. Его «избранницей» стала принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская, которую при крещении нарекли Натальей Алексеевной. Первая жена умерла при родах. В 1776 году новой женой стала София Доротея Вюртембергская, которая была родственницей прусского короля. Скорее всего, под влиянием жены Павлу стали нравиться немецкие обычаи.
Отношения между Павлом и его матерью Екатериной II всегда были прохладными. Он считал, что это она виновна в гибели его отца Петра III. Екатерина, чтобы удалить сына подальше от двора, подарила ему Гатчинский дворец, который, по сути, стал местом ссылки для наследника.
Изолированный от двора, Павел в Гатчине создал свой «мини-двор» и «армию». Устраивал смотры, учения.
В 1777 году у Павла родился сын Александр, которого сразу же от родителей забрала бабка, и воспитывали его люди, назначенные Екатериной.
Павел I – российский император
Императором Павел стал в 42 года. Особых навыков ведения государственных дел он не имел, что компенсировал своими яркими способностями.
Первым мероприятием, проведенным в статусе императора, явилась коронация покойного Петра III и его перезахоронение в Петропавловском соборе, рядом с Екатериной II.
Внутренняя политика Павла I
Первым документом, обнародованным после коронации Павла, стал Акт о престолонаследии. Согласно ему наследниками становились прямые потомки царя по мужской линии, а женщины могли претендовать на него только в отсутствии прямого потомка.
Павел I реформировал Сенат, который уже не справлялся с возросшим объемом дел, и потребовал ускорения работы всех государственных служб. Особой поддержки в дворянском сословии император не нашел, так как некоторыми своими решениями пытался облегчить положение крестьянства.
Кроме этого, он начал наступление на привилегии дворянства и отменил некоторые положения (запрет на применение телесных наказаний по отношению к дворянам) «Жалованной грамоты дворянству». Он считал, что дворяне должны служить и не могут требовать отставки, если прослужили менее года. Отменялись дворянские собрания.
Но самое большое недовольство вызвали реформы в армии. Преклонение Павла перед прусскими армейскими порядками повлияло и на русские войска. За основу брались прусские уставы, и даже неудобная прусская форма пришла на смену русской. В армии насаждалась муштра, строжайшая дисциплина.
Внешняя политика Павла I
С самого начала своей главной внешнеполитической задачей Павел I считал борьбу с Францией, в которой произошла революция. Объединившись, Турция, Великобритания, Сицилия и Австрия организовали антифранцузскую коалицию.
Поставленный во главе союзных войск, А. В. Суворов освободил Северную Италию и совершил знаменитый переход через Альпы. Но вскоре, недовольный действиями союзников, Павел расторг союзные отношения с Австрией и переключился на другого противника – Англию. Павла, как и многих, раздражало, что основная часть мировой торговли сосредоточена в руках британцев. Складывалась новая коалиция объединенных флотов России, Франции, Швеции и Дании.
После захвата британским флотом острова Мальта у Павла не осталось сомнений, и он порвал все отношения с Англией. Мальта была важна для него как перспективная база русского флота в Средиземноморье, к тому же Павел I по совместительству являлся великим магистром Мальтийского ордена.
В это время готовились предпосылки к сближению с Наполеоном. Оба императора начали готовить совместный поход в Индию, являвшуюся английской колонией. Были даже отправлены подразделения войска Донского в Бухару и Хиву, чтобы в дальнейшем двинуться в Индию.
В целом внешнюю политику Павла I и современники, и последующие аналитики оценивают негативно.
Конец правления Павла I
Со временем все действия Павла I находили все больше недовольных. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались в покои императора и потребовали его отречения. Павел отказался, в завязавшейся драке он был убит.
Новым русским императором был провозглашен его сын, Александр I Павлович. С гибелью Павла I закончилась эпоха дворцовых переворотов в России.
Некоторые черты характера апостола Павла : Christian Courier
Павел, апостол Христа, был одним из самых влиятельных людей в истории Земли. Поразмышляйте вместе с нами об этом замечательном человеке в этом кратком исследовании.
Известный немецкий ученый Адольф Дайсман однажды заявил: «Со времен Нерона нет ни одного человека, который оставил бы такие неизгладимые следы в душах людей, как Павел Новый Человек». Он отмечал, что великий апостол Христа, «возникший из массы ничтожного множества», «еще творит мир в настоящий момент» (19).57, VIII).
Ф.Ф. Брюс заявил, что он потратил больше времени на изучение произведений Павла, чем любой другой писатель древности. Далее он заметил, что послания Павла более «полезны», чем послания любого другого автора — древнего или современного (1977, 15). Он также заметил, что «ни одно отдельное событие, кроме самого события Христа, не оказалось столь определяющим для хода христианской истории, как обращение и посвящение Павла» (1977, 75).
Джеймс Сталкер, близкий ученик Павла, напишет, что апостол был «одним из самых влиятельных учителей человечества, и множество людей в каждом столетии перенимали от него свой способ понимания всех величайших предметов человеческой заботы» (Гастингс 19).26, 155).
Даже Лайман Эбботт, радикально либеральный ученый, признал: «История литературы мира не дает параллелей влиянию, оказываемому сочинениями Павла, за исключением той, которую дает история Библии, в которой эти сочинения встречаются. (1898, 1).
В замечательном небольшом томе по истории церкви, который я проглотил после своего обращения более полувека назад, Джесси Лайман Херлбут описал Павла как «неутомимого путешественника», «неукротимого труженика», «основателя церкви» [т. приходов] и «богослов» (1954, 35). Он был всем этим и даже больше. Кроме самого Христа, ни одна другая историческая фигура не была так благосклонно импозантна.
В этой статье я хотел бы обратить внимание на некоторые качества характера этого джентльмена-христианина, чей исторический след никогда не будет стерт, пока существует наша планета. Краткий список, который я выбрал для обзора, ни в коем случае не является исчерпывающим — он просто иллюстративный.
Настойчивый
Сэр Уильям Рэмзи был набожным учеником Пола. Он проследил шаги благородного миссионера по всему древнему Средиземноморью, и сегодняшние исследователи Нового Завета многим обязаны его исследованиям.
Составляя приблизительную хронологию подвигов апостола, Рамзи подсчитал, что Павел был обращен около 34 г. н.э. и, вероятно, был казнен в Риме около 67 г. н.э. годы.
В декабрьском номере National Geographic Magazine за 1956 год появилась статья, насколько я помню, под заголовком «По следам Павла». Автор или авторы, которые провели значительное исследование путешествий Павла, подсчитали, что его миссионерские усилия потребовали около двенадцати тысяч миль, некоторые на кораблях по могучему Средиземному морю, а также по его «рукам» — Эгейскому и Адриатическому морям. Кроме того, сотни миль были пройдены по суше. В ходе своей евангелизационной деятельности он посетил около пятидесяти городов (McRay 2003, 11).
Тем не менее, среди тринадцати посланий, которые, как известно, были написаны Павлом за период чуть менее двадцати лет, нет ни жалоб на усталость, ни нытья о невзгодах, ни выражения разочарования по поводу того, что они «распяты со Христом». », или о потраченных впустую годах, или об отсутствии семьи, богатства или славы — просто лесть. Была простая радость от служения своему Господу и блаженная надежда на грядущую жизнь. Пол был «жестким палкой», которого нельзя было сдвинуть с места с его решительного курса.
Пациент
Мысль о терпении Пола может не сразу прийти в голову из-за его доминирующих качеств, которые легко привлекают внимание. Но терпение есть, если его искать.
Когда воинствующий гонитель Христа был приведен к Господу посредством Евангелия (см. рассказы о его обращении в Деяниях 9, 22 и 26), ему было сказано, что он будет орудием милосердия ко «всем людям », особенно к язычникам (9:15; 22:15; 26:17). «Павел был апостолом язычников par excellence, настолько, что к концу первого века церковь стала преимущественно языческой» (Ferguson 2005, 37).
Воинствующий апостол едва успел высохнуть после своего погружения в воду, когда начал свою проповедь иудеям Дамаска (Деяния 9:20), без видимого успеха, занесенного в летопись. Многие полагают, что именно в этот момент Павел совершил свое путешествие в Аравию, которое длилось, по крайней мере, три года (ср. Галатам 1:17). То, что произошло в те годы, обойдено полным молчанием (никаких редакционных поправок, удовлетворяющих наше любопытство, — свидетельство достоверности послания к Галатам). Возможно, это было время медитации, подготовки и общения со своим Спасителем — может быть, даже курс «Терпение 101»!
Позднее Павел вернулся в Дамаск, где его ждали гонения со стороны иудеев, вынудившие его бежать в Иерусалим. Здесь снова иудеи хотели убить его (Деяния 9:29). Но когда он молился в храме, ему явился Господь и рассказал о ближайшем плане послать своего апостола «далеко к язычникам» (22:21). Некоторые из иерусалимских святых сопроводили Павла в Кесарию и отправили его в Тарс Киликийский (примерно в 225 милях к северо-западу), где он провел почти десятилетие, выполняя миссионерскую работу среди жителей своей родины (ср. 9).:30).
Вполне разумно предположить, что предыдущее обучение Павла способствовало удивительному терпению, которое он проявлял в своих письмах к молодым церквям, проблемы которых он пытался решать.
Всем молодым проповедникам полезно немного потренироваться в терпении.
Мужество
Вряд ли нужно приводить доводы в пользу мужества Павла, и это качество нельзя обойти молчанием.
Нереально представить, что Пол никогда не боялся. В Коринфе Господь в ночном видении говорил своему апостолу, предостерегая: «Не бойся» (Деяния 18:9).). Сила греческого выражения такова: «Перестань бояться». Мужество — это не отсутствие страха; это делать то, что правильно, даже когда вы боитесь!
Во время первого миссионерского похода с Варнавой (Деяния 13:4 и далее) эти братья пришли в город Листру в Малой Азии. Там они столкнулись с человеком, который всю жизнь был калекой. Силой Божией Павел исцелил человека, и толпы, свидетели этого события, пришли в восторг, пытаясь даже поклониться апостолу и его спутнику. Но братья сдержали их. Простые люди не являются надлежащими объектами поклонения.
Вскоре, однако, прибыла конфедерация евреев из Антиохии и Иконии и взбудоражила непостоянную толпу. Павла побили камнями, выволокли за город и бросили умирать. Согласно Еврейской Мишне ( Санхедрин 6:1-4), жертву забивания камнями существенно раздевали, сбрасывали с возвышенности, вдвое превышающей человеческий рост, сердцем вверх, а затем бросали огромные камни. роняли (или бросали) на него, пока он не умер (Arnold 2002, 276; Boismard 19).92, 209). Разъяренная толпа в Листре «предположила», что Павел мертв, и, очевидно, покинула это место. Но апостол «восстал» (намек, быть может, на чудесное выздоровление). На следующий день он и Варнава покинули город и направились к Дервии примерно в шестидесяти милях к юго-востоку.
Видимо, некоторое время они работали в Дервии, ибо «многие ученики» приобрели для Господа. Однако вскоре они решили вернуться в Антиохию Сирийскую, откуда они начали свое евангельское приключение. Они вполне могли выбрать более прямой маршрут, избегая таким образом опасных городов, посещенных ранее. Но нет, они вновь посетят ранее созданные церкви — даже смертоносную Листру — чтобы утвердить учеников и увещевать их оставаться в вере (14:22). Какое мужество требовалось для этого от избитого апостола. Впрочем, неважно; дело Иисуса было первостепенным.
Смирение
Хотя многие черты характера Пола легко приходят на ум ученику, вероятно, смирение не является первой из них. Но смиренный нрав Павла явно понятен проницательному читателю.
Завершив миссионерский поход Павла и Варнавы в Малую Азию, они на время поселились в Антиохии Сирийской. Вскоре прибыли некоторые люди из Иудеи. Невероятно, но они учили «иудейскому Евангелию», а именно тому, что если человек не подчинится еврейскому обряду обрезания, в дополнение к основам Евангелия, он не может быть спасен (Деяния 15:1).
Это учение, столь противоречащее вести, провозглашенной Павлом и Варнавой в их предыдущей проповеди, требовало ответа. По этому поводу было много «разногласий и вопросов», и мир в церкви оказался под угрозой. Таким образом, было предложено, чтобы два миссионера в сопровождении нескольких других братьев отправились в Иерусалим и спросили об этом у «апостолов и старейшин» (ст. 2). Поэтому следственная группа была отправлена в святой город.
Теперь вот интересующий вопрос. Почему Павел не вмешался в первоначальную дискуссию, потребовав: «Послушай, нет необходимости, чтобы уполномоченная группа консультировалась с Иерусалимом. Я сам апостол Христа и ничуть не отстаю ни от кого из других [ср. 2 Коринфянам 11:5]. Поэтому я вполне способен решить этот вопрос самостоятельно. Обрезание не потребуется!»
Но чувствительный апостол знал, что ситуация нестабильна. Если бы христиане в Антиохии почувствовали необходимость обратиться за советом к более широкому кругу апостольской власти, Павел не настаивал бы на том, чтобы выдвигаться вперед. В данном случае большее дело Иисуса было важнее, чем его собственное эго. Он смиренно уходил на время в тень, чтобы Евангелие не пострадало. Это был не последний раз, когда этот благодатный раб Христов уступал в вопросе целесообразности ради своих сродников в Господе (ср. 1 Кор. 9).:12).
Бескомпромиссный
Предполагать, что Павел был воплощением смирения, не значит утверждать, что он был слабаком и скомпрометировал истину. Отнюдь не!
Когда Павел, Варнава и Тит отправились в Иерусалим (Галатам 2:1), некоторые заблудшие члены собрания тайно привели туда «лжебратьев». Эти распространители заблуждений пытались связать закон Моисеев как приложение к Евангелию. Они стремились лишить иерусалимских христиан их законной «свободы» во Христе и поставить их в рабство Моисееву режиму. Некоторые явно хотели потребовать от Тита, грека, пройти обрезание. Но Павел и те, кто поддерживал его лидерство, не потерпели такого отступничества от истины. Они отказались уступить еретической клике — даже «на мгновение» (ст. 5, ESV; ср. Danker et al. 2000, 1102).
В другой раз, когда Павел был в Антиохии (Сирии), на место происшествия прибыл Петр. Узнав о предыдущем эпизоде, когда Петр уступил предрассудкам иудеев и отошел от общения с язычниками, отказавшись от общей трапезы с ними, Павел наказал своенравного апостола. Он писал: «Я сопротивлялся ему в лицо, потому что он был осужден» (Галатам 2:11). Другие иудеи, и даже Варнава, были вовлечены в это «притворство» (ст. 13). «Притворство» происходит от греческого «хупокрисис» — основа английского «лицемерие» (ср. ESV).
Павел не допустит, чтобы истина была скомпрометирована, а дело Христа подвергалось опасности из-за слабых членов церкви, поддавшихся давлению общества. У этой неприятной ситуации есть пара приятных примечаний. Позже Павел похвалит поддержку Варнавы (1 Коринфянам 9:6), а Петр напишет о «возлюбленном брате нашем Павле» (2 Петра 3:15). Никаких обид!
Уступчивость
Хотя мы восхищаемся Павлом за его стальной стержень в доктринальных вопросах, никто не должен делать ошибочный вывод, что он был упрямым и неуступчивым за счет честных душ, которые изо всех сил старались расти в знаниях и на практике правда.
Столкнувшись с упрямой антипавловской фракцией внутри церкви в Коринфе (ср. 1 Коринфянам 4:1 и далее), апостол был вынужден защищаться от выдвинутых против него злонамеренных обвинений. Часть этой защиты находится в 1 Коринфянам 9:19-23.
Ибо, хотя я был свободен от всех людей, я отдал себя в рабство всем, чтобы больше приобрести. И для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных, как подзаконный, не будучи под законом, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона, как чуждых закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных я был немощен, чтобы приобрести немощных; для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. И все делаю ради Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Конкретный пример такой уступчивости великого апостола можно найти в Деяниях 21:17-26. В этом контексте Павел, не колеблясь, «очистился» в храме, чтобы улучшить положение иерусалимских евреев и создать более благоприятную среду для распространения Евангелия в святом городе. Более подробное обсуждение этого инцидента и анализ некоторых предполагаемых проблем, связанных с деятельностью Пола, см. в моем обсуждении в другом месте (Jackson 2005, 270–276).
Этический
Пол не был одним из многих, чья практика несовместима с их учением. Он усердно старался «заботиться о том, что достойно уважения перед всеми людьми» (Римлянам 12:17).
В Риме, во время двухлетнего домашнего ареста — в ожидании рассмотрения его дела перед Цезарем — Павел вступил в контакт с человеком по имени Онисим (имя означает «прибыльный»). Онисим был рабом, бежавшим от своего господина Филимона, христианина, в городе Колоссах (ср. Колоссянам 4:9).). Онисим направился к убежищу переполненного имперского города. Очевидно, бродяга каким-то образом обидел своего господина, возможно, забрав у него деньги или причинив какое-то другое зло (ср. Филимону 18).
Каким-то образом, вероятно, по воле Провидения (ст. 15), слуга вступил в контакт с благородным апостолом язычников, и Павел обратил его (ст. 10). Таким образом, он стал «рабом» Иисуса Христа! Но на этом дело не закончилось. Хотя Онисим получил прощение от Господа, у него все еще были моральные обязательства перед своим господином Филимоном. И Павел добросовестно следил за тем, чтобы эта ответственность была выполнена.
В связи с этим апостол подготовил короткое письмо к Филимону (которое должен был доставить Онисим). Павел умолял Филимона простить эту заблудшую душу, которая была столь «бесполезной», но теперь превратилась в драгоценное и полезное сокровище (ст. 11). Он просит, чтобы Онисима могли принять, как и Павла, если он отправится в путь (ст. 17). Он мягко напомнил своему другу, что тоже в долгу перед ним (ст. 19).
Многие могут возразить, что Павлу не следовало отправлять беглого брата обратно в рабство, но следует помнить о двух вещах: во-первых, это было «этично», учитывая социальную и правовую ситуацию в стране. день; во-вторых, Павел был абсолютно уверен, что Филимон примет Онисима не просто как слугу, но как брата во Христе (ст. 16) — и это изменит все в мире!
Прощающий
Наконец, есть одна черта характера, которую вряд ли можно игнорировать. В своем последнем послании к Тимофею Павел пишет: «При первом моем оправдании никто не встал на мою сторону, но все оставили меня: да не вменится им в вину» (4:16). Я обсуждал этот текст в своей книге «Прежде чем я умру — Послания Павла к Тимофею и Титу » и для удобства воспроизвожу этот материал здесь.
Во-первых, это вопрос исторического контекста. Что подразумевается под «моей первой защитой»? Термин «апология» явно относится к судебному разбирательству. Но какая защита? Это далеко не полностью решенный вопрос. Хотя некоторые утверждают, что эта фраза намекает на более раннее двухлетнее заключение апостола в Риме (Деяния 28), большинство ученых убеждены, что речь идет о предварительном суде в связи с нынешним заключением Павла.
В 64 году нашей эры Имперский город охватил недельный пожар. Ходили слухи, что император Нерон устроил костер, чтобы скрыть свою некомпетентность в качестве администратора. Он злонамеренно обвинил в катастрофе христиан, и христианство стало «незаконной религией». Считается, что арест Пола произошел через пару лет после этих событий. Похоже, апостола сначала привлекли к суду, но с него сняли предварительное обвинение. Однако вполне вероятно, что ожидалось еще одно обвинение, и он ждал второго этапа судебного разбирательства, от которого он не ожидал никакого избавления. Его надвигающаяся судьба кажется ему вполне определенной (2 Тимофею 4:6).
Во-вторых, ясно, что, когда этот доблестный брат предстал перед властями на начальном этапе судебного разбирательства, никто — доступный и в состоянии сделать это — не пожелал встать рядом с ним. Может быть, он разослал призыв к братьям о свидетелях, но, опасаясь за свою жизнь, многие «отвернулись» от него (ср. 1:15; 4:16). Где были те из Римской церкви, которые так радостно отправились встречать апостола, когда он впервые приблизился к городу с семью холмами (Деяния 28:13-15)? Многие ли из них уже замучены? Конечно, нельзя было ожидать помощи от «антипавловской» фракции в Риме (ср. Филиппийцам 1:15 и далее).
В-третьих, самое удивительное в этом обстоятельстве — отношение Павла к тем, кто «оставил» его. Он написал: «. . . да не возьмут это на их счет». «Учетная запись» (logizomai) — это коммерческий термин, используемый метафорически; здесь оно означает «занести в список». Ясно, что он имеет в виду окончательное урегулирование на Суде (ср. 1:16-18). Среди тайны этого отрывка несколько фактов кажутся очевидными. (а) Павел не умолял Бога игнорировать умышленное, высокомерное пренебрежение Божьим законом, преследуемое без склонности к покаянию. (Глагол в оптативном наклонении; он действительно включает в себя желание, просьбу.) Такой взгляд игнорирует другие отрывки, имеющие эмфатический смысл (Луки 17:3; Деяния 8:22; 1 Иоанна 5:16). В этом же контексте апостол ссылается на Александра, о котором он говорит: «Господь воздаст ему по делам его». [Исполнение короля Иакова, которое вызывает желание, не имеет наилучшей текстовой поддержки.] От имени такого человека не было прошения о помиловании.
С другой стороны, кажется, что Павел действительно рассматривал пренебрежение со стороны некоторых как проявление человеческой слабости, а не открытый бунт. Страх может вызвать панику в экстремальных условиях, чего может не быть в менее стрессовых обстоятельствах. Представляется, что в этой ситуации апостол, по крайней мере, видит возможность того, что Бог проявит милость из-за человеческого элемента (см. Пс. 102:13-14). Возможно, он мог бы пролить милость на тех, кто не был столь доблестным, каким мог бы быть в идеале. Таким образом, этот текст может быть не только комментарием прощающего духа Павла, но и подчеркивать милость Того, Кто знает истинный характер наших сердец (2007, 29).4-296).
Заключение
Каким духовно полезным опытом было бы иметь полный «альбом» «снимков характеров» Павла, апостола, который навсегда оставил свой образ в мире. Мы можем многому научиться у этого замечательного человека; да приложим мы мужество и энергию, чтобы посвятить себя его учебному классу.
Созерцатели мира: набросок характера Павла
Внутри
бесспорных письмах Павла можно увидеть много различных черт характера
апостол. Он, без сомнения, страстный, верный Христу и откровенный в своих
убеждения. Кто-то может сказать, что он даже производит впечатление несколько гордого человека.
разные времена. Для того, чтобы лучше понять, какие черты характера у Павла
были, нужно изучить письма, которые он писал своим единоверцам, когда служил
их и многих других в служении. Марион Л. Соардс говорит в «Жизни и
Писания Павла», «Поскольку послания — это то, что осталось непосредственно от
усилий как апостол, следует исследовать их с точки зрения их организации
и стиль, чтобы увидеть, предлагают ли они дальнейшее понимание характера их
автор» (86). Нужно исследовать, что писал Павел и как он это писал, чтобы
лучше понять, какие разные виды черт характера могут быть правильными
приписывается Павлу. Хотя есть много разных черт характера, которые могут быть
приписываемые Павлу, четыре из них представляют особый интерес: чувство Павла
преданность, его чувство надежды, его нежный дух и его чувство
смирение.
Пол
был верен тому, что, как он знал, было правдой. Он отождествлял себя со Христом и
отказывался принимать любое учение, которое казалось противоречащим тому, что он знал
о Христе. Это видно из первой главы послания Павла к
Галатам. Он пишет: «Я поражен, что вы
так скоро оставляешь призвавшего тебя благодатью Христовою и
обратившись к иному Евангелию, которое на самом деле вовсе не Евангелие» (Гал. 1:6-7а,
НИВ). Он говорит, что галаты сбились с пути, веря в ложное
Евангелие, и он упрекает их за это. Он продолжает: «Очевидно, что некоторые люди
ввергают вас в замешательство и пытаются извратить благовествование Христово. Но
даже если бы мы или ангел с неба стали проповедовать не то евангелие, которое мы
проповедовал вам, да будет он осужден навеки!» (Гал. 1:7б-8, NIV). Павел
был верен своей вере во Христа, ставя Христа превыше всего. Он даже пошел
вплоть до того, чтобы сказать, что если бы он сам когда-либо проповедовал что-то ложное о
Христос, он должен быть «осужден навеки». В The Anchor Bible комментарий к посланию к Галатам, Дж. Луис Мартин говорит о
Павла: «Рассматривая в значительном отдалении возможность того, что он
потерять ориентацию и проповедовать другое евангелие, он настаивает на том, чтобы все,
включая себя, подчиняется Евангелию Христа и подчиняется Божьей
суд» (114). Павел говорит, что даже если он проповедует ложное евангелие, они должны
не слушать его, показывая свою твердую верность истинному Евангелию Христа.
Ричард Б. Хейс говорит в томе XI из
New Interpreter’s Bible :
«Павел определенно
не ожидает провозглашения иного Евангелия, но включает себя
гипотетически под угрозой проклятия он делает важное замечание. Он
не требуя от галатов личной верности ему; скорее, что важно
это их верность евангельской вести. Даже если Павел отклонится и начнет
проповедуя нечто иное, галаты должны отвергнуть его и цепляться за
Евангелие» (206).
Говоря это,
Павел демонстрирует характерную для него верность Евангелию Христа. Он также ссылается
ангелам в этом отрывке, написанном к галатам. Он говорит, что если даже
приходит ангел, проповедуя что-то ложное о Христе, церковь не должна
Послушай его. Этим он говорит, что верность Христу должна перевешивать
преданность чему-либо или кому-либо другому. Он говорит верующим, что они
должен быть верен Христу, прежде чем быть верным какому-либо человеку, даже если этот человек
так же хорошо образован, как Пол. Он говорит, что они должны быть верны Христу, прежде чем
все, даже если придет к ним такой духовный человек, как сам ангел. Христос
должно стоять на первом месте, и все, что говорят все остальные, должно согласовываться с тем, кто
Христос есть, иначе галатам не следует их слушать.
Павла
глубокое чувство верности не ограничивалось только им самим. Он также занимал высокое
стандарт лояльности для других верующих. Его твердая вера в верность
Воскресший Спаситель Христос был чем-то, что, по его мнению, должно было присутствовать среди всех, кто
объявили себя христианами. Глубокое чувство лояльности Павла видно из его письма
к Филимону. Кое-что, представляющее заметный интерес, хорошо видно в
Послание к Филимону заключается в том, что верующие должны не только быть верными в своих
обязательство служить Христу, но верующие также должны быть верными в своих
обязательство помогать апостолам Христа. Для Павла верность Христу означает совершение
помогать тем, кто призван проповедовать весть о Христе
Мир. Для дорогого друга Павла Филимона это также означало обязательство
помогите Павлу. В письме к Филимону Павел просит Филимона примириться с
его раб Онисим, который, по-видимому, бежал от своего хозяина. Павел спрашивает Филимона
принять Онисима обратно как собрата во Христе как ради него самого, так и
ради всего святого. Павел пишет Филимону:
«Поэтому, хотя во Христе я мог бы быть смелым и приказывать вам делать то, что вы
должен сделать, но я обращаюсь к вам из любви. Я тогда, как Павел — старый
человек, а ныне еще и узник Христа Иисуса, умоляю тебя о сыне моем
Онисима, , который стал моим сыном, пока я был в цепях»
(Флп.1:8-10, NIV). Павел говорит от имени раба Филимона Онисима, спрашивая
Филимону принять его. Павел продолжает напоминать Филимону о его собственном положении.
и верность Христу, и как он сам обязан своей жизнью Павлу из-за
тот факт, что Павел проповедовал ему Евангелие, что привело его к тому, что он нашел
спасение во Христе. Павел говорит Филимону: «Итак, если ты считаешь меня соучастником,
примите его, как приветствовали бы меня» (Флп. 1:17). Он обращается к Филимону.
чувство преданности ему. Павел знает, что как человек, который, по-видимому, пришел к
познать Христа через влияние Павла, скорее всего, и Филимон будет
Вынужден подчиниться желанию Павла. Павел ожидает, что Филимон будет действовать в
такая же преданность, с которой он видел действия Павла. Ф. Ф. Брюс говорит в Новый международный комментарий к Новому
Завет :
«Если Павел не отдает приказов Филимону, он, по крайней мере,
ожидает от него «послушания», даже если это послушание будет молчаливым согласием на
просьба, а не выполнение требования. Он уверен, говорит, что
Филемон будет не только читать то, что написано в его письме, но и читать между
линии и посмотреть, что Пол действительно хотел бы, чтобы он сделал — и сделать это» (222).
Филимон в самом прямом смысле является учеником Павла, и
Сильная верность Павла Христу и тем, кто проповедует Христа, скорее всего,
значительное влияние на верность Филимона Христу и его верность тем,
проповедующие Христа, включая Павла. Узнав об этом, Павел призывает Филимона
показать эту верность, которую Павел проявил к нему через Христа, но принимая его
собрат во Христе и законный раб Онисим. Пол полностью уверен
что Филимон будет так же верен любви ко Христу, как и его учитель Павел
был в его примере к нему. Павел пишет Филимону: «Хотел бы я, брат,
чтобы иметь от вас пользу в Господе; освежи мое сердце во Христе.
Уверенный в вашем послушании, я пишу вам, зная, что вы сделаете еще больше
чем прошу» (Флп. 1:20-21). Интересно отметить, что хотя Павел
кажется, полностью уверен в Филимоне, что он сохранит свою лояльность, как Павел
имеет и поступать правильно, он по-прежнему считает необходимым напомнить
Филимон этой верности. В дополнение ко всему, что он сказал, Павел также спрашивает
Филимону приготовить ему комнату, чтобы ему было где остановиться, когда он
посещает церковь, частью которой является Филимон. Павел добавляет: «И еще одно:
Приготовьте мне комнату для гостей, потому что я надеюсь вернуться к вам в ответ на
ваши молитвы» (Флп. 1:22, NIV). В этой просьбе Павел показывает, что не только
Филимон верен ему, но он верен Филимону. Пол хочет воссоединиться
со своим другом и братом во Христе. Общение и дружба Павла с
Беглый раб Филимона Онисим не заставил его забыться в дружбе
с Филимоном. В этом письме Павел показывает свою верность Филимону, что является
результат связи, которую они оба разделяют во Христе.
Павел
есть надежда, которая была посажена глубоко внутри него. Он дает понять, что это
надежда, о которой он говорит и которую он испытал, пришла через Христа. Он
надеется на то, что, по его мнению, Христос сделает в будущем, и у него есть надежда, что
в конце концов все, что ушло от Бога, однажды так или иначе
форме быть искупленным через Христа. Эта надежда характерна для Павла и
видно в его письмах к церквам. В 1 ст
Фессалоникийцам, Павел пишет церкви и рассказывает им о своей надежде на
возвращение Христа, которое произойдет в будущем. Он также сообщает церкви
своей надежды на воскресение мертвых через Христа. Он хочет
Фессалоникийцам разделить эту надежду, которая у него есть. Он говорит им: «Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении о тех, кто
уснуть или скорбеть, как и прочие люди, не имеющие надежды» (19).0160 ст
Фесс. 4:13, НИВ). Он говорит им это, потому что хочет, чтобы у них было то же самое.
надеюсь, что он есть. Они были обеспокоены тем, что некоторые из них умирали.
и Иисус, казалось, долго не возвращался. Они хотели знать
что произойдет с верующими, которые умерли до возвращения Христа. Ф. Ф.
Брюс говорит в The Word Biblical
Комментарий к 1 st и 2 nd Фессалоникийцам: «Смерть
их друзей наполнили их сердца печалью, и они нуждались в послании
успокоение, основанное на более точном изложении христианской надежды» (104). Павел
признает их чувство безнадежности в их вопросах, и он отвечает
пытаясь убедить их, что есть надежда на воскресение. Брюс
продолжает: «Надежда была одним из главных акцентов Евангелия; это была особенность
христианского бытия. Верующие во Христа противопоставлены «другим,
надежды нет»» (104). Павел говорит, что они должны взяться за это же
надежду, которой он уже овладел и которую выражает в своем собственном
жизнь и характер. Он говорит им: «Итак ободряйте друг друга этими
слова» (1 ст Фес. 4:18, НИВ).
В Послании к Римлянам Павел также говорит об этой надежде, которую он имеет.
опытный, и это стало частью его собственного характера. Он позволяет
римские христиане знают, что ему не безразличны страдания и что он
понимает, как тяжело людям, когда они прошли через страдания
сам прошел через много страданий. Он сообщает им, что, возможно,
надеются на свои страдания из-за Христа так же, как он надеется на свои страдания
через Христа. Он говорит, что благодаря Христу мы можем радоваться
страдания. Он говорит: «И мы радуемся надежде славы Божией. Не только
так, но и мы радуемся своим страданиям, потому что знаем, что страдание
производит упорство; настойчивость, характер; и характер, надежда. И надеюсь
не разочаровывает нас, потому что Бог излил Свою любовь в наши сердца через
Святого Духа, Которого Он дал нам» (Рим. 5:2б-5, NIV). Павел надеется на
страдания, потому что он знает, что через Христа страдания могут привести к другим
вещи, которые хороши. Он признает, что страдание — это то, что меняет
кто человек внутри, и он знает, что через Христа это изменение может
быть очень хорошей вещью. Он говорит, что характер человека меняется от страдания.
и что именно это приводит к надежде. Он говорит, что надежда — это то, что
не разочаровывает. Говоря это, он показывает, что он не только полон надежд
человек, но он также имеет надежду в самой надежде. Он надеется, что его надежда не сбудется.
разочаровать его. Джеймс Р. Эдвардс говорит об этой надежде, характерной для
Пол в Новый международный библейский комментарий
на письмо Павла к римлянам:
«Особенно важно заявление Павла о том, что надежда делает
не разочаровывай нас (ст. 5). Греческое слово, означающее разочарование, kataischynein , родственно тому же слову в 1:16: «Я не
стыдится ( epaischynein ) Евангелия».
Он напоминает, несмотря ни на что, что доверие верующего к
Евангелие — это не пустая фантазия. Иудейско-христианская концепция надежды затмевает
древнегреческое представление о надежде. Ибо надежда греков была не более чем
случайность, возможный исход текущих обстоятельств. Но для евреев и
Надежда христиан связана с личностью и обетованиями Бога» (137).
Надежда Павла тверда. Его надежда не есть надежда
Греки, которые сказали бы, что что-то может произойти, а может и не произойти. Надежда на Павла
напрямую связаны с его верой. Он знает, что его надежда не разочарует его
потому что он знает, что Бог его не разочарует, и его вера в Бога
непоколебимый.
Павла также можно рассматривать как человека, обладающего любящим духом.
за своих братьев и сестер во Христе Иисусе. Его привязанность к ним видна в
начало своего письма к филиппийцам. Он говорит им: «Бог может засвидетельствовать
как я желаю всех вас любовью Христа Иисуса» (Флп. 1:8, NIV).
Павел так любит своих братьев и сестер во Христе, что утверждает,
наполниться этой глубиной с желанием быть с ними. Уильям Барклай
говорит в Новая Библия для ежедневного изучения этого стиха: «Буквальный перевод: ‘Я
тоскую по вам всем с недрами
Иисуса Христа». […] Это, как полагали греки, было местонахождением
эмоции и привязанности (21). Пол дает им понять, насколько глубоко его
привязанность к ним, когда он говорит это. Он говорит им, что это правильно. Он
говорит им: «Мне следует так относиться ко всем вам, потому что я
ты в моем сердце; нахожусь ли я в цепях или защищаю и подтверждаю
Евангелие, все вы разделяете со мной благодать Божию» (Флп. 1:7, NIV). Павла
привязанность к этим людям такова, что он говорит им, что они в его
сердце. Кажется, он намекает, что его привязанность к ним вызвана
глубокая связь, которую они имеют друг с другом. Эта связь до сих пор
присутствуют и ощущаются даже тогда, когда они разлучены и больше не могут видеть друг друга,
что показывает, насколько глубока его привязанность к ним.
Великая привязанность Павла к своим единоверцам также проявляется
в письме, которое обычно называют 2 nd
Коринфянам. В этом письме, как и в предыдущем оставшемся письме к
Коринфянам, ясно, что Павел был встревожен сообщениями из
церковь в Коринфе. Он пришел, чтобы узнать, что внутри
церкви, которые заменили истину Евангелия ложью. Есть некоторые
среди них, которые еще живут в глубоком грехе и не позволили себе
быть очищенным кровью Иисуса. Они все еще предаются греховной природе
и оставаться рабами этой природы. Павла это огорчает из-за его
очевидной верности Христу, но и огорчается этим, потому что сам
испытывает глубокую заботу и привязанность к коринфянам. Он говорит им: «Ибо Я
писал тебе от великой скорби и стеснения сердечного и со слезами многими, не
огорчить тебя, но дать тебе понять всю глубину моей любви к тебе» (2 -й
Кор. 2:4, НИВ). Он признает, что те, кто грешил, делали это, чтобы
их собственное уничтожение. Это причиняет боль Полу
из-за его любви и привязанности к этим людям. Линда Л. Бельвиль говорит в
Серия комментариев IVP к Новому Завету
на 2-е Коринфянам, « Thlipsis (бедствие)
и synochē (тоска) 90 142 являются виртуальными синонимами личной боли, вызванной
угнетающими обстоятельствами» (72). Причина, по которой Павел чувствовал это страдание и
страдание было из-за его глубокой любви к коринфянам. Бельвиль продолжает,
«Здесь они ссылаются на глубокое эмоциональное смятение, которое испытал Павел, когда
написал это письмо коринфянам, очень похожее на тревогу, которую испытывает родитель
когда сталкиваешься с перспективой применения дисциплины» (72). Он относится к одному
брат, который тяжко согрешил, и он говорит, что его грех не только
что-то, что влияет на него, но и на других верующих, которые знают этого человека.
Павел пишет им: «Если кто огорчил, не столько огорчил меня,
так как он всех вас огорчил, в какой-то степени, — если не сказать слишком строго» (2 -й
Кор. 2:5, НИВ). Пол чувствует боль в сердце, потому что он знает, что это
то, что человек делал, причиняло боль другим верующим. Павел
признает это и показывает, что, когда другие верующие чувствуют боль, он тоже
чувствует боль из-за своей большой привязанности к ним. Он глубоко заботится о них.
В письмах Павла можно увидеть, что хотя Павел
страстный и твердый в своей вере и в жизни, которой он сейчас живет во Христе, он
также знает смирение. Он понял, что не заслуживает этого звания, которое
он получил от Бога. Он пишет о том, что раньше был врагом
церковь, преследуя ее, но что Бог по Своей милости призвал его из этой жизни
и сделал его апостолом Христа для язычников. Он смирен Богом
любви и благодати к нему, и по великой привилегии он имеет провозглашать
Благая весть о Христе миру. Он знает, что недостоин всего, что у него есть
получили. Он говорит в 1 st Коринфянам, «ибо я наименьший из
апостолами и даже не достоин называться апостолом, потому что гнал
церковь Божия. Но по милости Божией я такой, какой я есть, и его благодать ко мне
не осталось без последствий» (1 ст. Кор. 15:9-10а, NIV). Он признает, что
только по благодати Божией он стал апостолом Христовым. Марион Л.
Соардс говорит в New International
Библейский комментарий к 1 Коринфянам: «Упомянув встречу с
Воскресший Иисус, составлявший его призвание, Павел продолжает объяснять
значимость Божьей благодати, как он понял из этого опыта. Он понял
благодать быть незаслуженной и преображающей» (320). Павел видел призвание Христа
на свою жизнь как акт благодати, и он продолжает говорить, что он работал
труднее всех других апостолов, но вместо того, чтобы гордиться этим
он утверждает, что это было возможно только по милости Бога.
Смирение Павла видно и в его письме к
филиппийцам. Он описывает Христа и то, как Христос пришел на землю в смирении, даже
хотя Он был Богом. Стивен Л. Харрис говорит в Новый Завет: введение студента : «Призывая филиппийцев ставить благо других выше своего собственного,
Павел цитирует поведение Иисуса как высший пример смиренного служения другим».
(364). Павел говорит, что все мы должны уподобиться Христу в смирении, служа одному
Другая. Павел применил это смирение, смирение Христа-Слуги, к
свою жизнь, и он призывает других верующих сделать то же самое. Он указывает на
Пример смирения Христа как пример для всех верующих, когда он читает
гимн, поговорка:
«Твое отношение должно быть таким же, как у Христа Иисуса:
Который, будучи по самой природе Богом,
не считал равным Богу
что-то, что нужно схватить,
но ничего не сделал из себя,
приняв саму природу слуги,
сотворенный по человеческому подобию.
И явившись по виду как человек,
смирил себя
и был послушен до смерти —
даже смерти на кресте!
(Флп. 2:5-8, NIV).
Идея смирения себя, как это сделал Христос, была тем, что Павел
призывает к этому всех верующих. Он включает себя в эту команду. Он не
освобождать. Подобно тому, как Христос не отказался отпустить Свою власть и положение
как Бог, так и все, кто следует за Христом, должны быть готовы отказаться от своего места в
жизнь ради Христа, считая всех других более достойными, чем
сами себя. Человек также должен быть готов отказаться от своей жизни, чтобы быть
слуга, каким был Христос. Для Павла это, вероятно, было правдой в буквальном смысле.
так и духовно. Павел показывает свое смирение в своем желании быть похожим на Христа
в совершенном смирении Христа, когда Он стал человеком. Подобно тому, как Христос «смирил
сам и был послушен до смерти», так и обыкновенно думают, что Павел
испытал смерть ради Христа, Господа своего.
В
в бесспорных письмах Павла можно увидеть много разных черт характера
апостол. Хотя это правда, что гораздо больше может быть
сказал о многих различных чертах характера Павла, эти четыре характера
черты могут многое сказать о самом человеке Поле. Понятно, что он был
человек Божий и что он горячо желал служить Христу, который искупил его и
возвещать евангельскую весть всем, кому только можно. Эти черты характера
верности, надежды, привязанности и смирения встречаются в письмах Павла к
его единоверцы. Хотя есть много разных черт характера
которые можно отнести к Павлу, четыре из них представляют особый интерес:
Чувство верности Павла, его надежда, его нежный дух и его
смирение.
____________________________________________________________
Процитированные работы
Харрис, Стивен
л.
Новый Завет: введение студента .
6-е изд. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2006.
Пауэлл, Марк.
Аллан, изд. Новый Завет сегодня . Марион
Л. Соардс. «Жизнь и сочинения
Павел.» Луисвилл, Кентукки: Westminster John Knox Press, 1999.
Мецгер, Брюс
М., изд. Word Библейский комментарий. Том.
45. 1 и 2 Фессалоникийцам . Ф. Ф. Брюс. Колумбия:
Word, Inc., 1982.
Мартин, Дж. Луис. Якорная Библия. Галатам. Новый перевод
с введением и комментариями . Нью-Йорк: Doubleday, 1997.
Барклай, Уильям.
Новая Библия для ежедневного изучения. Послания к Филиппийцам, Колоссянам и Фессалоникийцам. Луисвилл, Кентукки:
Westminster John Knox Press, 2003.
Осборн, Грант.
Красный. Комментарий к Новому Завету IVP
Ряд. 2 Коринфянам . Линда Л. Бельвиль.