Иконы иверская богородица значение: о чем ей молятся и почему?
Содержание
о чем ей молятся и почему?
25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.
Иверской иконе Божьей Матери молятся:
- Об избавлении от разных напастей.
- Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
- О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
- О мире и согласии в семье.
- О защите от врагов.
- О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации. О вразумлении близких, потерявших верный путь.
- Об умножения плодородия земли.
- Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
- Об исцелении телесных болезней.
Откуда взялся Иверский образ
По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.
В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.
«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.
По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».
С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.
Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.
Как появилась традиция праздновать дни икон
Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».
По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.
Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.
Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.
В чем опасность почитания икон
Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.
«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.
В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.
Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».
Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.
Кого и как Иверская икона Богородицы спасает от болезней
А молитва перед Иверской содержит такие слова: «Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!». Специально процитировала отрывок молитвы на церковнославянском, чтобы вы смогли почувствовать всю трогательную поэтичность этого обращения к Божьей Матери. Согласитесь, по-русски всё как-то приземлённей: «Мы не имеем (у нас нет) ни иной помощи, ни заступничества, ни утешения, кроме Тебя, о Мать всех скорбящих и обремененных!»
«Не имеем ни иной помощи, ни иного заступничества, ни утешения…», — к Иверской так и обращались: в отчаянии, когда самый край. Неважно, что становилось причиной: всенародные бедствия — неурожаи, войны, эпидемии, или злоключения одного конкретного человека, одной семьи. Особо прославилась Иверская исцелениями больных. В дореволюционной Москве, к примеру, было принято привозить икону в дом болящего, прямо к постели больного — чтобы у чудотворного образа отслужить молебен о здравии. Для этих целей существовала специальная, запряженная шестеркой лошадей, особо украшенная карета — широкая, небесно-голубого цвета, с царскими коронами на дверцах (так описывает её Иван Шмелёв). Москвичи и сам образ считали царственным, украшая его золотым окладом, жемчугами.
Как они любили свою чудотворную икону! Ни одно дело не начиналось без молитвы перед Иверской у Кремля, для которой выстроили специальную часовню. Приходили к образу не только православные. Толстый том, куда записывали случаи чудесной помощи по молитве перед Иверской иконой Божией Матери, хранит истории от католиков, лютеран, иудеев. Богородица брала под свою защиту всех искренно просящих Её помощи: и малых, и великих.
С 1669 года Иверская освящала вход на Красную площадь, и дальше — в Кремль. Сегодня ворота называются Воскресенские, а раньше их звали Неглиненские и Триумфальные: именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь.
Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской даже навлек на себя недовольство горожан. Вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а поскакал в Лефортово — к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал: торжественный въезд в Кремль при полном стечении народа проходил через Воскресенские ворота, освящаемые любимой москвичами иконой.
С тех пор все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, первым делом спешили поклониться московской святыне. Заезжали к ней и перед возвращением в новую столицу. Не зря в книгах того времени образ называли «отрадным перепутьем для всех верующих».
За столетия москвичи настолько привыкли считать Иверскую своей, родной, что почти забылось: образ — список с чудотворной иконы, едва ли не с XII века хранимой на Афоне. Именно Иверский монастырь, над вратами которого помещалась икона, и дал первое имя образу. Второе имя — Вратарница, не трудно догадаться, почему.
Современные исследователи датируют древнюю Иверскую, списки с которой и привезли к нам, первой половиной XI — началом XII веков. Сказания и литературные источники утверждают: образ старше. Предание рассказывает, как в 726 году, когда в Византии шла полным ходом борьба с иконами, один из воинов-иконоборцев по имени Варвар ударил копьем прямо в лик Богородицы. И оттуда, к великому изумлению всех свидетелей кощунственной сцены и особенно самого Варвара, истекла кровь. Поэтому на Иверской иконе Божия Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. Появление иконы на Афоне, в Иверском монастыре, тоже произошло в эпоху иконоборчества.
На Руси о чудотворной иконе прослышали в XVII веке. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Этот точный список для нас сделал иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов, причем краски для иконы замешивались на святой воде, которой сначала облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания лика. 13 октября 1648 года Иверскую уже торжественно встречали в Первопрестольной.
Трудно подсчитать, сколько списков чудотворной иконы было сделано за столетия. Каждый храм желал иметь свою Иверскую, но, конечно, Иверскую у Кремля любили особо. К ней стекались толпы. Ее называли сердцем Москвы:
Иверская икона Богородицы, предположительно XVII век.
«А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля»,
— писала об Иверской Марина Цветаева.
С 1995 года, когда разрушенная после революции часовня была восстановлена, к Иверской с верой и любовью устремились верующие уже со всех уголков России. Сегодня, к сожалению, для прихожан часовня у Красной площади закрыта. Да и специальную карету, в которой бы чудотворная икона приехала бы в ваш дом, как это было в дореволюционной Москве, не вызовешь.
Но то не повод для уныния, как пошутил один богослов, Господь не зря сотворил компьютерщиков, а потом надоумил их создать Интернет — щелчок мышкой, и на экране появится дивный лик, совсем как в описании Ивана Шмелёва. «Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная…
Вся Она — свет, свет, и все изменилось с Нею, и стало храмом…» С праздником!
Иверская часовня у стен Московского Кремля, начало XX века.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье описание и фото — Россия — Москва: Москва
Статьи » Путешествия » Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье описание и фото — Россия — Москва: Москва
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье описание и фото — Россия — Москва: Москва
1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Church of the Iberian Icon of the Mother of God on Vspolye description and photos — Russia — Moscow: Moscow»> Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье описание и фото — Россия — Москва: Москва. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеВполами в 17 веке в Москве назывались участки пашни, которые перемежались жилыми домами в тогдашней городской черте. Большой раскол был и в районе Большой Ордынки. Постепенно пахотные земли в черте города исчезли, но места, где они располагались, по-прежнему назывались открытыми полями, на одном из них стоит церковь Иверской иконы Божией Матери. Свое нынешнее название храм получил в 1802 году, когда произошло повторное освящение главного престола вновь построенного здания. До этого храм носил имя великомученика Георгия Победоносца. Он же изменил название и переулок, в котором стояла церковь, — с Георгиевского на Иверский. Главной святыней храма была одна из списков Иверской иконы Божией Матери — небесной покровительницы Москвы. Этот образ хранится в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Помимо главного престола Иверской иконы Божией Матери, в храме есть еще два придела, освященных в честь святых Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Первая Георгиевская церковь на Всполье была деревянной и существовала уже в начале XVII века. Во второй половине того же века церковь была перестроена в камне на средства купца Семена Потапова. Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери была построена и освящена только к концу 18 века. Через четыре года один из прихожан подал митрополиту прошение о восстановлении Георгиевского храма из-за его ветхости. Этим прихожанином был Иван Савинов, глава церкви, флигель-адъютант фельдмаршала графа Разумовского, который также финансировал строительные работы, продолжавшиеся до 1802 г. Храм был закрыт в 1929 году. Здание лишилось колокольни, уникальных росписей, икон, утвари и драгоценностей. В здании бывшей церкви располагались кинотеатр, клуб; в годы перестройки здесь проходили выставки современного искусства. В 1990 году в здании начались реставрационные работы, а через три года оно было возвращено Русской Православной Церкви. Правда, церкви была возвращена не вся территория храмового комплекса, а только его часть. Храм признан объектом культурного наследия Российской Федерации. Рекомендуем также прочитать Описание и фото Храм Кирилла Белозерского Кирилло-Белозерский монастырь — Россия — Северо-Запад: Вологодская область Тема: Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье описание и фото — Россия — Москва: Москва . Автор: Келли Костин |
Икона «Богоматерь Иверская»: значение и описание
Многие из нас слышали об иконах, обладающих чудотворной силой. Среди них чудотворная икона Божией Матери (Иверская). Она в первую очередь помогает тем, кто раскаялся в содеянных грехах и встал на путь покаяния. Перед иконой молятся о своих близких, об исцелении как душевных болезней, так и болезней телесных. Это изображение рекомендуется иметь в каждом доме. Молитва перед ним поможет уберечь жилище от различных бедствий, в том числе и от нападения врагов.
Где можно увидеть икону
Икона «Богоматерь Иверская» находится в Иверском монастыре в Греции на Афоне. По всему миру в честь этой иконы построено множество храмов. Не исключение и Россия, где такие храмы есть в Беляеве, Вспилье, Бабушкине. В них есть списки с этой иконы, сделанные в Греции или в России, не важно, так как любой список с этой иконы становится чудотворным. В качестве примера можно рассмотреть храм во Всполье. Протоиерей Григорий принес образ Иверской Божией Матери в храм из собственного дома во время его открытия. Через определенное время от иконы стали происходить различные методы исцеления.
В мире существует множество списков, 16 из которых стали самыми известными. Так, в Новодевичьем монастыре находится икона «Иверская Богородица», написанная священником Ямвличием Романовым в 1648 году. Этот образ является точным списком с Афонской иконы, выполненным по приказу царя Алексея Михайловича на прошение Никона, впоследствии ставшего Патриархом Московским. Доску, на которой была написана икона, предварительно обливали святой водой, служа молитве Богородицы. Затем эту воду собирали, так как она использовалась для смешивания красок, которыми впоследствии была написана икона.
Кроме того, на Афоне он написал знаменитый список, который сейчас хранится в Валдайском Святоозерском Иверском монастыре. В Москве в Иверской часовне также хранится копия образа. Подобный список есть в Новоиерусалимском монастыре, в Смоленском монастыре, в Тамбове, в Саратове и во многих других местах.
Как на Афоне явилась икона «Иверская Божия Матерь»
Рядом с Никией жила благочестивая вдова, которая тайно хранила в своем доме образ Божией Матери. Когда она открылась, в дом вошли солдаты и хотели отобрать икону. Один из них даже ударил реликвию копьем, после чего из образа Пречистой потекла кровь. Помолившись, женщина, чтобы спасти икону, взяла ее и опустила в море. Образ стоял, плывя по волнам. Однажды насельники Иверского монастыря над морем увидели святой столп, возвышающийся над стоящим на воде образом. После видения Гавриил пошел по воде и взял икону. Ее поставили в часовне, но наутро над монастырскими воротами нашли образ. Попытки перевести ее на прежнее место закончились неудачей. Тогда Дева Мария снова явилась Гавриилу и сказала, что не хочет, чтобы ее охраняли, но хочет оберегать и оберегать себя. В результате была построена надвратная церковь, в которую и была помещена икона. Название «Иверская Богородица» было дано от его местоположения. В истории монастыря есть много рукописей о благодатной помощи Богородицы.