Икона спас вседержитель андрея рублева: Андрей Рублёв — Спас — Икона

Разное

Спас Вседержитель, Андрей Рублев, 1410 г

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа находится в центре всей православной иконописи, так образ Христа Вседержителя (Пантократора) занимает центральное место среди многочисленных типов изображения Спасителя. Догматическое значение этой простой по сюжету и повсеместно распространенной иконы огромно: Христос — царь небесный и судия, «… альфа и омега, начало и конец, Господь, который есть, был и грядет, Вседержитель».

Образ Пантократора сформировался еще на заре христианской иконописи. К этому типу относится первая из дошедших до наших дней икон — знаменитая энкаустика из Синайского монастыря святой Екатерины. Этот же тип, лежащий в основе так называемого «исторического» направления в изображении Христа (направления, которое отсылает к земному облику Сына Божьего как исторической личности, а не к символическим темам) стал в центре иконоборческих споров.

Эпитет «пантократор», что в переводе с греческого языка означает «властитель всего» говорит о всесильной, божественной сущности Иисуса Христа, пришедшего в этот мир в человеческом воплощении. Каноническое исполнение иконы представляет Спасителя в возрасте проповедничества, изображенного в традиционных одеждах, держащего Евангелие и согнувшего правую руку в благословляющем жесте. Толкование образа с точки зрения богословия и христианской догматики очень сложно и зависит от контекста и особенностей исполнения (извода). Христос Вседержитель — он и грозный Судия, пришедший на землю в конце времен для свершения суда, и Всемилостивый «Елеемон» (Милующий), и Владыка небесный, и Бог творящий.

Собственно изводы, многие из которых легли в основу самостоятельных изобразительных типов, и составляют большую часть от известных сегодня икон Христа Вседержителя. Среди них наиболее известен классический образ Спаса на троне, который имеет более выраженный эсхатологический подтекст (идея второго пришествия и Страшного суда) и часто встречается в храмовых росписях. Традиционно образ Христа на престоле располагается в куполе или в центре иконостаса христианского храма.

Тропарь Всемилостивому Спасу,

глас 8

С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Ин тропарь Всемилостивому Спасу,

глас 4

Светильниче солнечный, Всемилостивый Спасе, просвещением сияния Твоего подай и нам слово, да восхвалим чистою совестию Твое пребожественное празднество, Тебе же, Единороднаго Сына, единосущна с Духом, славяще, даруеши бо нам мир и велию милость.

Кондак Всемилостивому Спасу,

глас 4

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Молитва Всемилостивому Спасу

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Спас Вседержитель



Иконография восточно-христианского искусства

Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

  • Главная
  • Церковные иконы
  • Спас Вседержитель

Скачать файл


Реставрация:

Раскрыта в 1976-1984 годах в мастерской музея М.П. Баруздиным.Вдоль стыка досок вставка нового грунта, проходящая через изображение лика и шеи. Утрачены первоначальный серебряный фон и часть живописного нимба, который почти вдвое уменьшен, а также живопись на крышке Евангелия, клаве и кайме у ворота, где по серебряному фону были изображены цветные камни и жемчуга (сохранился фрагмент в нижней части Евангелия). Золото, камни и ряды жемчужин, украшающие одеяние и книгу в настоящее время, как и золото фона, исполнены в XVI веке.


Размер:

123 х 83 см


Автор:

Нет данных


Материал:

Дерево, темпера


Персоналии:

Спаситель


Уточняющая датировка:

13 в. Первая половина


Век:

13


Страна:

Россия


Место хранения:

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва


Иконография, категория:

Спаситель


Тип изображения:

Поясное

Иконографическая справка

Полуфигурное изображение благословляющего Христа, левой рукой поддерживающего Евангелие у груди, является наиболее древним и устойчивым иконографическим типом Спасителя, известным с VI века. Можно наблюдать поразительное сходство позы Христа, жеста Его рук, положения книги на иконе из ЦМиАР с одной из древнейших византийских икон Пантократора, хранящейся в монастыре Святой Екатерины на Синае (Sinai, 1990. 111. 2. P. 136.). Само имя Христа — Вседержитель (греческое: Пан-тократор) — впервые названо в Откровении Иоанна Богослова (Откр. I, 8). В начале VI века византийским богословием это божественное имя раскрывается «как всемогущее Основание всего сущего, сохраняющее, объемлющее, утверждающее, укрепляющее, пронизывающее и неразрывно с собой соединяющее всю вселенную…» Своей масштабностью икона заставляет вспомнить изображения Пантократора в храмовых росписях более раннего времени. Эти ассоциации не случайны, так как монументальный по своему характеру стиль живописи XIII века вобрал в себя много черт и художественных приемов искусства XI столетия.

Стилистическая справка

В живописи Спаса присутствуют черты стиля, характерные для русских произведений иконописи и стенной росписи XIII века-яркость письма личного — с розовой карнацией, густыми зелеными тенями и киноварной подрумянкой — сближает лики на обеих названных богородичных иконах с ликом Вседержителя. Несмотря на условный, фантастический характер рельефа фигуры и лика, изображению Христа на иконе свойственна почти осязаемая конкретность. Подчиняющий зрителя взгляд больших, плотно написанных глаз Христа и Его укрупненная, благословляющая рука запоминаются как зримая сверхреальность. Возможно, художник при этом был вдохновлен текстом из чина Литургии, который произносит священник в момент торжественного облачения, при наложении нарукавников: «Десница твоя, Господи, прославися в крепости: десная твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы твоея стерл еси супостаты». Через «атлетизм» внешнего облика, укрупненность пропорций образ Христа на иконе приобретает особо торжественный, триумфальный характер.

Происхождение

Церковь села Гавшинка близ Ярославля. Поступила в музей в 1976 году в дар от московского художника В.Я. Ситникова, выкупившего икону у перекупщиков-«собирателей».

Фрагменты


Господь Вседержитель

Библиография


1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки


Иконы XIII-XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева

Икона Милосердного Бога Отца

Титул

Бог Отец наш Всемогущий хочет, чтобы люди созерцали Его лик через чуткий образ, через иконописный образ. Всемогущий Бог терпелив и милостив в привлечении сердец людей.

Вот икона батюшки . Кто такой Отец? Он известен под титулами « Deus omnipotens », Святой и Всемогущий Бог и « Abbà — Pater », Abba, Отец: для Иисуса из Назарета и для всех Его братьев Он — Отец, Отец мой.

Вот икона батюшки . Кто такой Отец? Он известен под титулами « Deus omnipotens », Святой и Всемогущий Бог и « Abbà — Pater », Abba, Отец: для Иисуса из Назарета и для всех Его братьев Он — Отец, Отец мой.

Окно, через которое мы можем созерцать божественное

Икона представляет собой прямоугольник . Число сторон (4) является намеком на четыре стороны света и означает, что послание, которое Бог, наш Всемогущий Отец, желает передать 4 (углам) земли. Это создает окно внутри золотой рамы. Золото символизирует вечный свет. Таким образом, икона является окном, через которое можно созерцать божественное . Именно здесь мы можем созерцать нашего Отца.

Внешнюю рамку значка окружает небольшая красная рамка . Что символизирует эта маленькая красная рамка? Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую на кресте. Мы можем наслаждаться благотворным действием этой крови через дар Святого Духа, который представлен белой фигурой, похожей на голубя, на Его лбу с раскрытыми крыльями над Его бровями. Ни одно из трех Божественных Лиц Святой Троицы не действует без участия двух других. Поэтому в икона Отца и Сына и Святого Духа также присутствуют.

Три царства природы представлены в материалах, использованных для иллюстрации иконы с изображением.
Это деталь, которой нельзя пренебрегать, чтобы понять богатство смысла, заключенного в иконе.
Царство растений представлено деревом, а царство животных представлено порошком из скорлупы и клеем из кроличьей кожи, которые используются для производства лака для тарелок (покрытия), а также яйцом, с помощью которого наносится краска. .
Царство минералов представлено в цветах: оксидах металлов, охре и золоте.
Тарелка подобна колыбели, приготовленной для принятия тайны, как Бог приготовил творение, чтобы принять своего царя: человека, который есть царь творения.
На фоне простой скамьи, на которой восседает Бог, Отец наш Всемогущий, непрозрачность: цвет почти черный, пепельный, неоднородный. Он также присутствует на верхнем фоне, где есть надпись. Этот цвет говорит об Эдеме, саду наслаждений, где опустилось что-то вроде тумана, в результате чего долгая зима вызвано настройкой сердца человека, который хотел сам решать, что есть добро, а что есть зло.
Пространство под скамейкой также омрачено туманом человеческого греха.

В левой руке Отец крепко держит синюю сферу и прислоняет ее к Своей груди. Остановимся на нем на мгновение, потому что он имеет основное значение в этой иконе. Это не только мир или земной шар. Смысл очень сложный, но замечательный.
После грехопадения Адама Отец отступил и терпеливо ждал, когда освобожденный человек осознает свою ошибку.
Он ждал много тысячелетий. Тем временем Отец подготовил план искупления, который предвидел Его милосердное сердце.
Кульминацией этого плана спасения стало пришествие Воплощенного Слова, Сына, ставшего человеком, Который Своими Страстями и Смертью позволил Святому Духу снова сообщить Себя человеку.
С Иисусовым «Совершилось» на кресте план, который был так дорог сердцу Отца, может, наконец, продолжиться: обожение человека и через человека новое творение.
Вот что выражает синяя сфера : это план любви Отца, который Он покоится в Его сердце и крепко держит в Своей руке. Синий указывает на то, что план, его исполнение и его исполнение — это божественных дела.
Альфа и Омега, заполняющие всю сферу, относятся к Слову, началу и концу всех вещей. На самом деле: «Все чрез Него и ради Него произошло» (Ин. 1:3).
Над сферой стоит золотой крест. Крест есть престол Закланного Агнца, отдавшего Себя за спасение всех людей.
Золото символизирует вечность. Отцы Церкви говорят нам, что «крест был начертан в Сердце Бога Отца от вечности».
Как многозначительна та голубая сфера, которую Отец нежно держит левой рукой!

Фигура Отца заполняет всю икону

Она находится в совершенно фронтальном положении, чтобы указать на Его готовность открыть Себя всем, кто желает знать Его.
Фигура установлена ​​в золотом миндале, нарисованном вокруг Его плеч. Через него вы попадаете в открытое небо.
В голубом небе обитают небесные духи, наиболее близкие к престолу Всевышнего.
12 трепещущих огней представляют все ангельские силы, среди которых мы можем видеть очертания серафимов, т. е. духов, горящих любовью: шесть справа и шесть слева.
Серафимы с изумлением созерцают необыкновенное и непредсказуемое действие Бога-Отца, который постоянно действует через Свою бесконечную любовь и бесконечное милосердие.
Число 12 символизирует « ответственный орган »: подобно 12 апостолам, патриархам и звездам, украшающим Жену, облеченную в солнце, и т. д. 12 серафимов не только созерцают, но и являются верными посланниками и исполняют волю Отца.

Филипп сказал Иисусу: «Господи, покажи нам Отца, и этого будет достаточно для нас». Иисус ответил: «Филипп, кто видит Меня, видит Отца» (Ин. 14:8-9).
Как же тогда мы можем изобразить лицо Того, Кто не может быть представлен?
Традиционная западная иконография всегда изображала Отца в виде импозантного старца – доброго, торжественного, с седой развевающейся бородой.
Но борода — атрибут мужчины из плоти и крови, признак его мужественности. Белая борода выражает старение тела, это признак тления плоти.
Такие черты не могут быть приписаны фигуре Бога-Отца, который есть чистый дух. Об этом хорошо знал святой монах и иконописец Андрей Рублев, когда в 1420 году изготовил знаменитую икону Святой Троицы. Таким образом, эта икона послужила источником вдохновения для детали без бороды, а также для цветов туники и мантии.
Вот, значит, по канонам восточной иконописной традиции, то величественное лицо, которое внушает покой, силу и безмятежность.
Голова окружена белым ореолом, символизирующим славу. Он отмечен греческими начальными буквами (омикрон, омега, эта, ни) имени, открытого Богом Моисею на горе Хорив: «Я есмь» (Исх. 3:14): Я есмь.
Черные волосы означают «божественную тьму» или тайну, недоступную человеческому уму. Он открывается, как завеса посреди лба, как небо открывается, чтобы показать свет.
Волосы покрыты золотыми « стригилами », как завеса Святая Святых в Иерусалимском храме, которая была разорвана сверху донизу, когда сердце Иисуса было пронзено копьем, когда вражда с Богом была убрали, и человек снова смог созерцать лик Божий. В этом смысл черно-золотых волос.
Малые губы показаны в акте вдыхания животворящего Духа. Это также проявляется в выпячивании шеи.
Глаза смотреть на все с любовью и нежностью. Они ждут ответа от всех нас.
За фигурой виднеется третье небо, место вечного счастья, к которому Бог желает привести всех нас.

Синяя туника и красная мантия указывают на то, кем является для нас Бог, наш Всемогущий Отец. Синий цвет туники означает божественность. Красная мантия выражает Божью мудрость и горячую любовь.
Эти цвета чистые, прозрачные и почти флуоресцентные, они как бы пронизаны светом Преображения.
Сама обширная и внушительная мантия означает принятие, а край, который касается земли, хочет указать всем людям, что, если они захотят, они могут прильнуть к Его мантии, чтобы получить Святого Духа. Сама мантия может быть знаком драгоценного наследства, которое принимается для того, чтобы преданно беречь его. Подобно Елисею… который с большой признательностью принял милоть Илии: знак его духовного наследия (3 Царств 19:19).

Существенные детали

Некоторые другие Очень важные детали: скамья, две подушки, правая рука, скипетр, королевская корона и положение ног.

Скамейка , на которой сидит Всемогущий Отец, очень проста, потому что Он желает, чтобы мы сидели рядом с Ним без колебаний и страха. Однако из-за Его Божественного присутствия, хотя и скромного дизайна, он покрыт золотыми лучами.

Две подушки указывают на то, что Бог (синяя подушка слева) и человек (красная справа) могут общаться вместе, в одном и том же месте, как в начале творения.

Правая рука поднята в экспансивной позе благословения, потому что, как добрый Отец, Он хочет не судить мир, а спасти его, утверждая миссию, возложенную на Своего Сына. На самом деле Иисус сказал: «Идите и узнайте, что это значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф 9:13).

Скипетр, символ суда, был положен на землю между Его ногами: Отец только желает проявлять милосердие.

Царская корона, возложенная рядом со скипетром у правой ноги, является приглашением не бояться приблизиться к Нему. Он хочет устранить в нас беспокойство и хочет привлечь нас к Себе и принять нас на Своих Отеческих коленях.

Хотя Отец сидит, Его ноги находятся в положении того, кто собирается уйти. Отец желает прийти к нам и остаться с нами. Они тоже окружены ореолом святости. Черное, окружающее ступни, не является признаком сандалий или туфель; это знак «божественной тьмы»: знак бесконечного богатства и мудрости Бога, чье знание никогда не заканчивается.

Эту икону следует рассматривать, а не изучать! Оно рождено в молитве и должно использоваться в молитве и для молитвы. Это желание показать, насколько наш Небесный Отец так близок к каждому из нас, что мы никогда не сомневаемся в том, что возвращаемся к Нему в любых обстоятельствах нашей жизни.

Св. Иоанн говорит: «Наше общение с Отцом и с Его Сыном, Иисусом Христом. Пишем это, чтобы радость наша была совершенна» (1 Ин. 1:3-4). Вся радость святых в том, чтобы мы познали свою принадлежность к Отцу и Сыну. Это означает признать, что мы включены в огромную семью, которую может признать каждый народ. Это означает личное признание того, что нас любят и защищают, и радость других, включенных в это общение, когда мы осознаем, что все мы принадлежим нашему небесному Отцу.

Эта икона призывает нас просто быть, встать перед ней и рассказать этому Отцу о наших ранах, счастье, борьбе, а также о наших благодарениях, молитвах и поклонении. Все в очень простом движении сердца, которое могло бы покоиться в объятиях Отца, которого мы все так жаждем.

Пусть эта икона всегда напоминает нам не только о нашем достоинстве, но и о всеобщем призыве Иисуса к Отцу, который просит всех нас быть едиными.

Икона Милосердного Бога Отца работы Лии Гальдиоло

найти Символ веры в иконе Рублева

Икона Св. Андрея Рублева Святой Троицы: приглашение войти в тайны, выраженные в Символе веры

Патрик Комерфорд

Мы недавно были семьей в Румынии посещать. Там вы обнаружите, что все поверхности церквей, включая стены и потолки, иногда внешние поверхности, а также внутренние поверхности, покрыты изображениями из Писания и житий святых. Но эти изображения нужны не только для того, чтобы церкви выглядели красиво или напоминали прихожанам истории из прошлого.

В Символе Веры нам напоминают об общении святых, о том, что мы окружены великим облаком свидетелей, и это нашло зримое выражение во фресках и иконах в церквях по всему миру. В пастырских посланиях нам напоминается, что, когда мы поклоняемся, святые невидимо находятся рядом с нами, «на всяком месте воздевая святые руки» (1 Тимофею 2:8). Когда мы смотрим вокруг и видим этих друзей, окружающих нас, как будто завеса на мгновение приподнимается, и мы видим, частью какой великой группы верующих мы являемся.

Но есть вещи, которые не изображаются в православных храмах. В традиции христианского священного искусства есть важная защита, которая удерживает нас от впадения в идолопоклонство. Причина этого в том, что мы не должны делать изображения того, чего Бог не показывал нам. В православной традиции можно написать икону Христа, потому что он родился и ходил по этой земле. Но редко увидишь икону Троицы. Вместо этого Троица часто символизируется геометрически, треугольником или 9. 0167 трикетра .

Однако в Писании есть один момент, когда Бог открывается одновременно в трех лицах, и иногда это событие изображается как представление Троицы. При крещении Иисуса мы видим Иисуса и видим Святого Духа в виде голубя, но слышим только голос Божий. Единственный раз, когда Троица раскрывается одновременно, находится в Бытие 18:1-16 в рассказе о посещении Авраама: «Явился Господь [Аврааму] у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер свой в жар дня. Он поднял глаза свои и посмотрел, и вот, три мужа стоят пред ним» (Бытие 18:1-2).

История в Книге Бытия не побуждает нас уделять слишком пристальное внимание различиям между тремя посетителями. «Они» говорят с Авраамом, но позже говорит «Господь». «Люди» уходят, но «Авраам все еще стоял перед Господом». Трое посетителей или ангелов, являющиеся Аврааму и Сарре, являются посещением от Господа — Бог явился им в образе трех личностей.

Андрей Рублев и его икона

Одним из самых известных изображений этой истории является икона Андрея Рублева, часто известная как «Троица Ветхозаветная». Копии этой иконы висят у меня над письменным столом в моем домашнем кабинете и в моем кабинете в Теологическом колледже Ирландской церкви. Это, должно быть, самая известная и почитаемая икона среди западных христиан. Она была написана в 1411 году Андреем Рублевым (Андрей Рублёв) ( ок. 1360/1370- ок. 1430), русский монах, считающийся крупнейшим средневековым русским иконописцем и фреском. Впервые он привлекает внимание в 1405 году, когда писал иконы и фрески для Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком из Константинополя. Но единственная работа, признанная полностью его авторством, — это икона «Троица Ветхозаветная» ( ок. 1410), находящаяся сейчас в Третьяковской галерее в Москве.

Рублев работал с легкостью, ясностью, воздушностью, с которой немногие могли сравниться, и большим чувством свежести, сочетая высший аскетизм с классической гармонией византийских манер. Персонажи его икон и фресок всегда умиротворены и спокойны. Через некоторое время его творчество стало восприниматься как идеал в православной иконописи. В 1988 года он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью, память о котором празднуется 4 июля.

Когда скончался игумен, преподобный Сергий Радонежский, Рублев написал эту икону, чтобы повесить над его гробницей. Иногда на иконах, изображающих Троицу Ветхозаветную, на заднем плане изображены Авраам и Сарра, держащие тарелки с пищей. В этих случаях икона известна как «Гостеприимство Авраамово». Но на иконе Рублева три фигуры сидят в одиночестве.

Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева является глубоким символом тринитарной любви и вовлекает смотрящего в communio personarum Троицы. Он часто используется в дискуссиях о тайне Троицы, и в своем предисловии к Троица и Царство Юрген Мольтманн признает рублевскую икону Святой Троицы источником вдохновения для написания этой книги.

Три лица идентичны и помогают нам понять природу Троицы. Богословы предостерегают нас от разделения трех на отдельные тела, поскольку это предполагает разделение, а не единство Троицы. Надежнее, наверное, было бы понять, что все трое вместе как-то представляют Троицу. Но три фигуры заключены в художественный круг, иллюстрирующий соприсущность Троицы. Каждая фигура носит синюю одежду — цвет небес — но каждая носит что-то, что говорит об их собственной личности.

Установка сцены

Сцена на иконе Рубельва взята из Бытие 18:1-15. Три таинственных незнакомца посещают Авраама, и он поспешно приказывает своим слугам приготовить для них еду, и относится к троим с большим благоговением. Гости описываются просто как трое мужчин, но когда Авраам обращается к ним, они отвечают хором (автор Бытия пишет «говорили»).

Любопытно, что иногда только один из мужчин обращается к Аврааму, и когда он это делает, его называют Господом. Господь явился Аврааму, но когда он выглянул из своего шатра, чтобы увидеть, кто там, он увидел трех мужчин. Автор не упоминает о том, что Авраам был напуган этим привидением, или ставил под сомнение единство трех слов и очевидный приоритет одного. В тексте говорится, что Господь явился, но в нем не говорится ясно, что Авраам знал, что это сам Бог посещал его. Знал ли он, что его посетители — это Бог или просто его посланники, Авраам предлагает им самое лучшее гостеприимство.

Для многих эта сцена является предзнаменованием откровения Тринитарного Бога, которое придет вместе с воплощением Христа. Три гостя Авраама рассматриваются как Бог-Яхве, Божье Слово и Божий Дух: другими словами, Святая Троица. Такое прочтение этой сцены может быть сделано только через призму Воплощения и откровения Христа Отца и Святого Духа, как в том, что Он сказал, так и в том, что Он сделал – явление Троицы при крещении Христа, и в Его Преображение. Точно так же Рублев мог изобразить эту сцену иконографически только из-за Воплощения Христа, который есть совершенная икона Отца.

Чтение Символов веры в иконе

Если эта икона представляет собой тринитарные истины, она также служит исследованием дальнейших богословских истин, поскольку в иконе Рублева мы можем найти краткое изложение учений Никейского Символа веры.

В Православной Церкви Никейский Символ веры иногда делится на 12 разделов для катехизации. И каждый из этих 12 разделов Символа веры полезен, когда мы молимся рублевской иконой и входим в тайну Символа веры:

Веруем в единого Бога,
Отца, Всемогущего,
Творца неба и земли,
всего сущего,
видимого и невидимого.

Все три фигуры, изображенные на иконе, имеют несколько общих черт. Каждый держит жезл, наполовину пастуший посох и наполовину скипетр, символизирующие равенство между тремя. Каждый носит синий плащ, цвет, символизирующий божественность на иконографическом языке. И каждое лицо совершенно одинаково, возможно, это еще один признак единства в различии трех.

Тем не менее, фигуры сидят в их славословном порядке: Отец, Сын и Святой Дух. Первая фигура покоится внутри себя. Эта фигура носит синее одеяние, почти скрытое мерцающей эфирной мантией. «Одевайся в свет, как в ризу» (Пс. 103:2). Это представляет Отца, Творца, которого не могут увидеть его человеческие создания. Обе руки сжимают посох. Вся власть на небе и на земле принадлежит Отцу.

Божественность Отца (синяя туника) облачена в светлый и почти прозрачный, но в то же время непрозрачный цвет, символизирующий невыразимую, скрытую природу Творца и Господа всего сущего. В одной руке он держит жезл, а другой благословляет, как бы показывая, что доволен принятием Сыном его миссии. Его взор обращен к двум другим, но его голова не склонена — скорее, Сын и Дух склоняют свои головы к нему, признавая того, кто является их источником и источником.

Веруем во единого Господа, Иисуса Христа,
Единородного Сына Божия,
вечно рожденного от Отца,
Бога от Бога, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного,
из одно Существо с Отцом.
Через него все было сделано.

Центральной фигурой является Христос, Слово и Сын Божий, который находится в центре всего творения и через Которого все сотворено. Эта вторая фигура также носит синий цвет божественности. И Отец, и Дух носят синий цвет, но является ли другой цвет, в котором облачена вторая фигура, земно-коричневым или королевским фиолетовым? Красновато-фиолетовый — символ царственного священства. Христос – это царство – Царь – и он – Священник, тот, кто снисходит до своего творения и становится его частью. Христос есть Первосвященник, на месте которого стоит каждый земной священник, совершающий Литургию.

Если фиолетовый, то темно-пурпурно-красный. Это королевский пурпур, а не лавандовый или так называемый «королевский пурпур», о котором мы думаем сегодня. Пурпурная ткань была очень дорогой. Лидия в Деяниях Апостолов, возможно, была очень богатой женщиной, торговавшей багряницей (Деяния 16:14). В древние времена единственным источником пурпурного красителя была крошечная железа на затылке улитки мурекс. Только самые богатые могли себе это позволить, поэтому пурпур ассоциировался исключительно с королевской властью. Поверх своей пурпурной туники Сын носит синюю мантию, указывающую на божественность.

С другой стороны, если вторая фигура одета в коричневую, а не в фиолетовую одежду, цвет одежды говорит о земле и его человечности. Золотая полоса говорит о царственности, ибо это Христос. Но его носят, как дьяконскую палантин, ибо это Царь-Слуга.

Двумя пальцами, образующими греческие буквы Хи-Ро, сокращение от слова Христос, Сын благословляет чашу в центре стола. Чаша, которую он благословляет, как один из посетителей, — это теленок, которого Авраам приказал заколоть и приготовить. Однако на символическом языке иконы чаша содержит жертвенного Агнца, предзнаменование Его жертвы на кресте. Его благословение показывает, что он принимает эту жертву, как и наклон его головы и взгляда на фигуру слева от него — Отца.

Для нас и для нашего спасения
сошел с небес,
воплотился Святым Духом Девы Марии,
и стал человеком (истинно человеком).

Что мы имеем в виду, говоря, что он «воплотился от Святого Духа»? Дух кладет руку на стол, как бы показывая, что он будет с Сыном на протяжении всей его миссии. Ради нас и нашего спасения Он сошел с небес. Воистину, именно силой Святого Духа происходит Воплощение. Отец благословляет Сына за то, что Он принял это спасительное дело, которое пригласит его творение – все человечество – участвовать в общении Троицы. Их любовь не замкнута в себе, но простирается за пределы Троицы, и это образец любви всех человеческих личностей.

Фигура Христа опирается двумя пальцами на стол, возлагая на него свою божественную и человеческую природу. Он указывает на чашу, наполненную вином. Он — воплощенный Господь, и Он присутствует перед нами сегодня, когда мы разделяем общую чашу Евхаристии.

Ради нас он был распят при Понтии Пилате;
он принял смерть и был похоронен.

За второй фигурой находится дерево. Это мог быть дуб в Мамре, под которым отдыхали трое посетителей-ангелов. Гостеприимство Авраама и Сарры было вознаграждено сыном. Это важный урок ценности гостеприимства.

Но дерево также символизирует Крест, на котором умер Христос. Это дерево смерти, которое становится деревом вечной жизни – оно было потеряно для человечества из-за непослушания Адама и Евы, но было восстановлено для нас послушанием Иисуса. Крест — это место, где смерть и жизнь противостоят друг другу, где смерть уступает место воскресению и вечной жизни.

На третий день воскрес
по Писанию;

Ниша перед алтарем представляет собой пустую гробницу Христа.

он вознесся на небеса
и воссел одесную Отца.

Сын и Дух склоняют свои головы к Отцу, который есть Источник. Однако они не растворяются ни друг в друге, ни в нем. Каждый является субъектом — ипостасью — и все же они едины. Икона показывает божественное таксис Отца как архе или источник; Дух как тот, кто готовит путь для миссии Сына и в то же время тесно связан с Ним; и Сын, во всем полагающийся на волю Отца, принимающий жертву, которую Он должен принести, и совершающий все Духом Святым. Итак, Вознесенный Христос, Сын, сейчас восседает одесную Отца.

Вторая фигура – ​​это Воскресший Христос во всей Своей вознесенной славе, восседающий сейчас справа от Отца – с нашей точки зрения, с которой мы стоим, чтобы рассмотреть икону и войти в тайну Троицы. В большинстве представлений о Троице в православном богословии иконописцы часто опирались на символику треугольника. В рублевском богословии Троицы Отец есть первая точка треугольника, первоначало , исток — и Сын, и Дух берут начало или исходят из Него.

Он снова придет во славе, чтобы судить живых и мертвых,
сильный>и его царству не будет конца.

Дерево за второй фигурой, фигурой Христа, также является деревом жизни в Откровении, которое приносит 12 видов плодов, по одному на каждый месяц года, а листья этого дерева предназначены для исцеления нации. Это Христос, который снова вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых и возвестить Свое Царство, которому не будет конца.

Веруем в Духа Святого,
Господа, животворящего,
от Отца исходящего

[ и Сын ]
кто с Отцом и Сыном поклоняется и прославляется,
кто говорил через пророков.

Фигура, сидящая справа от иконы, представляет Святого Духа. Он носит зеленый плащ поверх синего цвета своей божественности, символизирующий жизнь и возрождение. Действие Святого Духа преображает и преображает, и именно через Него мы приглашаемся к переживанию новой жизни, особенно через Святые Таинства Крещения, Миропомазания (Миропомазания), Евхаристии и Брака.

Голова Духа наклонена к средней фигуре и привлекает туда же наш взгляд. Как и в жизни Христа в Новом Завете, Дух указывает нам на Слово, открывая смотрящему на икону, Кто Он есть.

Фигура Христа, в свою очередь, склоняется к фигуре слева – и нас тоже тянет туда заглянуть. Синее одеяние говорит о божественности, а зеленое одеяние представляет новую жизнь – новую Жизнь в Духе.

Зеленая мантия Духа, переливающаяся светом, — еще одно достижение Рублева. Зеленый принадлежит Духу, потому что Дух является источником жизни. В праздник Пятидесятницы православные храмы украшают зеленью, ветвями и ветвями, и многие приходят в храм в зеленом или в какой-нибудь зеленой одежде.

Если кратко коснуться полемики по поводу введения на Западе пункта filioque в Символ веры, то стоит отметить, что Дух склоняется к центральной фигуре, привлекая наш взгляд к фигуре Христа. И Сын, и Дух оба склоняют свои головы перед Отцом.

Но все три показывают равенство в других отношениях. Каждый несет тонкий красный посох, эмблему власти. Сын и Святой Дух смотрят на Отца, склонив головы. Есть выражение почтения, которое отражено в версии Никейского символа веры, которую Рублев читал бы ежедневно: Сын рожден от Отца, Дух исходит от Отца.

Православная молитва Святому Духу начинается словами: «Царю Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и все исполняющий, Сокровище благ и жизни Податель…» В Символе веры Дух Святой есть Господь, Податель жизни. Это ощущение Духа как источника жизни, вездесущего, все наполняющего, способствует одному из отличительных прозрений и подходов православного богословия, тесно связанного с повседневной жизнью. Нет такой вещи, как теология, которая была бы чисто интеллектуальной. Если богословию не удастся меня изменить, если оно не зальет меня светом, тогда оно неэффективно.

Дух касается стола – заземляет божественную жизнь Бога. Это Святой Дух говорил через пророков. Обратите внимание на гору за третьей фигурой. Горы — это места, где люди часто встречались с Богом, места, где кажется, что небо и земля соприкасаются. Моисей встретил Бога в горах. Илия, когда он искал убежища в утесе на горе, не мог найти Бога в землетрясении, ветре или огне, но в нежном ветерке, который донес голос Бога глубоко в его существо. Иисус преобразился во время молитвы на горе.

Мы верим в единую святую католическую и апостольскую Церковь.

Икона Рублева – икона Церкви, больше, чем любая другая икона. «Церковь есть Тело Христово, полнота Святого Духа и обитель Святой Троицы. Это прежде всего не социологическое явление, а дар Божией Святой Троицы. Вот почему мы говорим в Церкви о тайне благодатной человеческой личности, живущей во времени, вечной тайне Троицы». – [ Церковь Триединого Бога: Кипрское согласованное заявление Международной комиссии по англиканско-православному диалогу , 2006, I/22, с. 18.]

Три фигуры сидят вокруг каменного стола, который ранние христиане признали алтарем. Ниша спереди представляет собой гробницу – не только пустую гробницу Христа, но и христианский обычай времен катакомб класть кости усопших верующих под их алтари.

Все три фигуры правыми руками делают похожий жест в сторону чаши – обратите внимание, что Отец и Сын держат пальцы в виде благословения. На столе золотая чаша с красным вином, смешанным с хлебом. Вот как восточные православные готовят Евхаристию, смешивая квасной хлеб и вино в одной чаше и принимая из лжицы.

Сын, центральная фигура, принимает жертвенную чашу. При совершении Святых Таин или Таинств в Православной Церкви евхаристический хлеб ( просфора ) заквашивается, символизируя воскресшего Господа, Который жив, подобно тому как закваска в закваске «живая». Хлеб и вино – Тело и Кровь – раздаются вместе из чаши золотой ложечкой, и в чашу добавляется небольшое количество теплой воды, символизируя теплоту принимаемой «живой Крови» Христа. Наливая воду в чашу, священник говорит: «Теплота Святого Духа».

Стоит обратить внимание на то, как Рублев обработал перспективу в своей иконе. Верх стола и вершины пьедесталов, на которые опираются ноги Отца и Духа, драматически наклонены к нам, как будто мы смотрим на сцену сверху вниз.

Однако на уровне лиц фигур мы, кажется, смотрим на троих прямо примерно с высоты плеч. Перспектива намеренно искажена, чтобы дать нам ощущение, что сцена вырывается на нас, а чаша в центре давит на нас. расстояние, как ваши детские рисунки железнодорожных путей, которые сходятся вдали. Иконы часто играют с обратной или искажающей перспективой, чтобы усилить у зрителя ощущение потери равновесия и присутствия в незнакомом, сильном мире, или даже почувствовать, что вся сцена мчится ко мне, сходится на мне и бросает мне вызов, чтобы получить большая картина.

Зритель — это точка схода; если бы Бог не поддерживал нас, мы бы исчезли. Зритель втягивается в круг, охватывающий Троицу, жестом Духа в сторону маленького прямоугольника в основании стола. Вот где мы включены в божественный круг. Это прямоугольное пространство говорит об узкой дороге, ведущей к дому Божию.

Единое крещение признаем во оставление грехов.

Каждый человек создан по образу Божию, и как таковой создан по образу Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Каждый крестившийся действительно уникальным образом вступает в жизнь Троицы и делает свои первые шаги на пути к обожению — пути, который во всей своей полноте реализуется только в 9-м веке.0167 эсхатон .

«При крещении в Иордане Твоем, Господи, явилось поклонение Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Сыном Своим Возлюбленным, и Дух в виде голубя подтверждал истину эти слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!» – Тропарь на праздник Богоявления

Икона Троицы – это Богоявление, а Крещение Христа в реке Иордан – Богоявление, когда Отец представляет Христа как Своего возлюбленного Сына, и это откровение возвещается через силу и присутствие Святого Духа.

Ожидаем воскресения мертвых,

За первой фигурой дом – жилище Бога. «В доме Отца Моего обителей много — иду приготовить место вам…» Дом представляет собой церковь, общение святых и обетование воскресения мертвых.

и жизнь в мире грядущем. Аминь.

Каждая фигура имеет ореол, который следует понимать не как плоский диск за головой, а как шар света, окружающий голову, как шар вокруг пламени свечи. В каждой фигуре у нас есть видение будущего, прихода Царства и жизни будущего мира.

Существует вневременной, но вечный способ написания каждой фигуры Рублевым. Все трое похожи друг на друга. Сын не изображен в привычном подобии Иисуса. Это посещение Авраама произошло за много столетий до Воплощения. И поэтому Рублев опирался на указание в Бытии, что эти трое походили на ангелов. Они изображены так, как ангелы обычно предстают в иконографии: в виде юношей с длинными вьющимися волосами, зачесанными назад, без бороды и с изящными золотыми крыльями. Это момент в прошлом, момент в настоящем и момент в будущем, когда мы все будем восстановлены, чтобы быть по образу и подобию Бога, нашего Творца.

Бог создает всех людей, мужчин и женщин. Он творит из любви, с определенной целью, делая нашу судьбу вечной вместе с ним. Это предназначение называется обожением, и оно означает, что мы сотворены, чтобы испытать жизнь в тринитарном общении личностей.

В чем именно состоит это обожение, мы не знаем, ибо это тайна, известная только Богу. Наше участие в жизни Троицы не сделает нас причастниками этой тайны, как приобщается в ней каждое из Лиц Божества. Но Бог самым реальным образом вошел в тайну нашего человечества, чтобы мы могли войти в тайну, которая является Его личное общение . Святой Афанасий сказал: «Ибо Сын Божий стал человеком, чтобы мы стали Богом». Под этим он имел в виду не то, что мы сами станем божественными, а то, что через свое воплощение в Иисусе Христе Бог пригласил нас в свою жизнь.

«Обожение… твари совершится во всей полноте только в грядущем веке, после воскресения мертвых», — писал Владимир Лосский. [Владимир Лосский, Мистическое богословие Восточной Церкви (Крествуд, Нью-Йорк: Saint Vladimir’s Press, 2002), с. 196.] «Этот обожествляющий союз должен, тем не менее, все более и более исполняться даже в этой настоящей жизни, через преобразование нашей тленной и развращенной природы и через ее приспособление к вечной жизни. Если Бог дал нам в Церкви все объективные условия, все средства, которые нужны нам для достижения этой цели, то мы, со своей стороны, должны произвести необходимые субъективные условия: ибо именно в этой синергии, в этом со- действие человека с Богом, что союз выполнен. Этот субъективный аспект нашего единения с Богом составляет путь единения, которым является христианская жизнь».

Заключительные мысли:

Наше понимание Символа веры часто ограничивается нашим восприятием Символа веры как догматического и доктринального заявления со стороны Церкви. Но в литургии мы используем Символ Веры как Песнь, подобно тому, как мы поем Gloria .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts