Икона богородица млекопитательница: Икона Божией Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА [фото, в чем помогает, молитва]

Разное

Икона Божией Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА [фото, в чем помогает, молитва]

Фото иконы Божией Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

Кликните по изображению, чтобы перейти в слайд-шоу

В чем помогает икона Божией Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

Перед иконой принято молиться о разрешении от бесплодия, при трудных родах, недостатке грудного молока, об исцелении детей и семейном благополучии.

К «Млекопитательнице» матери обращались также когда ребенка пора было отлучать от груди.

Молитвы иконе Божией Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

Молитва 1

Пресвятая Госпоже Владычице наша Богородице, Небесная наша Царице, млеком Христа Бога нашего питавшая, и нас недостойных и многогрешных Твоею богатою милостию питавши. Спаси и избави нас грешных рабов Твоих от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапный смерти. Помилуй нас в дневных часех, во утренних и вечерних и во всякое время сохрани нас: стоящих, сидящих соблюди и на всяких путех ходящих и в ночных часех спящих покрый и заступи. Защити нас, Владычице Богородице, от всех наших враг видимых и невидимых и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче Матерния скорби веси и немощи сынов и дщереи человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруи им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Информация об иконе Божиеи Матери МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦA

Икона Божиеи Матери «Млекопитательница» находится на Афоне, в церкви Кареискои кельи Хиландарского монастыря.

Млекопитательница (Афон. Келья от Монастыря Хиландар)

По преданию, первоначально этот образ пребывал в Лавре святого Саввы Освященного близ Иерусалима. Перед кончиной преподобные Савва завещал братии передать икону богомольцу царского рода из Сербии по имени Савва. Исполнено это было только через шесть веков, когда обитель посетил первый архиепископ Сербии святой Савва, ради монашества отказавшиеся от отцовского престола. Когда он молился у гробницы святого Саввы, стоявшие рядом игуменские жезл упал на пол, а образ Богородицы несколько раз наклонился. Расценив это как пророческие знак, монахи вручили ему образ «Млекопитательницы» вместе с другое иконой, «Троеручица».

По пути из Палестины в Сербию святой Савва посетил Афонскую гору, где основал Хиландарский монастырь и оставил икону «Млекопитательница» как благословение.

Чудесное обретение российской (Крестогорскои) «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году — ее обнаружили на высоком дереве в 20 верстах от города Минска. В 1848 году в Россию попал наиболее известный список — чудотворные образ из афонского Свято-Ильинского скита. А в 1893 году преподобные Гавриил Афонские, архимандрит Свято-Ильинского скита, даровал чудотворные образ Божией Матери «Млекопитательница» христианам юга России. В Одессе на Ильинском подворье был построен храм во имя этой иконы. В Москве как чудотворная чтится ее копия в церкви Воскресения Словущего.

Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в Православнои церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю), по григорианскому — 25 января.

bible-online Uncategorized

значение, в чем помогает, молитва образу пресвятой Богородицы

Содержание

  • История образа 
  • Православная иконография 
  • Значение иконы Божией Матери «Млекопитательница» 
  • В чем помогает образ 
  • Когда празднуется день иконы? 
  • Как правильно молиться иконе? 

Многообразие образов Пресвятой Богородицы поражает воображение: она предстает перед нами то Девой, только узнавшей о своей богоизбранности, то трепетной Матерью, пестующей свое дитя, то царицей, горделиво (но не высокомерно!) восседающей на Небесном Престоле.  

Икона БМ «Млекопитательница», изображающая Пресвятую Богородицу в интимный момент кормления новорожденного Иисуса – редкая гостья в современных христианских храмах. Ее не выставляют напоказ как православные, так и представители иных христианских вероучений. И очень жаль, ведь ни одна другая икона Божией Матери не вызывает столь светлых и теплых чувств: нежности, любви и сопричастия. 

История образа 

Некогда икона Пресвятой Богородицы, кормящей молоком Иисуса Христа, была весьма популярной. К примеру, фрески с соответствующими изображениями археологи нашли в катакомбах Рима. Оказалось, что созданы они были на заре христианства, во II веке н.э. 

Образ кормящей матери был близок людям издревле. Его почитание связано с языческим культом плодородия, прославляющим как женское, так и мужское естество. Естественно, что ранние христиане на «ура» восприняли такой живой и земной образ Пресвятой Богородицы. 

Исследователи полагают, что древние фрески в римских катакомбах были созданы в честь одной из представительниц самых вельможных родов, впоследствии канонизированной под именем святой Присциллы. Будучи тайной христианкой, она была подвергнута жестокой казни во время гонений на представителей зарождающейся веры. И единоверцы почтили память мученицы, создав фрески на религиозные темы. 

Вторым крупным центром почитания Божией Матери не только как родительницы, но и кормилицы Христа, был Египет. И это не удивительно: в древнеегипетской мифологии был известен образ языческой богини Изиды, вскармливавшей молоком одного из центральных богов пантеона, великого и грозного Гора. Поэтому и образ Богородицы не встретил никакого отторжения у египтян. 

До нас дошли фрагменты замечательных фресок, некогда украшавших стены коптских монастырей. Считается, что подобные иконы легли в основу творений средневековых европейских живописцев. Сначала изображения были плоскостными и лишенными перспективы, но со временем обрели невероятный реализм. 

Этот сюжет был очень любим величайшими художниками эпохи Возрождения. Мадонну с Младенцем писали величайшие мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Джованни Беллини и другие. Кто-то стеснялся показать трогательный момент кормления, кто-то запечатлевал его с любовью и величайшим мастерством. 

К сожалению, в XVI столетии католическая церковь запретила изображения обнаженного тела в приложении к Божественным персоналиям. Поэтому более поздние европейские «Млекопитательницы» создавались исключительно в рамках светского искусства, да и то с опаской. 

История появления образа «Млекопитательницы» в православии достаточно противоречива. Некоторые исследователи полагают, что он пришел к нам под влиянием западной культуры в Средние века. 

Однако имеются точные данные, что в Византии образ Богородицы, вскармливающей Сына молоком, был известен, однако широкого распространения не получил. Точнее, его не слишком жаловали в официальном религиозном сообществе, но в очень любили в народе. 

Православная иконография 

Самая ранняя православная икона кормящей Богородицы, ставшая образцом иконографии этого типа, находится ныне в Афоне, в Хиландарском монастыре. Ее история, разумеется, окутанная легендами, известна исключительно по апокрифической литературе. 

Дело было в IV веке, когда христианство было достаточно молодой и зачастую гонимой религией. Икона находилась в лавре неподалеку от Иерусалима. Основатель обители, преподобный Савва Освященный, перед кончиной предсказал: через несколько столетий в лавру явится странник, его тезка. Ему и надлежит отдать святыню. 

Эта история обрела продолжение семь столетий спустя. В это время в лавру пришел странник, тоже Савва, впоследствии прозванный Сербским. Ему поведали о пророчестве тезки, дошедшем из глубины веков, и вручили икону «Млекопитательница». А Савва Сербский принес ее в Афон и оставил в Халиндарском монастыре. Там она находится и поныне, почитаясь как одна из главных святынь обители и собирая множество паломников из разных стран мира. 

Версия о двух святых Саввах, конечно, очень красивая и вполне правдоподобная. Однако откуда взялся древний первообраз и как он попал в лавру под Иерусалимом – тайна, покрытая мраком веков.  

Большинство современных православных «Млекопитательниц» являются списками с хиландарского первообраза. В них сохранены основные черты оригинала – поясное изображение, сюжет, пропорции. Причем большинство списков, впоследствии прославившихся, связано с именем преподобного Гавриила Афонского. 

Основной сюжет иконы прост и незамысловат, как сама жизнь. И так же прекрасен: что может быть красивее, чем мать, с любовью взирающая на свое дитя и кормящая его молоком? 

Богородицу обычно изображают в голубом одеянии, символизирующем ее чистоту и непорочность. Багровый мафорий, с одной стороны, выступает символом высокого статуса Приснодевы в глазах христиан, с другой – отсылает к Страстям Христовым, принятым им за грехи человечества. На многих образах присутствует корона или венец – мы же видим не обычную женщину, а ту, которой суждено стать Царицей Небесной. 

Обращает на себя некоторая асимметрия груди Божией Матери – она очевидно уменьшена и смещена к плечу. Нарушение пропорций характерно для ранней византийской иконографической школы, к которой относится первообраз. 

Иисус, трогательно припавший к груди матери, обычно изображается в образе Спаса Эммануила (то есть отрока). Это указывает на вневременную суть Бога и является общепринятым символом в христианстве. На более поздних образах и домашних иконах, вышедших из-под кисти самодеятельных живописцев, Спасителя часто изображают в более натуралистичном образе младенца. 

Иногда на иконах Божьей Матери «Млекопитательница» присутствуют второстепенные персонажи. Чаще всего, это ангелы, поддерживающие венец над светлым челом Марии, реже – православные святые (например, Николай Чудотворец и евангелист Лука). 

Значение иконы Божией Матери «Млекопитательница» 

Самое очевидное значение иконы «Млекопитательница», понятное даже непосвященным – это раскрытие сути Пресвятой Богородицы. Изначально – это Мать в самом высоком смысле этого слова. Она распространяет свою безусловную любовь не только на свое Дитя, но и всех окружающих, то есть, нас с вами. 

Обратите внимание на взгляд Богородицы. На большинстве образов он направлен на молящегося. Пречистая Дева смотрит на нас грустно и вопрошающе: зачем вы грешите, если знаете, что тем самым умножаете страдания моего Сына? Но это не мешает Божией Матери неустанно заступаться за нас перед Господом, ничего не прося взамен. 

Второй смысловой слой образа кормящей Богородицы раскрывает сущность Иисуса. С одной стороны, это Бог, но с другой – живой реальный человек, родившийся от земной женщины и вскормленный ее молоком. 

Время от времени возникают учения, отрицающие человеческую сущность Христа и являющиеся ересью с точки зрения официальной церкви. Например, монофизиты считали, что Спаситель вообще был лишен физической оболочки, то есть, не был человеком в общепринятом смысле этого слова. 

В чем помогает образ 

Главная «специализация» образа Божьей Матери «Млекопитательница» ожидаемо тем или иным образом связана с женским здоровьем и материнством. Недаром многие женщины носят медальоны с «Млекопитательницей» во время беременности, а некоторые приезжают в роддома с небольшими образками. 

Этой иконе молятся о: 

  • выздоровлении от гинекологических недугов, 
  • зачатии и вынашивании ребенка, 
  • легких и быстрых родах, 
  • достаточном количестве грудного молока, 
  • здоровье детей и так далее. 

Однако, вопреки стереотипам, Млекопитательницу можно молить обо всем, как и любой другой образ Пресвятой Богородицы. Ее можно просить о защите от врагов, спасении от стихийных бедствий, укреплении веры, исцелении любых недугов и зависимостей – словом, о любой помощи и наставлении в нелегкой жизненной ситуации. 

Когда празднуется день иконы? 

Праздник иконы Божьей Матери «Млекопитательница» приходится на 25 января по современному календарю (12 января по старому стилю). Он не случайно приходится на день памяти Саввы Сербского, ведь именно благодаря этому просветителю (кстати говоря, царского рода) икона кормящей Богородицы попала в Афон и популяризировалась во всем православном мире.  

В праздник иконы лучше сходить в церковь, помолиться и поставить свечу перед любым образом Богородицы (как мы уже говорили, «Млекопитательница» – редкая гостья в православных храмах»). А дома можно пропеть тропарь, чтобы восславить Величайшую из Матерей. Не умеете петь – просто прочитайте текст из молитвослова. 

Среди икон Млекопитательницы есть и обретенные (то есть возникшие чудесным образом). Например, в 1650 году такая икона явилась в Крестогорске, что под Минском. Образ сотворил множество чудес, но, к сожалению, был утрачен. 

Как правильно молиться иконе? 

Образ Божьей Матери «Млекопитательница» редко размещают в домашних иконостасах. Как правило, его вешают в супружеских спальнях или комнатах новорожденных малышей. Икону можно украсить вышитыми рушниками и/или цветами. 

Разрешается ставить образа на тумбочку у постели или специальную полочку. Единственное ограничение – нужно постараться избежать близкого соседства с гаджетами, книгами и картинами светского (а тем более пикантного) содержания.  

Молиться Млекопитательнице можно в любое время, как только почувствуете в этом необходимость. Но нужно постараться сосредоточиться, подготовиться и убрать все отвлекающие факторы, например: 

  • выключить телевизор, 
  • переместить в другую комнату домашних животных, 
  • попросить домашних о тишине, 
  • зажечь свечу или лампаду, 
  • выпить три глотка святой воды. 

Все вышеперечисленное не является строго обязательным, но помогает обрести правильный молитвенный настрой. Затем нужно прочитать молитву и перекреститься: 

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь. 

Читать каноническую молитву, а тем более запоминать ее наизусть не обязательно. Вполне допустимо обращение к Богородице своими словами – здесь более важна искренность и вера, чем словесная оболочка! 

03. 10.22

Икона Божией Матери Прусиотисса

Высоко на покрытых елями горных вершинах юго-западной Эвритании, втиснутый между вертикальными сероватыми скалами в диком величии, стоит Святой Монастырь Пруссос. Это исторический ставропигиальный монастырь с великолепными трехэтажными корпусами. Там среди них вырублена пещера, внутри которой находится первый древний храм монастыря. В ней хранится чудотворная икона Богородицы, именуемая Прусиотисса, и праздник Ее с величием и торжественностью празднуется 23 августа.0005

По Преданию, эта чудотворная икона Богородицы, как полагают, написана святым евангелистом Лукой (память 18 октября) и пришла из Малой Азии (согласно манускрипту 3 кодекса Свято-Прусиотиссского монастыря) . Он был взят из Прусы молодым дворянином во время правления последнего императора-иконоборца Феофила (2 октября 829 г. — 20 января 842 г.). Феофил приказал вынести из церквей и уничтожить все иконы. Православные люди оберегали и прятали святые иконы, хотя наказанием за это «преступление» было изгнание или смерть.

Когда в городе Прусса был зачитан указ императора, сын члена императорского двора решил его проигнорировать. Взяв Святую икону, он искал убежища на материковой части Греции, потому что там, на островах или на побережье Малой Азии, гонения были не столь жестокими. Однако по пути в Грецию юноша потерял икону в Галлиполи во Фракии, что причинило ему большую скорбь. «Горе мне, несчастному, — воскликнул он. — Богородица оставила меня за грехи мои».

Икона чудесным образом вернулась в пещеру в дикой части Эвритании (окрестности Лицы и Аграфы, где в настоящее время находится монастырь и раки Иконы), где была явлена ​​местным пастухам в ночь на 22-23 августа.

Молодой человек решил не возвращаться, потому что не мог жить среди иконоборцев. Он продолжил свое путешествие и поселился в городе Нью-Патре, недалеко от северо-западной оконечности Пелопоннеса. Шло время, и вот однажды до него дошли слухи о неких чудесных событиях в районе Этолы. Согласно этим сообщениям, сын местного пастуха пас отар своего отца в труднодоступном месте в горах. Не было ни домов, ни деревень, а был только приют для пастухов. Однажды ночью, когда ребенок спал, его разбудило небесное пение, доносившееся из пещеры позади него. С большим опасением он обернулся и увидел огненный столб света, исходящий из пещеры и достигающий Неба. Вот почему икона еще называется Пирсос — по месту, где она была сокрыта. Удивленный, мальчик пошел сообщить отцу, что он видел. Отец подумал, что его сын снится, и сказал ему не бояться того, что нереально. Однако молодой человек настаивал на том, что все, что он слышал и видел, было правдой.

На следующую ночь ребенок привел своего отца в то же место, где он видел столб света, чтобы он мог сам увидеть это явление. Мужчина увидел именно то, что описал его сын, но не осмелился заглянуть в пещеру. На следующий день он привел туда других людей, и все они увидели одно и то же видение. Обыскав местность, они обнаружили в пещере Святую икону, сияющую и светящуюся. Исполненные радости, они приложились к иконе и решили хранить ее там. Обретение ее Святой иконы было первым чудом Богородицы Прусиотиссы.

Тем временем юноша, потерявший Икону, услышал об иконе Богородицы, явленной столпом света. Он и его слуги сразу ушли, а через два дня пришли к пещере, где хранилась икона. В тот момент, когда он увидел икону, он понял, что это та самая, которую он потерял. Приложившись к иконе, он раздал дары пастухам и отправился с ней обратно в Новый Патр. Радость пастухов сменилась печалью, когда они поняли, что лишаются иконы. Они умоляли юношу оставить у них Святую икону. Он сказал им, что икона принадлежит ему и что он дал им богатые дары, чтобы компенсировать их потерю. Кроме того, он сказал, что гора не лучшее место для строительства церкви или размещения паломников. Потом взял икону и ушел.

Когда он и его спутник устали и им нужно было отдохнуть, они остановились в одном месте. Они заснули, а когда проснулись, то иконы не нашли. Предполагая, что пастухи украли его, пока спали, они вернулись обратно. Когда они подошли к узкому месту у реки, юноша услышал голос, говорящий: «О юноша, спасайся! Иди с миром и не трудись больше. Мне угодно остаться здесь с пастухами и крестьянами, но не быть в городах с людьми, проповедующими ересь. Если ты хочешь остаться со мной, то приди в то место, где ты нашел меня. Это будет тебе на пользу».

Только молодой человек смог услышать голос. Повинуясь Богородице, он освободил своих слуг, раздал все свое имущество и вернулся в пещеру, где обрел икону, в сопровождении одного из своих слуг, который решил остаться с ним. Он был убежден, что воля Панагии состоит в том, чтобы она осталась там. Юноша построил в пещере часовню для иконы. Он и его слуга приняли монашеский постриг от иеромонаха Рафаила, пришедшего из Дмитриевской пустыни. Он был пострижен с именем Димитрий, а его слуга получил имя Тимофей. Позже он построил напротив часовни в тихом месте келлию, где они каялись в своих грехах. Отец Димитрий скончался там с миром, прожив богоугодную жизнь. Его ученик Тимофей похоронил его тело в построенной им церкви, а его блаженная душа улетела на небо.

Это было началом Монастыря Пресвятой Богородицы Прусы (или Прусиотиссы).

Икона Пресвятой Богородицы типа «Одигитрия» в металлическом позолоченном посеребренном окладе — дар генерала Георгия Караискакиса, находившегося в монастыре во время революции 1821 года. Металлический оклад изготовлен ювелира Георгия Караникаса в 1824 году, о чем свидетельствует рельефная надпись над правым плечом Богородицы: «Пантанасса. Благодаря щедрости генерала Георгия Караискакиса, сделанная рукой Георгия Караникаса, 1824 год».

Записи монастыря показывают, что во время турецкой оккупации он неоднократно подвергался опустошению. Последний акт вандализма (совершенный немцами в 1944 году) превратил здания в груды щебня. После падения зданий офицер хотел сжечь церковь. Он пытался сделать это много раз, но безрезультатно. Пока он стоял снаружи и отдавал приказы, Панагия наказала его в пример другим. Невидимая сила швырнула его на тротуар. Удар был очень сильным, и немец не смог встать. Солдаты подняли его и посадили на животное, чтобы отнести к Агринио. Таким образом, храм остался невредимым, как и сохранился неповрежденным на протяжении веков.

Прошло четыре года, а в греческой деревне бушевала гражданская война. Жители Эвритании и Наупакта покинули свои деревни в поисках безопасности в других частях Греции. Они привезли с собой свою чудотворную икону. Она также разделила судьбу своих детей, и монахи Пруссоса перенесли ее в акрополь Наупактоса. Монастырь остается
совершенно безлюдно.

Спустя долгое время начались военные действия. Девятая дивизия начала атаку, чтобы уничтожить Эвританию. Некоторые участки проходили через Пруссос. Некоторые офицеры и солдаты подошли к темной пещерной церкви и вошли помолиться. Внутри они увидели странное зрелище. Перед иконостасом, слева от Красивых ворот, горела свеча и стояла на коленях монахиня. Солдаты были поражены. Как могла эта монахиня жить там в то время, когда Эвритания была полностью покинута ее жителями? Как она жила, что ела, где брала масло для светильника? Когда ее спросили, она скромно и с болью ответила: «Дети мои, я живу здесь одна уже два с половиной года. Для собственной жизни мне не нужны еда и хлеб. зажги мою лампу».

Солдаты устали от этого дела и спешили уйти, поэтому не обратили внимания на ее слова. Но на следующий день, когда они подумали об этом, они поняли, что это было чудесное дело. Позже, когда они проезжали через Наупактос, они просили у своего командира разрешения посетить митрополита Наупакта и Эвритании Христофора. Святитель принял их с любовью и, выслушав их рассказ, смог пролить некоторый свет на тайну.

«Храм, который вы посетили, — сказал он им, — принадлежит ныне заброшенному монастырю Прусиотиссы, чудотворная икона которого хранится уже более двух лет здесь, в часовне нашей митрополии, у святого Дионисия. почитай его, и тогда ты поймешь».

Икону поклонились. И вдруг все поняли тайну. В иконе Божией Матери они узнали монахиню, которую встретили в часовне пещеры, высоко над Пруссом!

«Христос, разрывающий узы звериных страданий» – Журнал «Православное искусство»

Христос, разрывающий узы звериных страданий (автор)

Иногда мне заказывают написать икону святого, для которого еще ничего не существует, или в по крайней мере, не удовлетворительная икона. Обычно это западный святой до раскола. Но реже предметом является новая тема, новый акцент или комбинация. Так было, когда доктор Кристин Неллист обратилась ко мне с просьбой создать икону, которая воплотила бы некоторые из учений Православной Церкви о наших отношениях с животными. Икона должна была стать флагманом ее недавно созданной организации «Всеправославная забота о животных» (http://www.panorthodoxconcernforanimals.org/) и иллюстрировать готовящуюся к печати книгу на эту тему. В этой статье рассказывается история его происхождения и объясняется его конструкция.

Задача иконы заключалась в том, чтобы подтвердить необходимость любить все творение, но особенно относиться к нашим собратьям-животным с уважением и добротой, подобающими всем Божьим созданиям. Он должен был показать, что Христос пришел не только для того, чтобы искупить человечество от грехопадения, но и через наше покаяние избавить животный мир от нашего угнетающего и жестокого обращения с ним. Как писал римлянам святой Павел:

Ибо творение с нетерпением ожидает откровения сынов Божиих. . . потому что само творение будет освобождено от рабства тления и обретет славную свободу детей Божьих». (Римлянам 8:19, 21)

Икона, которую вы видите на иллюстрации, — это то, что мы в итоге создали. Это требовало как богословских изысканий, так и изучения иконографии прошлого, поэтому я хотел бы описать, как эти два понятия сошлись воедино.

Библия и животные: начало, середина и конец

Библейское повествование начинается и заканчивается множеством животных. Описание сотворения в Книге Бытия изобилует ими. Один день посвящен созданию только водных существ и птиц, а другой — созданию наземных животных и человека. Богу понравилось то, что Он сделал, он объявил это хорошим и благословил тварей размножаться и наполнять землю.

Бог создал рыб и птиц. Мозаика из Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII век.

Бог вдохнул жизнь в Адама и создал животных. Мозаика из Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII век.

Последняя книга Писания – Откровение – заканчивается описанием Нового Иерусалима, святой горы, нисходящей с неба от Бога. Хотя сам евангелист Иоанн не включает животных в свое описание этого Нового Иерусалима, пророк Исаия, безусловно, включает. Всего в трех стихах Исаия называет тринадцать различных видов животных, обитающих на Святой горе:

6 Волк будет жить с ягненком,
и барс будет лежать с козленком,
и теленок, и лев, и вол вместе,
и малое дитя будет водить их.
Корова и медведь будут кормить;
детеныши их лягут вместе;
и лев будет есть солому, как вол.
Младенец будет играть над норой аспида,
и отнятый от груди ребенок должен положить руку на логово гадюки.
Они не причинят вреда и не уничтожат
на всей моей святой горе;
ибо земля будет наполнена ведением Господа
, как воды наполняют море
. (Исаия 11:6-9)

Между этим началом и этим концом Библия, конечно же, много раз упоминает животных. Но вследствие грехопадения наши отношения с животным миром далеки от того, что описано в Эдеме и Новом Иерусалиме. Посреди этой рукотворной неразберихи приходит Христос. Поворотным пунктом истории является воплощение Бога во Христе. В центре внимания этого, естественно, было искупление человеческого рода. Но поскольку мы живем в этом мире и должны заботиться о земле, это искупление подразумевает наши отношения с животными.

Рождество Христово (автора)

Неудивительно, что на иконе Рождества Христова изображены животные: вол и осел на яслях, овцы с пастухами. Эти существа играют важную роль в иконном изображении божественной драмы. Из всех сотворенных существ на иконе именно вол и осел ближе всех сидят к Младенцу Христу. Эти два животных включены не только потому, что Христос родился в яслях, но и для иллюстрации пророчества Исайи:

Вол знает своего хозяина,

И осел — ясли своего хозяина;

но Израиль не знает,

мой народ не понимает . (Исайя 1:3)

И икона, и православные богослужебные тексты на Рождество предполагают, что при воплощении Бог начал восстанавливать рай, и таким образом исцелять разорванные отношения между Богом, человеком и животными:

Вифлеем открылся Эдем; приходите и давайте посмотрим. Мы нашли радость в тайне: придите, овладеем раем, который внутри пещеры. Там появился непропитанный корень. (Икос, Канон Утрени)

Некоторые комментаторы говорят, что вол и осел стоят близко к Младенцу Христу не только потому, что признают своего Творца, но и потому, что своим дыханием согревают Младенца Христа! Согласно рассказу о сотворении в Бытии, животные — наши помощники, и здесь они именно такие.

Безусловно, важно, что из всего еврейского народа Бог избрал пастухов, чтобы получить откровение и встретить новорожденного Младенца. Пастух заботится о своих овцах, знает их всех по именам и даже рискует жизнью, чтобы защитить их. Возможно, именно эти заботливые отношения с меньшими творениями Бога подготовили пастухов к получению поразительной вести о рождении Христа. Бог даже пригласил их прямо через ангелов, а не через немую и далекую звезду, как Он сделал это для мирских мудрых волхвов.

Итак, так или иначе наша судьба как людей связана с животными. Бог сотворил нас в тот же день, что и животных, так что можно сказать, что мы соседи, и действительно, мы родственники.

Образ иконы

В Православной Церкви иконы – это изображения людей или священных событий, подлежащих почитанию. Иконы в полном смысле слова индивидуальны, а не просто мозговая иллюстрация идеи или системы. Поэтому мы с Кристиной не хотели, чтобы триптих был просто дидактическим инструментом. Это должна была быть икона человека или священного события, которое можно было почитать в церкви. 1 9 сентября0066 st предусматривал литургическое празднование, непосредственно связанное с творением. Этот день был установлен Патриархом Димитрием I как официальное воспоминание о молитве за все творение. Таким образом, была установлена ​​литургическая сцена для такой иконы. В этот день его можно было законно использовать для почитания в церкви.

Был и праздник Воскресения Христова. Первоначально Кристина предположила, что триптих может быть вариацией иконы «Воскресение», где Христос освобождает от уз ада не только людей, но и животных. Но это было проблематично. Это подняло бы тернистый и, в конечном счете, неразрешимый вопрос о том, имеют ли животные вечные души. Это могло бы основывать доводы в пользу нежестокости по отношению к животным на ответе и, следовательно, подрывать его, если бы зритель считал животных бездушными.

Аргумент должен был быть более надежным: о животных нужно заботиться просто потому, что Бог создал их, с душой или без души. Полная остановка.

Но мы все же хотели показать Христа, активно освобождающего животных от жестокости. Иконка Воскресения оставалась очевидной отправной точкой, но дизайн должен был быть более тонким, чем просто добавление животных в темную бездну Аида.

Таким образом, задача осталась, как выразить Христово искупление животных от жестокости и угнетения без того, чтобы икона просто иллюстрировала идею, хотя и очень важную. Я решил установить наши отношения с животными в контексте Божьего замысла для человечества, обозначив три основных «эпохи», описанных выше: Рай, воплощение и Новый Иерусалим. Почему такой грандиозный размах?

Рай и воплощение

Мы пишем историю своими делами. Если мы «потеряли сюжет» в наших отношениях как с Богом, так и с остальным творением, это потому, что мы забыли начало, середину и конец нашей истории. «Где нет видения, там погибает народ», — читаем мы в Притчах 29:18. В этих трех узлах истории Бог является писателем и инициатором. Но это мы пишем, что происходит между ними. Мы можем написать свою жизнь либо вопреки намерению Бога, либо в согласии с ним. Пересказать всю историю в одном образе было, конечно, невозможно, но икона могла хотя бы намекнуть на эти три пункта в домостроительстве спасения и тем самым помочь вернуть нас на правильный сюжет.

Как в триптихе выражены ключевые эпохи богочеловеческой истории? Икона предлагает Рай посредством включения деревьев, моря, травы, пчел, птиц, рыб, змей и ящериц, которые выглядят здоровыми.

Эти создания, а также святые Ириней и Исаак обращены лицом или движутся ко Христу, признавая Его своим Творцом и Вседержителем. Глядя на нас, собака вовлекает нас в происходящее, как бы приглашая нас приобщиться к этому освобождению. Такое отношение хвалы и благодарения лежит в основе райской жизни, точно так же, как неблагодарность лежит в основе адской жизни.

Иногда в Библии описывается ошибка, которая оказывается пророчеством. Так обстоит дело, когда Мария Магдалина приняла воскресшего Христа за садовника.

Noli Me Tangere, предполагающий Христа как нового Адама, садовника Рая (автор)

Он на самом деле является архетипическим садовником, вторым Адамом, который взращивает творение, возделывает и хранит его с любовью и благоговением. что первый Адам не смог сделать. Этот триптих изображает Христа посреди творения, как второго Адама в раю. Он благословляет ею Свою правую руку, а направляет левой. Он пророк, священник и царь творения.

Центральная панель

Что можно сказать о затруднительном положении нашего нынешнего века? На иконе тигр, корова и собака изображены истощенными, жертвами человеческого пренебрежения. Но это также показывает, что Христос благословляет и освобождает их, тигра и курицу из их клеток и собаку из ее цепей. Христос пришел, чтобы освободить не только человечество, но и все творение.

Цитата из свитка преподобного Исаака Сирина говорит о том, что угнетение животных есть результат отсутствия сострадания, отсутствия добродетели: «Угнетение искореняется состраданием и отречением». Сострадание, которое заставляет нас чувствовать к другим людям, — это та же добродетель, которая побуждает нас сопереживать страданиям других животных. Хотя мы, люди, больше, чем просто животные, мы, по крайней мере, животные. В своей физической природе мы связаны с животным миром. Плохо обращаться с ними — значит плохо обращаться с собой.

Святой Исаак Сирин со гадами.

Все это не означает, что икона пропагандирует вегетарианство. Но это утверждает, что жестокость по отношению к животным противоречит замыслу Бога; что мы должны заботиться о них и уважать их, даже если наше выживание требует их убийства ради еды. Я был очень впечатлен документальным фильмом, который я когда-то видел, о жизни некоторых традиционных африканских санбуш. Мужчины охотились на газель, основной источник пищи для их племени. У них были только копья, поэтому единственным способом убить его было преследовать его пешком много миль, пока, наконец, он не остановился и не сдался, измученный. Перед тем, как убить его, единственный охотник, сумевший выдержать марафон до этого момента, потратил время, чтобы поблагодарить животное за то, что оно предложило себя. Была борьба на равных, и на этот раз охотники победили. В другой раз они бы проиграли. Таким образом, бушмен считал, что он не забирает жизнь у газели, а получает ее. Газель предлагала себя ради его жизни и жизни его семьи.

Забота о животных, находящихся в нашем ведении, является темой евангельских отрывков, ссылки на которые вписаны в центральную панель:

Тогда Господь ответил ему: «Лицемеры! Не отвязывает ли каждый из вас в субботу вола своего или осла от яслей и не ведет ли напоить?

  (Луки 13:15)

И сказал им: кто из вас, имея сына или вола, упавшего в колодец, не тотчас в субботу вытащит его оттуда?

(Луки 14:5. ПРИМЕЧАНИЕ: Другие древние авторитеты читают осел вместо сын )

Цитата святого Иринея на левом крыле продолжает эту тему христианской любви и доброты ко всему Божьему творению: « Теперь среди «всех вещей» должен быть охвачен наш мир». Сам по себе этот текст несколько непрозрачен. Это имеет больше смысла в своем контексте, даже в несколько устаревшем переводе 19 -го -го века, найденном в серии доникейских отцов :

…как Иоанн, ученик Господа, говорит о Нем: «Все Им было сотворено, и без Него ничего не было сотворено» [Иоанна 1;3]. Теперь среди «всех вещей» должен быть охвачен наш мир. Следовательно, оно также было создано Его Словом, как говорит нам Писание в книге Бытия, что Он сотворил все вещи, связанные с нашим миром, Своим Словом.

  (Против ересей, Книга 2, II:5,6) [1]

Св. Иринея

Святой Ириней говорит нам, что все сотворено Богом, от камня до животного и ангела, и как таковое должно почитаться. Он противостоял гностической ереси своего времени, утверждавшей, что материальный мир создан не Богом, а полубогом, и что он захватывает душу. Ириней опровергает это, показывая из Священного Писания, что вселенная создана Богом и является средством соединения и общения с Ним, а не препятствием. Хотя сегодня было бы трудно найти много людей, которые придерживались бы гностицизма в этом грубом смысле, несомненно, христианин не далек от этой ереси, если он или она живет так, как будто животный мир не имеет никакого значения для их духовной жизни, кроме как источник пищи.

Один из элементов Рождества Христова, который подчеркивается в церковных литургических текстах, заключается в том, что воплощение вдохновляет все творение возносить Ему благодарность. Воплощение инициирует начало нового творения. В этой обновлённой райской жизни твари принимают жизнь с благодарением, вместо того, чтобы схватить её и отвернуться от Бога, как это сделали Адам и Ева. Каждая вещь и существо предлагает благодарность согласно своей природе. Как красиво сказано в песне вечерни:

Что приносим Тебе, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, созданных тобой, приносит тебе свою благодарность: Ангелы — свой гимн; небеса Звезда; пастухи удивляются; волхвы их дары; земля Пещера; пустыня Ясли; но мы Дева-Мать. Боже прежде веков, помилуй нас.

  (Великая вечерня Рождества Христова. Перевод архимандрита Ефрема Лаша)

На иконе не только райские создания обращены ко Христу, но и освобожденные корова, собака, курица и тигр. Христос освобождает их не только от физического гнета, но и для того, чтобы они могли обрести свою полноту как участники космической литургии хвалы.

Как подсолнух в течение дня поворачивает голову, следуя за солнцем, так и все существа созданы для того, чтобы жить в обожании своего Творца, каждое согласно своей природе. Таким образом, жестокое обращение с животными не только причиняет жертвам физические страдания, но и вносит в этот космический гимн трагический диссонанс. Такое поведение является грехом не только перед животными, но и неспособностью нас, людей, быть дирижерами евхаристического хора.

Когда мы отделяем обращение с животными от поклонения, мы подобны священнику и левиту в притче о добром самарянине (Луки 10:25-37). Когда они увидели человека, избитого разбойниками, то, спеша на поклонение в храме, перешли на другую сторону дороги, чтобы не заботиться о нем. Интересно, принял ли Бог их поклонение, когда они подошли к храму?

В конце каждой утрени поются последние три псалма Библии, которые вместе называются хвалебными или хвалебными. Они являются кульминацией всего предшествующего и вместе с славословием «Слава в вышних Богу» предваряют последующую Святую Литургию или Евхаристию:

1 Слава Господу!
Хвалитель Господа с небес,
Хвалите его на высотах!…

7 Прыс огонь и град, снег и мороз,
бурный ветер исполняющий его команду!

9 Горы и все холмы,
фруктовые деревья и все кедры!
10 
Звери и весь скот,
пресмыкающиеся и летающие птицы!

11  Цари земли и всех народов,
князья и все правители земли!
12 
Юноши и девушки вместе,
старики и дети
! …. .

(Пс. 147:1, 7-12)

Это не только призыв к нам, людям, прославлять Бога, но и всех тварей, и даже царство неодушевленных. Наша судьба и призвание необъяснимым образом связаны со всем творением.

Экзонартекс Иверского монастыря на Афоне с фресками, изображающими все творение, славящее Бога.

Второе пришествие Христа и Новый Иерусалим

Мы обсудили, как наш триптих намекает на рай и воплощение и воскресение Христа. А как насчет Его Второго пришествия и Нового Иерусалима?

Римская мозаика стала решением, когда я искал идеи. Рим является домом для многочисленных мозаик апсиды, датируемых первым тысячелетием. Некоторые из них изображают Христа среди ярких облаков. Примеры можно найти в церквях Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санти-Косма-э-Дамиано, Санта-Констанца, Санта-Прасседе и Санта-Мария-Трастевере.

Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим.

Санти Косма и Дамиано, Рим.

Санта-Констанца, Рим.

Санта-Прасседе, Рим.

Санта-Мария-Трастевере, Рим.

Что представляют собой эти облака? Они — облака восхода солнца и тем самым указывают на Второе пришествие Христа во славе:

…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные, и увидят Сына человека, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… (Матфея 24:30)

Большинство этих апсид также имеют крест на вершине. Это «знамение Сына Человеческого», которое явится на небе при пришествии Христа, знамение, традиционно понимаемое Православной Церковью как крест. Звезды, окружающие наш крест в триптихе, представляют собой сонм небесных ангелов, которые будут Его сопровождать.

Зачем включать тему будущего Нового Иерусалима в икону о животных? Церкви традиционно обращены на восток, к восходящему солнцу, к возвращению Христа во славе. Сознательно или бессознательно, каждый человек и каждая культура живет настоящим в свете своей веры в будущее. Когда мы ведем машину, мы склонны рулить в ту сторону, куда смотрим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts