Иконы божией матери неопалимая купина храм: Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном
Содержание
Миропомазание
Святитель Филарет (Дроздов)
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
Что такое Миропомазание?
Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний – ред.), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни.
Что говорится об этом Таинстве в Священном Писании?
О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна:
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20, 27).
Подобным образом и апостол Павел говорит:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22).
Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго.
О внешнем действии Миропомазания
Следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8:14–17). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять Миропомазание, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30:25; 3Цар. 1:39. Святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4).
В чём состоит особенность святого мира?
Право освящать святое миро принадлежит высшим иерархам как преемникам апостолов, совершавших рукоположение для подавания даров Святого Духа.
Что означает помазание святым миром частей тела?
Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей.
Помазание груди – освящение сердца или желаний.
Помазание глаз, ушей и губ – освящение чувств.
Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина.
святитель Николай Сербский
Вера святых.
Катехизис Восточной Православной Церкви
Что такое Миропомазание?
Миропомазание – это такое таинство, посредством которого крещеный человек получает дары Духа Святого, укрепляющие и умудряющие его, помогающие ему хранить истинную веру и жить в целомудрии.
Как свершается это таинство над крещеными людьми?
Священник помазывает отдельные части тела крещеного человека святым миром, произнося при этом слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»
Откуда взяты эти слова?
Из Послания апостола Павла, где сказано: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22).
Почему прежде всего помазуется чело?
Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.
Что означает помазание груди?
Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.
Для чего помазуют глаза?
Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.
Для чего помазуют уши?
Чтобы освятить их для слышания слова Божия.
Для чего помазуют щеки?
Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.
Для чего помазуют уста?
Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.
Для чего помазуют руки?
Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.
Для чего помазуют ноги?
Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.
Как все это можно выразить кратко?
Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.
Правильно ли совершать таинство Миропомазания сразу после Крещения?
Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым. Читайте: 1Ин.2:20–27; 2Кор.1:21–22; Деян.7:14–16, а также Исх.29:4–7. Из Библии следует, что одно таинство от другого не отделяется.
Кто совершает таинство миропомазания?
Священник, однако не без участия в этом таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство миропомазания.
Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом таинства миропомазания?
Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1Цар.10:1, 16:13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос «нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6).
Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
Вход | Регистрация
- org/Breadcrumb»>Главная
- Епархия сегодня
- Благочиния и приходы
- Александровское благочиние, Ростов-на-Дону
- Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Адрес храма: г. Ростов-на-Дону, проспект 40-летия Победы, 1Д.
Настоятель: иерей Максим Клёц
Сайт: http://nkupina-rnd.cerkov.ru/
Страница ВКонтакте: https://vk.com/club158055733
E-mail: [email protected]
Instagram: @neopalimaya_kupina_rostov
Духовенство
Настоятель: Клёц Максим Михайлович
Новости приходов
Настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» встретился со старшеклассниками ростовской школы
21. 10.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
В храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ростова-на-Дону начал работу Библейский кружок
29.09.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
Настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая купина» г. Ростова-на-Дону совершил молебен в центре помощи бездомным
19.09.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
Волонтеры храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ростова-на-Дону поздравили сотрудников ПСЧ №10 и №4 с праздником почитаемого образа Пресвятой Богородицы
19.09.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
В храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ростова-на-Дону отметили престольный праздник
18.09.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
На приходе храма иконы Божией Матери «Неопалимая купина» прошел мастер-класс по лепке из глины
31.07.2022
// Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Ростов-на-Дону (Строящийся)
Подробнее
Иконы Богородицы Неопалимой Купины на Синае
Византийские иконы – Богородица (Богоматерь)
Церковная металлоконструкция, миниатюра, печатные иконы
Божия Матерь была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в образе Неопалимой Купины у подножия горы Синай.
46 Синайский монастырь. Святая Екатерина, Богородица Кустовая и пророк Моисей, фрагмент переносной иконы, XIII век [Комната 2, 7.5]. Архив Синайского монастыря, HJ
ЧТЕНИЕ 7 МИН.
Богородица была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в виде Неопалимой Купины у подножия горы Синай. Он услышал голос Божий, который просил его снять сандалии, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:1-5).
Впоследствии Бог явился Моисею на Синае и передал ему Скрижали Закона. Превращение горы Синай в одно из величайших мест Ветхого Завета создало подходящие условия для проживания отшельников по крайней мере с четвертого века до середины шестого века, когда они попросили императора Юстиниана основать укрепленный монастырь. у подножия горы Синай, на том месте, где еще стоял Неопалимая Купина. Следовательно, монастырь был посвящен Деве Буша.
Хотя посвящение монастыря изменилось, скорее всего в начале тринадцатого века, с Богородицы Неопалимой Купины на Святой Екатерины, после того, как он стал хранилищем тела Святой Екатерины, это не уменьшило статуса Богородицы в Синай. Наоборот, если мы посмотрим на сохранившиеся в монастыре иконы, то число икон с изображением Богородицы самое большое, не только по сравнению с иконами святой Екатерины, но и с иконами самого Христа, хотя базилика монастыря была посвящена к Преображению Христову.
Среди множества изображений Божией Матери на переносных иконах на Синае особое внимание следует уделить иконам Богородицы Купины, так как это наиболее синайское ее изображение. Это святая икона Божией Матери на Синае. Однако странно, что образ Божией Матери в образе Неопалимой Купины впервые появляется на иконах Синайских довольно поздно. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы на Синае, в котором Она вписана как Μήτηρ Θεοῦ ἡ τῆς Βάτου («Богоматерь куста»), изображает Богородицу в иконографическом типе Кириотиссы. Эта икона подписана живописцем Петросом, присутствие которого в монастыре документально зафиксировано в 1220-х годах. Работа Петроса, возможно, во многом связана с визитом иерусалимского патриарха Евфимия II на Синай. Последний умер на Синае и был похоронен в монастыре. На его мраморном надгробии, все еще стоящем в северо-восточном углу монастырской базилики, есть надпись на арабском и греческом языках с указанием даты его смерти — 13 декабря 1223 года. На иконе художника Петроса изображены Моисей со Скрижалями Закона и Евфимий II, молящийся, по обе стороны от Богородицы Влахернитиссы, в образе полной стоящей Богородицы, оран, с Младенцем Христом в медальоне перед Ее грудью. Эта икона, вероятно, была написана примерно во время смерти Евфимия II, так как он упоминается в ней как μακάριος («блаженный»). Вероятно, эта икона висела рядом с его могилой. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы в виде Неопалимой Купины вместе с Моисеем, снимающим сандалии, сегодня находится не на Синае, а в Иерусалиме. Это икона конца XII века, хранящаяся в греческом православном патриархате Иерусалима. Богородица восседает в центре пылающего куста, а сверху к ней приближается ангел. Медальон с Младенцем Христом перед ее грудью сближает это изображение с иконографическим типом Влахернитиссы. В правой руке она держит веретено, как будто это сцена Благовещения. Следует отметить, что уже к четвертому веку разные отцы церкви истолковывали чудо с Неопалимой купиной как ветхозаветную притчу о Деве Марии как сосуде для рождения Христа.
47 Синайский монастырь, Католикон, апсида придела св. Иакова Адельфотеоса (св. Иакова, брата Господня). Богородица Купина среди иерархов, XIII век.
Архив Синайского монастыря, HJ
Резонно задаться вопросом, почему такой важный образ, как Богородица Купина, ставшая иконой locus Santus Божией Матери на Синае, не приобрела своего иконографического типа, а была основана на образе Богородицы Кириотиссы. и, иногда, на Богородице Влахернитиссе, обе из которых имеют неоспоримое константинопольское происхождение.
На иконе на Синае со святой Екатериной и Богородицей Кириотиссой пылающий куст стелется от земли и покрывает тело Богородицы (Комн. 2, 7.5). На этой иконе Моисей в уменьшенном масштабе изображен между святой Екатериной и Богородицей и стоит перед кустом, сняв сандалии. Второй Моисей, также в миниатюре, стоит справа от Богородицы, воздевая правую руку. Эта икона, обычно датируемая тринадцатым веком, на мой взгляд, имеет многие черты стиля Петроса. Если принять эту связь, то икона, скорее всего, была написана в 1220-е годы.
В другой иконе на Синае, диптихе со святым Прокопием на левой створке и Богородицей Киккотиссой на правой, Богородица Неопалимой Купины, написанная на верхней раме правой створки, приняла другую иконографию: орант Богородица, в бюсте, полностью погруженная в пылающий куст. Это сближает изображение Богородицы Купины с иконографическим типом Влахернитиссы, и это связывает его с иконой сегодня в Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме, уже упомянутой выше.
Хотя этот краткий очерк посвящен иконам, уместно принять во внимание фресковое изображение Девы Неопалимой Купины в апсиде часовни святого Иакова, расположенной в северо-восточном углу Синайской базилики (Фот. 46). Богородица Купина изображена в центре композиции между святыми Иаковом и святым Иоанном Златоустом слева и святыми Василием и Моисеем справа. Ее изображение следует иконографической формуле оранской Богородицы с открытым жестом рук, в то время как пламя Буша охватывает ее фигуру. Датировка этой фрески пятнадцатым веком, предложенная Манолисом Хацидакисом, была оспорена Воиславом Джури, а совсем недавно Георгием Парпуловым, который предложил дату тринадцатого века. Эта дата тринадцатого века кажется более убедительной для этой фрески, что также дает основания для ее приписывания Петросу.
Из этого краткого обзора следует важность особого статуса монастыря на Синае в развитии образов Девы Неопалимой Купины. Это важный случай развития новой иконографии в регионе, а не в Константинополе. Это могло быть вызвано и такими местными обстоятельствами, как обнаружение мощей св. Буша, предсказавшего рождение Христа во чреве девы. МВ
Продолжайте читать
Поддержите Свято-Екатерининскую обитель на проторенной Богом горе Синай
Пожертвовать
Богородица Неопалимой Купины – Троицкий Иконописный Институт
Мы собираемся использовать это тихое время для изучения и расширения наших знаний об иконах. Иногда этот процесс интеллектуального роста отходит на второй план после повседневных забот, но теперь есть время.
Богородица Неопалимой Купины, 1880, Россия
См. по этой ссылке анализ «Богоматерь Неопалимой Купины» профессора Денниса Дж. Сарделлы, доцента Музея русской иконы: толкование.
Я перечислил некоторые особенности, которые делают этот значок уникальным:
Почему его называют «Неопалимым кустом»?
У этого термина есть несколько причин: во-первых, он представляет Деву Марию, а во-вторых, он напоминает о времени, когда Бог открылся Моисею.
Дева Мария : Неопалимая купина казалась поглощенной огнем, но оставалась нетронутой или несожженной огнем, аналогично вере в то, что Дева Мария оставалась чистой до, во время и после рождения Христа.
Беседа с Моисеем : В Ветхом Завете Бог открывается Моисею в «горящем кусте», который также остался несожженным огнем. «Ранние отцы церкви верили, что горящий куст был не физическим явлением, при котором куст, хотя и горящий, каким-то чудесным образом был защищен от разрушительного воздействия пламени, но скорее то, что Моисей видел как огонь, было нетварной энергией Бога. (который, согласно святому Иоанну, есть свет), и что Бог использовал куст как средство передвижения или канал, через который явил Себя Моисею». (От профессора Сарделлы)
Моисей стоял на святой земле. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста; и он взглянул, и вот, терновый куст горит огнем, а куст не сгорает. И сказал Моисей: теперь я поверну в сторону и посмотрю на это великое зрелище, почему куст не сгорает. И когда Господь увидел, что он отвернулся посмотреть, Бог воззвал к нему из среды куста и сказал: Моисей, Моисей. Он сказал: вот я (Исход 3:2–4).
История иконы
Традиционное использование иконы : эта икона традиционно использовалась на Руси как оберег от огня. Большинство домов в это время были построены из дерева, и угроза пожара была очень реальной и постоянной. Легенда гласит, что у своего деревянного дома стояла женщина с иконой Богородицы Неопалимой Купины; Той ночью все дома в ее деревне были уничтожены огнем вокруг ее дома, который остался нетронутым пламенем.
«Богородица много раз спасала людей от огня, о чем говорится в тропаре этой иконы: «Многими чудесами святую икону Ее прославил / и дал верным во врачевание болезней / и на защиту их от очагов возгорания». – Из Свято-Елисаветинского монастыря
Помимо этой легенды, икона имеет историческое происхождение, которое восходит к монастырю Святой Екатерины в Синайской пустыне, одному из древнейших монастырей в мире. Считается, что собор Святой Екатерины был построен на скале, где Бог явился Моисею и где он увидел таинственный горящий куст (хотя это не является общепризнанным). Святая Елена, мать Константина, построила небольшую церковь в церкви Святой Екатерины и окружила ее стенами для защиты отшельников примерно в 330 году. Позднее, в 5 веке, Юстиниан построил церковь и монастырское сооружение, которое сегодня известно как церковь Святой Екатерины… хранилище некоторых из старейших в мире икон.
Икона «Неопалимая Купина» предположительно попала в Россию, когда древний список был привезен в Киевскую Русь палестинскими монахами Синай в 1390 году, однако считается, что именно эта икона начала писаться в первом веке. Первоначально Богородицу помещали в горящий куст. Со временем икона усложнялась.
Символика Неопалимой Купины
«Неопалимая Купина» была средством, с помощью которого Божье откровение (огонь) пришло в мир без ущерба для целостности куста, так как Дева Мария была средством, посредством которого Божье откровение ( Иисус) пришла в мир, не нарушив целостности своего девства.
Православный
Для православных чудо Неопалимой Купины понимается в богословии и гимнографии Церкви как прообраз непорочного зачатия Христа. Другие комментаторы отождествляют Неопалимую Купину с ранними христианами, подвергшимися гонениям со стороны языческих властей, но так и не потерпевшим поражения.
Возьми эти строки из Акафиста*:
Великую тайну рождения твоего Моисей в горящем кусте постиг. Ярко прообразовал это юноша, стоя посреди огня и не сгорая, о непорочная и святая Дева. Мы восхваляем Тебя поэтому в гимнах векам (Ода Восьмая, Ирмос).
* Акафист и Малое повечерие — две службы, которые поются в первые пять пятниц Великого поста.
Коптский
Та же идея присутствует в коптских гимнах, например:
Неопалимая купина, увиденная Моисеем
Пророк в пустыне
Огонь внутри, он горел
Но никогда не пожирал и не ранил его
То же с Богородицей Марией
Несшая огонь божественного
Девять месяцев в Ее святом теле
Не запятнав ее девственности
Существует МНОЖЕСТВО версий этой иконы, и если вы посетите Музей русской иконы, то увидите по крайней мере шесть, которые относятся к периоду с 1700 по 1890 год. Эта конкретная версия этого жанра датируется 1880 годом и на сегодняшний день , самый безмятежный и визуально приятный из них по нескольким причинам: умиротворение и гармония .
Ощущение спокойствия и гармонии
Что создает это ощущение спокойствия и гармонии ? Эксперты говорят, что это во многом связано с симметрией между множеством фигур, элегантностью стиля, гармоничным размещением (вероятно, из-за геометрии) и выбором цвета автором иконы. Представьте, в этой иконе 21 фигур, и при этом нет ощущения скученности, захламленности или беспорядка, как то, что вы часто видите во многих других в этом жанре. Цвета спокойные, как и отношения между фигурами, что делает эту икону очень умиротворяющей, гармонично оформленной, идеально подходящей для молитвы.
Необычная особенность: Мандорла
Мандорла считается входом в Небеса и обычно предназначена для икон «Христос в Величии» (Пантократор). Эта Мандорла одновременно является входом в Небеса и содержит символический восьмиконечный крест, число восемь представляет вечность. Значение нумерологии числа восемь также связано с идеей нового творения, или возрождения – , что является одной из причин того, что изначально купели для крещения были восьмиугольными.
A Мандорла образован двумя концентрическими кругами, образующими полосу, заполненную ангелами, как сообщил Исайя в своем видении, вокруг Божьего престола. Ангелы могли быть серафимами, высшим порядком ангелов, которые поют триугольник и ярко-красного цвета, происходящего от еврейского слова, означающего «огненные» или «горящие». В этом есть некоторый вопрос, потому что количество крыльев у этих ангелов не шесть, как они описаны в Библии и как они традиционно изображаются иконографически.
Восьмиконечная звезда
Восьмиконечная звезда предназначена для обозначения присутствия Ветхого днями и образована наложением ромба на ромб, повернутый на 90 градусов. Красный ромб символизирует землю, а зеленый или синий – небо. Красный также означает огонь, а зеленый указывает на куст, который горит, но не сгорает в огне. Красный можно считать пламенем с небес, а также изображает евангелия как еще один источник самооткровения Бога, по словам св. Иринея. Зеленый или синий могут символизировать «творение», а не божественное, поэтому двойное использование синего для обозначения куста и Небес уместно.
Тетраморф
В углу этой иконы мы видим тетраморфа четырех евангелистов, хотя на этой иконе их изображения отличаются от традиционного изображения:
- На этой иконе изображены
- Матфей 72 = человек
- 0169 Марк = Орел
- Лука = Бык
- Иоанн = Лев
- Традиционное изображение
- Матфей – Человек, держащий книгу
- Лука = Бык
- Марк = Лев
- Иоанн = Орел
Облака
Внутри облаков находятся ангелы и архангелы. В Священном Писании перечислены только три архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил. Согласно православной традиции и неканоническим источникам, их девять, хотя на этой иконе изображено только восемь.
- Михаил – «Кто подобен Богу?» – ангел-воин символизирует силу побеждать врагов Бога.
- Габриэль 900:50 — «Сила Божья» несет ветвь, символизирующую Благовещение.
- Рафаэль — «Исцеление Божие» держит небольшой горшок или стеклянный сосуд для хранения мирры, символизирующей Божье помазание.
- Следующие ангелы из Апокрифической Книги Еноха:
- Иегудиил – «Хвала Божия» держит корону и три кнута.
- Ракель — «Друг Бога», который судит падших ангелов.
- Селафиэль 900:50 – «Молитва Богу» держит навикулу (кадило в форме лодки).
- Уриэль — «Свет или Огонь Бога», несущий огненный меч.
Поскольку изображено семь, а не девять ангелов, возможно, это просто обычные ангелы. Тем не менее, центральное положение Богородицы в окружении ангелов подчеркивает ее центральное положение в пути спасения.
Края иконы
На краях иконы четыре сцены из Ветхого Завета. Автор статьи ссылается на комментарий святого Августина о том, что «Ветхий Завет — это сокрытый Новый Завет, а Новый Завет — это открытый Ветхий Завет», как способ объяснить симметрию зеркального отображения Ветхого и Нового Заветов.
Верхний левый угол: Моисей и Неопалимая купина
Точнее, «неопалимая купина». Раннехристианские отцы считали, что сожжение не было реальным явлением, это был просто образный способ описать нетварную энергию Бога.
Верхний правый угол: Видение Исаии Господа и Его призыв
Это сцена, в которой Исаия очищается прикосновением огня Бога к его губам.
Нижний левый угол: Видение пророка Иезекииля
Это видение Иезекииля о закрывающихся вратах, которое является прообразом концепции совершенства Марии.
Правый нижний угол: Сон Иакова
Это сон, в котором Иаков видит лестницу на Небеса, которая также является прообразом Марии, моста или лестницы, по которой Иисус спустился на землю.
Центральное изображение иконы
В центре Мария держит лестницу Иакова, что отражает православное представление о том, что она была «лестницей», по которой восходил к Богу или по которой Иисус нисходил к человечеству.