Илья муромец кто он такой: Тайны великого Ильи Муромца

Разное

Тайны великого Ильи Муромца


Первое января – знаменательная дата не только с точки зрения
встречи Нового года. В этот день отмечается народный праздник
«День Ильи Муромца» (по старому стилю – 19
декабря). Мало кто знает, что богатырь Илья Муромец – не
выдуманный, а вполне реальный персонаж. Считается, что прототипом
былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во
времена Владимира Мономаха.  В наши дни герой стал небесным
покровителем дальней авиации, пограничников и войск РВСН. Также
Илью Муромца считали избавителем Киева от нашествия татарского
Калин-царя. В этот день было принято поклониться родной земле и
вспомнить все славные подвиги народных героев – защитников
Руси.

В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в
1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший
Киев в 1594 году оставил описание гробницы Ильи Муромца,
находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для
великого героя и его товарища был возведен специальный придел –
это означало, что им была оказана такая же честь, как и великим
князьям. Сейчас его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре,
являясь неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца
(канонизирован в 1643 году).

«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом
златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая
пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена
крестным знамением».

О богатыре Илье Муромце написано немало былин – «Илья Муромец
и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи
Муромца с Жидовином», «Ссора Ильи Муромца с князем
Владимиром».
Кроме того, по мотивам былин об Илье Муромце в
1956 году в нашей стране был снят игровой фильм, а позднее и
серия мультфильмов.  

Неудивительно, ведь Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и
Алешей Поповичем – стражи Руси, символы могущества и
непоколебимости Отечества. Их боялись – им преклонялись.

Имя Ильи Муромца было известно в XIII веке не только на
территории Руси, но и за ее пределами. Ученым известно, что
упоминание о герое имеется в одном из германских эпических
произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе
Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо
знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и всесильный
воин, прославившийся своими выдающимися подвигами.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно
родился богатырь – есть версии, что в 1143 году в селе
Карачарово, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеева
и Евфросинии Яковлевны. Впрочем, также есть данные, что его
родиной было село Карачев – под городом Моровск.

Расходятся ученые и в версии, откуда появилась фамилия
«Муромец». Некоторые думают, что это прозвище. По одной
из них «Муромец» происходит от слова «мур»  –
«стена», что тогда означало – «человек-богатырь, которого
невозможно победить». Кто-то считает, что Муромец –
профессиональное прозвище – в Киевской Руси мурами звали
каменщиков. Наконец, есть такие, кто в своих исследованиях
опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к
ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на
печи-муромке…

Но это не суть важно, главное чудо – что жил и здравствовал
на Руси великий богатырь – Илья Муромец.

Древние летописи свидетельствуют – всем был хорош Илья: и пригож,
и высок, и статен, и умен, только руки и ноги его не слушались.
Телосложением Илья Муромец отличался от обычных людей – он был
«ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах»,
как говорили в старину. По современным меркам, богатырь был чуть
выше среднего роста – 177 см, но в XII веке такой мужчина
считался чуть ли не великаном. Как упоминалось выше, письменные
источники сообщают, что просидел Илья на печи, согласно преданию,
целых 33 года. И вот на Русь напало бесчисленное вражье войско.
Стал Муромец жаловаться: «Эх, вы ноги мои нехожалые, эх, вы,
руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в
обиду врагам да разбойникам!»

Однажды сидел Илья возле дома, вдруг подошли к нему три
старца-странника да попросили водички попить.

Муромец тут объяснил, что не может ходить, но старцы проявили
настойчивость. Тогда богатырь, разозлившись, неожиданно встал и
прошел до колодца, набрал воды. Хитрые старцы велели будущему
богатырю самому ее выпить, а потом спросили:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю
вспахал.

Тогда старцы велели Илье допить воду и принести еще ковшик.
Почувствовал в себе Муромец силу богатырскую, а старцы и рады
стараться. Уходя, сказали: «Ну и будет с тебя, молодец.
Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли
родной».

Сохранилось мнение, что под видом этих старцев Илье Муромцу
явился Иисус Христос с апостолами.

После этого богатырь пошел в Киев, служить князю. Он прославился
как сильный и храбрый воин, о его подвигах сложили былины.
Несмотря на это, Илья всегда оставался скромным человеком и
отказывался занимать высокие посты: «Я простой русский
богатырь, который спасал вас не из корысти, и мне не надо ни
серебра, ни золота. Мое богатство – сила богатырская, мое дело –
Руси служить, от врагов ее оборонять».


Получив в одном из сражений сильное ранение, Илья принимает
решение окончить свои дни иноком и принимает постриг в
Феодосиевском монастыре (ныне Киево-Печерская Лавра). Став
монахом, он дал обет никогда не брать в руки оружие, служить Богу
смирением и любовью. Однако когда на монастырь напали, не
смог удержаться и нарушил данную клятву. В этой битве он и
погиб. Видимо, Господь отпустил ему это прегрешение, ведь уже в
1643 году он был канонизирован в числе 69 подвижников
Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении,
сложив персты правой руки так, как и сейчас принято в
Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние
пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом
(конец XVII-XIX веков) этот факт из жития святого служил
доказательством в пользу трехперстного сложения.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела
экспертизу мощей святого. Результаты показали, что из-за дефектов
позвоночника, Илья вполне мог страдать параличом конечностей.
Умер он в возрасте 45-50 лет в результате «удара в сердце».

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и
изображается на иконах для монастырей и храмов. 

Сейчас в честь великого богатыря названы – памятники (в
городском парке города Мурома), географические объекты (Остров
Муромец – в районе Киева на Днепре, а также самый высокий водопад
в России, находящийся на полуострове Медвежий), организации
(киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»), техника
(«Илья Муромец» – фрегат Российского императорского флота»),
художественная литература (былины – «Илья Муромец и
Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое»), а также
музыкальные произведения, театральные постановки, фильмы и
компьютерные игры.

Фото — https://tunnel.ru/, https://putidorogi-nn.ru/, https://www.culture.ru/

 

Илья Муромец — Православный портал «Азбука веры»

Оглав­ле­ние

  • Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?
  • Тайна смерти Ильи Муромца

Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?

Илья Муро­мец – самый извест­ный, но в то же время самый зага­доч­ный герой рус­ского эпоса. Трудно найти такого чело­века в России, кото­рый не слышал бы нико­гда об этом слав­ном бога­тыре из древ­него города Мурома. Боль­шин­ство знает о нем лишь то, что запом­ни­лось им с дет­ства из былин и сказок, и часто бывают пора­жены слож­но­стью и мно­го­знач­но­стью этого образа. Над раз­ре­ше­нием зага­док, свя­зан­ных с ним, уже почти два сто­ле­тия бьются ученые разных спе­ци­аль­но­стей, но тайны все же оста­ются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомне­ва­лись в том, что Илья Муро­мец – реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность, воин, слу­жив­ший Киев­скому князю.

При­выч­ный зачин былин­ных ска­за­ний, где Илья выез­жает «Из того ли города из Мурома, из того села из Кара­ча­рова», каза­лось бы, не остав­ляет места для сомне­ний в том, что он про­ис­хо­дит из древ­не­рус­ского города Мурома, где непо­да­леку от него до сих пор суще­ствует ста­рин­ное село Кара­ча­рово. Но сомне­ния в про­ис­хож­де­нии былин­ного героя воз­ни­кали и в про­шлом веке, и в наше время. Извест­ного бога­тыря пыта­ются свя­зать с Чер­ни­гов­щи­ной, где есть города Моро­вийск и Кара­чев, и где также бытуют пре­да­ния об Илье Муромце. Но если обра­титься к обыч­ной гео­гра­фи­че­ской карте, то видно, что эти два города раз­де­ляют сотни кило­мет­ров и гово­рить о «Моро­вий­ском городе Кара­чеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заме­тить, что Муром, Кара­чев, Чер­ни­гов, Моро­вийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка пря­мо­ез­жая», кото­рой ехал бога­тырь из род­ного Мурома в Киев «через те леса, Брын­ские, через речку Смо­ро­дин­ную», через село Девять Дубов, непо­да­леку от Кара­чева. То есть, нет ника­кого про­ти­во­ре­чия между клас­си­че­скими были­нами и кара­чев­скими пре­да­ни­ями. Нелишне также заме­тить, что древ­ний город Муром довольно долго входил в состав Чер­ни­гов­ского кня­же­ства. При­уро­че­ние имени былин­ного героя к городу Мурому вполне соот­вет­ствует и эпи­че­ской, и исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Муром и Муром­ское кня­же­ство были довольно зна­чи­мыми как во вре­мена Киев­ской, Вла­ди­миро-Суз­даль­ской, так и во вре­мена Мос­ков­ской Руси, чтобы стать роди­ной Ильи Муромца.

Между тем рус­ские лето­писи не упо­ми­нают его имени. Зато он явля­ется глав­ным дей­ству­ю­щим лицом не только наших былин, но и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIIIв., осно­ван­ных на более ранних ска­за­ниях. В них он пред­став­лен могу­чим витя­зем, кня­же­ского рода Ильей Рус­ским. В доку­мен­таль­ном источ­нике имя этого извест­ного героя впер­вые упо­мя­нуто в 1574 г. Послан­ник рим­ского импе­ра­тора Эрих Лас­сота, посе­тив­ший Киев в 1594 г., оста­вил опи­са­ние гроб­ницы Ильи Муромца, нахо­див­шейся в бога­тыр­ском при­деле Софий­ского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца

Объ­яс­не­ние этому факту может быть одно: имя про­сто­лю­дина мозо­лило глаза родо­ви­тому бояр­ству и опи­рав­шимся на него кня­зьям золо­того века Киев­ской Руси. Поэтому оно и было выма­рано из лето­писи как неже­лан­ный и даже воз­му­ти­тель­ный пре­це­дент голо­во­кру­жи­тель­ного воз­вы­ше­ния про­стого мужика.

Тем более что захо­ро­нен он был в при­деле глав­ного храма Киев­ской Руси – Софии Киев­ской – вели­ко­кня­же­ской усы­паль­нице (где и князей-то не всех хоро­нили). Бояре же о погре­бе­нии в Софии Киев­ской и меч­тать не могли, так как для них это была честь неслы­хан­ная!

Веро­ятно, по этой при­чине в позд­нее время гроб­ница «мужиц­кого боярина» была раз­ру­шена, в то время как гроб­ница его това­рища по часовне – сына древ­лян­ского князя Мала, Доб­рыни Ники­тича, – «уце­лела». О сей зна­ме­на­тель­ной «памяти» со сто­роны власть пре­дер­жа­щих в отно­ше­нии неро­до­ви­того защит­ника Земли Рус­ской сооб­щил в своих днев­ни­ках посол импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Рудольфа II Эрих Лясота, про­ез­дом побы­вав­ший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направ­ля­ясь с дипло­ма­ти­че­ским пору­че­нием к запо­рож­цам.

К тому вре­мени заботу об остан­ках леген­дар­ного чело­века взяла на себя Киево-Печер­ская лавра, где он поко­ится и поныне, в Ближ­них пеще­рах, под скром­ной над­пи­сью над гроб­ни­цей «Илья из Мурома».

По цер­ков­ному кален­дарю день памяти Ильи Муромца, сына Ива­но­вича 19 декабря по ста­рому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ива­но­вича, в селе Кара­ча­рове, тор­же­ственно уста­но­вили икону пре­по­доб­ного Ильи Муромца (со встав­лен­ным в нее ков­чеж­цем с части­цей мощей бога­тыря, пере­дан­ного в свое время Киево-Печер­ской лаврой) во вновь отстро­ен­ной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно бла­го­даря архив­ным мате­ри­а­лам Киево-Печер­ской лавры мы хотя бы при­бли­зи­тельно знаем даты жизни все­на­родно люби­мого рат­ника.

В 1638 году в типо­гра­фии лавры была напе­ча­тана книга «Тера­тур­гима» монаха Киево-Печер­ского мона­стыря Афа­на­сия Каль­но­фой­ского. Автор, опи­сы­вая жития святых лавр­ских угод­ни­ков, уде­ляет несколько строк и Илье, уточ­няя, что бога­тырь жил за 450 лет до напи­са­ния книги, то есть в 1188 году.

Собы­тия тех дале­ких лет крайне дра­ма­тичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной меж­до­усоб­ных кон­флик­тов за право вели­кого кня­же­ния. Только за ука­зан­ный период на киев­ском пре­столе сме­ни­лось 8 князей, в 1169 году столь­ный град был разо­рен Андреем Бого­люб­ским (кстати, увез­шим из Софии Киев­ской икону, извест­ную сейчас как икона Вла­ди­мир­ской Бого­ма­тери), а с 1169 по 1181 год Киевом пра­вили 18 князей, неко­то­рые из них даже по несколько раз. Вдо­ба­вок, в борьбу за вели­ко­кня­же­скую власть вме­ша­лись половцы, совер­шив­шие в 1173 и 1190 годах опу­сто­ши­тель­ные набеги на Киев­ские земли.

И при обсле­до­ва­нии тела Ильи Муромца спе­ци­а­ли­стами судеб­ной меди­цины выяс­ни­лось, что былин­ный герой стал жерт­вой одного из таких набе­гов. По версии Сергея Хвед­чени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), про­изо­шло это печаль­ное собы­тие в 1203 году во время опу­сто­ши­тель­ного набега на Киев объ­еди­нен­ных войск Рюрика и полов­цев. Город тогда взяли при­сту­пом, Киево-Печер­ский мона­стырь и Софий­ский собор раз­гра­били, боль­шую часть сто­лицы сожгли дотла. По сви­де­тель­ству лето­пис­цев, «такого разо­ре­ния в Киеве дотоле не бывало». К тому году бога­тырь на склоне лет принял мона­ше­ство в Киево-Печер­ском мона­стыре, так что, веро­ятно, там и стал Илья по про­звищу «Муро­мец» при постриге – истин­ное его имя в цер­ков­ных хро­ни­ках не сохра­ни­лось. И есте­ственно бывший воин не мог оста­ваться в сто­роне, защи­щая символ древ­не­рус­ского пра­во­сла­вия и свою оби­тель.

Про­ве­ден­ная уже в XX веке меди­цин­ская экс­пер­тиза муми­фи­ци­ро­ван­ных остан­ков героя пока­зала, что, судя по его ране­ниям, он не стал легкой добы­чей врагов. На теле Ильи Муромца было обна­ру­жено несколько ран, из кото­рых серьез­ной ока­за­лась лишь одна – на руке от копья, а роко­вой – тоже копей­ная, но в обла­сти сердца. Отсут­ствуют лишь обе ступни ног. Кроме глу­бо­кой округ­лой раны на левой руке видно такое же зна­чи­тель­ное повре­жде­ние в левой обла­сти груди. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что герой при­крыл грудь рукой, и ударом копья она была при­гвож­дена к сердцу. Мощи обла­чены в мона­ше­скую одежду. Над гроб­ни­цей нахо­дится образ свя­того Ильи Муромца.

Первое иссле­до­ва­ние остан­ков бога­тыря про­во­ди­лось в 1963г. Тогда, в ту совет­скую ате­и­сти­че­скую эпоху, комис­сия сде­лала заклю­че­ние, что мумия при­над­ле­жит чело­веку мон­го­ло­ид­ной расы, а ране­ния ими­ти­ро­ваны мона­хами лавры. В 1988г. Меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия Мин­здрава УССР про­вела экс­пер­тизу мощей свя­того Ильи Муромца. Для полу­че­ния объ­ек­тив­ных данных при­ме­ня­лась самая совре­мен­ная мето­дика и сверх­точ­ная япон­ская аппа­ра­тура. Резуль­таты иссле­до­ва­ний пора­зи­тельны.

Любо­пытно, но еще в 1701 году посе­тив­ший ката­комбы Киево-Печер­ской лавры стран­ству­ю­щий свя­щен­ник Иван Лукья­нов отме­чал: «… видел храб­рого воина Илью Муромца в нетле­нии под покры­ва­лом златым, рука у него левая про­бита копием». Другую рану на груди палом­ник не мог видеть из-за золо­че­ного покры­вала.

Мед­экс­перты дати­ро­вали останки с честью пав­шего в бою рат­ника XII веком, и по версии Сергея Хвед­чени вре­мен­ной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С совре­мен­ной точки зрения, росту бога­тырь был чуть выше сред­него – 177 см, но в XII веке такой муж­чина счи­тался вели­ка­ном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, про­ез­жий львов­ский купец Мартин Грю­не­вег был пора­жен «мощами вели­кана» древ­не­рус­ской исто­рии).

Впро­чем, тело­сло­же­нием Илья Муро­мец дей­стви­тельно отли­чался от обыч­ных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как гова­ри­вали в ста­рину. Фено­ме­наль­ная сила бога­тыря пере­да­лась по наслед­ству и его дале­ким потом­кам – роду кара­ча­ров­ских селян Гущи­ных, кото­рые вполне могли, как их вели­кий предок, в про­шлом веке сдви­нуть груз, кото­рый был не под силу и лошади.

Ана­томы отме­тили в пояс­нич­ном отделе тела Ильи искрив­ле­ние позво­ноч­ника вправо и явно выра­жен­ные допол­ни­тель­ные отростки на позвон­ках, затруд­няв­шие дви­же­ние бога­тыря в моло­до­сти вслед­ствие ущем­ле­ния нервов спин­ного мозга. О том же, кстати, повест­вуют былины, отме­чая, что «трид­цать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хож­де­ния». И только «калики пере­хо­жие» – народ­ные цели­тели – впра­вили Илье позвонки и отпо­или целеб­ным тра­вя­ным отва­ром, бла­го­сло­вив его на ратные подвиги.

Факт нали­чия почи­та­е­мых мощей зна­ме­ни­того бога­тыря нашел отра­же­ние и в самих эпи­че­ских текстах. Так инте­ре­сен конец былины «Илья Муро­мец и Калин царь» в испол­не­нии ска­зи­теля Щего­лен­кова: «от этих татар да от пога­ных, ока­ме­нел его конь да бога­тыр­ской, и сде­ла­лись мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с дет­ства, что калики пере­хо­жие про­ро­че­ство­вали зна­ме­ни­тому бога­тырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в были­нах и сказ­ках о кон­чине героя повест­ву­ется раз­лично: то он каме­неет один, либо с дру­гими бога­ты­рями; то живой ложится в гроб и там оста­ется навеки; то вместе с Доб­ры­нею на Соколе Корабле куда-то уплы­вает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как пока­зала экс­пер­тиза мощей, про­ро­че­ство калик, к сожа­ле­нию, не свер­ши­лось.

Воз­раст былин­ного бога­тыря спе­ци­а­ли­сты опре­де­лили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его спе­ци­фи­че­ского забо­ле­ва­ния. По методу рекон­струк­ции мягких частей лица по черепу извест­ного антро­по­лога М. М. Гера­си­мова веду­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, кри­ми­на­ли­стом и скуль­пто­ром С. Ники­ти­ным был вос­со­здан скульп­тур­ный порт­рет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хвед­чени: «порт­рет мастеру явно удался. В нем вопло­ще­ние спо­кой­ной силы, муд­ро­сти, вели­ко­ду­шия и уми­ро­тво­ре­ния. В его глазах нет рас­ка­я­ния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Силь­ные руки бога­тыря опи­ра­ются не на булат­ный меч, а на мона­ше­ский посох как символ послед­них лет его жизни, про­ве­ден­ных в мона­стыре».

Повесть о храбром и храбром богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике

Примечание : Эта статья взята из более крупного общедоступного произведения и размещена здесь в связи с его исторической ценностью. Он может содержать устаревшие идеи и формулировки, не отражающие мнения и убеждения TOTA.

« Сказка о храбром и отважном богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике » из русских народных сказок Александра Афанасьева Николаевича, 19 лет16.

Сказка о храбром и отважном богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике

Когда-то в знаменитом городе Муроме, в селе Карачарово, жил крестьянин, которого звали Иваном Тимофеевичем;. у него был один любимый сын Илья Муромец. И сидел он в доме домоседом в течение тридцати лет, и по прошествии тридцати лет он начал могущественно ходить на ногах своих, и он приобрел великую силу. Тогда он сделал себе боевые побрякушки и стальное копье, и завел себе хорошего коня, рыцарского коня; Затем он подошел к своей матери и отцу и попросил их благословения. «Вы, господа мои, мать и отец мой, позвольте мне войти в славный город Киев, чтобы помолиться Богу и поклониться нашему князю в Киеве».

Мать и отец благословили его, заставили дать великую клятву и возложили на него великую службу. И говорили они так: «Прямо едешь к граду Киеву, прямо к граду Чернигову, и в пути твоем никому зла не делай, христианской крови напрасно не проливай».

Илья Муромец принял благословение отца и матери, помолился Богу, простился с отцом и матерью и отправился в путь и дорогу. И отправился он далеко в темный лес, и наткнулся на стан разбойников. Увидели те разбойники Илью Муромца, и завидовали в разбойничьих сердцах его богатырскому коню, и стали между собою говорить, как бы взять того коня; ибо таких прекрасных коней не видели в тех краях, и вот проезжал на одном из них какой-то неизвестный человек. Вот и насадили на Илью Муромца, сразу десять и потом по двадцать. И Илья Муромец остановил своего богатырского коня, взял закаленную стрелу и насадил ее на свой крепкий лук. Он позволил закаленной стреле упасть на землю, и она вонзилась в землю на пятьдесят футов.

И увидев это, разбойники убоялись и, собравшись в круг, пали на колени и молили его: «Господин, отец наш, юноша могучий доблестью, мы виновны в глазах твоих; и за это вина наша, как тебе будет угодно, наложи на нас сколько угодно штрафа, будь то цветное платье или табуны лошадей».

Илья улыбнулся им и сказал: «Одежды мне не нужны, но, если вы хотите наслаждаться жизнью, впредь не рискуйте».

И отправился он своей дорогой в знаменитый город Киев. И отправился Илья Муромец в дорогу; когда он пришел под стены города Себежа, он увидел трех царевичей из чужих краев, у которых было войско в тридцать тысяч человек; они хотели захватить город Себеж и взять Себежского царя в плен. И отправился Илья Муромец за тремя царевичами, и преследовал их до самого берега моря, и перебил все остальное войско, но захватил живых царевичей и вернулся в город Себеж, и горожане увидели его и известили об этом. своему Царю.

Когда он прибыл в город Чернигов, под стенами города Чернигова было сарацинское войско, неисчислимое, осаждавшее город Чернигов: собирались его разграбить и храмы божьи сжечь, и взять пленный князь, князь черниговский. И того могучего воинства и драки испугался Илья Муромец, но отдал себя на волю Спасителя, и думал, как пожертвует головой за христианскую веру. Тогда Илья Муромец стал низлагать сарацинское войско копьем своим стальным, и все языческое войско разбил, и взял в плен сарацинского царевича и ввел его в город Чернигов. Когда он вошел, все жители города Чернигова встретили его и оказали ему честь, а сам князь и князь черниговский вышел, чтобы с честью принять мужественного юношу и возблагодарить Господа Бога за то, что он послал столь неожиданную помощь город и не дать им всем беспомощно погибнуть перед могучим сарацинским войском. Они приняли его в свой дворец, устроили ему большой пир и отправили в путь.

Илья Муромец пошел в город Киев прямо из Чернигова по дороге селом Кутузово, которое Соловей-разбойник угнетал тридцать лет, не пропуская ни одного человека, ни конного, ни пешего, и нападая на них не любым оружием, но только своим разбойничьим свистком. Илья Муромец выехал в чистое поле и увидел разбросанные кости богатырей и богатырей. Он проехал по ним и приехал к Брянским лесам, топким болотам, к орешниковым мостам и к реке Смородине.

Соловей-разбойник услышал приближение своего конца и предчувствовал страшную болезнь; и не успел Илья Муромец и двадцати верст продвинуться, как свистнул своим могучим разбойничьим свистком. Но доблестное сердце Ильи не убоялось, и не успел он продвинуться еще верст на десять, как Соловей-разбойник засвистел страшнее прежнего, и конь Ильи Муромца споткнулся от звука.

Наконец Илья подошел к гнезду, раскинувшемуся над двенадцатью дубами, а Соловей-разбойник сидел в гнезде, увидал приближающегося белого русского витязя и стал изо всех сил свистеть, стараясь поразить Илью Муромца в смерть. Илья Муромец достал свой крепкий лук, приставил к нему закаленную стрелу и выстрелил в гнездо Соловья-разбойника; оно попало ему в правый глаз и вышло за его пределы. И Соловей-Разбойник свалился с гнезда, как сноп овса. Илья Миромец взял Соловья-разбойника, крепко привязал его к своему стальному стремени и поскакал к знаменитому городу Киеву.

По пути он миновал дворец Соловья-Разбойника, и как только он подошел к дворцу Разбойника, окна были открыты, и в эти окна смотрели три дочери Соловья-Разбойника. Младшая дочь увидела его и закричала сестрам: «Вот отец наш возвращается с добычей: он ведет к нам человека, привязанного к своему стальному стремени».

Но старшая сестра выглянула и горько заплакала: «Это не наш отец; какой-то неизвестный идет и отца нашего за собой тащит».

Тогда они закричали своим мужьям: «Господа, идите и встретьте этого человека и убейте его за убийство нашего отца, чтобы наше имя не было посрамлено».

Тогда их мужья, могучие воины, выступили против белого русского витязя. У них были хорошие кони, острые копья, и они хотели поднять Илью на своих копьях.

Увидел их Соловей-Разбойник и сказал: «Сыны мои возлюбленные, не позорьте и не берите такого смелого рыцаря, и так все примите от него свою смерть; лучше бы просить у него прощения в смирении и просить его в мой дом, чтобы выпить кубок зеленого вина».

Так по приглашению зятьев Илья вернулся домой и не получил от них зла.

Старшая дочь подняла железный щит из цепей, чтобы он споткнулся; но Илья увидел ее на воротах, ударил ее копьем своим и забил ее насмерть.

Когда Илья прибыл в город Киев, он пошел прямо на княжеский двор, вошел в белокаменный дворец, помолился Богу и поклонился князю.

Князь Киевский спросил его: «Скажи, отважный юноша, как тебя зовут? Из какого ты города?»

И Илья Муромец ответил ответом: «Господин мой, меня зовут Люшка, а по отцу Иванов; я живу в городе Муроме в деревне Карачарово».

Тогда принц спросил его: «По какой дороге ты пришел?»

«От Мурома градом Черниговым и под стенами Чернигова я разгромил сарацинское войско, которого не счесть, и освободил город Чернигов. тащил его за собой на моем стальном стремени».

Принц рассердился и сказал: «Зачем ты рассказываешь такие сказки?»

Услышав это, богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич бросились смотреть и уверили князя, что это действительно так.

Тогда Принц велел подать отважному юноше кубок зеленого вина. Принц, однако, хотел услышать свист Соловья-разбойника. Илья Муромец посадил Князя и Принцессу в соболиную шубу, схватил их под мышку, призвал Соловья-Разбойника и велел ему свистеть, как соловью, только половинкой свистка; но Соловей-Разбойник засвистел всем своим разбойным свистом, и оглушил всех богатырей, так что они упали на землю, и в наказание за это был убит Ильей Муромцем.

Илья Муромец поклялся в кровном братстве с Добрыней Никитичем, тогда они оседлали своих добрых коней и поехали дальше по полям; и они путешествовали около трех месяцев и не нашли противника, достойного их стали: они шли только в чистом поле.

Потом они встретили прохожего, нищего, распевающего псалмы. Рубаха у него была в пятнадцать пудов, шапка в десять пудов, а трость была в десять сажен длины. Набросился на него Илья Муромец со своим конем, и хотел испытать на нем свою могучую силу.

Тут прохожий нищий увидал Илью Муромца и говорит: «Здравствуй, Илья Муромец! Ты помнишь? Я учился с тобой грамоте в одной школе, а теперь ты на меня, который только нищий, натравливаешь своего коня, как хоть я и был врагом, а вы не знаете, что очень большая беда постигла город Киев.Приехал неверный витязь, могучий человек, бесчестный Идолище.Его голова с пивной котел большая, а его плечи в сажень широкие. Между бровями у него пядь длины, а между ушами закаленная стрела. И быка за раз ест и бочонок за раз пьет. Князь Киевский очень огорчен на вас что вы оставили его в таком затруднительном положении».

Переоделся Илья Муромец в платье нищего, поскакал прямо назад во дворец князя и закричал рыцарским голосом: «Здравствуй ты, князь киевский! Дай мне, бродяге нищему, милостыни».

И увидел его Принц и сказал так: «Войди в мой дворец, нищий. Я дам тебе еды и питья и дам тебе золото на пути.»

И пошел нищий во дворец, и стал у печи, и огляделся.

Идолище просил есть, так ему принесли целого жареного быка, и он съел его до костей ; тогда Идолище попросил пить, так ему принесли котел пива; и двадцать человек должны были принести его. И он поднес его к ушам и выпил до дна.

Илья Муромец сказал: «У отца была кобыла прожорливая, жрала, пока не перехватило дыхание».

Идолище не выдержал этой обиды и сказал: «Здравствуй, странствующий нищий! Ты смеешь меня?

— Ну, — сказал Илья Муромец, — вот какой он был человек! И он снял шапку и ударил его по голове слегка, и он чуть не пробил стены дворца, взял сундук Идолище и швырнул его вон. А князь в ответ почтил Илью Муромца, высоко похвалил его и причислил к могучим рыцарям своего двора.

Александр Афанасьев Николаевич. Русские народные сказки . Э.П. Даттон, 1916.

Русский Витязь и Богатырь – Atlas Mythica

Кто такой Илья Богатырь?

Илья Муромец — известный русский фольклорный герой, известный со времен Киевской Руси, почти 1000 лет назад. В народных сказках об Илье Муромце говорится, что он родился от бедных крестьян, а сам он страдал от болезни, прикованной к постели до 33 лет.

Илья Муромец: Русский богатырь и витязь

Однако в то время его болезнь лечили проходящие паломники, что также придавало ему большую силу. Это позволило Илье стать доблестным человеком и распространить свою легенду по славянским землям.

Илья Муромец и Святогор-Витязь

Из славного города Мурома, из села Карачарово, отправился далеко в чистое поле храбрый, храбрый юноша Илья Муромец, сын Ивана.

Доблестный чемпион встретил на своем пути могучего витязя Святогора; и добрый юноша боялся его; старый казак Илья Муромец боялся Святогора-витязя.

Вот он и поставил коня пастись, а сам взобрался на толстый серый дуб, чтобы не попасться на рыцаря Святогора.

Святогор-рыцарь подошел под тот самый крепкий дуб, поставил свой белый полотняный шатер и достал из кармана жену. Она расстелила клетчатые скатерти и поставила ему есть сладкую пищу и медовое питье.

Святогор ел, пока не насытился, и пил, пока не насытился, и лег отдохнуть.

Тогда жена витязя заметила Илью в седом дубе и сказала ему так:

«Здравствуй, доблестный и смелый юноша; слезть с серого дуба. Если не слезешь с серого дуба, то разбудишь витязя Святогора, и он отдаст тебя на скорую смерть».

Так Илья Муромец испугался Святогора и сполз с седого дуба.

И снова она заговорила так:

«Иди и блудодействуй со мной, добрый юноша. Если не сделаешь, я подниму витязя Святогора, и он отдаст тебя на скорую смерть».

Так он и сделал, как было велено, и пошел с ней в карман Святогора.

Святогор проснулся от крепкого сна, оседлал коня и пошел на Святые горы. Затем его конь начал быстро погружаться в землю, пока рыцарь не вонзил шпоры в толстые бедра своего коня.

Тогда конь заговорил человеческим голосом:

«Я вез тебя Святогора-богатыря и твою молодую жену, но не могу я нести двух богатырей и твою молодую белку».

И тут Святогор засунул руку в карман, вынул молодую жену и обнаружил Илью Муромца.

Как ты забрался в глубины моего кармана?

Твоя молодая жена заставила меня войти туда; она угрожала моей жизни.

И рассказал Илья Муромец рыцарю Святогору, как он попал в глубь котла.

Итак, Святогор взял молодую белку, отрубил ей непослушную голову, разрубил на четыре части белое тело и разбросал по голым полям.

Тогда Илья и Святогор сделали себя побратимами и отправились на Святые горы.

Они подошли к глубокой гробнице, и гробница была украшена красным золотом. В эту гробницу лег витязь Святогор, как будто ее для него построили.

«Накрой меня досками, мой побратим», — сказал он.

И по мере того, как Илья покрывал его досками, доски по милости Божией вырастали, как требовалось.

«Раскрой меня, мой побратим».

Но у Ильи Муромца не было сил раскрыть его; и начал он ломать доски своим мечом, и где бы он ни взмахивал мечом, на пути возникали обручи.

«Возьми мой меч, мой побратим!»

И взял Илья меч, но не в силах был его поднять.

«Приходи, мой побратим, я дам тебе силу».

Илья тогда ушел в яму и Святогор дышал на него своим рыцарским дыханием. Тогда Илья взял тот меч, и, где бы он ни ударил, вокруг возникли железные обручи.

«Приходи ко мне во второй раз, мой побратим; Я дам тебе больше сил».

Илья Муромец сказал сразу:

«Если я еще раз спущусь к тебе, то наша матушка серая земля не выдержит: сил у меня хватит».

А Святогор ответил:

«Если бы ты снова спустился, я бы дохнул на тебя смертельным дыханием, и ты бы лег спать рядом со мной».

Так и остался по сей день рыцарь Святогор.

Сказка про храброго и отважного богатыря Илью Муромца и соловья-разбойника

Когда-то в знаменитом городе Муроме в селе Карачарово жил крестьянин, которого звали Иваном Тимофеевичем; у него был любимый сын Илья Муромец.

И сел он в доме домоседом на тридцать лет, и по прошествии тридцати лет он начал могущественно ходить на ногах своих, и он приобрел великую силу.

Тогда он сделал себе воинские побрякушки и стальное копье, и завел себе хорошего коня, рыцарского коня; Затем он подошел к своей матери и отцу и попросил их благословения.

«Вы, мои господа, мать и отец, позвольте мне войти в знаменитый город Киев, чтобы помолиться Богу и поклониться нашему князю в Киеве».

Мать и отец дали ему свое благословение, и заставили его дать могучую клятву, и они наказали ему великую службу. И заговорили так:

«Прямо едешь в град Киев, прямо в град Чернигов, и в пути твоем никому зла не делай, христианской крови напрасно не проливай».

Илья Муромец взял благословение отца и матери, помолился Богу, простился с отцом и матерью и отправился в путь и дорогу.

И отправился он далеко в темный лес, и наткнулся на стан разбойников. Увидели те разбойники Илью Муромца, и завидовали в разбойничьих сердцах его богатырскому коню, и стали между собою говорить, как бы взять того коня; ибо таких прекрасных коней не видели в тех краях, и вот проезжал на одном из них какой-то неизвестный.

Вот и напали на ля Муромца, сразу десять, а потом по двадцать. И Илья Муромец остановил своего рыцарского коня, взял закаленную стрелу и насадил ее на свой крепкий лук. Он позволил закаленной стреле упасть на землю, и она вонзилась в землю на пятьдесят футов.

И видя это, убоялись разбойники, и, собравшись в круг, пали на колени и молили его:

«Господин, отец наш, юноша могучий доблести, мы виновны в глазах твоих; и за эту нашу вину, как тебе будет угодно, наложи на нас столько штрафа, сколько подобает, будь то цветное платье или табуны лошадей».

Илья улыбнулся им и сказал:

«Мне не нужна одежда, но если вы хотите наслаждаться жизнью, впредь не рискуйте больше».

И отправился Илья Муромец в дорогу на Киев. Придя под стены города Себежа, он увидел трех царевичей из чужих краев, у которых было войско в тридцать тысяч человек; они хотели захватить город Себеж и взять в плен себежского саря.

Солля Муромец пошел за тремя царевичами, и преследовал их до самого берега моря и перебил все остальное войско, но захватил живьем царевичей и вернулся в город Себеж, и горожане увидели его и известили об этом своему царю.

Когда он прибыл в город Чернигов, под стенами города Чернигова было сарацинское войско, которого не счесть, осаждали город Чернигов: хотели разграбить его и храмы божьи сжечь, и взять пленен князь, князь черниговский.

И того могучего воинства и схватки испугался Илья Муромец, но отдался на волю Спасителя, и думал, как пожертвует головой за христианскую веру. Тогда Илья Муромец начал низлагать сарацинское войско копьем своим стальным, и все языческое войско разбил, и взял в плен сарацинского царевича и ввел его в город Чернигов.

Когда он вошел, все жители города Чернигова встретили его и оказали ему честь, а сам князь и князь черниговский вышел, чтобы с честью принять отважного юношу и возблагодарить Господа Бога за такое неожиданное послание. помощь городу и не дать им всем беспомощно погибнуть перед могучим сарацинским войском.

Они приняли его в свой дворец, устроили ему большой пир и отправили в путь.

Илья Муромец пошел в город Киев прямо из Чернигова по дороге селом Кутузово, которое Соловей-Разбойник угнетал тридцать лет, не пропуская ни одного человека, ни конного, ни пешего, и не нападая на них любым оружием, но только своим разбойничьим свистком.

Илья Муромец выехал в чистое поле и увидел разбросанные кости рыцаря и воинов. Он проехал по ним и приехал к Брянским лесам, топким болотам, к орешниковым мостам и к реке Смородине.

Соловей-Разбойник услышал приближение своего конца и предчувствовал страшную болезнь; и не успел Илья Муромец и двадцати верст продвинуться, как свистнул своим могучим разбойничьим свистком.

Но доблестное сердце Ильи не убоялось, и не успел он продвинуться верст на десять, как Соловей-разбойник засвистел страшнее прежнего, и конь Ильи Муромца споткнулся от звука.

Наконец Илья подошел к гнезду, раскинувшемуся над двенадцатью дубами, а Соловей-разбойник сидел в гнезде, увидал приближающегося белого русского витязя и засвистел изо всех сил, стараясь поразить Илью Муромца до смерть.

лля Муромец достал свой крепкий лук, приставил к нему закаленную стрелу и выстрелил в гнездо Соловья-разбойника; оно попало ему в правый глаз и вышло за его пределы.

И Соловей-Разбойник свалился с гнезда, как сноп овса. Илья Муромец взял Соловья-разбойника, крепко привязал его к своему стальному стремени и поскакал к знаменитому городу Киеву.

По пути он миновал дворец Соловья-Разбойника, и как только он подошел к дворцу Разбойника, окна были открыты и в эти окна смотрели три дочери Соловья-Разбойника.

Увидела его младшая дочь и закричала сестрам:

«Вот отец наш возвращается с добычей: он ведет к нам человека, привязанного к своему стальному стремени»

Но старшая сестра выглянула и горько воскликнул:

«Это не наш отец; идет какой-то неизвестный человек и тащит за собой нашего отца».

Тогда они закричали своим мужьям:

«Господа, идите и встретьте этого человека и убейте его за убийство нашего отца, чтобы наше имя не было посрамлено».

Тогда их мужья, могучие воины, выступили против белого русского витязя. У них были хорошие кони, острые копья, и они хотели поднять Илью на своих копьях.

Увидел их Соловей-разбойник и сказал:

«Сыны мои возлюбленные, не бесчестите и не берите такого смелого рыцаря, и так все примите от него смерть свою; лучше бы в смирении попросить у него прощения и пригласить его в мой дом выпить кубок зеленого вина».

Итак, по приглашению зятьев Илья вернулся домой и не получил от них зла.

Старшая дочь подняла железный щит из цепей, чтобы он споткнулся; но Илья увидел ее на воротах, ударил ее своим копьем и забил ее насмерть.

Приехав в город Киев, Илья пошел прямо на княжеский двор, вошел в белокаменный дворец, помолился Богу и поклонился князю. Князь Киевский спросил его:

«Скажи, отважный юноша, как тебя зовут? Из какого ты города?

И Илья Муромец вернул ответ:

«Господин мой, меня зовут Люшка, а по отцу Иванов; живи в городе Муроме в селе Карачарово».

Тогда Принц спросил его:

«По какой дороге ты пришел?»

«От Мурома под городом Черниговом и под стенами Чернигова я разбил сарацинское войско, которого не счесть, и освободил город Чернигов. А оттуда пошел прямо, и я взял живьем могучего Соловья-разбойника и потащил его за собой на своем стальном стремени».

Тогда принц рассердился и сказал:

«Зачем ты рассказываешь такие сказки?»

Услышав это, богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич бросились смотреть и уверили князя, что это действительно так.

Тогда Принц велел подать отважному юноше кубок зеленого вина. Принц, однако, хотел услышать свист Соловья-разбойника.

Илья Муромец посадил Князя и Княжну в соболиную шубу, схватил их под мышку, призвал Соловья-разбойника и велел ему свистеть, как соловью, только половинкой свистка.

А Соловей-Разбойник засвистел всем своим разбойным свистом, и оглушил всех богатырей, так что они упали на землю, и в наказание за это был убит Ильей Муромцем.

ля Муромец поклялся в кровном братстве с Добрыней Никитичем, потом оседлали своих добрых коней и поехали дальше по чистому полю, и путешествовали около трех месяцев и не нашли противника достойного своей стали: только по чистому полю ходили.

Потом они встретили прохожего, нищего, распевающего псалмы.

Рубаха у него была в пятнадцать пудов, шапка в десять пудов, а трость в десять саженей.

Илья Муромец набросился на него со своим конем и собирался испытать на нем свою могучую силу.

Тут прохожий нищий увидел Илью Муромца и сказал:

«Здравствуй, Илья Муромец! Вы помните? Я выучил грамоту с тобой в одной школе, а теперь ты насаживаешь на меня своего коня, который только нищий, как будто я враг, и не знаешь, что на город Киев пришла великая беда. ”

Приехал неверный рыцарь, могучий человек, бесчестный лдолище. Голова у него большая, как пивной котел, а плечи сажень широкие. Между бровями у него пядь, а между ушами закаленная стрела. И ест быка за раз, и выпивает из бочки за раз.

Князь Киевский очень огорчен на вас, что вы оставили его в таком бедственном положении.

И переоделся Илья Муромец в платье нищего, и поскакал прямо назад во дворец князя, и закричал рыцарским голосом:

Приветствую тебя, князь Киевский, подай мне, бродяге, милостыни.

И увидел его Принц и сказал так:

«Войди в мой дворец, нищий. Я дам тебе еды и питья и дам тебе золото на пути твоем».

Итак, нищий вошел во дворец, стал у печи и огляделся.

Идолище просил есть, так ему принесли целого поджаренного быка и он съел его до костей, потом Идолище попросил напоить, так ему принесли котел пива; и двадцать человек должны были принести его. И он поднес его к ушам и выпил до дна.

Илья Муромец сказал:

«У отца была прожорливая кобыла; он жадно глотал, пока его дыхание не прекратилось.

Идолище не выдержало этого оскорбления и сказало:

«Здравствуй, странствующий нищий! Ты смеешь меня? Я мог бы взять тебя в свои руки; если бы это был Илья Муромец, я бы даже побоялся его.

— Ну, — сказал Илья Муромец, — вот какой он был человек!

И шапку снял, и легонько ударил Идолище по голове, и чуть не пробил стены дворца, взял сундук Идолище и швырнул вон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы