Хула на духа святого не простится: Хула на Духа Святого
Содержание
Хула на Святого Духа – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 13 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.
Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32).
Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.
Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?
Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?
Такие вот вопросы… Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить. А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу — человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?
Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.
…Да не будет сего!
Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?
Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.
Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: …если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?
На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».
Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.
О прощении без покаяния
Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?
Есть в современной массовой культуре такое забавное явление — фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС — Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».
Таким образом, ООС — это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.
И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос — воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?
Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения — разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком — что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.
Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!
Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».
«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»
…Убить и Лазаря
Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22—24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом — хулой на Духа.
С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.
Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более — не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо — на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус — тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому — воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним — и Лазаря….
Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.
Что есть истина?
Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое — истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда — уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.
Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.
Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? — Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение — непрощение ни в сей век, ни в будущий».
И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как — прямой (в противоположность лукавому — изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и — очистить, выпрямить, а самое главное — восстановить утраченную целостность, то есть — исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.
Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.
Когда истина не радует
Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и — как мы живем на самом деле. И тогда — через совесть, через разум, через душевную боль — мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье — мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.
Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» — не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.
Хула на Духа Святого — что это и почему не простится?
Загрузка…
Библейские вопросы и ответы
Опубликовано
Очень часто люди, читающие Библию, спрашивают — что значит хула на Духа Святого и почему она не простится? Что за непростительный грех такой? Давайте попытаемся разобраться, о чем идет речь и что это значит.
Хула на Духа Святого: введение
Хула на Духа Святого иногда называется “непростительным грехом”. Эта тема, которая часто производит непонимание и страх в сердцах многих людей. Основной вопрос может быть вот в чём: «С давних пор нет прощения за этот грех, чтобы он ни означал. Что если я виновен в хуле на Духа Святого?» Быстрый ответ заключается в том, что Бог прощает нам все грехи, в которых мы раскаиваемся. Будь-то покаяние и крещение в то время, когда мы становимся христианами (Деяния 2:38), или же признание греха и разворот от греха в тот момент, когда мы уже во Христе (1 Иоанна 1:9). Прощение всех грехов обещано Богом в этих отрывках. Для объяснения всех трех мест в Писании давайте их все прочитаем, чтобы перейти к более подробному исследованию.
Итак: от Матфея 12:22-32, Марка 3:20-30, Луки 12:8-10
Специфические особенности в тексте и их контекст
Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.
Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:
«И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена. Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем». (Матфея 12:31-32)
Отметим ключевые моменты здесь:
- Все другие богохульства могли проститься.
- Хула против Духа Святого — нет.
- Выступление против Иисуса могло проститься.
- Выступление против Духа — нет.
- Никакое такое прощение не было бы дано, ни в этом веке, ни в грядущем.
«Истинно говорю вам: сынам человеческим будут прощены любые грехи и любое богохульство; но кто хулит Святого Духа, тот никогда не будет прощён, но будет повинен в вечном грехе». Иисус Христос сказал это, потому что люди говорили: «В Него вселился нечистый дух». (Евангелие от Марка 3:28-30)
Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:
- Все другие богохульства могли быть прощены.
- Богохульство против Духа Святого не простится.
- Это богохульство составило вечный грех.
- Предупреждение Иисуса было сказано на основании того, что они говорили: “У Него есть злой дух.”
Наконец, от Луки 12:8-10
«Я говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, Я, Сын Человеческий, признаю перед ангелами Божьими. Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Я отвергну перед ангелами Божьими. И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но, хулящий Святого Духа, прощён не будет. (Евангелие от Луки 12:8-10)
- Это было связано с подтверждением или отрицанием Иисуса перед людьми.
- Произношение слов против Иисуса могло быть прощено; богохульство Духа не простится.
Практические соображения
Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.
Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.
Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.
В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).
Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог. А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.
Хула на Духа Святого: заключение
Богохульство против Духа Святого было явным, клеветническим нападением на Иисуса и Его чудеса, которое привело к полному укреплению в грехе. Хотя мы не находимся в том же самом положении, говоря о хуле на Духа Святого, все же укрепление в том или ином грехе является очень страшной вещью. Мы должны понимать, что первый шаг в этом направлении начинается с того, что начинаем с лёгкостью относиться к тому, что говорил Иисус. Сохраняйте свои сердца мягкими к Слову Бога и вы никогда не будете в ситуации, когда грех укореняется в наших сердцах. Наш Бог очень добр, у Него никогда не стоит вопрос с решимостью или возможностью прощать. Но вопрос больше в нашей готовности раскаиваться. И в некоторых случаях в нашей способности раскаиваться. Но Бог жаждет нашего раскаяния и прощения, поскольку Он действительно хороший Бог и прекрасный Отец!
Автор: Гордон Фергюсон (11 октября 2009)
Introduction To My Teaching Ministry
Библия о прощении Действие Духа Святого
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
Что такое непростительный грех? Что такое хула на Духа? — Блог The Good Book
Несколько лет назад я консультировал ученицу, которую парализовал страх, что она совершила непростительный грех из-за сказанных ужасных слов. Ее беспокойство исходило из Евангелия от Матфея 12:31: «Потому говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится». Может быть, она совершила непростительный грех?
Вряд ли эта девушка совершила непростительный грех. Она любила Господа и хотела, чтобы ее жизнь угодила Ему. Но она, видимо, не понимала, что такое хула на Святого Духа, и потому забеспокоилась, не совершила ли она непростительный грех. Что такое хула на Духа? Что такое непростительный грех?
Прежде всего позвольте мне дать определение. Хула на Духа — непростительный грех — это продолжающееся ожесточение вашего сердца против Святого Духа, который пытается привести вас к покаянию в грехах и вере во Христа. Более того, это вопрос сердца , что проявляет в ваших словах.
Давайте вместе посмотрим на центральный отрывок обсуждения, Матфея 12:24-37. Обратите внимание на слова I have жирным шрифтом . Заметьте, в частности, что слова, выделенные жирным шрифтом, указывают на то, что Иисус обращается к основному состоянию сердца, а не просто к некоторым греховным словам.
24 Услышав это, фарисеи сказали: «Этот человек изгоняет бесов только силою веельзевула, князя бесовского». 25 И, зная их мысли, Иисус сказал им: «Всякое царство , разделившееся само в себе , будет опустошено; и любой город или дом , разделенный против самого , не устоит. 26 Если сатана изгоняет сатану, он разделяется сам с собой; как же тогда устоит его царство? 27 Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то с помощью кого ваши сыновья изгоняют их? По этой причине они будут вашими судьями. 28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. 29 Или как может кто войти в дом сильного и похитить его имущество, если прежде не свяжет сильного? И тогда он разграбит его дом. 30 Кто не со Мной, тот против Меня; а кто не собирает со Мною, тот разбрасывает . 31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится. 32 Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; а кто скажет на Духа Святого, тому не простится ни в сем веке, ни в веке грядущем. 33 Либо сделай дерево хорошим и плод его хорошим, либо сделай дерево плохим и плод его плохим; ибо дерево известно своим плодом . 34 Вы отродье ехиднины , как можете вы, злые , говорить доброе? Ибо уста говорят из того, что наполняет сердце . 35 Добрый человек приносит из своего доброго сокровища то, что хорошо; и злой человек выносит из своего злого сокровища то, что есть зло. 36 А Я говорю вам, что за каждое неосторожное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда. 37 Ибо своими словами вы будете оправданы , а своими словами будете осуждены ».
Обратите особое внимание на то, что в этом отрывке много абсолютистских утверждений и других выражений, указывающих на основное состояние сердца в Евангелии от Матфея 12:24-37.
Аналогично, обратите внимание на жирным шрифтом слов в параллельном отрывке в Луки 12:8-10:
8 «Говорю же вам, всякий, кто исповедует Меня пред людьми , Сын Человеческий исповедует его также перед ангелами Божьими; 9 но тот, кто отвергает Меня перед людьми , будет отвергнут перед ангелами Божьими. 10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; а кто будет хулить Духа Святого, тому не простится».
Еще раз подчеркнутые слова помогают нам определить, что дело не в своенравном, ненавистном или бесчестивом слове в данный момент, а в фундаментальном состоянии сердца человека перед Богом.
Кроме того, есть четкие параллели между Матфея 12:24-37 (процитировано выше) и словами Иоанна Крестителя религиозным лидерам в Матфея 3:7-8:
7 Но когда он увидел многих из фарисеев и саддукеям, пришедшим креститься, сказал им: отродье vipers , кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? 8 Поэтому приносят плод в соответствии с покаянием…»
Внимательные читатели Библии должны не только обращать внимание на детали в непосредственном контексте, они должны оставаться внимательными к идеям, которые уже были представлены библейским автором. Прежде чем включить комментарии Иисуса о хуле на Духа и непростительном грехе, Матфей уже представил язык змей и приносящий плод по отношению к фарисеям через слова Иоанна Крестителя. Матфей ожидал, что его читатели вспомнят эти слова, когда дойдут до 12-й главы Евангелия от Матфея. Поскольку в Евангелии от Матфея 3:7-8 речь идет о покаянии («сотворите плод, соответствующий покаянию»), нам следует помнить о теме покаяния, когда мы пытаемся установить истинность истины. природа хулы на Духа/непростительный грех в Матфея 12:33.
Более того, Матфей также ожидает от вас внимания при чтении его Евангелия на тему «плода». Сначала он вводит эту тему в словах Иоанна Крестителя, которые мы только что рассмотрели (3:8, а также 3:10), существенно развивает ее, когда включает учение Иисуса в Нагорную проповедь (7:15-20), включает та же тема о плоде в отрывке, о котором мы в основном думаем сегодня (12:33), снова в притче о почве (13:23) и, наконец, в разделе о суде, который, что неудивительно, снова фокусируется на фарисеях. «неспособность приносить плоды» (21:43). Суть, по мнению Матфея, в том, что все, что живет в сердцах людей, начинает проявляться в том, как люди живут и говорят («плоды»).
Еще одно заслуживающее внимание наблюдение заключается в том, что это высказывание Иисуса, вероятно, интертекстуально связано с Числами 15:30-31: «А кто делает что-нибудь с дерзостью, будь то туземец или пришелец, тот хулит Господа; и тот человек будет истреблен из среды своего народа. Потому что он пренебрег словом Господним…» Крейг Бломберг делает следующий комментарий по поводу Матфея 12:33: «Слушатели, погруженные в Ветхий Завет, могут вспомнить законы, которые клеймят особенно дерзкий грех как богохульство и, по-видимому, непростительно (см. грех с высокой рукой из Чис. 15:30-31) — вопиющее, умышленное и упорное неприятие Бога и Его заповедей». Матфея 12:31. Подразумевается, что тот, кто совершил непростительный грех, не говорит случайно какой-то определенный набор слов, а умышленно отвергает Господа. Кроме того, обратите внимание, что в Числах 15:31 добавлено: «потому что он пренебрег Словом Господним». Речь идет не просто о слове, слетающем с чьих-то уст, а о более фундаментальной позиции презрения к тому, что открыл Бог.
Следует также отметить, что библейское описание Святого Духа, обличающего людей во грехе, помогает нам понять, почему хула на Святого Духа является такой серьезной проблемой. Хула на Святого Духа — это не просто плохое высказывание о Святом Духе (или о чем-то другом, если уж на то пошло), но настойчивое неприятие обличающей работы Духа, чья работа состоит в том, чтобы разоблачать наш грех и вести нас к греху. принять Христа. Иисус говорит о Святом Духе в Иоанна 16:8: «И Он, когда придет, обличит мир о грехе, праведности и суде». Мой бывший учитель, а затем давний коллега Тэлбота, Майк Уилкинс, пишет: «Это также согласуется с ролью Духа в обличении людей во грехе, праведности и суде (от Иоанна 16:8). Пока человек отвергает Дух, он никогда не сможет найти прощения за грехи»[2] 9. 0003
Таким образом, непростительный грех хулы на Духа – это не своенравное слово, произнесенное в момент гнева. И это не какой-то другой драматический грех, такой как убийство, самоубийство или прелюбодеяние. В 12-й главе Евангелия от Матфея нет ни намека на то, что Иисус имел в виду такие грехи. (Кроме того, разве мы не наблюдаем, как Бог прощает такие грехи во всей Библии? — подумайте только о повествованиях Давида и Павла). Скорее, как было сказано ранее, хула на Духа — это продолжающееся ожесточение вашего сердца против Святого Духа, который пытается привести вас к покаянию в грехах и вере во Христа. Это проблема сердце что проявляется в своих словах (и действиях) . Тот, кто ожесточает свое сердце против обличающего служения Святого Духа и отказывается покаяться в грехе и с верой обратиться ко Христу, совершил грех, который никогда не может быть прощен. Кто неоднократно и без покаяния отвергает свидетельство Святого Духа о Христе, тот хулит Святого Духа. Этот грех — единственный грех, который никогда не будет прощен.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
FAQ#1: Что имеет в виду Иисус, когда говорит, что можно простить слово, сказанное против Сына Человеческого (Матфея 12:32)?
Я несколько не уверен, как ответить на этот вопрос, но Уилкинс может быть прав, когда пишет: «Говорить против Сына Человеческого означает, что человек не знает всей личности Иисуса. Благодаря большему откровению и пониманию этот недостаток может быть преодолен, человек может покаяться, и тогда он сможет обрести прощение грехов. Уступая доказательной и обличающей работе Духа, человек может прийти именно к этому. Но постоянный отказ от работы Духа приведет к тому, что человек никогда не сможет достичь этой точки»[3] 9.0003
FAQ#2: Если кто-то может покаяться во всех остальных грехах, почему он не может покаяться в этом конкретном грехе?
Ф. Ф. Брюс, ссылаясь на параллель Маркана (3:28-29), делает интересное замечание по этому поводу: «Тогда для каждого вида греха, для каждой формы богохульства или клеветы подразумевается, что прощение доступно — предположительно, когда грех раскаивается. Но что, если бы кто-то раскаялся в хуле на Святого Духа? Разве нет прощения тому, кто кается в этом грехе? Ответ, по-видимому, заключается в том, что природа этого греха такова, что в нем нельзя раскаиваться, потому что те, кто совершают его и упорствуют в нем, не знают, что они грешат».[4] Я бы добавил, что они не знают. потому что они отвергли свидетельство Святого Духа о Христе и ожесточились до такой степени, что не сознают своего греха.
FAQ#3: Если я христианин, который любит Господа, должен ли я беспокоиться о том, что я мог непреднамеренно совершить непростительный грех?
Бломберг, вероятно, прав, когда говорит об этом опасении: «…заявляющие о себе верующие, опасающиеся, что совершили непростительный грех, демонстрируют заботу о своем духовном благополучии, что по определению доказывает, что они его не совершали».[5]
Notes
[1] Крейг Л. Бломберг, Мэтью, NAC (Нэшвилл: Broadman Press, 1992), 203–204 со ссылкой на У. К. Кайзера-младшего, К этике Ветхого Завета (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1983), 298.
[2] Майкл Дж. Уилкинс, Мэтью, NIVAC (Гранд-Рапидс: Zondervan, 2004), 449.
[3] Wilkins, Matthew , 449.
[4] F. F. Bruce, The Hard Sayings of Jesus (Downers Grove: InterVarsity, 1983), 90.
5 [
] Blomberg, Matthew , 204.
Этот пост и другие ресурсы доступны по адресу Kindle Afresh: блог и веб-сайт Кеннета Бердинга.
Что такое хула на Святого Духа?
Что такое непростительный грех?
Сам Иисус сказал в Евангелии от Матфея 12:31: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Если человек действительно слушает побуждения Святого Духа и просит прощения и прощения, этот человек не виновен в богохульстве против Святого Духа. Давайте узнаем больше о второй части стиха ниже.
Есть ли грех, который нельзя простить?
Да, хула на Святого Духа — это любой грех, за который человек цепляется, постоянно сопротивляясь обличающей силе Святого Духа. Имейте в виду, что нет одного конкретного непростительного греха, такого как ложь, воровство или убийство, а есть постоянное ожесточение сердца и преднамеренный грех против Бога и человека (1 Тимофею 4:2; Титу 1:15). В Деяниях 7:51 Стефан говорит фарисеям следующее: «Упрямые и необрезанные сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому; как делали отцы ваши, так и вы». В двух словах, непростительный грех — это любой грех, в котором человек не хочет расстаться, исповедаться или даже попросить прощения, и вдобавок не хочет больше слышать о нем от Святого Духа 9.0003
Любой грех, за который человечество хочет прощения, простителен. Однако, если мы поворачиваемся спиной к голосу Святого Духа, мы начинаем замалчивать Его убеждения и, в конце концов, не можем слышать Его обличающую силу. Это эффективно блокирует работу Бога в нашей жизни, потому что мы достигли точки, когда мы не можем реагировать на побуждения Святого Духа.
Рассмотрим эту иллюстрацию непростительного греха. Представьте, что вы устали от того, что Святой Дух обличает вас в особом любимом грехе. Вы хотите полностью удалить Его побуждения, хотя голос предупреждает вас об опасности и с любовью пытается указать вам правильный путь. Ну так что ты делаешь? Вы начинаете строить теоретическую кирпичную стену, чтобы заблокировать свое убеждение. Каждый кирпич в стене представляет собой единичный случай, когда вы отвергаете обличение Святого Духа. По мере того, как вы продолжаете отвергать Святого Духа, «голос», который вы слышите, становится все мягче и мягче. Вы становитесь все более и более уверенным в своем нынешнем жизненном пути. В конце концов, по мере того, как вы кладете все больше и больше кирпичей, вы больше не можете слышать Святого Духа, тем самым эффективно отрезая свой путь к покаянию и, следовательно, к спасению.
Хорошая новость
Хорошая новость заключается в том, что если человек все еще желает прощения и исповедуется в своих грехах, эти грехи будут прощены и изглажены.