Храм в хотьково родителям сергия радонежского: Усыпальница рода Сергиева в Хотьково
Содержание
Усыпальница рода Сергиева в Хотьково
Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого.
Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.
Не будет преувеличением сказать, что именно в Хотьково началась история знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Из жития Сергия Радонежского, составленного монахом Епифанием в XV веке, нам известно, что отец преподобного был знатным боярином из Ростова. В силу обстоятельств Кирилл со своей женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем – будущим Сергием – вынужден был переселиться из Ростова в село Радонеж. Когда дети выросли, супруги решили по старинному обычаю принять монашеский постриг, чтобы достойно подготовиться к смерти. Для этого Кирилл и Мария выбрали Покровский монастырь в Хотьково, который находился недалеко от их дома.
Хотьковский монастырь выделялся тем, что в нем могли вместе жить монахи и монахини. Такие монастыри существовали на Руси вплоть до царствования Ивана Грозного, когда согласно соборному определению инокам и инокиням было запрещено жить в одной обители. Таким образом, Кирилл и Мария, уйдя в монастырь, можно сказать, не расставались друг с другом и после кончины были погребены вместе. Старший сын благочестивых супругов Стефан, хотя и женился, также был склонен к монашеской жизни. Его жена Анна рано умерла, поэтому Стефан решил постричься в монастыре в Хотьково, куда прежде ушли его родители. Двух малолетних сыновей он, вероятно, отдал на воспитание в семью брата Петра.
Вскоре после кончины родителей к Стефану в Покровскую обитель пришел его младший брат Варфоломей, который также желал иночества. Он убедил Стефана уйти в лес в более уединенные и безлюдные места. Тогда в Хотьково, можно сказать, и зародилась мысль двух братьев-пустынников основать Троицкий монастырь. Варфоломей и Стефан покинули Покровскую обитель и, исследовав разные места, остановились в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, где срубили церковь в честь Святой Троицы. Стефан, будучи одним из основателей знаменитой в будущем обители, вскоре покинул младшего брата и уехал в другой монастырь. Сын Стефана Иоанн позже последовал примеру дедушки и бабушки, отца и дяди и также стал монахом. Он известен в церкви как святитель Феодор. Считается, что по просьбе своего дяди и учителя святого Сергия Радонежского он участвовал в создании Симонова монастыря в Москве, а, став епископом, переехал в родной для семьи Ростов.
Могила родителей преподобного Сергия стала объектом народного почитания с очень давних времен, хотя формально общецерковное признание Кирилла и Марии Радонежских святыми состоялось лишь в 1992 году. Их могила с XIV века находилась в Покровской церкви. Эта церковь не раз перестраивалась в течение веков. Дошедшее до нас каменное здание собора было построено в 1816 году. Могила преподобных находится сегодня внутри Покровского храма в трапезной части с правой стороны. О том, что народное почитание радонежской четы началось задолго до официальной канонизации, свидетельствует богато украшенная сень над их гробом, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях Покровского собора.
В период закрытия монастыря в XX веке останки были вынесены из церкви и погребены в земле недалеко от Покровского собора. С момента восстановления монастыря в 1992 году мощи родителей Сергия вернулись в храм, а на монастырском погосте установили памятную плиту, с указанием места, где они покоились в советские годы. Там же на погосте в 2010 году был установлен красивый резной каменный крест с барельефными изображениями Иисуса, ангелов, предстоящих святых, а также Кирилла и Марии Радонежских. Из надписи на этом кресте мы узнаем, что в Хотьковском монастыре помимо родителей преподобного были погребены и другие его родные: старший брат Петр, племянник Климент и две невестки Анна и Екатерина.
Паломники в старые времена имели негласный обычай перед посещением Троице-Сергиевой лавры и гроба радонежского праведника, обязательно зайти в Покровский монастырь в Хотьково, чтобы поклониться родителям преподобного. Такая последовательность паломнического пути была вполне логична для богомольцев, двигавшихся из Москвы, ведь Хотьково располагалось прямо на их пути в Сергиев Посад. Более того, сама планировка монастыря и сейчас представляет собой вытянутый прямоугольник. Все храмы и постройки группируются не вокруг какого-то главного собора, а по обеим сторонам своеобразной центральной «улицы» обители, которая в старину являлась одновременно отрезком длинного паломнического пути в Лавру.
Совсем другой маршрут был у паломников северо-востока страны, которые двигались, например, из Ярославской губернии. Им по пути был ближе сам Троицкий монастырь с мощами Сергия, а не Хотьково. Однако народное убеждение, что прежде нужно обязательно поклониться гробу родителей святого и испросить у них символического благословения, оказывалось сильнее логики маршрута. Эти богомольцы, достигнув Сергиева Посада, проходили мимо стен Лавры и делали лишние десять верст до Хотьково. Только после поклона преподобным Кириллу и Марии они возвращались обратно к Лавре.
Сегодня архитектурной доминантой монастыря является Никольский собор, построенный в 1904 году архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Более старый Покровский собор, где покоятся мощи родителей Сергия, после постройки второго храма оказался как бы в тени массивного здания из красного кирпича, напоминающего чем-то византийскую греческую архитектуру. Александр Латков до революции в течение двадцати лет был лаврским зодчим. Им были построены многие здания в Троицкой обители и ее скитах. Любопытная постройка Латкова сохранилась в Москве недалеко от метро Римская. Речь идет о часовне «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, которая стоит, зажатая с двух сторон магазинами и кафе, на улице Сергия Радонежского. По преданию, часовня была поставлена на том месте, где святой Сергий попрощался со своим учеником Андроником, поручив ему возглавить Спасский монастырь на реке Яузе.
Чудеса | Покровский Хотьков монастырь
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии.
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии
«Нетленные мощи святых процветают славою их добродетелей, – пишет святитель Филарет Московский, – так, что они, бывая нередко умалены в земной жизни, являются великими по смерти. И после смерти являют в себе духовную силу жизни, чудесно изливающуюся и на то, что их окружает. Иисус Христос благоволит жить в избранных своих даже телесно, поскольку обретает их способными ко внутреннему с Ним общению. Он вселяется в сердце и вносит в него новую жизнь. И тело, непрестанно очищаемое воздержанием и подвигами, даже в земной жизни начинает быть богоносным и благоухает силой Христовой для других… А поскольку сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь в человеков, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их сообщает нетление; поскольку сила Христова всемогуща, то согласно и то, что она через них чудодействует, когда это угодно Господу… Сие нетление, сия целебная сила, от них исходящая, поучает нас благочестию и побуждает подражать вере их». (Свт. Филарет, митрополит Московский. Слова и речи: 1 т. Троице- Сергиева Лавра, 2009, с. 261, 264, 266)
Сила заступничества Божией Матери, преподобных Кирилла и Марии и преподобного Сергия проявляется в чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря. В трудное для русского народа и Святой Церкви время не раз проявлялось ходатайство перед Богом за своих земных собратий преподобного Сергия и его родителей.
В 1770 – 1771 годах Россию постигло одно из сильнейших народных бедствий. Холера или, как тогда говорили, моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество людей. Хотьковские монахини обратились к заступничеству Божией Матери и своих небесных покровителей, преподобных Кирилла и Марии. Перед образом Тихвинской Божией Матери служились водосвятные молебны, была составлена молитва преподобным для чтения на каждой «Славе» Неусыпаемой Псалтири у их святых мощей. Эта молитва в Покровском монастыре читалась постоянно и переписывалась. Как сказано в записях того опасного времени: «Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Так молитвами небесных предстателей обитель избавилась от страшной болезни.
Второе такое же чудо произошло в 1848 г., во время очередной вспышки холеры. Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем монастырским келлиям и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотькове во множестве собирался народ из окрестных деревень на молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Благодаря усиленным молениям Божией Матери и святым Кириллу и Марии в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия. В Церковной летописи Покровского Хотькова девичьего монастыря сказано: «В память этого чудесного избавления от болезни установлено совершать молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери после часов перед Литургией каждую субботу, на котором читаются весь канон с пением припевов, молитва Богородице и молитва угодникам Божиим схимонаху Кириллу и схимонахине Марии». Такая традиция благоговейно соблюдалась в обители до революции.
22 августа 1848 г. по благословению митрополита Московского Филарета и наместника Троицкой обители архимандрита Антония состоялся крестный ход из Троице-Сергиевой Лавры в Хотьков монастырь и в село Радонеж с образом преподобного Сергия, написанном на его гробовой доске (разнятой по повелению царя Феодора Иоанновича в 1585 г.), по преданию, этот образ имел сходство с ликом преподобного. Живое изображение лика преподобного, вознесенное высоко над толпой, создавало впечатление шествия самого Игумена земли Русской на помощь призывающим его… Далеко перед монастырем встретили образ преподобного хотьковский протоиерей с причтом, с хоругвями и святыми иконами и игумения с сестрами внесли его в обитель, в храм Покрова Богоматери, и поставили при гробах его родителей, преподобных Кирилла и Марии. Очевидцы вспоминали, что нельзя было без слез смотреть на этот видимый союз святого сына со святыми родителями.
Так живо представлялись теперь воображению узы, некогда соединявшие преподобного с его родителями по плоти и благодатью Божией соделавшиеся теперь святыми и, конечно, никогда не расторгаемыми. Свет славы преподобного Сергия озаряет и место покоя его родителей, и вот уже четыре с половиной века память их ублажается из рода в род и имя их с благоговением произносится устами почитателей Преподобного Сергия.
С могилы святых Кирилла и Марии икону преподобного перенесли в древний Радонеж. Народ, тысячами отовсюду стекавшийся, с радостными слезами встречал образ и с умилением слушал читаемую наместником Лавры молитву угоднику Божию на месте, древле освященном его стопами.
Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем избавлении обители от холеры. В 1871 г. снова совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия. В конце мая образ носили по окрестностям на особом катафалке; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в Летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и насельниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом… Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и его родителей. Ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе». Также и в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия и падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой.
Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует о чудесном исцелении дочери крестьянина Симбирской губернии Татьяны Ивановой: «Это произошло в 1868 г. После падения в реку в зимнее время она заболела ревматизмом. От болезни по всему телу образовались язвы, от которых исходил зловонный запах. Она не могла ходить и лежала в постели более 12 лет.
Под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел родной брат, приказав вынести больную на праздник в скотную избу по причине зловония. Татьяне такое приказание родного брата было очень прискорбно, и она горько плакала перед Богом, что зловоние ее ран брат уже не терпит, и она должна проводить светлые и радостные дни с телятами и ягнятами. Со слезами на глазах она как бы уснула перед утреней Светлого Христова Воскресения, и ей представилось, что перед ней стоит седенький старичок в мантии, со склоненной головой и говорит ей: «Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари, и молись Богу, и призывай Преподобного Сергия и Кирилла и Марию». И, благословив ее, стал невидим. После этого она проснулась и увидела, что никого нет, а теплится только лампадка, и почувствовала облегчение, и ломоты более не ощущала. Мать ее утром сняла тряпки с ран и, увидев, что остались только голые кости и жилы, и, узнав от нее, что ломотные боли утихли, обмыла ее, надела чистое белье и стала ожидать ее смерти. Брат стал упрекать мать, что она не вынесла ее снова в хлев, на что мать сказала: «Что ее выносить – она скоро умрет». А Татьяна, напротив, чувствовала себя гораздо лучше и стала сидеть. В Светлый вторник раны ее стали затягиваться и закрываться, а зловония от них уже не было со Светлого дня, и она час от часу стала поправляться. Когда же она стала ходить и несколько окрепла, ей стали говорить, чтобы она сходила помолиться Богу и поблагодарила Преподобного Сергия за исцеление. Но мать, видя ее слабость, не отпускала, боясь, что она умрет в дороге, и девица отложила богомолье до другого года. Несмотря на это, многие убеждали ее, чтобы не откладывала благодарить Бога и шла непременно, на что она и решилась.
На пути, когда она зашла в Саровскую пустынь, где исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн, схимник, имени которого она не помнит, увидев ее и ухватив сзади за плечо, сказал ей: «Иди к Преподобному Сергию и благодари, родители его Кирилл и Мария исцелили тебя, благодари и их». Она сначала думала, что этот старец являлся ей во сне, но, посмотрев на него внимательно, не признала за того, который ей являлся, и сказала, что она боится, как бы по слабости здоровья не умереть в дороге. Он отвечал: «Не бойся, Кирилл и Мария и Преподобный Сергий молитвами своими сохранят тебя, и ты будешь совершенно здорова. От обители Преподобного Сергия недалеко и преподобные родители его почивают – в девичьем монастыре в Хотькове, который отстоит только в 10-ти верстах. А если ты не пойдешь, Господь накажет тебя, и даже не мысли, чтобы тебе возвратиться домой».
Удивившись этому старцу, неизвестно почему узнавшему о ее болезни и явлении Преподобного Сергия, она решилась идти и чем ближе подходила к обители Преподобного Сергия, тем крепче становилась силами и здоровьем, и пришла в Петров пост в обитель. Помолившись Господу Богу и поблагодарив Преподобного Сергия за его явление, отправилась в Хотьков монастырь. Когда она стала прикладываться к изображению преподобного Кирилла, голова ее, до тех пор бывшая наклоненной от сведенных жил в правую сторону, неожиданно стала прямой, шея также выпрямилась и стала свободно поворачиваться.
Обрадовавшись такому чудесному исцелению и приложившись к изображению преподобной Марии, она стала рассказывать об этом исцелении и была отведена к игумении монастыря Филарете, которой и рассказала все. Исцелившись, она осталась в монастыре. Ныне она совершенно здорова, только при трудной работе скоро устает.
Свидетельствую о сем по священству отец ее духовный хотьковский протоиерей Алексий Лебедев»
Другой хотьковский священник Сергий Терновский приводит рассказ об исцелении рясофорной послушницы Хотькова монастыря Агриппины, в монашестве Архелаи, три месяца страдавшей параличом. Нестерпимые боли не давали несчастной спать. «В ночь на 8-е января 1879 г. Агриппина, по обыкновению, не спала и в сильной горести сердца, потеряв надежду получить какую-либо пользу от лечения, стала мысленно обращаться в молитвах к преподобному Сергию и просить его о помощи. Перед ударом к утрени, в часу 4-м, заснув от изнеможения, видит она следующий сон: стоит будто в храме преподобного Сергия, в котором, кроме нее, никого не было. Приблизясь к раке Преподобного, она очень захотела взглянуть на его лик и дерзнула приподнять покров с лика. В эту же минуту показалось ей, что Преподобный встает из раки, чего она сильно испугалась и бросилась бежать в Хотьков с криком: «Сестры! Преподобный идет!» Он явился к ней в больницу и велел стать на колени, молиться и каяться, и сам коленопреклоненно молился вместе с нею. Исповедав ее, напомнив ей все грехи от ее юности, Преподобный снова помолился и вышел. Проснувшись от стука в двери, Агриппина подумала, что он вернулся, и встала с постели, хотя до этой минуты не могла двигаться. Со слезами благодарила она Преподобного и с тех пор не болела до самой своей смерти.
Чудотворения у мощей родителей преподобного Сергия Радонежского совершаются и по сей день. Угодники Божии хранят нашу обитель и всех уповающих на их помощь и заступничество. На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Покровском Хотьковом монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.
Тютькова Г.В. из Серпухова сообщила об исцелении ее сына Богдана от энцефалита. «Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка. Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных). Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога.
Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына.
19 декабря 1993 г.»
Сотрудница паломнической службы братства святителя Алексия В.Хохлова сообщает об одной из поездок: «Выехали мы из Самары после Благовещения, 8 апреля 1995 г., а утром следующего дня были уже в Богоявленском соборе Москвы.
В Хотькове, в Покровском соборе монастыря, паломники стали свидетелями чуда. Когда мы вошли туда, одна женщина из нашей группы, не успев сделать несколько шагов, вдруг остановилась и замерла. Лицо ее приобрело черты мраморной статуи, руки скрючились, и она не в состоянии была ими пошевелить. Муж, шедший рядом с женщиной, начал ее осенять крестным знамением. Монахини монастыря помазали ее маслицем от лампады, потом несчастную положили на скамейку и решили приложить к мощам преподобных родителей Сергия Радонежского. Женщину с трудом подтащили к раке, с большим усилием приложили к святыне, и на глазах у всех она порозовела, улыбнулась, а через несколько минут уже стала ходить по храму. Позже я узнала, что женщина несколько лет назад обращалась к экстрасенсам, лечилась у них, а затем еще и пошла на курсы этих псевдоцелителей. На одном из занятий потеряла сознание: в нее вошел бес и связал тело. Пришлось ей обратиться к истинному целителю – Богу. Стали с мужем ездить по святым местам, отчего ей заметно стало легче.
Вернулась наша паломническая группа в Самару на Вербное воскресенье. Нас встретило ласковое солнышко и голубое небо.
Слава Тебе, Господи, за чудесную поездку».
«Я приехала в Хотьков монастырь 24 марта 1996 г. с группой паломников из Самары. Для меня это были темные времена. Я имела внешне беспроблемную жизнь, хорошую работу и благополучную семью, а внутри царили ожесточенность, отчаяние, беспросветность, разочарование в людях и неверие в собственное духовное возрождение. Окружающая жизнь казалась грязной, а собственная духовная убогость невыносимой. Все попытки вырваться из этого тупика были безуспешны. Мне казалось, что я у какой-то черты… В монастырь вступала ожесточенной и придавленной, без любви и жалости к людям, без надежды и веры на лучшее. К мощам святых Кирилла и Марии я подходила потому, что все подходили. При этом думала о преподобном Сергии Радонежском как о настоящем святом. В святость его родителей не верила. Затем, стоя в храме на службе, я почувствовала, что прошла боль в правой руке, которая беспокоила меня последние восемь месяцев. Боль и слабость в кисти были связаны с вынужденным положением правой руки во время работы на ультразвуковом аппарате при исследовании больных. К этому состоянию я привыкла, и было так радостно и неожиданно, что все исчезло. Я приехала лечить душу, а не руку. Святые Кирилл и Мария пожалели меня как свою дочку, маловерящую и непутевую, и дали мне знак надежды. В монастырь я входила обгоревшей веткой, а выходила с маленьким зеленым листочком на конце. Впереди была Троице-Сергива Лавра.
Агеева Н. Д. (43 г.)»
Паломница из поселка Мокшан Пензенской области Сидорова Н.С. рассказывает: «В начале сентября 1996 г. мы приехали в монастырь к вечерней службе. Со мной был мой внук Сережа шести лет. У него врачи определили аденоиды второй степени, болезнь прогрессировала, уже начал снижаться слух, и ребенку предрекали операцию. Сережа с радостью ждал поездки к преподобному Сергию Радонежскому. С надеждой и умилением подходил он к святым мощам благоверных родителей в Хотькове и усердно молился перед иконой преподобного Сергия. Ночевали в храме. В пятом часу утра мы приехали в Лавру. Там нас сопровождал ледяной и пронизывающий ветер. Я думала, что загубила мальчика.
С трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского. После обедни и Причащения Святых Христовых Таин мы посетили святой источник.
На обратном пути домой я заговорила с Сережей и обнаружила у него чистую речь и прекрасный слух! Скоро это событие стало известно нашим спутникам. И теперь я неустанно рассказываю об этом исцелении людям».
«Матушки, простите, благословите! … Мне некого попросить съездить к вам в монастырь, а сама не могу. У меня кончилось святое масло от мощей преп. Кирилла и Марии. Это масло удивительно помогает при ожогах. Я уже раза 4 обжигала себе сильно пальцы то кипятком, то спичками, было очень больно, но, после того, как мазала этим маслицем, через некоторое время боль совершенно проходила. Может, у вас будет случай передать с кем-нибудь маслице…
Губайдуллина А.В. Москва. 2001 г.»
Священник Покровского Хотькова монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков) рассказал о том, как в августе 2004 года, в обители на исповедь к нему подошла женщина лет тридцати, приехавшая из города Георгиевска Ставропольского края, и поведала ему свою историю: она терпела в семье сильные скорби, осложнились отношения с мужем. Он оставил семью и причинял ей немало страданий. Она почитала преподобных Кирилла и Марию, молилась им и однажды услышала удивительный голос: «Мы преподобные Кирилл и Мария, мы тебя в обиду не дадим». Через некоторое время в семье вновь водворился мир и прежнее благоденствие. Женщина поехала в Покровский монастырь благодарить за обетованную помощь.
В 2004 году у молодых супругов из города Москвы родился ребенок Даниил. У него была непроходимость кишечника, все время его держали в больнице и уже готовили к сложной операции. Тетя молодой мамы обратилась в Покровский монастырь к иеромонаху Иоанну (Корчукову), который посоветовал собрать всех родных для исповеди. Собралось девять человек. Отец Иоанн исповедовал, а отец Варнава (Лосев), благочинный Московской Духовной Академии, совершал Крещение младенца. Во время Таинств каждый подходил к святым мощам. Люди искренно молились, прикладывались, просили святых Кирилла и Марию об исцелении. После совершения Таинств, вечером позвонили и сообщили, что у ребенка деятельность кишечника наладилась, а в ближайшие дни главный детский хирург, осмотрев ребенка, неожиданно заявил, что никакой болезни не наблюдается и потому операция уже не требуется. Все понимали, что по вере, молитве и покаянии родных Господь явил Свою милость ребенку.
«Слава Господу за все!
Пишут эту историю Владислав, Татьяна и мл. Анастасия.
31 января 2006 г. наконец родилась у нас долгожданная дочурка, Настенька. До этого 13 лет мы не имели детей. В апреле 2005 г. мы приехали в Лавру, к прп. Сергию Радонежскому. У мощей пришла мысль поехать к его родителям, в Хотьковский монастырь, что мы и сделали. И через месяц я была уже беременна. Врачи сначала не поверили, говорили, что «не может быть». По молитвам Св. Кирилла и Марии мы теперь счастливы в ребенке. Настю мы родили в 38 лет.
Слава Тебе, Боже во Святых Твоих!
Ястребова Татьяна»
«Мне хочется рассказать о чудесной помощи Хотьковских Святых нашей семье.
В самом начале моей беременности мы приехали в Покровский Хотьков монастырь с тем, чтобы поклониться Святым преподобным Кириллу и Марии. У раки с мощами мы горячо молились и просили помощи у Святых. Мне было 36 лет. Всю надежду, все упование мое возлагала я на Господа, Царицу Небесную и Святых Угодников Божиих. Беременность проходила без осложнений. В положенное время дочка попросилась на свет. Роды были быстрыми и легкими. Наша малышка родилась 31 января – в день памяти Святых преподобных Кирилла и Марии. Окрестили дочку с именем Мария. Мы с радостью приезжаем в Святую Обитель. Преподобные стали покровителями нашей семьи. Сердцем и душой своей стремимся сюда. Вновь и вновь с благодарностью, трепетом и благоговением прибегаем к драгоценной Святыне и получаем в дар утешение, укрепление, радование.
Святые преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас!
Семья Алешиных. Подмосковье»
«Уважаемая о Господе, матушка Олимпиада и сестры!
Мир вам! Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником св. преп. Кирилла и Марии Радонежских! Благодарю вас за святые молитвы. Вы во время родов моей старшей дочери Валерии читали Псалтирь Неусыпаемую, и вот Ванечка родился, хоть и раньше времени, но я побывала у вас, помолилась и все диагнозы, которые ему ставили в больнице после рождения, больше не повторились, слава Богу! Посылаю фото Ванечки, как поклон от него и от нас, и прошу его благословить.
С любовью о Господе, Татьяна и все мои ближние.
Перфильева Т.А. Красноярск. 30. 01. 2008»
Молодая женщина-врач, работающая в известной больнице хирургом-реаниматором, рассказала о произошедшем с ней чуде. В феврале при родах она умирала на операционном столе от сильного кровотечения и взмолилась о спасении. Вдруг ей явились преподобные Кирилл и Мария и сказали: «Ты останешься жить ради спасения других людей, но не смей брать денег с больных». Она родила благополучно и осталась жить. Сама сообщила Матушке Игумении о совершившемся.
7 октября этого года мы с подругой ехали на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. По дороге заехали в Хотьково, в Покровский монастырь. Еще в электричке подруге стало плохо. У нас была коляска и трое детей. Еле-еле дошли до монастыря. Подруга осталась на детской площадке. Я пошла в храм и потом едва уговорила ее пойти приложиться мощам. Она еле встала. Как только приложилась, всё прошло сразу.
А на днях моего крестного положили в больницу. Когда мы с мамой туда приехали, нам сразу сказали, что дело идет на дни, даже на часы. Тромб. Он лежал весь синий. Я привезла с собой масло и воду. Он смог выпить пару глотков, помазали его маслицем, и ночью ему стало лучше. Врачи и медсестры не поверили. Они даже и не думали, что он встанет. Сейчас он чувствует себя намного лучше, ходит. А в палате удивлялись произошедшему. Ведь все слышали, что сказал врач: «Умрет в любой момент». Масло стоит у него на полке, все им пользуются. Дай Бог, и им поможет.
Раба Божия Елена, 2011 г.
Я, Журавлева Надежда Ивановна, проживающая в г. Мелитополе на Украине, часто приезжаю досматривать свою больную сестру. Живет она в Московской области в г. Ивантеевке, у нее болели ноги, и она с трудом ходила с палочкой. Я ее привезла к мощам прпп. Кирилла и Марии, заказали молебен, приложились к святым мощам. На следующий день сестра ходила без палочки. Так ей помогли прпп. Кирилл и Мария. Мы им очень благодарны. У нас в г. Мелитополе православные любят и знают прпп. Кирилла и Марию и прп. Сергия, исцеляются маслом от их мощей, святой водой лечат больные места, заказывают им молебны, и я с радостью привожу своим знакомым масло, св. воду из вашего монастыря.
Преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас. Низкий поклон Вам до земли.
29 октября 2011 г., г. Мелитополь
Одно из писем об исцелении завершается следующими словами благодарности: «Чудны дела Твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! Слава, честь и похвала святым угодникам Божиим, преподобным Кириллу и Марии, безмездным врачам и чудотворцам нашим предивным. К ним я обращаюсь постоянно в кругу своей обыденной жизни, и в большом и в малом, и всегда чувствуется их помощь, заступничество, руководство. И это так срастается с твоей жизнью, что просто все это начинаешь воспринимать как должное, чувствуешь себя чадом, частичкой одной большой семьи, во главе которой стоят родители прп. Сергия, а значит, и наши духовные родители – преподобные Кирилл и Мария».
Много в наши дни совершается и других чудес, связанных с именем преподобных Кирилла и Марии, Радонежских Чудотворцев. Так что по сей день горячая молитва, возносимая у их святых мощей, обретает скорый ответ, а кто с верой обращается к этим дивным угодникам Божиим, тот, несомненно, воспринимает от них небесную помощь.
Радуйтеся, преподобные Кирилле и Марие, усердные о нас пред Богом молитвенницы
Покровский монастырь — Хотьково на карте
Покровский мужской монастырь (Покровский Хотьков монастырь) — женский монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в городе Хотьково на реке Пае. До 1918 года был действующим монастырем 3-го класса, с 1992 года.
История
Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. В 1330-х годах в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского. — Кирилл и Мария. Вскоре они умерли и были здесь похоронены. Впоследствии их гробницы стали главной местной святыней. Также в монастыре до ухода в уединение жил старший брат монаха Сергий Стефан. Долгое время монастырь был довольно беден. В 1506 году в монастыре проживало всего 17 старцев, которым выдавалось годовое продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами он стал исключительно женским, а в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троицкому монастырю, что, впрочем, мало наладило дела обители. Однако в 1580 году к существующей деревянной церкви была пристроена деревянная Никольская церковь. В 1644-1648 годах на средства Василия Янова церковь была перестроена в камне и стала первой каменной постройкой на территории монастыря.
В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 году монастырь был выписан из состава Троице-Сергиевой Лавры и стал самостоятельным. К концу XVIII века общее число насельников монастыря достигло 280, а позднее — 400. В начале девятнадцатого века монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.
У каждой монахини была своя келья. Все, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном непосредственно на территории монастыря. Торговали здесь и жители окрестных деревень. С 1840 по 1871 г. происходил постепенный переход к общему проживанию (жилье и содержание обеспечивал монастырь). В 1851-1852 годах рынок был вынесен за пределы монастырских стен. К 19 годам в школе было 60-70 учеников.13 (основана в 1884 г.), иконописная мастерская (открыта в середине XIX в.), больница на 10 мест и богадельня.
В 1922 году монастырь был закрыт. Только в 1989 году монашеская жизнь возобновилась. Начались молебны и реставрационные работы. В настоящее время в монастыре действуют воскресная школа и богословские курсы, 14 октября 2000 года открыт приют для девочек.
Архитектура
Святые врата, обращенные в сторону Троице-Сергиевой Лавры, были построены в 1742-1745 годах, так же как Троице-Сергиев монастырь признан «первым монастырем России» и становится личинкой. Ограда с четырьмя башнями была построена в 1781 г., а в 179 г.1 над Святыми воротами построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
План монастыря продольно-осевой — он идет по главной улице, когда-то обслуживаемой паломниками перерезали дорогу к Троице-Сергиевой Лавре. По традиции перед посещением Лавры нужно было поклониться родителям преподобного Сергия. В 1834 г. в центре бывшего монастыря прямо у дороги была возведена четырехэтажная колокольня с часами, придавшая архитектурному ансамблю композиционную целостность.
В 1851-1852 годах построена объездная дорога (ныне улица Кооперативная), проезд через монастырское перекрытие. Колокольня была демонтирована в 1930-х годах.
В 1812-1816 годах на месте храма XVII века был построен собор Василия Блаженного. Это оштукатуренный кирпичный пятиглавый храм, типичный для классического периода. Фасады украшены портиками коринфского ордера и рустовым поясом. В соборе находятся мощи монахов Кирилла и Марии.
На южной линии ограды в 1826 г. построены две флигельные кельи с двумя квадратными башнями.
Николаевский собор в русском и византийском стилях построен при игумене Филарете II в 1900-1904 годах архитектором Латковым на средства монастыря, пожертвования прихожан и с некоторой помощью Троице-Сергиевой Лавры, пожертвовавшей около 5 % использованного кирпича. Ранее на его месте стояли теплая каменная церковь Николая Чудотворца, приделы апостолов Петра и Павла, которые заменили старые лиственные в 1765-1768 годах. Собор был освящен 25-26 сентября (18-19 октября).), 1904 г., роспись выполнена в 1911 г.
Одноглавый (первоначально пятиглавый) храм крестово-купольного типа с приподнятым световым барабаном и золоченой главой. В центральной части фасадов расположены карнизы, отделанные полукруглыми фронтонами. В 2007 году начата реставрация собора, в план которой входит реконструкция четырех малых куполов и замена центрального.
С 1899-1906 гг. по проекту Латкова строится также частный дом, печь просфорная мастерская.
Покровско-Хотков монастырь — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Сергиев Посад, Центр, Россия
Покровско-Хотков монастырь расположен в селе Хотьково Московской области, в 15 километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Эти два монастыря тесно связаны с жизнью великого русского преподобного Сергия Радонежского, поэтому, собираясь в Лавру, желательно запланировать посещение Хотькова монастыря.
Женский Покровский Хотьков монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу, над излучиной реки Паги. В некоторых источниках написано, что основателем монастыря был Юрий Долгорукий, живший в середине XII века, но в летописи монастырь впервые упоминается в 1308 году. В те годы села Хотьково не существовало, а ближайшим населенным пунктом была крепость в Радонеже, контролировавшая оживленную дорогу из Москвы в Переславль-Залесский.
В начале XIV века Кирилл и Мария переехали из Ростова Великого в Радонеж с тремя сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром. Кирилл был обедневшим ростовским паном. Перед смертью они стали монахами Покровского Хотькова монастыря. Их старший сын Стефан стал монахом еще раньше. Средний сын Варфоломей также принял монашеский постриг под именем Сергий. В историю он вошел как Сергий Радонежский, Собиратель земель русских.
В Покровском Хотьковом монастыре похоронены родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Их почитание началось уже в 14 веке, а в 1992 года они были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Вот уже 200 лет Покровский Хотьков монастырь является единым. Это было возможно, так как сначала там жили только старейшины и старухи. В 15 веке монастырь стал женским монастырем.
Сергий Радонежский уговорил своего брата Стефана уйти из Хотькова монастыря в другое место для основания нового монастыря, который впоследствии стал Духовным центром русского православия. Она называлась Троице-Сергиевой Лаврой.
В Покровском Хотьковом монастыре сохранились церкви и постройки 19 века.