Иконы святая троица: SEO заголовок: Икона Святой Троицы

Разное

SEO заголовок: Икона Святой Троицы

Содержание статьи

  • Святая Троица
  • Икона Святой Троицы
    • Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы
    • Неканоничные изображения
    • Богородица на изображениях Троицы

Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».

Икона Святой Троицы

Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Быт.18:1-8)

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Икона Святой Троицы

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

XVII век

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:

 

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр. 1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Богородица на изображениях Троицы

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

  • Словарь Правмира — Святая Троица
  • День Святой Троицы

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Значение иконы Святой Троицы


Вспомним одно из ветхозаветных Чудес, которое Господь Бог явил Аврааму и его жене Сарре. Это Чудо описано в главе 18 Бытия, когда состоялась знаменательная встреча бездетного старца с тремя мужами. Она была предвестием того, что от человека, который отчаялся ждать потомства, произойдет великий и сильный народ. В нём благословятся все другие народы Земли.


В чём же соль этой встречи? В том, что человечеству в лице Авраама было явлено Триединство Создателя. И первым человеком, который подарил православному миру такую икону, был Андрей Рублёв. Своё великое произведение иконописного искусства он создал в 1551 году.


Именно икона Святой Троицы имеет колоссальное количество символов, не только повествующих нам о великом событии явления Божественного Триединства, но и являющих истинно верующим людям силу иконописной святыни.


Что же изображено на иконе? Что это за чаша в самом центре? В ней кровь Господа Нашего Иисуса Христа, которую Он пролил во спасение человечества.


Трое ангелов, сидящих вокруг стола, сохраняют полное молчание. Никакой диалог между ними по определению невозможен. В руке каждого из них скипетр, значение которого стоит трактовать прямо — это власть Божья над миром.



Что за Ангел в пурпурных одеждах по центру? Два его перста направлены в сторону чаши, которую он благословляет этим жестом. Вы видите Ангела, являющего собой в этой иконописной композиции Бога Отца. По правую сторону восседает Ангел, являющий собой Святого Духа. Что за дом, расположенный за его спиной? 


Это церковь — не что иное, как Дом Святого Духа. Обратите внимание — церковь, как бы, расположена на возвышении. И это возвышение — гора, именуемая Голгофа. Взор Бога Отца устремлён не на Святого Духа, а на третью фигуру данной композиции — Бога Сына — Христа. Взирая на него глазами, исполненными невыразимого и неподвластного человеку чувства, Он словно приглашает Сына взойти на Голгофу во спасение человечества.


Представленная Вашему вниманию икона Отца, Сына и Святого Духа творит чудеса для тех, кто отчаянно ищет праведного пути. В ней вся возможная Мощь и Слава Божья. Она для тех, кто в трудный период отчаянно ищет выхода из сложившейся ситуации. И конечной точкой на пути этих поисков будет не геенна огненная, а Царствие Небесное, уготованное подлинно верующим православным христианам. 

Другие статьи

  • Икона Духовный лабиринт: описание и символика образа

  • Икона Казанской Божьей Матери. Свет веры, источаемый через века

  • Почаевская икона Божией Матери

  • Иконы Богородицы. Их основные виды во всем величии смыслов и явленных миру значений

  • Мерная икона – дар при рождении, оберегающий человека на протяжении всей жизни

  • Именная икона – дар, ценности духовной великой

  • Икона Нечаянная радость. Заступничество Божьей Матери во спасение грешников

  • Виды икон, явленных миру во славу Божию

  • Праздничные иконы – во славу Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святых, и для долгой памяти событий в жизни их

  • Секреты благолепия икон


Икона Святой Троицы — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(409 релевантных результатов)

Икона Троица Новозаветная

Вы здесь:

Главная → Искусство → Коллекции → Поиск

Изображения

Альтернативные виды

28 июня 2016 г.

28 июня 2016 г.

28 июня 2016 г.

28 июня 2016 г.

28 июня 2016 г.

28 июня 2016 г.

29 июня 2016 г.

29 июня 2016 г.

29 июня 2016 г.

29 июня 2016 г.

Икона Троица Новозаветная

гр. 1450

Темпера и золото на деревянной панели (тополь)

35,5 x 62,5 x 2,7 см (14 x 24 5/8 x 1 1/16 дюйма)

Severance and Greta Millikin Trust 2016.32

9000z

Знаете ли вы?

Яйца используются не только для завтрака, но и для темперной краски, используемой в этой картине.

Описание

На этой иконе изображен важный предмет православного искусства, три соответствующие фигуры единого Божества, известного как Святая Троица. Троица представлена ​​здесь в композиции, известной как «Троица Нового Завета», в которой изображены Христос и Бог-Отец, сидящие на скамье с голубем, символизирующим Святой Дух, между ними. Центральное поле занимает большой деревянный трон с золотыми бликами, на котором восседают Христос (слева) и Ветхий днями (Бог-Отец как Христос в старости). Святой Дух в образе голубя парит внутри восьмиконечной звезды, что означает восьмой день, будущий эон.

По обе стороны от Троицы находятся два гимнографа, авторы хвалебных гимнов, оба обозначены золотыми буквами, обведенными красным: святой Косма (ок. 675–752) слева и святой Иосиф (ок. 812/818–ок. 886) справа. Оба они подвешивают свитки к окнам с круглыми арками. Икона, вероятно, была частью церковного храма, преграды, отделявшей неф от алтаря в православном храме. Он не подписан и не датирован; однако тщательный анализ стиля и техники картины относит ее к Константинополю примерно в 1450 году, незадолго до падения города османами в 1453 году. Это представляет собой момент, когда византийская живопись достигла блестящего крещендо.

Надписи

Надпись

Ο ΠΑΛΑΙΟC ΤΗΩ- Бог-Отец в образе Христа в старости справа обозначен по обе стороны головы золотом, обведен красным.

Надпись

ΤΟ ΑΙΟΝ ΠΝΑ- Святой Дух, обозначенный золотым голубем, обведенным красным.

Надпись

ΙΩCHΦ Ο ΠΟΙΗΤΗC- Св. Иосиф Песнописец обозначен слева золотыми буквами, обведенными красным.

Надпись

ΚΟCΜ Ο ΠΟΙΗΤΗC- Св. Косма Гимнограф обозначен справа золотыми буквами в красном контуре

Надпись

«вместе с… тобою, мой Бог» и «владение твое» в Свитке Космы справа.

Provenance

Halvor Bagge [Danish, 1866-1939?]

1888-1955

Профессор Эйнар Франк-Утзон [Датский, 1888-1985], Копенхаген, Денмар

1955-2013

Henrik Schlepprel, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen, Copenhagen.

2013

(Bruun-Rasmussen Auctioneers, Копенгаген, продажа, 6 июня 2013 г.)

2013-2016

(Temple Gallery, Лондон) продан Кливлендскому музею искусств

2016-

Художественный музей Кливленда, Кливленд, Огайо

Citations

Bagge, Halvor. Выставка коллекции византийских картин, резьбы, рукописей, вышивки и т. д. Хальвора Багге. Нью-Йорк: [издатель не указан], 1915. с. 9, № 42

Флейшер, Йенс. « Rundt om en søjlehelgen» Meddelelser fra Ny Carlsberg Glyptotek (1993), стр. 59-71

История выставки

Датский музей декоративного искусства, 1913 г.

Осло, Музей декоративного искусства, 1913.

Berlin, Kustgewerbnuseum, 1914

New York, Ehrich Galleries, 5th Avenue, 1915

Gothenberg, Rohsska Konstslojdmuseet, 1915

Lund University Museum, 1915

Contept Sopet Sostem

. |title=Икона Новозаветной Троицы|url=https://clevelandart.org/art/2016.32|year=c. 1450|access-date=02 декабря 2022|издатель=Кливлендский художественный музей}}

См. также

Коллекция: 

MED — Byzantine

Отдел:

Средневековое искусство

Тип произведения:

Живопись

Материал:

Темпера и золото на деревянной панели (тополь)

Доверие Кредитная линия:

7000 900 Милликинанс и Грета
Свяжитесь с нами

Информация об этом объекте, включая происхождение, может быть на данный момент неточной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts