Христианство и римская империя: Как Римская империя стала христианской • Расшифровка эпизода • Arzamas
Содержание
Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия — Поль Аллар
Поль Аллар
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf5Мб
Предисловие автора
Глава первая. Христиане и императоры первого века1.Религиозные верования римлян2.Нерон и христиане3.Домицианово гонениеГлава вторая. Христианство и империя во времена Антонинов1.Рескрипт Траяна2.Рескрипты Адриана и Антонина3.Христианские апологеты4.Гонение во время Марка АврелияГлава третья. Церковь и государство в третьем веке1. Христианская проповедь, – Септимий Север2.Законное положение церквей3. Попеременные гонения и терпимость4.Эдикт Деция5.Эдикты Валериана6. Мир при Галлиене7.Конец третьего векаЧетвертая глава. Последнее гонение, – Миланский эдикт1.С учреждения четверовластия до отречения Диоклетиана2.С отречения Диоклетиана до болезни Галерия3. Эдикт Галерия и гонение Максимина4.Миланский эдиктПятая глава. Религиозная политика Константина и его сыновей1.От издания Миланскаго эдикта до смерти Лициния2.От смерти Лициния до смерти Константина3. Констант и КонстанцийШестая глава. Языческая реакция. – Юлиан1.Религия Юлиана2.Преобразование язычества3.Языческая реакция4.Эдикт об учебном деле5.Юлиан и Иудеи6.Политика преследования7.РезультатыСедьмая глава. Переходная пора. – Валентиниан, Валент, Грациан1.Валентиниан2.Валент3.ГрацианВосьмая глава. Христианское государство – Феодосий1.Религиозная политика Феодосия2. Конец язычестваБиблиографический указательИсточникиПособия
Поль Аллар (1841–1916) – французский историк, специалист по раннему христианству (он автор пятитомной истории гонений на христиан в Римской империи). Данную книгу сам автор представляет «как краткое изложение всех предшествовавших работ», посвященных истории взаимоотношений христианской Церкви и римского государства в I-IV вв. нашей эры.
Предисловие автора
Эта книга обнимает собою четыре века, которые проходя с того дня, когда христианство появилось в первый раз в Римской империи, до того дня, когда она сделалась в ней единственною, признаваемой законом, религиею. В течение трехсот лет оно защищает себя против язычества, поддерживаемого императорскою властью; в продолжение ста лет оно пользуется той же силою для ниспровержения идолопоклонства. Здесь, за два неравные периода времени, происходит полная перемена положения, с тем, впрочем, различием, что христианство было преследуемо до пролития крови включительно, а язычество исчезло частью вследствие убеждения, частью по силе законов, причем его приверженцы не подвергались гонениям и обидам.
Читатели поймут, что эта книга, при очень ограниченных размерах, не пытается изложить такую пространную историю. Для этого понадобилось бы несколько томов: я недавно посвятил пять книг гонениям, которым подвергались христиане; а много лет назад, герцог де-Брольи (le duc de Broglie) издал шесть томов ученого исследования об отношениях Церкви и государства в четвертом веке. Следующие за этим страницы могут иметь целью только представить, насколько возможно – точно, те результаты, какие считаются окончательно добытыми историческою наукою относительно этих обоих предметов. Это сочинение не освобождает интересующегося подробностями читателя от справок по первоначальным подлинным документам и от изучения тех трудов, в которых историки пытались изобразить полную картину на основании названных документов. Но эта книга может служить или как подготовка для первоначального изучения вопросов, которыми она занимается, или как краткое изложение всех предшествовавших работ, какие были посвящены этим вопросам.
Я старался не опускать ничего существенного и придавать надлежащее освещение важнейшим событиям. Не имею притязания утверждать, что я прочел все, так как литература этого предмета чрезвычайно обширна. Но я надеюсь, что не преминул ознакомиться с каждым из источников, которые имеют, действительно, право считаться источниками. Это – прежде всего – первоначальные источники, которых ничто не может заменить: древние историки, панегиристы, риторы; отцы Церкви; жизнеописания святых, мученические акты; собрания законов; собрания надписей; постановления соборов. Затем следуют производные источники, т.е. новые писатели, которые разрабатывали, со знанием дела, какие-либо части исследуемого здесь предмета. Не желая умножать число и размеры примечаний, я не мог помещать все эти источники внизу страниц: библиографический указатель, приложенный в конце сочинения, перечисляет главнейшие, и знающий читатель легко увидит, что важнейшие, по крайней мере, были мною рассмотрены, и сущность их содержания вошла в мою книгу.
Читатель признает также, я надеюсь, что в этой книге (написанной христианином) свет и тени распределены без ненависти и снисходительности, и что ни одна страница не удаляется ни в какую сторону от самого строгого исторического беспристрастия. Автор не старался навязывать, или даже окончательно высказывать те выводы, какие были в его мыслях. Если апологетика имеет право опираться на историю, где она иногда находит для себя самое твердое основание, то история не должна быть апологиею. Должно говорить об одних фактах; если из них следуют заключения, – читатель может выводить их сам.
Источник: С.-Петербург. Синодальная типография, 1898 г.
Почему Римская империя преследовала христиан? / Православие.Ru
Вопрос:
Почему Римская империя преследовала (до определенного момента) христиан?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).
Гонение на последователей Иисуса Христа начались с первых дней христианства. Начало положили слепые вожди иудейского народа, но позже на первенствующую Церковь обрушилась вся мощь Римского государства. Исследователи указывают главные причины преследований со стороны Рима: государственные, религиозные и нравственные.
1.Языческая идея государства предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул Pontifex maximus (верховный жрец). Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни.
2. Религиозная политика римской власти отличалось терпимостью. Покоряя всё новые народы, Рим сохранял их культы и даже защищал их законодательно. Это было нетрудно в отношении язычества. Но даже официальная религия Израиля пользовалась покровительством. Такая политика Рима была направлена на достижение стабильности и прочности обширной империи. Согласно римскому праву все культы и верования покоренных народов были religiones licitae (дозволенные религии). Только христианству не нашлось места в этой религиозно-правовой системе. Оно оказалось вне закона. Положение усугублялось борьбой иудаизма с новозаветной религией. Римские власти, преследуя «незаконную» религию, как бы защищали права узаконенной им религии иудеев.
Римское государство преследовало христиан не только в силу вышеуказанных причин. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23) был глубоко чужд религии римлян. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Это отношение нарастало по мере изумительных успехов христианства во всем Средиземноморье. Христиане были даже при императорском дворе. Св. апостол заканчивает Послание: Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома (Фил.4:22). Видные представители языческого мира в лице христианства не могли не почувствовать смертельную опасность, грозившую язычеству, потерявшему к этому времени жизненную силу.
3. Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:1-3).
Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95-96 гг. (Домициан), 98-117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202 -211 гг. (Септимий Север), 250-252 гг. (Декий и Галл), 257-259 гг. (Валериан), 270-275 гг. (Аврелиан), 303-311 гг. (Диоклетиан), 311-313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313г. ) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу.
16 декабря 2005 г.
Римская империя: в первом веке. Римская империя. Ранние христиане
Ранние христиане |
Распространение христианства было значительно облегчено эффективностью Римской империи, но его принципы иногда понимались неправильно, и членство в секте могло быть опасным.
Хотя Иисус умер, Его послание не умерло. Молва о его учении распространилась среди еврейских общин по всей империи. Этому способствовали энергичные апостолы, такие как Павел, и современные средства связи Римской империи.
Распространение информации
За 30 лет Пол проехал около 10 000 миль, путешествуя по Римской империи. Он проповедовал в некоторых наиболее важных городах империи. Хотя такие места, как Эфес, Филиппы, Коринф и Афины, выглядели великолепно, они также были домом для десятков тысяч бедных, отчаявшихся людей, которые были идеальной аудиторией для христианской вести о вечной жизни.
Подобно Иисусу, Павел говорил с людьми в их домах и синагогах. Но он пошел дальше Иисуса, который проповедовал только евреям. Павел считал, что его послание следует также донести до язычников, неевреев.
Смягчение правил
Это означало более мягкий подход к древним еврейским законам о еде и обрезании. Это была пощечина еврейской традиции, но она же была главной причиной быстрого распространения христианства.
По мере того, как христианское движение начало принимать неевреев, оно все больше отдалялось от строгих правил, налагаемых на евреев. При этом она постепенно стала новой и отдельной религией.
Легкая мишень
Несмотря на растущую популярность, христианство иногда неправильно понимали, и членство в нем могло быть сопряжено с огромным риском. Широко раскритикованный после Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры, император Нерон попытался отвлечь внимание от своих собственных ошибок, предложив легкого козла отпущения: христиан.
Хотя последователи Иисуса усердно трудились над распространением вести, в Риме все еще было очень мало христиан. К ним относились с подозрением. Некоторые важные христианские ритуалы были ошибочно приняты за каннибализм, другие за инцест. Христиане стали легкой мишенью.
Неро не терял времени даром. Он арестовал и подверг пыткам всех христиан в Риме, прежде чем публично их казнить. Одних распяли, других бросили диким зверям, а других сожгли заживо, как живые факелы.
Новый подход
Несмотря на это, гонения Нерона на новохристианскую секту были краткими и, по крайней мере в первом веке, не повторялись в других частях империи. На вопрос Плиния Младшего, как поступать с христианами в азиатских провинциях, Траян ответил, что их не следует активно преследовать. Однако они могли быть наказаны, если подверглись публичной критике и отказались отказаться от своих убеждений.
Со временем христианская церковь и вера стали более организованными. В 313 году нашей эры император Константин издал Миланский эдикт, который принял христианство: 10 лет спустя оно стало официальной религией Римской империи.
Куда дальше:
Императоры — Нерон
Религия в Древнем Риме Иисус
Религия в Древнем Риме – Павел
Религия в Древнем Риме – Евреи
Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты
мозаика: Христианство
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Святой апостол Павел
Мартин Бубер
Ян Гус
Святой Альберт Великий
Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
- Похожие темы:
- библейская литература
Римский католицизм
протестантизм
христология
новенна
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.
В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; Грейс; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.
Церковь и ее история
Сущность и сущность христианства
В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.
Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.
Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.
Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.
Вполне возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта.