Икона александр невский святой благоверный князь: Святой благоверный князь Александр Невский
Содержание
Святой благоверный князь Александр Невский
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, где княжил его отец. Обряд посвящения отрока Александра в воины совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
Князь Александр, называемый Невским за выигранное сражение на реке Неве и причисленный за это к лику святых, многие годы защищал Родину от вражеских полчищ, участвовал в заключении союзов с влиятельными соседями. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. Все его подвиги совершались благодаря неустанно возносимым им Господу Богу молитвам. Благодаря Александру, будущее Руси было спасено, а, значит, долг его пред Богом был исполнен. В монастыре Городца князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Самозабвенная жертва Александра на благо Отечества и защиту его от врагов, а также преданность вере во Христа, послужили прекрасным примером мудрого и храброго правителя. Сегодня Святой Александр Невский оберегает нашу страну и всех людей русских своим небесным покровительством. Пока Православные молятся ему о защите Родины и чтят его своим поминанием, не случиться кровавой войне.
Молитвы к Александру Невскому должно превозносить также о находящихся на войне, а Святой Образ Александра Невского будет оберегать тех, кто отправляется на фронт или на служение в армию.
Все образки и иконы святого князя Александра Невского представлены ниже:
Святой благоверный князь Александр Невский
На иконе, выполненной в форме воинского щита, помещён образ святого благоверного князя Александра Невского. Святой Александр олицетворяет образ защитника отечества, наивысшее проявление мужества, доблести и отваги, несущий мир и истину веры для просвещения людского рода и спасения Руси. За великую успешную битву на Неве причислен к лику святых и именуется Невским. На оборотной стороне иконы помещён образ Креста Господня на фоне иерусалимской стены и орудий страстей Христовых.
Святой благоверный князь Александр Невский
Александр Невский знаменитый русский полководец, князь Новгородский, великий князь Владимирский. Александру Ярославичу пришлось править в один из самых тяжелых и переломных моментов в истории Руси. В сражениях он ни разу не потерпел поражения, показав себя великим воином-молитвенником, подвижником и защитником земли Русской. Святой Александр канонизирован православной церковью в лике благоверных на Московском Соборе 1547 года.
Святой благоверный князь Александр Невский
На иконе — образ святого благоверного князя Александра Невского, одного из самых почитаемых святых Небесного Воинства. Особенно славен был при жизни земной, своими ратными подвигами, свершёнными во имя защиты Отечества. Многие годы защищал князь Александр Родину от вражеских полчищ, участвовал в заключении союзов с влиятельными соседями. За великую битву, выигранную им на реке Неве, причислен к лику святых и именуется Невским.
Александр Невский — Виртуальный Pусский музей
Александр Ярославич Невский (1221, Переславль-Залесский — 1263, Городец) — знаменитый русский полководец. Князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252, 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Почётное прозвище «Невский» получил за победу и личную храбрость в бою в Невской битве (1240) между новгородским и шведским войсками. 5 апреля 1242 разбил немецких рыцарей на Чудском озере (Ледовое побоище).
Проблемы иконографии князя разработаны довольно основательно (Шляпкин И. А. Иконография Святого Благоверного великого князя Александра Невского. Пг, 1915; Бегунов Ю. К. Иконография Святого Благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб, 1995. С. 172–176 и др.). Местное церковное празднование Александру Невскому в Рождественском монастыре Владимира, где он был погребен в 1263 году, установилось не ранее 1381 года, после освидетельствования его мощей митрополитом Киприаном. Тогда же был написан канон святому и первые его иконы. Поскольку Александр Невский первым из русских князей постригся перед смертью «во иноческий чин», то древнейшие его изображения, не дошедшие до нашего времени, очевидно, представляли его в монашеском облачении. Значительное число произведений XVI–XVII веков (иконы, фрески, шитые надгробные покровы) изображает святого Александра Невского в схиме. Эта древняя иконографическая традиция была удержана в иконописании старообрядцев и сохранялась даже в XIX столетии, несмотря на прямые запреты Синода, которые сопровождались разнообразными притеснениями, закрытием старообрядческих молелен, конфискациями икон и запрещениями писать иконы мастерам, приверженным «старой вере».
Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов причислили князя к общерусским святым, церковное празднование ему установилось повсеместно. Этому сопутствовало появление новых редакций Жития святого, увеличилось количество произведений изобразительного искусства, ему посвященных. Сохранились и образа, иллюстрирующие житие Александра, например икона начала XVII века из Входоиерусалимского придела церкви Покрова на Рву (собора Василия Блаженного). В то же время возникла и развивалась традиция изображения святого Александра в воинском облачении. В образе князя-воина его представляли в клеймах житийных икон, где изображались битвы (знаменитая икона середины XVI века «Церковь воинствующая»), в миниатюрах московского Лицевого свода. В середине — второй половине XVII столетия появились единоличные изображения благоверного князя в доспехах или княжеском одеянии и с атрибутами княжеского достоинства (фрески Благовещенского собора Московского Кремля, вологодского Софийского собора).
Начиная с Петровской эпохи почитание Александра Невского приняло государственный, даже «имперский» характер (не случайно в XVIII–XIX веках многие особы царствующего дома были крещены в его имя; нередко в честь Александра Невского освящались православные храмы при российских посольствах и миссиях за границей). При Петре Великом Александр Невский становится главным святым покровителем новой столицы. (Северная война и основание Петербурга рассматриваются как продолжение деяний великого князя, еще в XIII столетии прославившегося победами у невских берегов и в других северо-западных областях Руси).Перенесение святых мощей Александра из Владимира в петербургский Троицкий монастырь (впоследствии Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру) превратилось в грандиозное многомесячное действо. В нем участвовало несметное количество народа и духовенства по всем городам и весям, через которые несли огромный изукрашенный ковчег-раку (Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). М., 1998. С. 208–211). Прибытие святых мощей в Петербург 30 августа 1724 года было приурочено к третьей годовщине подписания победного Ништадтского мира со Швецией. С этих пор устанавливается новое церковное празднование святому Александру Невскому — перенесение мощей, наряду с прежде бывшим днем памяти — 23 ноября / 6 декабря.
К событиям 1724 года были составлены особые службы святому. Синод издал указ, повелевающий Александра Невского «в монашеской одежде никому отнюдь не писать», «а писать тот святого образ в одеждах великокняжеских» (Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. СПб, 1913. С. 265–268). В Шлиссельбурге, где ковчег с мощами хранился около года, с тем чтобы его въезд в Петербург совпал с днем празднования «виктории» над Швецией, с раки святого был совлечен шитый покров XVII века, на котором Александр Невский изображен в монашеских одеяниях, а также деревянная крышка раки с иконописным образом святого, исполненным в 1695 году. Вместо нее «подкреплен под оклад» образ, «писанный на тафте, в княжеской одежде», созданный живописцем Петербургской типографии Иваном Григорьевичем Одольским (Рункевич С. Г. Указ. соч. С. 169, 268; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 1712–1910. Краткая опись. СПб, 1910. С. 13. Ил. между с. 12 и 13). Очевидно, именно образ работы Одольского стал непосредственным источником нового обязательного для художников иконографического извода, так как надгробные святыни всегда играли важнейшую роль в сложении иконографического канона. Изображения прекрасного воина в доспехах, поверх которых наброшен багряный плащ или горностаевая мантия как символы верховной земной власти, распространились не только в иконописи, но и в исторической живописи XVIII–XIX веков. К этому иконографическому типу принадлежит икона из ГРМ. Сохранилось несколько памятников этого извода, очень близких друг другу по своим иконографическим и художественным особенностям. Они были созданы московскими иконописцами по заказу Троицкой Невской обители.
В образе великого князя представлен Александр Невский на иконе «Избранные святые», написанной в 1742 году московским иконописцем Егором Греком. Общая иконографическая программа этого памятника обусловлена задачей возвеличивания не только изображенных на иконе святых, но и самой идеи российской государственности, воплощенной в новой столице новой империи. Именно поэтому на иконе Вседержителю предстоят первоверховные апостолы Петр и Павел (прямая связь с Петром и Петербургом), Александр Невский как символ преемственности русской военной славы и русской святости и киевский князь Владимир, крестивший Русь и положивший начало ее истории как истории единого государства. Императрица Елизавета, как верная «дщерь Петрова», продолжила возвеличивание и прославление святого Александра. При ней разрастался и богател Троицкий монастырь. По ее инициативе была воздвигнута грандиозная серебряная гробница святого, в создании которой приняли участие множество русских и иноземных мастеров (Синай. С. 321–323. Кат. R-84). Новую драгоценную раку украсили многочисленными скульптурами, развернутыми рельефными сценами, иллюстрирующими важнейшие эпизоды жития святого, восхваляющими его стихотворными текстами. Возможно, это грандиозное начинание, выполненное в традициях и духе Нового времени и никак, казалось бы, не связанное с древней иконографией святого князя, послужило своего рода импульсом для появления таких произведений, как резаная из кости пластина, на которой изображен скачущий на коне в виду обнесенного стеной монастыря прекрасный всадник с поднятым мечом. Ирина Соловьева // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 96-97.
Все произведения
Период:
Все
ВсеXVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX векаВторая половина XX – XXI вв.
Всего: 18
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Шедевры
Период:
Все
ВсеXVIII векКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX века
Всего: 3
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем
Другие ресурсы
| Работы победителей конкурса мультимедийных ресурсов «Юность России в русском искусстве». К 800-летию со дня рождения Александра Невского | |
| Видеопроект «Лица России. Александр Невский». О произведениях из коллекции Русского музея рассказывает Ольга Рачкова | |
Видеопроект «Лица России. Александр Невский». О произведениях из коллекции Русского музея рассказывает Ольга Рачкова | ||
Александр Невский. Иконы из собрания Эрмитажа (о подготовке к выставке «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика») |
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Александр Невский – покровитель Санкт-Петербурга
6 декабря Россия отмечает День памяти святого благоверного князя Александра Невского (1220-1263), покровителя Северной столицы России – воина, чье имя стало легенда после побед в Невской битве и Ледовом побоище. В масштабной коллекции Александр Невский (1221-1263), , размещенной на портале Президентской библиотеки, представлены редкие исследования ученых и богословов, очерки и изобразительные материалы, посвященные великому князю.
«Имя Александра Невского приобрело общегосударственное значение при Петре Великом», — говорится в видеофильме Александр Невский — покровитель Санкт-Петербурга , подготовленном Президентской библиотекой. Петр I, перенесший столицу государства в Петербург, видел в образе святого Александра залог будущего благополучия невских земель. «Основав новую столицу в устье многоводной реки, на благо государства Российского, Петр Великий обратил свой взор к далекому прошлому Родины и к подвигам святого Александра Невского, доблестного хранителя и небесного покровителя землю русскую у берегов Невы, нашел себе опору и благословение», — говорится в книге Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: в ознаменование двухсотлетия монастыря (1913).
Воинская слава князя и его царствования поистине велика в истории Российского государства, особенно в защите земель на берегах Невы от нападения шведов, победа над которыми спустя столетия будет отмечается самим Петром. Великий воин Александр Невский, не проигравший за всю свою жизнь ни одного сражения, тем не менее, пытался мирным путем защитить свой народ от разрушительных битв. Заслужив репутацию миротворца, защитника Русской земли, князь, «которого даже семейные дела не могли заставить забыть о нуждах народа и скором его покровительстве», уже в начале своего царствования проявил мудрую рассудительность в его действия. Предвидя угрозы со стороны врагов, посягательства литовцев и немцев, Александр строил крепости, тем самым защищая границы родных земель по книге Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в монашестве Алексий (1853).
В 1240 году шведы во главе с правителем Биргером вошли на своих кораблях в Неву и достигли устья Ижоры. Вся водная гладь была темна от неприятельских шлюпов — численность шведского войска в несколько раз превосходила новгородское, но известие об этом не испугало 20-летнего Александра. Вдохновенный вождь, он умел руководить народом и войском, не смущаясь того, что его военная сила ничтожна по сравнению с силой врага. Он действовал быстро, с большой верой в свое святое дело, в силу и героизм воинов. Уповая на Святую Троицу, князь Александр приготовился к бою с небольшой дружиной, помощи ждать не успел. Перед сражением прежде всего князь Александр поспешил в храм, где святой Спиридон, окруженный плачущим народом, умолял Бога даровать помощь князю и его войску. Сам князь присоединился к молитве. Выйдя, он обратился к своему отряду со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» — так сказано в книге Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в монашестве Алексий (1853). И шведское войско потерпело поражение под предводительством князя Александра, а он сам «наложил печать на лицо Биргера своим острым мечом». Победа на Неве принесла молодому князю не только невероятную славу, но и новое имя — Невский.
Великий князь Александр Невский, отмеченный особой благодатью в глазах народа, с тех пор имел только победы в битвах, охраняемый и охраняемый Богом, в которого он сам верил.
Перед смертью Александр Невский принял монашеский постриг под именем Алексий. 6 декабря 1263 года похоронен в Богородицком монастыре во Владимире. Впоследствии на Московском соборе в 1547 году он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике верных. Нетленные мощи святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году по решению Петра I были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где и находятся ныне. Заключив долгожданный мир со шведами, император пожелал отметить его торжеством в память героя, разбившего шведское войско на берегах Невы. Перенесение мощей святого Александра сопровождалось торжественной церемонией. Путь процессии лежал через Москву, затем Новгород, Старую Ладогу и Шлиссельбург. «Доблестный князь и подвижник ныне опять прошел по тем местам, где им так славно явлена великая сила русского народа», — говорится в книге 9.0003 Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: в ознаменование двухсотлетия монастыря (1913). Освещено участие Петра Великого в церемонии: «Сам царь был у руля, а дворяне на веслах <...> День этот был днем величайшего народного торжества и ярким лучом славы для император — реформатор России». После этого события святой благоверный князь стал не только небесным покровителем города Петербурга, но впоследствии и личным покровителем дома Романовых — в XIX в.X веке трое из шести императоров носили то же имя, что и святой князь.
Как выдающийся полководец Петр I особо чтил память Александра Невского как защитника земли русской, победителя шведов и немцев. В том же 1724 году вышло постановление Святейшего Синода, которое Илья Шляпкин цитирует в своей книге Иконография св. благоверного великого князя Александра Невского (1915).
С тех пор и на протяжении сотен лет Санкт-Петербург бережно хранит образ великого защитника земли русской и одного из ее небесных покровителей — князя Александра Невского.
Министерство культуры показывает православный храм в Гяндже [ВИДЕО]
17 февраля 2021 11:04 (UTC+04:00)
Ламан Исмайлова
Министерство культуры выпустило небольшой видеоролик об Александре
Невская церковь Гянджи в рамках акции «Познакомимся с нашим христианским
Наследие».
Православный храм построен в 1887 году на благотворительные средства
как местные православные, так и мусульмане.
Здание возведено в византийском стиле из кирпича. В
В 1931 году церковь была закрыта советскими властями.
С 1935 по 1938 год церковь использовалась как краеведческий музей.
знания. Позже музей перенесли в другое здание (мечеть), а
храм стал использоваться как склад.
В 194 году храм возвращен русским православным
Церковь.
Александро-Невский храм считается одним из древнейших православных
церкви в Азербайджане. Различные иконы сохранились от старинных
интерьер церкви, в том числе икона святого благоверного князя
Александр Невский и икона Святой Марии Магдалины.
В 2017 году состоялось мероприятие, посвященное 130-летию
открытие церкви.
Ранее Минкультуры представило небольшой ролик о
Немецкая лютеранская церковь в Шамкире.
Церковь построена немцами в 1909 году.
здание функционировало как церковь, а затем как Дом культуры и
Учителей, а также краеведческий музей.