Храм василия блаженного в москве был построен: Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Содержание
когда и кто построил собор
Храм Василия Блаженного представляет собой придел собора Покрова Пресвятой Богородицы и относится к числу 8 церквей, которые окружают периметр центрального собора. Несмотря на наименование святыни, собор Покрова известен сегодня как храм Василия Блаженного с интересной историей создания. Она помогает понять значение собора для России и всего ее народа.
Содержание
Предпосылки строительства Храма Василия Блаженного в Москве
Этот храм считается далеко не первым религиозным строением, которое появилось в Москве в шестнадцатом веке. Вначале сооружались деревянные храмы в честь святых или православных праздников. Они приходились на день военного события – в период, когда Иван Грозный сражался с татарами. Важная битва случилась 2 октября 1552 года и позволила полностью победить Казанское ханство. В результате земли города присоединились к Москве.
1 октября отмечается важный праздник, который называется Покровом Пресвятой Богородицы. Он стал основанием для сооружения собора, который символизировал важную победу. На дату похода приходится еще один значимый праздник – Киприана и Иустины.
Согласно указу Ивана Грозного, походные церквушки, которые были построены до этого на Красной площади, требовалось соединить в один собор. Его требовалось построить из камня. Однако после возвращения в Москву был сооружен деревянный собор, который включал 7 приделов. Его освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Лишь спустя 1 год деревянные постройки были разобраны, и началось возведение храма из камня. Однако он еще имел мало общего с Василием Блаженным.
История и загадки
Многих людей интересует, кто создал храм. Ученые рассматривают ряд версий. Одна из них гласит, что собор возвели древнерусские архитекторы Постник Яковлев и Иван Барма. Другая версия заключается в том, что это был один человек. Есть еще одно мнение, что автором собора стал иностранный архитектор. Дело в том, что аналогов композиция в Древней Руси нет, тогда как в Западной Европе прототипы имеются.
В любом случае есть много печальных легенд о последующей судьбе архитектора. Они гласят, что Иван Грозный был буквально поражен красотой строения. Чтобы сохранить прекрасный храм в единственном экземпляре, он велел ослепить зодчего. Согласно другой легенде, иностранный архитектор и вовсе был казнен по такой же причине.
При этом ученые имеют сомнения на этот счет. В семнадцатом веке хорошие зодчие были в цене. Для создания строений Кремля даже приглашали мастеров из Италии. Вполне вероятно, что слух о репрессиях распространили иностранцы, поскольку они знали суровый характер русского царя.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках в храме все время совершали богослужения. Обычно их проводили в соборе, построенном в честь Василия Блаженного. Это было связано с тем, что другие храмы были слишком холодными.
Богослужения в соборе велись до начала двадцатого века. Его последним настоятелем был Иоанн Восторгов, который сегодня причислен к лику святых. Его расстреляли за проведение миссионерской деятельности. Священник пользовался особенной любовью среди москвичей.
Настоящее название
Храм был создан в период правления Ивана Грозного. Его строительство приурочили к взятию Казани в 1555-1561 годах. В тот период храм получил название Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что завоевание Казанского ханства случилось в день Покрова.
При этом Василий Блаженный был проповедником. Он предсказывал будущее и исцелял людей. К тому же ему удалось предсказать пожар в Москве, который произошел в 1547 году. После смерти проповедника похоронили около стен храма. В честь него церковь и получила свое название. Люди, которые посещали могилу Василия Блаженного, исцелялись от тяжелых недугов.
Версии строительства
Вначале на месте храма находилась Троицкая церковь. Она была построена из дерева. Вокруг строения во времена походов на Казань возводили храмы. Они символизировали победы русских войск. Когда Казань была полностью завоевана, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному построить на месте деревянной композиции каменную. Он предложил создать вокруг центрального сооружения 7 церквей. Однако для получения симметричной композиции количество увеличили до 8.
В результате на одном основании создали 9 храмов и звонницу. Они объединялись сводчатыми переходами. Снаружи церкви окружала открытая галерея. Ее называли гульбищем. Эта была своего рода церковная паперть.
Каждый храм дополнял свой купол, который имел уникальный рисунок и необычную отделку. По тем временам сооружение получилось грандиозным. Оно достигало по высоте 65 метров. Его строили в течение 6 лет – с 1555 по 1561 годы. До 1600 года сооружение считалось наиболее высокой московской постройкой.
Какие были внесены изменения
В период своего существования храм Василия Блаженного неоднократно менял свой внешний вид.
Доработки XVI века
В давние времена в Москве часто происходили пожары. Это приводило к повреждению верхних частей строений, которые были созданы из древесины. Чтобы справиться с этой проблемой, было принято решение изменить форму глав храма. Им придали фигурную форму и отделали металлом.
Внутри все помещения храма объединили ходами, которые позволяли служителям беспрепятственно передвигаться между помещениями. Сами церкви обладали очень маленькой площадью. В большие церковные праздники службу вели на Красной площади. Ни одна из церквушек не могла вместить всех верующих.
Как изменился храм в XVII веке
Большие перемены коснулись структуры храма в семнадцатом веке. В этот период ансамбль собора дополнили шатровой колокольней. Это произошло в 1670 году. При этом церковь стал украшать пестрый орнамент.
Собор, который включал 8 приделов и храм Василия Блаженного, дополнили еще несколькими церквями. По описи 1688 года, к Покровскому собору присоединили 20 престолов.
Помимо перемещения имеющихся церквей, в 1672 году был построен придел над могилой московского юродивого, которого звали Иоанном. Он умер в 1589 году и был похоронен около собора.
В 1680 году произошло значительное обновление собора. В это время вместо открытых деревянных галерей были созданы кирпичные с закрытым верхом. Это давало возможность передвигаться в любую погоду по территории собора и защитило церкви и храм от пожаров. При этом стены стал украшать травный орнамент. Это сделало религиозную святыню более народной.
Пожар и восстановление
В 1737 году в Москве произошел Троицкий пожар, который затронул и храм. Он сгорел практически полностью. Однако затем было принято решение восстановить строение. Работы по реконструкции собора поручили Ивану Мичурину. Строительство проводилось в 1784-1786 годах. Это происходило при содействии Екатерины Великой. Она выделила много средств на реставрацию собора.
Переделка коснулась и храма Василия Блаженного. С северной части собора убрали престол Феодосиевской церкви. Благодаря этому была создана крытая паперть.
Внешний вид собора сильно отличался от современного. В те времена его стены практически полностью закрывали торговые лавки. Лишь Александр Первый приказал упразднить неуместные строения и отгородить территорию собора металлической решеткой.
Изменения XIX-начала XX века
Этот период тоже наложил свой отпечаток на историю собора. Сначала на храм покушался Наполеон. Французского императора настолько поразила уникальность постройки, что он стремился разрушить ее. Взорвать строение ему не удалось, однако церковная утварь была похищена. Это создало необходимость в проведении новых восстановительных работ.
В 1890 и 1912 годах выполнялось укрепление полов и обновление соборной ризницы. В этот период ее окна дополнили разноцветными витражами.
Собор Василия Блаженного во времена СССР
После революции 1917 года религиозную деятельность в храме полностью запретили, а здание превратили в музей. В тридцатых годах около собора разместили памятник Минину и Пожарскому. Один из планов обустройства города включал снесение церкви с целью расширения Красной Площади. Но храм удалось спасти.
Основание музея
В 1918 году собор признали историческим объектом. При этом службы в церквях прекратились и собору придали статус музей. В 1923 году тут решили расположить историко-архитектурный музей. В 1928 году собор был удостоен статуса Государственного исторического музея, который сохраняется до сих пор. До 1949 года там проводились исследования, которые позволили открыть подземные ходы. Они служили для соединения собора с Кремлем.
Современное состояние храма
Сейчас церковь восстановлена и функционирует, совмещая в себе музей и место для богослужений. В соборе проводятся воскресные и пасхальные службы. В 2008 году он удостоился статуса одного из семи чудес России. В 2017 году церковь включили в список ЮНЕСКО.
Храм Василия Блаженного считается уникальным архитектурным и православным объектом, который имеет богатую историю. За время своего существования строение подвергалось большому количеству реконструкций.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве: описание, история, фото
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади – названия одного и того же памятника русского зодчества XVI столетия.
В путеводителях по столице чаще всего вы увидите именно этот собор. Он считается неофициальным символом Москвы. Храм находится под охраной ЮНЕСКО как выдающийся объект Всемирного наследия.
Собор существует в двух ипостасях. Это музей «Покровский собор», являющийся филиалом Государственного Исторического музея, и в то же время православный храм, в котором проводятся богослужения. Собор объединяет одиннадцать церквей, их еще называют приделами. Часть из них освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.
Он был сооружен как мемориальный памятник в честь покорения Казанского ханства и интерьерной экспозицией само по себе является все внутреннее убранство. Музейное вмешательство с точки зрения наполнения экспозициями здесь минимальное и деликатное.
Содержание
История храма Василия Блаженного
Покровский собор и Лобное место, 1634г. гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»
Обет Ивана Грозного
До XVII века на этом месте стоял деревянный Троицкий храм, который смотрел на Московский Кремль через фортификационный ров. На паперти и в окрестностях Троицкого храма провел много лет юродивый Василий Блаженный.
После двух неудачных походов на Казань царь Иван Грозный дал обет – в случае победы построить невиданный доселе на Руси храм. 2 октября 1552 года русское войско одержало эту победу. Случилось это на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы, и отныне Казанское ханство было присоединено к Московии.
Собор построили за 6 лет, в 1561 году он был закончен и получил название Собор Покрова Богородицы, что на Рву. До сих пор не утихают споры специалистов об авторстве сооружения. По одной версии это были псковские мастера Постник и Барма, по другой – неизвестный итальянец.
После возведения в XVI веке он был красно-белым. Цветными изразцами был декорирован только шатер Покровской церкви. Остальные росписи на куполах появились в XVIII веке, когда Екатерина II выделила средства на ремонт собора.
Собор в XVIII – XIX веках
Первый снимок храма Василия Блаженного, 1842 год
На протяжении существования собора его дорабатывали и дополняли. Значительным изменениям он подвергся по указу Екатерины Великой. Именно в этот период и появилось знакомое нам многоцветие в куполах и росписях. Помимо цвета после ремонта появилась крытая паперть церкви Василия Блаженного.
Когда во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву, они разместили в подклете Покровского собора лошадей. Также были разграблены церковная утварь и иконостасы. Это было надругательством над святым местом. Вскоре они жестоко поплатились в том числе и за это.
Когда же Наполеон вознамерился взорвать храм, начался ливень и затушил фитили у пушек.
Подобных легенд и загадок на веку московского храма Василия Блаженного довольно много. Из достоверных сведений можно назвать то, что регулярные богослужения в этот период проходили в единственной отапливаемой церкви Василия Блаженного. С той поры в народе и укрепилось второе название.
Собор после Октябрьской революции
Храм Василия Блаженного, 1939 год
После революции начался период атеизма и службы в церквях собора были прекращены. Как символ славы русского оружия и архитектурный шедевр он был взят под государственную охрану. В 1923 году в нем был открыт музей.
Несколько раз во время реконструкций Москвы храм был под угрозой уничтожения. На его защиту встал известный реставратор Павел Барановский. Музейщикам постоянно приходилось идти на хитрости: на иконостасе они разместили антирелигиозные цитаты Маркса и Ленина.
Выстоял музей и во время Великой Отечественной войны. Он был замаскирован от воздушных налетов и не прекращал своей работы.
Покровский собор в наши дни
Какие бы невзгоды не случались с памятником, национальное значение его ни разу не умалялось: ни в петровские времена увлечения западными веяниями, ни в годы воинствующего атеизма, ни в новейший период. Последняя масштабная реставрация проведена в первое десятилетие нынешнего века.
В настоящее время храм Василия Блаженного — одна из визитных карточек Москвы. На экспозиции «Святыни Покровского собора» вы увидите макет этого историко-архитектурного сооружения, а также вериги, монеты, хоругви и другие раритеты.
В церковные дни Покрова и Василия Блаженного проходят богослужения. А у раки святого Василия Блаженного по воскресеньям читается акафист.
Описание храма Василия Блаженного и архитектурные особенности
Этот узорчатый храм является единичным. Аналогов такой архитектурной форме в стране нет. Неслучайно он так привлекает современных дизайнеров, черпающих идеи из этого кладезя национальной культуры.
Многие искусствоведы усматривают в произведении архитектуры османские мотивы. Другие говорят о готическом почерке. Третьи – о выражении древнерусской клети в каменном кубе и развитии исконных форм русского зодчества. Таким образом, речь идет об уникальном редком сплаве множества стилей.
Особенным образом это выражается в разных образах одиннадцати куполов. Европейский, индийский, мавританский. Самую высокую точку занимает золотая русская глава.
Вместе с подклетом храм Василия Блаженного в Москве имеет высоту 65 метров. Сами церкви от 20 до 40 метров. Девять храмов с толщиной стен 3 метра в основном комплексе, а также колокольня вместе с приделом Василия Блаженного кажутся внушительных размеров. На самом деле в каждой церкви помещается не более 20 человек.
Храм Василия Блаженного в МосквеМосква
Специалисты полагают, что древние мастера были знакомы с чертежами круглого храма из девяти церквей Леонардо да Винчи. Шатровая церковь в центре и восемь боковых церквей представляют собой цельный храмовый комплекс. При этом каждая из церквей имеет собственные очертания, алтарь, вход и свое посвящение.
Этот храмовый ансамбль можно сравнить с хором, где каждый ведет свою партию для совместного исполнения и хоровой звучности.
План-схема храма Василия Блаженного
Девять столпообразных храмов с ярусами кокошников создают зрительную иллюзию таковой, что туристы считают его пятиэтажным. На самом деле у собора всего два яруса: нижний – из белого камня, верхний – из кирпича. Внутри соборов открывается свободное пространство снизу доверху.
По задумке собор не имел единого фасада. Можно было обходить его по кругу и входить со всех сторон света. Позже с западной стороны пристроили крыльцо, после чего именно этот вход условно обозначил фасад.
Внутреннее убранство храма и его святыни
Описание храма Василия Блаженного задача трудоемкая. Одно только знакомство с покрытыми росписью стенами займет множество страниц. В растительном орнаменте собора нет двух одинаковых цветков.
Старинные фрески, 9 иконостасов в разных стилях, 400 икон, полуколонны, порталы, арки – все это пласты для изучения еще ни одним поколением специалистов и любителей российской истории.
Давайте пройдем по церквям и помещениям этого архитектурного ансамбля, узнаем, на что обратить особое внимание, а также поймем, почему Покровский собор во всем мире знают, как храм Василия Блаженного.
Подклет
Подклет храма Василия Блаженного в Москве
Подклетом в православных храмах называют цокольный этаж. Уникальностью инженерного решения считают отсутствие мощного глубокого фундамента. Ансамбль церквей опирается на единый подклет со сводами. Трехметровая толщина кирпичных стен подклета держит на себе весь комплекс строений.
Для прочности конструкции подклет разделен на несколько помещений с нишами. Поэтому здесь было удобно и безопасно хранить царскую казну. Сегодня в экспозиционных нишах можно увидеть сундуки богатых горожан Москвы XVI века: за плату они хранили здесь свои ценности от воров и пожаров.
Икона святого Василия Блаженного конца XVI века
Из находящихся в подклете икон отметим самую древнюю — икону конца XVI века, написанную для Покровского собора. Это икона святого Василия Блаженного.
Галереи и крыльца
Собор имеет внешние и внутренние галереи. Арочные галереи также придают устойчивость сооружению. Внешняя обходная галерея со сводом опоясывает по периметру все архитектурное сооружение. В старину такие галереи назывались гульбищами.
Вокруг центральной Покровской церкви проходит галерея внутренняя. Из нее можно попасть в боковые церкви. В какой бы точке этой галереи вы не находились, вы всегда увидите четыре храма. Освещается она слюдяными фонарями XVII века.
Из внутренней галереи есть выходы на высокие крыльца. Высокое крыльцо в древнерусской архитектуре было традиционным. В отличие от боярских и царских палат храм Василия Блаженного был построен с открытыми лестницами. И только через столетие их украсили расписными шатрами.
Церковь Василия Блаженного
Рака с мощами Святого Василия Блаженного
Напомним, что престолы церквей Покровского собора чаще всего освящались в честь праздников, на дни которых приходились решающие военные бои с Казанским ханством.
Однако церковь Василия Блаженного посвящена почитаемому московскому святому – юродивому Василию. Чем же он это заслужил?
Он был обличителем человеческих страстей и заступником города. Об этом подвижнике и прозорливце существует множество преданий. Сам Иван Грозный побаивался хлестких слов юродивого.
Собранные на паперти деньги Василий Блаженный по легенде передал царю на строительство храма. Прозорливца похоронили рядом с возводимым собором согласно завещанию. Вскоре на месте захоронения стали происходить чудеса, и Василий был канонизирован.
По приказу следующего царя, Федора Иоанновича, над захоронением Божьего человека к Покровскому собору пристроили церковь его памяти. После открытия церкви ожил и весь Покровский собор, ибо прихожан стало больше. Люди приходили поклониться мощам Василия Блаженного. Именно с того периода и укоренилось за ансамблем Покровского собора второе название – храм Василия Блаженного.
Над мощами находится почитаемая московская святыня – рака. Подлинная рака была разрушена в период Смутного времени, наши современники видят ее копию. Мощи святого признаны чудотворными.
В ризнице собора хранится Пелена на раку с изображением Василия Блаженного, вышитая по приказу царицы Ирины Годуновой в благодарность за духовные подвиги святого.
В этой же церкви расположен иконостас с заворотом. Старинные иконы продолжены на боковые стены.
Церковь Александра Свирского
Купол церкви Александра Свирского
Все соборные храмы ориентированы по сторонам света. Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В день памяти святого во время осады Казани татарская конница была разбита на Арском поле.
В иконостасе вы увидите лучшие образцы русского иконописного искусства конца XVI века из Новгорода, Ростова и Москвы. Первоначальный интерьер реставрировали в 1920-х, а затем в 1980-х годах.
Церковь Варлаама Хутынского
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского
6 ноября 1552 года выпало на день памяти преподобного Варлаама Хутынского. В этот день Иван Грозный торжественно въехал в Москву, возвратившись из Казанского похода. В честь этого новгородского святого и была освящена юго-западная церковь.
Своды освещает паникадило XV века. Оно самое древнее в соборе. В данном приделе нарушена симметрия, он как бы вытянут. Это было продиктовано необходимостью прохода из этой церкви в церковь Покрова Богоматери.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим
Этому же торжественному въезду после взятия Казани посвящена и западная церковь по ассоциации с праздником Входа Господня в Иерусалим.
Убранство этого храма отличается особой торжественностью декора. У храма был особый статус – сюда на Вербное Воскресенье из Успенского собора Кремля совершалось церемониальное шествие. Царь вел под уздцы осла, на котором восседал митрополит.
Иконография церкви вся посвящена данной теме. Среди икон можно увидеть как изображение вербы, так и изображение пальмовых ветвей.
Церковь Григория Армянского
Икона XVI века «Александр Невский в житии»
Эта церковь ориентирована на северо-запад. Освящена во имя просветителя Армении Григория, просветителя Великой Армении, обратившего в веру ее царя.
Память святого праздновалась в день взятия Арских ворот и обращения в бегство татарского войска. Именно здесь можно увидеть бесценный раритет из соборов Кремля — икону XVI века «Александр Невский в житии».
Здесь помещение так же вытянуто в ассиметрию из-за организации прохода между церквями. Окна, карнизы и кирпичный пол сохранились с XVI века.
Церковь Киприана и Иустины
В день памяти греческих христианских мучеников Киприана и Иустины царь Иван Грозный со своим войском взял штурмом Казань. Этот северный подклет собора расписан сценами жития этих святых. Здесь размещены позолоченный иконостас в стиле классицизма и почитаемые наравне с иконами хоругви, издревле символизирующие победу над дьяволом и смертью.
Церковь Николы Великорецкого
Икону Николая Чудотворца под названием Великорецкая крестным ходом доставили в Москву по присоединенным к России землям. По пути следования множество людей было обращено в христианство. В честь этого события южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Второе название придела – Никольский.
Здесь к росписям и иконам вы пройдете по подлинному дубовому паркету. В храме хранится список чудотворной иконы святителя Николая. И здесь же находятся две его выносные иконы для совершения крестных ходов.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы в честь стоявшего на месте Покровского собора Троицкого храма. Все средневековые иконы в Троицком соборе подлинные. Среди них никогда не покидавшая покровский собор икона Троицы, писаная по канонам шедевра Андрея Рублева.
А вот фрески, если когда-то и были, не сохранились. Но зато над окнами устроены голосники, которые как резонаторы очищают любой звук. Благодаря этому здесь безупречно звучат молитвы и песнопения.
В этой восточной церкви интересны архитектурные решения. Ступенчатые подоконники, итальянский свод – все это вкупе со светлыми стенами наполняет пространство светом.
Церковь Трёх Патриархов
День разгрома татарской конницы на Арском поле выпал еще на один день памяти — Патриархов Константинопольских. Иоанн, Александр и Павел Новый боролись с искажениями христианского учения.
Северо-восточная церковь собора оригинальна особой системой потолочного перекрытия и широким куполом, с расположенной в нем росписью «Спас Нерукотворный».
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Центральная церковь является главной. Остальные сосредоточены вокруг нее. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы царь Иван Грозный отдал приказ на штурм Казани. Самая высокая и торжественная церковь всего собора освящена в честь праздника Покрова.
В храме много оконных ниш, зрительно объединенных с порталами. Все фрески храма первоначальные. А вот подлинный иконостас не сохранился. Из него есть только единичные уникальные иконы того времени. В настоящее время эту церковь украшает более поздний иконостас в стиле барокко. Здесь на стене сохранилась так называемая закладная летопись – пятирядный текст с датой окончания строительства сооружения.
Церковь Иоанна Блаженного
Еще одна святыня Покровского собора – мощи юродивого Иоанна Блаженного. Специально для них в 1672 году к собору был пристроен этот придел. Ее главные реликвии – рака над мощами Иоанна и его вериги. Вериги весят 32 килограмма. Снаружи церковь во имя Иоанна Блаженного можно узнать по отсутствию купола.
Колокольня
К концу XVII века построили звонницу. Шатровая колокольня едва не была утеряна в связи с использованием не по назначению. Мало кто знает, но к началу прошлого столетия помещения в ней использовались в качестве жилых комнат для сторожей. Печные трубы и ямы у входа заставили Общество сохранения памятников царской России в буквальном смысле бить в колокола.
Последнее по времени восстановление звонницы проводилось в 90-е годы XX века. Подвешенные в ней на балках колокола имеют разный возраст. Отливали их искусные мастера XVII-XIX веков. Небольшие окошки в шатре колокольни усиливают колокольный звук. Сегодня на колокольню можно подняться в сопровождении звонарей.
Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве невозможно рассматривать отдельно от русской истории. В нем отразились особенности религиозного, бытового и политического самоопределения страны. В силу своего расположения рядом с Кремлем «храм о девяти верхах» свидетель многоликой и непростой жизни России.
Собор Василия Блаженного, Москва — 10 фактов, которых вы не знали —
Собор Василия Блаженного в Москве стал одной из самых узнаваемых визуальных достопримечательностей России. Он был построен царем Иваном IV Грозным в период с 1555 по 1561 год нашей эры в ознаменование его победы и взятия Казани и Астрахани. Казань открыла России путь для расширения на юг к Каспийскому морю и на восток в Сибирь, чтобы она стала настоящей империей. Таким образом, Собор Василия Блаженного был политически значимым сооружением, которое сегодня стало объектом всемирного наследия и используется как музей истории и архитектуры. Церковь была спроектирована и построена двумя архитекторами Посник и Барма . Хотя собор является известным архитектурным памятником, некоторые аспекты его дизайна и истории до сих пор остаются неизвестными. Вот несколько интересных малоизвестных фактов о соборе, которые были задокументированы на протяжении многих лет.
Источники изображения: Красная площадь перед пожаром 1812 года ©Федор Алексеев – lj.rossia.org
- Хотя в народе он известен как собор Василия Блаженного, первоначально он назывался Собором Покрова Богородицы у рва, так как он был построен в память о взятии Казани, произошедшем в один день с праздником Покрова Богородицы в 1552 году. Построен на рву, окружавшем прежде Кремль и впоследствии засыпанном. Позже он был назван в честь святителя Василия (блаженного), юродивого за Христа, так как он правильно предсказал о пожаре, вспыхнувшем в Москве в 1547 году. Позже он умер в 1552 году, и его тело было погребено в сводах церкви. .
- Собор был первым зданием, построенным на рву, придавшем Красной площади ее современный характерный силуэт, так как на кремлевских башнях еще не было пирамидальных крыш.
- Первоначально в соборе было восемь небольших часовен, расположенных вокруг главного собора в центре. Девятая часовня на периферии была позже пристроена в 1588 году Федором I для размещения гробницы святого Василия. Центральный собор возвышался над остальными по вертикали, имея высоту 47,5 м. Это должно было символизировать господство царя над верной публикой.
Источники изображения: © Джулиус Сильвер, commons.wikimedia.org
- Красочное изображение собора является аномалией обычного русского архитектурного стиля. Для русских было обычной практикой оставлять структуру в белом цвете, а купола над ней красить в золото. Так изначально задуман был и собор, чтобы соответствовать белым камням Кремля, однако позже, в XVII веке, были добавлены цвета, вдохновленные описанием Царства Небесного из книги Откровений. Он был окрашен в несколько этапов, чтобы придать ему нынешний красочный вид.
- Это также первое сооружение, в котором традиционный стиль строительства из дерева был адаптирован к кирпичной форме собора. Таким образом, в России возник новый, невиданный ранее стиль архитектуры, не сравнимый ни с одним из когда-либо построенных сооружений. Луковичные купола также были более поздним дополнением к дизайну. Купола были добавлены в ходе реставрационных работ, проведенных после пожара 1595 года.
- В качестве места для храма Василия Блаженного была выбрана Красная площадь, являющаяся центральным местом в Москве, а также местом ранней Троицкой церкви и важным политическим местом. Однако также считается, что место, где сегодня стоит собор, было также местом, где святой Петр и Алексей, , вышедшие из Кремля, встретили Сергия из Радонежского и Варлаама Хутынского , чтобы помолиться о защите Москвы от нашествия Татарского хана Мухаммеда-Серого . Таким образом, место приобретает сакральное качество и обозначает присутствие Господа в управлении суверенным государством.
Источники изображения: ©Fireofmoscow.jpg
- Собор Василия Блаженного дважды едва не разрушали. Первый раз в 1812 г., когда французские войска заняли Москву и Наполеон Бонапарт хотел разрушить церковь. Однако им пришлось отступить, прежде чем они смогли это сделать, и собор был спасен. Второй раз был в советский период, считается, что Сталин хотел сжечь собор, чтобы установить конец царизма в России и обозначить новый режим. Однако Петр Барановский , архитектор и художник-реставратор, написал письмо, в котором умолял его воздержаться от сноса архитектурного чуда и предложил взамен собственную жизнь. Это пощадило собор; однако архитектор был заключен в тюрьму на пять лет в качестве компенсации.
- Самое примечательное в конструкции Собора Василия Блаженного то, что он стоит особняком от любого из соборов, построенных в Европе в 15-м или 16-м веке. Он был поистине уникален, и ничего подобного ему не строили ни до него, ни после. Таким образом, несколько историков в своих трудах изо всех сил пытались правильно описать его, поскольку им не хватало ориентира для него, и они часто прибегали к аналогиям с природой для описания ее внешнего вида или эстетики.
Источники изображения: ©Алексей Кузаев www.flickr.com
- Существует популярный миф о том, что Иван Грозный ослепил архитекторов собора после его завершения, чтобы они не могли повторить его проект в другом месте. Однако сомнительно, чтобы это было правдой, поскольку упоминается, что задействованный архитектор по имени Посник участвовал в строительстве Благовещенского собора и стен Кремля.
- Из нескольких оригинальных колоколов на звоннице уцелел и продолжает функционировать только один. После того, как советские власти взяли собор под свой контроль в 1929, приказали переплавить все бронзовые колокола, и удивительно, что только один из них уцелел.
Собор одним из первых сооружений перешел в собственность Советского государства после большевистской революции в 1923 году и был преобразован в историко-художественный музей. В 1929 году он официально стал филиалом Государственного исторического музея. В 1990 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Красной площадью и Кремлем.
Собор Василия Блаженного | Architectuul
1 из 4
Собор Василия Блаженного (русский: Собор Василия Блаженного), широко известный как Собор Василия Блаженного в Кремле, является бывшей церковью на Красной площади в Москве, Россия. Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (русский язык: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, кто на Рву) или Покровский собор (русский язык: Покровский собор). Он был построен в 1555-61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и Астрахани. Он был центром роста города с 14 века и был самым высоким зданием города до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году.
Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь, а затем Троицкий собор, состояло из восьми боковых церквей, расположенных вокруг девятой, центральной Покровской церкви; десятая церковь воздвигнута в 1588 г. над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия). В XVI и XVII веках церковь, воспринимавшаяся как земной символ Небесного Града, как и все церкви византийского христианства, была известна в народе как «Иерусалим» и служила аллегорией Иерусалимского храма в ежегодном Вербном воскресенье. парад с участием Патриарха Московского и царя.
Здание в форме поднимающегося в небо пламени костра, конструкция, не имеющая аналогов в русской архитектуре. Дмитрий Швидковский в своей книге «Русское зодчество и Запад» утверждает, что «это не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти во всем тысячелетии византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, поражающая своей неожиданность, сложность и ослепительное переплетение многочисленных деталей его замысла». Собор предвещал расцвет русского национального зодчества XVII века.
В рамках программы государственного атеизма храм был конфискован у Русской православной общины в рамках антитеистических кампаний Советского Союза и с 1928 года функционировал как подразделение Государственного Исторического музея. Полностью и насильственно секуляризован. в 1929 г. и остается федеральной собственностью Российской Федерации. Церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года. Ее часто ошибочно называют Кремлем из-за ее расположения на Красной площади в непосредственной близости от Кремля.
Красная площадь, начало XVII века. Фрагмент из Бло Атлас. Сооружение с тремя шатрами на переднем плане слева — оригинальная отдельно стоящая звонница Троицкой церкви, выполненная не в масштабе. За ней, чуть ближе к дороге, начинающейся от Фрольих (впоследствии Спасских) ворот Кремля, стоит Троицкая церковь. Подковообразный объект у дороги на переднем плане — Лобное место.
Строительство при Иване IV
На месте храма исторически сложилась оживленная торговая площадь между Фроловскими (позже Спасскими) воротами Московского Кремля и окраинным посадом. В центре площади стояла Троицкая церковь, построенная из того же белого камня, что и Кремль Дмитрия Донского (1366-68) и его соборы. Каждую победу Русско-Казанской войны царь Иван IV отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной церкви-памятника; к концу его астраханского похода он был окутан группой из семи деревянных церквей. Согласно отрывочному сообщению Никоновской летописи, осенью 1554 г. Иван приказал построить деревянную Покровскую церковь на том же месте, «на рву». Через год Иван приказал построить на месте Троицкой церкви новый каменный собор в память о своих походах. Посвящение храма военной победе было «крупным нововведением» для Московии. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу посадских простолюдинов и против потомственных бояр.
Хронисты четко идентифицировали новое здание как Троицкую церковь, по названию ее самого восточного святилища; ей еще не присвоен статус соборной:
В том же году по воле царя и владыки и великого князя Иван начал делать заложенную церковь, как и обещал за взятие Казань: Троице-Покровская и семь святилищ, называемых также «на рву». А строителем был Барма с компанией.
Имя архитектора неизвестно. Предание гласит, что церковь была построена двумя архитекторами, Бармой и Постником: в официальном реестре объектов культурного наследия России значится «Барма и Постник Яковлевы». Исследователи предположили, что оба имени относятся к одному и тому же лицу, Постнику Яковлеву или, как вариант, Ивану Яковлевичу Барме (Варфоломею). Легенда гласит, что Иван ослепил зодчего, чтобы он не мог воссоздать шедевр в другом месте, хотя настоящий Постник Яковлев оставался активным, по крайней мере, на протяжении 1560-х годов. Есть сведения, что в строительстве принимали участие каменщики из Пскова и немецких земель.
Архитектурный стиль
Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, которые вдохновляли Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейские корни собора; по его словам, его кокошники были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кул-Шариф, разрушенной русскими войсками после взятия Казани.
Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетные церкви, которым не нужно было вмещать значительные прихожане. Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры.
Церковь сочетает в себе шахматно-ярусную конструкцию самой ранней (1505-08 гг. ) части колокольни Ивана Великого, центрального шатра церкви Вознесения в Коломенском (1530-е гг.) и цилиндрическую форму церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.), но и происхождение этих уникальных построек вызывает не меньше споров. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подъяпольского, построил итальянец Петрок Малый, хотя массовая история до сих пор не приняла его мнение. Андрей Баталов пересмотрел год постройки Дьяковской церкви с 1547 на 1560-70-е годы и отметил, что у Троицкой церкви вообще не могло быть реальных предшественников.
Дмитрий Швидковский предположил, что «невероятные» формы Покровской и Вознесенской церквей в Коломенском олицетворяют зарождающийся национальный ренессанс, сочетающий более ранние московские элементы с влиянием итальянского Возрождения. В 1474-1539 годах в Москве непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по мнению Швидковского, помогли московским правителям выковать учение о Третьем Риме, что, в свою очередь, способствовало ассимиляции современной им греческой и итальянской культуры. Швидковский отметил сходство плана собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с Trattato di architettura Филарета. Другие русские исследователи отмечали сходство с эскизами Леонардо да Винчи, хотя он не мог быть известен в Ивановской Москве. Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значение; он предположил, что в середине 16 века в Москве уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе, и что эта культура была утрачена в Смутное время.
Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, скорее всего, она была построена немецкими мастерами. Баталов и Швидковский отмечали, что при Иване немцы и англичане заменили итальянцев, хотя пик немецкого влияния пришелся на позднее, при Михаиле Романове. Немецкое влияние косвенно поддерживается рустованными пилястрами центральной церкви, что более характерно для современной Северной Европы, чем для Италии.
Академическое издание «Памятники архитектуры в Москве» 1983 г. занимает золотую середину: храм, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из работ итальянцев в Москве. . В частности, кирпичная кладка сводов выполнена в итальянском стиле.
Планировка
Вместо первоначальной специальной планировки (семь церквей вокруг центрального ядра) архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав «полностью последовательный, логичный план», несмотря на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной сдержанности или разума» под влиянием памяти о иррациональных злодеяниях Ивана. Центральное ядро и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму; четыре расположенные по диагонали церкви меньшего размера имеют прямоугольную форму, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а меньшие были размещены каждая на приподнятой платформе, как бы паря над землей.
Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом — нет. Большая центральная церковь была намеренно смещена к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить ее большую апсиду с восточной стороны. В результате этой тонко рассчитанной[45] асимметрии взгляд с севера и юга представляет собой сложную многоосную форму, тогда как западный фасад, обращенный к Кремлю, кажется должным образом симметричным и монолитным. Последнее восприятие усиливается крепостной машиколяцией и выступающим карнизом западной Входоиерусалимской церкви, отражающими настоящие укрепления Кремля.
Внутри составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. Самая большая, центральная, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров, но имеет площадь всего 64 квадратных метра. Тем не менее, она шире и воздушнее, чем церковь в Коломенском с ее исключительно толстыми стенами. Коридоры функционировали как внутренние партитуры; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком, одновременно являлся притвором.
Отдельная колокольня оригинальной Троицкой церкви стояла к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца 16-го и начала 17-го веков изображено простое сооружение с тремя шатрами на крыше, скорее всего, покрытыми листовым металлом. Построек этого типа до настоящего времени не сохранилось, хотя тогда он был обычным явлением и использовался во всех проходных башнях Скородома. На панораме Августа фон Мейерберга (1661 г.) изображено другое здание с группой небольших куполов-луковиц.
Структура
Фундаменты, как это было принято в средневековой Москве, строились из белого камня, а сами церкви из красного кирпича (28×14×8 см), тогда относительно нового материала[21] (первая засвидетельствованная кирпичная постройка в Москве новая Кремлевская стена была начата в 1485 г.). Осмотр конструкции показывает, что цокольный уровень идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, заменившие части кирпичной кладки в 1954-55 обнаружил, что массивные кирпичные стены скрывают внутренний деревянный каркас, идущий по всей высоте церкви. Этот каркас из искусно перевязанных тонких стержней возводился как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно обкладывался сплошной кладкой.
Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше открытой кирпичной кладки; когда расположение требовало использования каменных стен, его украшали узором кирпичной кладки, нарисованным по лепнине. Большим нововведением, внесенным церковью, стало использование строго «архитектурных» средств внешней отделки. Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в более ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют; цветочные орнаменты являются более поздним дополнением. Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием объемных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.
Цвет
Свои нынешние яркие цвета церковь приобретала в несколько этапов с 1680-х по 1848 год. Русское отношение к цвету в 17 веке изменилось в пользу ярких красок; в иконописном и настенном искусстве резко возросло количество доступных красок, красок и их сочетаний. Первоначальная цветовая схема, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Это последовало за изображением Небесного Города в Книге Откровения:
«И вид сидящего был подобен яспису и сардинскому камню: и радуга вокруг престола, вид подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я видел двадцать четыре старца сидящих, облеченных в белые одежды, и на головах своих золотые венцы».
25 мест из библейского упоминания упоминаются в структуре здания, с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центральной палатки, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Эта договоренность сохранилась на протяжении большей части 17 века.