Икона феофан затворник: Икона святителя Феофана, Затворника Вышенского. Благовещенский женский монастырь с.Ожога. / Монастырский вестник
Содержание
Икона святителя Феофана Вышенского (Затворника)
23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. В нашем храме находится икона св. Феофана (Затворника) с мощевиком.
23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи.
Летом рязанское село Выша, где и расположен тот самый Успенский монастырь, в котором подвизался святитель Феофан, встречает жарой и воздухом, полным разнообразной жизни. Вокруг все жужжит, стрекочет и летает. С реки слышатся крики купальщиков. Разнотравие и разноцветие, купола Успенского (до революции мужского, а теперь женского) монастыря возвышаются над кронами древних дубов. Покой и благодать. Недаром будущий святитель, отпросившийся в обитель на покой, говорил об этом месте так: «Выше Выши только Царство небесное».
Путь к мечте
Когда в России наступило время великих перемен, время осуществления долгожданной крестьянской реформы, епископ Феофан подал прошение в Сятейший Синод об увольнении на покой в день своих именин, 12 марта 1866 года. Кто смеет в таких обстоятельствах покидать место служения ради какого-то личного покоя? В Святейшем Синоде были не просто недовольны. Епископ Филарет Дроздов сердится, митрополит Исидор (Никольский) пишет святителю Феофану: «Если верить слуху, что вы просите увольнения на покой только для покоя, то я сомневаюсь, чтобы Святейший Синод удовлетворил просьбу. Кто бы из нас не желал спокойствия, особенно в нынешнее многозаботливое и трудное время! Но надо же кому–нибудь трудиться и для других, хотя бы и со скорбью, и воздыхающе».
А епископ Феофан не для себя хотел на покой. Он уже достаточно послужил для других, переезжая с места на место в заботах и делах. После окончания Киевской Духовной Академии его назначили ректором Киевского Духовного Училища. Там же, в Киеве он принял монашеский постриг, сполна сознавая всю ответственность этого выбора. А потом покатилось колесо… Где только иеромонах, а затем архимандрит Феофан не состоял в должности заботливого пастыря, отца студентам! После Киева, инспектор Новгородской духовной Семинарии, затем помощник инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, где он советовался со знатоком аскетических творений архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), потом ректор Олонецкой Духовной Семинарии, и наконец, профессор богословских наук, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук. Во время этих забот, он успел еще побывать членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В 1859 году архимандрита Феофана нарекли епископом Тамбовским и Шацким. В своей речи при наречении он сравнил свою жизнь с шаром, «без треска и шума катящимся туда и сюда по направлению сообщаемых ему ударов».
«Преосвященный Владыко, милостивый мой отец и благодетель! – Писал он епископу Иеремии (Соловьеву), когда был еще иеромонахом Феофаном, инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. — Простите, Господа ради, что я докучаю Вам то своим непотребством, то, может быть, заносчивыми предприятиями. Говорю, может быть, ибо они не обдуманы, а лежат на душе, нудят и томят, не стихают, а все растут-растут. Но, Господи, имиже веси судьбами, устрой о мне вещь. Ученою должностью начинаю тяготиться до нетерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел». Тогда покой ему только снился. Теперь пора выполнить свою давнюю мечту, такую старомодную по мнению его современников, уйти, отгородиться от мира, и в тишине монастыря отдать другим все лучшее, что у него есть, все знания и опыт, всю любовь. «Имею в мысли служить Церкви Божией,
только иным образом», — объясняет епископ Феофан Священному Синоду свою необычную просьбу. Синод удовлетворяет ее. Видимо «сработали» все прошлые труды и заслуги владыки.
Вышенский затворник
Мощи святителя Феофана
В середине XIX века мужская Вышенская Свято-Успенская пустынь находилась на территории Тамбовской епархии, окормляемой епископом Феофаном. В одну из своих поездок по епархии он ее заприметил, как наиболее подходящее место для осуществления своей мечты о деятельном покое.
Страна бурлит событиями: у ворот Летнего сада Каракозов совершил покушение на царя Александра II, в Кронштадте начали испытания первой подводной лодки, в Абхазии началось восстание, государственными крестьянам отдали в собственность земли, бывшие в их пользовании до реформы. Все стремились как-то осмыслить жизнь. Граф Л. Н. Толстой вскоре напишет «Крейцерову сонату», «Воскресение» и наконец «В чем моя вера?». Епископ Феофан Говоров затворяется в своей келье в Вышенской пустыни, чтобы уже не выйти из нее до самой смерти, и начинает наконец… общаться с людьми. Общаться так, как ему никогда бы не позволил загруженный разными делами график ректора Академии или руководителя епархии. В день он получал по сорок писем от разных людей, и на все непременно отвечает. Он выписывает последние газеты и журналы, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.
Сообщение: «Не знаю, что сделать с своею жизнию. Надо же что-нибудь делать. Надо же цель себе определить?» Комментарий: «Откуда такие мысли? Догадываюсь, что между Вашими знакомыми есть прогрессистки или Вы попали в общество, где были такие и распускали свои мудрования. Они обычно бредят так. У них непрестанно на языке благо человечества, благо народа. И вот Вы, вероятно наслушавшись таких высоких идей, пленились ими и, обратив взор на свою настоящую жизнь, с сожалением увидели, что прозябаете в кругу семьи и родных без пользы и цели». Читая ответы владыки Феофана на свои вопросы и письма, люди неожиданно обнаруживали внутри себя огромный мир собственной души. Далекий Вышинский затворник понимал больше того, о чем его спрашивали.
Переписка святителя Феофана стала основанием для его книжки «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Простой, резкий язык, энергичные и яркие образы, плюс бесконечная пастырская любовь — этой небольшой книжечке предстояло сделать большое дело.
Мощи из хлама
Единственный удобный способ приехать из Москвы в Вышу, протрястись в душном автобусе всю ночь до Шацка, потом пересесть в маршрутку, и проехать еще 25 километров. Посередине села за потрескавшимся забором с кругленькими, как булочки башенками, виднеются разноликие строения и храмы, раскинувшейся на берегу реки, Успенской обители.
В двадцатые годы XX века монахов из пустыни разогнали, а в 1938 году из нее сделали психиатрическую больницу, которая стала «градообразующим» предприятием поселка. Захоронение святителя осталось в Казанском храме, который в психбольнице приспособили под склад. В 70-е годы в соседнюю деревню Эммануиловка, в храм преподобного Сергия Радонежского, был назначен новый священник из Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Георгий Глазунов. Летом 1973 года он и несколько его соратников по Духовной Академии решили поехать в больницу, послужить панихиду по владыке Феофану. Конечно, тогда не могло идти речи ни о каком официальном обретении мощей. Могила с надгробием оказалась завалена разным больничным хламом. Решили как-нибудь вывезти из храма останки, чтобы они не были в таком поругании. Вскоре осуществили задуманное. Выгребли хлам из под надгробия, под ним нашли разломанный гроб. «Первым делом мы увидели голову святителя Феофана, она была разбита на три части – наверное, ее чем-то тяжелым ударили. Вынув дощечки гроба, мы стали перебирать все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром. И на удивление собрали абсолютно все: голени, ребрышки, позвоночник, я даже посчитал, сколько каких косточек должно быть. Там же в склепе мы обнаружили Евангелие святителя Феофана. Все это мы собрали и привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, все это упаковал и отвез в Троице-Сергиеву лавру», — вспоминает отец Георгий.
В Лавре мощи почивали в Всесвятском храме, в подклете Успенского собора, до 1988 года, когда святителя Феофана причислили к лику святых. Тогда их перенесли из Лавры обратно, в храм преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке. В 1990 году Успенский, Казанский и Христорождественский соборы и небольшой бывший братский корпус монастыря были отданы в ведение Рязанского Епархиального управления. В монастыре возродилась монашеская жизнь, но возрождали ее уже женщины. Первая игумения, монахиня Нонна (Знаменская) жила совершенно одна посреди психиатрической больницы. Здания хоть и освободили, но они были совершенно разорены, а восстанавливать их не было средств. Постепенно монастырь возрождался и 29 июня 2002 года мощи перенесли в отреставрированный Казанский храм Вышенской обители. Вторая игумения Вера приехала в монастырь как паломница. Потом купила в Выше дом. Стала своей, вышенской. А теперь на ее плечи легла забота о всех корпусах, освобожденных больницей.
Всех вылечат
Вечером по большому двору перед Успенским храмом детвора катается на велосипедах. Подъезжают машины к крылечкам, сушится белье, одинокая старушка «гуляет» на стульчике перед деревянной лестницей своего «подъезда». Еще год назад картину дополняли пересекающие территорию монастыря с кастрюлями в руках пациенты психбольницы. Год назад психиатрическая больница покинула территорию монастыря, но некоторые сотрудники все еще живут в, арендованных ими у государства, бывших монастырских строениях. «Мы нормально вместе жили. Что нам делить? В каком то смысле мы тут тоже лечимся, проходим так сказать курс специальной терапии», — улыбается благочинная монастыря матушка Татьяна.
Сейчас в монастыре чуть больше двадцати сестер. Часть их работает на послушании в скиту обители, не далеко от Выши в местечке Быкова гора, ранее усадьбе князей Нарышкиных. Там у монастыря подсобное хозяйство. «Конечно, нам трудно, как трудно бывает разделенной семье. Приходится многое делать дважды. Две кухни, два гостевых дома, два огорода. После того, как больница освободила здания, забот стало больше. Раньше у нас были послушания в вышивальной мастерской. Сейчас мы не можем себе этого позволить, но мы все равно принимаем паломников», — рассказывает матушка Татьяна. Стоит один раз увидеть, как общаются сестры между собой, чтобы понять, что слово «семья» вполне применимо к этим отношениям. Вот одна монахиня что-то горячо, энергичным шепотом, рассказывает другой. Та сочувственно слушает, кивает и машинально поправляет у сестры апостольник. Чтобы ленточки красиво лежали.
Особое дело – музей. Это корпус, в котором когда-то жил в своем затворе владыка Феофан. Странная судьба — психиатрическая больница тоже использовала его для изоляции. Там содержались особо тяжелые больные. От святителя в нем остались только стены и лестница, балясины которой он сам вытачивал, а музей возник из архивных фотографий и подаренных благотворителями старинных предметов, повторяющих обиходный интерьер комнат владыки Феофана. В экспозиции сестры попытались воспроизвести насыщенную разными занятиями затворническую жизнь владыки. Кроме переписки, святитель Феофан еще столярничал, играл на скрипке, учился играть на фисгармонии, экспериментировал с фотографией, писал иконы, выписывал редкую научную литературу на иностранных языках. Можно предположить, что ему даже не хватало на все времени.
Правильное – на потом
1992 год. Прошло почти сто лет после кончины затворника Феофана. Умерли все его друзья и адресаты. В стране выросли без Бога целые поколения людей. Тем из них, кому Бог все-таки понадобился, понадобилось у кого-то узнать «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».
«В 1992 году мне было 19 лет, и мой родственник принес мне книгу святителя Феофана Затворника, которая называлась «Что есть духовная жизни и как на нее настроиться». Это была моя первая моя книга о духовной жизни. – Рассказывает матушка Татьяна. – Для многих тогда эта маленькая книжица, изданная репринтным изданием, стала первой духовной литературой. Она меня глубоко потрясла. Я полностью согласилась со всем, о чем там написано, увидела по какой дорожке надо идти. Но исполнить это в 19 лет было для меня крайне трудно. В этом возрасте очень сложно загнать себя в какие то рамки. Хочется все в жизни узнать, все попробовать. И вот в голове моей зародилась такая мысль: это все правильно, все хорошо, но все этот потом. И началась моя жизнь, обычная жизнь молодой девушки. К сожалению, я сделала много ошибок в своей жизни, о которых может быть я сейчас жалею, но в итоге Господь через святителя Феофана все-таки привел меня в монастырь. После того, как я прочитала книжку прошло уже лет десять. Мой духовник возил меня с другими своими духовными чадами по святым местам. Мы были во многих местах, в том числе и в Дивеево. Видимо мой батюшка имел все же желание, чтобы где-то прилепилось его духовное чадо. Но, у меня и мысли такой никогда не рождалось. Я просто приезжала, прикладывалась к святыне и уезжала. Хорошо. Благодатно. На этом все.
Однажды он меня привез сюда, в Вышу. Причем перед этим сказал: «Мы едем к святителю Феофану Вышенскому». Я еще подумала: какой-то святой Феофан Вышенский. Прикладываюсь к мощам, батюшка дарит мне книжечку, а на ее обложке написано — «Святитель Феофан Вышенский Затворник». И тут у меня случилось прозрение. Это же тот самый Затворник, которого я много лет назад читала, и про которого подумала: отложу на потом. Я была потрясена. Стала опять прикладываться к мощам, делать земные поклоны. Выхожу на улицу, а тут психиатрическая больница, разруха, и из этой разрухи только, только начинает восстанавливаться Казанский собор, в котором мощи святителя лежат. И у меня в душе произошел перелом. Я вдруг поняла, что во многих местах хорошо, во многих местах есть святыни, а вот здесь сам святитель Феофан, и в этом сиротском месте из разрухи вырастает храм. У меня зародилась мысль, что я должна здесь потрудиться, что я должна здесь быть. Так, благодаря этой книжечке, спустя полгода я сюда приехала. Приехала на время, а получилось, что навсегда».
***
Сейчас в Издательском Отделе Патриархии готовится научное издание всех трудов святителя Феофана, среди которых, кроме обширной переписки со знаменитыми людьми его времени и писем к простым людям, есть толкования Священного Писания, переводы древних авторов, проповеди и статьи. Это первое подобное издание. До него труды святителя издавались в репринтах и почти не сверялись с авторскими рукописями. Рассказывает сотрудник Издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря, доктор филологических наук Каширина Варвара Викторовна, член редакционного совета нового издания: «Исследователи нашли много новых рукописей и писем в архивах Киева, Москвы и Петербурга. Новые рукописи обнаружили и в Свято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон, прижизненном издававшем святителя. Выясняется история старых текстов, проводится анализ всех редакций. Мы имеем уникальную возможность проследить за тем, как менялась мысль святителя, и критическое издание позволяет об этом говорить. Ведь многие тексты он редактировал сам. В результате, мы можем увидеть другого Феофана».
Икона Феофан Затворник, свт.
Ключевые слова: Дни празднования:
Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0). Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме. Раздел основан участником [tol] 2009-12-14. |
Описания иконы
Феофан Затворник, свт. — житие
Святитель Феофан Затворник, Вышенский
(память 10 января по старому стилю; 16 июня — перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского).
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной С[…]
Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты)
В этом разделе записей пока нет.
Добавить новое изображение этой иконы в каталог: |
Страницы: [1]. Всего изображений: 15. Сортировка: в обычном порядке.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Страницы: [1]. Всего изображений: 15. Сортировка: в обычном порядке.
Эпизоды из жизни видного епископа, отшельника и богослова
Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров) (12.01.1873–19.02.1940) духовник Российской Царской Семьи, духовник выдающийся богослов и проницательный миссионер. Он был также человеком молитвы и подвижнической жизни и был непосредственным знакомым святителя Иоанна Кронштадтского. Во время Гражданской войны в России архиепископ покинул родину. Он трудился в духовном винограднике Церкви в Югославии, Болгарии и Франции. Последние месяцы жены он прожил в отшельническом скиту. Мы представляем несколько рассказов из его жизни, которые проливают свет на его веру и характер.
Землетрясение
В Великий и Страстной четверг 1928 года владыка Феофан совершал торжественную архиерейскую литургию в храме города Варны. В самом начале [службы] вдруг стало происходить что-то непонятное. Какие-то хаотичные звуки заполнили древнее здание. Несколько десятков люстр, подвешенных на длинных цепях по всему храму, закачались в разные стороны, звеня хрустальными подвесками…
Это было знаменитое Чирпанское землетрясение 1928 года на юго-западе Болгарии.
Люди в церкви дрожали. Раздался топот ног, когда прихожане убегали от церкви.
Настоятель обратился к действующему архиерею, Высокопреосвященнейшему Феофану, и умиленно попросил его благословения на успокоение народа. Архиепископ Феофан, ненадолго подняв глаза от чтения молитв, сказал настоятелю: «Стой и молись». Затем он снова погрузился в молитву.
Настоятель, видимо, подумал, что епископ его не понял, и повторил: «Ваше Высокопреосвященство, благословите меня сказать слово народу». Архиепископ еще раз прервал свою молитву и ответил: «Не нужно ничего говорить. Стойте и молитесь».
Паника, начавшаяся среди молящихся, улеглась, потому что люди увидели, что паники в алтаре нет; епископ и священство продолжали горячо молиться.
Монах с зеркалом
Еще молодым иеромонахом отец Феофан, профессор академии, по духовной необходимости уехал из Петербурга в Валаамский монастырь. Его беспокоили аскетические правила святых отцов, наставляющих монахов как можно меньше обращать внимания на свой внешний вид. В то же время Церковь благословила его быть монахом-ученым, живущим и подвизающимся для своего спасения в мире. Человек, живущий в миру, кажется, не в состоянии игнорировать свою плоть и отказываться заботиться о своей внешности. ..
С такими мыслями будущий епископ Феофан вошел в келью старца Алексия. Он собирался сказать об этом старцу и ждать его ответа, который отец Феофан был готов принять как волю Божию. Его вера не посрамилась, ибо истинны слова Господа: «По вере твоей да будет тебе». (Мф. 9:29). Отец Феофан не только получил ответ, но и убедился, что этот ответ есть не что иное, как воля Божия.
Старец, как всегда, очень радушно принял иеромонаха Феофана. Он предложил гостю сесть, а сам взял зеркало и, поставив его на стол перед отцом Феофаном, взял гребень и усердно расчесал ему волосы. Только после этого он сказал: «Ну, а теперь поговорим».
Эти действия заключали в себе молчаливый ответ старца на невысказанный вопрос, который иеромонах-профессор принес с собой в Валаамский монастырь и келью старца. Этот вопрос звучал так: «Как мне вести себя в будущем? Должен ли монах, чье послушание состоит в том, чтобы жить в миру и общаться с людьми, заботиться о своей опрятности, и в какой мере?»
Краткая беседа
Генерал-штаб полковник Пелехин в Варне получил определенную известность тем, что в эмиграции перешел из православия в баптистскую церковь и даже числился у них пресвитером. Он был опытным человеком, умел говорить. Спорить с ним о вере человеку, не являвшемуся специалистом, было трудно. Однажды Пелехин решил извлечь выгоду из спора с архиепископом Феофаном. Он передал просьбу архиепископу принять его, чтобы, как он выразился, «поговорить о правой вере». Владыка согласился принять Пелехина. В назначенный день и час гость явился. Пока гость ждал в другой комнате, архиепископ предупредил своих келейников, чтобы они оставались у двери в его комнату. «Разговор будет коротким, — сказал он, — подожди в коридоре и будь свидетелем, если нужно».
Пелехин был приглашен войти. Войдя в комнату, он закрыл за собой дверь, но архиепископ распахнул ее настежь. Судя по виду Пелехина, это его несколько смутило. К тому же владыка не пригласил его сесть, а сам остался стоять. Поскольку архиепископ знал, кто перед ним, а также цель этого визита, он тут же начал говорить: «В случае каких-либо разногласий, во избежание бесконечного спора, люди обычно избирают третейский суд. В этом случае эти судьи будут решать, кто из сторон исповедует правоверие. Вполне понятно, что до недавнего времени мы исповедовали одну и ту же православную веру. Теперь наша задача – избрать судей с признанным авторитетом. Такими судьями, несомненно, являются три вселенских святителя и учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их авторитет для нас неоспорим».
Пелехин возразил: «Но ведь они такие же люди, как и мы, не так ли? Почему я обязан считать их «непререкаемыми авторитетами»?
Архиепископ ответил: «Если ты считаешь себя таким же, как христианские светила Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, то нам больше нечего обсуждать. Для этого прошу вас выйти из комнаты».
Пелехин этого совсем не ожидал. Он растерялся и молча ушел. Затем владыка Феофан сделал краткое пояснение: «Если я откажу ему в разговоре, он скажет «Архиепископ испугался». Так сказать ему нечего. В душе он хорошо понимает, что приравнивать себя к общепризнанным всей вселенной учителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту — это величайшая дерзость и явное духовное заблуждение.
Как заказать кельтскую икону
В Православной Церкви есть традиция, которая возникает при крещении: оглашенный берет имя православного святого в качестве своего христианского имени, принимает святого как своего покровителя и кладет икону своего Святитель в своем домашнем уголке с иконами, который они используют как место для молитвы.
Витражное изображение святого Давида,
покровителя Уэльса
Эта традиция подчеркивает зависимость каждого верующего от золотой цепи святых, которые предшествовали нам в Церкви и теперь сопровождают нас, облаченных в небесную славу. Соединяя наши молитвы с молитвами Святых, мы присоединяемся к небесному поклонению (Откровение 5:8). Отождествляя себя с делами Святых, мы побуждаемся подражать тем, кто подражает нашему Господу Иисусу Христу (1 Коринфянам 4:16).
Многие жители Запада, вступающие в Православную Церковь, в знак благодарности за верность Восточному Православию берут имена известных греческих, сирийских, коптских, русских, сербских и румынских святых. Это Святые, сыгравшие центральную роль в жизни, истории и памяти Восточных Православных Церквей. Эти новые православные христиане охотно отождествляют себя со святыми, занимающими центральное место в восточной традиции. Это хороший и почетный выбор.
Но есть и другой выбор, не менее почетный. Некоторые выбирают Святого, отражающего их собственное наследие. Принимая имя западного святого, они свидетельствуют о давней и благородной традиции ортодоксального христианства на Западе. Принятие имени западного святого демонстрирует универсальность православной веры.
Витражное изображение апостола Андрея, покровителя Шотландии
Для тех, чье наследие находится на Британских островах, вполне естественно хотеть идентифицировать себя с некоторыми из многих и известных пиктов, шотландцев, валлийцев. , ирландские и англо-саксонские предки, которые верно общались со всемирной православной церковью. Британские острова имеют долгую историю изображения своих Святых на витражах. В традициях коренных народов есть из чего почерпнуть.
Теперь, когда восточная традиция вновь привнесла православие в Британию, мы наблюдаем увеличение числа святых, повторно представленных в восточно-православной иконной форме. Многие из наиболее известных британских Святых уже доступны.
Витражное изображение святого Патрика,
евангелиста из Ирландии
Здесь, в «Добром пастыре», у нас есть заветная связь с кельтским святым Катбертом. Святой Катберт служил в Королевстве Нортумбрия в седьмом веке и в конце концов был рукоположен в епископы Линдисфарна. Святой Катберт является покровителем Северной Англии, и его поминают в молитвах в конце каждой Божественной литургии здесь, в приходе Доброго Пастыря.
Не каждый британский святой так хорошо представлен в иконической традиции, и есть много святых, чья икона еще не написана. Недавно один из наших прихожан принял имя Этельволд в честь последнего святого епископа Линдисфарна. Вот его рассказ о заказе совершенно новой иконы Святого Этельвольда.
— пт. Джефф
Заказ иконы св. Этельвольда
В «Добром пастыре» мы еженедельно вспоминаем св. Катберта в молитве. Я хотел признать молитвы своего прихода, но не чувствовал себя комфортно, произнося такое известное имя. Я думал об этом, когда изучал историю британских Святых, что привело меня к изучению ряда епископов в Линдисфарне, каждый из которых почтил память святого Катберта.
Непосредственный преемник святого Катберта, епископ Эдберт, основал часовню для хранения мощей святого Катберта. Преемник Эдберта, Эдфрит, нарисовал великолепный манускрипт Евангелия для использования в службах часовни. Преемник Эдфрита, Этельволд, переплел Евангелие, чтобы им можно было пользоваться во время богослужений. Каждый из этих благочестивых людей почитал святого Катберта и, соответственно, почитал Иисуса Христа.
Я решил взять имя Этельволд в честь всех тех людей, которые почтили святого Катберта. (Или, возможно, Святой Этельволд выбрал меня. ) Я обнаружил, что у Святого Этельволда не было иконы, хотя в часовне на острове Фарн был витраж с его портретом.
Витраж в часовне на острове Фарн,
с изображением святых Эйдана, Катберта и Этельвольда
Дальнейшие исследования показали, что витраж оказался слиянием двух святых по имени Этельволд. В окне, кажется, изображен Этельволд, отшельник с острова Фарн, умерший в 691 году нашей эры. Тем не менее, он несет Евангелие, которое епископ Этельволд переплел где-то после 720 года нашей эры. Неудивительно, что у прихожан острова Фарн может слиться память о двух святых с одинаковым именем, жизни которых перекликались.
Решение выбрать Этельволд усилилось за шесть месяцев до моего крещения. Однако у Этельвольда нет иконы. За месяц до крещения я подошел к о. Джеффу за совет по заказу иконы с его изображением. о. Джефф спросил меня, как я после стольких лет обрету образ святого. Он был в восторге, когда я рассказал о существовании витража. Потом он спросил меня, какого иконописца я рассматриваю. Я указал, что есть иконописцы, которые брали заказы на новые иконы, обучались в Мельбурне, а также в монастыре Малл на острове Малл в Шотландии.
Икона кельтского святого Тани
Фр. Джефф уже знал об о. Серафима в монастыре Мулл, прослушав множество его подкастов на Радио Древней Веры, и посоветовал мне отнести поручение о. Серафим. Поэтому я зашел на сайт монастыря Малл, чтобы посмотреть, какие иконы они производят.
Находясь там, я узнал отрезвляющую историю святого Тани. Она была изнасилована, когда была еще ребенком, и забеременела. Ее семье стало стыдно за это, и они попытались убить ее, чтобы восстановить свою честь. Она пережила покушение и бежала в безопасный христианский монастырь. Там она родила мужчину, который стал Святым Мунго.
Икона кельтского отшельника, святого Кеннета
Далее следует история святого Кеннета, который всю жизнь искал уединения. Он жил недалеко от острова Малл. Его сердце жаждало мира и уединения, чтобы он мог испытать глубокую и настоящую связь с Иисусом Христом.
Икона материнской любви святой Иты
Материнское сердце Божие изображает святая Ита, которая изображена с любовью вверяющей Ему детей, которых Бог вверил ей на попечение. Это трогательная история, которая находит отклик у матерей во всем мире.
Икона Святой Дростан, исцеляющий священника Симеона
И Святой Дростан, который изображён исцеляющим священника Симеона.
Фр. Описание Серафимом идеи этой композиции меня тронуло.
Когда мы работали над композицией этой иконки, я хотел, чтобы она передала несколько вещей. Священник Симеон (обратите внимание на его епитрахиль, символ его священства) с закрытыми глазами в знак духовной тьмы, борющейся с ним. На его лице полная отрешенность. Святой Дростан — его последняя надежда, и он вверяет свою душу в руки этого святого человека. Я знаю по собственному опыту, как сильно священнику хочется получить благословение самому, почувствовать руку над своей головой, снимающую его грехи, прощающую его, дарующую ему свет и надежду на новое начало. Священник может в неделю провести руками над сотнями голов, за всех молиться, всех отпускать, а сердце его жаждет любящей руки над собственной головой.
Святой Дростан делает именно это. Выражение его лица любящее, но сосредоточенное и погруженное в молитву. Он смотрит не на коленопреклоненного священника, а на Свет, изливающийся через его руки на руки Симеона, вполне осознавая, что этот Свет (не он сам) есть источник всякого исцеления и спасения. Как и все конфессии, эта икона изображает встречу трех Лиц, а не двух: духовника, сына и Самого Бога. Смирение Симеона (он стоит на коленях перед святым) происходит от его нужды и отчаяния, а смирение святого Дростана (обратите внимание на его позу) происходит от его осознания того, что он делает дело Божие в присутствии Его Творца (поэтому он слегка кланяется, как будто стоит перед Христом). Я намеренно решил не изображать святителя Дростана священником (хотя он был рукоположен), потому что хотел показать, что духовное отцовство не является исключительной харизмой рукоположенного клира – Предание Церкви сохранило память о простых монахах (и , действительно, монахини), которых Христос благословил именно на эту работу.
Наконец, обратите внимание на Свет, пересекающий иконку по диагонали, из правого верхнего угла в левый нижний. Этот Свет, Нетварный Божественный Свет, Сам Бог, нисходит с Небес и сначала почивает на духовном отце. Алия святого Дростана «питается» Божественным Светом, как знак того, что его святость есть Божья святость – Бог и Человек становятся едиными в Его Божественном Свете. Затем Свет переходит от духовника на его руки, как знак того, что святость всегда претворяется в святые дела. В данном случае святое дело есть исцеление, прозрение Симеона, само дарование Божественного Света от духовного отца духовному сыну, ставшему ныне единым. в Божественном Свете.
Поддавшись его молитвенному рассмотрению каждой композиции, я перешла в книжный магазин и внесла залог, чтобы заказать икону.
Через несколько дней о. Серафим связался со мной, чтобы инициировать процесс ввода в эксплуатацию. Я объяснил свою первоначальную мысль.
Я новообращенный в Антиохийской Православной Церкви Доброго Пастыря в Мельбурне, Австралия, готовлюсь к крещению и миропомазанию. Наш приход имеет особую связь со святым Катбертом, потому что мы объединились с конгрегацией, покровителем которой был святой Катберт, и часть соглашения о слиянии заключалась в том, что святой Катберт будет постоянно почитаться в «Добром пастыре».
Я намерен взять св. Этельволда Линдисфарнского в качестве своего покровителя и буду использовать икону как часть своего молитвенного уголка вместе с покровителями моей жены и дочери. Что меня привлекло в жизни св. Этельвольда, так это его вклад в почитание св. Катберта: а именно, он получил рукописи Линдисфарнского евангелия от своего предшественника и красиво переплел их, чтобы можно было использовать евангельскую книгу.
Линдисфарнское Евангелие, предисловие к св. Марку
Фр. Серафим ответил, что знает часовню с изображением св. Этельвольда.
Я знаю о св. Этельволде и его связи с линдисфарнскими евангелиями, потому что я совершал Божественную литургию в заброшенной часовне на острове Фарн, где св. , но все же прекрасное витражное изображение святого Этельвольда, держащего Евангелия. Для меня было бы честью и радостью создать для него икону.
В следующем раунде общения о. Серафим начал процесс понимания композиции.
Вы не возражаете, если на иконе изображены святой Катберт и святой Этельвольд, или вы предпочитаете икону, на которой святой Этельвольд один? Я не имею в виду композицию, но спросить стоит, поскольку у двух святых довольно много общего, а также из-за связи между вашим приходом и святым Катбертом.
Катберт и Этельволд уже связаны своими изображениями, появляющимися бок о бок в часовне острова Фарн. Увидев это, я согласился с о. Серафима и предоставил ему подобие иконы Катберта в «Добром пастыре».
Я также поделился некоторыми первоначальными соображениями по поводу композиции повествования.
Два элемента, которые я определенно хочу видеть в иконе, это Этельволд и Евангелие.
Я не имел это в виду, но ваш комментарий о витраже, смешивающем два Этельвольда, наводит меня на мысль, хотя исторически это анахронизм:
— Как насчет того, чтобы вместе с Евангелием мы представили обоих святых Этельволдов — отшельника и епископа?
Учитывая возможности повествования, сцена, охватывающая:
, может показаться вполне естественной.
— Оба святого Этельволда — с Евангелием — возможно, помещенным на алтарь — и небесный святой Катберт, благословляющий их.
Я хочу, чтобы глаза св. Этельволд были обращены на меня, когда я стою перед иконой.
Фр. Серафим ответил:
Спасибо за все это, дорогая Этельвольд. Мне нужно время, чтобы подумать, помолиться, а затем начать работу над рисунком с иконописцем. Я свяжусь с вами, когда у меня будет что-то, чем я буду доволен, прежде чем мы начнем рисовать.
Через пару недель о. Серафим написал мне.
Дорогая Этельвольд,
Я молюсь, чтобы это письмо дошло до вас.
Пересылаю четыре композиции, с которыми с удовольствием продолжаю. Я доволен всеми четырьмя, так что теперь пришло ваше время выбрать тот, который вам больше всего нравится.
Пожалуйста, не обращайте внимания на детали (лица, фигуры и т.д.) — это только первоначальные наброски, с которых мы начинаем рисовать. Единственное, на чем вам нужно сосредоточиться, это фактическая композиция, чтобы вы могли определить, какой из четырех вам больше нравится.
В приложении были его четыре концепта.
На первом концепте Этельволд и Катберт взаимодействуют с Евангелием в устойчивой вертикальной позе.
На втором изображено более динамичное взаимодействие с большим количеством деталей на заднем плане.
Третий представил проблеск небес с помощью мандорлы. Мандорла — это способ раскрыть славу, недоступную зрению.
Четвертый содержит важные элементы повествования, показывающие тесное взаимодействие между Катбертом и Этельвольдом, написание Евангелия и евхаристические элементы на столе перед ними обоими, в то время как трансцендентные лучи с неба освещают их.
Учитывая мое желание использовать икону в моем молитвенном уголке, я хотел, чтобы головы участников смотрели прямо вперед, чтобы соответствовать иконам, которые уже используются в моем доме. Я решил продолжить третий вариант.
Через месяц о. Серафим прислал мне пробную копию. А через некоторое время по почте пришла готовая икона в невероятно хорошо запакованной коробке.
Икона святых Катберта и Этельвольда в сопровождении Иисуса Христа
Я в полном восторге от иконы. о. Серафим опирался на несколько моих первых неуверенных идей и разработал мощное изображение со многими смысловыми слоями. Доставленная икона намного больше, чем я себе представлял, когда впервые заказал работу. Я молюсь, чтобы эта работа свидетельствовала о постоянном присутствии нашего Господа и Спасителя в жизни каждого святого в Его Церкви.
— Этельвольд
Чтение иконы
Мне посчастливилось сыграть небольшую роль в создании этой иконы. Когда Этельволд принесла икону в приход для освящения, у меня была возможность наблюдать за реакцией на нее многих людей.
Первой реакцией обычно было восклицание о деталях и эмоциях, очевидных на лицах св. Катберта и Этельвольда. Рука этого иконописца захватывает гораздо больше света и тени, гораздо больше эмоций, чем мы обычно видим на иконах византийского стиля. Но вскоре взгляды людей начинают блуждать по сцене, когда они слой за слоем раскрывают смысл.
Окружение моря, обрамленное островами, напоминает побережье Фарнских островов, что наводит на мысль о высеченных в пещерах скитах Катберта и отшельника Этельвольда. Но я также думаю, что это напоминает береговую линию, которую о. Серафим каждый день видит из своего монастыря на Малл-Айленде.
Ореолы, окружающие Катберта и Этельвольда, раскрывают небесную славу, освещающую nous каждого крещеного и верного христианина (2 Коринфянам 4:6).
Святые Катберт и Этельвольд стоят, гармонично держа Евангелие. Этельволд благоговейно указывает на Катберта. Мир и гармония между мужчинами напоминают мне слова Иисуса: «Где двое собраны во имя Мое, там Я» (Матфея 18:20).
Святой Катберт в ответ указывает на Евангелие. Ибо в словах Евангелия мы принимаем Иисуса в наши умы и наши сердца. «Имеющий Сына имеет жизнь» (1 Иоанна 5:12).
Евангелие стоит прямо, указывая на небо, и наш взор не может не устремляться к небу, где за пределами видимости невооруженным глазом нам показан небесный Иисус, исполняющий Свое обетование: «Воистину, Я с всегда до скончания века» (Матфея 28:20).
Образ Иисуса приковывает к себе внимание и свирепствует, он привлекает наше внимание и напоминает нам о встрече святого Иоанна с воскресшим Господом (Откровение 1:12–16). Как однажды написал К. С. Льюис: «Он не ручной лев».
Но, несмотря на свирепость Его лика, Его десница простирает к нам знак мира. «Мир оставляю вам; мой мир, который я даю вам. Да не смущается сердце ваше» (Иоанна 14:27).
В левой руке Он держит Книгу Жизни (Откровение 20:12), окончательное, оригинальное и полное «Житие святых», прижатое к сердцу, где они навеки в безопасности в объятиях своего небесного Спасителя .
Глядя на Его славу, пусть мы с вами «увидим Истинный Свет, получим Небесный Дух и обретем Истинную Веру».