Игумен сергий радонежский: Преподобный Се́ргий Радонежский, игумен

Разное

Игумен земли русской

«Преподобный Сергий Радонежский своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать скорбевшему народу, что в нём ещё не всё доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников он открыл им глаза на самих себя», — говорит о преподобном Сергии Радонежском В.О. Ключевский.

Вся жизнь преподобного была исполнена чудес. Ещё в детстве проявилась особая забота промысла Божиего по отношению к нему. В семилетнем возрасте отрока Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребёнка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмышлёностью. Тогда Варфоломей начал усиленно молиться Богу, чтобы Тот Сам послал ему способности для обучения.

И вот однажды отрок встретил в лесу старца, совершавшего молитву. «Помолись за меня, чтобы мне научиться грамоте!», — обратился к нему Варфоломей. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даёт тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдёшь своих братьев и сверстников». В тот же день Варфоломей стал чисто читать и преуспевать в учёбе. А многие годы спустя, по замечанию историка Б.М. Клосса, обитель преподобного Сергия станет центром распространения письменной культуры средневековой Руси.

После того, как Бог помог отроку Варфоломею преуспеть в учёбе, Варфоломей захотел посвятить свою жизнь Ему. 7 октября 1337 года он принял монашеский постриг с именем Сергия. Местом своей монашеской жизни Преподобный избрал глухие непроходимые леса Радонежа, в которых он надеялся скрыться от человеческих глаз и всю жизнь проводить в молитве. Однако вскоре после этого к нему стали приходить иноки, желавшие научиться у Преподобного искусству монашеской жизни. Так вокруг Сергия Радонежского начала формироваться монашеская община, которая скоро превратилась в монашескую обитель.

Известно, что митрополит Алексий Московский долго убеждал преподобного Сергия стать игуменом монастыря в честь Живоначальной Троицы, но тот отказывался, говоря, что он не достоин быть наместником. И только после того как митрополит повелел ему принять это как монашеское послушание, Преподобный согласился стать игуменом.

Отличительной чертой Сергия Радонежского было его особое трудолюбие. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжёлый труд Сергий соединял с молитвой и постом. Монахи удивлялись, что при таком суровом образе жизни здоровье их наставника не только не ухудшалось, но ещё более укреплялось.

Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился способности творить чудеса. Однажды он даже воскресил отрока, умершего на руках своего отца. Слава о чудесах, совершённых преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдалённых мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцеления и помощи.

Однажды во время Литургии монахи видели, что рядом с Сергием в алтаре служит Ангел. Преподобный пояснил, что этот Ангел служил вместе с ним на каждой службе, с первого дня существования обители. Однако запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

За добродетельную жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Ещё одним чудесным явлением в жизни Преподобного стало видение, которое ему представилось как-то ночью, во время ночной молитвы. Сергий Радонежский взглянул в окно и увидел неисчислимое множество белых светоносных голубей, разлетающихся по всему небу. В это время он услышал голос Пресвятой Богородицы: «Как умножилось число этих птиц, так умножится число твоих учеников». Преподобный Сергий Радонежский стал учителем для множества монахов, которые, покинув обитель после смерти Преподобного, основали множество монастырей по всей Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. В историю Церкви Сергий Радонежский вошёл как игумен всей русской земли.

Сергий Радонежский – игумен земли Русской и хранитель христианской традиции — Игорь Бекшаев

Игорь Бекшаев,
8 октября 2017, 00:01 — REGNUM

Преставление преподобного Сергия Радонежского (Ферапонтов)

Сегодня день памяти Сергия, игумена Радонежского, одного из самых чтимых в России святых. Игумен земли Русской — такое прозвище, означающее попечение над духовным устройством нашей отчизны, он получил в народе.

Нелишним будет добавить, что преподобный Сергий довольно широко почитаем за пределами России и не в одних лишь православных странах. Имя святого включено в календарь Римско-католической церкви, в день памяти поклониться преподобному приезжают католики из других стран. Они посещают Троице-Сергиеву лавру, вплоть до приезжающих в Россию кардиналов и прелатов Римской курии. «Я, в частности, неоднократно возил в Лавру высоких гостей — известных в Католической церкви епископов», — говорил в одном из интервью генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.

Сергию другим русским святым и его учеником Епифанием, прозванным Премудрым, составлено одно из самых замечательных житий. Это целая книга, отлично, живо написанная, одна из вершин не только русской, но и мировой агиографии. Преподобный основал несколько монастырей, но и после его кончины учениками Сергия было создано их несколько десятков, многие из которых действуют поныне. У Сергия Радонежского был дар прекращать вражду и приводить к согласию казалось бы не настроенных к примирению властвующих особ. Духовный авторитет его был очень высок.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890

Благодаря его благословению объединенное русское войско во главе с Дмитрием Донским одержало на Куликовом поле одну из самых убедительных и на тот момент самых важных побед над войском ордынского полководца Мамая, бывшего чем-то вроде госсекретаря в Золотой Орде, пытавшегося склонить московские власти к крайне невыгодным и обременительным для народа политическим и экономическим соглашениям. Заботу о будущем страны, умение благо народа поставить выше личных интересов игумен умел доносить до тогдашнего правительства. И оно его слушалось. Не потому, что преподобный грозил карами небесными за непослушание, а оттого, что был убедителен своей верой в правое дело.

Русская святость в истории нашей страны, как, впрочем, и всякая святость, обнаруживает себя чаще всего как локальное восстановление традиции. Многие люди ошибочно полагают, что понятие «традиция» включает в себя исключительно хранение, и оттого «революционеры», или, точнее, мнящие себя таковыми, традицию понимают как тормоз, как удержание любой ценой всего отсталого. Хранители же, в свою очередь, любое изменение воспринимают как угрозу. Но нет, христианская традиция — это способность в каждую конкретную эпоху говорить понятно для нее, эпохи, о том, как в ней в это отведенное время жизни состояться христианином.

Развитый человек всегда одновременно консерватор и революционер. Он старается беречь все лучшее и одновременно создавать лучшее. Оберегает себя от соблазнов принимать подряд без разбору все «новое» и «прогрессивное» как хорошее и лучшее и одновременно полагать, что все «старинное» скопом является лучшим. Традиция и есть способ приумножения качества. Как в притче о талантах, где говорится, что обычное хранение ведет к утрате качества, и по сути к потере хранимого. Потому что хранитель — бездеятелен. Хранимое для него не качество, а форма, не имеющая прикладного значения.

Дионисий. Икона Сергий Радонежский в житии. XV в

Сергий Радонежский как раз есть образец христианского традиционализма. И в «личной жизни», и в попечении над теми, кто ему доверен Богом. По выражению Ключевского, «примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее». Видимо, в этом действительно была его миссия — вернуть народу веру в свои силы, в то, что у него есть будущее. Что он не будет продан или обменян на княжеские ярлыки.

Власть, обычно несправедливая и часто равнодушная к народу, от Сергия получала благословение быть справедливее и смотреть в будущее, а не руководствоваться исключительно сегодняшними сомнительными выгодами. Для этого не требовалось охмурять власть высоким богословием и рассказывать байки с того света. Для этого достаточно говорить понятно. Умение найти понятные для эпохи слова и есть подлинная традиция. Производить понятные всем, а не узкому кругу лиц, разумные, ведущие к общей благой цели действия — это христианская традиция.

Временами она гаснет, замирает, на место ее вылезает исступленное «плетение лаптей», которое, наперекор, сменяется не менее бессмысленным «реформированием», но временами это безумство прерывает подлинная святость, возвращающая общество в христианскую традицию. Она никогда не выглядит одинаковой. Что было пригодным вчера, сегодня оказывается не «устаревшим», а просто недействующим. Но может оказаться востребованным уже завтра. Для традиции нет «устаревшего» или «новаторского». Для того, чтобы она жила, надо, чтобы она была понятной. Общество должно знать свои цели и методы их решения.

Житийная икона преподобного Сергия. конец XIX в

В житии преподобного есть история о том, как однажды «из Константинополя в царствующий град Москву приехал некий епископ. У себя дома он много слышал о святом, потому что слава о Сергии достигла самого Царьграда, но епископ не верил слухам о святом, думая про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?». Дальше сказано, что епископ, который не предполагал, что в «этой стране» еще может отыскаться не формализованное по полной христианство, ослеп от своего неверия. Преподобный вернул ему зрение, и сказал следующее:

«Вам, премудрым учителям, подобает учить нас, как должно поступать — не высокомудрствовать, не превозноситься над смиренными. Ты же что полезного принес нам, неученым невеждам? Ты пришел, чтобы искушать наше неразумие, но Праведный Судия все видит».

Формальному «христианству» и впрямь трудно поверить, что «в этой стране», да и вообще где-либо, христианство может обходиться без «премудрых учителей», и возвращать к жизни традицию изложения и совершения благой вести. Ослепших от собственного неверия — очень много. Однако, по вере игумена земли русской, прозрение возможно даже у самых закостенелых.

прп. Никон, игумен Радонежский, ученик прп. Сергия

Тропарь и кондак

Святитель Никон, игумен Радонежский, ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польске. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, юноша пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в ангельскую схиму.

Преподобный Сергий не принял Никона, то ли по молодости, то ли по другой причине. Вместо этого он послал его к своему ученику святому Афанасию (память 12 сентября) в Серпухов. Но святой Афанасий не сразу принял его. Только увидев настойчивость юноши, он постриг его в монашескую схиму.

Святитель Никон подвизался в молитве, изучал Священное Писание и пребывал в добродетели и чистоте. За смирение и беспрекословное выполнение каждой поставленной перед ним задачи святитель Никон был назван «ревнителем послушания». Когда ему исполнилось тридцать лет, он был рукоположен в сан священника. Через некоторое время святой Афанасий благословил его пойти к преподобному Сергию. Преподобный Сергий, увидев его, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо мой Никон», и с радостью принял его.

Сначала он приказал святому Никону служить братии. Ученик проводил целые дни в иноческих делах, а ночи в молитвенной беседе с Богом. Преподобный Сергий утешался своей добродетельной жизнью. Получив особое прозрение о нем, преподобный Сергий велел своему ученику пребывать с ним в его келии, чтобы он мог участвовать в духовных подвигах. Он наставлял его во всех монашеских добродетелях и много объяснял о сущности духовной жизни. Преподобный Сергий возложил на преподобного Никона обязанность помощника себе, но за шесть месяцев до своей кончины поставил своего ученика своим преемником. Тогда преподобный Сергий удалился в затвор.

После кончины преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.) Никон исполнял свои обязанности именно так, как ему было поручено основателем монастыря. Он имел обыкновение посещать все монастырские службы и никогда не оставлял общих дел, трудясь наравне со всей братией. Но бремя игумена монастыря тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою тихую жизнь в Серпуховском Высоцком монастыре со святителем Афанасием, а позже со святителем Сергием, он оставил свое положение и удалился в свою келью.

Шесть лет монастырем руководил преподобный Савва Сторожевский (память 3 декабря). В 1400 году святой Савва основал свой монастырь близ Звенигорода, и братия умоляла преподобного Никона снова принять его управление. Он согласился, но каждый день отводил себе определенное время для молчания, чтобы предстать в одиночестве перед Богом.

Когда стали распространяться слухи о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408 г.), преподобный Никон усердно молился Богу о помиловании монастыря. Во сне ему явились московские святители Петр (память 21 декабря) и Алексий (память 12 февраля) вместе со преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, так как она не опустеет, а будет процветать во все времена. более.

Монахи покинули монастырь, взяв с собой реликвии, книги и освященные сосуды. Вернувшись, они увидели, что их любимое место превратилось в пепел. Но преподобный Никон не отчаялся, и братия принялась за восстановление обители. В первую очередь была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Троицы. Освящен 25 сентября 1411 года, в годовщину преставления преподобного Сергия.

Монастырь был восстановлен, и преподобный Никон начал строительство каменного храма над могилой своего духовника преподобного Сергия. Рабочие, копавшие фундамент, 5 июля 1422 года обнаружили нетленные мощи преподобного Сергия. Среди всеобщего ликования они поместили мощи в новую раку, а на новом месте построили деревянную церковь (ныне церковь в честь Сошествия Пресвятой Богородицы). Святой Дух находится на этом месте). Позже святитель Никон построил новую каменную церковь во имя Пресвятой Троицы. В честь и память своего духовника он перенес святые мощи в этот новопостроенный храм.

Святитель Никон привлек для украшения храма лучших иконописцев, святых Андрея Рублева (память 4 июля) и Даниила Черного (память 13 июня). Затем святой Андрей написал икону Пресвятой Троицы (Гостеприимство Авраама), воплотив в себе то, что было открыто преподобному Сергию. Святитель Никон до конца жизни занимался строительством Троицкой церкви.

Место упокоения преподобного Никона было явлено ему в видении перед смертью. Он созвал братьев и дал им инструкции. Приняв Пречистое Тело Христово и Его Честную Кровь, святитель Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Иди, душа моя, с радостью на место, где уготовано тебе упокоение. Христос зовет тебя».

Совершив крестное знамение, преподобный Никон скончался 27 ноября 1426 года. Погребен возле раки преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448-1461) иеромонах Пахомий Логофет написал «Служение и житие преподобного Никона». В 1547 году ему было установлено общепринятое празднование. В 1548 году над могилой преподобного Никона была построена церковь его имени. В 1623 году на его месте был устроен новый, в котором в крипте покоятся мощи преподобного Никона. 500-летие со дня кончины святителя Никона было торжественно отмечено в 19 г.76 в Троице-Сергеевской Лавре.

Свято-Сергиевский игумен Радонежский православный религиозный

  • Нажмите, чтобы увеличить

7946 продаж
|

5 из 5 звезд

от €21,52

Загрузка

НДС включен (где применимо)

Стиль

Выберите стиль

Только подвеска (21,52 евро)

С 24-дюймовой цепью (28,38 евро)

Выберите стиль

Количество

12345678910111213141516171819

Внесен в список 15 ноября 2022 г.

7 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручная работа

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts