Илья муромец кто он такой: Тайны великого Ильи Муромца
Содержание
Тайны великого Ильи Муромца
Первое января – знаменательная дата не только с точки зрения
встречи Нового года. В этот день отмечается народный праздник
«День Ильи Муромца» (по старому стилю – 19
декабря). Мало кто знает, что богатырь Илья Муромец – не
выдуманный, а вполне реальный персонаж. Считается, что прототипом
былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во
времена Владимира Мономаха. В наши дни герой стал небесным
покровителем дальней авиации, пограничников и войск РВСН. Также
Илью Муромца считали избавителем Киева от нашествия татарского
Калин-царя. В этот день было принято поклониться родной земле и
вспомнить все славные подвиги народных героев – защитников
Руси.
В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в
1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший
Киев в 1594 году оставил описание гробницы Ильи Муромца,
находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для
великого героя и его товарища был возведен специальный придел –
это означало, что им была оказана такая же честь, как и великим
князьям. Сейчас его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре,
являясь неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца
(канонизирован в 1643 году).
«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом
златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая
пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена
крестным знамением».
О богатыре Илье Муромце написано немало былин – «Илья Муромец
и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи
Муромца с Жидовином», «Ссора Ильи Муромца с князем
Владимиром». Кроме того, по мотивам былин об Илье Муромце в
1956 году в нашей стране был снят игровой фильм, а позднее и
серия мультфильмов.
Неудивительно, ведь Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и
Алешей Поповичем – стражи Руси, символы могущества и
непоколебимости Отечества. Их боялись – им преклонялись.
Имя Ильи Муромца было известно в XIII веке не только на
территории Руси, но и за ее пределами. Ученым известно, что
упоминание о герое имеется в одном из германских эпических
произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе
Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо
знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и всесильный
воин, прославившийся своими выдающимися подвигами.
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно
родился богатырь – есть версии, что в 1143 году в селе
Карачарово, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеева
и Евфросинии Яковлевны. Впрочем, также есть данные, что его
родиной было село Карачев – под городом Моровск.
Расходятся ученые и в версии, откуда появилась фамилия
«Муромец». Некоторые думают, что это прозвище. По одной
из них «Муромец» происходит от слова «мур» –
«стена», что тогда означало – «человек-богатырь, которого
невозможно победить». Кто-то считает, что Муромец –
профессиональное прозвище – в Киевской Руси мурами звали
каменщиков. Наконец, есть такие, кто в своих исследованиях
опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к
ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на
печи-муромке…
Но это не суть важно, главное чудо – что жил и здравствовал
на Руси великий богатырь – Илья Муромец.
Древние летописи свидетельствуют – всем был хорош Илья: и пригож,
и высок, и статен, и умен, только руки и ноги его не слушались.
Телосложением Илья Муромец отличался от обычных людей – он был
«ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах»,
как говорили в старину. По современным меркам, богатырь был чуть
выше среднего роста – 177 см, но в XII веке такой мужчина
считался чуть ли не великаном. Как упоминалось выше, письменные
источники сообщают, что просидел Илья на печи, согласно преданию,
целых 33 года. И вот на Русь напало бесчисленное вражье войско.
Стал Муромец жаловаться: «Эх, вы ноги мои нехожалые, эх, вы,
руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в
обиду врагам да разбойникам!»
Однажды сидел Илья возле дома, вдруг подошли к нему три
старца-странника да попросили водички попить.
Муромец тут объяснил, что не может ходить, но старцы проявили
настойчивость. Тогда богатырь, разозлившись, неожиданно встал и
прошел до колодца, набрал воды. Хитрые старцы велели будущему
богатырю самому ее выпить, а потом спросили:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю
вспахал.
Тогда старцы велели Илье допить воду и принести еще ковшик.
Почувствовал в себе Муромец силу богатырскую, а старцы и рады
стараться. Уходя, сказали: «Ну и будет с тебя, молодец.
Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли
родной».
Сохранилось мнение, что под видом этих старцев Илье Муромцу
явился Иисус Христос с апостолами.
После этого богатырь пошел в Киев, служить князю. Он прославился
как сильный и храбрый воин, о его подвигах сложили былины.
Несмотря на это, Илья всегда оставался скромным человеком и
отказывался занимать высокие посты: «Я простой русский
богатырь, который спасал вас не из корысти, и мне не надо ни
серебра, ни золота. Мое богатство – сила богатырская, мое дело –
Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из сражений сильное ранение, Илья принимает
решение окончить свои дни иноком и принимает постриг в
Феодосиевском монастыре (ныне Киево-Печерская Лавра). Став
монахом, он дал обет никогда не брать в руки оружие, служить Богу
смирением и любовью. Однако когда на монастырь напали, не
смог удержаться и нарушил данную клятву. В этой битве он и
погиб. Видимо, Господь отпустил ему это прегрешение, ведь уже в
1643 году он был канонизирован в числе 69 подвижников
Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Илия почивает в молитвенном положении,
сложив персты правой руки так, как и сейчас принято в
Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние
пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом
(конец XVII-XIX веков) этот факт из жития святого служил
доказательством в пользу трехперстного сложения.
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела
экспертизу мощей святого. Результаты показали, что из-за дефектов
позвоночника, Илья вполне мог страдать параличом конечностей.
Умер он в возрасте 45-50 лет в результате «удара в сердце».
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и
изображается на иконах для монастырей и храмов.
Сейчас в честь великого богатыря названы – памятники (в
городском парке города Мурома), географические объекты (Остров
Муромец – в районе Киева на Днепре, а также самый высокий водопад
в России, находящийся на полуострове Медвежий), организации
(киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»), техника
(«Илья Муромец» – фрегат Российского императорского флота»),
художественная литература (былины – «Илья Муромец и
Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое»), а также
музыкальные произведения, театральные постановки, фильмы и
компьютерные игры.
Фото — https://tunnel.ru/, https://putidorogi-nn.ru/, https://www.culture.ru/
Илья Муромец — Православный портал «Азбука веры»
Оглавление
- Былинный герой или реальная историческая личность?
- Тайна смерти Ильи Муромца
Былинный герой или реальная историческая личность?
Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.
Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.
Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.
Тайна смерти Ильи Муромца
Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.
Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!
Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.
К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома».
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.
И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.
В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.
События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.
И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.
Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.
Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.
Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.
С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории).
Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.
Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.
Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.
По мнению Сергея Хведчени: «портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».
Повесть о храбром и храбром богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике
Примечание : Эта статья взята из более крупного общедоступного произведения и размещена здесь в связи с его исторической ценностью. Он может содержать устаревшие идеи и формулировки, не отражающие мнения и убеждения TOTA.
« Сказка о храбром и отважном богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике » из русских народных сказок Александра Афанасьева Николаевича, 19 лет16.
Сказка о храбром и отважном богатыре Илье Муромце и соловье-разбойнике
Когда-то в знаменитом городе Муроме, в селе Карачарово, жил крестьянин, которого звали Иваном Тимофеевичем;. у него был один любимый сын Илья Муромец. И сидел он в доме домоседом в течение тридцати лет, и по прошествии тридцати лет он начал могущественно ходить на ногах своих, и он приобрел великую силу. Тогда он сделал себе боевые побрякушки и стальное копье, и завел себе хорошего коня, рыцарского коня; Затем он подошел к своей матери и отцу и попросил их благословения. «Вы, господа мои, мать и отец мой, позвольте мне войти в славный город Киев, чтобы помолиться Богу и поклониться нашему князю в Киеве».
Мать и отец благословили его, заставили дать великую клятву и возложили на него великую службу. И говорили они так: «Прямо едешь к граду Киеву, прямо к граду Чернигову, и в пути твоем никому зла не делай, христианской крови напрасно не проливай».
Илья Муромец принял благословение отца и матери, помолился Богу, простился с отцом и матерью и отправился в путь и дорогу. И отправился он далеко в темный лес, и наткнулся на стан разбойников. Увидели те разбойники Илью Муромца, и завидовали в разбойничьих сердцах его богатырскому коню, и стали между собою говорить, как бы взять того коня; ибо таких прекрасных коней не видели в тех краях, и вот проезжал на одном из них какой-то неизвестный человек. Вот и насадили на Илью Муромца, сразу десять и потом по двадцать. И Илья Муромец остановил своего богатырского коня, взял закаленную стрелу и насадил ее на свой крепкий лук. Он позволил закаленной стреле упасть на землю, и она вонзилась в землю на пятьдесят футов.
И увидев это, разбойники убоялись и, собравшись в круг, пали на колени и молили его: «Господин, отец наш, юноша могучий доблестью, мы виновны в глазах твоих; и за это вина наша, как тебе будет угодно, наложи на нас сколько угодно штрафа, будь то цветное платье или табуны лошадей».
Илья улыбнулся им и сказал: «Одежды мне не нужны, но, если вы хотите наслаждаться жизнью, впредь не рискуйте».
И отправился он своей дорогой в знаменитый город Киев. И отправился Илья Муромец в дорогу; когда он пришел под стены города Себежа, он увидел трех царевичей из чужих краев, у которых было войско в тридцать тысяч человек; они хотели захватить город Себеж и взять Себежского царя в плен. И отправился Илья Муромец за тремя царевичами, и преследовал их до самого берега моря, и перебил все остальное войско, но захватил живых царевичей и вернулся в город Себеж, и горожане увидели его и известили об этом. своему Царю.
Когда он прибыл в город Чернигов, под стенами города Чернигова было сарацинское войско, неисчислимое, осаждавшее город Чернигов: собирались его разграбить и храмы божьи сжечь, и взять пленный князь, князь черниговский. И того могучего воинства и драки испугался Илья Муромец, но отдал себя на волю Спасителя, и думал, как пожертвует головой за христианскую веру. Тогда Илья Муромец стал низлагать сарацинское войско копьем своим стальным, и все языческое войско разбил, и взял в плен сарацинского царевича и ввел его в город Чернигов. Когда он вошел, все жители города Чернигова встретили его и оказали ему честь, а сам князь и князь черниговский вышел, чтобы с честью принять мужественного юношу и возблагодарить Господа Бога за то, что он послал столь неожиданную помощь город и не дать им всем беспомощно погибнуть перед могучим сарацинским войском. Они приняли его в свой дворец, устроили ему большой пир и отправили в путь.
Илья Муромец пошел в город Киев прямо из Чернигова по дороге селом Кутузово, которое Соловей-разбойник угнетал тридцать лет, не пропуская ни одного человека, ни конного, ни пешего, и нападая на них не любым оружием, но только своим разбойничьим свистком. Илья Муромец выехал в чистое поле и увидел разбросанные кости богатырей и богатырей. Он проехал по ним и приехал к Брянским лесам, топким болотам, к орешниковым мостам и к реке Смородине.
Соловей-разбойник услышал приближение своего конца и предчувствовал страшную болезнь; и не успел Илья Муромец и двадцати верст продвинуться, как свистнул своим могучим разбойничьим свистком. Но доблестное сердце Ильи не убоялось, и не успел он продвинуться еще верст на десять, как Соловей-разбойник засвистел страшнее прежнего, и конь Ильи Муромца споткнулся от звука.
Наконец Илья подошел к гнезду, раскинувшемуся над двенадцатью дубами, а Соловей-разбойник сидел в гнезде, увидал приближающегося белого русского витязя и стал изо всех сил свистеть, стараясь поразить Илью Муромца в смерть. Илья Муромец достал свой крепкий лук, приставил к нему закаленную стрелу и выстрелил в гнездо Соловья-разбойника; оно попало ему в правый глаз и вышло за его пределы. И Соловей-Разбойник свалился с гнезда, как сноп овса. Илья Миромец взял Соловья-разбойника, крепко привязал его к своему стальному стремени и поскакал к знаменитому городу Киеву.
По пути он миновал дворец Соловья-Разбойника, и как только он подошел к дворцу Разбойника, окна были открыты, и в эти окна смотрели три дочери Соловья-Разбойника. Младшая дочь увидела его и закричала сестрам: «Вот отец наш возвращается с добычей: он ведет к нам человека, привязанного к своему стальному стремени».
Но старшая сестра выглянула и горько заплакала: «Это не наш отец; какой-то неизвестный идет и отца нашего за собой тащит».
Тогда они закричали своим мужьям: «Господа, идите и встретьте этого человека и убейте его за убийство нашего отца, чтобы наше имя не было посрамлено».
Тогда их мужья, могучие воины, выступили против белого русского витязя. У них были хорошие кони, острые копья, и они хотели поднять Илью на своих копьях.
Увидел их Соловей-Разбойник и сказал: «Сыны мои возлюбленные, не позорьте и не берите такого смелого рыцаря, и так все примите от него свою смерть; лучше бы просить у него прощения в смирении и просить его в мой дом, чтобы выпить кубок зеленого вина».
Так по приглашению зятьев Илья вернулся домой и не получил от них зла.
Старшая дочь подняла железный щит из цепей, чтобы он споткнулся; но Илья увидел ее на воротах, ударил ее копьем своим и забил ее насмерть.
Когда Илья прибыл в город Киев, он пошел прямо на княжеский двор, вошел в белокаменный дворец, помолился Богу и поклонился князю.
Князь Киевский спросил его: «Скажи, отважный юноша, как тебя зовут? Из какого ты города?»
И Илья Муромец ответил ответом: «Господин мой, меня зовут Люшка, а по отцу Иванов; я живу в городе Муроме в деревне Карачарово».
Тогда принц спросил его: «По какой дороге ты пришел?»
«От Мурома градом Черниговым и под стенами Чернигова я разгромил сарацинское войско, которого не счесть, и освободил город Чернигов. тащил его за собой на моем стальном стремени».
Принц рассердился и сказал: «Зачем ты рассказываешь такие сказки?»
Услышав это, богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич бросились смотреть и уверили князя, что это действительно так.
Тогда Принц велел подать отважному юноше кубок зеленого вина. Принц, однако, хотел услышать свист Соловья-разбойника. Илья Муромец посадил Князя и Принцессу в соболиную шубу, схватил их под мышку, призвал Соловья-Разбойника и велел ему свистеть, как соловью, только половинкой свистка; но Соловей-Разбойник засвистел всем своим разбойным свистом, и оглушил всех богатырей, так что они упали на землю, и в наказание за это был убит Ильей Муромцем.
Илья Муромец поклялся в кровном братстве с Добрыней Никитичем, тогда они оседлали своих добрых коней и поехали дальше по полям; и они путешествовали около трех месяцев и не нашли противника, достойного их стали: они шли только в чистом поле.
Потом они встретили прохожего, нищего, распевающего псалмы. Рубаха у него была в пятнадцать пудов, шапка в десять пудов, а трость была в десять сажен длины. Набросился на него Илья Муромец со своим конем, и хотел испытать на нем свою могучую силу.
Тут прохожий нищий увидал Илью Муромца и говорит: «Здравствуй, Илья Муромец! Ты помнишь? Я учился с тобой грамоте в одной школе, а теперь ты на меня, который только нищий, натравливаешь своего коня, как хоть я и был врагом, а вы не знаете, что очень большая беда постигла город Киев.Приехал неверный витязь, могучий человек, бесчестный Идолище.Его голова с пивной котел большая, а его плечи в сажень широкие. Между бровями у него пядь длины, а между ушами закаленная стрела. И быка за раз ест и бочонок за раз пьет. Князь Киевский очень огорчен на вас что вы оставили его в таком затруднительном положении».
Переоделся Илья Муромец в платье нищего, поскакал прямо назад во дворец князя и закричал рыцарским голосом: «Здравствуй ты, князь киевский! Дай мне, бродяге нищему, милостыни».
И увидел его Принц и сказал так: «Войди в мой дворец, нищий. Я дам тебе еды и питья и дам тебе золото на пути.»
И пошел нищий во дворец, и стал у печи, и огляделся.
Идолище просил есть, так ему принесли целого жареного быка, и он съел его до костей ; тогда Идолище попросил пить, так ему принесли котел пива; и двадцать человек должны были принести его. И он поднес его к ушам и выпил до дна.
Илья Муромец сказал: «У отца была кобыла прожорливая, жрала, пока не перехватило дыхание».
Идолище не выдержал этой обиды и сказал: «Здравствуй, странствующий нищий! Ты смеешь меня?
— Ну, — сказал Илья Муромец, — вот какой он был человек! И он снял шапку и ударил его по голове слегка, и он чуть не пробил стены дворца, взял сундук Идолище и швырнул его вон. А князь в ответ почтил Илью Муромца, высоко похвалил его и причислил к могучим рыцарям своего двора.
Александр Афанасьев Николаевич. Русские народные сказки . Э.П. Даттон, 1916.
Русский Витязь и Богатырь – Atlas Mythica
Кто такой Илья Богатырь?
Илья Муромец — известный русский фольклорный герой, известный со времен Киевской Руси, почти 1000 лет назад. В народных сказках об Илье Муромце говорится, что он родился от бедных крестьян, а сам он страдал от болезни, прикованной к постели до 33 лет.
Илья Муромец: Русский богатырь и витязь
Однако в то время его болезнь лечили проходящие паломники, что также придавало ему большую силу. Это позволило Илье стать доблестным человеком и распространить свою легенду по славянским землям.
Илья Муромец и Святогор-Витязь
Из славного города Мурома, из села Карачарово, отправился далеко в чистое поле храбрый, храбрый юноша Илья Муромец, сын Ивана.
Доблестный чемпион встретил на своем пути могучего витязя Святогора; и добрый юноша боялся его; старый казак Илья Муромец боялся Святогора-витязя.
Вот он и поставил коня пастись, а сам взобрался на толстый серый дуб, чтобы не попасться на рыцаря Святогора.
Святогор-рыцарь подошел под тот самый крепкий дуб, поставил свой белый полотняный шатер и достал из кармана жену. Она расстелила клетчатые скатерти и поставила ему есть сладкую пищу и медовое питье.
Святогор ел, пока не насытился, и пил, пока не насытился, и лег отдохнуть.
Тогда жена витязя заметила Илью в седом дубе и сказала ему так:
«Здравствуй, доблестный и смелый юноша; слезть с серого дуба. Если не слезешь с серого дуба, то разбудишь витязя Святогора, и он отдаст тебя на скорую смерть».
Так Илья Муромец испугался Святогора и сполз с седого дуба.
И снова она заговорила так:
«Иди и блудодействуй со мной, добрый юноша. Если не сделаешь, я подниму витязя Святогора, и он отдаст тебя на скорую смерть».
Так он и сделал, как было велено, и пошел с ней в карман Святогора.
Святогор проснулся от крепкого сна, оседлал коня и пошел на Святые горы. Затем его конь начал быстро погружаться в землю, пока рыцарь не вонзил шпоры в толстые бедра своего коня.
Тогда конь заговорил человеческим голосом:
«Я вез тебя Святогора-богатыря и твою молодую жену, но не могу я нести двух богатырей и твою молодую белку».
И тут Святогор засунул руку в карман, вынул молодую жену и обнаружил Илью Муромца.
Как ты забрался в глубины моего кармана?
Твоя молодая жена заставила меня войти туда; она угрожала моей жизни.
И рассказал Илья Муромец рыцарю Святогору, как он попал в глубь котла.
Итак, Святогор взял молодую белку, отрубил ей непослушную голову, разрубил на четыре части белое тело и разбросал по голым полям.
Тогда Илья и Святогор сделали себя побратимами и отправились на Святые горы.
Они подошли к глубокой гробнице, и гробница была украшена красным золотом. В эту гробницу лег витязь Святогор, как будто ее для него построили.
«Накрой меня досками, мой побратим», — сказал он.
И по мере того, как Илья покрывал его досками, доски по милости Божией вырастали, как требовалось.
«Раскрой меня, мой побратим».
Но у Ильи Муромца не было сил раскрыть его; и начал он ломать доски своим мечом, и где бы он ни взмахивал мечом, на пути возникали обручи.
«Возьми мой меч, мой побратим!»
И взял Илья меч, но не в силах был его поднять.
«Приходи, мой побратим, я дам тебе силу».
Илья тогда ушел в яму и Святогор дышал на него своим рыцарским дыханием. Тогда Илья взял тот меч, и, где бы он ни ударил, вокруг возникли железные обручи.
«Приходи ко мне во второй раз, мой побратим; Я дам тебе больше сил».
Илья Муромец сказал сразу:
«Если я еще раз спущусь к тебе, то наша матушка серая земля не выдержит: сил у меня хватит».
А Святогор ответил:
«Если бы ты снова спустился, я бы дохнул на тебя смертельным дыханием, и ты бы лег спать рядом со мной».
Так и остался по сей день рыцарь Святогор.
Сказка про храброго и отважного богатыря Илью Муромца и соловья-разбойника
Когда-то в знаменитом городе Муроме в селе Карачарово жил крестьянин, которого звали Иваном Тимофеевичем; у него был любимый сын Илья Муромец.
И сел он в доме домоседом на тридцать лет, и по прошествии тридцати лет он начал могущественно ходить на ногах своих, и он приобрел великую силу.
Тогда он сделал себе воинские побрякушки и стальное копье, и завел себе хорошего коня, рыцарского коня; Затем он подошел к своей матери и отцу и попросил их благословения.
«Вы, мои господа, мать и отец, позвольте мне войти в знаменитый город Киев, чтобы помолиться Богу и поклониться нашему князю в Киеве».
Мать и отец дали ему свое благословение, и заставили его дать могучую клятву, и они наказали ему великую службу. И заговорили так:
«Прямо едешь в град Киев, прямо в град Чернигов, и в пути твоем никому зла не делай, христианской крови напрасно не проливай».
Илья Муромец взял благословение отца и матери, помолился Богу, простился с отцом и матерью и отправился в путь и дорогу.
И отправился он далеко в темный лес, и наткнулся на стан разбойников. Увидели те разбойники Илью Муромца, и завидовали в разбойничьих сердцах его богатырскому коню, и стали между собою говорить, как бы взять того коня; ибо таких прекрасных коней не видели в тех краях, и вот проезжал на одном из них какой-то неизвестный.
Вот и напали на ля Муромца, сразу десять, а потом по двадцать. И Илья Муромец остановил своего рыцарского коня, взял закаленную стрелу и насадил ее на свой крепкий лук. Он позволил закаленной стреле упасть на землю, и она вонзилась в землю на пятьдесят футов.
И видя это, убоялись разбойники, и, собравшись в круг, пали на колени и молили его:
«Господин, отец наш, юноша могучий доблести, мы виновны в глазах твоих; и за эту нашу вину, как тебе будет угодно, наложи на нас столько штрафа, сколько подобает, будь то цветное платье или табуны лошадей».
Илья улыбнулся им и сказал:
«Мне не нужна одежда, но если вы хотите наслаждаться жизнью, впредь не рискуйте больше».
И отправился Илья Муромец в дорогу на Киев. Придя под стены города Себежа, он увидел трех царевичей из чужих краев, у которых было войско в тридцать тысяч человек; они хотели захватить город Себеж и взять в плен себежского саря.
Солля Муромец пошел за тремя царевичами, и преследовал их до самого берега моря и перебил все остальное войско, но захватил живьем царевичей и вернулся в город Себеж, и горожане увидели его и известили об этом своему царю.
Когда он прибыл в город Чернигов, под стенами города Чернигова было сарацинское войско, которого не счесть, осаждали город Чернигов: хотели разграбить его и храмы божьи сжечь, и взять пленен князь, князь черниговский.
И того могучего воинства и схватки испугался Илья Муромец, но отдался на волю Спасителя, и думал, как пожертвует головой за христианскую веру. Тогда Илья Муромец начал низлагать сарацинское войско копьем своим стальным, и все языческое войско разбил, и взял в плен сарацинского царевича и ввел его в город Чернигов.
Когда он вошел, все жители города Чернигова встретили его и оказали ему честь, а сам князь и князь черниговский вышел, чтобы с честью принять отважного юношу и возблагодарить Господа Бога за такое неожиданное послание. помощь городу и не дать им всем беспомощно погибнуть перед могучим сарацинским войском.
Они приняли его в свой дворец, устроили ему большой пир и отправили в путь.
Илья Муромец пошел в город Киев прямо из Чернигова по дороге селом Кутузово, которое Соловей-Разбойник угнетал тридцать лет, не пропуская ни одного человека, ни конного, ни пешего, и не нападая на них любым оружием, но только своим разбойничьим свистком.
Илья Муромец выехал в чистое поле и увидел разбросанные кости рыцаря и воинов. Он проехал по ним и приехал к Брянским лесам, топким болотам, к орешниковым мостам и к реке Смородине.
Соловей-Разбойник услышал приближение своего конца и предчувствовал страшную болезнь; и не успел Илья Муромец и двадцати верст продвинуться, как свистнул своим могучим разбойничьим свистком.
Но доблестное сердце Ильи не убоялось, и не успел он продвинуться верст на десять, как Соловей-разбойник засвистел страшнее прежнего, и конь Ильи Муромца споткнулся от звука.
Наконец Илья подошел к гнезду, раскинувшемуся над двенадцатью дубами, а Соловей-разбойник сидел в гнезде, увидал приближающегося белого русского витязя и засвистел изо всех сил, стараясь поразить Илью Муромца до смерть.
лля Муромец достал свой крепкий лук, приставил к нему закаленную стрелу и выстрелил в гнездо Соловья-разбойника; оно попало ему в правый глаз и вышло за его пределы.
И Соловей-Разбойник свалился с гнезда, как сноп овса. Илья Муромец взял Соловья-разбойника, крепко привязал его к своему стальному стремени и поскакал к знаменитому городу Киеву.
По пути он миновал дворец Соловья-Разбойника, и как только он подошел к дворцу Разбойника, окна были открыты и в эти окна смотрели три дочери Соловья-Разбойника.
Увидела его младшая дочь и закричала сестрам:
«Вот отец наш возвращается с добычей: он ведет к нам человека, привязанного к своему стальному стремени»
Но старшая сестра выглянула и горько воскликнул:
«Это не наш отец; идет какой-то неизвестный человек и тащит за собой нашего отца».
Тогда они закричали своим мужьям:
«Господа, идите и встретьте этого человека и убейте его за убийство нашего отца, чтобы наше имя не было посрамлено».
Тогда их мужья, могучие воины, выступили против белого русского витязя. У них были хорошие кони, острые копья, и они хотели поднять Илью на своих копьях.
Увидел их Соловей-разбойник и сказал:
«Сыны мои возлюбленные, не бесчестите и не берите такого смелого рыцаря, и так все примите от него смерть свою; лучше бы в смирении попросить у него прощения и пригласить его в мой дом выпить кубок зеленого вина».
Итак, по приглашению зятьев Илья вернулся домой и не получил от них зла.
Старшая дочь подняла железный щит из цепей, чтобы он споткнулся; но Илья увидел ее на воротах, ударил ее своим копьем и забил ее насмерть.
Приехав в город Киев, Илья пошел прямо на княжеский двор, вошел в белокаменный дворец, помолился Богу и поклонился князю. Князь Киевский спросил его:
«Скажи, отважный юноша, как тебя зовут? Из какого ты города?
И Илья Муромец вернул ответ:
«Господин мой, меня зовут Люшка, а по отцу Иванов; живи в городе Муроме в селе Карачарово».
Тогда Принц спросил его:
«По какой дороге ты пришел?»
«От Мурома под городом Черниговом и под стенами Чернигова я разбил сарацинское войско, которого не счесть, и освободил город Чернигов. А оттуда пошел прямо, и я взял живьем могучего Соловья-разбойника и потащил его за собой на своем стальном стремени».
Тогда принц рассердился и сказал:
«Зачем ты рассказываешь такие сказки?»
Услышав это, богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич бросились смотреть и уверили князя, что это действительно так.
Тогда Принц велел подать отважному юноше кубок зеленого вина. Принц, однако, хотел услышать свист Соловья-разбойника.
Илья Муромец посадил Князя и Княжну в соболиную шубу, схватил их под мышку, призвал Соловья-разбойника и велел ему свистеть, как соловью, только половинкой свистка.
А Соловей-Разбойник засвистел всем своим разбойным свистом, и оглушил всех богатырей, так что они упали на землю, и в наказание за это был убит Ильей Муромцем.
ля Муромец поклялся в кровном братстве с Добрыней Никитичем, потом оседлали своих добрых коней и поехали дальше по чистому полю, и путешествовали около трех месяцев и не нашли противника достойного своей стали: только по чистому полю ходили.
Потом они встретили прохожего, нищего, распевающего псалмы.
Рубаха у него была в пятнадцать пудов, шапка в десять пудов, а трость в десять саженей.
Илья Муромец набросился на него со своим конем и собирался испытать на нем свою могучую силу.
Тут прохожий нищий увидел Илью Муромца и сказал:
«Здравствуй, Илья Муромец! Вы помните? Я выучил грамоту с тобой в одной школе, а теперь ты насаживаешь на меня своего коня, который только нищий, как будто я враг, и не знаешь, что на город Киев пришла великая беда. ”
Приехал неверный рыцарь, могучий человек, бесчестный лдолище. Голова у него большая, как пивной котел, а плечи сажень широкие. Между бровями у него пядь, а между ушами закаленная стрела. И ест быка за раз, и выпивает из бочки за раз.
Князь Киевский очень огорчен на вас, что вы оставили его в таком бедственном положении.
И переоделся Илья Муромец в платье нищего, и поскакал прямо назад во дворец князя, и закричал рыцарским голосом:
Приветствую тебя, князь Киевский, подай мне, бродяге, милостыни.
И увидел его Принц и сказал так:
«Войди в мой дворец, нищий. Я дам тебе еды и питья и дам тебе золото на пути твоем».
Итак, нищий вошел во дворец, стал у печи и огляделся.
Идолище просил есть, так ему принесли целого поджаренного быка и он съел его до костей, потом Идолище попросил напоить, так ему принесли котел пива; и двадцать человек должны были принести его. И он поднес его к ушам и выпил до дна.
Илья Муромец сказал:
«У отца была прожорливая кобыла; он жадно глотал, пока его дыхание не прекратилось.
Идолище не выдержало этого оскорбления и сказало:
«Здравствуй, странствующий нищий! Ты смеешь меня? Я мог бы взять тебя в свои руки; если бы это был Илья Муромец, я бы даже побоялся его.
— Ну, — сказал Илья Муромец, — вот какой он был человек!
И шапку снял, и легонько ударил Идолище по голове, и чуть не пробил стены дворца, взял сундук Идолище и швырнул вон.