Икона знамение курская коренная 2020 график: 21 марта — память иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной
Содержание
Курская Коренная Икона | Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad
Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери
Курская икона «Знамение» Божией Матери — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.
В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе «Знамения.» При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года.
Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.
Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование.
Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и жил здесь, упражняясь в подвижничестве.
В 1383-м году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.
В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса.» Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.
Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякою, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.
В 1618-м году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню.» С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.
В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем — преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение,» после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.
Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.
В 1676-м году икона «Знамение» Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684-м году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять икону в «большой полк,» т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.
В 1812-м году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.
Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, этих предтечей большевизма. 3 марта 1898 года ряд видных эсеров при участии Максима Горького, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно подложили к подножию иконы Богоматери взрывной снаряд страшной силы, снабженный часовым механизмом. Взрыв решено было произвести во время праздничного богослужения. Для этого кощунственно была выбрана Крестопоклонная неделя. Но, чудесным образом, механизм бомбы сработал с большим опозданием, когда в храме никого уже не было. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли, то пред ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся пред иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и поклониться ее чудотворному образу.
И вот уже в наше время, в 1949-м году, когда правитель дел Синодальной канцелярии, протопресвитер о. Георгий Граббе (епископ Григорий), был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал:
— Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке.
После этого старик со слезами поклонился Чудотворной Иконе и вышел из храма.
Переселение за океан значительного количества русских, оказавшихся после 2-ой мировой войны в пределах Германии и Австрии, вынуждало думать о перенесении русского зарубежного центра в Северную Америку, куда отбыла главная масса русских изгнанников.
Известные благотворители, князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о предполагаемом переселении Синода и Курской чудотворной иконы в США, любезно согласились предоставить в распоряжение Синода свое загородное имение около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода в США, могло бы стать временной резиденцией Синода.
Строителем и настоятелем этого подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим, родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» — «Одигитрия Русского Зарубежья.» По его предложению новому подворью присвоено было наименование «Новая Коренная Пустынь,» в память о разрушенной большевиками старой Коренной Пустыни, где была обретена Чудотворная икона.
23-го января 1951 года, около 3-х часов пополудни, в аэропорту Айдлуайлд, вблизи Нью-Йорка, совершил посадку самолет «Летающий тигр,» как бы с неба принесший благословение Божие — Одигитрию Русского Зарубежья, Курскую чудотворную икону «Знамение» Божией Матери. Святую икону сопровождал архим. Аверкий, впоследствии архиепископ Сиракузско-Троицкий, более десяти лет подвизавшийся при Чудотворной иконе.
Митрополит Анастасий с особой торжественностью отслужил первый молебен перед Курской чудотворной иконой. Ему сослужили епископы Серафим и Евлогий со священнослужителями Новой Коренной Пустыни. 8-го февраля, к 7-ми часам вечера, икона была доставлена самим первосвятителем в Вознесенский кафедральный собор в Нью-Йорке, где ей была уготована торжественная встреча множеством народа во главе с епископом Никоном. Молебен с акафистом совершал митрополит Анастасий с епископами Никоном и Серафимом, в сослужении 12-ти священнослужителей, при трех диаконах. Около часа, по окончании молебна, совершалось прикладывание народа к иконе. Большинство молящихся принадлежало к новой эмиграции, а потому с особенной радостью встречало дорогую для них святыню, утешавшую их скорби в Европе. Несколько дней оставалась икона в Нью-Йорке, а потом возвратилась в Новую Коренную Пустынь. В следующее воскресенье Чудотворная икона посетила женский монастырь «Новое Дивеево» и побывала на Толстовской ферме. Дальнейшими этапами ее шествия были: Вашингтон, Лейквуд, Отеческая церковь в Нью-Йорке, Вайнленд и многие другие места.
Чтобы облегчить пастве постоянное общение с первоиерархом, необходимо было перенести резиденцию Синода в Нью-Йорк, и в первый день Великого поста 1952-го года Архиерейский Синод вместе с Чудотворным образом Божией Матери переселился в этот город.
В 1959-м году, по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Архиерейский Синод благоустроился на 93-й улице, в одном из лучших районов города Нью-Йорка.
На заседании Синода было постановлено городскую церковь, как это было в Курске, наименовать Знаменской, в честь Чудотворной иконы, а Новую Коренную Пустынь считать летней резиденцией митрополита и летним местопребыванием иконы.
www.fatheralexander.org
Курская-Коренная. Икона, которая постоянно в движении / Интервью / Патриархия.ru
Епископ Манхэттенский Николай (Русская Православная Церковь Заграницей) — хранитель Курской-Коренной иконы Божией Матери — Одигитрии Русского зарубежья, одной из главных святынь православного мира. В интервью порталу «Православие и мир» он рассказал об особенностях своего послушания, о важности Курской иконы для русских за рубежом и о чудесных историях, связанных со святыней. 21 марта — день празднования этого образа.
Как мы можем чего-то бояться
— Вы стали хранителем Курско-Коренной иконы восемь лет назад. Помните свои первые ощущения, когда вам было поручено находиться при святыне?
— Мне сообщили об этом в алтаре нашего кафедрального Знаменского собора в Нью-Йорке. Это было в декабре 2010 года. Вначале я немного смутился и полностью не осознал всю серьезность этого, но потом почувствовал любовь и поддержку наших епископов и принял это замечательное послушание.
Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что я не один несу его. Другие епископы, духовенство, верующие — все мы являемся хранителями Курской иконы. Я могу помогать в организации графика, ездить с иконой в разные епархии или приходы, но в этом процессе участвуют все. Это большая радость, но одновременно — и страх Божий, потому что мы находимся в присутствии Пресвятой Богородицы.
— Какие основные обязанности у человека, который несет послушание хранителя чудотворной иконы?
— Конечно, хранителю необходимо знать историю иконы, специальные молитвы перед ней. Но я бы сказал, что значительная часть моего послушания заключается в том, чтобы сопровождать икону во время ее поездок в другие приходы и при посещении болящих. И я стараюсь по мере своих скромных возможностей молиться перед иконой о тех, кто просит об этом. Например, отслужить молебен или помянуть во время литургии.
Кроме того, нужно давать людям знать, когда икона находится в Нью-Йорке, когда посещает тот или иной приход, чтобы они могли прийти и помолиться Богородице. В моем понимании это также и распространение православия, и рассказ людям о чуде пребывания Курской иконы среди нас.
— Каково это — регулярно быть рядом с иконой, перед которой молились преподобный Серафим Саровский, святитель Иоанн Шанхайский, которой поклонялись многие поколения людей? Нет ли какого-то страха, трепета?
— Есть ощущение радости и умиротворения, но боязни нет. Как мы можем чего-то бояться в присутствии Богородицы? Вы правильно напомнили, что перед ней молился преподобный Серафим Саровский и многие другие святые, наши цари, иерархи. Осознание этого помогает человеку испытать чувство смирения. Но в этом нет ничего такого, что могло бы пугать.
— Наверняка вы были свидетелем чудесных историй, связанных с Курской иконой. Можете рассказать какие-то из них?
— Во время молебнов перед иконой всегда испытываешь чувство благоговения. Эти люди могут нуждаться в исцелении, может быть, они одиноки или находятся в трудной ситуации. Но они знают, что им нужна помощь Богородицы.
И, конечно, чудеса совершаются. Многие из них — очень личные, и я бы не хотел о них говорить. Но недавно, например, молодая женщина из России написала мне, что они с мужем безуспешно пытались родить ребенка. Она узнала, что Курская икона приезжает в ее город, и стала добровольно прислуживать в храме в эти дни — мыла пол, следила за цветами.
Она была рядом с иконой целую неделю. И на следующий день после того, как святыня вернулась в Америку, они с супругом узнали, что у них будет ребенок. Она написала, что это чудо связано с Курской иконой и молитвами Богородице.
В других случаях люди исцеляются от болезней, у многих решаются проблемы с работой или какие-то личные вопросы. После молитв перед Курской иконой они иногда приходят и говорят: «Владыка, все получилось даже лучше, чем я мог ожидать».
— Среди тех, кто обратился к вере через Курскую икону, был и человек, который в свое время пытался ее взорвать. Могли бы вы рассказать эту историю?
— В марте 1898 года, когда святой образ находился еще в Курске, анархисты задумали взорвать Знаменский собор и заложили бомбу под аналой Курской иконы. Среди ночи монахи услышали взрыв, и это было похоже на землетрясение. Прибежав в собор, они увидели черный дым, иконы были разбросаны, окна и двери выбиты. Когда же среди всего этого хаоса они подошли к Курской иконе, то увидели, что она не пострадала и даже киот не был поврежден. Это было настоящее чудо. Получилось, что враг таким образом помог еще больше прославить икону, потому что Господь показал нам столь удивительное чудо.
Много лет спустя, уже после Второй мировой войны, в 1949 году, когда икона приезжала в один из русских приходов во Франкфурте, к сопровождавшему ее протопресвитеру Георгию Граббе, который позднее стал епископом Григорием, подошел человек в слезах. Он рассказал историю, о которой я только что поведал, и сказал, что был одним из тех, кто собирался взорвать святыню.
«Я решил, что если Бог есть на самом деле, Он проявит чудо и икона не пострадает», — сказал он тогда. Этот человек пришел покаяться перед Пресвятой Богородицей.
Десятки тысяч людей в Москве и Курске шли поклониться святыне
— Как Курская икона изменила вас?
— Я надеюсь, молю Бога, чтобы я стал более прилежным христианином, стал бы лучше как человек, более смиренным и больше помогал людям. Я не могу сказать, как я изменился, но надеюсь, что это произошло в лучшую сторону.
— Вы один из самых молодых епископов Русской Зарубежной Церкви, несколько лет назад даже монахом еще не были. Ощущаете ли вы, что близость к иконе помогла приходу к священству, нынешнему служению?
— Это очень трудный вопрос, и я не могу ответить на него со стопроцентной уверенностью. Я благодарю Бога за то, что Курская икона сыграла очень важную роль в моей духовной жизни. Но если говорить откровенно, получив это послушание от иерархов нашей Церкви, я стараюсь делать все возможное, чтобы быть примером православного архиерея и христианина. Я молю Бога о спасении моей души и душ людей, которые меня окружают.
— В 2009 году Курская икона впервые за почти 90 лет посетила Россию. Вы сопровождали святыню в той поездке. Какие остались впечатления?
— Я бы хотел начать с другого исторического события — воссоединения Русской Церкви в мае 2007 года. После торжеств и богослужений по этому поводу в Москве, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр с небольшой делегацией отправился в Курск, а затем в Киев.
В Курске мы посетили Курскую Коренную пустынь, которая находится на месте закрытого и разрушенного большевиками монастыря. Монашеская жизнь там стала возобновляться в 1990-е годы. Во время поездки местное духовенство и верующие спрашивали нас о возможности приезда Курской иконы.
Помню, владыка Лавр тогда очень ясно сказал, что это наверняка произойдет, когда будет восстановлен главный храм. И вот, через два года был построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был освящен Патриархом Кириллом и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом (Капралом) в присутствии Курской иконы. В этой первой за десятилетия поездке в Россию нашу Одигитрию сопровождали 30-35 человек, в том числе и я. Нас охватывало удивительное чувство радости и трепета.
Видеть, как десятки тысяч верующих в Москве и Курске идут поклониться святыне — это было потрясающе. А мне лично это помогло лучше понять, какая святыня находится с нами.
Я понял, что мы действительно имеем благословение, Господь с нами, и это проявляется в том, что Курская икона находится среди нас и Пресвятая Богородица никогда нас не оставляла. А еще я гораздо лучше осознал историю иконы и почему нам за пределами России нужны наши русские святыни. Мы живем в неправославной стране и из-за этого сталкиваемся с трудностями. Но, имея такие святыни, мы обретаем покой и помощь в укреплении веры.
Быть православным легко, мы просто ленимся
— Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах?
— Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты — думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры.
Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли — у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг.
— Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях?
— Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой.
— Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье?
— Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах.
Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.
— А правду говорят, что скоро у иконы может появиться новая швейная риза?
— Нынешняя швейная риза была приготовлена в Иерусалиме русскими сестрами-монахинями, которые молятся на Святой Земле. Но недавно нам пришла новая швейная риза — из Курска, и, возможно, наш первоиерарх вскоре благословит облачить икону в новую «одежду».
— Что значит Курская-Коренная икона для русских православных людей, живущих не в России?
— Она являет собой особую любовь Богородицы к русскому народу в изгнании. Мы называем ее Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского зарубежья. Мы привыкли говорить, что Курская икона постоянно находится в движении: она путешествует, посещает наши епархии, приходы, болящих и престарелых по всему миру. Это великое благословение.
Икона покинула Россию в октябре 1920 года. Она отбывала за границу из Крыма, последней части страны, еще не занятой большевиками. Она уезжала вместе с представителями Белой армии, нашим духовенством и верующими. Для людей это были трудные времена: они были вынуждены покинуть родину и бежать в странный и непонятный для них мир. Зачастую они не знали языка своей новой страны, традиций, у них не было работы. Но вне зависимости от того, где находились русские люди в рассеянии, у них были их друзья и близкие, их православная вера и Курская икона. Она покинула Россию для того, чтобы защищать их, направлять ко спасению и свободе веры.
Конечно, каждый святой образ по-своему чудесен, но для русских людей, живущих за границей, Курская икона имеет действительно особое значение. И я могу сказать, что теперь это относится не только к русским, поскольку она стала святыней для всего православного мира: наши братья сербы, представители Греческой, Антиохийской и других Церквей приходят помолиться перед ней. Даже многие неправославные люди молятся перед этим чудесным образом.
«Православие и мир»/Патриархия.ru
Курская корневая икона | Православная церковь Священных новых мучеников и исповедников России
The Wonderworking
Kursk ICON
из Богоматери Знака
I N 13 -го века, во время сорта. после татарского нашествия на Русь опустошенная Курская губерния опустела, а ее главный город Курск превратился в пустыню. Теперь жители города Рыльска, сохранившегося от нашествия, часто выезжали на место Курска для охоты на диких зверей. Один из охотников, идя по берегу реки Скал, что недалеко от разрушенного Курска, заметил икону, лежавшую лицом вниз на земле у корня дерева. Охотник подобрал ее и нашел, что это икона Знамения, такая же, какая хранилась и почиталась в городе Новгороде. В это время совершилось первое чудо с иконой, ибо как только охотник поднял святыню, тотчас же с великой силой излился обильный источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 129 года.5.
Охотник построил небольшую деревянную часовню и поместил в нее новоявленный образ Божией Матери. Рыльчане стали посещать место явления этой святыни, и икона все больше прославлялась чудесами. Рыльский князь Василий Шемяка велел принести икону в самый город Рыльск, что и было сделано торжественно, ибо жители города вышли встречать икону Божией Матери; но сам Шемяка отказался присутствовать на празднествах и за это был наказан слепотой. Князь, однако, раскаялся и тотчас получил исцеление. Увлеченный этим чудом, Шемяка устроил в городе Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором чудотворная икона была положена 8 сентября, в день ее явления, назначенного годовым праздником. .
Но икона чудесным образом исчезла и вернулась на место своего первоначального появления. Рыльчане то и дело возвращали его обратно, но каждый раз он возвращался на прежнее место. Потом, поняв, что Богородице угодно было обитать в месте явления Своего образа, в конце концов оставили его там с миром. К этому месту текли бесчисленные паломничества и молебные службы там совершал некий священник по имени Боголюб, живший на месте деревянной часовни и подвизавшийся там.
В 1383 году Курская губерния подверглась новому нашествию татар. Решили поджечь часовню, но она отказывалась гореть, хотя вокруг нее нагромождали дров, и вот суеверные варвары набросились на священника Боголюба, обвиняя его в колдовстве. Благочестивый священник обличил их юродство и указал им на икону Божией Матери. Злые татары схватили святую икону и разрубили ее надвое, разбросав куски в разные стороны. Тогда часовня загорелась, и священника Боголюба увели в плен.
В заточении боголюбивый старец сохранил Веру, возлагая надежду на Пресвятую Богородицу, и надежда его не оставляла. И вот, однажды, когда он пас стада и проводил время за пением молитв и славословий в честь Богородицы, проходили посланцы московского царя.
Услышав это пение, договорились о выкупе священника из плена, и Боголюб вернулся на прежнее место часовни. Там он нашел осколки чудотворной иконы, заброшенной татарами. Он подобрал их, и они тут же срослись, хотя признаки раскола остались. Узнав об этом чуде, жители Рыльска воздали славу Богу и Его Пречистой Матери. Снова пытались перенести святую икону в свой город, но опять чудотворный образ вернулся на прежнее место. Затем на месте явления иконы была построена новая часовня, где она простояла около 200 лет.
Город Курск возрожден в 1597 году по повелению Феодора Ивановича Московского. Этот благочестивый царь, прослышавший о чудесах иконы, изъявил желание лицезреть ее, и в Москве икону встретили с великим торжеством. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону драгоценной ризой. По повелению царя икона была поставлена в серебряно-позолоченный оклад, на котором были изображены Господь Саваоф и пророки со свитками в руках. Впоследствии икона была возвращена, и при тесном содействии царя на месте часовни был основан монастырь. Над тем самым источником, который появился при первом явлении иконы, была построена церковь, посвященная Живоносному источнику, а прилежащий к нему монастырь получил название Курской Коренной Пустыни , в честь явления иконы на корню дерево.
Во время нашествия крымских татар икона была перенесена в соборный храм Курска, точная копия оставлена в Эрмитаже. Царь Борис Годунов пожаловал много драгоценных даров для украшения иконы, и даже самозванец, Лжедимитрий, желавший обратить на себя внимание и заручиться поддержкой жителей окрестностей Курска, приложился к этой иконе и поставил ее в царских хоромах, где и находилась до 1615 года.
Пока икона отсутствовала в городе Курске, благодатная помощь Божией Матери не оставила этот город, ибо когда в 1612 году Поляки осадили Курск, некоторые горожане видели над городом Богородицу и двух светлых иноков. Пленные поляки рассказывали, что и они видели на городских стенах женщину и двух лучезарных мужчин, и что эта женщина делала угрожающие жесты в адрес тех, кто производил осаду. Тогда горожане дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону. Осаждающие были быстро обращены в бегство и в благодарность своему небесному помощнику куряне построили монастырь в честь Пресвятой Богородицы Знамения.
В 1676 году икона Божией Матери Знамения была перенесена на реку Дон для благословения войска донского казачества. В 1684 году список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Знамения был прислан в Коренной монастырь государями и великими князьями Иваном и Петром Алексиевичами. Этот список был заключен в серебряную позолоченную раму, и было дано повеление носить этот список везде, где православные воины шли в бой.
В 1812 году Курское гражданское общество прислало генералу Кутузову список с Курской чудотворной иконы, вложив ее в серебряно-золоченый оклад. Полководец выразил благодарность горожанам Курска и веру в то, что Курск останется свободным, благодаря покровительству Царицы Небесной.
В марте 1898 года группа анархистов, желая подорвать веру народа в чудотворную силу иконы, решила ее уничтожить. В Знаменском соборе заложили бомбу замедленного действия, и в два часа ночи ужасный взрыв сотряс воздух, и все стены монастыря сотряслись. Испуганная иноческая братия тотчас бросилась в собор, где увидела картину страшного разорения. Сила взрыва разрушила позолоченный балдахин над иконой. Тяжелое мраморное основание, состоящее из нескольких массивных ступеней, сдвинулось с места и раскололось на несколько частей. Огромный металлический подсвечник, стоявший перед иконой и унесенный ветром в противоположную сторону собора. Чугунная дверь, находившаяся возле иконы, была сорвана с петель и выброшена наружу, где ударилась о стену и образовала глубокую трещину. Все окна в соборе и даже в куполе наверху были выбиты. Среди всеобщей разрухи святая икона осталась цела, и даже стекло в окладе осталось целым. Думая уничтожить икону, анархисты, наоборот, стали причиной ее большего прославления.
Ежегодно в пятницу девятой седмицы по Пасхе икону Знамения торжественно переносили крестным ходом из Курского Знаменского собора к месту ее первоначального явления в Курской пустыни, где она находилась до 12 сентября. 13 сентября его снова торжественно вернули в город Курск. Этот крестный ход был учрежден в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в память о ее первоначальном виде.
Во время большевистской революции икона вынесена из Знаменского собора 12 апреля 19 г.18. Был произведен поиск иконки, но безрезультатно. Святыня была обнаружена при следующих обстоятельствах: Недалеко от монастыря жили бедная девушка и ее мать, которые три дня ничего не ели. В то время Курск находился под контролем большевистского режима. 3 мая девушка-швея пошла на базар за хлебом. Возвращаясь домой около часа ночи, она проходила мимо колодца, который, по преданию, выкопал святой Феодосий Печерский. Там, на краю колодца, она увидела сверток, завёрнутый в мешок, а когда открыла его, то обнаружила в свёртке святыню, которую, по-видимому, оставили там те, кто украли её.
В конце октября 1919 года, когда Белая армия оставляла город Курск, двенадцать монахов монастыря перенесли икону в город Белгород, откуда она была снова перевезена сначала в Таганрог и Екатеринодар, а затем в Новороссийск. Во время эвакуации, с разрешения митрополита Антония Храповицкого, являвшегося Председателем Высшего Духовного Управления на юге России, икона была доставлена на пароход «Святитель Николай» епископом Курским Феофаном 1 марта 19 года. 20, и был перевезен в город Фессалоники. 3 апреля епископ Феофан отвез икону в город Печ, древнюю столицу Сербии. Четыре месяца икона оставалась в Пече, а в сентябре по просьбе барона Врангеля снова была возвращена в Крым. Через год после отбытия из города Курска, 29 октября 1920 года, святой образ вновь покинул родные края при эвакуации Белой Армии и тех русских людей, которые отказались подчиниться советской власти. Прибыв вновь в Царство сербов, хорватов и словенцев, по благословению Патриарха Димитрия, святая икона осталась у епископа Феофана в сербском монастыре Язак на Фрушкой горе. С конца 1927 января икона должна была находиться в русской церкви Святой Троицы в городе Белграде.
По благословению Архиерейского Синода владыка Феофан возил икону по разным местам, где проживали русские зарубежья. Во время Второй мировой войны, когда Белград подвергся бомбардировкам и другим связанным с войной невзгодам, чудотворная икона стала оплотом надежды для всех, кто приходил к ней с искренней молитвой.
Верный спутник тех русских людей, которые не приняли сатанинской власти, эта великая и древняя святыня, остававшаяся в Москве во время страшной смуты XVII века, была вывезена из Югославии осенью 1944 вместе с теми, кто вновь бежал от безбожной власти. Из разрушенной Вены икону перенесли в тихий город Карловы Вары, куда был эвакуирован Архиерейский Синод. Весной 1945 года с приходом большевиков она вновь была перевезена в Мюнхен. Святая икона явилась бесконечным утешением для многих тысяч людей, переживших все испытания и невзгоды последних лет Великой Отечественной войны. Из Мюнхена икона родилась в Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и во многие города и лагеря в самой Германии. Впоследствии икона была перевезена в Новый Свет, где имела постоянное местопребывание сначала в Новой Курской пустыни в Магопаке, штат Нью-Йорк, а затем в Синодальном соборном храме Знамения Божией Матери в г. Нью-Йорке, резиденция Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. В настоящее время по указу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в Неделю, ближайшую к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, проводится праздник в честь иконы в Новой Курской Пустыни в гор. , и в Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке 27 ноября/10 декабря.
Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы этим летом посетила Западно-Американскую епархию
Как можно заключить, ознакомившись с напряженным графиком путешествий иконы по всей нашей епархии, Святой Образ почитался во множестве храмов и дома в июле и августе. Собранные средства на содержание и транспортировку Курской иконы переданы в епархиальную канцелярию и ведутся записи посещений домов.
Блуждая по приходам и домам верующих, Икона несла благословение и утешение нуждающимся в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Мы благодарны Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии за Ее любовь к духовенству и верующим Западно-Американской епархии.
В качестве примеров путешествий приводим отчет о посещении иконой Курской-Коренной Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе и видеосюжет о Ее посещении приходов в Сакраменто, Калифорния, и Рино, Невада.
Икона Курская-Коренная посещает праздник
Спасо-Преображенский в Лос-Анджелесе
19 августа в Западно-Американской епархии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Лос-Анджелес, Калифорния, был совершен великий праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник начался накануне Всенощным бдением, за которым последовала Божественная литургия. Возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл в сослужении епископа Манхэттенского Николая и епископа Наро-Фоминского Иоанна Московской Патриархии. Среди священников, принимавших участие в Богослужениях, был настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Александр Лебедев. Среди других клириков Спасо-Преображенского монастыря были иерей Алексей Поляков, иерей Роман Катышев, иерей Христофор Хорсли, протодиакон Андрей Каробков. Было немало приглашенных священников, в том числе протоиерей Николай Болдырев из храма Пресвятой Богородицы Американской Православной Церкви в Лос-Анджелесе, игумен Никодим, помощник епископа, протоиерей Серафим Ган из Восточно-Американской епархии, протоиерей Георгий Гулин из св. Варвары в округе Ориндж (РПЦЗ) и протоиерея Виктора Цешковского из Покровского храма в Лос-Анджелесе (РПЦЗ). Перед началом богослужений была встречена Чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. Участвовал соборный хор под управлением Алексея Соколова, который руководит хором в этот праздник уже 56 лет. За Литургией священник Алексий Поляков был награжден золотым Наперсным крестом. После Святого Причастия епископ Николай совершил традиционное «Освящение начатков». Затем епископ Иоанн произнес трогательную проповедь к верующим, подчеркнув, что «Бог с нами, разумейте, все народы, и покоряйтесь, ибо Бог с нами (Ис. 8:9).)». После этого вокруг храма состоялось грандиозное шествие, в котором приняли участие более 200 прихожан. Духовенство окропило верующих святой водой, а Высокопреосвященнейший Архиепископ Кирилл благословил все корзины с фруктами. В конце Сестричество устроило праздничную трапезу.
Пока Курская-Коренная икона Божией Матери находилась в Лос-Анджелесе, Она посетила местные дома и другие поместные православные храмы. Торжества завершились акафистом в Ее честь 20 августа. Его возглавили епископ Манхэттенский Николай, настоятель протоиерей Александр Лебедев и другие местные священники Лос-Анджелеса.