Игорь черниговский святой князь: Святой благоверный князь Игорь Черниговский / Патриархия.ru

Разное

ИГОРЬ ЧЕРНИГОВСКИЙ — Древо

Блгв. князь Игорь Черниговский

Игорь Ольгович Черниговский, в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий (+ 1147), святой благоверный великий князь Киевский, страстотерпец

Память 5 июня в день перенесения мощей, 19 сентября в день кончины, в Соборах Брянских, Киевских, Тульских и Черниговских святых

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича, сын Олега Святославича (Гориславича), Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство. В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович. Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: «не хотим быть в наследстве», и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен 13 августа — таким образом его Киевское княжение продолжалось лишь две недели.

Плен, монашество и убийство

По одному преданию его привезли в Киев и посадили в поруб — холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда. В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре [1].

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий [2].

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить князя Изяслава Мстиславича Киевского в совместный поход – с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в 1147 году постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Сам князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу». Так, 19 сентября 1147 года, святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря, на окраине Киева.

Князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Мощи и почитание

5 июня 1150 года князь Черниговский Святослав Ольгович перенес прославленные чудесами мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в раку «с теремом» в кафедральном Спасском (Преображенском) соборе. «И с того времени, — по замечанию летописца, — стали праздновать память благоверного князя Игоря.»

Чудотворная икона Божией Матери, пред которой молился мученик пред убиением, стала именоваться Игоревской и находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

В «Иконописном подлиннике» говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом.

Молитвы

Величание

Величаем тя, / страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающа люди в пречестный храм Спасов, / идеже радостно сошедшася благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: / молися, святе, / стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас тойже

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный. / И страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • http://www. jmp.ru/svyat/sep19.htm
  • http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT907.htm
  • Статья сайта Вашингтонского Иоанновского собора Русской Зарубежной Церкви:
    • http://www.stjohndc.org/Russian/saints/r_0600_Igor_Moschi.htm
  • «Благоверный князь Игорь. Миссионерский листок номер A-1», миссионерские листки епископа Александра (Милеанта):
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/igorj_knz.htm
  • Полный Тропарион, Издательство «Троица», 2006, т. 1, 55-56.


[1]  См. http://www.jmp.ru/svyat/sep19.htm

[2]  См. статью сайта Вашингтонского Иоанновского собора Русской Зарубежной Церкви, http://www.stjohndc.org/Russian/saints/r_0600_Igor_Moschi.htm

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ ЧЕРНИГОВСКИЙ И КИЕВСКИЙ. Дни памяти: 18 Июня, 2 октября.

Блгв. князь Игорь Черниговский

Игорь Ольгович Черниговский
, в крещении
Георгий
, в монашестве
Гавриил
, в схиме
Игнатий
(+ 1147), святой благоверный великий князь Киевский, страстотерпец Память 5 июня в день перенесения мощей, 19 сентября в день кончины, в Соборах Брянских, Киевских, Тульских и Черниговских святых

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича, сын Олега Святославича (Гориславича), Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство. В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович. Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: «не хотим быть в наследстве», и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен 13 августа — таким образом его Киевское княжение продолжалось лишь две недели.

Плен, монашество и убийство

По одному преданию его привезли в Киев и посадили в поруб — холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда. В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре [1].

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий [2].

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить князя Изяслава Мстиславича Киевского в совместный поход – с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в 1147 году постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Сам князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу». Так, 19 сентября 1147 года, святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».

По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря, на окраине Киева.

Князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Мощи и почитание

5 июня 1150 года князь Черниговский Святослав Ольгович перенес прославленные чудесами мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в раку «с теремом» в кафедральном Спасском (Преображенском) соборе. «И с того времени, — по замечанию летописца, — стали праздновать память благоверного князя Игоря.»

Чудотворная икона Божией Матери, пред которой молился мученик пред убиением, стала именоваться Игоревской и находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

В «Иконописном подлиннике» говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом.

Игорь Ольгович, князь Черниговский

Игорь Черниговский. Худ. Алексей Шишкин

Игорь Ольгович Черниговский, в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий (? — 1147), святой благоверный великий князь Киевский, страстотерпец.

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича, сын Олега Святославича (Гориславича), Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство.

До занятия великокняжеского стола провел время, как и другие князья его современники, в усобицах. В 1116 г. участвовал в походе Владимира Мономаха на Минск, в 1129 г. при Мстиславе I Владимировиче, ходил на Полоцк. За помощь, оказанную детям Мстислава Великого против великого князя Ярополка, он с братьями получил Курск и часть Переяславской области (1136 г.). Но недовольный своим уделом он, вместе с братьями и половцами, объявив великому князю войну, начал грабить волости по р. Суле, взял Прилуки, хотел осадить Киев, но потерпел неудачу.

Честность Всеволода 1139г. 1836г. Автор: Чориков Б. А. Источник: Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево. Рисунки Б.А. Чорикова. СПб., 1836г.

В 1139 г. Всеволод Ольгович, брат Игоря занял Киев; Игорь, считая себя недостаточно награжденным за помощь Всеволоду, рассорился с ним, но в 1142 г. снова перешел на сторону брата, получив от него Городец, Юрьев и Рогачев, и с тех пор действовал заодно с ним до самой его кончины.

В 1139 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович. Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: «не хотим быть в наследстве», и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его и жители Киева присягнули ему. Но вскоре киевляне из-за нежелания нового князя сместить тиунов тайно предложили занять престол Изяславу Мстиславичу, Переяславскому князю. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен 13 августа — таким образом его Киевское княжение продолжалось лишь две недели.

По одному преданию его привезли в Киев и посадили в поруб — холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда. В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре.

Великий князь Игорь Ольгович 1146 г. Б. Чориков

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий.

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Брат Игоря Святослав Ольгович начал проводить решительные действия по освобождению Игоря, при этом заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять уделы Ольговичей, грабить княжеское имущество. Однако вскоре Давидовичи предали Изяслава и перешли на сторону Святослава. Изяслав был в то время в Черниговской земле с небольшой дружиной. Узнав об их измене, он послал просьбу о помощи у киевлян. Известие о предательстве Давидовичей и сложившейся угрозы для жизни Изяслава возбудило киевское вече и народ против Ольговичей настолько, что толпа решила расправиться над князем-иноком Игорем.

Игоревская икона Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея.

Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в 1147 году постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Сам князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря, на окраине Киева.

В 1150 г. Святослав Ольгович перенес тело его в Чернигов, в Спасопреображенский собор. А Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед смертью, стала именоваться Игоревской, празднование которой 5/18 июня. Этот князь, в иночестве и схиме названный Давидом, причтен к лику святых. Потомства он не оставил.

Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне. Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.

Церковь Святого Игоря Черниговского в Ново-Переделкино, архитектор А. И. Шипков

Именем святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

Святой Игорь Ольгович. Икона

Святой благоверный князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Убийство Игоря Ольговича. Радзивилловская летопись.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором покоятся мощи святого Игоря.

Лит.: Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. Москва, издательство «Паломник», 1997 Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.2. Издательство: АСТ, 2003 Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. — М: Олма-Пресс, 2003. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 217, 218, 220-222, 224, 226-247, 442.

Портреты деятелей сходных направлений деятельности:

Олег Святославич, князь Черниговский, князь Тмутар… Анна Леопольдовна Владимир Всеволодович Мономах, великий князь Киевс… Князь Дмитрий Михайлович Пожарский… Князь Игорь Мстислав Владимирович Храбрый, князь Тмутаракански… Олег Святославич, князь Древлянский… Изяслав I Ярославович, великий князь Киевский… Гермоген, патриарх Московский и всея Руси… Святополк Окаянный, великий князь Киевский… Князь Андрей Михайлович Курбский… Борис и Глеб Аскольд и Дир Митрополит Иларион Киевский… Иосиф Волоцкий

Молитвы

Величание

Величаем тя, / страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего

.

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающа люди в пречестный храм Спасов, / идеже радостно сошедшася благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: / молися, святе, / стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас тойже

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный. / И страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Игорь Ольгович Чернигович — князь Черниговский, Великий князь Киевский, святой Русской земли

Игорь Ольгович Черниговский — это сын Олега Святославича, князя Черниговского, внук князя киевского и черниговского Святослава Ярославича. Святой русской земли, в крещении Георги, в иночестве Гавриил, в схиме Игнатий. Представитель династии Рюриковичей, происходившей от Олега Святославича. Князь Новгород-Северский (1139—1146), Великий князь Киевский (1146).

Великий князь Киевский и Черниговский Игорь Ольгович. Портрет из царского титулярника. Великий князь Игорь Ольгович происходит из рода Рюриковичей. Он стал жертвой междоусобной борьбы между Ольговичами и Мстиславовичами за киевский великокняжеский стол. Фото: upload.wikimedia.org

Лаврентьевская и Ипатьевские летописи — это основные источники сведений об Игоре Олеговиче. При этом их сообщения не совпадают в рассказах о его вокняжении в Киеве и смерти князя. Сведения о дате его рождения отсутствуют, а дата смерти установлена точно — 19 сентября 1147 года.

Войска князей Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславовича сошлись в битве под Киевом у Надова озера

Преступив крестное целование, киевские бояре призвали Мстиславичей с войском. В результате под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. В её ходе киевляне предали Игоря Ольговича Черниговского и перешли на сторону Изяслава.

Ссылка кн. Изяславом Мстиславичем Игоря Ольговича в Выдубицкий мон-рь. Посольство половецких князей к Изяславу Мстиславичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. После того, как святого страстотерпца князя Игоря Ольговича Изяслав Мстиславовочи захватил в плен, его отправили в Выдубицкий монастрь, а потом в Киево-Феодоровскую обитель. Здесь он добровольно принял схиму. Фото: pravenc.ru

Победители кинулись грабить имущество бывшего князя, а сам Игорь четыре дня скрывался в болотах около Киева. В плен его взяли 13 августа 1146 года. Великое киевское княжение перешло к Изяславу Мстиславовичу.

Таким образом, Игорь Ольгович правил в Киеве всего лишь две недели.

Во время заключения в «порубе» Игорь Черниговский принял схиму.

Пленника привезли в Киев и посадили в «поруб», то есть холодный бревенчатый сруб без окон и дверей. Во время заключения благоверный князь Игорь тяжко заболел и был близок к смерти. Видя это, его противники разрешили выпустить его из заточения и согласно его воли постричь в схиму.

Произошло это в Киевском Феодоровском монастыре, а постриг совершил Переяславский епископ Евфимий. Несмотря на все прогнозы, благоверный князь Игорь выздоровел, оставшись иноком монастыря. Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий) и только потом переведён в Феодоровскую обитель

Святой князь Игорь Киевский и Черниговский (+ 1147)

3 Середина XII века была тяжким временем непрекращающихся междоусобиц за Киевское княжество между двумя княжескими фракциями: Олеговичами и Мстиславичами. Все они были близкими родственниками, все были правнуками Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца, святого Мстислава Великого (память 15 апреля), сына Владимира Мономаха (откуда и другое их название: «Мономашичи»). Олеговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного «Гориславичем» из-за его горькой [«запекшейся»] судьбы. Олег Гориславич был сыном киевского князя Святослава (+ 1076), участвовавшего в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 году (память 2 мая). Святослав был владельцем двух самых замечательных богословских сборников того времени — «Святославского Изборника [избраний святых отцов] 1073 года» и «Изборника 1076 года».

В некоторых старых Месясловах [Минеях] сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославлялись два его внука: святой Николай Святоша (память 14 октября) и двоюродный брат Николая, святой мученик князь Игорь Олегович, сын Олега Гориславича.

Святитель Николай Святоша и Святитель Игорь Олегович представляют два разных пути христианской святости в Древней Руси. Святитель Николай оставил мир и свои княжеские обязанности, чтобы стать простым монахом. Он умер мирно, после почти сорока лет пребывания в монастыре. Святой Игорь, волею Божией вовлеченный в борьбу за Киевское княжество, своим мученичеством изгладит грех княжеской междоусобицы.

В 1138 году Великое княжество Киевское принял старший брат Игоря Всеволод Олегович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его правление продлилось всего несколько лет и было наполнено постоянными войнами, князь Всеволод считал Киев своим владением по завещанию [взгляд, отчасти противоречащий сложной «удельной» системе, меняющей князей по старшинству], и он решил завещать его в наследство своему брату Игорю. Для этого он привел в пример князя Владимира Мономаха и сказал, как бы умышленно провоцируя Мономашичей: «Владимир назначил Мстислава, сына своего, следовать за ним в Киев, а Мстислав назначил брата своего Ярополка. «И сим заявляю, что, если Бог возьмет меня, я отдам Киев брату моему Игорю».

Надменные слова Всеволода, которого не любили киевляне, стали поводом для разжигания вражды против его брата Игоря и всех Олеговичей. «Не хотим, чтобы он наследовал», — постановил Киевский собор. Злоба и высокомерие князя спровоцировали недоброжелательность и высокомерие киевлян. Святой Игорь, против воли втянутый в самый центр событий, стал невинной жертвой нарастающей ненависти.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест, приняв Игоря своим новым князем. Игорь приложился к кресту и пообещал, что будет справедливо править киевлянами и защищать их. Но киевские дворяне нарушили свою клятву верности, когда целовали крест, и немедленно пригласили Мстиславичей в Киев с их войсками. Под Киевом бушевал бой между войсками князя Игоря и войсками Изяслава Мстиславича. В очередной раз нарушив присягу, киевские войска во время битвы перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Олегович скрывался в болотах около Киева. Потом его взяли в плен, отвезли в Киев и посадили в «блокгауз». Это было 13 августа. Его княжеское правление продлилось всего две недели.

Чтобы освободить заключенного из «блокгауза» — сырого сруба без окон и дверей, необходимо было «вырубить» его оттуда. Многострадальный Игорь тяжело заболел, и думали, что он умрет. В этих условиях враги князя решили «вырубить» его из темницы и постричь в схиму в Феодоров монастырь. С помощью Божией князь выздоровел. Будучи монахом в монастыре, он проводил время в слезах и молитвах.

Продолжалась борьба за Киев. Подстрекаемая гордыней и слепой ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Решив уничтожить род Олеговичей и всех его князей, Киевский собор в следующем году решил убить князя-монаха.

Митрополит и духовенство пытались их образумить и остановить. Правящий в Киеве князь Изяслав Мстиславич и в особенности его брат Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами были в опасности от злобной толпы.

Толпа ворвалась в храм во время Святой Литургии, схватила Игоря, молившегося перед иконой Божией Матери, и вытащила его, чтобы убить. Князь Владимир остановил толпу у ворот монастыря. Игорь сказал ему: «Брат, ты меня покинешь?» Владимир спрыгнул с коня, желая помочь, и накрыл его своим княжеским плащом, говоря киевлянам: «Братья, не убивайте!» По свидетельству Летописи, «Владимир привел Игоря во дворец матери своей, и устремились они на Владимира».

Владимиру удалось втолкнуть Игоря во дворец и запереть ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на чердаках», стащили святого мученика вниз и убили его на лестнице. Разъяренная толпа была настолько сильна, что труп страдальца подвергли новым избиениям и издевательствам. Потом его за ноги потащили в Десятинную церковь. Его бросили на телегу, а потом «повесили на торжище».

Так святой мученик предал душу свою Господу, «и снял с себя тленную одежду человеков, и облекся в нетленную и многострадальную одежду Христову». Когда вечером того же дня тело святого Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил великое знамение, и свечи вокруг него зажглись сами собой». На второе утро святой страдалец был погребен в Симеоновом монастыре под Киевом.

В 1150 году, 5 июня, черниговский князь Святослав Олегович перенес мощи своего брата святого Игоря в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная Игоровская икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед убиением, находится в Успенском храме Киево-Печерской Лавры (память иконы 5 июня). Эта икона была древнегреческого происхождения, и на ней была надпись, что она принадлежала святому Игорю.

Святой Князь Игорь Черниговский Иконы и Образы

Святой князь Игорь Черниговский был сыном князя Олега, правнуком Ярослава Мудрого. Середина XII века была для Руси временем скорби во время непрерывных междоусобиц за киевское княжение двух княжеских родов: Олеговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волею Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, должен был искупить мученическую кончину наследственного греха княжеских междоусобиц. Старший брат Игоря Всеволод Олегович, княживший в Киеве, решил передать город своему брату Игорю. Это стало поводом для разжигания ненависти к Игорю и ко всем Олеговичам. Так святой Игорь, невольно вовлечённый в самый центр событий, стал невинной жертвой растущей ненависти.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, а киевляне целовали крест Игоря, как нового князя, а Игорь целовал крест киевлян — прави народом прави и охраняй его. Но, прервав крестное целование, киевские бояре тут же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошло сражение между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз прервав крестное целование, киевские войска в разгар боя перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Олегович скрывался в болотах под Киевом. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в отбивную. Это было 13 августа, все его правление длилось две недели.

В «поре» (это был холодный сруб, без окон и дверей, чтобы освободить из него человека, надо было «вырезать» его) многострадальный князь тяжело заболел . Они думали, что он умрет. В этих условиях противникам князя было позволено «вырезать» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. С помощью Божией князь выздоровел и, оставаясь монахом монастыря, проводил время в слезах и молитвах.

Борьба за Киев продолжалась. Возбужденные гордостью и ослепленные ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Олеговичей, а заодно и всем князьям, Киевское вече через год, в 1147 году, решило расправиться с князем-монахом.
Митрополит и духовенство пытались их образумить и остановить. Князь Изяслав Мстиславич, княживший в Киеве, и особенно брат его князь Владимир, пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности свирепой толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молящегося перед иконой Божией Матери Игоревки и потащили на расправу. У ворот монастыря толпу остановил князь Владимир. Ему удалось вытолкнуть Игоря во двор и закрыть ворота. Но люди взломали ворота и, увидев Игоря «в проходе», разбили балдахин, похитили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Толпа была так ожесточена, что мертвое тело страдальца избили и осмеяли, его с веревкой за ноги потащили в Десятинную церковь, бросили там на телегу, взяли и «поставили на продажу».

Так святой мученик отдал дух свой Господу «и облекся в одежды тленного человека, и облекся в нетленную и долготерпеливую одежду Христову». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в храм св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Почему плачет новорожденный: основные причины и способы успокоить ребенка

Почему новорожденный часто плачет. Как определить причину плача младенца. Что делать, если грудничок постоянно плачет. Как успокоить плачущего новорожденного. Когда плач ребенка является поводом для

Разное

Задания по развитию речи для дошкольников: эффективные упражнения и игры

Как развить речь ребенка дошкольного возраста. Какие задания и упражнения помогут расширить словарный запас, улучшить грамматический строй речи и связную речь дошкольника. Игровые методики для

Святой Игорь Киевский и Черниговский (День памяти 19 сентября и 5 июня)