Икона симеона столпника: Икона Симеон Столпник
Содержание
Икона Симеон Столпник
Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
- Главная
- Церковные иконы
- Симеон Столпник
Скачать файл
Реставрация:
нет данных
Размер:
нет данных
Автор:
нет данных
Материал:
дерево, левкас, темпера
Персоналии:
Симеон Столпник
Уточняющая датировка:
XVII в
Век:
17
Страна:
Греция
Место хранения:
Афон, монастырь Иверон
Иконография, категория:
Святые
Тип изображения:
Поясное
Иконографическая справка
Иконы столпников писали с первых христианских времен, и некоторые из них дошли до нас. Самые первые изображения были сделаны в Сирии, где святого изображали весьма условно: вся его фигура представала в виде части столпа. В византийской традиции иконография столпников становится более реалистичной, и именно она примерно в XIII веке приходит на Русь.
Редко какая другая иконография святых обладает столь богатой символикой как иконография столпников, где буквально каждая, пусть даже незначительная на первый взгляд деталь имеет свое значение. Каковы же основные черты этой иконографии?
Столпник изображается по пояс, фронтально или в трехчетвертном повороте, в монашеской мантии, обычно с куколем на голове, правая рука его может быть сложена в жесте благословения или раскрыта в жесте предстоя- ния. Часто он представлен с закрытым или открытым свитком, реже — с крестом или книгой. Изображение столпа, главного атрибута святого столпника на иконе, по своей форме и пропорциям может быть разным. Если образ самого святого практически неизменен, то форма столпа видоизменяется на протяжении столетий. Встречаются изображения столпников и без столпа, иногда же фронтальная полуфигура столпника огорожена лишь парапетом или решеткой, сам же столп на иконе отсутствует.
В большинстве икон, посвященных столпникам, композиция разделена на две неравные пространственные зоны — земную и небесную: столпника пишут в верхней части иконы (условно небесной), а столп вытянут почти по всей длине композиции до подножия (земная зона). Пейзажный фон и детали могут присутствовать в компизиции иконы или же их может не быть совсем. Это композиционное построение икон позволяет сразу расставить важные смысловые акценты в изображение подвига столпничества. Иконы с полным изображением столпов пишутся на удлиненных узких досках, которые своею «вытянутостью» уже как бы напоминают столпы. Это иконы Симеона Столпника и Даниила Столпника из деисусного чина Благовещенского собора Кремля, а также икона преподобного Симеона (270 X 43 см) из Сольвычегодского историко-художественного музея XVI века.
Библиография
Юродивые и Столпники. Русская икона: образы и символы
Иконы, посвящённые св. Симеону Столпнику
С этим рассказом о поездке в Калаат Семаан в Сирии связана интересная история. Я давно хотел написать о ней, но всё время откладывал, не мог завершить текст и в конце концов запланировал его опубликование на 13 сентября. Вчера, однако, опять не получилось его выложить, и я перенёс публикацию на сегодня. И чисто случайно вчера вечером узнал, что день св. Симеона Столпника и его матери Марфы празднуется 14 сентября. Учитывая, что журнал я веду уже почти год, совпадение удивительное.
Итак, здесь дополнение к рассказу о поездке в Калаат Самаан, интересная, на мой взгляд подборка икон, посвящённых св. Симеону Столпнику, датируемых с V до ХХ века.
Самые ранние изображения св. Симеона, которые мне удалось найти, относятся к рубежу V и VI веков. То есть, они созданы вскоре после кончины св. Симеона, когда поклонение ему носило массовый характер. Этот базальтовый барельеф хранится в Берлине.
Этот барельеф, тоже выполненный на базальте и относящийся к тому же периоду, можно увидеть в историческом музее Хамы в Сирии.
На пластине VI века Симеон находится на столпе, который обвивает змей. Возможно, это искушавший Симеона сатана, принявший обличие змея. Однако житие св. Симеона упоминает о том, как огромный страшный змей, причинявший большие беды людям, приполз к Симеону за помощью, когда ему в глаз попал крупный сук. Тогда «святой воззрел на него, тотчас сук выпал из глаза, и пробыл змей там три дня, лежа перед дверями, как овца», и все ходили, не опасаясь его и удивляясь чуду. Правда, согласно тексту жития змей «приполз к столпу преподобного и, лежа перед дверями ограды, весь перегибался, как бы выказывая смирение и прося милости у святого Симеона». Здесь же змей имеет более агрессивную позу.
Ниже вы увидите повторение этого сюжета. Пластина хранится в Лувре.
Терракотовая булла, на которой изображён св. Симеон, датируется X-XIV веком.
Грузинская икона XI века.
Преподобный Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II, мастер Пантолеон, X-XI в.
Изображение на этой иконе, возможно, связано с легендой о сарацине, который подобрал выпавшего из гноящейся раны св. Симеона червя и, зажав его в кулаке, хотел уйти. Но св. Симеон окликнул его и приказал раскрыть ладонь. Исполнив это, сарацин увидел, что червь обратился в жемчужину.
Вообще, согласно преданию, среди людей, обращённых св. Симеоном в христианскую веру было много язычников из Аравии и Персии.
Эта икона создана в 1465 году.
Обратите внимание на женщину, стоящую у столпа, она нечасто появляется на иконах, посвящённых Симеону Столпнику. Скорее всего, это Марфа, мать святого. Она долго искала его после того, как он покинул родной дом, но когда нашла, он уже посвятил себя подвигу столпничества и отказался встречаться с истосковавшейся матерью, сказав: «Встретимся на том свете, если заслужим». От тоски Марфа вскоре умерла вблизи ограды, которой был обнесён столп, и впоследствии тоже была канонизирована.
Тут можно упомянуть, что для большей выразительности Марфа изображена обнимающей столп. В действительности Симеон не позволил ей даже подойти к столпу, и Марфа взывала к сыну из-за ограды, где и скончалась. Другим женщинам тоже не позволялось подходить к столпу. Одна из них решила схитрить и, переодевшись в мужскую одежду, направилась к столпу, но упала замертво, лишь ступив за ограду.
Икона с клеймами XVI в., хранится в Третьяковке.
Эта икона написана в 1695 году.
Польская икона, написана в XVI веке в городке Костаровец, хранится в историческом музее города Санок.
У подножия столпа видна похороненная мать святого, Марфа. Интересно, что сам Симеон изображён сидящим.
Преподобный Симеон Столпник и великомученник Иоанн Воин. Ярославская икона конца XVII — начала XVIII века из церкви св. Симеона Столпника в Ярославле.
Американская икона Антиохийской православной церкви.
Св. Симеон Столпник, Онуфрий Великий и Стилиан Пафлагонский.
Св. Симеон, Сусанна и Маркиана.
Русская икона примерно 1800 года. Видна нечасто изображаемая ограда вокруг столпа.
Сошествие св. Симеона. Я помню два сюжета, в которых Симеон сходил со столпа. В первом случае это было ещё в начале его служения на столпе, когда пустынники, чтобы испытать Симеона, укорили его, что он пренебрегает путём отцов. Симеон смиренно вознамерился сойти со столпа, но был остановлен пустынниками, убедившимися в благочестии монаха. Но тогда Симеон был значительно моложе, чем изображённый на иконе.
Во втором случае господь попустил сатане испытать веру Симеона, и сатана принял обличие ангела и приступил к Симеону с льстивыми речами, говоря, что послан господом призвать Симеона на небо за его выдающееся благочестие, и предлагая ему перейти со столпа на огненную колесницу. Симеон имел слабость поверить и занёс уже ногу, но одновременно осенил себя знамением. Колесница тут же исчезла, а Симеон в знак раскаяния простоял на «виновной» ноге целый год.
В этой ситуации ещё раз проявилась сила смирения святого, потому что раздосадованный дьявол наслал болезнь на эту ногу, она покрылась язвами, в которых завелись черви. С гноем они вытекали из ран, но ученик Симеона собирал их и приносил обратно святому, который прикладывал червей к ране и говорил: «Ешьте, что вам бог послал».
Болгарская икона, изображающая св. Симеона Столпника, и здесь мы снова видим обвившего столп змея.
Новгородская икона, на которой св. Симеон Столпник изображён с евангелистом Иоанном и апостолом Филиппом. Конец XV — начало XVI века, хранится в Новгородском музее истории и архитектуры.
Святые Симеон Столпник и Даниил Столпник. Икона середины XVI века.
Симеон Столпник, с житием в 22 клеймах. Икона второй половины XVII века. Углич. Происходит из южного придела церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» (1689-1700 гг. ) города Углича. Вряд ли вам удастся разглядеть клейма, но я всё же воспроизведу их описание как перечень наиболее значимых событий жизни святого.
1. Святой Симеон, пасущий овцу отца своего.
2. Святой Симеон, ходящий в храм.
3. Святой Симеон, находящийся в пустыне.
4. Приход святого Симеона в монастырь.
5. Труды святого Симеона в монастыре.
6. Конфликт святого Симеона с братией.
7. Святой Симеон, подающий нищим.
8. Монах, доносящий на святого Симеона.
9. Святой Симеон предстает пред архимандритом в кровати, полной червей.
10. Архимандрит, приводящий к святому Симеону врача.
11. Святой Симеон в студенце.
12. Явление ангелов архимандриту.
13. Возвращение святого Симеона в монастырь.
14. Воздвижение святого Симеона на столп.
15. Проповедь святого Симеона со столпа.
16. Исцеление святого Симеона у столпа.
17-22. (Живопись клейм утрачена).
Более крупное изображение центральной части той же иконы.
Тоже св. Симеон Столпник, но другой, прозванный Дивногорцем.
Никита Столпник Переславский.
Приметы, связанные с днём св. Симеона Столпника.
Симеон (Семен) Столпник, Летопровидец, Семеонов день, Марфа. Осенины. Засидки.
Первая встреча осени. В этот день полагалось затушить и «вытереть» с помощью двух дощечек «новый» огонь. С этим чистым огнем начинались засидки или посиделки. Начиная с этого дня, и по 15 ноября справляли осенние свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли обряд «пострига» (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.
К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.
Календарное начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях России до трех недель.
Если первый день Бабьего лета будет ясный и теплый, вся осень будет теплая и вёдреная, и наоборот. Бабье лето ненастно — осень сухая. На Семен день ясно — Бабье лето теплое.
Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь. На Семен-день последний посев ржи. С Семена начинают мочить коноплю, сушить и мять лен. Там, где есть бахчи, в этот день снимают с гряд дыни, арбузы, а также начинают копать картофель. На Симеона Столпника солят огурцы.
Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы.
Охотники в этот день притравливали зайцев.
На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши.
Полезные ссылки
Краткий пересказ жития Симеона Столпника, записанного Антонием.
Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника, записанное Димитрием Ростовским.
Рассказ о Симеоне Столпнике (видео). Из цикла передач по книге «Закон Божий для семьи и школы» протоиерея Серафима Слободского.
Симеон Столпник в Википедии и в Wikipedia (англ.).
Стопничество как форма христианского подвижничества — библиотека «Халкидон».
Поэма Тенниссона «St. Simeon Stylites».
Информация о фильме «Simon of the desert».
Святой Симеон Столпник Старший
Святой отец наш Симеон родился около 390 года в селении Сиссе на границе Сирии и Киликии. Когда он был мальчиком, его набожные родители отправляли его в пустыню на поиски пастбища для овец. Однажды, когда снег лежал так глубоко, что нельзя было ничего найти для своего стада, юноша зашел в церковь и услышал такие слова: Блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны чистые сердцем. . . и остальные заповеди блаженства (Мф. 5). Узнав, что делать, чтобы исполнить эти заповеди Христовы, Симеон оставил свою семью и все мирские связи и поступил в близлежащий монастырь, где пробыл два года. Затем, желая вести более подвижническую жизнь, чем находил там, он направился в Теледейскую обитель близ Антиохии, где преподобный Илиодор с великой мудростью и строгим послушанием руководил более чем восемьюдесятью братиями. Симеон провел там десять лет, но с самого начала своего пребывания превзошел всех в аскетической строгости. В то время как другие монахи ели раз в два дня, Симеон ел скудно, но раз в неделю. Так велико было его желание пострадать за Христа, что он носил под одеждой пояс из пальмовых листьев, так туго затянутый, что он впился в его плоть. Видя, что воинство его выше человеческих сил и может быть вредно для других, которые, взяв его за образец, могут предпринять подвиги выше своих сил, старцы монастыря приказали блаженному покинуть их. Итак, Симеон направился к самой дикой части соседней горы и, найдя сухой колодец, спустился в него и оставался там, воспевая хвалу Богу день и ночь. Через пять дней монахи Теледы сокрушались о том, что прогнали его, и хотели вернуть его; но они долго искали его, потому что он был в месте, которое все избегали, потому что это было пристанище демонов.
Симеон вернулся в монастырь из послушания, но пробыл там недолго, потому что искал чего-то сверх обычной меры. Он отправился в деревню под названием Теланиссос, где нашел небольшой домик в уединенном месте. Там он пробыл в полном уединении три года, постоянно трудясь над приобретением небесных добродетелей. Подобно Моисею, Илии и нашему Спасителю Христу, он хотел провести сорок дней Великого поста, вообще ничего не ев, поэтому он попросил своего друга Бласса замуровать вход в его келью. Последний согласился бы только при условии, что спортсмен Христа возьмет с собой немного хлеба и воды, чтобы он не был доведен до последней крайности голода. По прошествии сорока дней Бласс вошел в камеру, полный беспокойства. Он нашел хлеб и воду такими же, какими оставил их, и святого, лежащего неподвижно на земле, слишком слабого, чтобы произнести хоть слово. Лишь после причащения святых Таин он восстановил некоторые силы. Натренированный опытом, Симеон после этого каждый пост проводил без еды и, укрепляемый благодатью, все время оставался на ногах с несравненной живостью духа.
Пробыв в этой келье три года, Симеон поднялся на вершину горы и был скован тяжелой цепью, пока Мелетий, сельский епископ Антиохийской церкви, не указал ему, что воля человека просвещенный разумом должен показать себя крепче всякой цепи, не давая мыслям блуждать туда-сюда. Этот довод убедил Симеона, который знал, что аскетический подвиг достоин похвалы только в той мере, в какой он восстанавливает образ Божий в нашей природе до его первоначальной красоты. Он подчинился епископу, и его железные узы были разорваны. Из ран, нанесенных цепью, выходили большие черви, ясно показывая, что терпение святого во всем было равно терпению мучеников, а если возможно, то и больше, ибо он добровольно подверг себя этим мукам. ради любви ко Христу.
Так широко разнеслась слава о его святости, что за его благословением и исцелением души и тела стал стекаться непрерывный поток верующих не только из окрестностей, но и из дальних стран, таких как Персия, Армения, Грузия, Италия, Галлия и Британия. Но Симеон не искал ничего, кроме уединения, чтобы приблизиться к небу в чистом созерцании. Он решил построить столб с небольшой платформой наверху, где он мог бы установить себя, чтобы избежать беспокойной лести. Его первая колонна была десяти футов высотой; он сделал секунду из девятнадцати футов и треть из тридцати шести футов. В конце концов он поселился на колонне высотой пятьдесят восемь футов, где оставался двадцать лет до самой смерти, живя ближе к небу, чем к земле. Увеличение высоты каждой из этих стоянок было видимым знаком восхождения его духа в божественный свет. Открытый на всеобщее обозрение, Симеон привлекал еще большие толпы и, как яркий свет на высоком светильнике, озарял светом веры многих варваров, пришедших дивиться необыкновенному зрелищу.
Наедине с единым Богом на его высокой колонне Святой был тем не менее орудием божественной любящей доброты. Он совершил множество чудес и исцелений и предупредил о стихийных бедствиях. Все считали его пристанищем спасения и душевного утешения. Распятый миру и ничего не скрывавший о своей жизни, преподобный Симеон предложил себя, по слову апостола, на зрелище ангелам и человекам (1 Кор. 4:9). Облеченный в это бренное тело, он вел жизнь бестелесных ангелов; но еще удивительнее было его смирение, ибо, стяжав такие добродетели и сотворив столько чудес, он искренне считал себя наименьшим из людей. Избавленный от гнева и всякой другой страсти, он воспламенялся только против еретиков из благочестивой ревности об их исправлении.
Преподобный Симеон преставился ко Господу в глубокой молитве в 459 году в возрасте шестидесяти девяти лет, распространив вокруг себя мир, царивший в его сердце. Его драгоценные мощи были перенесены в Антиохию в сопровождении огромной толпы и продолжали совершать многие чудеса для тех, кто с верой приближался к ним. В 467 г. по просьбе святителя Даниила Столпника (11 дек.), соперничавшего с подвигами Симеона, император Лев I перенес его святые мощи в Константинополь, где недалеко от столпа святого Даниила был построен храм для их приема. . Монастырь Мандра, выросший вокруг столпа святого Симеона, чрезвычайно развился после его смерти, с колонной в центре четырех базилик, установленных в форме креста. Он оставался прекрасным местом паломничества, хотя вскоре попал в руки монофизитов. Он был разрушен арабами в 985, хотя впечатляющие руины монастыря, окружающие основание колонны, все еще можно увидеть в Калат-Семан.
Части предыдущего текста взяты из «Синаксаря: Жития святых Православной Церкви» иеромонаха Макария из Симона Петра и переведены с французского Кристофером Хукуэем. Журнал церковной жизни Симеон Столпник, прославившийся тем, что стоял на столбе более 30 лет в середине 5 -й век, это что-то вроде шутки для современников. Его считали неуместным, самобичевающим и странным. Например, Эдвард Гиббон в своей знаменитой книге « Упадок и падение Римской империи » пишет о жизни Симеона следующее: Принц, который по своей прихоти причинит такие пытки, будет признан тираном; но это превосходило бы силу тирана навязывать долгое и жалкое существование сопротивляющимся жертвам его жестокости. . . жестокий, бесчувственный нрав отличал монахов всех возрастов и стран: их суровое равнодушие, редко смягчаемое личной дружбой, воспламеняется религиозной ненавистью; и их беспощадное рвение усердно исполняло священную службу инквизиции. Даже гораздо более благосклонно настроенный св. Франциск Сальский относит Симеона к категории святых, в жизни которых есть «больше материала для нас, чтобы удивляться, чем подражать»[1]. Так что же насчет этого любопытного святого? Является ли он просто чудаком прошлых веков, в лучшем случае этаким единорогом среди святых, чьей единственной целью было ослепить нас на короткое мгновение, а в худшем — святейшим добровольным мучеником, создавшим прецедент для всех видов религиозной жестокости? , как полагает Гиббон? Исторические записи о его жизни и культе указывают нам совсем другое направление. Прежде всего, в отличие от некоторых святых поздней античности, жизнь Симеона стоит на исторически твердой почве. Из трех письменных рассказов о его жизни, дошедших до нас, два написаны его современниками (Феодоритом Киррским и Антонием), оба из которых видели Симеона при его жизни. Антоний хорошо знал святого. Симеон действительно стоял на этом столбе и переносил связанные с ним страдания. У нас есть не только свидетельства очевидцев о его святости, но и то, что Симеон был чрезвычайно популярным святым в свое время. По словам его биографов, Симеон пользовался всемирной известностью, и люди со всех сторон искали у него совета, благословения и исцеления. Археологические данные подтверждают это утверждение, так как многие жетоны паломничества[2] с его изображением сохранились, датируемые сотнями лет после его смерти, и действительно основание его колонны простояло до наших дней[3]. Симеон также вдохновил многих подражателей — других столпов (таких как святой Даниил Столпник) и, даже позже, дендритов (тех, кто жил на деревьях). Так почему Симеон сегодня такой скандал для нас? И вообще, что он делал на вершине этой колонны? Чтобы понять подвиги Симеона, мы должны сначала понять, что традиционно говоря, стояние является позой молитвы (это трудно упустить, если вы когда-либо посещали восточную литургию). Симеон был истинным воплощением монашеского идеала «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:16). Таким образом, целью Симеона, взбирающегося на столп, было не быть зрелищем, а отделиться и посвятить себя молитве и покаянию всем своим телом во всякое время. Тот факт, что его столп становился все выше и выше с течением времени, действительно служил поразительным визуальным напоминанием о посреднической силе молитвы (поскольку Симеону было 9 лет).0015 буквально
Феодорит Киррский объясняет необходимость столпа Симеона следующим образом: как Бог соизволил явить через Своих пророков странные и поразительные знамения (например, женитьба Осии на блуднице и Иезекииль, лежащий на боку 40 дней), так и Бог также определил Симеонову колонну как знак (возможно, даже знак противоречия)[5]. Если Симеон для нас позор, значит, подлинный позор в том, что мы не верим в силу молитвы, как веровал Симеон. Посвятить всю свою жизнь постоянному созерцанию Бога, настойчивым мольбам, серьезному самообладанию для нас абсурдно. Хотя Христос говорит нам, что Мария, неподвижно сидящая у Его ног, имеет лучшую долю, чем Марфа, занимающаяся многими делами (ср. Лк. 10:42), верим ли мы этому? Если мы этого не сделаем, то Симеон просто фанатик на шесте.
Но если мы поймем жизнь Симеона не только как жизнь непрестанной молитвы, но и как жертву, Симеона можно принять как идеального святого для нашего времени. Что нам нужно больше в нашей стремительной, требовательной, наполненной экранами жизни, чем кто-то, кто достигает святости , не двигаясь ? Симеон может служить нам иконой святого, который посадил себя туда, куда его поставил Бог, и остался там, веря, что Бог может действовать через самое банальное обстоятельство, когда человек стоит на месте, открывая свое сердце Богу.
Жизнь Симеона также напоминает нам об очень важном уроке, который мы склонны забывать: мы не можем избежать страданий (несмотря на все достижения современной науки), и действительно, страдание — это средство единения со Христом. Симеон по существу ничего не делал, он не двигался, он не женился, у него не было работы и тем не менее он безмерно страдал, стоя на месте под дождем и снегом, доводя свое физическое тело до предела. И когда мы, подобно Симеону, принимаем это страдание, оно может изменить нас. Это значение страдания прекрасно передано в моей любимой истории из жизни Симеона. «Царь арабов»,[6] как называет его Антоний, приходит к Симеону и просит его молитв. У Симеона вокруг талии туго обвязана веревка, и из-за того, что она вгрызается в его плоть, поселились личинки. Одна из этих личинок падает с вершины колонны к ногам короля.
Нашей первой реакцией на такую постановку этой истории было отвращение. Мы хотим отвернуться от этого страдания и от этого, казалось бы, ненужного покаянного усердия. Наша реакция на этот крайний случай страдания, однако, является лишь расширенной версией нашей реакции на все страдания, нашей современной тенденции маскировать, хоронить и отворачиваться от самых суровых реалий жизни, и особенно смерти.