Икона шестоднев: Икона Шестоднев

Разное

Икона Шестоднев

Скачать файл


Реставрация:

Реставрция 1992 г. (МНРХУ)


Размер:

63 х 46,8


Автор:

Мастерская В.И.Хохлова


Материал:

дерево, левкас, темпера


Персоналии:

Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, ангелы, апостолы


Уточняющая датировка:

19 в. Начало


Век:

19


Страна:

Россия


Место хранения:

Государственный Исторический музей, Москва


Иконография, категория:

Сложные композиции


Тип изображения:

Из клейм состоит

Название иконы восходит к традиционному обозначению библейского сказания о днях творе­ния (Быт. 1:1—31). Святоотеческие толкования и комментарии на эти тексты Библии, среди которых «Шестоднев» Василия Великого является первым и наиболее авторитетным1, получили широкое распространение в средние века2. В иконописи библейскому сказанию соответствует изображение Сотворения мира в шести композициях-клеймах, в которых иллюстрируется сотво­рение света (день первый) и тверди-неба (день второй), разделение земли и моря и насаждение земли растениями (день третий), создание солнца и луны (день четвертый), сотворение живот­ных, птиц, рыб (день пятый) и человека (день шестой).

В христианском богослужении существует практика соотнесения с каждым днем седмицы определенных воспоминаний о ветхозаветных и новозаветных событиях и лицах: в понедельник — о Бесплотных силах, созданных прежде человека, во вторник — о ветхозаветных праведниках и пророках и о самом почитаемом из них — Иоанне Предтече, в среду начинается прославление новозаветных событий — поминаются Тайная вечеря, Крестные страдания Иисуса Христа, Бого­матерь, в четверг — апостолы и святитель Николай, в пятницу — день памяти Страданий и Смерти Иисуса Христа, суббота — день памяти всех святых и первой среди них — Богоматери, а также всех от века усопших праведников, воскресенье — прославление Воскресения Христова. Каждому дню седмицы соответствует определенный праздник: понедельнику — Собор архангела Михаила, втор­нику — Усекновение главы Иоанна Предтечи и т. д. Эти праздники, как правило, с Субботой всех святых, помещают на иконах так называемого праздничного Шестоднева, формирование кото­рого связано с текстами толкований на дни недели Кирилла Философа (XI в.)3.

Икона принадлежит к возникшему в Новое время (в конце XVIII в.) типу, в котором соединя­ются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева. На полях иконы представ­лены наиболее чтимые святые, в основном русские. В углах композиции — четыре евангелиста, пишущие Евангелия. По периметру расположены клейма с парными изображениями святых и не­сколько сюжетных сцен (слева направо): святители Григорий Богослов; Иаков, брат Господень, «Поклонение агнцу», Василий Великий, Иоанн Златоуст, святители Московские Алексий, Петр, Иона, Филипп; святители Ростовские Игнатий, Исайя, Леонтий, Иаков; основоположники рус­ского монашества преподобные Феодосии и Антоний Печерские; преподобные Зосима и Савватий Соловецкие; преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский; преподобный Тихон Лух-ский и праведный Филарет Милостивый; Христа ради юродивые Василий и Максим Московские; «Убиение царевича Димитрия»; Христа ради юродивые Прокопий и Иоанн Устюжские. Состав свя­тых в иконах «Шестоднев» вариативен, что связано, вероятно, с индивидуальным заказом.

Изображение событий грандиозного исторического масштаба и значения (Сотворение мира, Грехопадение, Распятие, Воскресение Господне и др., т.е. история Домостроительства Божия) в окружении клейм со вселенскими и русскими святыми (святителями, преподобными, юроди­выми, мучениками) призвано показать, что Русская церковь с крещением Руси стала частью Все­ленской Церкви и включена в Домостроительство Божие.

Известно несколько близких по иконографии, манере письма и колориту «Шестодневов», про­исхождение которых, на основании нескольких подписных произведений, исследователи связы­вают с мастерской Василия Ивановича Хохлова, работавшего в конце XVIII — первой трети XIX в. в Палехе. Возможно, что именно в этой мастерской была создана наполненная глубоким богослов­ским содержанием иконография Шестоднева

«Шестоднев. Орудия страстей» | Словесница Искусств

В коллекции Дальневосточного художественного музея имеется небольшое, но емкое собрание икон, созданных в период с XV по ХХ век мастерами Палехской, Псковской, Московской, Новгородской школ, северного письма. Среди них есть действительно уникальная — «Шестоднев. Орудия страстей». Небольшая, всего 38,0 на 25,5 сантиметра, датируется началом XVII века. Поступила в 1931 году из Государственного исторического музея. Немногие знают, что она двусторонняя, или, как принято обозначать подобный тип икон в искусствоведении, билатеральная. В хабаровском музейном собрании это единственная икона с двусторонним изображением, да и в иконописании в целом они встречались не так уж часто.

Работая долгое время с иконами, академик Академии наук СССР И. Э. Грабарь обнаружил интересную закономерность, связанную с написанием двусторонних икон XII–XV веков. Им было установлено, что 39 из 43 икон оказались с живописью лицевой и тыльной сторон, датировки которых по стилистическим признакам расходились на полвека. Он классифицировал двусторонние иконы на две большие группы.

Одну из групп, по его мнению, составляют те иконы, где на лицевой стороне чаще изображались Богоматерь, реже Спаситель и еще реже другие образы. А на тыльной стороне представлен крест в различных иконографических модификациях. Крест мог быть изображен шестиконечным, процветшим или в виде «Голгофы». В данных случаях этот дополнительный образ трактуется как «Поклонение кресту», где изображение на лицевой стороне — первоикона, как начало службы Торжества Православия. Вторая сторона иконы — «Поклонение кресту» связана с христианскими таинствами воплощения и искупления. Поскольку первое, по промыслу Божьему, влечет за собой второе, как финал, что также входит в службу Торжества Православия, праздника, которым завершается первая неделя (воскресение) Великого поста. Этот праздник был установлен в Византии в память окончательной победы православной церкви над еретическими учениями и особенно иконоборчеством. В этот день в кафедральных соборах перед иконами совершается молебное пение, возглашается многолетие верным членам Церкви и вечная память подвижникам православия, а еретики отлучаются от Церкви.

Так, описав двустороннюю икону XII века «Спас нерукотворный» с изображением «Прославление креста» на тыльной стороне, кандидат искусствоведения сотрудник Государственной Третьяковской галереи В.  И. Антонова указала, что обе стороны были написаны во Владимире разными мастерами: «Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. А художник „Прославления креста“ на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире». Такой образ с оборотным изображением креста был выносным, так как служба Торжества Православия обязательно включала в себя торжественные крестные ходы. Их существовало немало в течение года, когда духовенство и верующие с крестами, иконами, хоругвями и другими православными святынями с торжественным церковным пением обходили вокруг храма в пасхальную ночь, в праздник Богоявления 6/19 января и в память крещения Иисуса Христа 1/14 августа.

Вторую группу составляют двусторонние иконы, у которых на тыльной стороне крест не изображался. Они существуют как результат копирования двух икон разного времени. Так, к примеру, «Донская» двусторонняя икона из Государственной Третьяковской галереи имеет на обороте изображение «Успения Богородицы» Феофана Грека, отличающееся лучшей сохранностью, чем лицевая. Естественно, что Феофан Грек в значительной мере сохранил характер контура оригинала, и сделал он это по той причине, что облик прославленной иконы должен был быть опознан верующими. Поэтому художник обязан был не только соблюсти иконографические формальности, но и удержать существенные особенности ее внешнего облика, те, которые мы называем художественными и стилистическими особенностями. Эта задача заставила Феофана Грека несколько изменить собственную манеру, в которой он работал прежде.

Академик В. Н. Лазарев писал по этому поводу: «Берусь утверждать, что изменчивость манеры иконописцев обуславливалась в православном средневековье самим назначением и сутью иконописания. Известно, что, начиная с 7 Вселенского собора, церковь рекомендовала иконописцам писать образы со старых, признанных церковью образцов. Работая с этих образцов, художники не могли не изменить своей манере».

Академик В. Н. Лазарев, в свою очередь, выявил закономерности, связанные с небольшими (24?19,5 см) двусторонними иконами (так называемыми таблетками), написанными на туго пролевкашенной паволоке. Они предназначались для того, чтобы класть их на аналой, высокий столик с наклонной верхней доской, на который при богослужении кладут книги и иконы. Именно таблетки располагали на аналое в дни тех церковных праздников, которые изображались на лицевой стороне этих небольших икон, либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на обороте. Их сменяли на аналое соответственно ходу церковного календаря, к тому же так они были более доступны для поклонения, чем большие иконостасные. Факт появления в искусстве иконописи двусторонних таблеток говорил о более интимном отношении к религии, когда икона приближается к верующему и между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь.

Таким образом, двусторонние иконы в силу своей специфики использовали во время храмового богослужения соответственно православным праздникам, определенным церковным календарем.

Икона «Шестоднев. Орудия страстей», представленная в экспозиции Дальневосточного художественного музея, относится к двусторонним выносным иконам. Она была реставрирована в 1974 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря и получила там более точное название «Шесть двунадесятых праздников» и «Орудия страстей».

На лицевой стороне иконы в клеймах изображены шесть событий евангельской истории: Воскресение Христово, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног, Собор святых с Архистратигом, Благовещение и Распятие Христа. Над клеймами имеются надписи названий праздников. Вверху изображена Троица Ветхозаветная, по краям иконы, на полях — шесть образов преподобных святых, основателей монастырей, продолжателей традиций русского подвижничества: Симеона, Зосимы, Саватия, Сергия, Домиана и Макария.

Композиция «Голгофский крест» с орудиями страстей, указанными в реставрационном центре им. И. Э. Грабаря, вписана прямо в ковчег по центральной шпонке оборотной стороны иконы. В центре композиции изображен восьмиконечный крест на ступенчатом основании, символизирующем гору, которая именуется Голгофой. У подножия Голгофы — черная пещера с черепом Адама. По сторонам креста тонкими линиями нанесены изображения копья и трости с губкой. По краям креста имеются надписи: «ИС. ХС.» и «НИКА», — с греческого «Победитель». На заднем плане — светло-охристая стена Иерусалима с плоским карнизом и двумя прямоугольными несимметричными выступами. В верхней части стены два арочных оконных проема, под ними — два аналогичных по форме проема дверей. Поклонение голгофскому кресту входило в церковную службу Торжества Православия.

Лицевая и оборотная стороны иконы, возможно, объединены общей идеей, на что указывает построение композиции оборотной стороны и выделение ряда праздников пасхального цикла в целое на лицевой стороне иконы.

Как многие «северные письма», икона выполнена плотными красками, с применением золочения, изобилует множеством деталей и орнаментальных узоров. Очевидны черты наивного провинциального искусства Севера: неровный рисунок, далекие от точности контуры, несколько плоскостные фигуры. Впервые эта икона экспонировалась на временной выставке «Идеалы добра и справедливости», которая состоялась в музее в 2000 году. Сегодня она включена в постоянную экспозицию иконописи и расширяет представления зрителей о художественном богатстве и многообразии русских иконописных школ.

Наталия СТАРУН


Литература

  1. Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // Государственная Третьяковская галерея: Материалы и исследования. Т. II. М., 1958. — с. 10.
  2. Лазарев В. Н. Новгородская икона и «северные письма» (Богоматерь Донская / Успение). // Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство; 1983. — 538 с.
  3. Лифшиц Л. И. Икона Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV — XVI вв., Сб. ст. — М: Наука, 1970. — с. 87.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVII вв. В 2-х тт. Т. I. X — начало XVI века. — М.: Искусство, 1963, с. 66–68; с. 255 ?257.
  5. Лазарев В. Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. — М.: Искусство, 1983. — 116 с.
  6. Ольга Вешнякова. Северные письма. // Мир музея. — 1995. — № 1, с.16.

‹ «Блаженное чрево». История Хабаровской иконы Божией Матери
Вверх
Тринадцать дней. Страницы дневника миссионерского сплава по Амуру ›

Шесть дней осталось значок Осталось 6 дней роялти бесплатно векторное изображение

Шесть дней осталось значок Осталось 6 дней роялти бесплатно векторное изображение

  1. лицензионные векторы

  2. org/ListItem»>

    Дни векторов

ЛицензияПодробнее

Стандарт
Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях.

Расширенный
Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение
Учить больше

Эксклюзивный
Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 14,99

Кредиты
$ 1,00

Подписка
9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 39,99

Кредиты
$ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения

Плата за изображение

$ 39,99

Оплата разовая, регистрация не требуется.

Предоплаченные кредиты

$ 30

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).

Оплата

Плата за изображение
$ 499

Дополнительные услугиПодробнее

Настроить изображение
Доступно только с оплатой за изображение
9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    36244637
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    denex3

Шесть дней осталось значок Осталось 6 дней Лицензионные векторные изображения

Шесть дней осталось значок Осталось 6 дней Лицензионные векторные изображения

  1. лицензионные векторы

  2. Левые векторы

ЛицензияПодробнее

Стандарт
Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях.

Расширенный
Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение
Учить больше

Эксклюзивный
Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 14,99

Кредиты
$ 1,00

Подписка
9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 39,99

Кредиты
$ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы